Борисов А.
Да, говоря по-человечески, Любовь к Богу выгодна, ибо она дает все мыслимые и немыслимые блага. Человек движимый кнутом или пряником идет в сторону Любви независимо от того, хочет он этого или нет, осознает он это или нет. Любой человек ищет Любовь! Порой он ищет ее там, где ее и в помине нет. Но он ищет! И он найдет. Рано или поздно, но он обязательно найдет!
Каждый в своем поиске чем-то индивидуален и поэтому нельзя повторить один и тот же путь, как нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Поэтому нельзя создать универсальную систему, систему изложенную на человеческом языке, по которой ЛЮБОЙ человек откроет в себе Любовь. Можно говорить об степени эффективности той или иной системы, религии. Но все-таки универсальный метод есть. Это метод записан в сердце каждого. Его записал туда Бог в момент, когда создавал человека по своему Образу и Подобию. Этот метод нельзя выразить словами, но его можно показать - показать своим образом жизни, своими поступками, своими мыслями. Любовь, выраженная словами не есть настоящая Любовь. Поэтому все, что здесь написано не есть истина и вполне возможно, что все это ошибка.
Любовь рождает мировозрение - мировозрение, которое способно приносить человеку успех в жизни. Некоторые из талантливых людей замечали это мировозрение, пытались его систематизировать, обобщить и рассказать о нем. В этом нет ничего плохого. Но так как эти наблюдения в основном строились с одной точки зрения - точки зрения выгоды, т.е. той пользы, которую может принести это мировозрение, то соответственно и в этих работах нет ПОЛНОТЫ. Эти работы имеют свою определенную ценность, но эта ценность или принижается критиками, или превышается фанатами. И то и другое приносит огромный вред.
Дейл Карнеги. Его считают отцом западного образа жизни. Возможно так оно и есть. Вся критика его книг в основном сводится к тому, что он учит лести, лжи и обману. Мне очень жаль, что одни его советы воспринимают как некоторые фокусы, шаблоны поведения, согласно которым они получат "конфетку". Мне очень жаль, что другие, видя лесть и обман первых, вместе с водой из тазика выплескивают и ребенка. Мне очень жаль, что и те и другие не видят главного: "Но никто не хочет неискренности. Никто не хочет лести. Позвольте мне ПОВТОРИТЬ: принципы, изложенные в данной книге, окажутся эффективными только тогда, когда они будут исходить от сердца. Я не собираюсь учить фокусам. Я веду речь о новом образе жизни."
Дианетика и саентология. Одним из самых главных бедствий многих систем является их самость - это некое самолюбование, которое перерастает в то, что система считает правильной только себя и начинает пртивопоставлять себя другим системам, религиям. Безусловно, не будем умалять их индивидуальности, все они действительно самобытны и единственные в своем роде, но... Читая произведения Хабарда, улавливаешь легкую паутину того, что ничего лучше Вы не найдете, что до него (Хабарда) никто ничего подобного по эффективности не создавал. И похоже, что подобные мысли всерьез разделяют его последователи. Я не спорю об эффективности, я спорю с единственностью и неповторимостью этой системы в эффективности. Были и есть системы и более эффективные и менее и каждая из них (в том числе саентология) не может претендовать на истину в последней инстанции.
Но даже это не самое главное. Практически все эти системы я обзываю "психология успеха", т.к. практически все они направлены на одно - достижение человеческого счастья. Что такое человеческое счастье? Это когда нет болезней, есть материальный достаток, любимая работа, в семье нормальные отношения, когда ты можешь мечтать и радоваться жизни. Что в этом плохого? В этом нет ничего плохого, но есть одно "НО". Человек - это не только человеческое, но это еще и Божественное. И это Божественное не может только лишь ограничиваться рамками человеческого счастья, это слишком узкие для Нее границы, и когда эти границы начинают Ему мешать, то приходит разрушение этих границ, разрушение человеческого счастья. Все эти системы достигли определенного совершенства в своем развитиии, некоторые просто пытаются использовать Божественное только лишь для достижения человеческого счастья. Этот подход приносит результат, но он всегда временный, ибо к Божественному нельзя вечно относиться как к дойной корове.
В этом плане интересен опыт системы "Симорон", созданной Петром Бурланом с Украины. Книги по системе симорон "КУРС НАЧИНАЮЩЕГО ВОЛШЕБНИКА" и "САМ СЕБЕ ВОЛШЕБНИК", написанные учениками Бурлана В.А. Гурангов и В.А. Долохов, уже устарели и не отражают настоящего положения дел в школе симорон. Даже на сайте П.Бурлана устаревшая информация. Вот что написал мне П.Бурлан в ответ на мое письмо: "Уважаемый Андрей, мне сложно подробно ответить на Ваши вопросы - главным образом потому, что безумно занят. Скажу одно: система развивается и очень мало похожа на то, что попытались описать Гурангов и Долохов. Более того, она не похожа и на то, что Вы, судя по всему, вычитали в некоторых фрагментах моего сайта. Не только благодарение-переименование, но и согласие- это игра со своим зеркалом. Мы все более идем к целостности, где не остается места для таких игр. Будет возможность - посетите один из моих начальных семинаров, все станет ясно."
К техникам, которые предлагались в школе симорон, народ стал проявлять чисто утилитарный подход, а отсюда как следствие стали возникать проблемы. "Мораль: искусство симорониста - не в том, чтобы заниматься аварийно- спасательными работами, а чтобы вовремя замечать красные бакены и корректировать курс." Данная система развивается и неизвестно во что все это выльется. В любом случае мне было очень интересно ознакомиться с данной школой и, в отличии от саентологии и дианетики, приятно читать следующее:
"Методика постоянно развивается и совершенствуется. Школа Симорон не претендует на исключительность, похожие идеи можно встретить в различных эзотерических и оккультных системах знаний, в современных системах экспериментальной психологии. Но, в принципе, Симорон - достаточно самобытная холистическая система."
Чаще всего первоначальным толчком для устремления к Богу являются наши неудачи, болезни и т.п. Да, сначала мы действительно проявляем некое утилитарное мировозрение, мы хотим вылечится или восстановить благополучные отношения в семье - это все нормально и в этом нет ничего страшного. Но такой подход возможен только вначале, если на нем зациклиться, то ничего не выйдет, и даже то, что было дано раньше может быть отобрано. Все ли системы "психологии успеха" могут преодолеть этот барьер?
Школа симорон, как мне кажется идет в правильном направлении, но в любом случае, какую бы они технику не создали, она не будет универсальной и поэтому нет той вершины, достигнув которой можно сказать: "Все!" На мой взгляд есть направление и в этом направлении можно двигаться бесконечно. Хотя нет здесь я наврал: не бесконечно, но по крайней мере до конца этой жизни, а что будет там после этой жизни, то это уже другой разговор.
Что касается дианетики и саентологии, то, на мой взгляд, здесь ситуация гораздо хуже. Последователи этих учений постоянно бьют только в одну точку: система эффективна, единственна и уникальна, она работает, она приносит успех, - и это все! Но человеку нужна целостность - Целостность его существа, ибо сейчас он разделен на плохое и хорошое, на духовное и материальное, а Целостность и успех - это не одно и то же. Тем не менее в книгах Хабарда я нашел кое-что указывающее направление движения: это единица осознающее осознание. Это очень интересный и заслуживающий внимания момент. Мне сейчас трудно судить как последователи Хабарда понимают и реализуют это понятие. Однако я вижу одно: от них все чаще исходит осуждение и полное не понимание других учений и религий, в частности православия, а это значит, что как в ситуации с Карнеги, они дискредитируют самого Хабарда и его книги.
Духовное развитие человека, развитие его способностей - это то к чему ведут современные системы "психологии успеха". И проблема здесь состоит в том, что ставя своей целью духовность и способности, они тем самым отвергают Божественную Суть человека, а значит и его Высшее Предназначение. Что такое Божественная Суть - это высшее "Я", это Любовь и она погребается под стремлением к успеху, под развитием способностей и т.п. Если бы Любовь и успех были одно и то же, то Христос был бы самым успешным человеком. Да Любовь рождает успех, но не только и стремление к успеху - это стремление только к части Себя, а значит отвержение Себя Целого.
Понятие высшего "Я" используется во многих системах. Наиболее мне понравившееся - это Роберто Ассанджоли "Психосинтез". Там он говорит о построении новой личности человека, где центром этой личности есть не эго, а высшее "Я". Эта мысль, на мой взгляд, коррелируется с высказыванием Раманы Махарши, где он говорит, что эго должно умереть. Что значит умереть эго? Это значит раз и навсегда признать, что ты не можешь существовать без Бога, что только Бог - это Источник и Творец Жизни, Твоей Жизни. Это есть тотальное изменение человека, это есть его преображение. Некоторые испытывая измененные состояния сознания говорят о своем изменении, но при этом так же как и прежде осуждают, обижаются, злятся, боятся. Об этом очень хорошо сказал Лапин на одной из своих лекций:
"ВОПРОС: Сейчас многие занимаются всевозможными практиками самосовершенствования, "работают над собой". Такие занятия приносят ощутимые плоды, и у людей, естественно, возникает чувство духовного преображения, внутреннего прогресса. Соответствует ли реальности ощущение собственного роста?
ОТВЕТ: Известно, что реальное изменение человека - это изменение его среднего состояния. Эволюция человека - это изменение его обыденного, повседневного, фонового состояния. Человек устроен очень сложно, он состоит из многих "частей" и "систем". Среднее состояние человека является результатом совместной работы всех этих "систем", вклад в этот результат вносит каждая "частица" человека. Оказывается, что путь к гармонии - это изменение всего человека, а не только какой-то его части. Ошибочное чувство собственного "духовного роста" часто появляется по вполне реальным причинам. Одной из таких причин для ложного ощущения прогресса являются необычные переживания, которые случаются во время медитации или какой-либо психотехники. При этом, например, видят Божественный Свет, чувствуют вселенскую любовь, ощущают космические потоки энергии, очень тонкие состояния и т.д. Также причиной для необоснованного ощущения духовного прогресса может стать раскрытие необычных способностей типа ясновидения и т.п. Но ведь все это - не более, чем расширение возможностей восприятия. Например, если в медитации вам удалось увидеть Божественный Свет, но в то же время ваш близкий родственник, как и прежде, повергает вас в депрессию, значит, изменились не вы, а только ваша способность видеть Божественный Свет. В этом случае меняется способность воспринимать, но сам человек, - т.е. тот, кто воспринимает, кто действует, - не меняется, остается прежним.
Достижение высоких состояний похоже на экскурсию сознания в далекие и желанные миры, но экскурсия - это еще не изменение места постоянного жительства, не изменение всего человека целиком... (Стоит заметить, что бывают редкие случаи, когда даже однократное подобное переживание меняет целиком всего человека; в этом случае все тот же родственник, который прежде постоянно вас раздражал, внезапно и навсегда перестает быть для вас "камнем преткновения".)
Второй причиной для ложного ощущения прогресса является кажущееся изменение среднего состояния. При этом у человека улучшается его обычное настроение, меняются его интересы, отношения с окружающими людьми, весь образ жизни... Однако это может быть просто результатом замены одних привычек, одних стереотипов другими. В этом случае меняется род деятельности и переживаний, но тот, кто действует, кто переживает, - т.е. сам человек - не меняется, остается прежним. Например, вас прежде заботили "деньги" и "женщины". Теперь вас искренне интересуют "медитация" и "просветление". Это значит, что изменились ваши интересы, но это еще не значит, что изменились вы сами. Это все равно, как если бы раньше вы в руке грубо сжимали деревянную ложку, а теперь, вместо нее, вы изящно держите серебряную вилку. Но голод от этого не прошел!
Такие изменения похожи на "оштукатуривание" своего сознания. Его идеальная зеркальная поверхность погребена под слежавшимся слоем старого хлама, который называют "личностью". Так вот, человек начинает наваливать на этот хлам еще один новый слой: новые техники, методы, мировоззрения... Постепенно поверхность становится идеально гладкой, почти зеркальной. Техники работают, и человеку кажется: "Я изменился!" Этот новый слой прирастает так, что его невозможно отличить от самого себя, и только в экстремальных ситуациях может проявиться старое "дно", погребенное под слоем того, чему научился, к чему привык. Для разных людей нужны разной силы удары, чтобы "штукатурка" отлетела, обнажив реальность. Например, неожиданный сильный испуг. Самый сильный и всегда гарантированный удар для любого человека - это его собственная смерть. Но ведь не обязательно ее ждать, чтобы узнать, в каком состоянии вы находитесь..."
Возьмем например НЛП - нейро лингвистическое программирование. Один из последователей НЛП делал рекламу: "И вот к Вашим услугам - нейро-лингвистическое программирование (НЛП), одно из самых действенных направлений современной практической психологии. Под таинственными буквами НЛП открывается дверь в мир психологического мастерства, виртуозного общения и эффективного управления. Нейро-лингвистическое программирование научит Вас внушать доверие, быстро "считывать" состояние собеседника, эффективно управлять людьми и событиями."
Круто! Скорее всего так оно и есть. "Эффективно управлять людьми и событиями" - для этого надо обладать хорошими и духовными и интелектуальными способностями. Разве это плохо? Нет это не плохо. К этому можно стремиться, но только после устремления к Богу. Бог - это Любовь, и стремление к Любви должно стоять на первом месте. Если этого нет, то у человека идущего путем НЛП постепенно начнут появляться чувства осуждения, недовольства, презрения к тем, кто не хочет меняться в лучшую сторону, к тем кто не принимает НЛП, и в конце концов к тем, кто не обладает такими же способностями как он. Это путь деградации!
НЛП родилось на западе, где основным критерием успеха являются деньги. В России оно трансформируется и приобретает другие черты, но суть остается та же: человеческие ценности, человеческое счастье ставиться выше Божественного. Конечно, само по себе НЛП не является ни плохим ни хорошим. Его можно использовать, но, к сожалению, большинство последователей НЛП, как впрочем и дианетики и саентологии, зациклено на успехе, а поэтому учиться у таких людей я не рекомендовал бы.
По большому счету, если человек реализован в своем Высшем "Я", то не важно какое учение он преподносит - это может быть НЛП, буддизм, симорон, - в любом случае его цель не развитие этого учения, не развитие способностей, а реализация своего ученика, своего подопечного.
Почему устремление к Богу, устремление к Любви должно быть на первом месте? Потому, что Любовь - это истинная суть человека и не познав ее, любые дела самые хорошие, самые добрые, любые системы самые эффективные будут приносить только зло. Иными словами всякое дело должно быть делано во имя Бога, Христа ради, в противном случае никакой пользы оно не принесет. Вот как об этом говорит Серафим Саровский:
"Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает. Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: во всяком языце бойся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть. И, как видим из священного повествования, этот делай правду до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечного, в них спасешися ты и весь дом твой. Итак, Господь все свои божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишится награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божи я, пришедшего в мир грешныя спасти... Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал евреям: а ще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголите - видим, и грех ваш пребывает на вас. Воспользуйся человек, подобно Корнилию, приятностию Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует а Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатею Духа Святого, и притом, как сказано: не в меру бо дает Бог Духа Святого, Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его.
Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжении зтого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего."
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/