Алекс Громов
У инков было множество богов, часть из которых «досталась им в наследство» от их предшественников, более ранних циклизаций, а сами инки обожествили Природу, давшую им жизнь, и даже их немногие жестокие ритуалы можно понять как одну из форм естественного отбора, сохраняющего для потомков лучшее. К богам инки относились скорее как к родителям. Большинство религиозных ритуалов инков было связано с культом плодородия.
Небесная иерархия богов инков была по-военному строгой – так во главе небес стоял верховный бог Кон Тикси Виракоча (или просто Виракоча), это слово-термин можно было перевести у инков как «Господь», который мел множество имен, и был великим богом-создателем, сотворившим когда-то не только землю и людей, но и других земных богов. При создании вселенной Виракочи использовал три основополагающих элемента – воду, землю и огонь. Связь между Средним миром – людей и Высшим миром – богов, осуществлялась при помощи Великого инки, сына Солнца. В числе тех богов, которых Виракоча сотворил, был и бог Тауантинсуйсу, нечто вроде «государственного бога» инской империи. Это был прекрасный бог Инти, золотое солнце, легендарный основоположник правящей династии инков. Тот, по чьему желанию и возникли сами Великие инки и их империя.
Ниже его «по положению» были небесные святила – Солнце, Луна, Венера, сама Земля, Океан и другие, они считались живыми, у них просили помощи и покровительства. Особенно почитали Солнце – без него бы погибли все урожаи, все люди. Среди других великих богов был Ильяпа – бог погоды, грома и молнии, посылающий спасительный дождь на поля.
Мама Килья – богиня Луны, считалась женой Солнца, поэтому тоже была окружена у инков особым почетом. Ее верховной жрицей была койя – жена Великого инки. К знаменитому Храму Солнца в Куско примыкало и Святилище Луны, куда ни один человек, кроме койи, не имел права безнаказанно войти. Среди женских божеств были популярны одни из древнейших культов – матери-земли (Мама Пача) и матери-моря (Мама Кочи). Обожествлялась также и матерь-кукуруза – ее дух называли Мама Сари и в мае устраивали посвященный ей специальный праздник.
Инки не разрушали чужие культы, и даже включали местных богов и богинь в свой пантеон (сборище богов), заботясь лишь о том, чтобы их собственные боги были главными. Местные святыни, называемые на языке кечуа - уака, могли иметь совершенно различный облик – ручьи, камни, холмы, утесы, одиноко стоящие скалы, пещеры и даже мумии предков. Самой главной уакой по легенде было Солнце, с которого спустился Инка.
Особо ценились мумии правителей – наверное потому, что в их жилах текла божественная кровь. Неслучайно для мумии умерших владык Куско оставляли их дворцы, строя наследникам новый, и специальный чиновник надзирал, чтобы никто без разрешения не потревожил покой умершего владыки (или «ушедшего к своему Великому отцу – Солнцу). С мумиями обращались как с живыми, вынося наружу как амулеты во время больших праздников или даже беря с собой в поход. Главным жрецом храма в Куско был верховный жрец империи инков. Его рангу соответствовала даже особая одежда - специальная красная туника без рукавов и особый головной убор, украшенный перьями редких амазонских птиц. Именно он проводил все главные религиозные церемонии – обращения к Солнцу, чьими детьми были высшие инки, и проведение обрядов бракосочетания правителя империи. Для этого он должен был в совершенстве владеть тем, что сегодня мы бы назвали «медитационной техникой», но при этом этот верховный священнослужитель, был обязательно родственником Великого инки – как правило, братом или дядей. Но это родство не «спасало» его от всех ограничений, накладываемых на эту «должность» - верховный жрец не имел права вступать в интимные связи с любой женщиной и не мог есть мясную пищу и многое другое.
Наиболее интересная тайна мифологии инков – ее цикличность, существуют целые мифы о четырех поколениях, сменяющих друг друга.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.americalatina.ru