В №16 «Вопросов Интернет-образования» был опубликован материал «История развития информационно- коммуникационных технологий в Агинской средней школе № 1». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей еще одну статью о деятельности этой замечательной школы, написанную по результатам проведенного школьного конкурса "ИКТ в творчестве учителя".
В наш бурно развивающийся век – век прекрасных идей, новых технологий, уникальных открытий, хочется не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед, идти в ногу с постоянно меняющимся временем, уносящим с собой годы, века, эпохи…
Коллектив Агинской средней школы № 1 (657 учеников и 65 педагогов) работает над программой «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в школьное образование» второй учебный год, успешно выполнив задачи первого этапа «Компьютерная грамотность»:
Создание представления у учителей-предметников о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
Создание экспериментальной площадки по ИКТ.
Определение круга педагогов, которые будут работать по проблеме использования ИКТ в учебном процессе.
Создание творческих групп учащихся, руководителями которых станут педагоги экспериментальной группы.
Для внедрения информационных технологий в процесс обучения необходимо было организовать обучение педагогических кадров пользовательским навыкам работы на компьютере, познакомить с современными информационными технологиями. Организовать обучение всех учителей на базе ИПК РО и Федерации Интернет Образования г. Красноярска не представлялось возможным. Было принято решение о разработке курсов для учителей- предметников, реализуемых на базе школы, используя материалы Федерации Интернет Образования г. Москвы. Основная задача курсов - освоение работниками школы (учителями-предметниками, администрацией, учителями начальных классов) отрасли информационных технологий с учетом собственной профессиональной деятельности. Курс пользователей предусматривает обучение педагогов основному курсу плюс дополнительный материал для выделенных групп работников школ.
Основной курс состоит из следующих основных разделов:
Устройство персонального компьютера.
Основы работы в операционной системе Windows.
Microsoft Word.
Электронный документооборот с использованием Outlook Express.
PowerPoint.
Работа с медиаресурсами.
Дополнительные разделы:
Для администрации школы:
Система управления базами данных.
Для учителей физико-математического профиля:
Microsoft Excel.
Для учителей технологии:
Использование графических возможностей компьютера.
Для учителей начальных классов:
Особенности работы с компьютером детей младшего школьного возраста.
Педагоги школы, прошедшие курсы обучения пользователя ПК, включались в работу по внедрению ИКТ. Исходя из этого, методическая работа в школе осуществлялась на основе индивидуального и дифференцированного подходов к педагогическим работникам, постепенно приобщая их к выполнению посильных для них в данный момент творческих заданий. Некоторые учителя повысили свою квалификацию в области ИКТ на базе ИПК РО и ФИО г. Красноярска, ФИО г. Москвы.
На базе школы была создана экспериментальная площадка, в состав которой вошли педагоги самых разных учебных предметов.
В школе широко ведется работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Учителя-предметники используют современные технологии в своей работе. Регулярно проводят занятия в лаборатории информационных технологий. В школе создан Web-сайт, на котором содержится самая свежая информация. В этом учебном году к школьному сайту подключили спутниковый канал единой образовательной информационной среды.
Выход в Internet в школе возможен только с одного компьютера по коммутируемому каналу телефонной связи при скорости 28,8 кбит/с, поэтому школьный сайт может функционировать только внутри школьной локальной сети.
В 2003 – 2004 учебном году перед коллективом педагогов ставились следующие задачи:
Мотивация учителя для использования ИКТ в учебном процессе. Расширение круга педагогов, участвующих в эксперименте по внедрению ИКТ.
Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе.
Техническое оснащение школы.
Формирование единого информационного пространства школы.
Реализация второго этапа требует огромных временных затрат, да и в первую очередь, наличия желания у педагогов заниматься этой проблемой. Администрация школы приняла решение о проведении школьного конкурса «ИКТ в творчестве учителя». Главная цель конкурса – выявление творчески работающих педагогов школы, повышение их квалификации в области применения ИКТ, распространение успешного опыта педагогической деятельности.
Содержание конкурса:
Разработка серии уроков по определенной теме с использованием ИКТ.
Проведение открытого урока с использованием ИКТ.
Выступление на конференции с докладом «Мой взгляд на использование ИКТ в преподавании учебных предметов».
Каждый педагог, решивший принять участие в конкурсе, подавал письменную заявку на участие в конкурсе. В заявке конкурсант отвечал на ряд вопросов:
Ф.И.О.
Преподаваемый предмет
Имеется ли опыт работы с компьютером?
Консультации какого характера вам необходимы?
Последний вопрос очень важен, т.к. он помог выстроить цепочку дальнейших действий. Для конкурсантов было выделено время в лаборатории ИКТ для работы. Постоянно с ними работал консультант Марина Юрьевна Швецова, которая оказывала консультативную помощь (разработка презентаций, сканирование, обработка изображений и звука).
По окончании первого этапа конкурса конкурсанты представили в экспертный совет разработки своих уроков с использованием ИКТ. Очень отрадно, что в конкурсе приняли участие педагоги с различным стажем педагогической работы и разным уровнем работы на компьютере. Членам экспертного совета пришлось нелегко при оценивании представленных материалов. Ведь в каждом материале – своя изюминка.
Открытые уроки финалистов конкурса поразили членов экспертного совета разнообразием методики использования ИКТ.
Урок иностранного языка (английский) в 7 классе. Тема урока: Национальные парки США, Великобритании и России. Учитель Анна Евгеньевна Кузьмина.
На уроке были использованы мультимедийные программные комплексы: «Профессор Хиггинс», игра “составь предложение Sentence Builder”. Для проведения урока учителем были разработаны: презентация «Национальные парки», документ (письмо), «Приглашение на конференцию по экологии», документ (заготовка таблицы). Ученики представили себя в роли американских, английских и русских ученых-экологов. Дети совершили путешествие «на самолете» в город Новосибирск, где проходила научная конференция по экологии. Учащиеся освещали проблемы экологии в своей стране. По окончании конференции было необходимо заполнить подготовленную учителем таблицу, в которой учащиеся показали знания, полученные на уроке. Анна Евгеньевна стала победителем школьного конкурса.
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Прописная и строчная буква Ч. Учитель Ольга Александровна Кошкина.
Урок проводился с использованием презентации, разработанной учителем. Наличие в презентации анимации, звуковых фрагментов, красочного оформления позволили сделать урок более красочным и эмоциональным, что очень важно для первоклассников. На уроке ученики проговаривали за компьютером звуки и скороговорки, играли, писали и рисовали. Первоклассники, едва изучив алфавит и научившись читать по слогам, бойко владели «мышью», отвечали на поставленные учителем вопросы. Им настолько было интересно заниматься в компьютерном классе, что они не переставали восклицать: « Ух, ты! Ого! Ах, ты!», чем и привели в изумление членов комиссии на открытом уроке.
Ольга Александровна является лауреатом школьного конкурса в номинации «За многогранность использования ИКТ в профессиональной деятельности», обладателем приза зрительских симпатий.
Урок математики в 4 классе. Тема урока: Решение задач на движение. Учитель Светлана Петровна Кошкина.
Учащиеся решали и составляли с помощью компьютера задачи различных уровней сложности. Учителем было предусмотрено чередование различных видов деятельности, чтобы каждый ученик смог индивидуально поработать с компьютером. «Умная машина» оценивала их знания. Впечатления у детей начальной школы были самые радостные. Оставалось только навсегда закрепить такую мотивацию к учению. Светлана Петровна является лауреатом школьного конкурса в номинации «Лучшие учебные презентации к урокам».
Урок развития речи в 8 классе. Тема урока: Подготовка к сочинению по картине. Учитель Татьяна Ивановна Дроздова.
Учителем была разработана презентация, содержащая подробное описание урока развития речи по теме «Сочинение по картине И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Для подготовки и проведения урока использовался мультимедийный комплекс «Шедевры русской живописи». Ученики активно отвечали на вопросы, связанные с исторической обстановкой, с историей создания картины, активно делились впечатлениями от картины, спорили о ее актуальности и значимости. Татьяна Ивановна является лауреатом школьного конкурса в номинации «Лучшие методические материалы к урокам».
Урок иностранного языка (английский). Тема урока: Обобщающий урок по теме «Погода», Future Simple , выражение « to be going to ». Учитель Татьяна Петровна Артюхова.
Учитель продемонстрировал яркие и обширные возможности применения ИКТ на своих уроках: работа с картой Европы, которая была отсканирована учителем, составление метеокарты в разных странах Европы, написание сочинений-посланий друзьям. Учащиеся работали на уроке в разных режимах – индивидуальная, парная и фронтальная работы. На уроке ученики отправляли и получали сообщения с использованием Outlook Express. Согласно полученному сообщению символами наносили на карте Европы прогноз погоды, используя графический редактор Paint. Работал и с мультимедийным программным комплексом: «Профессор Хиггинс». Татьяна Петровна является лауреатом школьного конкурса в номинации «Лучший открытый урок».
Финалисты конкурса выступили на конференции с докладами по теме: «Мой взгляд на использование ИКТ в преподавании учебного предмета». На конференции у педагогов школы была возможность задать вопросы конкурсантам. По итогам конференции определился лауреат конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий».