Содержание:
1. Экономическая интеграция. История
1.1 Понятие, история и значение интеграции в Мировой Экономике.
1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки
2. Особенности интеграционных объединений стран Латинской Америки
2.1 МЕРКОСУР – поиск альтернативных идей
2.2 Центральная Америка – свет и тени единения
2.3 Латинская Америка и США – непростые отношения
2.5 Россия вернулась в Латинскую Америку?
3.1 Новое объединение – УНАСУР – «исторический шаг в правильном направлении»
3.2 Сценарии дальнейшего развития
Введение
Усиление взаимозависимости национальных экономических механизмов опирается на развивающийся процесс интернационализации хозяйственной жизни каждой страны в масштабе мирового хозяйства. Если для XIX в. наиболее характерной была такая его форма, как интернационализация торгово-обменных операций, то в XX в., особенно во второй его половине, на передний план выступает интернационализация производства. На этой основе взаимосвязи национальных экономик резко усиливаются, а само участие в международном разделении труда в современных условиях проявляется как предпосылка нормального развития производства. Переход в последние десятилетия развитых стран на новую технологическую базу, создание новых информационных коммуникаций, возникновение современных средств связи сопровождаются бурным развитием таких форм интернационализации, как интернационализация научных и технических исследований, а также валютных и финансово-кредитных отношений. [1] Высшей формой интернационализации хозяйственной жизни, её качественно новым этапом является международная экономическая интеграция, которая предполагает сближение национальных хозяйств и проведение ими согласованной межгосударственной экономической политики.
Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения). В настоящее время в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности экономической интеграции стран Латинской Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире и какова вероятность возникновения полноценного экономического союза сопоставимого с Европейским Союзом.
Задачи курсовой работы:
Разобраться в сути и предпосылках интеграции в Латиноамериканской регионе;
Рассмотреть наиболее крупные интеграционные блоки Латинской Америки и их взаимодействие с внешним миром;
Выявить перспективы развития экономической интеграции на интересующем нас латиноамериканском континенте.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в последнее время страны Латинской Америки приобретают всё большую и большую значимость, особенно для России. Визиты Президента Российской Федерации в ряд стран Латинской Америки в конце 2008 года подтверждает важное место региона в шкале внешнеполитических приоритетов нашей страны, эти визиты придали импульс всему комплексу российско-латиноамериканских связей.
1. Экономическая интеграция. История
1.1 Понятие, история и значение интеграции в Мировой Экономике.
Прежде чем мы приступим к основательному рассмотрению форм экономической интеграции стран Латинской Америки, будет целесообразным выяснить, что такое интеграция, как давно она зародилась, каковы её цели, а также какие положительные и отрицательные стороны она имеет.
Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия и развитие связей между ними. Экономическая интеграция – это высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями и корпорациями. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. [8]
К основным формам интеграционных объединений относятся:
зона свободной торговли, которая означает взаимную либерализацию экспортно-импортных операций стран-участниц;
таможенный союз, в результате которого внутри группировки свободно перемещаются товары и услуги, а в отношении третьих стран проводится единая таможенная политика;
общий рынок, означающий ликвидацию таможенных барьеров не только для движения товаров и услуг, но и для перемещения других факторов производства (миграции рабочей силы и капитала);
экономический союз, предполагающий проведение странами-участницами единой экономической политики и создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов;
валютный союз, означающий общие для всех стран-участниц валюту, центральный банк, единую экономическую и валютно-финансовую политику;
единое экономическое пространство, в рамках которого устраняются, все ограничения в торговле, устанавливается свобода передвижения людей, капиталов, товаров, услуг, гармонизируются стандарты и технические нормы. [1]
В экономической теории и международной политической экономии принято выделять два аспекта региональной интеграции: регионализм и регионализацию. Регионализм, или "интеграция сверху", реализуется через формальные институты и договоренности на межгосударственном уровне, а регионализация, или корпоративная интеграция, - через спонтанное сближение и взаимопереплетение экономик стран региона. Регионализация охватывает процессы инвестиционного и торгового взаимодействия бизнес-структур, миграцию трудовых ресурсов, а также сотрудничество на уровне субнациональных органов власти (например, приграничное).
Процессы регионализации не являются специфической чертой современного мира. Регионы со сравнительно высокой политической фрагментацией, связанные тесными неформальными экономическими каналами ("миры-экономики"), функционировали уже в третьем тысячелетии до н.э. (например, в Месопотамии и Восточном Средиземноморье). Как правило, в их основе лежали сложные торговые сети, формировавшиеся сообществами купцов для систематического обмена товарами различного рода. Яркие примеры регионализации дает история стран Средиземноморья в X в. и Европы в XI-ХП вв. ("торговая революция" позднего Средневековья). В обоих случаях речь идет о тех регионах, где отсутствовали формальная интеграция и правовые механизмы зашиты собственности и обеспечения договоров при трансграничных сделках. Несмотря на эти препятствия и низкий уровень развития средств коммуникации, эти страны пережили беспрецедентное увеличение масштабов международной торговли, сопровождавшееся значительным экономическим ростом. Основой интеграции здесь стали агентские сети и коалиции купцов, которые могли пользоваться инструментом неформального эмбарго и несли коллективную ответственность за нарушение обязательств. [3]
Сегодня глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства — образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран крупных экономических мегаблоков. В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП усиливается предметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимозависимость производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.
Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка — географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.
Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику. Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А вот Латинской Америке, интеграционным процессам которой посвящена данная работа, и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество. Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро — разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания). Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров. [11]
И, тем не менее, представить современные мировые экономические отношения без интеграционных процессов невозможно.
Как известно, наибольшей зрелости экономическая интеграция достигла в группе развитых западноевропейских стран, где образовалась интеграционная группировка Европейский союз, куда на сегодняшний день входят 27 стран. Но и развивающиеся государства пытаются не отстать, пусть и интеграционные тенденции здесь выражены слабее. Докажем это на примере интеграционных процессов, проходящих в Латинской Америке.
1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки
Симон Боливар, завоевывая независимость для латиноамериканских республик, верил, что на месте испанских колоний появится не множество разрозненных и часто враждующих между собой государств, а единая семья братских народов, строящих свою судьбу самостоятельно, но совместно.
Этим мечтам не дано было воплотиться в жизнь, хотя, казалось бы, все предпосылки для этого были. Латинскую Америку объединяет испанский язык (за исключением, конечно, говорящей на португальском Бразилии), католическая религия, общие исторические корни и сходная культура, в том числе политическая. К тому же все страны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешним влиянием – сначала это была европейская метрополия – Испания или Португалия, потом неформальное господство США, экономическое, а порой и политическое. [16] Непосредственная близость к главной мирохозяйственной державе не только не создала преимуществ или просто благоприятных условий для формирования своего рода системы «сообщающихся сосудов», но, наоборот, ухудшила возможности развития потенциально богатого континента, превратив его в ресурсно-энергетического сателлита. До середины ХХ века Латинская Америка – это конгломерат разрозненный, подчас враждующих между собой государств, легко становившихся объектом сырьевой и финансовой эксплуатации северным гигантом, которому не нужна сильная Латинская Америка, способная превратиться в нежелательного конкурента. А та больше не желает оставаться его универсальным амортизатором. Отсюда тяга к объединению усилий, созданию оборонительно-наступательного «единого фронта».
Латиноамериканская интеграция как фактор установления общих экономических и социально политических ориентиров развивалась по сложному и противоречивому пути, у неё были периоды и подъёма, и спада, и прорывов, и кризисов. Однако страны Латинской Америки приступили к объединительным процессам раньше других развивающихся стран. Первые организации были созданы уже в 1960 году. 18 февраля 1960 г. в Монтевидео Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай подписали договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), позже преобразованной в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа было заключено соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа – Центральноамериканского общего рынка (позже – ЦАИС). В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительный документ – “Договор Картахены” или “Андский пакт”, образовав Андскую группу стран. В 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас было образовано Карибское сообщество (КАРИКОМ). Основной стратегической целью всех этих организаций так или иначе было гармоничное и сбалансированное развитие экономик латиноамериканских стран, которое, в конечном итоге, должно привести к созданию единого экономического пространства. Они внесли существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений – Андского сообщества и МЕРКОСУР, а также способствовав заключению и унификации двусторонних экономических соглашений. [10]
Заметное ослабление коллективных механизмов произошло в 80-е годы, названные «потерянным десятилетием». В дальнейшем, по мере преодоления острых трудностей, положение менялось, но проблемы не исчезали, принимая лишь иные формы. В основе Латиноамериканской интеграции изначально лежали как хозяйственные, так и политические мотивы, и лишь рассматривая их в совокупности и взаимозависимости, можно уяснить сущность и направленность объединительных тенденций на континенте. 18 декабря 1986 года в Рио-де-Жанейро была образована Группа Рио, куда в настоящий момент входят 23 государства Латинской Америки. Группа Рио является примером политической интеграции, поэтому рассматриваться в данной работе не будет, но нельзя не упомянуть её огромного значения для интеграционных процессов стран Латинской Америки. Это объединение является наиболее представительным и влиятельным объединением латиноамериканских государств, играющим важную роль в развитии региональной интеграции, укреплении международного авторитета Латинской Америки и повышении её удельного веса в мировых делах. Основными направлениями деятельности организации стали поддержка мира в странах Центральной Америки, переговоры с должниками и кредиторами стран-участниц Группы, разработка концепции создания единого американского рынка, препятствие деятельности международной наркомафии, террористов и торговцев оружием, а также охрана окружающей среды.
Реальные предпосылки интеграции возникли в Латинской Америке после Второй Мировой Войны, когда в результате национально-освободительного движения укрепились позиции государства в экономике (национализация иностранной собственности в первые послевоенные годы). В 1948 г. создана Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки, сплотившая вокруг себя немало выдающихся национальных аналитиков; были разработаны программы индустриализации. [4, стр.88] К самостоятельности, индустриализации, догоняющему развитию добавились стабилизационно-оборонительные, восстановительные задачи. Если на первых этапах речь шла в основном о расширении рынков сбыта, "облагораживании" производства и структуры экспорта, а также о самодостаточном кредитовании, то в последнее время вопрос об углублении регионального сотрудничества рассматривается в более широком плане, с позиций обеспечения экономической безопасности. Обобщающая формула модификации могла бы свестись к тому, что мир становится все более жестким и все менее управляемым, а периферийные страны все более уязвимыми. В условиях обостряющейся глобальной конкуренции, возрождения принципа Гоббса "борьба всех против всех" региональная интеграция, основывающаяся на регулируемом сотрудничестве и приспособлении национальных хозяйств к новым мирохозяйственным отношениям, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности стран Латинской Америки. [17]
Латиноамериканская интеграция — это не просто сумма товарных, инвестиционных и трудовых рынков, а новое качество воспроизводственных механизмов; объективный процесс, часть современной экономической политики выживаемости в обстановке обостряющейся мирохозяйственной конкуренции. Не случайно все вновь избранные главы государств континента в той или иной мере затрагивают вопросы интеграции, совместных действий. Показательно, что во время спада 2002-2003 гг. в ключевой промышленности Венесуэлы - нефтяной, вызванного внутренней нестабильностью, помощь Бразилии, Тринидада и Тобаго и других стран региона предотвратила политический взрыв. Конечно, существуют пределы стимулирования рыночных отношений с помощью интеграции. Для их расширения необходимы внутренне структурные преобразования, которые позволили бы оптимизировать стратегию развития региона. Однако нарастающая глобализация с суровыми правилами взаимодействия при одновременном сохранении недостаточной конкурентоспособности латиноамериканской экспортной продукции, дают основание полагать, что дальнейшая региональная интеграция, каким бы спадам она ни подвергалась, неизбежна.
В любом случае интеграция имеет огромное значение, как для настоящего, так и для будущего развития Латинской Америки. Ныне, когда идут поиски оптимальной стратегии развития региона, она приобретает особую значимость и актуальность. [4, стр.97]
2. Особенности интеграционных объединений стран Латинской Америки
2.1 МЕРКОСУР – поиск альтернативных идей
На фоне застойных явлений в объединительных процессах в 1991 году возникает новое сообщество – южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР, куда помимо двух крупнейших и наиболее развитых стран – Бразилии и Аргентины – входят их два ближайших соседа – Уругвай и Парагвай. Эта четвёрка сразу заявила о себе как о динамичном союзе, способном ставить задачи не только торгово-экономического, но и социального и даже политического характера, в том числе не всегда совпадающие с нормами и правилами ВТО и других мировых властных структур. Конечная цель, о чём говорит само название, – формирование общего рынка, с постепенным ростом числа его участников, как в Европейском сообществе.
Возникновение «союза четырёх» – это определённое завершение сложного взаимодействия Бразилии и Аргентины, борющихся за лидерство в Южной Америке. МЕРКОСУР – масштабное объединение: на него приходится 73% территории Южной Америки, 69% её населения (более 268 млн.человек) и 74% ВВП (2,8 трлн.долл.)1. За первую половину 90-х годов товарооборот в рамках южноамериканского блока увеличился в 4 раза. [2, стр.91] Сотрудничество в области энергетики является основополагающим в процессе экономического сближения стран МЕРКОСУР. На энергетику возлагается роль одного из китов региональной интеграции, способного переплести сферы производства, транспортировки и потребления. Это подтверждается масштабными планами создания различных инфраструктурных энергетических объектов как внутри каждого государства, так и соединяющих несколько стран объединения. По мнению руководства стран МЕРКОСУР, энергетическая интеграция призвана не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и стать эффективным инструментом в деле улучшения социальной и внутриполитической ситуации, борьбе с бедностью в наименее развитых странах блока.
Динамика МЕРКОСУР в основных чертах повторяет ход развития Аргентины, исторического флагмана этого подрегиона – подъём в первой половине 90-х годов, определяемый некоторыми аналитиками как «экономическое чудо», и постепенный спад во второй половине, особенно в конце десятилетия, закончившийся экономическим и социально- политическим кризисом, как в Аргентине, так и в МЕРКОСУРе. Опыт «четвёрки» показал, что хотя процесс интеграции содержит позитивные импульсы и благоприятные предпосылки, вместе с тем влечёт за собой немало трудностей и противоречий. И руководителей Аргентины, и инициаторов МЕРКОСУРа на старте охватили синдром победителей, чувство эйфории, ощущение запрограммированного успеха. Отсюда – пренебрежение к долгосрочному прогнозированию, возможности нежелательных результатов в будущем. Острый всеобъемлющий кризис в Аргентине как бы «свалился на голову», хотя некоторые аналитики предвидели его. Президент страны К.Менем «американизировал» традиционные деловые и культурные ценности населения, делая во внешней политике явный крен в сторону США в ущерб отношениям с Бразилией и ставшей ассоциированным членом блока реформировавшейся Чили. А на Аргентину приходится, по меньшей мере, треть потенциала МЕРКОСУРа, что не могло не отразиться на его судьбе. Наметившееся оживление экономики Бразилии и Аргентины в 2003 году, связанное с приходом к власти руководителей нового типа, привело к росту сотрудничества между МЕРКОСУРом и Андским сообществом наций, потребность в котором возникла ещё несколько десятилетий назад. На совете МЕРКОСУРа (декабрь 2002 г.) было принято решение о сближении блоков, что должно не только укрепить торгово-инвестиционные связи, но и повысить качество жизни южноамериканских народов. Тревожной проблемой обоих сообществ остаётся безработица (в Бразилии официально 8 млн. чел.). Доля городских безработных в экономически активном населении составила в Аргентине 19%, Уругвае – 17% и Парагвае – 15%. [9]
Опыт МЕРКОСУРа и других латиноамериканских блоков показал, что интеграция может быть действенным инструментом стабильности, но вместе с тем она способна из стимулятора хозяйственного роста превратиться в переносчика кризисных явлений. Подобная «инфекционная» ситуация сложилась в начале первого десятилетия нынешнего века, когда финансово-экономический кризис в Аргентине стал распространяться на партнёров по МЕРКОСУРу, вызвав общий спад в сообществе.
Перемены в политической жизни Бразилии, супердержавы регионального значения с населением около 180 млн.человек, позволяют делать прогнозы как по блоку МЕРКОСУР, так и Южной Америки в целом. В своей инаугурационной речи (начало января 2003 г.) президент страны И.Л.да Силва особое внимание уделил Южноамериканскому сотрудничеству в контексте проблем политической стабильности, необходимости роста экспортной торговли и создания новых рабочих мест. Другой реформатор, Н.Киршнер (президент Аргентины с мая 2003 г. по октябрь 2007 г.), также отметил многоплановое значение интеграции. Оба они подчеркнули не только важность укрепления МЕРКОСУРа, но и создания более широкого объединения – Южноамериканской зоны свободной торговли. Важным направлением становится либеральное торгово-инвестиционное сближение с Евросоюзом при полном устранении взаимных внутренних преград в ближайшие десять лет (первого трансатлантического объединения). [4]
В 2006 году к МЕРКОСУР присоединилась и Венесуэла. В качестве ассоциированного члена там уже находятся Чили, Перу, Колумбия, Эквадор и Боливия, объединённые противостоять нежелательному давлению центров. Мексика имеет статус наблюдателя. [7] Также блок окреп после избрания на пост президента Уругвая представителя левых реформаторских сил Табаре Васкеса, в октябре 2004 года. Не остаётся в стороне от интеграционных процессов и Куба, ставшая в 1999 г. членом ЛАИ (ранее ЛАСТ). В декабре 2002 г. между Бразилией и Кубой подписано соглашение о преференциальных тарифах, так или иначе меняющее конфигурацию МЕРКОСУРа. Льготные пошлины на ввоз на Кубу 240 видов бразильских товаров и почти на 200 кубинских, поступающих на рынок Бразилии, – первый шаг не пути соответствующего соглашения с МЕРКОСУРом в целом. Среди перспективных задач блока выделяются две – политическая, в центре которой предстоящее формирование парламента МЕРКОСУРа, и экономическая – создание единой валюты. Опыт Евросоюза показывает, что существование единой валюты может предотвратить финансовый хаос, какой был бы возможен, к примеру, после «чёрного сентября» 2001 года. В целях предотвращения денежных неурядиц в МЕРКОСУР принято решение об образовании Института валюты. Соблюдение достигнутых договоренностей, совместное выполнение принятых решений приблизит страны блока к стратегической цели создания в будущем единого энергетического, а затем и общего рынка Южной Америки. [2]
2.2 Центральная Америка – свет и тени единения
Концентрированным выражением трудностей интеграции служит история создания ЦАОР (Центральноамериканский общий рынок) – первого торгово-экономического блока в развивающемся мире (объединительное промышленное соглашение заключено в 1958 г.). Название блок получил по конечной цели сближения – не только ликвидировать внутренние торгово-таможенные границы, но и создать единую энергетическую систему субрегиона. В первое десятилетие, проходившее на фоне мировых национально-освободительных движений, пять стран (Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала и Гондурас) добились заметных успехов – основная часть их внутризонального товарооборота была освобождена от таможенных пошлин, а внутризональный экспорт увеличился в 8 раз, в последующее десятилетие – в 3 раза.. «Банановые» и «кофейные» республики превращались в разносторонние экономики, Коста-Рику называли латиноамериканской Швейцарией. [4] Доля готовых изделий и полуфабрикатов достигла половины стоимости субрегиональных торговых операций. В целом по Латинской Америке темпы роста ВВП в 60-70-е годы были наивысшими за вторую половину ХХ века – в среднем 6% в год.
Однако внутренние противоречия, давление извне и ослабление мировой конъюнктуры породили спад. «Потерянное десятилетие» 80-х годов в Латинской Америке стало кризисным и для её экономики в целом, и для региональной интеграции, причём практически для всех блоков (к тому времени появилась Андская группа, Карибский общий рынок – КАРИКОМ и Амазонский пакт). Началось переосмысление интеграционного движения. Распространение в мире рыночного либерализма отодвинуло на время на второй план развитие взаимных торгово-производственных отношений. В центральной Америке ожесточились гражданские конфликты (война в Сальвадоре длилась свыше 10 лет, в Гватемале – 36 лет).
История ЦАОР, с 1991 года – Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС), в которую вошла Панама, – типичная картина сложностей и перспектив латиноамериканской интеграции вообще и проблем малых стран в частности. Схожесть природно-климатических условий, исторических судеб, структуры хозяйства, исторического состава и другие факторы давали основание полагать, что намеченные программы будут осуществлены в короткие сроки. [13] Однако реальность оказалась иной, и здесь стоит вычленить три обстоятельства:
ограниченность финансово-экономических, технологических и людских ресурсов, присущая малым развивающимся странам, большая зависимость от внешних факторов роста;
практически отсутствие главного энергетического ресурса – нефти (исключение – Гватемала) и связанное с этим удорожание импорта при периодическом падении цен на экспортные кофе и бананы (подчас ниже себестоимости). Обострение международной конкуренции в совокупности со стихийными бедствиями предопределили низкие темпы роста, иногда даже прироста населения;
важное геостратегическое положение субрегиона, расположенного на стыке двух океанов, пресечение путей и Северной в Южную Америку. Отсюда особенно пристальное внимание США к этому перекрёстку, их опасения, что здесь может сформироваться солидарный блок, способный проводить самостоятельную согласованную политику.
Тема интеграции присутствовала на всех субрегиональных форумах последнего десятилетия ХХ в. И начала нового столетия. Рыночная либерализация привела к тому, что темпы роста блоковой экономики едва превышали 1%, доля внутризональной торговли снизилась до 15%, экспортная структура стала менее разнообразной, а между членами сообщества нарастала конкуренция. Торможение наметилось и в базисных проектах – создание единой энергетической системы было отодвинуто на 2007 год, для его завершения были необходимы 320 млн.долл. со стороны сообщества и 240 млн. обещал МАБР. После строительства Панамериканского шоссе проект сообщающейся электроэнергетической системы стал важнейшим в планах субрегиональной интеграции.
Несмотря на экономический застой, внимание мировых центров к этому стратегически важному блоку не ослабевало. Немалый интерес к ЦАИС наблюдается со стороны Евросоюза. В результате многочисленных совместных конференций в 2003 году принято решение укрепить сотрудничество с упором на создание в будущем общей зоны свободной торговли. Традиционно главный интерес к ЦАИС проявляли США, с помощью различных рычагов привязавшие к себе это важное рыночное пространство, занимающее в торговле 3-е место после Мексики и Бразилии и с которым у них постоянный актив торгового баланса – экспорт 8 млн.долл., импорт - 4 млн. долл. [4] Одно из свидетельств активной здесь позиции США – визит президента Дж.Буша в Сальвадор в марте 2002 г., по поводу возможности подписания соглашения о совместной зоне свободной торговли. Переговоры проходили в атмосфере многочисленных протестов в стране и субрегионе. Представители профсоюзов и крестьянских организаций утверждали, что зона свободной торговли приведёт к усилению несправедливой конкуренции с и без того уже почти истреблённым национальным производством, вместо создания новых рабочих мест вырастет безработица. Сторонники зоны заявили, что Центральная Америка не может плестись позади, когда мир движется к упразднению всех торговых барьеров.
Последующие переговоры между представителями США и ЦАИС проходили в Коста-Рике в начале 2003 года. Высказывались опасения гибели мелкого и среднего производства в противоборстве с американским бизнесом. Особую тревогу вызывало субсидирование сельского хозяйства Соединёнными Штатами, что ставит местных фермеров в тяжёлое положение, поскольку аграрный сектор остаётся основой экономики субрегиона.
Значительный резонанс имел четвёртый Межамериканский форум, состоявшийся в середине 2003 года в городе Тегусигальпа (Гондурас) и посвящённый проблемам свободной торговли, где присутствовали представители стран Латинской Америки, а также Африки и Европы. На нём активно обсуждались деятельность ТНК («Зона свободной торговли – инструмент накопления капитала транснациональными компаниями»), выгоды северного гиганта («ЗСТ – часть новой стратегии безопасности США»), критиковались аспекты намечавшейся зоны свободной торговли.
Трудные напряжённые поиски компромиссов завершились подписанием в мае 2004 года между США и шестью странами соглашения о создании зоны свободной торговли КАФТА; в августе к нему присоединилась Доминиканская Республика. Для вступления этого документа в силу требовалась ратификация его обеими сторонами, что в Латинской Америке не всегда происходит легко и быстро: соглашение вступило в силу 1 января 2009 года. Последней страной, ратифицировавшей документ в 2007 году, была Коста-Рика. [6]
2.3 Латинская Америка и США – непростые отношения
Проблему общей региональной интеграции было бы неправильно рассматривать вне контекста общих взаимоотношений Латинская Америка – США. Северный гигант остаётся для латиноамериканских стран ближайшим и емким рынком сбыта и поставщиком технологии, пусть и не первого поколения. Рассматривая перспективы региональной интеграции, следует учитывать в первую очередь такой фактор, как относительное ослабление главного внешнеэкономического партнера Латинской Америки. За относительно приемлемыми темпами роста ВВП США, продолжающимся притоком зарубежных инвестиций скрывается немало негативных процессов. Возникшие тенденции к ослаблению доллара, делают перспективы развития Соединенных Штатов весьма туманными. А это может, так или иначе, означать уменьшение давления на Латинскую Америку.
Идея объединения двух Америк возникла у США ещё в 60-е годы ХХ в., но тогда она не получила поддержки Латинской Америки, стремившейся идти своим объединительным путём. В результате США длительное время предпочитали действовать там по формуле двухсторонних связей, считая её наиболее эффективной для себя. Постепенно отношение США к интеграции как фактору стабилизации их неспокойного тыла менялось, особенно в связи с перспективой создания ВАЗСТ (Всеамериканская зона свободной торговли). Структурирование экономики и политики в Западном полушарии под их эгидой становилось все более значимой целью. [4]
В 1990 г. президент США Дж. Буш выдвинул ряд инициатив для привлечения к сотрудничеству южных соседей. Первая встреча в верхах, где обсуждалась конкретная задача создания ВАЗСТ, состоялась при президенте Клинтоне в конце 1994 г. в Майями. На этом саммите 34 страны Северной и Южной Америки (кроме Кубы) решили посредством постепенной ликвидации торговых барьеров обосновать неизбежность формирования полупланетарной финансово-экономической зоны с населением свыше 800 млн. человек и ВВП более 12 трлн. долл. к 2005 г. Рассчитанный ни 10 лет интеграционный путь был непростым. В 90-е годы объединение казалось предсказуемым и понятным, учитывая, что США в то десятилетие переживали неординарный по продолжительности и содержанию подъем экономики (высокие темпы роста при низкой инфляции). Взять на довольствие, если потребуется, весь "комплект" южных соседей, включая страны, обремененные финансовыми трудностями, - такая задача казалась вполне решаемой. К тому же вступившая в действие в 1994 г. зона НАФТА тогда обнаруживала явный динамизм. Некоторое неудобство создавал лишь Меркосур, предлагавший особый путь вхождения в полупланетарное сообщество. Иное положение складывается в начале XXI в.: крупные дефициты госбюджета, торгового и платежного баланса по текущим операциям, большой внутренний и внешний долг. Супергигант стал обнаруживать слабости и в других областях: замедление темпов роста, трудности на фондовых биржах, в инвестиционной сфере, неприятности с оттоком краткосрочных капиталов. В Целях приостановки рецессии ФРС в 2001 г. более 10 раз снижала учетную ставку (подобного не было в кризисные 1990-1991 гг.). Валовой федеральный долг в 2004 г. достиг 7 трлн. долл. и продолжал расти.
В этих обстоятельствах отношение США к интеграции с Латинской Америкой стало не таким однозначным, как в предшествовавшее десятилетие. Изменились приоритеты их геополитических интересов, на передний план выдвинулись ближневосточные проблемы, в том числе азиатские. Переговоры в рамках ВАЗСТ замедлились, отодвинулись на второй план, уступив место институциональным контактам по схеме страна-страна или страна-субрегион, например США-ЦАИС. [5]
Ход, характер и накал переговоров во многом стали зависеть от двух основных аспектов: от содержания внешнеполитических обещаний в период предвыборной президентской кампании 2004 г. в США, их последующего претворения в жизнь и от уровня компромиссов с лидерами МЕРКОСУРа. Одно из острых разногласий между США и МЕРКОСУРом связано с американскими сельскохозяйственными субсидиями. Опасения вызывает также общий разрыв в конкурентоспособности экономик. Многомиллиардные субсидии, официально предоставляемые американским фермерам правительством США с 1985 г., когда была обнародована Программа стимулирования товарного экспорта, также беспокоит латиноамериканцев. Программа, первоначально рассчитанная на 3 года, затем продлевалась, это упрочивало конкурентные позиции американских экспортеров. Сильная поддержка государством сельского хозяйства США, причем не только путем непосредственного финансирования, тоже способствует развитию объединительных процессов в Латинской Америке.
Ни на конференциях министров торговли государств Западного полушария, ни на совещаниях в рамках ВТО (особенно на встрече в Канкуне в середине 2003 г.) не удалось преодолеть противоречия, вызываемые аграрным протекционизмом. По мнению представителя Бразилии, именно он тормозит дальнейшее продвижение в сторону ВАЗСТ. На встрече в верхах в г. Пуэбла (Мексика), состоявшейся в феврале 2004 г., представитель США заявил, что защита американского сельского хозяйства не может быть предметом переговоров. [4]
Непросто складываются отношения США с Чили, второй страной после Мексики, с которой в 2003 г. заключено соглашение о свободной торговле. Озабоченность по поводу проблем, сопряжённых с полупланетарным блоком, в общей форме высказал президент Венесуэлы У. Чавес. Он заявил о необходимости пересмотра модели ВАЗСТ, которая в нынешней форме позволила бы США официально главенствовать над своими южными соседями. По его мнению, следует учитывать весьма различный уровень развития договаривающихся сторон и масштаб накопившихся у них острых социальных проблем. В противном случае государства региона окажутся в невыгодном, проигрышном положении, а посему не следует торопиться с формированием общей торговой зоны. В совместном заявлении президентов Бразилии и Венесуэлы подчеркивалась важность координации действий южноамериканских стран для достижения сбалансированных результатов при переговорах в рамках ВАЗСТ. На встрече в верхах в Монтеррее (Мексика) в начале 2004 г. лидер Венесуэлы заявил, что "ВАЗСТ - это не цель, а путь". В данном виде этот проект непригоден для Латинской Америки, поэтому ей нужно искать соответствующую альтернативу. Президент предложил отложить на 10 лет подписание соответствующего соглашения, что позволило бы сократить существующий опасный разрыв между будущими партнерами. В организационном плане президент Бразилии высказался за формирование в Западном полушарии объединения по формуле «союз союзов». А руководитель Аргентины для успешного функционирования ВАЗСТ посчитал целесообразным, чтобы США разработали для Латинской Америки свой «План Маршалла», как они это сделали для Европы после Второй Мировой Войны.
В Латинской Америке нарастает и накаляется критика в адрес ВАЗСТ, её перспектив («нарушение суверенитета», «господство американских ТНК», «превращение нас в вассалов» и т.д.). Проведённые в 2001 – 2002 гг. референдумы в 9 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Колумбии, показали, что они против создания ВАЗСТ, по крайней мере, сейчас. Лидеры 34 стран, участвовавшие в работе Всеамериканского саммита в аргентинском городе Мар дель Плата, не пришли к согласию по вопросу о создании свободной торговой зоны на территории двух Америк. Саммит наткнулся на вполне предсказуемые противоречия между США и некоторыми странами Латинской Америки. Последние считают, что предложенный США план угрожает экономике их стран. [12]
2.4 Раздвигая горизонты
В 1999 г. интеграция шагнула за рамки региона. В Бразилии состоялся первый саммит Латино-Карибской Америки и Европейского Союза. С тех пор встречи лидеров двух континентов проводятся регулярно. Во встрече, состоявшейся в мае 2004 г. в мексиканском городе Гвадалахара, участвовали и новички, только вступившие в ЕС. Следующий саммит прошел в мае 2006 г. в Вене. Договоры о свободной торговле с ЕС уже заключили Мексика и Чили. По этому пути идут и другие страны.
Мексика, Перу и Чили активно участвуют в работе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего 22 экономики мира. Два форума АТЭС прошли в Латинской Америке – в Мексике в 2002 г. и в Чили в 2004 г. 10-11 мая 2005 г. в столице Бразилии прошел саммит Южноамериканского сообщества наций и Лиги арабских государств. Идея встречи принадлежала бразильскому президенту.
У каждой из этих организаций есть множество собственных «болячек», диспропорции в экономическом развитии, социальные контрасты, различия в политическом устройстве. Казалось бы, против кого они собираются «дружить»? Скорее не против, а «за» – за создание благоприятных внешних условий для решения национальных проблем. Просто появилась еще одна площадка для диалога, сверки часов, обмена мнениями, для укрепления политических, экономических и культурных связей во имя достижения равновесия, координации действий на многосторонних форумах.
Мотор этого процесса – Лула да Силва – толерантный политик, стремящийся искать и находить компромиссы, старающийся избегать конфронтации. Предусматривается повышение уровня кооперации, поощрение взаимных капиталовложений, более рациональное использование экономического потенциала обоих регионов (фактор, сдерживающий связи, – отсутствие транспортных коммуникаций, прямого морского и воздушного сообщения). По утверждению Лулы, открывшего форум, значимость мероприятия заключалась в том, что «обрисовалась контуры новой международной политической, экономической и торговой географии, закладывается прочный фундамент моста между цивилизациями». Встреча завершилась принятием «Декларации Бразилиа». В ней зафиксировано намерение «крепить исторические узы», соединяющие регионы, а также готовность «выработать повестку дня устойчивого экономического и социального развития». Участники форума, подчеркивалось в документе, выступают за «демократизацию международных организаций, с тем, чтобы голос развивающихся стран был услышан». Подписано соглашение между МЕРКОСУР и Советом сотрудничества стран Персидского залива о создании в перспективе зоны свободной торговли. Эта инициатива органически вписывается во внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Бразилии. Одним из ее ключевых направлений является сотрудничество по вектору «Юг-Юг». Оно входит в число приоритетов правительства. Лично президент в сопровождении предпринимателей осуществил ряд поездок по африканским странам с целью расширить связи с «черным» континентом. Здесь, помимо всего прочего, принимались во внимание и этнические факторы – значительную часть населения Бразилии составляют потомки вывезенных рабов.
Сближение с арабскими странами тоже порой подталкивается человеческим фактором – в Южной Америке имеются многочисленные арабские диаспоры, заинтересованные в расширении связей и контактов. По оценкам экспертов, на континенте проживают 17 млн. арабов и их потомков. Около 6 млн. – мусульмане, остальные – христиане сирийско-ливанского происхождения. Так, например, выходцы с Ближнего Востока составляют значительную и влиятельную часть правящей элиты в Эквадоре. Достаточно указать на экс-президентов Абдалу Букарама и Джамиля Мауада. Предки бывшего главы аргентинского государства Карлоса Сауля Менема переселились на континент сравнительно недавно. Немало выходцев из арабского мира и среди богатейших людей региона.
Важным шагом на пути взаимодействия по линии «Юг-Юг» стало образование союза между гигантами второго эшелона – Бразилией, Индией и Южно-Африканской Республикой. Они поставили задачу сложить усилия стран, вытесняемых на обочину развития. Это «трио», чей демографический ресурс превышает 1200 млн. человек, уже сумело зарекомендовать себя эффективным объединением.
Важной формой трансконтинентальной интеграции является регулярно созывающийся Ибероамериканский саммит, где наряду с Испанией и Португалией представлены 22 латиноамериканские страны. XV встреча в верхах состоялась в испанском городе Саламанка в октябре 2005 г. Спустя год, в ноябре, в столице Уругвая Монтевидео прошел очередной саммит. На нем обсуждался вопрос миграции. [13]
2.5 Россия вернулась в Латинскую Америку?
На сегодняшний день Россия поддерживает дипотношения со всеми 33 государствами Латинской Америки. Ведь и здесь, и там – уникальные цивилизации, богатейшая культура, а в последнее время – и довольно схожие проблемы развития, близость взглядов на современный мир и его перспективы. Проводится линия на укрепление дружественных связей с государствами региона, наращивание взаимодействия на мировой арене, развитие торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и культурного сотрудничества.
В последние годы активизировались российско-латиноамериканские контакты на всех направлениях и уровнях, включая высший. Российская сторона нацелена на дальнейшее развитие торгово-экономических связей с акцентом на увеличение российского экспорта высоких технологий, укрепление производственного сотрудничества в энергетике, добыче и транспортировке нефти и газа, машиностроении, металлургии, транспортном секторе, в сфере мирного использования ядерной энергии и исследования космического пространства.
В Латинской Америке хорошо известна продукция российского машиностроения. Так, в Аргентине около трети электроэнергии вырабатывается на энергооборудовании, поставленном нашими фирмами. В Бразилии насчитывается свыше 20 тысяч единиц российского станочного парка. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна используется около 900 российских самолетов и вертолетов. Только за последние годы туда поставлено свыше 60 тысяч легковых и более 16 тысяч грузовых автомобилей. Популярностью среди латиноамериканских предпринимателей пользуется российская дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника. Прорабатываются проекты расширения экспорта российской высокотехнологичной продукции, авиатехники, энергетического и лазерного оборудования.
И конечно, нельзя не упомянуть активно развивающееся военно-техническое сотрудничество – продукцию российской оборонной промышленности ценят не только традиционные партнеры на Кубе, но и в Венесуэле, Уругвае, Мексике, Перу и Колумбии. На подходе и другие страны. [18]
На рынки Латинской Америки выходит крупный российский бизнес. Российское компании успешно действуют в сфере поставок оборудования для ГЭС в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, участвуют в разработке нефтяных месторождений в Колумбии, работают совместные предприятия по сборке автомобилей в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Эквадоре.
Осуществляется сотрудничество в области мирного использования космоса, ядерной энергии с Аргентиной, Бразилией, Мексикой.
Развитию торгово-экономических отношений содействуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Венесуэлой, Колумбией, а также Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА). Созданы Совет предпринимателей Россия – Аргентина (2003 г.), российская часть Комитета деловых инициатив Бразилия – Россия (июль 2004 г). Налаживанию прямых связей между деловыми кругами способствовали проведенные в нашей стране деловой форум "Россия – Латинская Америка" (2001 г.), круглый стол "Россия – страны Андского сообщества: перспективы развития торгово-экономического сотрудничества" (2002 г.), форумы "Санкт-Петербург – Ибероамерика" (2002-2003гг). [10]
В ходе нынешнего «турне» президента России Д.А.Медведева по странам Латинской Америки достигнуто много договоренностей, заключено много контрактов. Прежде всего, они касаются нефтегазовой отрасли и в целом энергетики. Наиболее продвинутый характер имеют договоренности с Венесуэлой, где российский «Газпром» и государственная компания «Петролео де Венесуэла» займутся совместным изучением блока «Айякучо-3» на нефтеносном поясе Ориноко. С Венесуэлой же подписано соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Россия окажет содействие в строительстве атомного реактора. Кроме того, Россия и Венесуэла подписали договор о взаимной защите и продвижении инвестиций, решили создать совместный банк с уставным капиталом в 4 млрд. долл. для финансирования общих проектов, объявили о предстоящем открытии прямой авиалинии Москва–Каракас и о подготовке меморандума о сотрудничестве в автомобилестроении. Объединенная компания РУСАЛ подтвердила намерение совместно с местной фирмой построить в Венесуэле алюминиевый завод мощностью 750 тыс. тонн. Вице-президент республики Рамон Карризалес насчитал 46 проектов, которые обсуждают две страны.
Всеобщий интерес вызвали закупки Каракасом российского оружия: истребителей Су-20, транспортных вертолетов Ми-17, 100 000 автоматов Калашникова и т.д.– всего с 2005 года Венесуэла подписала с Россией 12 контрактов на общую сумму 4,4 млрд. долл. В перспективе – приобретение у Москвы танков Т-90 и бронетранспортеров, идет также речь о подводных лодках. Для этих целей Россия предложила кредит в миллиард долларов. [19]
С Кубой договорились по вопросам поисков нефти и производства никеля. С руководством латиноамериканского экономического гиганта – Бразилией – были намечены пути формирования технологического альянса. Прежде всего, речь идет о сотрудничестве в области использования IT-технологий, а также в освоении космоса, развитии телекоммуникаций, развитии энергетики. Бразильцы согласились использовать российскую Глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС).
Еще одна область – «военка». В те дни в Венесуэле находился отряд российских военных кораблей, прибывших для участия в совместных маневрах. Но в остальном речь шла о военно-технических связях, то есть о продаже и обслуживании военной техники и вооружений. В Перу будет создан техцентр по обслуживанию и капитальному ремонту российских вертолетов. С Бразилией заключено соглашение о военно-техническом сотрудничестве, россияне будут допущены к тендеру по закупке партии вертолетов.
Некоторые договоренности вроде намерения России и Венесуэлы использовать для взаимных расчетов собственные валюты и даже создать для этого их резервы, казалось бы, имеют местное значение, однако они отражают весьма перспективные подходы в деле международных финансовых расчетов.
Наконец, с Бразилией достигнута договоренность о проведении в будущем году в России саммита БРИК – четырех стран (Бразилия, Россия, Индия и Китай), которые во многом определяют тенденции мирового развития. [19]
Важным направлением развития российско-латиноамериканских отношений является укрепление контактов и практического сотрудничества России с многосторонними объединениями государств региона.
Активно развивается диалог с Группой Рио (ГР) - наиболее авторитетным и влиятельным политическим объединением стран Латинской Америки, в рамках которого они осуществляют внешнеполитическую координацию.
С 1997 г. регулярно проводятся встречи министров иностранных дел России и стран координационной "тройки" ГР в рамках сессий ГА ООН (последняя – в ходе 58-й сессии Генассамблеи, 2003 г.). На первом плане в политическом диалоге вопросы международной безопасности и реформы ООН, борьбы с терроризмом и наркобизнесом, мировой экономической ситуации. Осуществляется регулярный обмен посланиями на высшем и высоком уровнях.
В апреле 2003 г. встреча министров иностранных дел России и стран "тройки" ГР (Перу, Бразилия, Коста-Рика) впервые прошла в Москве. Ее участники были приняты В.В.Путиным. По итогам переговоров одобрена Московская декларация, в которой зафиксированы договоренности об активизации политических контактов, противодействия новым угрозам и вызовам, в первую очередь терроризму, а также по проблематике международных экономических отношений, мониторинга мировой финансовой архитектуры, устойчивого развития.
В декабре 2003 г. Министр иностранных дел России впервые принял участие в прошедшем в Монтевидео (Уругвай) саммите влиятельного интеграционного объединения Латинской Америки – Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Его участникам передано послание В.В.Путина, в котором подтверждается стремление России к развитию сотрудничества. Принято Совместное заявление о формировании механизма многостороннего политического диалога между Россией и МЕРКОСУР.
Налажен политический диалог со странами Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС) и Доминиканской Республикой. Состоялись, три встречи на уровне МинИнДел: в 1997 г. в Сан-Хосе (Коста-Рика), в 1999 г. и 2002 г. в Нью-Йорке в рамках сессий ГА ООН.
К сожалению, есть факторы, которые сдерживают развитие торгово-экономических отношений между нашими странами и препятствуют выходу российских фирм в этот привлекательный и перспективный регион. Во-первых, существует еще некоторая экономическая зависимость от США (в первую очередь в таких странах как Мексика, Панама, Колумбия). Во-вторых, наши фирмы практически не могут конкурировать с западными фирмами, которые вкладывают деньги на продвижение своего товара, открывают представительства, участвуют в выставках, адаптируют свой товар к местному рынку, предоставляют гарантии на ремонт своего оборудования и т.д. В-третьих, есть разница в системах стандартизации и сертификации. Банковская поддержка российского экспорта практически отсутствует и т.д. [20]
3. Перспективы развития
3.1 Новое объединение – УНАСУР – «исторический шаг в правильном направлении»
23 мая 2008 года президенты двенадцати государств Латинской Америки подписали договор о создании Южноамериканского союза наций (УНАСУР) в бразильской столице, городе Бразилиа. В состав союза вошли: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Гаяна, Парагвай, Уругвай, Перу, Суринам, и Венесуэла. Таким образом, формально завершён процесс создания объединения, основанного ещё в 2004 году, а страны южноамериканского континента получили новый инструмент для решения возникающих проблем собственными силами.
Главная цель нового регионального объединения – усиление политического сотрудничества, экономическая интеграция и защита общих интересов. Президент Чили Мишель Бачелет, избранная временным председателем УНАСУР, назвала подписанный учредительный договор "историческим шагом в правильном направлении". По её мнению, новый блок усилит позиции региона в ХХI веке, к 40-м годам которого, сообщила Бачелет, более 60 % мировой экономики будут сосредоточены в развивающихся странах, и не в последнюю очередь - в южноамериканских. "Мы хотим быть главными актёрами" в этом процессе, добавила чилийский лидер, призвав своих коллег "приложить все силы для того, чтобы УНАСУР заработал".
УНАСУР – самое крупное интеграционное сообщество в Латинской Америке. Блок охватывает территорию в 17,6 млн. кв. км с населением свыше 377 млн. человек и совокупным ВВП более 1,23 трлн. долларов. Его основная задача – объединить усилия всех стран континента для решения проблем региона в различных сферах – экономической, энергетической, военной и социальной, используя уже имеющиеся механизмы Андского сообщества наций (АСН) и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР). [15]
Основными вызовами южноамериканцев на данном этапе являются гарантии устойчивого энергетического снабжения с учетом безопасности, эффективности эксплуатации ресурсов и регионального потребления. Такой тип интеграции может позволить осуществить эффективный ответ на любой спрос, а в случае с энергетикой он возрастет к 2018 году, согласно данным ОЛАДЕ, на 73%. Также ожидается улучшение баланса каждой из южноамериканских стран благодаря внутрирегиональному обмену, рыночной экспансии, диверсификации источников сырья, сокращения последствий разрушительных засух и наводнений, роста цен на энергоносители.
Однако для этого, считают местные наблюдатели, необходимо многое сделать. По данным Межамериканского банка развития, чрезвычайно возрастает необходимость внешних инвестиций в эту сферу в Латинской Америки, которые должны составить не менее 1,38 триллионов долларов. Только в развитие энергетики необходимо вложить 720 млрд. долларов. Примером успешной региональной энергетической интеграции может служить Бразилия, которая поддерживает соответствующие проекты почти со всеми соседними странами и ее опыт может быть учтен в рамках УНАСУР. Сотрудничество Бразилии с соседними странами имеет взаимовыгодную основу. Так, в соответствии с соглашением о строительстве в Парагвае плотины “Итаип” Бразилия будет получать 20% всей потребляемой электроэнергии.
Второе соглашение – с Боливией о сооружении двустороннего газопровода, предусматривает поставки в Бразилии 60% его пропускной способности, что равноценно всему объема потребления газа в этой стране. [14]
3.2 Сценарии дальнейшего развития
Согласно мнению некоторых аналитиков Латинской Америки вырисовываются следующие сценарии развития, которые условно можно объединить в две группы: «эволюционные» и «революционные».
Эволюционные сценарии строятся на допущении, что США останутся безраздельно доминирующим государством в Западном полушарии, и традиционные расстановки сил и экономические отношения не претерпят изменений.
Первый сценарий предполагает, что региональные интеграционные структуры будут строиться в масштабах всего Нового Света при лидерстве в них США. Среди государств Латинской Америки получат распространение субрегиональные структуры типа Андского сообщества. На фоне общей политической стабилизации возможно появление время от времени ярких режимов с революционной и антивашингтонской риторикой. Но это не будут крупные страны региона. Существование таких режимов не представит реальной альтернативы развитию Латинской Америки. Оно законсервируется на выгодном для США уровне.
Второй сценарий предполагает усиление экономической мощи латиноамериканских государств и рост их политического влияния, начало реальной конкуренции некоторых из них и их союзов с США, уход значительной части латиноамериканского экспорта на внеамериканские рынки. Региональная интеграция будет развиваться по двум контурам: как с участием США, так и без них, причём наибольшее значение приобретёт второй контур. Страны Южной Америки (возможно, не все) перейдут от создания «общего рынка» к формированию реального политического объединения, которое по степени консолидации будет постепенно приближаться к нынешней модели Евросоюза. Однако латиноамериканская интеграция не представит собой идеологической конкуренции США во всемирном масштабе, а её реальное влияние не выйдет за рамки Западного полушария.
Революционный сценарий. Эти перспективы связаны с предположениями о растущей роли тех или иных идеологических инноваций, а также об ослаблении США вследствие внутренних процессов. Дальнейший рост «левой волны» приведёт к образованию латиноамериканского союза с чётко выраженным идейным стержнем в виде «боливарианства» или другой антикапиталистической идеологии. Он будет интеграционным образованием геополитического характера: с единой цельной территорией, общей обороной, структурами надгосударственной власти. Внутри союза также возможны изменения существующих границ (например, образование Великой Колумбии). Не обязательно он будет объединять все государства Южной и Центральной Америки, но он станет реальным центром силы. Геополитической целью его существования станет подрыв мощи Вашингтона. Он предпримет консолидированные меры для изоляции рынка США и широкого выхода латиноамериканской экономики на глобальную арену. Благодаря антибуржуазному и антиимпериалистическому пафосу этот союз приобретёт влияние и союзников за пределами Западного полушария.
Такой сценарий распада США может послужить к доминированию в Западном полушарии государств Латинской Америки. Однако если он произойдёт слишком быстро, то может задержать развитие интеграционных институтов в регионе. Тогда преобладающей тенденцией станет конкуренция сильнейших государств и авторитетных проектов за лидерство в Новом Свете. Сама Латинская Америка, оставшаяся разобщённой, может вновь стать объектом борьбы за влияние между внешними по отношению к ней силами. Как это ни парадоксально, но именно наличие умеренно сильных США побуждает страны Латинской Америки к взаимному сплочению. Любое отклонение в ту или другую сторону чревато негативными последствиями для региона. Чрезмерно сильные США будут, как и прежде, подавлять развитие конкурентов в Новом Свете, а резкое ослабление США спровоцирует обострение соперничества между отдельными государствами Западного полушария. [5]
Заключение
Интеграция стран Латинской Америки неизбежна. Их объединяет испанский язык (за исключением, конечно, говорящей на португальском Бразилии), католическая религия, общие исторические корни и сходная культура, в том числе политическая. К тому же все страны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешним влиянием – сначала это была европейская метрополия – Испания или Португалия, потом неформальное господство США. Возникновение Европейского союза во второй половине ХХ века оживило мечту об интеграции по тому же образцу Латинской Америки. Практические шаги не заставили себя долго ждать. Наиболее важными из них были создание на юге континента сообщества МЕРКУОСУР, в Центральной Америке – ЦАОР (позже ЦАИС), а после и такого крупного политического объединения, как Группа Рио, и вот теперь – УНАСУР. К сожалению, на пути к успешному и эффективному функционированию этих блоков стоит несколько препятствий:
территориально-ресурсные различия, блоковые и национальные расхождения в целях развития, преобладание частнопредпринимательских субъективных интересов участников объединений;
недостатки организационно-практической работы при распределении издержек производства и выгод от интеграции, при формировании коллективной схемы разделения труда внутри сообществ; отсутствие синхронизации в объединительных усилиях и осуществлении принятых решений;
традиционное политическое и финансово-экономическое давление со стороны США, прежде всего через сеть своих дочерних предприятий, особенно в ключевых отраслях хозяйства;
Главная проблема заключается в том, что ни одна крупная страна региона – Мексика, Аргентина, Бразилия – не является центром притяжения региональных сил, противостоящих гегемонии Вашингтона. Указанные государства ведут осторожную политику в отношении США, никоим образом не пытаясь вызвать конфронтации с могущественной державой, или идут в фарватере Белого дома. Носителями же идеологических проектов, направленных на прекращение засилья США в Латинской Америке и превращение региона в самостоятельный центр силы, являются пока страны, находящиеся в другой весовой категории. Это Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, в последнее время – Эквадор, Уругвай, Парагвай. Их потенциал несравним с ресурсами ведущих стран Латинской Америки. Кроме того, они территориально разобщены и не могут создать эффективный геополитический блок.
И, тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе, должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на Мировую сцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связей южноамериканских стран с Европейским союзом, странами АТЭС, Африки, а также с Россией.
Надо полагать, что при возможных будущих трудностях и даже отступлениях экономическая интеграция стран Латинской Америки будет носить в целом необратимый характер.
Список литературы
1. «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность; уч.пособие/С.Ю.Кричевский, М.И.Плотницкий, Г.В.Турбан, 2006
2. Кудрявцева Е. «Энергетическая составляющая экономической интеграции стран МЕРКОСУР», МЭиМО, 2008 № 2.
3. Либман А. «Модели корпоративной интеграции. Региональные особенности», МЭиМО, 2008 №5.
4. Романова З. «Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития», МЭиМО, 2005 № 10.
5. 40a.kiev.ua/ideas/society/495e8b7fee008/ - 3.01.09.
6. es.wikipedia.org/wiki/CAFTA-RD – 22.02.09.
7. es.wikipedia.org/wiki/Mercosur
8. finanzas-economia.ru/text/1044
9. ilaran.ru/?n=149
10. mid.ru/ns-rlat.nsf/ - 16.06.06.
11. nuru.ru/ek/general/040_1.htm
12. podrobnosti.ua/economy/foreign/2005/11/06/259115.html – 6.11.05.
13. polit.ru/analytics/2007/06/08/integracion.html – 8.06.07.
14. rodon.org/polit-080526111749
15. rus.newsru.ua/world/24may2008/sojuz.html – 25.05.08.
16. scepsis.ru/library/id_1050.html – 27.01.07.
17. ukraine-ir.narod.ru/library/LA_integration.htm
18. http://www.ng.ru/courier/2007-10-22/23_latinos.html
19. http://www.ng.ru/courier/2008-11-24/15_latinamerica.html
20. http://hispanidad.ru/publ/5-1-0-178
1 es.wikipedia.org/wiki/Mercosur
2