смотреть на рефераты похожие на "Экономическое обоснование создание малого предприятия акционерного типа"
Министерство высшего и среднепрофессионального образования
Российской Федерации
Томский Политехнический Университет
Кафедра менеджмента
Инженерно-экономический факультет
Курсовая работа
Экономическое обоснование создания малого предприятия акционерного типа.
Выполнил: студент гр. О-3292
СоломахинС.А.
Научный руководитель, канд. экономич. наук, доцент
Прокофьев Ю.С.
Томск -2000 г.
Исходные данные для выполнения курсовой работы: Вариант 13
| | | |Обозначение |
|1 |вес изделия кг/ед |240 |g |
|2 |коэфициент использования материала |0,65 |Ки |
|3 |цена материала рб/кг |2,35 |Цм |
|4 |трудоемкость изготовления (норма времени), | |tнi |
| |мин/изд | | |
|4 |первая операция |35 | |
|4 |вторая операция |85 | |
|4 |третья операция |55 | |
|4 |четвертая операция |40 | |
|5 |пятая операция |30 | |
|5 |шестая операция |70 | |
|5 |годовой фонд времени работы оборудования, |3750 |Fo |
| |час/год | | |
|6 |годовой фонд времени работы работающих |1850 |Fр |
|7 |цена за единицу оборудования на: (тыс.руб) | |Цi |
|7 |первой операции |9 | |
|7 |второй операции |10 | |
|7 |третей операции |17 | |
|7 |четвертой операции |16 | |
|8 |пятой операции |8 | |
|8 |шестой операции |7 | |
|8 |разряд работы по операциям: | | |
|8 |первая операция |7 | |
|8 |вторая операция |6 | |
|8 |третья операция |7 | |
|8 |четвертая операция |6 | |
|9 |пятая операция |7 | |
|9 |шестая операция |5 | |
|9 |габариты оборудования, кв.м./ед.об. | |Si |
|9 |первая операция |2 | |
|9 |вторая операция |3 | |
|9 |третья операция |4 | |
|9 |четвертая операция |2 | |
|10|пятая операция |3 | |
|10|шестая операция |3 | |
|10|оборачиваемость производственных запасов, дни |15 |Тпзм |
|11|период оборота готовой продукции, дни |7 |Тгп |
|12|оборачиваемость дебиторской задолженности, дни|25 |Тдбз |
|13|оборачивавемость кредиторской задолженности, |20 |Ткрз |
| |дни | | |
|14|предельный уровень дивидендной ставки,% |25 |Нсттр |
Введение.
Любое общество не может существовать без экономических интересов.
Изменение экономической ситуации в России привело к развитию рыночной
экономики в нашей стране. На данный момент рыночный институт имеет
тенденции к развитию, что привлекает в эту область все большее внимание
специалистов. Поэтому мне как будущему специалисту необходимы знания и опыт
анализа малого предприятия на данном рынке. Любое общество не может
существовать без экономических интересов. Изменение экономической ситуации
в России привело к развитию рыночной экономики в нашей стране. На данный
момент рыночный институт имеет тенденции к развитию, что привлекает в эту
область все большее внимание специалистов. Поэтому мне как будущему
специалисту необходимы знания и опыт анализа малого предприятия на данном
рынке. В современных условиях рыночных отношений и развития различных
рыночных механизмов привело к многообразию видов предприятий,
различающихся по размерам и сферам деятельности и основанных на различных
формах собственности и организационно-правовых формах.
Особое место среди них занимают малые предприятия, для которых
характерны высокая динамичность и адаптивность к изменяющимся рыночным
условиям. На начальных этапах их создания такие предприятия имеют
небольшие размеры, сфера их деятельности охватывает, как правило,
лишь отдельные стадии процесса производства конечной продукции и
узкосегментированные рынки сбыта.
Целью курсовой работы является закрепление теоретических положений по основным темам и разделам курса “Экономика предприятия”, а также приобретение практических навыков.
Обоснование и характеристика формы собственности.
Условием эффективного функционирования современной рыночной экономики является многообразие форм собственности. В то же время особенности материально-технической базы каждого предприятия предопределяют его структуру организационное построение, соотношение входящих в него подразделений и их взаимоотношения. Следовательно, каждый субъект хозяйственной деятельности отмечен особыми признаками, сочетающими как экономические, так и организационные отношения, обусловленные спецификой применяемых средств производства, а также сферой деятельности.
Зафиксированное нормами права единство организационных и экономических
оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его
“организационно-правовая форма”.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках
определенной организационной формы. Выбор формы предприятия зависит от
личных пристрастий и вкусов, но в основном определяется объективными
условиями - сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и
минусами самих форм предприятий.
Организационно-правовая форма определяет имущественную ответственность,
минимальный размер уставного капитала, порядок управления, источники
финансирования и порядок распределения прибыли. Чтобы сделать правильный
выбор, надо знать, из чего можно выбирать. Предпринимательство может быть
либо индивидуальным, либо коллективным.
Индивидуально-частное предприятие – это предприятие, принадлежащее гражданину на праве частной собственности. Владелец этого предприятия несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в случае образования долга он расплачивается всем своим имуществом. Преимущества индивидуально-частных предприятий состоят в их полной хозяйственной самостоятельности. А недостатками являются ограниченные возможности к расширению производства и привлечению капитала, что ведет к банкротству предприятий, т.к. они не могут конкурировать с более крупными.
Поэтому для создания крупного производственного конкурентноспособного предприятия выбирают коллективную организационную форму с ограниченной ответственностью для её учредителей. Наиболее привлекательной формой здесь выступает акционерное общество.
Акционерное общество (АО) – общество, уставной капитал которого
разделен на определенное число частей (акций). Это форма предприятия,
средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и
размещения акций. АО - объединение юридических и физических лиц, а
соответственно и капитала для осуществления совместного использования его
(капитала) в целях получения прибыли.
Уставной капитал формируется за счет вкладов акционеров (в любой форме
- денежной, ценных бумаг, вещественной, интеллектуальной собственности).
Вклад может быть осуществлен в виде патентов, лицензий, ноу-хау. На
вложенный капитал акционер получает документ, удостоверяющий о внесении
вклада в уставной капитал. Такой документ дает право на управление делами
АО; дает право на получение части стоимости имущества после ликвидации АО.
В данном вопросе под документом подразумевается акция. Особенность акции
как титула собственности состоит в том, что акционер не имеет право
потребовать у АО вернуть ему внесенную сумму. Это позволяет АО свободно
распоряжаться своим капиталом, не беспокоясь, что часть средств может быть
передана совладельцам. Такое условие синтеза средств и ресурсов является
рациональным с позиций жизнеспособности и динамизма развития данной формы
как крупной коллективной собственности. Это позволяет внедрить передовые
достижения НТП.
Уставной капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров за членство в АО. Размер уставного капитала определяется учредителями АО, исходя из потребности в денежных и иных средствах для начала деятельности общества. АО несет ответственность перед кредиторами не только на указанную величину уставного капитала, но и всего имущества общества. Уставной капитал АО образуется двумя способами:
1) через публичную подписку на акции;
2) через распределения акций среди ограниченного числа учредителей.
В первом случае образуется ОАО, во втором ЗАО.
Существует еще ряд отличий ОАО и ЗАО по пунктам:
-переуступка акций;
В ЗАО, в случае продажи акций акционер должен поставить в известность
других участников ЗАО и в этом случае участник-вкладчик имеет
преимущественное право на приобретение дополнительных акций. В ОАО
переуступка не требует согласия других акционеров.
-число членов;
В ЗАО число членов-акционеров ограничивается 50, в ОАО – ограничений нет.
-минимальный размер уставного капитала;
Для ОАО он установлен в размере 1000 МОТ, для ЗАО – 100 МОТ. АО обязано
ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский
баланс, счет прибылей и убытков.
Главные преимущества акционерного общества как формы организации бизнеса заключаются в возможности привлечения дополнительных средств через выпуск акций и ограничении риска вкладчика величиной взноса в уставной фонд. В АО количество учредителей и их состав не оказывает большого влияния на деятельность предприятия, что является большим плюсом. Организационная оформленность позволяет распределять функции контроля между органами АО, что означает рост профессионализации процесса принятия решений и дает дополнительные выгоды АО. Положительным моментом является и упрощенный порядок выхода из состава акционеров. АО является наиболее подходящей формой для крупных предприятий с долгосрочными целями бизнеса.
Органами управления АО являются общее собрание акционеров и правление
(зачастую представленное советом директоров). Высшим органом управления АО
является общее собрание акционеров, которое должно собираться не реже
одного раз в год.
Достоинства и преимущества АО:
- аккумулирование значительных финансовых средств в результате эмиссии и распространении ценных бумаг, акционерный капитал создает больше возможностей и для привлечения иностранного капитала.
- высокая степень интенсивности использования капитала, что тем самым обеспечивает большую мобильность и облегчение перехода финансовых средств из одной отрасли в другую (то есть капитал устремляется в те сферы, которые приносят большую прибыль).
Определение состава имущества предприятия и источников его формирования.
Безусловно, чтобы происходило нормальное функционирование предприятия,
необходимо наличие определенного капитала, средств и источников его
пополнения. Все имущество предприятия отражается в балансе предприятия.
Точнее, в части активов баланса, где отражается состав и структура
имущества. В пассивной части представлены источники образования и
пополнения имущества предприятия.
Сначала рассмотрим структуру активов. Активы делятся на внеоборотные и
оборотные. Разделение обосновано различием в переносе стоимости на
производимый продукт и скорости оборота. Внеоборотные средства отличаются
длительной продолжительностью оборота (более одного года).
К внеоборотным активам относится:
( нематериальные активы - отражают имущественные права: право пользования
интеллектуальной собственностью, ноу-хау, товарными знаками, и д.р. Они
могут выступать в качестве вклада в уставной капитал. Они могут
приобретаться и уже в процессе функционирования предприятия.
( незавершенные капитальные вложения - незаконченное строительство. Объекты
включаются независимо от способа строительства (хозяйственный, подрядный, и
др.). В нашем случае отсутствуют.
( долгосрочные финансовые вложения - осуществляются на срок больше года.
Долгосрочные финансовые вложения могут быть представлены вкладами
предприятия в уставные капиталы других предприятий, ценными бумагами,
займами, облигациями предприятий, местных органов власти.
( основные средства - это совокупность материально вещественных ценностей,
действующих в неизменной форме в течение длительного времени и утрачивающих
свою стоимость по частям по мере износа. В основной капитал входит
стоимость всего оборудования, машин, производственных зданий, сооружений.
Оборотные активы (средства) – текущие мобильные средства необходимые для
непрерывного функционирования предприятия, непрерывно находятся в движении
и переносят целиком свою стоимость на изготовляемую продукцию.
К оборотным активам относится:
( запасы сырья и материалов;
( затраты незавершенного производства;
( дебиторская задолженность;
( запасы готовой продукции;
( денежные оборотные средства;
( краткосрочные финансовые вложения (в нашем случае отсутствуют).
Рациональное и экономное использование как внеоборотных, так и
оборотных средств является первоочередной задачей предприятия. Поэтому
необходимо рассмотреть состав, структуру и взаимоотношение основных и
оборотных фондов.
Источники формирования имущества предприятия делятся на:
( собственные, в основном это уставной капитал либо нераспределенная
прибыль;
( заемные, представленные долгосрочными кредитами банков и займами, а также краткосрочными заемными средствами (займы, кредиторская задолженность)
Формирование основных фондов можно осуществить рядом способов, которые
представлены в следующей таблице:
Варианты источников формирования имущества
|Имущество предприятия |I|II |III |IV |V |VI |
|Оборудование |А|А |А |Аренда|А |А |
|Помещения, здания |А|Аренда|Аренда|Аренда|А |Аренда|
|Материальные оборотные |А|А |Кредит|кредит|кредит|А |
|средства | | | | | | |
|Денежные оборотные средства|А|кредит|кредит|кредит|кредит|А |
Примечание: А - покупка за счет собственных средств. Кредит является краткосрочным. Наиболее выгодный мне кажется второй вариант, так как требуется минимум стартового капитала. Денежные оборотные средства берутся в кредит для того, чтобы обеспечить начальное функционирование.
1. Определение внеоборотных активов.
1 Определение потребности в основных средствах.
Для осуществления производственного процесса необходимо взаимодействие двух
факторов - капитала и рабочей силы. Капитал выражает, прежде всего,
определенную сумму материальных, денежных и интеллектуальных средств,
позволяющих их владельцу вести предпринимательскую деятельность. Капитал –
все активы (средства) предприятия.
Капитал как средство производства подразделяются на “средства
производства” (машины, оборудование, сооружения и т. д.), с помощью
которых человек воздействует на внешние силы природы, и “предметы труда”
(сырье, материалы), на преобразование которых направлена целесообразная
деятельность человека. Таким образом, капитал делится на основной и
оборотный капитал.
В основе этого разделения на “основной” и “оборотный” капитал лежит различие в функционировании, способах перенесения стоимости на готовый продукт и характере воспроизводства.
Основные средства - это совокупность материально вещественных
ценностей, действующих в неизменной форме в течение длительного времени и
утрачивающих свою стоимость по частям по мере износа. Все средства служащие
больше года, независимо от цены относятся к основным средствам. По
функциональному назначению основные средства делятся на:
( производственные - те, которые непосредственно задействованы в
производственном процессе, постоянно участвуют в нем, изнашиваются
постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт, пополняются они за
счет амортизации и прибыли;
( непроизводственные предназначены для обслуживания процесса производства,
и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей
стоимости на продукт, потому что он не производится, не облагаются налогом
на имущество; воспроизводятся они за счет прибыли;
По вещественно - натуральному назначению основные средства подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, инструменты, инвентарь.
Имея ясное представление о каждом элементе основных фондов в производственном процессе, об их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных фондов, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия. И тем самым обеспечить снижение издержек производства и, конечно, рост производительности труда.
Основные фонды во многом определяют производственный потенциал предприятия, т.е. способность произвести в какой-то период времени определенное количество продукции, характеризуют техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.
Состав и структура основных фондов зависят от особенностей специализации отрасли, технологии и организации производства, технической оснащенности.
1. Определение стоимости технологического оборудования.
Стоимость технологического оборудования определяется формулой:
[pic] ,(руб.) где Опj – количество единиц оборудования занятого выполняемой j-ой
операции;
Цj – цена единиц оборудования; m – количество операций в технологическом процессе.(m=6)
[pic], (ед.) где n – количество видов продукции (n=1);
Q j – объем производства продукции за год j-го типа продукта ( j=1); t нj – норма времени по каждой операции;
Fо – годовой фонд времени работы оборудования (Fо =3750 час/год).
Примем Qj равным уровню производственной мощности, то есть
максимальному количеству продукции, которое может произвести предприятие,
исходя из самого загруженного рабочего места (т.е. самой трудоемкой
операции): Qj =Qmax
Выбираем самую трудоемкую операцию (tНmax= 85 мин/изд), то есть
[pic] шт.
Оmax – принятое количество оборудования занятого на операции с наибольшей
нормой времени. В нашем случае примем Оmax=2.
Определим загрузку оборудования по каждой операции по формуле:
Но для начала определим Орj ;
1 операция O1p=[pic]=0.82 ед. Кз1 = [pic] =0,82
2 операция [pic] O2p=[pic]=1.99 ед. Кз2= [pic] =0,99
3 операция O3p=[pic]=1.29 ед. Кз3=[pic]=0,64
4 операция O4p=[pic]=0.94 ед. Кз4= [pic]=0,94
5 операция O5p=[pic]=0.7 ед. Кз5= [pic]=0,7
6 операция O6p=[pic]=1.64 ед. Кз6= [pic]=0.82
По полученным выше данным легко проследить загрузку оборудования.
Анализ данных покажет количество каких единиц оборудования надо
увеличивать в случае расширения производства. В нашем случае, при
увеличении производства, необходимо приобретать единицу оборудования
занятую на 2 и 4 операции.
Теперь зная Орj определим стоимость технологического оборудования:
[pic] , где Цi – цена за единицу оборудования.
Кто=1(9+2(10+2(17+1(16+1(8+2(7=117 тыс. руб.
2. Определение стоимости вспомогательного оборудования.
Стоимость вспомогательного оборудования возьмём, как 30% от стоимости технологического оборудования.
Квспо =0,3(Кто=0,3(117=35.1 тыс. руб.
1.1.3. Определение стоимости хозяйственного и производственного инвентаря.
Стоимость производственного и хозяйственного инвентаря возьмём 20% от
стоимости оборудования.
Кпхи= 0.2([Кто+ Квспо].
Кпхи=0,2((117+35,1)=30,42 тыс. руб.
Итого основных средств:
Косн= Кто+ Квспо+ Кпхи=117+35,1+30,42=182,52 тыс. руб.
1.2. Определение потребности в площади помещений.
Проведем исследование потребности предприятия в помещениях с целью, чтобы
в дальнейшем установить арендную плату. Общая потребность в помещениях
складывается из площадей:
(для производства;
(для склада;
(для офиса;
Потребность в производственных помещениях определяется формулой:
[pic], где Опi - количество единиц технологического оборудования,
Si – габариты оборудования занятого на выполнение i-ой операции
(площадь на единицу оборудования), m – количество операций в технологическом процессе,
Kf - коэффициент, учитывающий дополнительную площадь на проходы, проезды и др. Kf =2-3. Примем Kf =2.
Sпр =2* (1*2 + 2*3 + 2*4 + 1*2+ 1*3 + 2*3)=54 м2 .
Под склад берем 50% от производственных площадей:.
Sсклад = 27 м2 . Под офис - 27 м2.
Итого требуется 108 м2 площади для аренды.
1.3. Определение стоимости нематериальных активов.
Нематериальные активы представлены всевозможными имущественными правами
(право пользования землей, водными ресурсами, интеллектуальными продуктами,
товарным знаком).
В нашем случае нематериальные активы представляют первоначальные
организационные затраты на создание и организацию предприятия (регистрация
в реестре предприятий, налоговой инспекции и др.) в размере 10 тыс. рублей.
Кнма=10 тыс. руб.
Итого внеоборотных активов: Косн+Кнма=182,52+10=192,52 тыс. рублей.
2. Определение оборотных средств.
Помимо основных фондов предприятие для осуществления процесса производства должно иметь средства, которые расходуются на приобретение сырья, материалов, топлива, на оплату электроэнергии, услуг других организаций, на заработную плату рабочих и служащих и ряд других расходов связанных с производственной деятельностью.
Располагая необходимыми денежными средствами, предприятие создает
соответствующие материальные запасы и начинает производственный процесс.
Реализуя продукцию, предприятие получает деньги. Следовательно, общая схема
движения фондов предприятия такова:
“Ден.Средства ( Матер.Сырье... НезаверПпроизвод.... Готов.Прод -
Ден.Средства ”
Таким образом, первоначально затрачиваемые средства при условии продажи готовой продукции возвращаются, что дает возможность возобновить процесс производства. Движение средств, взятое не как отдельный акт, а как периодический процесс - в постоянном повторении и возобновлении, и называется “оборотом средств”, а сами средства называются “оборотными”.
Оборотные средства - ресурсы, используемые предприятиями для создания производственных запасов, авансирования затрат в процессе производства и реализации продукции. Следовательно, оборотные средства обслуживают как процесс производства продукции, так и процесс реализации.
В своем обороте фонды последовательно принимают денежную,
производительную и товарную формы, что ведет к их разделению на
производственные фонды (оборотный капитал в производстве) и фонды обращения
(оборотный капитал в сфере обращения).
К оборотным производственным фондам предприятий относят часть средств
производства, вещественные элементы которых в процессе труда в отличие от
основных производственных фондов расходуются в каждом производственном
цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу.
Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают
изменения своей натуральной формы и физико-химических средств. Они теряют
свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления. По
характеру участия в производстве все оборотные производственные фонды можно
разделить на три группы - “производственные запасы”, “незавершенное
производство” и “расходы будущих периодов”.
Производственные запасы - это предметы труда, которые еще не вступили в производственный процесс, но находятся на предприятии в определенном размере, обеспечивающем непрерывность производственного процесса в виде складских запасов (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и горючее, тара и тарные материалы, инструмент и т. д.).
Незавершенное производство - это предметы труда, которые уже вступили в производственный процесс, но еще пребывают на стадии обработки. В натуральном виде это полуфабрикаты собственной выработки
Расходы будущих периодов - это затраты, связанные с перспективной подготовкой производства новых видов продукции и их освоением.
Изготовленная и находящаяся в процессе реализации продукция, а также
имеющиеся в распоряжении предприятия денежные средства образуют фонды
обращения. Фонды обращения можно разложить на следующие элементы:
( готовая продукция, находящаяся на складе предприятия,
( отгруженная, но не оплаченная покупателем готовая продукция,
( денежные средства предприятия в финансовых инструментах (на счетах в
банке, аккредитивах, ценных бумагах),
( денежные средства предприятия в его кассе и в расчетах с потребителями продукции (“дебиторская задолженность”).
Оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются (отличительная черта об.средств) с тем, чтобы возвратиться после одного кругооборота и вступить в другой. В процессе оборота оборотные средства воплощают свою стоимость в оборотных фондах и поэтому посредством последних функционируют в процессе производства, участвуют в формировании издержек производства.
Оборотные средства - это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств форму оборотных производственных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности оборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения.
Источниками формирования оборотных средств предприятия являются: уставной фонд, прибыль, бюджетные ассигнования, краткосрочные банковские ссуды, привлечение других средств.
В большинстве случаев, основной капитал превышает оборотный, но, тем не менее, оборотный капитал оборачивается в хозяйственной жизни намного быстрее основного. Следовательно, его вклад в себестоимость продукции обычно намного выше, чем вклад основного капитала. Потому что основной капитал переносит свою стоимость на продукцию в течении нескольких лет, а оборотный капитал – не более года.
1. Определение потребности оборотных средств в производственных запасах.
Производственные запасы - это запасы сырья, материалов, топлива, вспомогательных материалов, инструментов; определяются по формуле:
[pic] где gн - норма расхода материала g – чистый вес изделия (g=240 кг.),
Ким – коэффициент использования материала (Ким =0,85).
Qг - объем производимой продукции в год (г=Qmax = 5294 ед./год ),
Цм - стоимость материала (Цм =2,35 руб./кг).
Тзм – период оборачиваемости производственных запасов и материалов, норма запаса в днях ( Тзм = 15 дней).
2. Незавершенное производство.
К незавершенному производству относятся предметы труда, не законченные обработкой в данном цехе; определяется по формуле:
где Тц - длительность производственного цикла (время, в течение которого продукция находится в незавершенном виде),
Qг=5294 ед.
[pic] где s - количество смен (s=1),
Тсм - продолжительность смены ( Tсм = 8 часов), tнi – норма времени на выполнение i-ой операции.
Кпер – коэффициент учитывающий перерывы в производственном процессе ( Кпер=3).
[pic]=[pic]=1.96 (дн.)
С - плановая себестоимость единицы готовой продукции.
[pic] (себестоимость материала)
[pic] (полная себестоимость) kм – коэффициент учитывающий удельный вес стоимости материала в себестоимости готовой продукции для серийного производства kм =0.8 kг - Коэффициент готовности ( коэффициент нарастания затрат в
незавершенном производстве) : [pic]
Следовательно,
[pic]
3. Оборотные средства запаса готовой продукции.
Запасы готовой продукции определяются количеством готовой продукции еще
не проданной и остающейся на складе предприятия. Определение оборотного
капитала готовой продукции:
[pic]
Тгп = 7 дней – это продолжительность оборота запаса готовой продукции,
Qг=5294ед. – норма запаса готовой продукции в днях.,
С= 1084,52 руб. – себестоимость единицы изделия.
4. Расчет дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность образуется в результате реализации нашей
продукции с отсрочкой платежа, поэтому определяется через выручку от
реализации и продолжительность оборота дебиторской задолженности:
[pic] p = 20% – выручка от реализованной продукции в год при средней
рентабельности продукции p = 20%,
Тдбз – продолжительность оборота дебиторской задолженности (Тдбз=25 дня).
5. Определение денежных оборотных средств.
Денежные средства предприятия – все денежные средства находящиеся в кассе
предприятия, на расчетных счетах в банках. Денежные средства необходимые
для нормального функционирования предприятия определим в объеме 10 % от
суммы материальных оборотных средств.
Кдс=0,1*(Кпзм+Кнзп+Кгп)=0,1*(191382,51+28133,22+111639,28)=33115.5 руб.
Теперь мы можем найти стоимость оборотного капитала:
Коб=Кпзм+Кнзп+Кгп+Кдбз+Кдс
Коб =191382,51+28133,22+111639,28+318969.38+33115,5 =511239,9 руб.
3. Акционерный капитал.
Уставной капитал – основной источник формирования основных и оборотных
средств предприятия, формируемый при его организации. В свою очередь
источники формирования уставного капитала зависит от организационно-
правовой формы. В качестве источников могут выступать: акционерный капитал,
долгосрочный кредит, бюджетные средства и др. Величина уставного капитала
показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые
инвестированы в процесс производства.
Определим акционерный капитал :
( Стоимость основных средств – 182,52 тыс. руб.
( активы на организационные расходы – 10 тыс. руб.
( Стоимость собственных оборотных средств
Ксоб= Коб – (Ккрз+ Кк), где Коб – оборотный капитал,
Кк – краткосрочный кредит банка на 1 месяц под 70% Кк (
Кдс=35000 руб.
Ккрз – кредиторская задолженность.
Ткрз – средняя отсрочка платежа по кредиту, оборачиваемость кредиторской задолженности (Ткрз = 20 дней).
Ксоб = 511239,9 - (255176,68 +35000)=221063,21 руб.
Итого акционерный капитал составляет: А = Косн + Кнма+ Ксоб =
182520+10000+221063.2=413583,2 руб.
3.1. Определение номинальной стоимости акций и их количества.
Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода дивиденда из прибыли АО. На создаваемых АО существует два типа акций: обыкновенные и привилегированные.
Обыкновенные (простые) акции позволяют получить доход в зависимости от результатов деятельности АО, а также принимать участие в управлении, голосовать на общем собрании акционеров.
Привилегированные акции отличаются от обыкновенных рядом особенностей:
- заранее установленная сумма дохода на акции, независимо от результатов
деятельности АО
- первоочередность выплат возвратных сумм при ликвидации АО,
Главный недостаток привилегированных акций заключается в том, что они не дают право голоса на общем собрании акционеров.
Акции нашего АО будут обыкновенными с номиналом (НА) 50 рублей. Такой номинал акции, даст широкий круг инвесторов, хотя и затруднит управление.
Количество акций определяется исходя из акционерного капитала (А) и номинала акции:
N=[pic]=8280 шт.
4. Первоначальный баланс.
Управление хозяйственной деятельностью фирмы - это условие
экономического успеха. Поставки должны оплачиваться в срок, платежи по
задолженностям и процентные выплаты должны производиться точно в срок,
достаточно значительная часть средств должна оставаться в распоряжении
фирмы. Поэтому через равные промежутки времени надо проводить определенные
расчеты для выяснения того, к каким экономическим результатам пришла фирма
в результате своей хозяйственной деятельности. Поэтому составляется
финансовый отчет, в котором отражаются фактические экономические результаты
за предшествующий период. Составляется отчет по прибыли, а в конце периода
- баланс. В балансе предприятия отражены все активы и пассивы.
Хозяйственные средства предприятия называют активами, а их источники -
пассивами.
Таблица 1.Баланс предприятия.
|Актив |тыс.руб. |Пассив |тыс.р.|
|I Внеоборотные активы | |IV Капитал и резервы | |
|1.1 Основные средства | | 4.1 Акционерный капитал |413,58|
|Технологическое |117 |количество акций (ед.) - | |
|оборудование | |8280 | |
|Вспомогательное |35,1 | | |
|оборудование | | | |
|Инвентарь |30,42 |V Долгосрочные пассивы | |
|Итого |182,52 | | |
|1.2 Нематериальные активы|10 | | |
|Итого |192,52 | | |
|II Оборотные активы | |VI Краткосрочные пассивы | |
|2.1 Производственные |191,51 | 6.1 Кредиты банка |35 |
|запасы | | | |
|2.2 Незавершенное |28,13 |6.2 Кредиторская |255,1 |
|производство | |задолженность | |
|2.3 Запасы готовой |111,6 | | |
|продукции | | | |
|2.4 Дебиторская |318,9 | | |
|задолженность | | | |
|2.5 Денежные средства |33,1 | | |
|Итого |511,2 |Итого |290,1 |
|Баланс |703,68 |Баланс |703,68|
По характеру образования и формирования оборотные средства делятся на:
– Собственные оборотные средства – формируются за счет собственных
средств, в частности, за счет части уставного капитала (как в данном
случае), оставшегося после формирования внеоборотных активов.
– Привлеченные оборотные средства – формируются за счет заемных средств
(долгосрочные и краткосрочные пассивы), в данном случае за счет
краткосрочных пассивов.
5. Определение численности работающих на предприятии.
Расчет численности работников предприятия используется в курсовой работе
для определения затрат по заработной плате и производительности труда.
Нам потребуются:
Основные производственные рабочие
Вспомогательные рабочие:
– кладовщик
– грузчик
Административно-управленческий персонал и служащие:
Списочная (с учетом плановых невыходов) численность основных работающих, определяется на основе трудоемкости работ по каждой операции:
Где Fр годовой фонд времени работы рабочих (Fр =1850).
Определим списочную численность по каждой операции.
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
Итого основных рабочих:14,99(15 человек
Вспомогательные рабочие определяются либо по рабочим местам, либо по нормам обслуживания.
В нашем случае некоторых рабочих определим по своим рабочим местам кладовщик-грузчик, слесарь-уборщик. Итого: 2 человека.
Численность административного персонала определяется путем разработки штатного расписания, в котором указывается состав и численность административно-управленческого персонала, а также оплата труда по каждой должности.
Должен быть директор, бухгалтер-экономист, секретарь-референт, коммерческий директор. Итого: 4 человека.
Всего: 21 человек.
6. Определение сметы затрат на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции складывается из затрат, которые разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции. Это вызывает необходимость их классификации.
Классификация затрат позволяет организовать более правильное планирование, учет и анализ затрат и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Основными группами затрат являются группы по “экономическим элементам” и “статьям затрат”. Это объясняется тем, что на основе этих групп разрабатываются важнейшие документы: смета затрат на производство и калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), в
соответствии с их экономическим содержанием (что и в каком объеме вошло в
себестоимость) группируются по экономическим элементам.
В нашей работе мы будем рассматривать группу по “статьям расходов”. Смета
затрат является важным документом, определяющим эффективность работы
предприятия. Она разрабатывается для определения суммарных расходов на
производство и реализацию продукции. По размеру затрат, отражаемых в смете
определяют прибыль предприятия и размер накладных расходов.
В курсовой работе смета затрат сначала разрабатывается по статьям расходов, а затем сводится по элементам.
6.1. Состав затрат для составления сметы.
С целью контроля за затратами по местам их формирования, направлениям и
определения затрат в расчете на единицу определенного вида продукции
применяется классификация затрат по статьям затрат.
Смета затрат включает следующие статьи:
– основные материалы;
– реализуемые отходы;
– основные материалы за вычетом отходов;
– основная заработная плата производственных рабочих;
– дополнительная заработная плата производственных рабочих;
– отчисления на социальные цели производственных рабочих;
– накладные расходы.
Первые шесть статей расходов относятся к прямым затратам. Отличительная их черта, что они могут быть непосредственно отнесены на изготовляемую продукцию и потому рассчитываются как на весь объем производимой продукции, так и на единицу отдельных видов продукции.
Остальные расходы (неучтенные в прямых затратах) образуют косвенные
расходы. Эти расходы относятся на весь объем производимой продукции.
Отнесение их на конкретную продукцию может быть осуществлено лишь косвенным
путем. Как известно к косвенным расходам относятся расходы на содержание и
эксплуатацию оборудования ( РСЭО ). Общепроизводственные, общехозяйственные
и коммерческие расходы, получили название накладных расходов - расходы не
связанные с технологическим процессом, а связанные с деятельностью
предприятия в целом.
6.1.1. Прямые затраты.
Основные материалы:
[pic] где g - чистый вес изделия (240), kм - коэффициент использования материала (0.65)
Цена материала на одно изделие:
[pic]
Реализуемые отходы
Реализуемые отходы на годовой объем производства:
[pic] где gн - норма расхода материала,
Цот – цена реализуемых отходов, руб./ кг (принимается приблизительно 10%
от цены основных материалов).
Реализуемые отходы на единицу продукции:
[pic]
Основные материалы за вычетом отходов:
Годовой :
[pic]
На ед. продукции:
[pic]
Основная зарплата производственных рабочих
Основная заработная плата предусматривает оплату труда за проработанное время. Рассчитывается она в зависимости от формы и системы оплаты труда. В курсовой работе предусматривается сдельно-премиальная оплата труда. В соответствии с этой системой основная заработная плата рассчитывается по формуле:
[pic] ,руб./ед. где n - количество операций (n=6), t нi - норма времени по каждой операции (i – операция),
Сч1 - часовая ставка 1-го разряда (Сч1=2т руб./час), kп - коэффициент учитывающий доплаты (премии и т.д.), kр - коэффициент учитывающий районные выплаты (для Томска kр=1,3), kтк – тарифный коэффициент соответствующего разряда, показывающий во сколько раз оплата труда соответствующего разряда превышает оплату труда
работника 1-го разряда.
Для основы возьмем тарифную сетку, принятую в бюджетной системе, то есть
18-ти разрядную сетку, где 1-8 разряды для рабочих.
|разряд|IV |V |VI |VII |
|Kтк |1,91|2,16|2,44|2,76|
Счасi = Сч1* kтк – часовая ставка соответствующего разряда
Таблица 2
|номер |tн |Разряд|Счасi|расценка за |kп |kр |
|операции | | | |штуку: | | |
| | | | |(tн*Счас)/60 | | |
|1 |35 |7 |5,52 |3,22 |1,4 |1,3|
|2 |85 |6 |4,88 |6,8 |1,4 |1,3|
|3 |55 |7 |5,52 |5,06 |1,4 |1,3|
|4 |40 |6 |4,88 |3,25 |1,4 |1,3|
|5 |30 |7 |5,52 |2,76 |1,4 |1,3|
|6 |70 |5 |4,32 |5,04 |1,4 |1,3|
|Итого | | |40.4 |26,13 | | |
Основная зарплата на одно изделие – Сз=73.52 руб./ед. Основная заработная плата производственных рабочих на годовой объем производства СзQ :
СзQ= Сз (Q=73.52 (5294=389214.8 руб./год
Дополнительная зарплата производственных рабочих
Дополнительная заработная плата производственных рабочих (не связанная с
производством) - оплата труда полагающаяся по закону за не проработанное
время ( отпуска, недоработанные часы подросткам, и т.д.), рассчитывается на
единицу и весь объем производимой продукции: а.) Сдоп = Сз ( kдоп , руб./ед.
б.) СдопQ = Сз ( kдоп (Q , руб./год
где kдоп – коэффициент учитывающий выплаты по дополнительной заработной
плате (kдоп =0,15)
Сдоп =73.52 (0,15=11,02 руб./ед.
Дополнительная зарплата на весь объем производимой продукции
СдопQ=73.52(0.15((5294=58382.2 руб./год
Отчисления на социальные цели производственных рабочих.
Отчисления на социальные цели включают в себя отчисления в следующие
фонды:
– пенсионный (28%);
– обязательного медицинского страхования (3,6%);
– государственного социального страхования (5,4%);
– занятости населения (1,5%).
В общей сумме эти отчисления определяются в размере 38.5% от суммы
основной и дополнительной заработной платы. Округлим до 39%. социальные отчисления на весь объем производимой продукции:
СотчQ = (СзQ+СдопQ)(0,39=(389214.8 +58382.2)*0,39=174562.8 руб./год социальные отчисления на одно изделие:
Сотч = (Сз +Сдоп)(0,39=(73.52 +11,02)*0,39=84.54 руб./ед.
6.1.2. Накладные расходы.
Накладные расходы включают расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, управлению предприятием, по реализации продукции и пр., это расходы которые относятся к деятельности предприятия в целом, которые не могут быть непосредственно отнесены на ту или иную продукцию, изготовляемую на предприятии.
В первом приближении накладные расходы включают в себя следующие затраты:
– амортизация основных фондов предприятия;
– амортизация нематериальных активов;
– арендная плата помещений;
– отчисления в ремонтный фонд;
– вспомогательные материалы на содержание оборудование;
– затраты на электроэнергию;
– износ инструмента;
– заработная плата вспомогательных рабочих;
– отчисления на социальные цели вспомогательных рабочих;
– заработная плата административно-управленческого персонала
– отчисления на социальные цели административно-управленческого персонала;
– командировочные расходы;
– представительские расходы;
– на рекламу;
– налоги на пользование автомобильными дорогами;
– плата за кредит;
– прочие расходы.
Амортизация основных средств (Саос)
[pic], руб./год
где Косн – суммарная стоимость основных средств (технологическое и вспомогательное оборудование, производственный и хозяйственный
инвентарь), aн – норма амортизационных отчислений (применяется линейный метод начисления амортизации с aн =15%).
Саос=182.52(0,15=27378 руб./год
Амортизация нематериальных активов (Сана)
[pic] , руб./год
где Кна – стоимость нематериальных активов (Кна = 10 тыс. руб.),
Тп – период полезного использования нематериальных активов, срок
списания нематериальных активов Тп (5 лет.
Саос=10000/5 = 2000 руб./год
Арендная плата (Сап)
Сап= Sзд ( Цап, руб/год где Sзд – суммарная арендуемая площадь здания (включая производственную и
под офис),
Цап – арендная плата за 1м2, (Цап=500 руб./ м2 в год).
Сап =108(500=54000 руб./год
Отчисления в ремонтный фонд (Срф)
[pic]руб./год, где: Ко ( стоимость оборудования (технологического и вспомогательного)
Ко=152,1 тыс.руб. ; kрем ( коэффициент, учитывающий отчисления в ремонтный фонд ([pic]
(0,1).
Срф = 152100(0.1=15210 руб./год
Вспомогательные материалы на содержание оборудования (Свм)
Вспомогательные материалы на содержание оборудования составляют 2-3% от
стоимости оборудования
[pic] руб./год, где kвм ( коэффициент, учитывающий затраты на вспомогательные материалы
(kвм ( 0.03).
Свм= 152100(0,03 = 4563 руб./год
Затраты на силовую электроэнергию (Сэс)
Эти затраты приближенно можно рассчитать по следующей формуле:
[pic] руб./год, где: m ( количество операций технологического процесса;
Ni ( установленная мощность электродвигателей оборудования, занятого выполнением i-ой операции (соответственно: 5; 7; 6; 8; 4; 7 квт);
Fо ( годовой фонд времени работы оборудования, час/год (Fдо =3750
час/год); kзi ( коэффициент, учитывающий загрузку оборудования; kо ( коэффициент, учитывающий удельный вес основного времени в норме времени на выполнение операции (в среднем по каждой операции – kо (
0,7); kN ( коэффициент, учитывающий использование электродвигателей по
мощности
(по каждой операции – kN ( 0,7);
Цэл ( цена электроэнергии за 1 квт/час (Цэл =0,4 руб. за квт/час).
Сэс =3750(0,7(0,7(0,4((5(0,8+7(1+6(0,65+8(0,45+4(0,35+7(0.8)=18742,5
руб./год
Износ инструмента (Син)
[pic] руб./год где: tнi ( норма времени на выполнение i-ой операции;
Тст ( средняя стойкость инструмента, мин./срок службы (Тст ( 300 мин.);
Цин ( средняя цена единицы инструмента (Цин (30 руб./ед.);
Qг ( годовой объем производства, 5294 ед./год.
Син =0,7(5294(30((35+85+55+40+30+70)/300=116732.7 руб./год
Заработная плата вспомогательных рабочих ([pic])
[pic], руб./год где: k ( количество профессий вспомогательных рабочих;
Чj ( численность рабочих по соответствующей профессии;
Cзм ( месячная тарифная ставка рабочего соответствующего профессии
(кладовщик- грузчик – 600 руб., слесарь-уборщик – 500 руб.); k'п ( коэффициент, учитывающий премии и доплаты для вспомогательных
рабочих
(k'п =1,3); k'р ( коэффициент, учитывающий районный коэффициент (k'р = 1,3).
[pic] руб./год
Отчисления на социальные цели вспомогательных рабочих
Эти отчисления составляют 39 % от зарплаты вспомогательных рабочих, то
есть:
[pic] руб./год
[pic] руб./год
Заработная плата труда административно-управленческого персонала служащих
([pic])
[pic] руб./год, где: Cзj ( месячный оклад работника административно-управленческого персонала;
Чауп j ( численность работников административно-управленческого
персонала по соответствующей должности (в данной работе по каждой должности по
одному человеку).
|Должность |Оклад (Cзj) |
| |руб. |
|Директор |1500 |
|Коммерческий |1000 |
|директор | |
|Бухгалтер |900 |
|Секретарь- |600 |
|референт | |
[pic]руб./год
Отчисления на социальные цели административно-управленческого персонала.
[pic] руб./год
[pic] руб./год
Командировочные расходы (Ском)
Эти расходы можно принять приблизительно 10% от заработной платы
административно-управленческого персонала.
[pic] руб./год
Ском = 6240 руб./год
Представительские расходы (Спред)
Это расходы на ведение переговоров, организацию встреч, заключение
договоров; ориентировочно можно принять на уровне 0,2% от стоимости
реализованной продукции.
[pic] руб./год где Qрл ( выручка от реализации продукции.
Затраты на рекламу (Срекл)
Затраты на рекламу составляют 1% от объема реализации.
[pic] руб./год,
Срекл =0,01(4593159.1=45931.5 руб./год
Налоги на пользование автомобильными дорогами (Снд)
[pic] руб./год
Снд =0.025(4593159.1=114828.9 руб./год
Плата за краткосрочный кредит ([pic])
В себестоимости продукции отражается плата за кредит в пределах ставки ЦБ
(центрального банка) плюс 3%. Оставшаяся часть платы за кредит должна
возмещаться за счет прибыли. Таким образом, в себестоимости продукции
должно быть отражено:
[pic] руб./год где: Ккр ( сумма кредита (Ккр =35000 руб.); iкр ( годовая процентная ставка за кредит (iкр=58%);
Ткр ( срок взятия кредита (Ткр = 1 месяц).
Скр =1691.6 руб./год
Т.к. плата за кредит осуществляется по 70% , а за счет себестоимости -
58% (+3%), то следовательно 9% - из прибыли.
Прочие расходы (Спр)
Прочие расходы включают в себя услуги сторонних организаций, оплату услуг
связи, банка, канцелярские расходы и т.д.
В этой работе эти расходы можно принять в размере 10% от суммы накладных
расходов, рассчитанных выше.
Спр =534248,2(0,1=53424,8 руб.
На основе выполненных расчетов составляется сводная смета накладных расходов, с подразделением затрат на переменные и постоянные и отнесением их к соответствующему элементу. Форма таблицы приводится ниже.
Таблица 3 Смета накладных расходов
|№ |Наименование затрат |Сумма |В том числе |Группировка |
|п/п| |руб. | |затрат по |
| | | | |элементам |
| | | |постоянные|переменные | |
| | | | |расходы | |
| | | |расходы | | |
|1 |Амортизация основных |27378 |27378 |( |амортизация |
| |средств | | | | |
|2 |Амортизация нематериальных|2000 |2000 |( |прочие |
| |активов | | | |расходы |
|3 |Арендная плата |54000 |54000 |( |прочие |
| | | | | |расходы |
|4 |Отчисления в ремонтный |15210 |15210 |( |прочие |
| |фонд | | | |расходы |
|5 |Вспомогательные материалы |4563 |2282 |2282 |материальные|
| | | | | |затраты |
|6 |Затраты на силовую энергию|18742,5 |( |18742,5 |материальные|
| | | | | |затраты |
|7 |Износ инструмента |116732.7|( |116732.7 |материальные|
| | | | | |затраты |
|8 |Зарплата вспомогательных |22308 |22308 |( |оплата труда|
| |рабочих | | | | |
|9 |Отчисления на социальные |8700 |8700 |( |отчисления |
| |цели вспомогательных | | | |на |
| |рабочих | | | |социальные |
| | | | | |цели |
|10 |Зарплата |62400 |62400 |( |оплата труда|
| |административно-управленче| | | | |
| |ского персонала | | | | |
|11 |Отчисления на социальные |24336 |24336 |( |отчисления |
| |цели | | | |на |
| |административно-управленче| | | |социальные |
| |ского персонала | | | |цели |
|12 |Командировочные расходы |6240 |6240 |( |прочие |
| | | | | |расходы |
|13 |Представительские расходы |9186 |9186 |( |прочие |
| | | | | |расходы |
|14 |Затраты на рекламу |45931.5 |45931.5 |( |прочие |
| | | | | |расходы |
|15 |Налоги на пользование |114828.9|( |114828.9 |прочие |
| |автомобильными дорогами | | | |расходы |
|16 |Плата за краткосрочный |1691.6 |1691.6 |( |прочие |
| |кредит | | | |расходы |
|17 |Прочие расходы |53424.8 |42739.8 |10685 |прочие |
| | | | | |расходы |
| |Итого |587673 |324402.9 |263270.1 | |
Любая фирма стремится получить максимум прибыли при минимальных
совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат
меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие
совокупных затрат по разному реагируют на изменение объема производства.
Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату труда обслуживающего
персонала и оплату труда производственных рабочих. Поэтому “совокупные
общие затраты” делятся на - “постоянные” и “переменные”.
- переменные, изменяются с изменением объема производства;
- постоянные, в краткосрочном плане остаются неизменными.
7. Сводная смета затрат на производство продукции.
Сводная смета затрат на производство составляется на годовой выпуск продукции по статьям расходов и элементам затрат. Вначале рассчитывается смета затрат по статьям расходов, затем осуществляется увязка статей расходов с соответствующими элементами затрат и на основе этой увязки устанавливается сводная смета затрат на производство продукции по экономическим элементам.
1. Сводная смета затрат на производство продукции по статьям расходов
Таблица 4
|№ |Статьи затрат |Сумма, |Удельный вес|
|п/п | |руб./год |затрат, % |
|1. |Основные материалы |4593563.1 |( |
|2. |Реализуемые отходы |157316.5 |( |
|3. |Основные материалы за вычетом отходов |5584132.3 |82.2 |
|4. |Основная заработная плата |389214.8 |5.8 |
| |производственных рабочих | | |
|5. |Дополнительная заработная плата |58382.2 |0.9 |
| |производственных рабочих | | |
|6. |Отчисления на социальные цели |174562.8 |2.5 |
|7. |Накладные расходы |587673 |8.6 |
| |Итого: (п.3+п.4+п.5+п.6+п.7) |6793965.1 |100 |
2. Классификация затрат по степени их зависимости от объема производства
Схема 2. Классификация затрат
3. Увязка сметы затрат на производство продукции по статьям расходов и элементам затрат (таблица 5).
Таблица 5
| |Статьи затрат |Элементы затрат |Сумма |
| | | |затрат |
| | | |руб. |
| | |материа|оплата |отчисле|аморт|прочие | |
| | |льные |труда |ния на |изаци|расходы | |
| | |затраты| |соц. |я | | |
| | | | |нужды | | | |
|I. Прямые переменные затраты |
|1 |Основные материалы за |5584132| | | | |5584132 |
| |вычетом отходов | | | | | | |
|2 |Основная заработная плата | |389214.| | | |389214.8 |
| |производственных рабочих | |8 | | | | |
|3 |Дополнительная заработная | |58382.2| | | |58382.2 |
| |плата | | | | | | |
|4 |Отчисления на социальные | | |174562.| | |174562.8 |
| |цели | | |8 | | | |
|II. Накладные расходы |
|5 |Амортизация основных | | | |27378| |27378 |
| |фондов | | | | | | |
|6 |Амортизация | | | | |2000 |2000 |
| |нематериальных активов | | | | | | |
|7 |Арендная плата | | | | |54000 |54000 |
|8 |Отчисления в ремонтный | | | | |15210 |15210 |
| |фонд | | | | | | |
|9 |Вспомогательные материалы|4563 | | | | |4563 |
|10 |Электроэнергия |18742,5| | | | |18742,5 |
|11 |Износ инструмента |116732.| | | | |116732.7|
| | |7 | | | | | |
|12 |Зарплата вспомогательных | |22308 | | | |22308 |
| |рабочих | | | | | | |
|13 |Отчисления на социальные | | |8700 | | |8700 |
| |цели вспомогательных | | | | | | |
| |рабочих | | | | | | |
|14 |Зарплата | |62400 | | | |62400 |
| |административно-управленч| | | | | | |
| |еского персонала | | | | | | |
|15 |Отчисления на социальные | | |24336 | | |24336 |
| |цели | | | | | | |
| |административно-управленч| | | | | | |
| |еского персонала | | | | | | |
|16 |Командировочные расходы | | | | |6240 |6240 |
|17 |Представительские расходы| | | | |9186 |9186 |
|18 |Затраты на рекламу | | | | |45931.5 |45931.5 |
|19 |Налоги на пользование | | | | |114828.9|114828.9|
| |автомобильными дорогами | | | | | | |
|20 |Плата за краткосрочный | | | | |1691.6 |1691.6 |
| |кредит | | | | | | |
|21 |Прочие расходы | | | | |53424.8 |53424.8 |
| |Сумма затрат по элементам|5724170|532305 |207598.|27378|302512.8|6769628 |
| | | | |8 | | | |
Сводная смета затрат на производство продукции по экономическим элементам
На основании данных, представленных в табл. 5 составляется смета затрат по экономическим элементам
Таблица 6
|№ |Элементы затрат |Сумма, |Удельный вес |
|п/п | |руб./год |затрат, % |
|1. |Материальные затраты |5724170 |84.4 |
|2. |Оплата труда |532305 |7.8 |
|3. |Отчисления на социальные нужды |207598 |3 |
|4 |Амортизация |27378 |0.4 |
|5. |Прочие расходы |302512.8 |4.4 |
| |Итого затрат |6769628 |100 |
8. Калькулирование себестоимости продукции.
Калькулирование означает расчет себестоимости единицы продукции работ,
услуг. Основное назначение калькуляции ( определение нижнего предела цены.
Калькулирование себестоимости продукции осуществляется по статьям
расходов, представленным в таблице 4.
Первые 6 статей расходов рассчитываются на единицу продукции прямым путем по методике, рассмотренной выше.
Расчет накладных расходов осуществляется в двух вариантах:
1. В первом варианте ( накладные расходы на единицу продукции рассчитываются для условий многономенклатурного производства по формуле:
[pic] руб./ед.
где: kнр ( коэффициент разнесения накладных расходов;
[pic] ( основная заработная плата производственных рабочих на единицу продукции.
Коэффициент разнесения накладных расходов представляет собой отношение
общей суммы накладных расходов к сумме основной заработной платы
производственных рабочих.
[pic]
[pic] руб./ед
2. Второй вариант расчета накладных расходов на единицу продукции
предполагает их разделение на переменные ([pic]) и постоянные расходы.
Разнесение накладных расходов осуществляется пропорционально зарплате
производственных рабочих (рассчитать % накладных расходов)
[pic] руб./ед
где: [pic] ( коэффициент разнесения накладных расходов по переменной их части.
В свою очередь коэффициент разнесения накладных расходов определяется по
формуле:
[pic]
где: [pic][pic]( общая сумма переменных накладных расходов, руб./год (см. табл.3).
[pic]
По двум вариантам расчет себестоимости продукции следует свести в таблицу 7.
Калькуляция себестоимости продукции
Таблица 7
|№ |Статьи расходов руб./ед. |Варианты |
|п/п | |калькуляции |
| | |1 |2 |
|1 |Основные материалы |867 |867 |
|2. |Реализуемые отходы |29,7 |29,7 |
|3. |Основные материалы за вычетом отходов|1054 |1054 |
|4. |Основная заработная плата |73,52 |73,52 |
|5. |Дополнительная заработная плата |11,02 |11,02 |
|6. |Отчисления на социальные цели |33 |33 |
|7. |Накладные расходы |111 |( |
|8 |в т.ч. переменные накладные |( |49,7 |
|9. |Итого переменные прямые и переменные |( |1056.7 |
| |накладные расходы | | |
|10. |Себестоимость единицы продукции |1282,54 |- |
9. Определение минимально допустимого уровня цены.
1. Как было отмечено ранее, целью курсовой работы является определение минимального уровня цены, т.е. такого её значения, которое обеспечивает получение прибыли достаточной для выплаты заданного уровня дивидендной ставки. Этот уровень численно можно представить в виде следующего выражения:
[pic] руб./ед., где: С ( себестоимость единицы продукции, руб./ед.;
[pic]( минимальный уровень рентабельности продукции, %.
2. Минимальный уровень рентабельности позволяет установить прибыль,
необходимую для выплаты дивидендов. Установить этот уровень можно
графическим путем. Для этого необходимо выявить зависимость дивидендной
ставки от уровня рентабельности продукции и соответствующей ему цены: [pic]
Минимальный уровень рентабельности и соответствующая ему минимальная цена
получается графически на пересечении двух прямых:
1 ( прямой, выражающей зависимость дивидендной ставки от уровня
рентабельности;
2 ( прямой, выражающей задаваемый уровень дивидендной ставки (Нсттр).
3. Для получения зависимости дивидендной ставки от уровня рентабельности
продукции задаются произвольно два значения уровня рентабельности (на
пример 20% и 40 % или 10% и 30%) и для этих значений определяются два
уровня цен:
[pic] руб./ед,
где [pic] ( задаваемый уровень рентабельности, %
а) (=20% Ц=1282,54(1,2=1539 руб./ед.
б)(=40% Ц=1282,54(1,4=1795,5 руб./ед.
4. Для выбранных двух значений рентабельности и соответствующих им цен
определяются выручка Qрл и прибыль от реализации продукции Прл
[pic] руб./год
[pic] руб./год а) Qрл=8147466 руб./год Прл=1357699.2 руб./год б) Qрл=9505377 руб./год Прл=2715610.2 руб./год
5. Определение налогооблагаемой прибыли
Налогооблагаемая прибыль (Прн) представляет собой разность между прибылью от реализации и уплачиваемыми налогами на имущество (Ним) и содержание объектов соцкультбыта (Нсоц).
[pic]руб./год
Налог на имущество уплачивается в размере 2% от актива баланса. Налог на
содержание объектов соцкультбыта ( 1,5% от объема реализации продукции. а) Прн=1357699.2-(0,02(703680 + 0,015(8147466)=1221413,6 руб./год б) Прн=2715610.2-(0,02(703680 + 0,015(9505377)=2558955,7 руб./год
6. Прибыль после налогообложения Пр
[pic] руб./год где: Нпр ( налог на прибыль (35% от налогооблагаемой прибыли). а) Пр= 1221413,6-0,35(1221413,6 =793918.8 руб./год б) Пр= 2558955,7-0,35(2558955,7=1663321.2 руб./год
7. Отчисления в резервный фонд Крф
[pic] руб./год,
где: kрф ( коэффициент, учитывающий отчисления в резервный фонд (kрф =
0,05). а) Крф= 39695.9 руб./год б) Крф= 83166 руб./год
8. Погашение кредита и уплата процента за кредит
Погашение кредита происходит в полно объеме, т.е. в размере 35000 руб.
Плата за кредит принимается во внимание лишь в части, которая
осуществляется из прибыли.
[pic] руб./год,
где: Кр ( размер кредита; iкр ( общая ставка процента за кредит, в нашем случае 70 %; iб ( процент за кредит в пределах ставки центрального банка плюс три, т.е. 61 %;
Ткр ( срок взятия кредита.
Скр =262,5 руб./год
9. Прибыль к распределению (чистая прибыль)
Прч= Пр - Крф - Кр ( Скр ,руб./год а) Прч=718960.4 руб. б) Прч=1544892.7 руб.
[pic] руб./год,
где Фн ( фонд накопления;
Фпотр ( фонд потребления;
Дв ( прибыль, предназначенная для выплаты дивидендов.
При выборе минимального уровня рентабельности в курсовой работе можно
ограничиться вариантом распределения чистой прибыли, направляемой на
выплату дивидендов, равной 50%.
10. Для большей наглядности механизм распределения прибыли необходимо
представить в виде схемы с указанием соответствующих цифр для двух
вариантов цен (схема.3 см далее).
11. Определение дивидендной ставки
Определение дивидендной ставки осуществляется по схеме, представленной в
таблице 8.
Расчет дивидендной ставки осуществляется для двух значений цены (с
различной рентабельностью 20% и 40%) и на основе этих расчетов выводится
зависимость дивидендной ставки от двух факторов:
- от уровня цены;
- от процента чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов.
Таблица 8.а ((=20%)
|1. |Процент чистой прибыли, направляемой на выплату|50% |60% |
| |дивидендов | | |
|2. |Сумма прибыли на выплату дивидендов Прдв руб. |359480,2 |431376.2 |
|3. |Количество акций (Nакц.) |8280 |8280 |
|4. |Номинал акций (Накц.) руб. |50 |50 |
|5. |Величина дивиденда на одну акцию [pic]руб. |43,4 |52 |
|6. |Ставка дивиденда [pic], % |87 |100.4 |
Таблица 8.б ((=40%)
|1. |Процент чистой прибыли, направляемой на выплату|50% |60% |
| |дивидендов | | |
|2. |Сумма прибыли на выплату дивидендов Прдв руб. |772446.3 |926935.6|
|3. |Количество акций (Nакц.) |8280 |8280 |
|4. |Номинал акций (Накц.) руб. |50 |50 |
|5. |Величина дивиденда на одну акцию [pic]руб. |93.2 |112 |
|6. |Ставка дивиденда [pic], % |186.5 |223,9 |
Данная зависимость представляется в виде графика. На пересечении
прямой, характеризующей зависимость ставки дивиденда от рентабельности
продукции и прямой, характеризующей задаваемый уровень приемлемой
дивидендной ставки, получим минимальный уровень рентабельности и
соответствующий ему уровень цены.
Найдем ту рентабельность, которая будет соответствовать нашим
требованиям. Так как по условию дивидендная ставка 25% - предельная
дивидендная ставка, то наиболее приемлемым по графику будет вариант с
рентабельностью 7.5 % .(см. рис 2)
12. Установленный уровень минимальной рентабельности сравнивается со
средними значениями рентабельности продукции, равной приблизительно 15(20%.
Производство продукции следует признать целесообразным, если расчетный
уровень минимальной рентабельности будет меньше средней рентабельности
продукции:
[pic]
В нашем случае рентабильность меньше средней рентабельности продукции,
следовательно, следует признать что создание производства будет
экономически целесообразным.
На основе полученного значения минимальной рентабельности определяется минимальный уровень цены. Этот уровень берется в основу последующих расчетов, в том числе минимально допустимого объема продаж
[pic] [pic]
Рис.2 Зависимость дивидендной ставки от уровня рентабельности.
Схема 3. Схема распределения прибыли.
10. Определение минимального объема продаж.
1. Одним из решающих факторов, определяющим целесообразность производства
продукции является объем продаж. Для обеспечения прибыльной работы
предприятие должно обеспечить объем производства не ниже определенного
уровня. Объем продаж, при превышении которого обеспечивается безубыточная
работа, носит название точки безубыточности. В основе её определения лежит
деление затрат на переменные и постоянные затраты. Эту точку можно
установить в условиях одно- и многономенклатурного производства
аналитическим и графическим способами.
2. В условиях одно-номенклатурного производства:
[pic] ед./год, где: Qкр ( критический объем производства продаж в натуральных единицах, ед./год;
Спост ( постоянные затраты Спост =324403 руб./год;
Ц ( цена единицы продукции (Ц = Цmin =1378.7) руб./ед.;
Спер ( переменные затраты (прямые и накладные), Спер= 1056.7 руб./ед.
Qкр =1007 ед.
Зависимость затрат и выручки от объема продаж можно представить графически
несколькими способами:
а) Точка минимального объема находится пересечением прямых Qрл=Ц(Q=1.37*Q и
С= Спост + Спер ( Q= 324.4 + 1.05 ( Q.
Рис.4. Зависимость затрат и выручки от объема продаж. б) Пересечение прямой С=Цmin=1378.7 руб./ед. и кривой С=Спер+Спост/Q
Рис.5. Зависимость затрат и цены от объема продаж
3. В условиях многономенклатурного производства
[pic] где: kпер ( удельный вес переменных расходов в выручке от реализации продукции.
В курсовой работе величину kпер можно принять как отношение удельных переменных расходов к цене продукции. kпер=0,77
Выражение (1(kпер) представляет собой маржинальный доход, выраженный в относительных единицах (коэффициент маржинального дохода).
Q(кр = 1410 шт..
Получаемое по формуле (см. выше) выражение представляет собой точку
безубыточности в стоимостной форме, т.е. минимальную выручку от реализации,
при превышении которой предприятие начнет получать прибыль.
Эту точку можно получить графическим путем, пересечением двух прямых:
Мд=(1(kпер) Qрл и С=Спост= 324,4 тыс. руб.
Рис.6. Зависимость маржинального дохода (Мд) от объема реализованной
продукции
4. Точка безубыточности характеризует запас финансовой устойчивости предприятия. Чем больше планируемый или фактический объем продаж превышает точку безубыточности, тем устойчивее финансовое положение предприятия и тем меньше риск убытков от возможного падения производства. Запас финансовой прочности можно представить как в абсолютном, так и в относительном выражениях.
В абсолютном выражении запас финансовой устойчивости определяется по разности планируемого (фактического) объекта продаж и точки безубыточности.
В относительном выражении рассчитывается коэффициент финансовой устойчивости (kфу): [pic] ,
где: Qпл ( соответственно планируемый объем продаж (в физическом либо денежном выражении);
Qкр ( точка безубыточности (в соответствующих единицах).
[pic]
Чем больше значение коэффициента kфу, тем устойчивее финансовое положение предприятия.
Схема 3. Схема распределения прибыли исходя из Цmin=1378.7 руб./ед.
11. Исследование точки безубыточности.
Поскольку в реальных условиях все параметры имеют определенный диапазон
плавания, то ниже рассмотрим какое влияние на обьнм реализации оказывает
изменение (Спост, Спер, Ц).
Для этого введем коэффициент k (0,8-1,2) для каждого изь параметров
Qкр = f (Ц) k Ц (0,8-1,2)
Qкр = f (Спост) k Спост (0,8-1,2)
Qкр = f (Спер) k Спер (0,8-1,2)
Согласно аоэффициенту заполняем таблицу:
Таблица 9
| |Qкр ед/пер |
| |0,8 |0,9 |1 |1,1 |1,2 |
|Изменение |1102,9 |1240,8 |1378,7 |1516,6 |1654,4 |
|цены | | | | | |
|Изменение |259522 |291962 |324,4 |356843 |389283 |
|Спост | | | | | |
|Изменение |845,3 |951 |1056,7 |1162,4 |1268 |
|Спер | | | | | |
Рис.4. Зависимость Qкр от изменения параметров.
Анализ графика показывает изменение объема Qкр в значительной степени
зависит от Спер, Ц. Изменение цены в сторону уменьшения до ? 1200 руб.
вполне реально компенсировать за счет объема продаж. Увеличение цены даст
не достаточно ярко выраженное снижение объема реализации. Qкр от Спост
практически не зависит. Увеличение переменных издержек ? 1180 руб.
достаточно легко компенсируются объемом продаж ? 1600 ед. Уменьшение
переменных издержек влияет на Q в несколько большей степени, чем Спост.
Выводы: в наибольшей степени на Qкр влияет цена товара, из этого и
следует исходить при составлении плана на предстоящий период.
12. Экономические показатели предприятия.
Таблица 10
|№ |Абсолютные показатели |Единица |Величина |
|п/п| |измерения | |
|1 |Производственная мощность |ед./год |5294 |
|2 |Минимальная цена |руб./ед. |1378.7 |
|3 |Объем продаж |тыс.руб./го|7298.83 |
| | |д | |
|4 |Себестоимость единицы продукции |руб./ед. |1282,5 |
|5 |Прибыль от реализации |тыс.руб./го|509 |
| | |д | |
|6 |Чистая прибыль |тыс.руб./го|202,8 |
| | |д | |
|7 |Отчисления в фонды: |тыс.руб. |242,68 |
|7.1|Резервный фонд |тыс.руб. |12,5 |
|7.2|Фонды накопления и потребления |тыс.руб. |101,39 |
|7.3|Амортизационный фонд |тыс.руб. |27,4 |
|7.4|Прибыль на выплаты дивидендов |тыс.руб. |101,39 |
|8 |Количество работающих |чел. |21 |
|9 |Активы баланса |тыс.руб. |703,68 |
|9.1|Основные средства |тыс.руб. |182,52 |
|9.2|Нематериальные активы |тыс.руб. |10 |
|9.3|Оборотные активы |тыс.руб. |511,2 |
|10 |Акционерный капитал |тыс.руб. |413,6 |
|11 |Собственный оборотный капитал |тыс.руб. |221 |
|12 |Привлеченные средства (краткосрочная |тыс.руб. |290,2 |
| |задолженность) | | |
|13 |Номинал акции |руб./акция |50 |
|14 |Количество акций |ед. |8280 |
|15 |Ставка дивиденда |% |25 |
Таблица 11
|№ |Относительные показатели |Формула |Единица |Величина |
|п/п| | |измерения | |
|1. |Оборачиваемость активов |[pic] |Оборот/год |10 |
| |(количество оборотов) | | | |
|2. |Оборачиваемость оборотных |[pic] |Оборот/год |14 |
| |средств (количество | | | |
| |оборотов) | | | |
|3. |Продолжительность оборота |[pic] |дни |25 |
| |оборотных средств | | | |
|4. |Продолжительность оборота |[pic] |дни |34 |
| |активов | | | |
|5. |Объем продаж на одного |[pic] |тыс.руб./чел|347,5 |
| |работающего | |. | |
|6. |Рентабильность продаж |[pic] |% |7 |
|7 |Рентабильность затрат |[pic] |% |8 |
|8. |Рентабильность продаж по |[pic] |% |3 |
| |чистой прибыли | | | |
|9. |Рентабильность активов |[pic] |% |72 |
|10.|Рентабильность акционерного|[pic] |% |49 |
| |капитала по чистой прибыли | | | |
|11.|Рентабельность собственного|[pic] |% |91 |
| |капитала | | | |
|12.|Рентабильность активов по |[pic] |% |29 |
| |чистой прибыли | | | |
Заключение
В ходе проделанной работы я получил показатели эффективности и целесообразности выпуска изделия. По ходу работы я закрепил теорию по основным темам и разделам курса “Экономика предприятия”, а также подробно ознакомился с рядом моментов, которые характеризуют предприятие: организационно-правовые формы хозяйствования, основные и оборотные средства, издержки производства и ценообразование на предприятии, доход, прибыль и рентабельность, а также получил практические навыки рассчитывая калькуляцию, составляя смету затрат на производство и реализацию продукции.
Анализ экономических показателей говорит о том, что наше предприятие имеет предпосылки к созданию и производству продукции, выплате установленной дивидендной ставки
Литература:
1 Федеральный закон “Об акционерных обществах” от 24 ноября 1995 г.
2 Положение о составе затрат…
3 Экономика предприятия: Учебник /ред.О.И.Волков М.:1997 г.
4 Экономика предприятия /ред. В.П.Грузинов М.:1998 г.
5 Закон о налогах
6 Гражданский кодекс РФ от21 октября 1994 г.
7 Бухгалтерский учет и отчетность без проблем Райс Э. М. Инфра–М: 1997 г.
8 Справочник финансиста / ред.Уткина Э.А. М. Изд. Экмос : 1998 г.
Оглавление
Введение
Обоснование и характеристика формы собственности
Определение состава имущества предприятия и источников его формирования
1. Определение внеоборотных активов (средств).
1.1. Определение потребности в основных средствах.
1.1.1. Определение стоимости технологического оборудования.
1.1.2. Определение стоимости вспомогательного оборудования.
1.1.3.Определение стоимости хозяйственного и производственного инвентаря.
1.2. Определение потребности в площади помещений.
1.3. Определение стоимости нематериальных активов.
2. Определение оборотных средств.
2.1. Определение потребности оборотных средств в производственных запасах
2.2. Незавершенное производство
2.3. Оборотные средства запаса готовой продукции
2.4. Расчет дебиторской задолженности
2.5. Определение денежных оборотных средств
3. Акционерный капитал.
3.1. Определение номинальной стоимости акций и их количества
4. Начальный баланс.
5. Определение численности работающих на предприятии.
6. Определение сметы затрат на производство и реализацию продукции.
1. Состав затрат для составления сметы.
1. Прямые затраты.
2. Накладные расходы.
7. Сводная смета затрат на производство продукции
8. Калькулирование себестоимости продукции
9. Определение минимально допустимого уровня цены
10. Определение минимального объема продаж
11. Исследование точки безубыточности.
12. Экономические показатели предприятия
Заключение
Литература
Оглавление
-----------------------
Прямые переменные затраты
6206292 руб.
[pic]
Общие затраты по смете
6793965.1
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Себестоимость
6789766,7
Налог на имущество
14073.6 руб.
Налогооблагаемая прибыль а) 1221413,6 б) 2558955,7
Налог на содержание объектов соцкультбыта а)122212 б)142580
Выручка от реализации а) 8147466 б) 9505377
Прибыль от реализации а)1357699.2 б)2715610.2 229643164312296431
Прибыль после налогообложения а) 793918.8 б) 1663321.2
Налог на прибыль а)427494.7 б) 895634.5
Плата за кредит
262.5 руб.
Отчисления в резервный фонд а) 39695.9 б) 83166
Погашение кредита
35000 руб.
Чистая прибыль а)718960 б)1544892
Фонд накопления и потребления а) 359480,2 б) 772446.3
Дивиденды а)359480б) 772446.3
[pic]
[pic]
[pic]
Накладные затраты
587673 руб.
Общие переменные затраты
6469562 руб.
Постоянные накладные затраты
324403 руб.
Переменные накладные затраты
263270 руб.
Дивиденды
101397 руб.
Фонд накопления и потребления
101397 руб.
Чистая прибыль
202794 руб.
Погашение кредита
35000 руб.
Отчисления в резервный фонд
12529 руб.
Плата за кредит
262,5 руб.
Налог на прибыль
134930 руб.
Прибыль после налогообложения
250586 руб.
Себестоимость
6789766 руб.
Прибыль от реализации
509071 руб.
Выручка от реализации
7298837.8 руб.
Налог на содержание объектов соцкультбыта
109482 руб.
Налогооблагаемая прибыль
385516 руб.
Налог на имущество
14073 руб.