В.М.Тарасюк
Актуальность обсуждаемой темы очевидна для всех, кто не понаслышке знает о текущем состоянии дел в нефтяной отрасли. Тем не менее, прежде чем прейти к анализу возможных внутренних отраслевых факторов роста рассмотрим основные проблемы нефтегазового комплекса.
Во - первых, это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), заменивший в 2001 г. роялти (вознаграждение за право разрабатывать месторождения), налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ) и ряд других налогов. Размер НДПИ был установлен единым для всех компаний вне зависимости от качества и условий разработки месторождений. К недостаткам действующего налога следует отнести его привязку к мировым ценам на нефть И, как следствие, постоянное удорожание нефтепродуктов. Государственная Дума неоднократно поднимала данный вопрос, но в правительстве работа над устранением этих недостатков велась медленно. В настоящее время проходит дискуссия о дифференциации НДПИ в зависимости от выработанности месторождения, запасов нефти в нем, удаленности месторождения от транспортной инфраструктуры, а также от качества сырья. Однако новые ставки НДПИ начнут действовать не ранее 2007 г.
Во - вторых, это зависимость российского экспорта от зарубежных рынков, главным образом европейского, на долю которого приходится более 90 % экспорта нефти. Ужесточение экологических ограничений по экспорту, а также политика ЕС по диверсификации источников поставки энергоносителей могут привести к резкому сокращению экспорта нефти в этом направлении.
Уже не раз в многочисленных выступлениях представители отрасли говорят о резком сокращении геологоразведки, увеличении фонда неработающих скважин, а также о значительных потерях при добыче, транспорте и переработке нефти.
Следующая важная проблема - это утилизация нефтяного газа. На крупных нефтяных месторождениях, удаленных от промышленных районов, нефтяной газ обычно сжигается. Необходимо создавать установки и даже мини-заводы по его утилизации с использованием наработок наших ученых. По оценкам специалистов, такие заводы могут быть созданы при каждом месторождении за полтора - два года. В этом случае исключается сжигание нефтяного газа, что значительно улучшит экологическую ситуацию в регионе добычи нефти, а также позволит частично компенсировать затраты на разработку нефтяных месторождений. Так, потенциальная прибыль от переработки нефтяного газа может составить до 2 % от продажи извлеченной нефти. Однако при этом государству необходимо создать соответствующие льготные условия для нефтяных компаний для того, чтобы у них был экономический стимул в утилизации нефтяного газа.
Без решения указанных проблем не будут устранены препятствия на пути достижения стратегических целей развития нефтяного комплекса России.
Стратегическими задачами развития отрасли являются обеспечение необходимой структуры запасов (в том числе территориальной), плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией ее уровня на долгосрочную перспективу. Добычу нефти необходимо осуществлять и развивать как в традиционных нефтедобывающих районах, таких как Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазовых провинциях: на Европейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, юге России (Северо-Каспийская провинция).
Увеличение добычи и повышение ее эффективности невозможно без интенсификации применения достижений научно-технического прогресса в отрасли, совершенствования методов бурения, воздействия на пласт, увеличения гпубины извлечения запасов и внедрения других прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых запасов нефти.
Основным фактором развития нефтяной промышленности является именно долгосрочная государственная политика в сфере добычи нефти, направленная на создание стабильных условий, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли, и предусматривающая:
- совершенствование системы недропользования с целью повышения заинтересованности недропользователя вкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- ограничение минимального и максимального уровней добычи нефти на каждом участке недр;
- ужесточение требований и условий выдачи лицензий и обеспечение действенного контроля эффективной разработки месторождений;
- совершенствование системы налогообложения нефтяного комплекса (введение в перспективе гибкой системы налогообложения, ориентированной на рентный подход). Экономическая эффективность производства достигается только в том случае, когда нефтяные компании осуществляют полный цикл от добычи нефти до ее переработки.
С целью приближения производства нефтепродуктов к их потребителям необходимо строить новые высокоэффективные нефтеперерабатывающие заводы в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах развивать сертифицированные малые заводы с полным циклом переработки нефти.
Задачей отрасли является также обеспечение необходимым сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции нефтепереработки.
Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов -одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны быть закреплены законодательно.
Одним из направлений совершенствования экономических отношений в сфере транспорта нефти по системе магистральных трубопроводов должно стать внедрение «банка качества нефти», позволяющего компенсировать компаниям потери от смешения нефти из различных месторождений при ее транспортировании.
Регулируемые государством тарифы на транспорт нефти и нефтепродуктов должны учитывать как фактор обеспечения конкурентоспособности жидкого топлива, так и необходимость формирования финансовых ресурсов, достаточных для реализации принятых инвестиционных решений.
Немаловажна и государственная поддержка горнодобывающих компаний, вкладывающих собственные средства в поиск и разведку полезных ископаемых. Эта поддержка должна включать:
- гибкую систему налоговых льгот и (или) отмену платежей на период окупаемости вложенных средств, права на переоценку основных фондов, исходя из ценовой конъюнктуры и уровня инфляции, права на ускоренную амортизацию основных производственных фондов, государственные гарантии доступа к объектам производственной инфраструктуры, облегченные условия доступа к участкам недр посредством проведения закрытых конкурсов, аукционов для малых и средних нефтегазовых и горнодобывающих предприятий;
- создание экономических условий для совершенствования системы разработки нефтегазоносных месторождений с учетом современного уровня научно-технического прогресса с целью повышения степени выработки начальных запасов нефти и газа (особенно вязких нефтей), использования нефтяного газа, сероводорода, конденсата и тяжелых фракций. Все эти факторы дадут возможность нефтяным компаниям увеличить добычу нефти и газа.
Установление со стороны государства четких ориентиров в развитии отрасли, а также понятных правил ведения бизнеса и будет являться основным фактором роста любой экономики.
Журнал «нефтяное хозяйство» № 5, 2006