Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций - ММД. Для этого расстройства характерны патологически низкие показатели внимания, памяти, слабые мыслительные процессы при нормальном или даже высоком уровне интеллекта.
Большой проблемой является то, что эти дети не могут в полной мере использовать свои интеллектуальные способности, не могут себя реализовать, не могут продемонстрировать то, на что они действительно способны. Им нужна специальная помощь и поддержка в семье. Расстройства внимания отличаются повышенной отвлекаемостью и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий.
В статье "признаки и симптомы СДВГ" были рассмотрены диагностические критерии нарушенного внимания по американской классификации болезни DSM-IV. Абсолютно все из вышеперечисленных там признаков так или иначе связаны с нарушением исполнительных функций. Импульсивность же таких детей является прямым индикатором недостаточности исполнительного звена.
Современные исследования дают возможность предположить в качестве первичного компонента расстройства — нарушение исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти. По своему типу этот дефицит напоминает лобный синдром у взрослых. Это позволяет предполагать определённую дисфункцию лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору.
Компьютерная томография подтверждает нарушения лобно-подкорковых путей. Эти пути богаты катехоламинами (допамин, адреналин, норадреналин). Этим частично можно объяснить положительные результаты лечения стимуляторами.
Несмотря на то, что медикаментозные средства, в том числе, лечение стимуляторами, не всегда и не всем подходит, хотя и дает определённые положительные результаты. Побочные эффекты могут быть значительными. Кто, например, захочет чувствовать себя постоянно сонливым и при этом не очень хорошо засыпать?
Причина слабого произвольного внимания и самоконтроля, неустойчивой мотивации заключается в дисфункции лобной коры головного мозга. Лобная кора осуществляет динамическую интеграцию, взаимодействие нейронов мозга, обеспечивающих достижение нужного результата. Нарушение деятельности лобной коры и нейрохимических связей, связывающих её с серединными структурами приводит к дезинтеграции процессов в головном мозге, нарушению способности предвидеть предстоящие события, планировать свою деятельность. Выдающийся русский психиатр С.С. Корсаков назвал лобную кору не самим умом, а его "направляющей" силой.
Лобная кора отвечает за постановку целей и задач, планирование и выполнение деятельности. Лобная кора также отвечает за мотивационную сторону поведения-формирование намерений, побуждений, мотиваций, а также за умение контролировать эти побуждения.
К 13-15 годам морфологический процесс созревания головного мозга уже закончен. Дальше идет развитие личности. Понятно, что не соответствуя по незрелости целеполагания, самоконтроля и поведения возрастным нормам, дети СДВГ трудны для окружающих.
Когда ребёнок остается один, он становится вялым, слоняется без дела или занимается чем нибудь монотонным. Для того, чтобы заниматься целенаправленной продуктивной деятельностью, он нуждается во внешней активации.
Вырастая, взрослый человек в состоянии продуктивно заниматься многими вещами, но он не может это делать в течение долгого времени.
Во первых, такой человек быстро истощается, ведь умственная деятельность отнимает очень много энергии. Во вторых, он быстро теряет побуждение к действию. Это также отмечает американский психолог Рассел Баркли. Он говорит, что для детей СДВГ нарушенное внимание — это не главный вопрос, быстрая потеря намерений — это то, что мешает им заниматься чем-то продуктивно.
Дети и подростки, страдающие СДВГ нуждаются во внешнем побуждении к деятельности или же во внутренней медикаментозной стимуляции, позволяющей реализовать те интеллектуальные резервы, которые заложены от природы.
Нельзя не отметить, что в конечном итоге многое зависит от зрелости личности, насколько человек может себя контролировать и быть ответственным за то, что он делает и говорит. Вторым определяющим фактором является степень заинтересованности, увлеченности делом.
Общеизвестно, что дети СДВГ могут часами заниматься тем, что им интересно. Интерес, эмоции дают дополнительную необходимую энергию и направленность. Имено поэтому очень важно, чтобы родные, близкие, педагоги ребёнка помогли найти ребёнку "своё дело". Это имено то, что в дальнейшей жизни позволит ему оставаться "на плаву".
Проблемой здесь является то, что 57% детей с СДВГ имеют наследственную семейную предрасположенность (Заваденко). Последние исследования показывают, что не только имеющие СДВГ братья и /или сестры детей с СДВГ имеют схожие дефициты исполнительных функций, но даже те братья и/или сестры детей с СДВГ, у которых нет этих проявлений, по-видимому, имеют некоторое ухудшение тех же самых исполнительных функций. Эти данные свидетельствуют о возможном связанном с генетическими факторами риске дефицита исполнительных функций в семьях с детьми с СДВГ, даже если симптомы СДВГ у членов таких семей полностью не проявляются.
В случае наследственной предрасположенности, особенно важно осознание проблемы родителями и понимание того, что ребёнок не ленивый, не испорченный и не пропащий, а нуждающийся в помощи и поддержке. Впрочем, это очень важно осознавать во всех других случаях СДВГ.
Как то не принято в нашей русскоязычной культуре проводить психологические ликбезы и стремиться к осведомленности по поводу различных нарушений развития. Страх приклеивания ярлыков-повсеместное явление. Но как отмечает Рассел Баркли, американский психолог, исследующий СДВГ уже почти 30 лет, постановка диагноза (наклеивание ярлыка) имеет и положительные и отрицательные стороны.
Да, ребёнка выделили и отметили (приклеили ярлык), но использование эвфемизмов, вроде "энергичный ребёнок", не позволяет по настоящему помочь ему. Ведь никто толком не понимает, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе.
Тот же Баркли говорит о том, что диагноз СДВГ помещается в американской классификации болезней в разделе "Психические нарушения", что он не считает правильным. Он склонен думать, что СДВГ — это скорее нарушение развития мозга. Но в конце концов, классификация, это дело вкуса, а вот помощь ребёнку нужна реальная и безотлагательная.
Нет никаких сомнений, что внимание, память, способность удерживать в голове цель необходимо тренировать.Это можно делать с помощью различных специальных игр, настольных или подвижных, обязательно развивающих какую-то одну функцию. Очень хорошо подходят для этого компьютерные игры. Именно игровой момент придает компьютерным упражнениям привлекательность и вызывает у детей СДВГ интерес.
По мнению разработчиков различных компьютерных развивающих и тренажерных програм, это не должны быть "стрелялки" и "ужастики", перевозбуждающие психику ребёнка. Самые лучшие и подходящие игры имеют соревновательные/спортивные сюжеты или же сказочные/магические.
В разработке и подборе игр и упражнений для детей СДВГ очень важно руководствоваться основными характеристиками этого нарушения.
Очень хорошо подходят для целей тестирования и тренировки различных характеристик внимания пакеты програм "Зоопарк" и "Внимание". Программы из этих пакетов игровые, соревновательные, вызывающие у ребёнка естественное чувство показать себя наилучшим образом и выиграть.
Эти программы тренируют не только характеристики внимания, но и очень многие исполнительные функции. Любая целенаправленная деятельность, доведенная до конца, тренирует сдержанность и умение быстро и правильно оценивать ситуацию, планировать свои действия.
Поскольку компьютерные игры вызывают повышенный интерес у СДВГ детей, то их и надо повсеместно использовать.
Положительным моментом для детей СДВГ является ограниченное поле дисплея компьютера, которое не позволяет им отвлекаться или переключаться на что-либо другое.
Эксперт в области СДВГ Рассел Баркли считает, что следует дать новое определение этому нарушению, которое включало бы обширную сферу "исполнительной дисфункции". Как объясняет Расселл Баркли, эта дисфункция вызвана неспособностью контролировать себя сегодня, с тем, чтобы воспитать навыки, необходимые в будущем.
Нет одной-единственной части человеческого мозга, которая исключительно отвечает за эту регуляцию. По всей видимости, наши лобные и предлобные доли функционируют в значительной степени как наш "главный администратор". Организовывая функции речи и памяти других частей мозга, эти лобные центры принимают во внимание, откуда мы пришли, куда хотим пойти — и как управлять нами, чтобы добраться туда-считает Баркли.
Самое важное — способность сдерживаться ("нажать на тормоз")
Баркли считает, что этот компонент является основным для эффективности исполнительных функций. Умение сдерживать себя относительно отвлекающих факторов — это то, что позволяет следовать плану. Предлобные сдерживающие центры — это те тормоза, которые дают время на рассмотрение вариантов перед реакцией.
Отсутствие сдерживания, по мнению Баркли, это двойная проблема для детей с СДВГ. Первая проблема в том, что они не могут оттормозить отвлекающие моменты, поддаются импульсу и физически реагируют на эти побуждения (гиперактивность). Вторая проблема в том, что отсутствие сдерживания не даёт ребёнку достаточно времени для того, что развиться другим исполнительным функциям.
Другие исполнительные функции по определению Баркли:
Разговор с самим собой (внутренний диалог)
Это тот механизм, который позволяет регулировать собственное поведение с помощью слов. Малыши в определённом возрасте разговаривают сами с собой, дают сами себе инструкции и указания. Позднее это переходит во внутреннюю речь и она становится непроизвольной. У детей СДВГ нет возможности в полной мере развить этот механизм из-за слабой способности сдерживаться.
Рабочая память (оперативная память)
Это те мысли, которые мы удерживаем в голове в данный момент и которые имеют отношение к тому, что мы делаем. Также мы должны помнить о том, что срабатывает в подобных ситуациях, дает положительные результаты и удерживать в голове цели (например, помнить о том, для чего мы выполняем это задание, а не только о приятных сторонах дела). Без умения сдерживаться ребёнок никогда не может развить хорошую рабочую память.
Предвидение, предсказание и планирование будущего
Неполноценная рабочая память, объединяясь с низкой способностью сдерживать существующие отвлечения не позволяют планировать свои действия и предвидеть их результаты. По словам Рассела Баркли, люди с СДВГ не могут удержать в памяти будущее. Они в плену у настоящего; будущее застает их врасплох. По сути, удивительно плохое предвидение — возможно, самая большая проблема в их жизни.
Ощущение времени
Исполнительная функция, которая плохо развита у детей СДВГ. В комплексе Effecton Studio, тестированию точности восприятия времени посвящена методика "Рыбалка" пакета психологических тестов "Ягуар". Более того, как показывает практика, при систематическом выполнении методики, точность восприятия временных интервалов повышается как по показателем самого теста, так и по результатам независимых измерений. Методика применима как для занятий с детьми, в том числе СДВГ, так и для тестирования/тренировки взрослых.
Трудно оторвать ребёнка от одного вида деятельности и переключить его на что-то другое. Это требует усилий и самоконтроля. Для тестирования и тренировки переключаемости внимания, хорошо подходят, например, тесты "Накорми обезъян" из пакета "Зоопарк", так и более взрослые методики, например, "Чет-нечет" из пакета "Внимание".
Отделение эмоций от реальности
Отделение эмоций от реальности или контроль над своими эмоциями требует размышлений, на которых у СДВГ ребёнка нет времени. СДВГ ребёнок не сдерживает себя достаточно долго, чтобы начать размышлять и оценивать ситуацию. Гиперактивные дети зачастую плохо переносят задержку исполнения желания. Они могут быть раздражительны по этому поводу и даже агрессивны.
Важность положительной мотивации
Ко всем вышеперечисленным признакам можно только лишь добавить, что гиперактивные дети очень слабо мотивированы. Интерес, желание чем-то заниматься формируется у них медленно. Но уж если такой интерес сформировался, обычно, он остаётся надолго или на всю жизнь.
Поэтому так важно в занятиях и играх с таким ребёнком наличие положительной мотивации. Важным здесь является элемент удовольствия. Если что-то доставляет удовольствие, то мы этим можем заниматься часами.
Гиперактивные дети вообще очень плохо переносят скучные, монотонные, однообразные задания. Поэтому любая деятельность должна быть как то эмоционально подкреплена. Недаром говорят, что учителя, которые подают свой материал не сухо, а эмоционально и драматично имеют гораздо больше шансов чему то научить гиперактивного ребёнка.
Компьютерные игры являются очень хорошей возможностью не только занять чем то ребёнка, но и тренировать его дефицитарные функции.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/