К сожалению, синдром дефицита внимания — не единственная трудность, которую приходится преодолевать ребёнку ежедневно. Есть целый ряд сопутствующих заболеваний и состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем СДВГ. Это совершенно не значит, что у одного и того же ребенка должны присутствовать абсолютно все нарушения одновременно.
Некоторые из них выделяются специалистами в отдельные заболевания, другие считаются осложняющими факторами СДВГ. Нет полного согласия в определениях этих нарушений между американской классификацией болезней DSM-IV и международной классификацией болезней MKБ-10.
Особенностью детей с СДВГ является неполная обработка входящей зрительной информации. Проблемы ребенка не обусловлены плохим зрением, но мозг перерабатывает не все сигналы. Чтобы та информация, которая была пропущена, перерабатывалась мозгом, она должна повториться несколько раз или же быть более интенсивной по воздействию
Иногда школьник видит буквы и цифры искаженно. Пишет он некрасиво и неряшливо. В этом, помимо зрительного восприятия, свою роль играет плохая координация движений.
У ребёнка с СДВГ довольно часто нарушена зрительно-моторная координация. Такой ребёнок недостаточно хорошо контролирует с помощью глаз то, что он делает руками. Для хорошей слаженной работы обоих рук также нужна четкая координация между правой и левой рукой. Вроде бы это такая простая вещь-писать правой рукой, бумагу держать левой рукой. Однако, это не всегда легко и просто для гиперактивного ребенка. Чтобы ребёнок не делал, левая рука плохо выполняет свою поддерживающую функцию.
Для тренировки зрительного восприятия, умения хорошо подмечать детали и полностью перерабатывать информацию очень хорошо подходят тренировочные компьютерные программы. Например, пакеты програм "Зоопарк" и "Внимание". Эти программы хорошо развивают и зрительное восприятие и контроль движений с помощью зрения.
Сама по себе работа с мышкой — это хорошая тренировка зрительно-моторной координации.
Зарубежные исследователи считают, что обработка анкетных данных является основным механизмом диагностики СДВГ. Тем не менее, изучение моторики позволяет намного лучше понять основные механизмы и физиологические компоненты этого нарушения развития.
Равновесие и вестибулярная чувствительность занимают одно из ведущих мест в развитии грубой моторики. Отклонения в вестибулярной чувствительности проявляются как сверчувствительность или как низкая чувствительность. Сверчувствительность — это гравитационная неуверенность. Дети со сверхчувствительным вестибулярным аппаратом не переносят быстрых поворотов головы или езды на автомобиле. При низкой вестибулярной чувствительности ребенок, наоборот, слишком хорошо переносит верчения, кручения и раскачивания. Для таких детей раскачивание на качелях, верчение на карусели или на канцелярском стуле — это естественное состояние.
При проведении опыта, ребёнка с СДВГ раскручивали в течении 10 секунд на канцелярском стуле. После этого у него абсолютно не наблюдалось головокружение или же наличие нистагма (быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц).
У детей с СДВГ может быть нарушена координация крупных движений и они могут быть "неуклюжими". D.Dewey и B.J.Kaplan различают З типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории "неуклюжих":
нарушение последовательности движений;
нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
нарушение развития всех двигательных умений.
Нарушения координации крупной моторики выявлены примерно в половине случаев СДВГ. Слабая моторная координация проявляется в беспорядочных хаотических движениях. Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, они испытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степени автоматизма. Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения.
M.B.Denckla и др., E.T.Carte разработали целый ряд моторных упражненией на повторения простых движений или последовательностей движений пальцем, рукой и стопой. В процессе выполнения этих упражнений определялось время выполнения упражнений детьми с СДВГ и детьми из контрольной группы (здоровые дети).
Были сделаны следующие выводы: Дети с СДВГ выполняли крупные движения медленнее, чем дети из контрольной группы. Было также установлено, что по сравнению с контрольной группой, дети с СДВГ менее качественно выполняли "непроизвольно ассоциируемые движения", такие как подражание.
J.Steger и др. обнаружили, что дети с СДВГ выполняют движения пальцем медленнее, чем движения рукой, по сравнению с детьми из контрольной группы. Другими словами, дети с СДВГ имеют специфические проблемы с мелкой моторикой.
Дети, страдающие СДВГ, имеют нарушения мелкой моторики различной степени тяжести. Им бывает трудно научиться завязывать шнурки, хорошо вырезать ножницами точно по контуру, раскрашивать, не вылезая за границы. Они испытывают сложности координации мелких движений при письме.
Эти дети имеют хронические трудности моторной координации, не позволяющие им легко и просто выполнять ежедневные бытовые задачи также искусно, как это делают их здоровые сверстники.
У детей и взрослых с СДВГ можно наблюдать сенсорную сверчувствительность, особенно к прикосновениям, даже очень легким. В народе это называется синдромом "принцессы на горошине".
Раздражать могут ярлычки на одежде, сама одежда из шерсти или синтетических материалов, складки и неровности на простыне, резинки на поясе или рукавах одежды, тесные ботинки.
Липкая поверхность, грязь или земля на руках или других участках кожи могут казаться непереносимыми.
Взрослые и дети с тактильной сверхчувствительностью не переносят объятий при встрече. Если объятия затягиваются, у таких людей начинается паника и приступы клаустрофобии.
С возрастом эти проявления гиперчувствительности сглаживаются. Однако, во взрослой жизни и женщины и мужчины могут иметь определенные трудности или особенности в интимных отношениях из-за потребности иметь больше "собственного пространства".
Некоторых людей могут раздражать звуки тикающих часов или звук работающего в другой комнате телевизора. Звуки кажутся очень громкими. Очень сложно отфильтровать фоновый шум. Например, сложно сосредоточиться на каком — то задании, когда на кухне капает из крана вода.
Некоторые люди чувствуют запахи, источник которых находится довольно далеко. Раздражает запах лука, чеснока, различных специй или же духов и лака для ногтей. У таких людей очень часто имеются различные аллергические реакции.
Люди с СДВГ, страдающие сверхчувствительностью очень часто избирательны в еде. Они, например, могут кушать только пищу с определенной текстурой и не переносить остальные продукты.
Гораздо реже, но бывают люди, демонстрирующие зрительную чувствительность. Например, это может быть непереносимость неонового освещения.
Очень часто в одном пакете с гиперчувствительностью идет низкая чувствительность к холоду или боли, а также пониженная чувствительность к стимулированию вестибулярного аппарата.
Ребёнок может не замечать царапины и не реагировать на ушибы, легче переносить боль, если он ударится. В холодное время года такие дети бегают без шапок и перчаток, с расстегнутыми куртками и пальто. Дома, когда всем остальным членам семьи температура кажется комфортной, ребёнку может быть жарко и он хочет ходить по дому в одном белье.
Пониженная вестибулярная чувствительность проявляется в раскачивании качель на рискованно большую высоту. Такие дети очень любят кружиться на каруселях или в креслах. Им это доставляет удовольствие, потому что они это легко переносят и заоодно стимулируют себя вестибулярными ощущениями. Также, некоторыми специалистами отмечается, что дети с СДВГ любят кружиться или залазить повыше, потому-что они хотят лучше почувствовать свое тело.
Мэри Джейн Джонсон, женщина, у которой есть и СДВГ и гиперчувствительность советует:
носить удобные туфли;
купить специальные наушники, блокирующие шум;
включить небольшой вентилятор или журчащий фонтанчик, чтобы успокоиться и заснуть;
носить мягкие свободные одежды, сшитые из трикотажа или хлопка;
носить часы на свободном ремешке;
делать массаж ежедневно, если он нравится;
выезжать как можно чаще на природу.
Главное — перестать бороться с тем, что вы не можете контролировать, уверяет Мери Джейн. Надо найти способ жить удобно и всегда помнить, что это не "странности", а внутреннее устройство.
Если кто-нибудь будет уверять, что у детей не бывает депрессии, то он окажется в корне не прав. У детей она бывает. По оценкам Американской психиатрической ассоциации один из десяти детей в возрасте от 6 до 12 лет постоянно испытывает чувство печали — это признак депрессии. У многих из них есть и СДВГ.
У ребенка с СДВГ может развиваться депрессивное состояние на фоне низкой самооценки, помноженной на неприятие в кругу сверстников. Ребенок может проявлять мало интереса к жизни, спать меньше или наоборот больше, чем раньше.
По данным R.S.Jensen дети с СДВГ испытывают состояние депрессии из-за конфликтных ситуаций дома и в школе, из-за постоянного неуспеха в учебе или в других видах деятельности.
По некоторым оценкам американской статистики, до 70% людей с СДВГ в то или иное время своей жизни лечатся от депрессии. Американская Академия педиатрии считает, что примерно половина детей с СДВГ страдает от депрессии и различных тревожных состояний.
По данным R.S.Jensen 25% детей с СДВГ имеют повышенный или высокий уровень тревожности. Уровень тревожности определяется специальными компьютерными программами, которые представляют из себя диагностические тесты. В настоящее время существует довольно много компьютерных тестов, позволяющих оценить и проявить личностные качества или болезненные состояния. Эти тесты дают очень ценную информацию для дальнейшей работы с детьми и со взрослыми.
Если обнаруживается, что ребенок тревожен, то его состояние может быть обусловлено неуверенностью и сомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другими людьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новой обстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тоже увеличивает тревожный фон настроения ребенка.
Тревожные состояния могут иметь в качестве своей основы различные страхи. У всех детей есть какие-то страхи, которые с возрастом проходят. Чрезмерный страх делает ребенка пугливым и ранимым. Его могут преследовать тревожные мысли. На этой почве ребенок может быть неспокоен, слишком активен или наоборот замкнут и нелюдим.
Оппозиционное вызывающее расстройство (ODD — Oppositional Defiant Disorder) характеризуется агрессивностью и склонностью нарочно задирать других. Это заболевание может не сочетаться с СДВГ, но по некоторым статистическим данным от 65% до 75% детей с СДВГ имеют ОВР. Учитывая эти цифры, трудно делать предположения о природе данного нарушения поведения. Является ли оно действительно отдельным заболеванием или же проявлением физиологических, эмоциональных и других специфических особенностей СДВГ?
Опозиционно-вызывающее расстройство диагностируется в случае, если ребенок в течение 6 месяцев демонстрирует вызывающее, агрессивное, негативистское поведение, а также не слушается, делает назло, дразнит.
Чтобы поставить этот диагноз ребенку, нужно чтобы он демонстрировал 4 или более из ниже перечисленных признаков.
часто выходит из себя
часто спорит со взрослыми
часто не повинуется или отказывается выполнять просьбы взрослых или правила
часто нарочно раздражает других
часто обвиняет других в своих ошибках или проступках
часто раздражителен или его легко можно вывести из себя
часто сердится и обижaется
часто злобен или мстителен
В одном из номеров журнала "Attention!" издаваемом CHADD (Children and Adults with Attention Deficit Disorder) описывается исследование, в котором приняли участие 600 детей в возрасте от 7 до 9 лет, из которых 40% детей с СДВГ имели также ОВР, а 15%, или каждый седьмой, страдали более серьезными поведенческими расстройствами.
У некоторых детей, по мере взросления, исчезает часть признаков ОВР, но некоторые манеры поведения и общения остаются на всю жизнь.
Как общаться с агрессивными детьми? Как заниматься с ними? Как гасить проявления агрессии и нетерпимости? Все это очень хорошо описано в книге Лютовой Е.К.и Мониной Г.Б. "Шпаргалка для взрослых".
По данным Заваденко Н.Н. до 66% детей с СДВГ имеют трудности обучения в виде дислексии, дисграфии и дискалькулии.
Дисграфия - частичное нарушение навыка письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дискалькулия - нарушение формирования навыка счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дислексия - нарушение формирования навыка чтения вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Трудности переработки информации
Дети, имеющие СДВГ и трудности обучения могут иметь различные сложности в обработке входящей информации. Некоторые дети перерабатывают лучше зрительную информацию, другие лучше усваивают учебный материал на слух. Часть таких детей демонстрирует явную слабость в обработке последовательной/рациональной информации и в организации деталей, для других же концептуальная переработка информации не является их сильной стороной.
Об этом и о способах развития своих слабых сторон, а также об умении работать с опорой на сильные когнитивные качества написана замечательная книга доктора Скотта Л. Крауза "Загадка твоих учебных трудностей" "Учимся понимать себя и защищать себя". Русский перевод этого пособия можно прочитать на сайте родителей детей СДВГ (adhd-kids.narod.ru)
С какими бы сложностями не сталкивались дети с СДВГ, они нуждаются в понимании и поддерже своей семьи. Даже если эти сложности значительные и ребенок очень сильно выпадает из нормального круга функционирования, нельзя оставлять таких детей на произвол судьбы.
Необходимо понять, что многие проявления плохого поведения обусловлены теми биохимическими процессами, которые происходят у них в мозгу. Эти процессы являются причиной формирования тех или иных пристрастий или поведенческих реакций. Все усложняется тем, что эти дети очень медленно созревают личностно, медленно становятся ответственными и готовыми сотрудничать с другими людьми.
Помощь и поддержка в семье очень много значит для таких детей. От этого зависит кем они будут в жизни, чем будут заниматься и как сложатся их отношения с окружающми людьми.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/