Рефетека.ру / Религия и мифология

Доклад: Как вести себя в Храме

Как вести себя в Храме

Свящ. Максим Козлов

1. Что такое храм?

– Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости, потому что истинным хозяином этого дома является Сам Господь.

2. Какая церковь была самая первая?

– Самая первая церковь была Сионская горница, в которой собрались апостолы, где на них сошел Дух Святой. Этот день, когда на них в виде огненных языков сошел Дух Святой и они заговорили на разных языках и вышли на проповеди, – есть день рождения Церкви. И Сионская горница в Иерусалиме – это есть самая первая Новозаветная церковь.

3. Красива ли ваша церковь?

– Очень. Каждый храм красив. И какая это радость – видеть то, что недавно было грязным, порушенным, захламленным, как икона, поцарапанная и грязная, постепенно, по кусочкам, начинает сиять небесно-голубым, золотистым, красным, и также в нашем храме такие кусочки уже проглядывают, и кто здесь молится, очень этому радуются и эту красоту ценят.

4. Почему все ходят в церковь в воскресенье?

– Потому что нельзя остаться вне Пасхи Христовой, нельзя не прийти и не радоваться с Церковью, что Христос воскрес, что жены-мироносицы пришли на гроб Господень и нашли камень и отвалили его, и все остальное, – что вспоминает Церковь в этот день, быть без этого и вне всего этого – значит очень обеднять свою жизнь и делать скудной свою веру. Кто ж это выберет добровольно? Поэтому, конечно, все и будут ходить в храм по воскресеньям.

5. Зачем ставят свечки?

– Что со свечкой получается? Когда ставишь свечку, она сначала есть, потом ее нет. Она никому, кроме Бога, не достается. Люди на канон приносят хлебушек, сахарный песочек, конфетки. Понятно, что жертвуют их в церковь, но съедят-то их другие люди: батюшка деткам отнесет, или бедным отдадут, или труженикам церковным после службы передадут, тем, кто пел или кадило подавал, чтобы жизнь у них чуть-чуть послаще оказалась благодаря вашей конфетке. Кстати, а вы клали когда-нибудь конфетки на канон церковный или все сами съедали?

Но все же эта жертва не прямо Богу, а людям которые для него трудятся. А от свечки никому ничего больше не достается. Она – чистая жертва. Ты взял денежку, конечно, не свою, а родительскую. Одно дело, когда тебе дают пять рублей и говорят: "Купи свечку и поставь". И совсем другое дело, когда было МНЕ дано, а я не все истратил на свои нужды, а часть ОТ СЕБЯ оторвал, чтобы это была МОЯ жертва Богу. Она постояла и сгорела в знак того, что не все же МНЕ должно доставаться. Так что свечка – важная вещь.

6. Если кто-то заболел, кому поставить свечку?

– Конечно, если кто-то заболел, нужно сделать две вещи. Прежде всего, нужно Богу помолиться. И еще нужно не забыть до врача дойти. Молитву за болящего обязательно нужно сочетать с посещением доктора. Некоторые прививки боятся делать или к парикмахеру ходить, а прикрываются благочестием. Мол, я верующий такой, что буду с больными зубами Казанской иконе Божией Матери молиться, а к дантисту не пойду. И стоит за этим всем вовсе не благочестие, а боязнь зубной боли. Тут тоже честным нужно быть.

А тех из святых, кто наилучшие помощники в болезнях, их опыт церковный опознал. Это святые, которые сами были врачами при жизни. Те, кому промыслом Божиим было дано нам в болезнях помогать. Прежде всего, это великомученик и целитель Пантелеимон, почти ваш ровесник, который был, как бы сейчас сказали, врачом-гомеопатом. Он лечил травками и лекарствами из растений. Его так и изображают на иконах, с ларцом и ложечкой, которой он такие лекарственные шарики и достает.

Если зубы сильно болят, то можно священномученику Антипе помолиться. По опыту знаю: когда деваться некуда, нужно идти литургию служить, а зубы вдруг начинают болеть, то уж не пойдешь к дантисту в этот момент. Взмолишься: "Священномучениче Антипо, отложи от меня на время это зубное испытание!" Глядишь, и полегче станет.

В каждом храме есть свои особенные святые, которым можно помолиться о здравии. Спросите у своих прихожан, они подскажут.

7. Бабушки ругаются, если в храме разговариваешь или ходишь. Почему?

– Ругаются – и правильно. С одной стороны, храм – не клуб по интересам для дискуссий, а тем более – не место сбора для обсуждения наших планов на воскресный день: "Что мы будем делать после того, как богослужение, наконец, закончится". Храм также и не площадка, которую в тоске и печали нужно вымеривать шагами во время богослужения. Если нет никаких сил, то нужно где-нибудь сзади встать, с ноги на ногу переминаться. Тогда хоть другим мешать не будешь. Так что бабушки в общем-то правы.

С другой стороны, каждый бывает резковат, особенно если получит определение, которое покажется ему обидным. Но здесь стоит подумать, а далеко ли мы ушли от этого определения? Вспомните ваши ощущения, когда вы сами молитесь, а кто-то вдруг начинает ходить или громко обсуждать стиль одежды сбоку стоящих. Не хочется ли вам, чтобы эти люди замолчали наконец хоть на несколько минут? Или вы начинаете жадно прислушиваться к тому, о чем рядом с вами говорят?

8. Почему к Причастию идут, сложив руки на груди?

– По практической причине. Во-первых, руки на груди сложены в форме Креста. Мы еще раз в этот ответственный момент службы напоминаем себе, что путь к единению со Христом – это путь Креста.

Во-вторых, священник выносит чашу, в которой под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Руки у причастника сложены, чтобы никаким неловким движением эту святыню никак не толкнуть. Креститься – мы знаем – нужно заранее, а не перед чашей. Крестообразно сложенными руками мы свидетельствуем – мы во внимании, в бодрствовании в осторожности подходим к чаше.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Рефетека ру refoteka@gmail.com