Рефетека.ру / Психология и педагогика

Реферат: Выход из психологического рабства

Выход из психологического рабства

В духовных заповедях содержится послание будущим поколениям, с коротким, но точным по смыслу призывом — «Выйди из рабства!».

Одна из библейских историй повествует о Моисее, который вывел из «египетского рабства» еврейский народ, о приключениях и испытаниях, которые постигли людей, последовавших за Моисеем…

Много чудес описано в этой истории.

Проходя через испытания, люди переживали такие противоречивые чувства, что силы их то иссякали, то прибавлялись.

Их отношение к происходящему менялось от того, насколько им удавалось преодолеть препятствие, возникавшее на их пути:

1. они или укрепляли свою веру и испытывали необычайный прилив духовных и физических сил

2.или начинали в сомнениях своих терять веру и становились растерянными, беспомощными и слабыми.

Возникающий страх в их душах, останавливал их движение, вызывая паралич воли, отключал их разум.

Поведение их становилось неразумным, как у малых детей.

Вследствие чего порождались конфликты, ссоры, недоверие происходящему.

Они забывали цель, ради которой отправились в тяжкий путь.

В такие моменты люди дотрагивались до теневой части своей души, проявляя слабую сторону человеческой природы.

Но тот же страх заставлял объединиться для выживания, понуждал каждого дотронуться до светлых сторон своей души, делающих человека сильным и могущим выжить, выстоять и преодолеть смятение.

Обретая веру в себя и в свои возможности, они могли сотрудничать с большей силой, присоединяясь к божественному началу внутри самих себя…

Древняя мудрость, через аллегорию напоминает нам об истинном источнике нашей силы, он всегда внутри нас, независимо от тех обстоятельств, которые происходят с человеком в его жизни.

Чудеса начинаются там, где человек преодолел свой страх и открылся для движения к своему успеху, к познанию, к чему-то большему, чем было «известно ему вчера».

История эта ещё не завершена, человечество ещё не вышло из психологического и духовного рабства.

Многие люди в разные времена пытаются разобраться с извечными вопросами — где начинается рабство?;

где заканчивается личная свобода?;

какая разница между любовью и зависимостью?;

почему одним везёт чаще, у других сплошная череда бед и проблем?;

почему одним удаётся быть сильными, а другие вечно маленькие и слабые?

Ограниченное сознание человека начинает расширяться, когда он сам способен хотя — бы задавать себе эти вопросы, разум будет тревожиться до тех пор, пока не придут ответы.

Самые убедительные ответы человек получает из личного опыта, а опыт и знания других людей, это дополнительная помощь в решении личных вопросов.

Но, как выясняется, сам опыт ещё не делает человека мудрым или осознающим, в лучшем случае человека можно назвать опытным.

Что же делает человека разумным или осознающим?

Только личное отношение к своему опыту и той информации, которая попадает в поле зрения личности.

Понятие — осознающая личность тождественно в современном употреблении понятиям — осмысленное поведение, осмысленные реакции, осмысленные выборы и решения, осмысленное отношение…

То есть, речь идёт о том, что человек дотронулся и познал самое главное — некий Смысл, в том, что происходит с ним и внутри него самого!

Множественные ограничения, которые личностью воспринимаются, то, как препятствие, то, ка к наказание, то, как вынужденная необходимость — могут стать для него личными уроками и личными учителями.

Использование различных методов, техник, направлений в психологии сводится в основном к самой главной цели — помочь человеку изменить своё отношение к чему-то, что создаёт проблему.

Проблема «психологического рабства» — достаточно широко распространённое явление среди разных социальных групп и разных слоёв населения.

Проявляется оно в жертвенном поведении человека и недовольством своими результатами.

Психологическое восприятие «жертвы» всегда ищет подтверждение своим неудачам.

Собирает мнение других людей о своём неблагополучие, обвиняет обстоятельства, других людей, себя самого, общество в целом, время — во всех проблемах своей жизни.

«В каждом грешнике таится ожидающий своего рождения святой, но в каждом святом таится грешник, надеющийся, что Бог не разгадает его тайны.

Так что будь осторожен!» — наставляла своего внука мудрая бабушка.

Представление человека о себе самом, сводится к одной формуле — «я-такой»!

И в этом подходе, пожалуй, самый главный корень проблемы рабского мировоззрения и жертвенного поведения.

Отождествление себя со статичной «картинкой» или неким образом своего Я.

В каждом человеке есть характерные черты, которые он проявляет и демонстрирует — это проявленное наше Я.

В равной степени есть качества, которые скрыты от нашего понимания, контроля, а значит, плохо осознаются самим человеком.

Это та часть меня самого, с которой я себя не ассоциирую, не отождествляю, не воспринимаю, как себя, а за частую — просто отрицаю, как нежелательную и неодобряемую.

Т.е некая теневая сторона моей личности, которая «ждёт» подходящего момента и непроизвольно обнажается перед лицом непред сказуемых обстоятельств.

Это отношение к своей характеристике личности и создаёт наше ограничение.

Любая попытка «сдвинуть» устаревшие границы собственных «прилипших» представлений, порождает реакцию сопротивления.

Образным языком, можно описать это взаимодействие психологических реакций, как борьба двух противоположностей «негативного ЭГО» и «позитивного ЭГО»:

1. устаревшего и уже не соответствующего с необходимостью обновлений и появлению нового — старого и нового;

2. одобряемого поведения или своих качеств и не одобряемых — добра и зла;

3. «правильных» и «неправильных» убеждений — для меня лично, или то, во что я верю или не верю — света и тьмы;

4. взятие ответственности или уклонение от неё, свойственное проявление активности или пассивное, монотонное и однообразное существование — радости и уныния;

5. мои выборы и решения, сохранение проблемного или преодоление — разрушение или творение, жизнь или смерть.

Экзистенциональный подход к проблеме психологического рабства или жертвенности выявляет следующие закономерности:

— человек склонен воспринимать за норму то, что нормой лично для него не является.

Например: жертвенное поведение, в ущерб своим интересам и своему качеству жизни всегда предпочтительно, нежели изменение привычек жертвенного поведения.

— люди недовольные качеством своей жизни, склонны причины искать во вне, а не внутри себя.

Например: если меня не оценивают по достоинству, не выбирают, не одобряют, не восхищаются — я сам одобряю себя?

моё поведение всегда вызывает и уважение, и восхищение у меня самого?

почему я жду этого от других, то, что не нравится мне самому?

А знаю ли я сам свою цену, достаточно ли развито чувство моего достоинства?

Или вместо него — неуверенность, тревожность, обиженность и сердитость на себя и других?

— большинство людей во взрослом возрасте используют в качестве психологических ориентиров «детские представления», которые не претерпели переоценки и обогащения.

Взрослый человек без «взрослых представлений» ощущает себя брошенным «ребёнком» в открытое море, не умеющим плавать.

Всё время своей жизни он вынужден тратить на страдания и вечный преследуемый страх — потонуть, вместо того, что бы научиться плавать и спокойно держаться на воде.

Основные ощущения: то Я — маленький, слабый, жалкий и беспомощный.

То Я — раздутый, грозный, внушительный и запугивающий.

И то, и другое не делает его свободным и счастливым.

Например: взросление, это некий процесс, совершенно внутреннего характера, при котором, происхо дит осознавание остатков прошлого, стереотипов детского поведения и реагирования, направленное на изживание негативного, зависимого ЭГО.

Из-за которого человек по старой, т.е. детской привычке чувствует себя то «маленьким, слабым и обиженным», то «страдающим, сердитым и неудовлетворённым».

Стереотипное или подражательное поведение, зачастую приводит к великому заблуждению, и как следствие, к психологическим ошибочным представлениям о себе:

— стремление выглядеть солидным и значимым — «раздутое ЭГО», говорит о том, что сам человек тратит свои силы на то, чтобы казаться большим, а не быть им.

— тот, кто включён во внутреннюю динамику личностного роста, расходует ресурс на изменение качества внутри себя самого.

Внимание не сосредотачивается на том, как я выгляжу для других, важно, что Я имею внутри себя.

— что Я могу? И что Я имею? Э то внутренний диалог между потенциалами (способностями) и моим трудом (результатами).

Когда взрослый человек говорит, как ребёнок: «Я старался!» и в этом видит свою заслугу, но при этом не имеет реального результата, это означает только одно — ставка была сделана на одобрение других, а не на получение результата.

Речь идёт о необходимой для взрослого человека личной и добровольной ответственности за свои результаты.

Ставка на одобрение других «значимых» людей, с целью и желанием произвести впечатление — это и есть «детская» устаревшая и поэтому неадекватная реакция для взрослого человека.

Наглядный пример «детского отношения».

Ребёнка волнует эмоциональное одобрение взрослых, поэтому, он должен своим старанием получить положительный отклик, как стимул действовать в нужном направлении.

Для взрослого человека, главную ценность затрачимоего личного ресурса представляет сам результат, свершение задуманного (постановка цели и завершение процесса).

— «Быть или казаться», «развиваться или раздуваться», «создавать самому или получать от других» — что именно стоит у вас на первом месте?

Можете ли вы честно и прямо ответить самому себе на эти сокровенные вопросы?

Преодоление негативного или устаревшего детского ЭГО всегда происходит под напором неких реальных обстоятельств или жизненных ситуаций, в которых человек оказывается как лицо, активно задействованное в происходящих событиях.

С объективной стороны можно описать это событие, как провокацию к необходимым изменениям: «Я этого не хотел, так получилось».

С субъективной стороны, человек неосознанно вызвал (сформировал) данные события своими выборами и проявил скрытые свои ограничения, проблемные убеждения, стереотипные реакции — и даже не заметил этого.

Рост личности или взросление на внешнем (объективном) плане происходит через накопление реального личностного опыта через события, ситуации и обратную связь в виде реакций самого человека: «легко — трудно», «интересно — скучно», «удовлетворен — не доволен», «радостно — мрачно»…

На внутреннем плане (субъективно) — человек пытается разобраться со своими ощущениями, пробует дать самому себе объяснения, интерпретирует и вырабатывает некое своё отношение к обстоятельствам своей жизни и к себе самому.

Для эффекта осознания нужна некая цель или причина, другими словами, реальная жизненная потребность в изменениях.

Опознавание самой потребности в изменениях рождает внутреннюю активность или некое побуждение.

Человек ощущает внутренний толчок из нутрии для реального действия или проявления активности.

Очень важно осознавать, на что именно Я трачу этот драгоценный ресурс или н екую энергию творчества.

Рождение желания — изменить, чтобы измениться, говорит о моменте роста личности.

«Пошёл» динамический процесс взросления: преодолеть, выйти на другой уровень результатов и самоощущения.

Положительный «позыв» некой внутренней активности, как правило, сопровождается тревожностью и страхами совершения ошибок, что в свою очередь формирует противоречивый (с точки зрения поставленной цели) негативный фон.

Таким образом, проявляется человеческая природа и следует отметить, что это естественный процесс.

На каждом этапе обозначена борьба двух противоположностей: добра и зла во мне самом, света и тьмы в моей душе, неверие в себя и вера в свои возможности, умирание старого и рождение нового, жажда активности и парализующий страх неведомого, жизнь здесь и сейчас или смерть, как уклонение от творчества и преобразований.

В общем, по-п режнему происходит всё то, что описано в библейской истории на «заданную тему» — выход из рабства или собственных ограничений.

Вопрос по-прежнему остался открытым, ЧТО ПОБЕДИТ не вообще, А ВНУТРИ МЕНЯ САМОГО? БОГ или ДЬЯВОЛ? СВЕТ или ТЬМА? СТРАХ или СВОБОДА?

Возникает вопрос: «что делать?», «как делать, что бы было хорошо?»…

Образ негативного ЭГО можно рассматривать, как совокупность устаревших реакций или нежелательных психологических привычек.

Тогда на вопрос «что именно надо менять, чтобы измениться?», приходит вполне разумный ответ — психологическую привычку!

Что мы знаем о привычках?

Есть — полезные, есть — вредные (одобряемые и неодобряемые)

привычка — это вторая натура (устойчивость или сила)

с привычками не рождаются, их приобретают (выборы и перевыборы)

посеешь привычку, пожнёшь — характер.

Устойчивые навыки выражать себя, реагировать определённым образом — создают впечатление обо мне и вписаны в характеристику моей личности я ошибочно воспринимаю некий набор психологических привычных реакций за то, что есть — Я сам (отождествление сложившегося внешнего образа с большим содержанием моего внутреннего мира) следует помнить, что у каждого взрослого (опытного) человека уже сформировано несколько образов его «проявленного Я».

У нас есть разные Роли (водитель, муж, хозяйка, врач, покупатель) — предполагающие различие привычек и адекватность реакций.

Для изменения привычки нужна причина (то, что меня убеждает) к изменению.

Истинные причины скрыты во мне самом, и пока они не проявятся, я долго об этом не догадываюсь.

Чтобы я догадался, они должны проявиться много раз, чтобы я не подумал, что это случайность.

Когда «противная» случайность превращается в навязчивую закономерность, глупо сердится и обижаться на судьбу, обстоятельства, ситуации и других людей — проще поменять свои психологические привычки.

Для тех, кто готов менять свои (не чужие!) привычки, попробуем сформулировать закономерности и вытекающие из них рекомендации:

° Все наши привычки начинаются в голове, в нашем уме или ментальной сфере.

° То, что сегодня является моей привычкой, когда-то было просто мыслью (или чужой, или своей)!

° Услышанная мною мысль, произвела на меня впечатление, т.е. вызвала у меня эмоциональный отклик.

° Задайте себе вопрос: «я неосознанно повторяю чужую привычку, которую сам не одобряю — сработал эффект подражания?», или «мне кажется, то что я делаю, это точно хорошо в моём представлении, но я от этого только страдаю?».

° Попробуйте по количеству собственных ответов сделать переоценку таким образом, чтобы добиться соответствия между мыслью, ощущением и собственным действием.

Другими словами, не называйте хорошим то, что не делает вам хорошо.

И наоборот, сформулируйте честно, лично для себя, какой поступок или действие приводит вас к состоянию радости и спокойствия, вызывая личное одобрение.

— Выяснив для себя, что именно вам мешает жить хорошо — воспользуйтесь новой оценкой, скажите сами себе прямо — «для меня это плохо!».

Например: «быть скромным — это хорошо», скорее всего, вы стали жертвой предложенного вам стереотипного морального облика, благодаря чему вы приобрели личностное качество — стеснительность, (или привычку стесняться).

Как не ссориться с общественным мнением, но при этом охранять свои интересы?

Скорректировать свои устаревшие представления помогут уточняющие вопросы :

° для кого именно это хорошо, в данный момент?

° при каких обстоятельствах — этаже установка, не является правильным ориентиром для моего поведения?

° доведите до абсурда то, что нуждается в изменении: если мне отдавили ногу, я буду молчать и терпеть, проявляя скромность?

Или я открыто скажу, что мне больно?

Привычка терпеть «плохое» — это необоснованная жертвенность.

Положитесь на свой инстинкт, сообщающий о вашей боли… и действуйте в согласии с вашей природой.

Позвольте быть себе естественным, но не практикуйте свою зажатость, стеснённость и ограниченность.

° выработка новых реакций требует времени и вашего контроля со стороны разума, который сравнивает старые и новые желаемые реакции — доводите новую реакцию до автоматизма, настойчиво повторяя её.

° обратитесь к своему воображению и попробуйте нарисовать новый, желаемый, более успешный образ вашего Я.

Создайте новую модель «самого себя» и ориентируйтесь по ней, как по карте.

° нельзя забрать «существующее», не давая замены!

Старые привычки обладают силой инерции.

Или вы настойчиво и осознанно вписываете в свой психологический портрет новые качества, или старые привычки, за неимением «убедительных» новых, будут пытаться занять прежнее место.

Свято место — пусто не бывает!

Сложный этап видоизменения называется — замещением.

° не забывайте себя хвалить за успехи и поддерживать там, где испытываете трудность.

Это внутренняя работа каждого взрослого человека, уметь самому себе давать психологическую поддержку.

° будьте внимательны к своим ошибкам, не ругайте себя и не бойтесь собственных ошибок.

Постарайтесь разделить важную информацию и собственные эмоции по этому поводу.

Для изменения, акцент ставьте на суть (информацию), а не на форму (как это выглядит).

И, действуйте во благо себе!

Здоровые инстинкты помогают в ориентации, страхи в небольших дозах, исполняют роль «советчиков».

Не раздувайте собственные страхи, это просто сильная эмоция, привлекающая ваше внимание!

Подумайте, о чём тревожится ваша душа, и чем вы можете ей помочь?

«Бойся чуда, лишающего тебя силы творить собственные чудеса!»

Открытая и незамутнённая проблемными привычками способность творить, даёт человеку ощущение внутренней свободы и выводит из психологического рабства.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://abc-health.net/


Похожие работы:

  1. • Последние века Римской империи: истоки формирования ...
  2. • Проблема рабства в США
  3. • Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э.
  4. • Господарський механізм античного рабства Давньої ...
  5. • Помощь жертвам активного манипулирования психикой (разработка ...
  6. • Хозяйственный механизм античного рабства (на примере Древней ...
  7. • Похищение и торговля людьми. Рабство
  8. • Психологические особенности хоккейных судей
  9. • Правовое положение рабов. Колоны
  10. • Философия марксизма
  11. • Рабство в Древней Индии
  12. • Рабовладение у восточных славян VIII-Х вв.
  13. • Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции и ...
  14. • Тема рабства в романе "Обломов"
  15. • Рабство в Древнем Египте и Месопотамии
  16. • Философия марксизма - диалектический материализм
  17. • Сравнительный анализ концепций психологического ...
  18. • Особенности социально-психологической адаптации ...
  19. • Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов
Рефетека ру refoteka@gmail.com