смотреть на рефераты похожие на "Экономические системы Молдовы, США и Италии"
США.
Налоговая система.
Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую
активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей
предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения
издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения
конкурентоспособности национальных предприятий/на мировом рынке. С помощью
налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или
обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов
государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового
воздействия на экономику через расходную часть.
Налоговая политика США рассчитана на привлечение частного капитала.
Стимулирующее влияние налоговых льгот можно рассматривать как форму
косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.
В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.
В структуре доходов федерального бюджета США (1994 г.) наибольший удельный вес (около 40%) занимает подоходный налог на физических лиц, весомую роль играет часть отчислений на социальное страхование (примерно третья — 10%). Налог на доходы корпораций занимает третье место, остальная часть поступлений приходится на акцизные сборы, заемные средства, налог на имущество, государственные пошлины.
Итак, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и пять налоговых ставок. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.
Исчисляется налог следующим образом. Для определения совокупного валового
дохода суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от
предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными
пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше
определенной суммы, доход от ценных бумаг и др. Доход от продажи имущества
и ценных бумаг либо облагается специальным налогом, либо учитывается з
составе личного дохода.
Из совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его
получением. К ним относятся расходы на приобретение и содержание
капитальных активов: земельный участок, здание, оборудование, текущие
производственные расходы и т.д. Эти затраты учитываются не только у
предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат
получается чистый доход плательщика.
Из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем таких вычетов образуется налогооблагаемый доход.
Необлагаемый минимум доходов — величина переменная, имеющая тенденцию к увеличению. В 1990-х годах он составлял 4 тыс-долл. Ставки подоходного налога, действовавшего в 1996 г., приведены в табл1.1.
Таблица 1.1. Ставки подоходного налога
Налогооблагаемый доход.
|Супружес|Супружес|Одинокий|Одинокий|Налоговы|
|кая пара|кая пара|глава |человек.|е |
|(совмест|(раздель|семьи. | |ставки, |
|ные |ные |Глава | |% |
|доходы) |доходы) |домохозя| | |
| | |йства. | | |
|0-40100 |0-20500 |0-32150 |0-24000 |15 |
|40100-96|20500-48|32150-83|24000-58|28 |
|900 |450 |050 |150 |31 |
|96900-14|48450-73|83050-13|58150-12|36 |
|7700 |850 |4500 |1300 |39,6 |
|147700-2|73850-13|134500-2|121300-2| |
|63750 |1875 |63750 |63750 | |
|свыше |свыше131|свыше263|свыше263| |
|263750 |875 |750 |750 | |
До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х годов шкала ставок была упрощена: максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот.
Отчисления на социальное страхование — вторая по величине статья доходов федерального бюджета — вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса платит работодатель, в США взнос делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В 1995— 1996 годах общая ставка составляла 15,3% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящиеся вносили по 7,65%'. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 62,7 тыс. долл. в 1996 г. (в расчете на каждого занятого). Отчисления имеют строго целевое назначение. Как следует из приведенных данных налицо тенденция повышения ставок.
Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах, бюджета.
Его основная ставка в 1996 г. составляла 34%, Вносится он по следующей
схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого
дохода, 25% — за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме
того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл. установлен
дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет
чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий.
Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка
обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога.
Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5%,
федеральном округе Колумбия (адм. центр — г. Вашингтон) — 10,25%. Наиболее
низкие налоги в штатах Миссисипи —от 3 до 5%, Юта — 5%.
Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот, из чистого
дохода вычитаются местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся
в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов,
полученных от облагаемых налогом местных корпораций, доходы по ценным
бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды.
Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения
стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, на научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют
налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии.
Компаниям предоставляется "налоговый кредит" в размере 50% стоимости
оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе
производственного процесса.
Для поддержки отраслей добывающей промышленности используется налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в этих отраслях. Скидка не должна уменьшать величины налога более чем на 50%. Не включается в доходы удорожание стоимости активов, если оно не ревизуется путем продажи. Действуют и другое многочисленные налоговые льготы.
В особых случаях с корпорация взимается нaлoг на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начёте 1980-х годов введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля за внутренними иенами на нефть. Базой налогообложения служила разница между фактической ценой нефти и ее базовой ценой.
Налоги на сверхприбыль составляют часть антимонопольного механизма
регулирования экономики США. Рыночный механизм, основанный на свободе
предпринимательской деятельности, регулирует распределение ресурсов и
обеспечивает установление цен на уровне, отражающем затраты на производство
товаров, с учетом средней нормы прибыли. Как это происходит? В условиях
конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные цены на
свои товары и услуги. Они должны считывать цены, назначаемые другими
фирмами и предприятиями, предлагающими аналогичную продукцию или услуги.
Рынок дает потребителю возможность выбора, и это его главное свойство. В
ходе конкурентной борьбы цены начинают снижаться до уровня, приближающегося
к издержкам производства.
Однако следует помнить, что при возникновении монополии рыночный механизм не срабатывает, что приводит к обратному неэффективному распределению и использованию ресурсов).
Монополия возникает при наличии на рынке лишь одного поставщика товара.
Монополист владеет рынком полностью. Он может назначать любую цену за свой
товар или поставлять его в нужном ему количестве.
Образование монополий может происходить в силу различных причин.
Например, жесткая конкуренция вытесняет с рынка все более слабые и менее
эффективно работающие фирмы. Этот процесс идет до тех пор, пока не станет
доминировать одна компания. Другой путь — последовательные слияния и
поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасти. Монополия может
быть создана образованием картеля. Картель создается независимыми
компаниями соглашением о цене и квотах производимой продукции. Одним из
видов мирового картеля является организация стран — экспортеров нефти
(ОПЕК). Наконец, монопольное положение на рынке могут занимать владельцы
месторождений редких природных ресурсов.
В некоторых случаях монополия может быть установлена и государством. В
отдельных отраслях конкуренция приведет только к дублированию затрат на
дорогостоящее оборудование и общему снижению эффективности хозяйства.
Например, в электроэнергетике, водоснабжении городов, телефонной связи,
газовой промышленности, железнодорожном транспорте конкуренция потребовала
бы просадки нескольких сетей кабелей, трубопроводов, железных дорог и т.д.
Но и при государственном разрешении и даже создании монополий необходимо
бороться с их негативными последствиями.
В США понятие "монополия " применяется к фирме или к группе фирм,
обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять
конкуренцию, регулировать объём и условия поставок и фиксировать цены,
нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяйственной единицы
не предопределяет ее монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма,
независимо от ее величины, становится монополией, если ей принадлежит
подавляющая часть продаж на конкретном товарном или географическом рынке.
Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по
нескольким направлениям. Среди них: прогрессивное налогообложение доходов
фирм, налоги на сверхприбыль. При этом законы о конкуренции, как правило,
не распространяются на инфраструктурные отрасли (транспорт, банковское
дело, коммунальные службы — снабжение водой и энергией). Зачастую не
затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля, производство
стали. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на
рынок. Считается, что здесь конкуренция не может способствовать успешному
выполнению возложенных на данные отрасли функций. В этих отраслях велик
удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не
прибыль, а удовлетворение потребностей общества.
Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпорации (максимально 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.
Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и занимают скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены на товары — алкогольные и табачные изделия, услуги — на дороги и воздушные перевозки.
За последние годы произошли определенные изменения в структуре налоговых
поступлений. Например, в 1995 г. подоходный налог составил 594,4 млрд.
долл. Он увеличился почти на 20 млрд. долл., или на 17,6%, по (равнению с
1992 г. Отчисления на социальное страхование повысились до 483 млрд. долл.,
или на 17,3%. Налог на доходы корпораций возросло 157,8 млрд. долл., или на
36%.
Увеличились акцизные сборы на 10 млрд. долл., или на 20%. Высокие темпы роста за три года объясняются тем, что из-за обострения дефицита федерального бюджета были повышены акцизы на ряд товаров, в том числе на пиво, вино, табачные изделия. Введен акциз по ставке 10% на дорогие автомобили, драгоценности, меха, личные самолеты.
Налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, выросли почти на 25% и составили 148 млрд. долл. Имущество стоимостью до 10 тыс. долл. от данного налога освобождено. Более дорогой подарок или наследство облагаются налогом по прогрессивной шкале от 18 до 50%. Самая высокая ставка применяется, если стоимость наследства превышает 2,5 млн. долл., при этом учитывается степень родства.
Пошлины, главным образом таможенные, в 1995 г. превысили 20 млрд. долл.
Рост составит 13,8% по отношению к 1992 г.
Общая сумма собственных доходов государственного бюджета США без заемных
средств в 1995 г. составляла 1446,9 млрд. долл., что превысимте уровень
1992 г. почти на 300 млрд. долл., или на 20,5%. Достаточно весомый прирост
в условиях мачтой инфляции.
Объем расходов федерального бюджета с учетом заемных средств составит в
1995 г. примерно 1529 млрд. долл. В структуре расходов наибольший удельный
вес занимают затраты на социальное обеспечение — свыше 40%; четвертую часть
составляют расходы на военные нужды; остальная часть приходится на выплаты
ссуд и процентов по ним, субсидии штатам и городам, прочие федеральные
расходы.
Каждый штат имеет свою (отдельную от федеральной) налоговую систему.
Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем конкретные
вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право на
налог с доходов компании в том случае, если на его территории расположены
строения или работают служащие данной компании. Однако последняя может не
иметь на территории штата ни строений, ни служащих, но проводить торговлю и
получать прибыль (особенно при широком распространении торговли по
каталогам). Актуальным становится вопрос о правомерности налогообложения
штатами компаний в этом случае.
Не всегда однозначно решается вопрос и с налогообложением личных доходов.
Подоходный налог платят и жители штата, и граждане, получающие доход на
территории. Например, люди, работающие (но не живущие) в Нью-Йорке, платят
налог с заработанной платы (с остальных доходов платят по месту
жительства). Ставки подоходного налога колеблются от 2 до 12%.
Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с
бюджетом городов, является налог с продаж — косвенный налог на потребление
(схожий с итогом на добавленную стоимость). Обычно им не облагаются
продовольственные товары (за исключением ресторанов). В 1993—1994
финансовом году налог с продаж применялся в 44 (из 50) штатов США.
Например, этот налог отсутствует в штатах: Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В
остальных — ставка колеблется от 3 до 8,25%, поскольку устанавливается
правительствами самих штатов. Наиболее низкая — в Колорадо 'л Висконсине
(3%), в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове (4%);
наиболее высокая — в Калифорнии (7,25%), Иллинойсе (8%), Нью-Йорке (8,25%).
Налог с продаж может распределяться, например, следующим образом: в штате
Иллинойс в бюджет штата — 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чикаго,
Спрингфельд, —1% (направляется на нужды департамента скоростного транспорта
— железные дороги). Некоторые штаты, например, Калифорния, взимают налог на
деловую активность. Он включает в себя два элемента: налогообложение общего
годового оборота предприятия (обычно в пределах от 1 до 2,5%) и налог на
фонд заработной платы, который в Калифорнии составляет 1,6%.
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.
Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать
налог на имущество. Например, в г. Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40 %
собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тысяч
зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается
налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше,
чем собственник сдаваемого в наем жилого дома или собственник основных
производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество,
хотя ок, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы.
Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом
не облагается.
В г. Уинтон (штата Иллинойс) налог на имущество в 1991— 1992 финансовом году был установлен в 6,75 % (это очень высокий уровень). В облагаемую собственность входили земля и строения. На этом основании база налогообложения равна 1/3 рыночной стоимости. Владелец получал один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Налог поступал в бюджеты штата, города, школьных и парковых округов. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.
Из других местных налогов в городе можно выделить: налог на гостиничное обслуживание (5% от платы за гостиницу); налог на коммунальные услуги (3% от платы за телефон, газ, электричество); налог на сделки (при продаже и покупке недвижимости вносятся 2 доллара 50 центов за каждую тысячу долларов).
Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно
молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами.
Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, на право
содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных
налогов.
Местные налоги в США играют самостоятельную роль, и в отличие от России и
ряда европейских стран, служат основой доходной части местных бюджетов. Тем
не менее последние без крупных правительственных субсидий не обходятся.
Даже столица США г. Вашингтон, имеющий в качестве федеративного округа
Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 80%.
Остальные затраты возмещаются федеральными субсидиями. В Нью-Йорке субсидии
возмещают около трети бюджета города.
Как мы видим, именно субсидии, субвенции и дотации федерального правительства могут активно влиять на социально-экономическое развитие городов.
Напомним, что и система местных налогов во многом устанавливается законодательством государства.
Анализ структуры и ставок местных налогов в США позволяет классифицировать их по четырем основным группам.
• Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых — основными являются: поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как налогом с продаж, так и специфическими акцизами.
• Вторая группа местных налогов включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.
• Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и прочие. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от вида автомобиля.
Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят
фискального характера, а определяют политику местных органов управления.
Сюда входят прежде всего экологические налoгu, направленные на защиту
окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть, например, налог на очистку
нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате
деятельности которых появляются отходы "риска". Специальным налогом
облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного
использования (имеются в виду консервные банки и прочая тара, идущая после
использования продукции в отходы).
Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный
бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время
урбанизация приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов.
Поэтому местные налоги повышаются наиболее быстрыми темпами.
В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Нередко возникает вопрос: с чем связана множественность налогообложения, применяемая во всех развитых странах? Дело в том, что множественность налогов обусловлена психологическим фактором, позволяющим сделать общее налоговое бремя менее заметным: охватывая разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает одновременно умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью.
Поэтому удельный вес налогов в США по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляет лишь около 27%, что ниже, чем в большинстве европейских стран.
Территориально – административная система.
Государство в Северной Америке. Территория- 9364 тыс. км2 . Состоит
из трёх несмежных частей: 1) территория США- 7.83 млн. км2 2) Аляска- 1.53
млн. км2 3) Гавайи- 24 острова в Тихом океане общая площадь 16.7 тыс. км2 .
Столица - Вашингтон. Административное деление - 50 штатов и федеральный
округ Колумбия. Официальный язык- английский. Религия - протестанты (57%),
католики (28%). Денежная единица- доллары.
США – федеративная республика. Глава государства – президент.
Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из 2-х палат:
сената и палаты представителей. В состав сената (100 членов) входят по 2
сенатора от каждого штата, избираемые прямым равным голосованием сроком на
6 лет. Каждые 2 года сенат обновляется на треть. Палата представителей (435
членов) избирается прямым равным голосованием по мажоританской системе
представительства сроком на 2 года. Сенат может быть инициатором любых
законопроектов за исключением финансовых, которые могут исходить только от
палаты представителей. Он может отменить или изменить любой законопроект,
внесённый палатой представителей. Сенат ратифицирует международные
договоры, заключённые президентом и утверждает сделанные им назначения.
Исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно
и главнокомандующим вооружёнными силами США. Президент назначает кабинет
министров (правительство) с согласия сената. Штаты имеют свои
законодательные и исполнительные органы власти, структура и компетенция
которых определена конституциями штатов. Законодательными органами штатов
являются двухпартийные или однопартийные законодательные собрания.
Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами, избираемыми
населением штатов на срок 2 или 4 года.
Система образования.
В США включает как государственный (преимущественно в области
начального и среднего образования), так и частный сектор (особенно в
области высшего образования). К числу ведущих вузов США относятся:
Гарвардский, Стэнфордский, Колумбийский, Йельский университеты.
Государственные расходы на:
- образование (в% от ВНП): 85г.-4.9, 95- 5.3
- образование (в% от общей доли государственных расходов): 93-95г.- 14.1
- начальное образование и среднее (в% от всех уровней) 90-95г.- 69.6
- высшее образование (в% от всех уровней) 90-95г. – 23.3
Структура занятого населения.
В США пик занятости в обрабатывающей промышленности пришёлся на 65г.
(28%). К середине 90-х показатель упал до 16%. В сфере услуг доля занятых
увеличилась с 56% в 60г. до 73% к середине 90-х годов.
Внешняя и внутренняя политика.
В США дефицит государственного бюджета в 98г. составит 0.5% ВВП, а к
2002г. прогнозируется профицит государственного бюджета.
Сальдо платёжного баланса по текущим операциям (% ВВП).
|94г. |95г. |96г. |97г. |
|-2,1 |-2,0 |-2,2 |-2,0 |
Укрепление позиций доллара в 97г. было обусловлено достаточно стабильной
хозяйственной коньюнктурой роста промышленного производства, низкой
инфляцией и высоким уровнем занятости. В 1997г. безработица к концу года
упала до минимума за 24 года – в 4.7%. Ровная динамика потребительских цен
в США на протяжении года свидетельствовала об эффективности политики
органов денежно – кредитного регулирования. Уровень инфляции в 1997г. – 2.5-
3%.
Безработица % к экономически активному населению.
|84-94 |95 |96 |97 |
|1,9 |5,6 |5,4 |5,0 |
| млн. чел. |
|8,1 |7,4 |6,8 |6,5 |
В первые месяцы 98г. в связи с падением цен на нефть и энергоносители на
мировом рынке отмечалось замедление темпов роста внутренних цен в США.
Фактором укрепления доллара стало замедление роста дефицита
государственного бюджета. Укрепление валютных, финансовых и экономических
позиций США, принимающие долговременный характер, бросает серьёзный вызов
валютной политике государств Западной Европы, правительства которых
поставили перед собой задачу перейти с 1 января 1999г. к единой европейской
валюте.
Банковская система.
Банковскую систему США возглавляет центральный банк, или Федеральная
резервная система (ФРС), которая состоит из Совета управляющих и 12
федеральных резервных банков. Все банки работают под контролем ФРС и
обязаны подчиняться резервным требованиям центрального банка. В настоящее
время в США насчитывается более 15000 коммерческих банков, наиболее
распространены из них — бесфилиальные банки, т.е. банки без отделений
(филиалов). Поэтому США является страной с самым большим количеством
коммерческих банков. Например, в Канаде все банковские услуги предоставляют
не более 20 банков, имеющих широкую сеть филиалов.
Действие банковской системы США осуществляется в узких рамках разного рода административных инструкций и ограничений.
Все финансовые посредники этой страны делятся на депозитные (коммерческие
банки, взаимно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации,
кредитные союзы) и недепозитные (компании по страхованию жизни, по
страхованию имущества, частные пенсионные фонды, финансовые компании,
взаимные фонды денежного рынка, инвестиционные компании и т. д.). Первые
мобилизуют денежные средства путем прямого приема их в форме открытия
депозитных счетов, вторые используют другие формы привлечения средств
(продажа ценных бумаг, продажа страховых полисов, прием пенсионных взносов
и т.д.).
Коммерческие банки — это универсальные учреждения, проводящие операции в
различных сферах рынка ссудного капитала. На долю коммерческих банков в США
приходится около 35% общей суммы активов всех финансовых учреждений страны.
Крупные банки предоставляют полный комплекс финансового обслуживания,
включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.д., причем все операции
сопровождаются высоким уровнем обслуживания. Коммерческие банки выполняют
роль основного, базового звена кредитной системы США.
В этой стране на протяжении многих лет создавалась широкая система контроля и регулирования деятельности банков на федеральном уровне и на уровне штатов.
В основу регулирования банковской деятельности в США положены два принципа:
Первый принцип — обеспечение устойчивости и предотвращение крахов кредитных институтов. С этой целью осуществляются два типа регулирования:
• законодательно ограничены операции банков с повышенным риском и снижением ликвидности путем установления, например, предельной суммы кредита одному заемщику;
• в 1934 г. учреждена общенациональная система страхования банковских депозитов с целью предотвращения массового изъятия вкладов.
Второй принцип — ограничение концентрации капитала в немногих банках и недопущение монопольного контроля над денежным рынком. Этот принцип основан на ограничении концентрации банковского капитала, а также поддержании конкуренции и соперничества на денежном рынке. С этой целью установлены территориальные ограничения на открытие банками отделений в пределах одного штата, введен контроль ФРС за созданием холдинговых компаний, а также установлен контроль различных органов за банковскими слияниями.
В результате столь строгого законодательства в США в отличие от западноевропейских стран сохранилась внешне децентрализованная и раздробленная банковская система. В частности, сохранилось множество бесфилиальных банков: из 15,5 тыс. банков 7 тыс. не имеют отделений.
Надзор за деятельностью банков в США осуществляет одна из самых сложных систем контрольных органов, которая включает раздельный контроль за двумя группами банков, а именно:
• система национальных банков подчиняется федеральным властям — контролеру денежного обращения (г. Вашингтон);
• система банков штатов, которая находится под юрисдикцией отдельных штатов.
Кроме того, надзор за деятельностью банков в США осуществляют Федеральная
резервная система (ФРС) и Федеральная корпорация за страхованием депозитов
(ФКСД), членами которой являются 98% банков страны.
Контролер денежного обращения является органом Казначейства, ему подчиняется 4,9 тыс. национальных банков (начало 90-х гг.); его надзорные функции заключаются в следующем: он выдает разрешение на создание национального банка; проводит периодические контрольные и ревизионные проверки; решает вопрос об открытии отделений и слияниях банков.
Федеральная резервная система контролирует деятельность 1056 штатных банков-членов, которые находятся в прямом ее подчинении, а также деятельность 5,6 тыс. холдингов с 8,8 тыс. дочерних банков.
Федеральная корпорация по страхованию депозитов является независимым федеральным ведомством, которое осуществляет контроль за 8,4 тыс. застрахованных банков, не являющихся членами ФРС. Основная функция ФКСД — это страхование депозитов, но она имеет право на проверку деятельности любого банка, в том числе и не являющегося членом ФРС.
Существуют также банковские департаменты штатов, функцией которых является выдача разрешений (чартер) штатным банкам на ведение операций (9,5 тыс. таких банков), издание инструкций, проведение проверок банков, принятие решений об отделениях и слияниях банков и т.д.
Кроме этих органов надзора за деятельностью банков в США, они находятся также под влиянием решений Министерства юстиции по вопросам слияний и банковских холдингов, Комиссии по биржам и ценным бумагам (допуск на биржу и эмиссия акций), Федеральной торговой комиссии и др.
Имеются также и неправительственные органы контроля за деятельностью кредитных институтов: Американская ассоциация банкиром. Ассоциация независимых банков, комитеты клиринговых палат разных городов и др. Задачей этих неправительственных органов контроля является разработка стандартов обслуживания клиентуры, решение технических вопросов осуществления банковских операций, контакты с Конгрессом и прессой.
Макроэкономические показатели.
1997 г. был особенно благоприятным для американской экономики. Отмечается на редкость сбалансированный рост, опирающийся прежде всего на внутренний потребительский и инвестиционный спрос и происходящий в условиях низкой инфляции, относительно дешевого кредита и лучшей за многие годы ситуации на рынке труда. Объем ВВП в сопоставимых ценах увеличился на 2,8 % в 1996 г. и на 3,7 % в 1997 г. - наибольший прирост с 1988 г. - и составил 8081,4 млрд. долл.
Основные экономические тенденции
После небольшого спада производства в начале 1996 г., отчасти вызванного суровой зимой, во II кв. хозяйственная конъюнктура начала выправляться, и в среднем за I полугодие прирост ВВП увеличился до 3,4 % против 2 % во II кв. 1995 г.
Во II полугодии сохранялись высокие темпы инвестирования в
производственное оборудование, подкрепленные расширением промышленного
строительства. Заметно улучшилось состояние баланса по товарам и услугам,
благодаря увеличению в 3 раза прироста экспорта при снижении притока
импорта, что в основном было связано с некоторым ослаблением
потребительского спроса на товары длительного пользования. Одновременно
сократились вложения в жилье, а также федеральные закупки товаров и услуг.
В результате внутренние продажи уменьшились до 2,2 % против 4,4 % в I
полугодии. Тем не менее прирост ВВП сохранился на достаточно высоком уровне
- 3 %.
Объем промышленного производства увеличился за год на 4,7 % против
2,7 % в 1996 г., в том числе инвестиционных товаров - на 8,4 и
потребительских - 2,3 %. В обрабатывающей промышленности темпы составили
5,2 % по сравнению с 2,7 % в предыдущем году.
Несмотря на высокие темпы производства, в промышленности не
наблюдалось явных проявлений перегрева конъюнктуры, характерных для этой
фазы цикла. Оптовые цены в целом либо удерживались на уровне конца 1996 г.,
либо слабо падали, прежде всего на металлы, нефтепродукты и оборудование.
Потребительские цены в среднем за 1997 г. повысились всего на 2,3 %
(наименьший прирост с 1966 г.) против 2,9 % в 1996 г., при этом на товары
длительного пользования они повысились в среднем на 0,5 %. Существенно
уменьшился прирост цен на услуги и даже квартирную плату. Благодаря быстрой
коррекции товарно-материальных запасов относительно объема продаж их
соотношение удерживалось на одном уровне все последние четыре года.
Отмечая необычно благоприятную экономическую картину в стране, многие специалисты полагают, что, наконец, начал приносить плоды современный этап научно-технической революции, связанный прежде всего с компьютеризацией экономики. Одновременно дерегулирование американской экономики и активное ее включение в мирохозяйственные отношения способствавали развитию конкурентной среды и снижению цен. Происшедшие в экономике фундаментальные сдвиги, согласно этой позиции, знаменуют начало новой эры более высоких потенциальных темпов роста.
Однако большинство специалистов придерживаются более сдержанной
оценки. Не отрицая в целом значения долговременных экономических и
внешнеторговых факторов, они считают, что высокие экономические результаты
1997 г. скорее объясняются удачным для США стечением обстоятельств как на
внутреннем, так и на внешнем рынке.
В 1997 г. уровень инфляции составил 2,3 - 3 %. Одна из причин
замеделения инфляции - двухгодичное снижение цен на импортируемые товары (
исключая нефть) на 2,2 % в 1996-1997 гг. и услуги, доля которых на рынке
США достигла 15,3 % против 11,3 % в 1993 г. По оценкам, в результате
оптовые цены понизились понизились в США на 0,3 процентного пункта.
Кроме того, замедлился рост затрат на заработную плату в частном
неаграрномсекторе экономики. В 1992-1997 гг. среднегодовой прирост этого
показателя был в 2-3 раза ниже, чем в начале 90-х годов, а во II квартале
1997 г. опустился до 0,4 % (в годовом расчете). Это объяснялось в
значительной мере резким ограничением увеличения социальных выплат.
Впрочем, оба эти фактора ослабления инфляции носят временный характер и при
изменении экономической ситуации могут оказать обратное воздействие.
Сбалансированность спроса и предложения на внутреннем рынке.
Производственные мощности обрабатывающей промышленности расширялись самыми
высокими за последние 28 лет темпами (более 4 % в год), причем особенно
интенсивно в высокотехнологических отраслях. Это обеспечило требуемое
наращивание объема выпуска без чрезмерной загруженности производственного
аппарата. Степень загрузки мощностей обрабатывающей промышленности,
повысившаяся до 82,9 % в 1997 г. против 82,1 % в 1996 г., оставалась все же
ниже уровня 1994 г. (83,3 %) и существенно ниже пиковых показателей в
предыдущих фазах подъема.
Умеренно либеральная кредитно-денежная политика способствовала поддержанию относительно невысоких процентных ставок. В апреле 1997 г. ФРС повысила ставку на федеральные фонды до 5,5 %, и этот уровень сохранился до конца года.
Долгосрочные процентные ставки по банковскому кредиту и на корпоративные ценные бумаги имели тенденцию к некоторому повышению в I полугодии 1996 г., которая сменилась их слабым снижением во второй половине года. Эти тенденции повторились в 1997 г. В конце 1997 г. ставки долгосрочного процента вернулись к уровню конца 1996 г. - самому низкому за последние 20 лет.
Немаловажную роль в сдерживании инфляционных процессов играло
заметное повышение предложения труда, сочетавшееся с высоким спросом на
рабочую силу.
Положение на рынке труда.
В 1996 г. в США создано 2.5 млн. рабочих мест, в 1997- еще 2 млн., а всего за годы нынешнего подъема - более 14 млн. Впервые с начала 90-х годов занятость несколько увеличилась в обрабатывающей промышленности, но по- преждему меньше, чем в сфере услуг. Доля занятых в отраслях материального производства сократилась нематериального производства повысилась соответственно до 73,3 % протв 72,5 % (65,9%).
Высокий спрос дал надежду найти работу лицам, уже отчаявшимся в ее поиске, а также женщинам-домохозяйкам. В результате повысился показатель участия населения в трудовой деятельности, особенно женщин. Так, число работающих женщин увеличилось до 63,2 % их численности против 61,7 % в 1992 г. Общий показатель участия населения на рынке труда повысился соответсвенно с 66,4 до 66,8 %.
Наряду с расширившимися возможностями трудоустройства стимулирующее влияние оказала реформа государственной системы социального обеспечения, в соответствии с которой с 1996 г. существенно ограничивались социальные выплаты трудоспособным неработающими взрослым. Вместе с тем было увеличено финансирование государственных программ содержания дошкольных учреждений - на 4 млрд. долл. за 1996-2002 гг.
Продолжительный экономический подъем способствовал сокращению вынужденной частичной занятости и доли длительно безработных. Заметно возрос спрос на труд молодежи 16-19 лет и лиц старше 55 лет. Уровень безработицы в целом понизился с 5,6 % рабочей силы в I кв. 1996 г. до 4,6 % в конце 1997 г. - самый низкий показатель за четверть века, 1995 г.- 5,8 %.
В то же время многие лица, занятые в производстве, продолжили ощущать
нестабильность своего положения. В значительной мере это объяснялось
продолжающейся структурной перестройкой экономики. Активный в целом спрос
на рабочую силу сочетался с высокими темпами сотрудников с трудовых
соглашений на контракты, обычно предлагающие ухудшение условий оплаты. Так,
почти 2 млн. человек из 8,3 млн. трудившихся по контракту, до этого
работали по трудовым соглашениям (1995 г.), 410 тыс. из них были переведены
на контракт в принудительном порядке.
Динамика потребительского спроса.
В ходе текущего подъем расходы населения на товары и услуги стабильно сохранялись на уровне 68 % ВВП. Их среднегодовые темпы прироста в 1993-1997 гг. колебались в пределах 2,4-3,3 %, создавая благоприятные условия для продолжительного подъема.
В 1997 г. рост потребительских расходов населения в сопоставимых
ценах составил 3,3 %, в том числе на товары длительного пользования - 5,5,
краткосрочного (продукты питания, одежда, обувь, топливо) - 2 и услуги -
3,5 %. Особенно динамично расширялся рынок товаров в бытовой техники и
других предметов домашнего обихода, продажа которых выросли почти на 11%.
Расходы населения на автомобили сохранялись на высоком уровне предыдушего
года. Это обеспечило достаточно высокую загруженность мощностей
автосборочных предприятий в стране и значительный приток импорта машин.
Доля последнего во внутренних продажах возросла с 21,5 % в 1996 г. до почти
25 %.
Устойчивость потребительского спроса опиралась на динамичный рост текущих доходов ( главным образом вследствие расширения занястости), а также на увеличение финансовых накоплений. Это было связано прежде всего со значительным повышением стоимости ценных бумаг в 1993-197гг.
Прирост материальных и финансовых активов населения,
составлявший за 1991-1995 гг. в среднем 6.4%, в 1996 ускорилось до 9.2%.
При этом рост финансовых активов, обеспеченный в первую очередь повышения
курса акций, опережал динамику задолжности населения. Это проявилось в
существеном общем приросте чистых фин. активов, находящихся в его
распоряжении.
Однако увеличение чистых фин. активов концентрировалось в группах
населения с высоким доходом, тогда как наращивание задолжности - в группах
с низким доходом. В результате с декабря 1993г. стали проявляться такие
негативные тенденции, как рост выплат населения в счет погашения
задолжности относительно обьема его текущих доходов, возрастание числа
личных банкротов и обьема банковских списаний безнадежных долгов. Норма
личных сбережений, повысившаяся с 3.8% в 1994г. до 4.7% в 1995г., в 1997г.
вновь опустилась до уровня 1994г.
Динамика инвестиционных процессов.
Характерной чертой подьема 90-х годов является особенная активность
инвестиционных процессов. Среднегодовой прирост обьема валовых инвестиций
(без вложений в запасы) в сопоставимых ценах колебался в пределах 4.8-7.6%,
доля их в ВВП повысилась с 16.2% в 1993 до 18.6% в 1997г. В1997г. обьем
валовых инвестиций увеличился на 7.1%, обеспечив 1/3 прироста ВВП.Особенно
высокими темпами отличались вложение в информационное оборудование, прежде
всего в компьютерное.В 1996-1997гг. среднегодовой прирост его закупок в
сопоставимых ценах составил 21.6%. Только за последние 5 лет доля
компьютеров в валовых капиталовложениях удвоилась, достигнув в 1997г. почти
11%. Удельный вес инвестиций в информационное оборудование увеличился с
14.2% в 1993 до 23% в 1997г.
Федеральный бюджет.
С 1993 г. динамика бюджетных поступлений устойчиво обгоняла рост
федеральных расходов. Переломным стал 1996 г., когда дефицит федерального
бюджета сократился на 57 млрд.- до 107 млрд. долл., или 1,4 % ВВП. Этому
способствовало прежде всего увеличение поступлений от личного подоходного
налога
(на 11,2 %), связанное не только с циклическим расширением налоговой базы,
но и с повышением максимальной ставки подоходного обложения. Доля
подоходного налога в доходах федерального бюджета повысилась с 43,6 % в
1995 до 45,2 % в 1996 г. В целом доходы федерального бюджета 1996 г.
увеличились на 7,5 %, опережая в динамике обязательные расходы (за
исключением выплат процентов по государственному долгу), финансирование
которых обусловлено законодательством. Несмотря на относительно пассивную
налоговую политику, в 1997 г. прирост поступлений в федеральный бюджет
превзошел все ожидания. Он составил около 9 % при увеличении бюджетных
расходов всего на 3, 5 %. В то же время почти вдвое по сравнению с
предыдушем годом сократился прирост расходов на чистые процентные выплаты
по государственному долгу, что привело к снижению их доли в бюджетных
расходах с 15,5 до 15,2 %. Замедлилось также динамика обязательных расходов
(кроме процентных выплат) - соответственно с 6 до 4,5 %. В результате
дефицит федерального бюджета составлявший в 1992 г. 290,4 млрд. долл. или
4,7 %ВВП, в 1997 г. уменьшился до 40 млрд., 0,4 % ВВП - наименьшего уровня
с 1974 г.
Изменение внешнеэкономических позиций.
Характерная особенность динамики внешней торговли США в нынешнем эк.
подъеме - отставания экспорта от импорта, связанное прежде всего с более
высокими темпами роста по сравнению с другими членами ОЭРС. За 1993 - 1997
гг. экспорт товаров и услуг в сопоставимых ценах увеличился с 10,3 % ВВП до
13,4%, а импорт - с 11,4 % до 15,5 %. В 1996 г. прирост стоимостного
экспорта сократился вдвое по сравнению с предыдущим годом
(соответственно14,6 и 6,3 %), особенно продукции с/х и металлоизделий. В то
же время устойчиво расширялся экспорт машинотехнической продукции и
потребительских товаров. Одоновременно вдвое замедлилась динамика нефтяного
импорта (с 12,3 % в 1995 г. до 5.4 % в 1996 г.). Однако стоимостной объем
нефтяного импорта, в значительной мере вследствие подорожания нефти на 20
%, увеличился почти на 30 %. составив 94 % прироста дефицита торгового
баланса. В целом дефицит торгового баланса в 1996 г. увеличился до 191,2
млрд. долл. против 173,6 млрд. в 1995 г. и 74,1 млрд. долл. в 1991г.
Востановление экономического роста в Мексике и улучшение коньюктуры в
Канаде в 1997 г. стимулировали рост американского экспорта, особенно
компьюторов, самолетов и потребительских товаров.Товарный экспорт,по
оценкам, увеличился за год на 12%, обогнав в росте импорт, выросший
примерно на 9%. Дефицит торгового баланса, по предварительным данным, в
целом остался на уровне 1996г. Около половины его было связано с огромным
пассивом по товарообмену потребительскими товарами, прежде всего сКитаем и
Тайванем и примерно по 1/4 - с превышением импорта над экспортом в торговле
автомобилями и промышленным сырьем и полуфабрикатами.
Укрепление курса $ оказывало сдерживающее влияние на экспорт и
стимулирующее на импорт. К началу IV кв. 1997 г. курс долл. повысился
относительно 10 валют основных торговых партнеров на 20 %, и вернулся к
уровню 1989 г., но все еще оставался на 30 % ниже пика, достгнутого в
1985г. Устойчивость экономического роста и укрепления позиций долл.
способствовали значительному притоку зарубежного капитала. В 1996 г. активы
иностранных инвесторов США, в основном благодаря частному капиталу,
увеличились на 21,4 %, прирост американских зарубежных активов составил 14,
7 %. Величина превышения прямых зарубежных инвестиций США относительно
иностранных прямых вложений в экономику страны продолжало снижаться, в
значительной мере благодаря быстрому притоку капитала из Германии, Франции
и Японии. В 1997 г. приток прямых зарубежных инвестиций, по оценткам,
увеличился почти на 45 % и США стали чистым импортером зарубежных прямых
инвестиций.
Международный финансовый кризис, начавшийся летом 1997 г. в странах
юго-восточной Азии и осенью распространившийся на ряд высокоразвитых
государств, пока не оказал существенного влияния на американскую экономику.
Однако предполагается, что он может существенно затронуть Калифорнию,
ориентирующуюся в своем экспорте на Тихоокеанский регион. Негативное
влияние этого кризиса на экономику США в 1998 г. увязывется с возможным
падением корпоративных прибылей от зарубежных прямых и портфельных
инвестиций и сокращением американского экспорта в страны юго-восточной
Азии, что может способствовать некоторому торможению экономического роста.
Согласно прогнозу ОЭСР в 1998 г. ожидается замедление роста американского экспорта и некоторое ослабление спроса на внутреннем рынке страны, что может привести к снижению прироста ВВП до 2,8 %.