Рефетека.ру / Религия и мифология

Реферат: Подвиг русской святости в XX столетии

Подвиг русской святости в XX столетии

Перевезенцев С. В.

Величайшая трагедия России в XX столетии состояла в том, что образ Святой Руси исчез из сознания, из душ многих, и многих русских людей. Утеряв идеал, утеряв Небесный образ, Россия оказалась ввергнута в небывалые страдания.

Но вечное блаженство достигается узким путем, "путем наибольшего сопротивления". Этим путем и прошла весь XX век Русская Православная Церковь. Репрессии властей, попытки большевиков расколоть Церковь изнутри, уничтожение священников…

Еще в начале XX столетия Русская Православная Церковь плодотворно развивалась. В царствование Николая II в России открылось более 250 новых монастырей, было сооружено более 10 000 церквей, к 1913 г. насчитывалось более 37 000 церковно-приходских школ, число учащихся которых достигало 2 млн. человек. В правление Николая II было прославлено больше православных святых, чем за весь XIX век. Великими торжествами ознаменовался 1903 год по случаю прославления преподобного Серафима Саровского, на которых присутствовал император и вся царская семья.

В начале XX века в России и Русской Православной Церкви все более усиливалось стремление к восстановлению патриаршего правления. Этому способствовали и религиозные настроения императора Николая II, придававшего большое значение возрождению православной веры в умах и сердцах своих подданных. В 1912 г. открылось Предсоборное совещание, которое должно было рассмотреть меры по созыву и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви. Начавшаяся в 1914 г. война задержала его созыв.

Только после Первой мировой войны, 15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор, в работе которого принимали участие 569 человек. Решением Собора в России было восстановлено патриаршество. 5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший митрополитом Московским и Коломенским. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. патриарха Тихона торжественно возвели на престол в Успенском соборе.

Патриарх Тихон принял под свое окормление Русскую Православную Церковь в тяжелейший для нее период. С первых лет существования Советской власти Русская Православная Церковь подвергалась жесточайшим гонениям. В политике Советского государства восторжествовал государственный атеизм, который являлся составной частью коммунистического мировоззрения. Большевики считали, что атеизм должен заменить собой православие, занять место веры в сердцах русских людей. Большевистское руководство рассматривало Церковь и само православие как своего главного конкурента в борьбе за умы и души людей, поэтому ненависть радикальных гуманистов, каковыми и были большевики, к традиционному для России вероисповеданию была неимоверна. Ведь они надеялись учредить новую веру, создать новую религию — марксизм.

А для российского православного люда такое положение казалось какой-то дикостью, необъяснимой, выходящей за грань разумного, трагедией — впервые за всю историю России собственное государство начало борьбу с традиционной верой собственного народа!

23 января 1918 г. был опубликован ленинский Декрет об отделении Церкви от государства, а школы от Церкви. Большевистское руководство стремилось не только к изживанию православия из жизни России, но и к физическому истреблению храмов, монастырей, монахов и священников. Одновременно по всей России начались репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. В Москве был расстрелян один из виднейших церковных деятелей Москвы протоиерей Иоанн Восторгов. А летом 1918 г. расстреляли царскую семью…

Вообще, идея свержения самодержавия восходит своими корнями к гуманистическо-просветительским мечтаниям о Свободе, Равенстве и Братстве, как идеалам "гражданского общества". В соответствии с этими идеалами, единственно возможными формами государственного устройства могут быть только республика или же значительно ограниченная конституцией монархия. "Власть народу!" — этот лозунг главенствовал на знаменах всех европейских революций XVII–XIX вв.

В России идея насильственного свержения самодержавия впервые, но пока очень осторожно, была выражена в конце XVIII века А.Н. Радищевым. В XIX веке эту идею подхватили сначала декабристы, потом революционные демократы-социалисты, а к началу XX в. этой идеей были захвачены как либеральные, так и радикальные политические деятели. Более того, о ликвидации самодержавного принципа власти мечтали не только русские интеллигенты, но и многие "образованные" дворяне, офицеры, немалая часть генералитета, и даже члены Императорской фамилии — великие князья. Все они, охваченные гуманистическим воспитанием и образованием, были уверены, что ликвидация самодержавия позволит вступить России на путь "западного прогресса" приведет "тёмную" Россию в объятия "мировой цивилизации". В таких условиях, государю Николаю II ничего не оставалось делать, как пойти на уступки — в ходе революции 1905–1907 гг. была создана Государственная Дума, первый русский парламент.

Но либеральные деятели не собирались на этом останавливаться. Немалая часть политической, военной и государственной элиты России, даже находясь в разных политических партиях, в 1910-е годы объединилась в тайных (масонских) и явных (созданный в 1915 году "Прогрессивный блок") организациях, в которых началась подготовка к государственному перевороту. В своих политических расчетах российские либеральные политики ориентировались на требования Англии и Франции, лидеры которых жаждали изменения государственного строя России. Так, в апреле-июне 1916 года делегация российской Государственной Думы посетила Англию и Францию. В ходе этой поездки по Европе лидер российской либеральной оппозиции П.Н. Милюков был принят ведущими общественными и политическими деятелями ряда европейских стран, крупными промышленниками и банкирами. Правящие круги стран Антанты в своих взаимоотношениях с Россией сделали ставку на либеральную оппозицию, надеясь на ее скорый приход к власти. Британский посол Дж. Бьюкенен позволил себе грубое вмешательство во внутренние дела России. Выступая на заседании Общества Английского флага, он призвал русскую либеральную оппозицию довести войну "до победного конца" не только на поле брани, но и "внутри страны".

Еще более резкую позицию по отношению к самодержавию занимали революционные партии, наиболее крупными из которых были социал-демократы (большевики и меньшевики) и социалисты-революционеры (эсеры). Самыми непримиримыми оказались большевики, которые выставили требование вооруженной революции, в ходе которой и должна быть свергнута самодержавная власть в России. В последние годы Первой мировой войны большевики вступили в тайный сговор с германским Генеральным штабом, который оказал финансовую поддержку большевистской партии, в надежде, что революция в России обеспечит победу Германии в войне.

Либеральной и революционной оппозиции в России огромную финансовую помощь оказывали и международные финансово-экономические круги. И все эти силы были направлены только на одно дело — на уничтожение традиционного российского государственно-политического строя.

В феврале 1917 г. в Петрограде разразилась революция. Ее еще можно было остановить, но император Николай II, как символ российского самодержавия, оказался преданным и своими генералами, и либеральной оппозицией, и своими союзниками по Антанте — Англией и Францией, и многими царедворцами, и даже своими ближайшими родственниками. Так, кузен императора, великий князь Кирилл Владимирович в дни Февральской революции нацепил красный бант и привел свой Гвардейский экипаж в ряды революционных солдат. А затем вывесил над своим домом красное полотнище — "флаг революционной России"! Именно этот Романов через семь лет, в 1924 г. в Париже, объявит себя новым российским императором! А другой великий князь, Николай Михайлович, узнав о революции, вообще был вне себя от восторга, утверждая, что "падение самодержавия обеспечит спасение и величие России". Знал бы он, расстрелянный через два года, чем обернется для него эта радость… Не лучшим образом повели себя и многие другие члены Императорской фамилии.

Пришедшее к власти Временное правительство потребовало от императора Николая II отречения от престола. И практически все, к кому ни обращался обреченный император за советом и помощью, умоляли, призывали и советовали отказаться от короны. Поэтому император Николай II имел полное право записать в дневнике в ночь после отречения от престола: "Кругом измена и трусость и обман!"

Итак, 2 марта 1917 г. император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Но уже 3 марта великий князь Михаил, после долгих разговоров с либеральными лидерами Временного правительства, также отрекся от прав на престол и заявил, что вопрос об устройстве России должно решать Учредительное собрание. История российского самодержавия закончилась…

После Февральской революции в России премьер-министр Англии Ллойд Джордж заявил в английском парламенте: "Эти события начинают новую эпоху в истории мира, являясь первой победой принципов, из-за которых нами была начата война". А в телеграмме, которую Ллойд Джордж прислал Временному правительству, были и такие слова: "Революция обнаружила главную истину, что эта война является борьбой за народное правительство в той мере, что и за свободу". Этими словами английский политик раскрыл тайный смысл всей Первой мировой войны — втянув Россию в эту войну, либеральные режимы европейских стран надеялись, что ее результатом станет свержение последних европейских монархий — Российской, Германской и Австро-Венгерской. Россия стала первой печальной ласточкой в этом списке…

Суть трагедии русской монархии раскрыл один из самых правых русских политических деятелей, думский депутат Н.Е. Марков, сказавший на эмигрантском съезде монархистов в 1921 г.: "Монархия пала не потому, что слишком сильны были ее враги, а потому, что слишком слабы были ее защитники. Падению монархии предшествовало численное и качественное оскудение монархистов, падение монархического духа, расслабление монархической воли". И он был прав.

А предательства императора, вернее, теперь гражданина Николая Александровича Романова продолжались. Даже братья-монархи предали его — английский король Георг V, еще недавно заверявший русского царя и своего двоюродного брата в дружбе, весной 1917 г., под влиянием собственных либеральных политиков, отказался принять русскую императорскую семью в Англии. А позднее нисколько не интересовался судьбой своих венценосных родственников.

Предало в очередной раз Николая Александровича и Временное правительство — его самого и его семью взяли под арест в Царском Селе, а позднее, летом 1917 г., отправили в Сибирь — в Тобольск. Там императорскую семью и застала весть о новой революции в Петрограде и о приходе к власти большевиков.

Что было дальше — известно. Ненавидящие императорскую чету большевики решили окончательно уничтожить русское самодержавие. А для этого они посчитали необходимым физически истребить и бывшего царя, и его семью, и их ближайших родственников.

В апреле 1918 года императорскую семью и сопровождавших их лиц перевезли в Екатеринбург. Здесь, в печально известном доме Ипатьева, все они и были зверски расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Вот этот скорбный список невинно убиенных: император Николай II Александрович, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей Николаевич, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, доктор Е.С. Боткин, камердинер А.Е. Трупп, повар И.М. Харитонов, горничная А.М. Демидова.

Узнав об убийстве, Святейший патриарх Тихон на проповеди в московском Казанской соборе сказал: "Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его… Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви". К сожалению, этот голос был одинок.

В 2000 г. Русская Православная Церковь канонизировала Николая II и его семью в чине страстотерпцев. День их церковной памяти: 4 (17) июля.

Печальной оказалась и судьба большинства других членов Императорского Дома. Еще в июне 1918 г. был расстрелян высланный в Пермь великий князь Михаил Александрович. 18 июля 1918 г. живыми сбросили в рудник Алапаевска великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, сестру императрицы монахиню Елизавету Федоровну и Владимира Палей, сына великого князя Павла Александровича от второго морганатического брака. Там же был застрелен великий князь Сергей Михайлович. В январе 1919 г. во дворе Петропавловской крепости расстреляли великих князей Николая Михайловича, Георгия Михайловича, Павла Александровича и Дмитрия Константиновича…

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна (Элла Гессен-Дармштадская) (1864–1918) родилась в семье великого герцога Людвига IV Гессен-Дармштадского и Алисы Гессенской, дочери королевы Виктории. В 1884 г. вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. В 1891 г. приняла православие, получив при крещении имя Елизавета Феодоровна. Как неоднократно подчеркивала сама великая княгиня этот шаг этот она совершила добровольно, по Божией благодати, чувствуя, что только православие может приблизить ее к Богу. В 1891 г. в связи с назначением Сергея Александровича московским генерал-губернатором супруги переехали из Петербурга в Москву. Во время войны с Японией организовала в своей подмосковной резиденции в Ильинском лазарет, а в Большом Кремлевском дворце — склад Красного креста и центр помощи раненым. В феврале 1905 г. ее муж был убит эсером-террористом И.П. Каляевым. Пережив трагическую смерть любимого мужа, великая княгиня Елизавета Феодоровна перешагнула порог новой жизни, которая привела ее к святости.

Она приобрела в Москве на Большой Ордынке дом с большим участком земли и организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. При ней был создан лазарет для тяжело раненых и больных. Служение добру у великой княгини не знало границ. Даже за убийцу своего мужа она ходатайствовала перед двором о помиловании и после получения отказа посетила Каляева в камере смертников, уговаривая его принять священника и покаяться в содеянном преступлении. С началом Первой мировой войны Елизавета Феодоровна начинает снова формировать санитарные поезда, организовывать госпитали, направляя туда сестер милосердия из Марфо-Мариинской обители.

Поселившись в Марфо-Мариинской обители и приняв монашеский постриг (1910 г.), Елизавета Феодоровна почти перестала ездить в Петербург — интересы ее были теперь далеки от интересов двора. Она искала уединения и покоя, а ездить любила лишь в монастыри, где можно было всецело отдаться молитве.

Глубоко почитая святого преподобного Серафима Саровского, великая княгиня не раз ездила в Саров, чтобы помолиться у раки угодника Божия. Ездила Елизавета Феодоровна в Новгород, Псков, Киев, в Оптину Пустынь, в Зосимовский монастырь. Побывала и на Соловках, где подолгу беседовала с отшельниками, посещала и самые маленькие монастыри и скиты в глухих российских лесах. Несколько раз бывала у схиархимандрита Гавриила, известного старца Спасо-Елеазаровой пустыни, что неподалеку от Пскова. Духовная связь между Елизаветой Феодоровной и о. Гавриилом не прерывалась вплоть до его кончины.

В начале лета 1917 г. кайзер Вильгельм, который некогда был горячо влюблен в юную принцессу Елизавету, предложил ей покинуть Россию. Елизавета Феодоровна категорически отказалась. После заключения Брестского мира немецкое правительство добилось согласия на вывоз великой княгини Елизаветы за границу, но она не хотела и слышать об этом. Дважды германский посол добивался приема у великой княгини, но она так и не приняла его, представителя враждебной страны.

На третий день Святой Пасхи 1918 г., когда Православная Церковь праздновала день Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обители Милосердия и служил там. Через полчаса после отъезда Патриарха Тихона великая княгиня Елизавета была арестована. Узнав об этом, Святейший Патриарх попытался добиться ее освобождения, но тщетно — настоятельница Марфо-Мариинской обители была отправлена в ссылку. С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем, как уехать, настоятельница осенила всех крестным знамением.

В ночь на 5 (18) июля 1918 года, когда Православная Церковь праздновала память преподобного Сергия Радонежского, под Алапаевском были избиты и заживо брошены в шахту великая княгиня, ее верная спутница Варвара Яковлева и еще шесть человек — членов царской фамилии. Спустя три месяца тела погибших были извлечены, останки положены во временные гробы и переправлены в Русскую духовную миссию в Пекине. Оттуда тела великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары попали через Египет в Иерусалим, где и покоятся ныне в храме святой Марии Магдалины. День памяти: 5 (18) июня.

Расправа с царственным семейством стала очередной вехой в борьбе большевиков с "остатками проклятого прошлого". Но Святая Русь продолжала свой подвиг. История Святой Руси на протяжении тысячелетия была постоянно связана с покровительством икон Божией Матери — за этот период были прославлены более полутысячи икон Царицы Небесной. В XX веке Святая Русь явила новую чудотворную икону — Державную икону Божией Матери.

Первые сведения о чудесном явлении иконы появились 2 (15) марта 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II. Сохранилось "Сказание" литературно обработанное священником Николаем Лихачевым, настоятелем храма Вознесения в Коломенском. "Сказание" повествует, что крестьянке Евдокии Андриановой, проживающей в Перерве, недалеко от Москвы, в феврале 1917 г. было два таинственных видения, в которых было сказано: "Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся ей".

2 марта Евдокия Андрианова пришла в Коломенское и вместе со священником в подвале храма нашла старую большую икону. Когда икону очистили, оказалось, что на ней изображена Божия Матерь, восседающая на царском троне в мантии, с короной на главе, со скипетром и державой в руках, благословляющим Богомладенцем на коленях. Народ единодушно стал называть чудесную икону "Державной".

Весть о явленном образе разнесся очень быстро по всей Москве и России. В Коломенское стало стекаться большое количество богомольцев. Сразу же перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и духовных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в храме Вознесения в Коломенском только на воскресные и праздничные дни. С иконы по заказам прихожан различных церквей было сделано несколько списков, один из них был исполнен для храма Христа Спасителя.

После вступления на возрожденный патриарший престол, патриарх Тихон благословил составить акафист Державному образу Богоматери. Впервые акафист был напечатан на русском языке в Париже, а в 1995 г. переиздан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Новоявленная икона в скором времени исчезла… Уже в наше время было документально установлено, что в 1922 г. после запрещения богослужений в храме Вознесения в Коломенском, икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище Государственного исторического музея. В 1988 г. икону передали на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. После принятия постановления Правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. 29 июля 1990 г. образ Божией Матери Державной был торжественно, с крестным ходом встречен духовенством в Коломенском. Чудотворная икона ныне установлена у правого клироса в основной части храма Казанской Божией Матери. Церковное празднование иконы Божией Матери, именуемой "Державной" установлено на 2 (15) марта.

Пример величайшего духовного стояния во Христе подал первый после более чем двухсотлетнего перерыва русский патриарх Тихон. Патриарх Московский и всея Руси Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) (1865–1925) был выходцем из духовного сословия. В 1888 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, в 1888–1892 гг. преподавал в Псковской Духовной семинарии. В 1891 г. принял монашеский постриг, с 1897 г. — епископ. В 1898–1905 гг. служил архиепископом Алеутским и Аляскинским в Северной Америке, где издавались его переводы патриотической литературы. В 1907–1913 гг.— архиепископ Ярославский и Ростовский, в 1914–1917 гг.— архиепископ Литовский и Виленский. В августе 1917 г. Тихон был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского. 5 (18) ноября 1917 г. во время Священного Собора Русской Православной Церкви в храме Христа Спасителя перед иконой Владимирской Божией Матери слепой схимонах Зосимовой пустыни Алексий вынул из ковчега жребий с именем митрополита Тихона: он был избран патриархом Московским и всея Руси, ему был вручен патриарший куколь и жезл митрополита Петра.

С началом большевистских репрессий против Русской Православной Церкви, патриарх Тихон обратился к пастве, провозглашаемом во всех храмах с амвонов, с осуждением "святотатских" действий властей, писал в письме к Ленину, что "дулжно повиноваться больше Богу, нежели человекам", заступался за арестованных в Могилеве ксендзов. В октябре 1918 г. патриарх Тихон открыто выступил с обвинением большевистской власти, ввергшей народ в братоубийство. За свою твердую позицию в защите христианства в ноябре 1918 г. святитель Тихон был впервые арестован и подвергнут домашнему аресту. В июле 1919 г. на патриарха Тихона было совершено первое покушение.

В 1921 г. святитель создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и обратился к Ленину с предложением отдать часть церковного имущества в помощь государству для организации помощи жителям Поволжья. Вместо ответа в феврале 1922 г. вышел декрет ВЦИК о принудительном изъятии церковного имущества и отмене добровольных пожертвований. Патриарх Тихон оценил это решение как "акт святотатства". В ответ в марте 1922 г. святителя Тихона объявили первым в списке "врагов народа", а в мае 1922 г. вновь арестовали. Ему было предъявлено обвинение в сопротивлении властям, в вымышленных благословении Деникина и сношениях с Карловацкой церковью. В апреле 1923 г. патриарха заключили во внутреннюю тюрьму ГПУ. В мае 1923 г. созданный большевиками "Обновленческий Собор" "живой церкви" лишил святителя Тихона патриаршего сана, но святитель отказался признать это решение. После протестов папы римского, архиепископа Кембриджского, "Ноты Керзона" и других международных протестов, святителя Тихона освободили, но он остался под строгим надзором ГПУ в Донском монастыре. Ради спасения Церкви от полного разгрома патриарх Тихон призвал духовенство вернуться к лояльному отношению к советской власти. В июне 1923 г. патриарха освободили из-под стражи.

В декабре 1924 г. на патриарха Тихона было совершено покушение, инсценированное как хулиганское нападение с ограблением. При этом погиб патриарший келейник Яков (Полозов), прикрывший собой патриарха. В марте 1925 г. властями готовилась окончательная расправа над патриархом, но в апреле 1925 г. он умер. Похороны патриарха Тихона вылились в многотысячную скорбную демонстрацию. Одними из последних слов святителя были: "Скоро наступит ночь, темная и длинная…" Эти слова оказались пророческими.

В 1989 г. патриарх Тихон был причислен к лику святых. Мощи святого ныне хранятся в Донском монастыре. Его имя носит православный Свято-Тихоновский богословский институт в Москве. Дни памяти: 25 марта (7 апреля), 26 сентября (9 октября).

На протяжении всех 20–30-х гг. государство продолжало преследовать Церковь как организацию, расстреливало, сажало в тюрьмы ее наиболее активных деятелей, стремилось к усилению антирелигиозной пропаганды. В 1922 г. прошли показательные судебные процессы, в ходе которых несколько крупных церковных иерархов были приговорены к смертной казни. Всего в 1918–1922 гг. было расстреляно и замучено 8110 священнослужителей, монахов и монахинь. В дальнейшем преследование людей за их религиозные убеждения стало обычной практикой для Советской власти.

В 1925 г. создается "Союз воинствующих безбожников", начинается выпуск массового журнала "Безбожник". Так государство стремилось контролировать и направлять атеистическую пропаганду. Огромный ущерб православной культуре нанесло закрытие культовых зданий. Церкви использовались как клубы, спортивные залы, кинотеатры, музеи, образовательные учреждения, магазины, склады, зернохранилища, жилой фонд или просто уничтожались. Имущество церквей, иконы, ценности реквизировались. Только в пределах Садового кольца Москвы было закрыто 242 культовых здания, а снесено — 364. Государство стремилось представить эти действия как протест масс против религии и Церкви. Государственному преследованию подвергались и другие религии — мусульманство, буддизм, иудаизм.

В 1922–1925 гг. при негласной поддержке большевиков была организована попытка раскола Русской Православной Церкви и ликвидации патриаршества путем создания Высшего Церковного Управления, которое православный люд нарек "обновленчеством". Но верующие не приняли "обновленчества", ибо видели в нем "порчу православия" и отказ от веры отцов и дедов.

В тяжелейшем положении находилось церковное руководство. Принятие священнического, а тем более архиерейского сана обрекало в ту пору его носителя почти на верную тюрьму, ссылку или смерть. Тем не менее, в 1923 г. состоялось 49 архиерейских рукоположений, в 1924 г. — 23. Такого не знала даже предреволюционная Россия.

С середины 30-х годов после почти пятилетнего затишья возобновилась массовая ликвидация церковных учреждений. К концу 1936 г. на Украине открытыми осталось всего 9% церквей, существовавших до 1917 года, в Азербайджане — 4,3%, в Белоруссии — 11%, в РСФСР — 35% (в Москве — 15%).

Наибольший размах репрессий против Церкви пришелся на 1937–1938 гг. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священно- и церковных служителей, из них расстреляно 85 300 человек. В 1938 г. было арестовано 28 300 человек, расстреляно 21 500.

К началу 40-х годов в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего храма. В 1941 г. во всей стране осталось только 5 665 официально зарегистрированных священников, в том числе "обновленцев" и священников на западных территориях, присоединившихся к СССР в 1939–1940 гг. В целом в течение 1930-х гг. число священников на исконной территории России сократилось на 95%.

В 1925 г., после смерти патриарха Тихона, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) (1862–1937). Но уже в декабре 1925 г. митрополит Петр был арестован, осужден и сослан в Сибирь, а затем расстрелян. Святитель Петр, митрополит Крутицкий был прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г., день памяти – 27 сентября (10 октября).

Согласно завещанию митрополита Петра, обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя стал исполнять митрополит Нижегородский Сергий (в миру — Иван Николаевич Страгородский) (1867–1944). В 1927 г. митрополит Сергий вместе с Синодом призвал духовенство и верующих быть "верными гражданами Советского Союза". В 1934 г. он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 г., в связи со смертью митрополита Петра, Сергий становится местоблюстителем патриаршего престола.

Некоторое потепление в государственном отношении к Церкви случилось в годы Великой Отечественной войны. Руководство Советского государства неожиданно даже для себя поняло, что православие — это один из важнейших факторов победы в войне. Митрополит Сергий с первых дней войны занял патриотическую позицию, призвал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками. За годы войны было собрано более 300 млн. рублей добровольных пожертвований. На церковные средства построена танковая колонна "Дмитрий Донской" и авиаэскадрилья "Александр Невский". В результате, в 1943 г. на высшем уровне, И.В. Сталиным, было принято решение о восстановлении патриаршего престола и митрополит Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 г. после смерти патриарха Сергия Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополитом Московским и всея Руси Алексия, который до своего избрания исполнял обязанности митрополита Ленинградского. При патриархе Алексии I (в миру Сергей Владимирович Симанский) (1877–1970), особенно в 60-е гг., в годы так называемой "хрущевской оттепели", борьба с Церковью продолжилась: развернулась кампания по закрытию храмов и монастырей, усилилась антирелигиозная пропаганда. К 1964 г. Русская Православная Церковь лишилась почти 2/3 приходов, почти в 5 раз сократилось число священнослужителей.

И только в конце 80-х гг. между государством и Церковью начался период конструктивных отношений. Но к тому времени столько было уничтожено, столько потеряно безвозвратно…

***

Двадцатое столетие — это эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящих все, что когда-либо выпадало на долю последователей Христа. Однако кровавый пир, устроенный гуманистами-радикалами, вопреки их ожиданиям, не только не смог погубить Святую Русь, но явил миру необычайный по своей массовости и величайший по ревности пример духовного подвига. И как же подвиг русских православных людей перекликается с настроением и подвигом первых христиан!

Святейший патриарх Московский и вся Руси Алексий II писал о подвиге русской святости XX века: "Множество мучеников и мучениц, всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением, стали явлением расцвета христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества.

Свидетельством господства духа, — потому что эти люди не захотели сохранить жизнь или приобрести блага мира во вред своей душе, ибо душа человеческая больше, ценнее всего мира. Они были служителями животворящего Духа.

Явлением расцвета христианской жизни, — ибо заповеди и повеления Божии были для них не отвлеченными истинами, а насущным хлебом их повседневной духовной жизни. Без исполнения заповедей их жизнь была бы пуста и бессмысленна. Святая и совершенная воля Божия была навсегда неистребимо написана на скрижалях их сердец.

Фактом непобедимости христианского терпения и мужества, незыблемого стояния в любви Божией, — ибо сильна, как смерть, любовь и даже сильнее смерти. Никто и ничто: ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч — не могли отлучить их от любви Божией. Но все это они преодолевали силою возлюбившего их Бога (Рим. 8, 35–37).

Их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Кровь мучеников, по словам Тертуллиана, всегда была семенем, из которого вырастал новый народ Божий. Мученики и исповедники совершили нетленный подвиг, страдания перенесли со славою, были превознесены Богом и сделались похвалою Церкви".

Игумен Дамаскин (Орловский), автор многотомного исследования о исповедниках и новомучениках Российских XX в., пишет: "К 1917 году российская земля принесла тысячелетне вызревший колос православного христианства. Двадцать послереволюционных лет явились кровавой жатвой этих спелых колосьев. Господь убирал пшеницу в житницу Свою, житницу вечности, в Царство Небесное то, что оказалось достойным, а плевелы пожигались в огне страстей и братоубийственной бойни".

Подвиг стояния в вере, явленный новомучениками и исповедниками российскими в XX столетии, был увиден Господом. И потому Богородица не оставила Россию Своим небесным покровительством. Особенно Благодатный Покров Богородицы явил свою силу во время Великой Отечественной войны. Перед самым началом войны одному старцу Валаамского монастыря было три явления Божией Матери. В этих видениях Богородица вместе с сонмом святых стояла у престола Господа и молила Его о спасении России. Господь отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Но Божия Матерь продолжала молить Господа, говоря: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Твоего Креста". И Господь смилостивился: "Я не оставлю Россию… Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню".

Богородица избрала Своим молитвенником за Россию митрополита Гор Ливанских Илию (Салиба), жившего далеко за российскими пределами. Однажды владыка затворился в древней пещерной церкви монастыря "Дейр Сайдет эль Нурия" (в переводе на русский – "Монастырь Божией Матери, несущий свет"), который расположен в 60 км к северу от Бейрута, и долго молился перед иконой Божией Матери. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия. Она объявила, что Илия избран для того, чтобы передать для России Божие определение.

Божия Матерь заповедала, чтобы в России вновь были открыты храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священников нужно выпустить из тюрем и вернуть в храмы. А вокруг осажденных городов — Ленинграда, Москвы и Сталинграда — должно совершить крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери. Если все будет выполнено, то Россия спасется. А если нет — Россия погибнет.

Митрополит Илия, выйдя из пещеры, сразу же связался с российскими властями и передал им определение Божие. Полагают, что начальник Генерального штаба маршал Б.М. Шапошников, очень религиозный человек, лично докладывал И.В. Сталину о послании митрополита Илии и советовал поступить согласно предсказанию. И все было исполнено, как указано. В Ленинграде и Москве были совершены крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери, кроме того, эти города облетел самолет с чудотворной иконой на борту. В Сталинграде Казанскую икону поставили на правом берегу Волги среди наших войск и непрестанно молились перед нею. Кроме того, как рассказывал писателю Ю. Бондареву маршал Г.К. Жуков, в 1942 году состоялся и облет Сталинграда на самолете с чудотворной иконой. И решающая битва, как вспоминали потом фронтовики, началась только после молебна перед чудотворной иконой.

В 1943 году в Советском Союзе восстановили патриаршее правление, начали открываться храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Наступило возрождение веры на Руси. И страна, заступничеством Божией Матери, была спасена.

В 1947 и 1948 гг. митрополит Илия приезжал в Советский Союз. Сохранились уникальные кадры кинохроники пребывания владыки на Русской земле. Он посетил Ленинград, где во Владимирском соборе была отслужена малая вечерня перед чудотворным Казанским образом Пречистой. Митрополиту Илии была присуждена Сталинская премия за помощь в войне с фашистами. От денежной награды он отказался, сказав, что монаху деньги не нужны, и велел отдать премию детям, лишившимся в войну родителей. Но с благодарностью владыка принял список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, золотой наперсный крест и две украшенные драгоценностями панагии – знаки митрополичьего сана. Некоторые современные историки считают, что данные награды являются подтверждением самого факта чудесного заступничества Божией Матери за Россию.

И сегодня все русские православные люди верят и надеются на помощь Божией Матери. Они молятся перед Ее иконами, они стремятся праведно жить, исполнять заветы Христовы. И если все мы будем достойны, если мы вернем в свои души истинную веру Христову, то Пресвятая Божия Матерь будет молить Господа о нашем спасении. И Господь не оставит Россию, устроит Своей волей благодатное будущее нашей державы.

И в наши дни продолжаются чудеса от чудотворных икон Божией Матери: иконы мироточат, по молитве исцеляются болящие. А еще одним чудом следует считать обновление икон. Что это значит — обновление? Очень часто сегодня обнаруживаются старые иконы, грязные, закопченные, испорченные людьми или временем. Иногда, такие иконы восстанавливают специальные мастера — реставраторы. А иногда…

Вот что произошло совсем недавно в г. Арзамасе. Однажды во вновь восстановленный Николаевский Арзамасский женский монастырь принесли старую икону, на которой ничего не было видно. Монахини не решились уничтожить старинный образ, но стали каждодневно молиться перед иконой. И случилось чудо — в 1997 г. на совершенно почерневшем образе появилось первое светлое пятнышко. Монахини еще усерднее начали молиться перед иконописным образом. И вот, с 2000 г. икона стала быстро обновляться. Вскоре открылся лик Божией Матери с припадающим к нему Младенцем Спасителем, Его ножки, опирающиеся на правую руку Своей Матери, определились цвета одежд. А через год монахини смогли определить и название иконы — "Избавление от бед страждущих". С той поры этот образ — одна из самых почитаемых святынь Николаевского Арзамасского женского монастыря. Икона Божией Матери "Избавление от бед страждущих" уже являет чудеса и… продолжает обновляться.

А Русская Православная Церковь, устояв в гонениях и репрессиях, во второй половине XX в. снова обратилась к вековечной традиции прославления русских святых. Еще в эпоху тяжелых преследований Церковь осуществила ряд канонизаций. В 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, в 1977 г. — равноапостольный Иннокентий, святитель Московский. Ряд русских святых был прославлен другими Поместными Церквями, и имена этих подвижников были внесены в Месяцеслов Русской Православной Церкви: в 1962 г. – праведный Иоанн Русский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. были канонизированы новые русские святые: Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек, митрополит Макарий, Паисий Величковский, Ксения Петербургская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия начала новую страницу в истории прославления святых Русской Православной Церкви нынешнего времени. В 1989–1994 гг. к лику святых были причислены Святейшие патриархи Иов и Тихон, митрополит Московский Филарет (Дроздов), праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского и другие русские подвижники. Начался процесс прославления мучеников, погибших от рук богоборцев в XX в. — в 1992–1997 гг. были канонизированы священномученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, Вениамин, митрополит Петроградский, и вместе с ним убиенные преподобномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн, митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий. Архиерейский собор 1992 г. установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века на 25 января (ст. ст.), а в случае совпадения этого числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после оного.

20 августа 2000 г. в храме Христа Спасителя в Москве в ходе Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви для общецерковного почитания были канонизированы 1154 подвижника, из них — 1097 новомучеников и исповедников Российских XX века, а также подвижники прежних столетий. Но и в последующее время канонизации продолжались, и в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено еще 428 человек. Таким образом к 2004 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлено 1538 человек. Символом движения России по пути духовного и государственного возрождения стала и канонизация в 2001 г. святого праведного воина Феодора Ушакова, Адмирала Флота Российского.

Современное русское общество еще не до конца осознало всемирно-историческое и, не стоит бояться этого слова, вселенское значение события, свершившегося 20 августа 2000 г. Православная Церковь вновь указала русскому народу путь к спасению, придала глубинный, божественный смысл всему XX столетию, столь трагическому в истории России. Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, они были посланы нам как испытание в борьбе с Мировым Злом во имя Господа нашего. И величайший сонм святых ныне освящает не только прошлое, но и будущее России.

И, наверное, совсем неслучайно, что в наши дни на Родину стали возвращаться святые образы чудотворных икон Божией Матери. Будем верить, что Пресвятая Богородица вновь умолила Своего Сына Спасителя простить заблудившийся в перипетиях истории русский народ, и вновь распростерла над Россией Свой благодатный Покров.

***

Итак, как было показано, идеал-образ Святой Руси складывался исторически и в результате стал концентрированным выражением идеи русской святости. Что же означает образ Святой Руси в отечественной истории?

Святая Русь — это Собор русских святых, прославивших Русскую землю перед Господом.

Святая Русь — это небесный щит, небесный Покров России, ибо великие русские праведники, мученики и страстотерпцы молят Господа о защите и спасении России.

Святая Русь — это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире.

Святая Русь — это и жертвенное служение православным идеалам, и сердечное следование Христовым заповедям, и стяжание Духа Святого, и устремленность к покаянию и совершенству.

Святая Русь — это идеал, но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

И, наконец, Святая Русь — это важнейший фактор исторического развития России, ибо без веры в Святую Русь и без небесного заступничества Святой Руси, Россия просто не может благодатно двигаться по историческим дорогам.

Русь Святая, храни Веру Православную!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Похожие работы:

  1. • Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство
  2. • Об одном орфографическом поветрии
  3. • Русская святость в годы монголо-татарского владычества
  4. • Рождение русской святости
  5. • Русская философия первой половины XX столетия
  6. • Стояние Святой Руси
  7. • Возникновение марксистской философии и ее судьба в XX ...
  8. • Образ Британии в России XIX и XX столетий
  9. • Основные идейные мотивы ранних произведений М.Горького
  10. • Астрология и психология в XX столетии
  11. • Субъекты политики
  12. • О некоторых изменениях в русском языке конца XX века
  13. • Возрождение русской святости
  14. • Тема подвига в одном из произведений русской литературы
  15. • Обозначения святости в ономастическом пространстве ...
  16. • Нелитературный русский язык: диалекты, просторечия ...
  17. • Русский святитель на кафедре в Киото
  18. • Научно-педагогическая деятельность русских историков ...
  19. • О синтезе музыкального, технического и психологического в ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com