смотреть на рефераты похожие на "Макроэкономические счета"
Предисловие
Мы изучаем макроэкономические счета, в частности, потому, что они содержат разные понятия и показатели, без которых не может обойтись ни один гражданин, считающий себя хорошо информированным. Мы изучаем их также потому, что они позволяют охватить одним взглядом экономическую деятельность и взаимосвязи между производством, доходами и расходами.
Макроэкономическая статистика является основой для оценки и
прогнозирования экономической деятельности. Таким образом, надежные
статистические данные крайне необходимы в руководящей деятельности. Такого
рода статистика может быть подразделена на четыре независимые, но
взаимосвязанные категории: счета национального дохода и продукта, платежный
баланс, статистика финансов государственного сектора, денежные счета.
Поскольку различные категории макроэкономической статистики освещают
различные аспекты экономики, они должны, в принципе, использовать в
основном одни и те же основные концепции с тем, чтобы создать внутренне
взаимосвязанную последовательную систему. Внимание курсовой работы
сосредоточено на наиболее важных концепциях, лежащих в основе различных
групп счетов, а также на их взаимосвязях.
Содержание
Общие черты макроэкономических понятий
2
1. Резиденты и иностранцы
2
2. Экономические операции
2
Счета национального дохода и продукта
3
Платежный баланс
7
Денежные и другие макроэкономические счета
10
Бюджетные и другие макроэкономические счета
12
Финансовые операции: движение денежных средств
15
Список литературы
17
Общие черты макроэкономических понятий
1. Резиденты и иностранцы
Четыре группы макроэкономических счетов по соответствующим областям
экономики выделяются с целью охвата всех лиц, постоянно проживающих в этой
стране. Резиденты - это такие экономические единицы, которые имеют более
тесные связи с территорией данной страны, чем с любой другой страной.
Экономические единицы, не являющиеся резидентами, рассматриваются как
нерезиденты. Подобное разделение на резидентов и нерезидентов не связано с
гражданством: резидент одной страны может иметь гражданство другой страны.
Дадим определение статуса резидента. Резидентами считаются лица, постоянно проживающие в стране. Рабочие-мигранты являются резидентами той страны, в которой они работают, если они проживают в этой стране не менее одного года. Правительство страны, включая его деятельность за границей, например, дипломатические представительства, считается резидентом своей страны. Все предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность в пределах территории страны, классифицируются как резиденты даже в том случае, если они частично или полностью являются иностранной собственностью. И таким же образом, зарубежные отделения и филиалы предприятий-резидентов будут рассматриваться как нерезиденты.
2. Экономические операции
Макроэкономические счета представляют собой сводку экономических операций. Экономическая операция имеет место тогда, когда производится перевод владения материальными или финансовыми активами или предоставляются услуги одной экономической единицы другой. В большинстве случаев экономические операции включают в себе следующие обмены: товары и услуги могут обмениваться на финансовые активы или финансовые активы могут обмениваться на другие финансовые активы (например, ценные бумаги могут продаваться за деньги). В некоторых случаях товары и услуги или финансовые активы передаются без какого-либо видимого обмена, например, при бесплатной поставке медикаментов пострадавшему от землетрясения населению. Такого рода операции также принято рассматривать с двух сторон: движение товаров, услуг или финансовых активов, с одной стороны, и безвозмездное предоставление средств с другой. Подобные операции могут иметь место как в пределах одной страны, так и между странами.
В счетах национального дохода концепция экономических операций представлена более широко и включает в себя определенные операции внутри одной и той же экономической единицы. Например, фермер может производить продукты питания для собственного потребления. В этом случае оплата не производится потребителем и не получена производителем. Однако, необходима запись подобных операций в пределах экономической единицы для обеспечения полного учета и сопоставимости между различными странами совокупных показателей производства и потребления. Таким образом, считается, что фермер, как производитель, продает свою продукцию самому себе, как потребителю.
Обе указанные выше стороны в каждой экономической операции могут
рассматриваться как потоки в том смысле, что ими определяется деятельность
данного подразделения за определенный отрезок времени. Данные потоки обычно
рассматриваются либо как нефинансовые (реальные) или как финансовые потоки.
Нефинансовые потоки относятся к операциям, которые совершаются в процессе
производства или приобретения товаров и услуг, т.е. движение товаров,
услуг, дохода и неоплаченные трансферты. Финансовые потоки включают в себя
изменения в финансовых активах и пассивах. Многие финансовые операции не
имеют корреспондирующих нефинансовых операций, например, когда один
финансовый инструмент обменивается на другой.
Реальные и финансовые потоки, вместе взятые, отражают все доходы и расходы экономической единицы (семей, предприятий и правительства). В отношении любой данной экономической единицы или сектора, баланс по нефинансовым операциям должен, исключая статистические ошибки, быть равен изменению ее финансовых активов и пассивов по отношению к другим внутренним секторам экономики и другим странам мира, т.е. превышение расходов семьи над ее доходами должны быть равно патере ею своих сбережений или сумме полученных займов, а в случае наличия избыточных средств, этот избыток должен быть равен сбережениям семьи или сумме кредита, предоставленного ею третьим лицом.
В системе национальных счетов дохода и платежного баланса, моментом совершения операции считается момент возникновения обязательства, а не момент произведения расчета, или, как это принято называть, операции отражаются в момент их совершения, а не платежа.
Счета национального дохода и продукта
Отправной точкой в системе счетов национального дохода и продукта является равенство объема производства и его использования. Предложение товаров и услуг и данный год может рассматриваться как сумма продукта, произведенного внутри страны, и импорта. Использование предложения состоит из совокупных расходов резидентов страны на потребление и инвестиционную деятельность, плюс экспортные товары, закупленные иностранцами. Это можно представить следующей формулой:
Y + IM = C + Ig + X
(1) где
Преобразовав вышеприведенное равенство, получаем:
Y = C+ Ig + (X - IM)
(2)
Объем производства , Y , может быть определен несколькими способами.
Валовой внутренний продукт (GDP) равен добавленной стоимости,
произведенной всеми производственными единицами-резидентами; он аналогичен
(но не полностью идентичен) объему производства на территории данной
страны. Термин валовой означает, что никакого вычитания не производится
по потреблению (амортизации) основного капитала, использованного на текущее производство. Когда подобное вычитание произведено, мы получаем чистый
внутренний продукт (NDP).
Другим показателем для измерения объема производства является валовой
национальный продукт. Это величина дохода, полученного как внутри страны,
так и за ее пределами, в результате использования факторов производства,
находящихся во владении резидентов. Более конкретно, ВНП определяется как
ВВП плюс платежи, поступающие из-за рубежа резидентам за услуги,
предоставляемыми факторами производства, находящимися в собственности
резидентов, но территориально расположенными за пределами страны, по
которой составляется отчет, минус платежи иностранцам за услуги,
предоставляемые факторами производства, находящимися в их собственности,
которые территориально расположены в этой стране. Разница между ВВП (GDP) и
ВНП (GNP) называется чистым факторным доходом из-за рубежа и может быть
положительной и отрицательной.
Подобные платежи и поступления связаны с доходом от инвестиционной
деятельности, например, поступления по прямым инвестициям и процентам
(платежам) с резервов и финансовых активов и пассивов; трудовой доход,
например, от рабочих мигрантов в том случае, если они являются
резидентами своих стран и не являются резидентами тех стран, в которых
работают; и арендная плата за землю, здания и авторские гонорары (за книги, фильмы, музыку и т.д.).
ВНП - это рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных с использованием внутренних ресурсов страны в течение данного периода времени. Оценки ВНП сообщаются правительством спустя несколько недель по окончании каждого квартала и немедленно анализируются средствами массовой информации для того, чтобы определить, каково текущее состояние экономики, а также оценить ее перспективы. Данные ВНП используются как для сравнения уровня доходов в различных странах, так и для измерения роста выпуска продукции в каждой из них в отдельности. Данные о реальном ВНП используются также для сравнения функционирования экономики какой-либо одной страны в разные периоды времени.
ВНП (GNP) , как выражение изменения дохода, которым располагает
страна, оказывается лучше, чем ВВП (GDP) , в особенности, когда платежи
по международному факторному доходу велики, и диапазон их колебаний широк.
Как в случае с ВВП, чистый национальный продукт (NNP) может быть получен с
помощью вычета суммы амортизации.
Выбранное определение объема производства, таким образом, оказывает
влияние на то, что включено в понятие "Х " и "IM" в уравнении (2). Если
Y - это ВВП, то экспорт и импорт будут включать товары и нефакторные
услуги. Прибавляя чистый факторный доход, поступающий из-за рубежа (YF) к
уравнению (2), получим ВНП, т.е.:
GNP = Y + YF = C + Ig + (X - IM + YF)
(3)
Может оказаться полезным еще один показатель объема производства, называемый валовой национальный доход, использованный на потребление и накопление (GDI). Для того чтобы его вывести, величина чистых платежей по трансферту из-за рубежа (TR) прибавляется к уравнению (3), и получаем:
GDI = Y + YF + TR = C + Ig + (X - IM + YF + TR)
(4)
ВНД - это общий доход резидентов для расходования на потребление, и чистое капиталообразование, если они не являются нетто-экспортерами или нетто-импортерами капитала. Важность прибавления текущих трансфертов к факторным доходам с целью правильного измерения дохода экономики становится очевидной при учете статуса рабочих-мигрантов. Если такие рабочие считаются резидентами страны, в которой они работают, их денежные переводы на родину классифицируются как трансферты; если они рассматриваются как резиденты своей родины, то эти отчисления становятся факторными платежами. При измерении дохода при помощи ВНД, доход стран, производящих или получающих трансфертные платежи, не зависит от того, резидентами какой страны являются такие рабочие. Чистый национальный использованный доход (NDI) можно получить, вычтя сумму амортизации из ВНД.
Выражение, заключенное в скобки в правой части уравнения (4), включает в себя объем экспорта и импорта товаров и всех услуг и чистых иностранных трансфертов. Эта сумма равна общему определению сальдо счета текущих внешнеэкономических операций платежного баланса (САВ).
Уравнения (2) , (3) и (4) показывают, что, независимо от используемого определения продукта, любой дисбаланс внешних расчетов должен отражаться на дисбалансе внутренних расчетов, при котором расходы резидентов на отечественные и иностранные товары и услуги - сумма расходов на потребление и инвестиционную деятельность, которая часто называется абсорбцией - либо превышают, либо отстают от внутреннего объема производства.
Преобразовав уравнение (4) , получаем:
GDI - A = X - IM + YF + TR = CAB
(5)
где
A = расходы резидентов на отечественные и иностранные товары и услуги, т.е. C + Ig.
Дисбаланс внутренних расчетов может быть также выражен как дисбаланс между сбережениями и инвестициями.
С учетом приведенного определения GDI, валовые сбережения (Sg) могут быть определены как та часть GDI, которая не была потреблена.
Sg = GDI - C
(6)
Подставим уравнение (6) в уравнение (4) и получим:
Sg - Ig =X - IM + YF + TR = CAB
(7)
Уравнение (7) указывает на то, что превышение объемов инвестиций уровня сбережений будет отражено в дефиците внешнего текущего платежного баланса. Следует подчеркнуть, что уравнения (5) и (7) являются тождественными. Без дополнительной информации, из этих уравнений нельзя сделать никаких выводов относительно того, являлся ли источник дисбаланса внешним (например, ухудшения условий торговли) или внутренним (например, экспансионистская финансовая политика, стимулирующая экономический рост).
Полезно заново переписать уравнение (7) в отношении вкладов различных секторов экономики в общие сбережения. Традиционный подход заключается в том чтобы определить долю государственного сектора по отношению к остальной части экономической системы: с намерением определить чистые сбережения государственного сектора, которые, в общем, находятся под контролем властей, от чистых сбережений частного сектора, на которые власти могут оказать лишь косвенное влияние посредством различных мер экономической политики. В тех странах, в которых преобладает государственная собственность на предприятия, и где власти могут прибегнуть к обширным административным рычагам контроля над этими предприятиями, может оказаться более уместной другая классификация, при которой положение семей и предприятий указываются отдельно, для отражения различного поведения. Уравнение по секторам выглядит следующим образом:
(SgH - IgH) + (SgE - IgE) + (SgG - IgG) = CAB
(8)
где:
SgH = валовые сбережения семей
IgH = валовые капиталовложения семей
SgE = валовые сбережения предприятий
IgE = валовые инвестиции предприятий
SgG = валовые сбережения государственного сектора
IgG = валовые инвестиции государственного сектора
В целях экономического анализа, уравнения (7) и (8) часто выражаются в форме отношений к общему доходу или объему производства с тем, чтобы указать на относительный размер дисбаланса каждого сектора, а также облегчить сравнения между годами. Более того, концентрируя внимание на этих коэффициентах, можно более четко определить меры экономической политики, направленные, например, на увеличение доли капиталовложений и внутренних сбережений в стране.
Платежный баланс
Платежный баланс состоит из счета текущих внешнеэкономических операций платежного баланса, т.е. записи операций между резидентами и иностранцами по товарам, услугам и односторонним трансфертам, и сальдо счета состояния капитала, в котором представлен статистический результат чистых активов резидентов страны, происшедшего в результате осуществления таких операций, как внешние займы или выплаты, прямые иностранные капиталовложения и движение капитальных краткосрочных активов.
Система записи платежного баланса имеет вид системы двойной записи, при которой каждая операция отражается как в кредитовом, так и дебетовом счетах. Кредитовые счета используются для учета (1) потоков материальных ресурсов, отражающих экспорт; и (2) финансовых потоков, отражающих либо уменьшение иностранных активов или увеличение внешних обязательств. И наоборот, дебетовые записи производятся с целью учета (1) потоков материальных ресурсов, отражающих импорт; и (2) финансовых статей, отражающих либо увеличение активов, либо уменьшение пассивов. Например, экспортная операция, при которой поступления в иностранной валюте размещены за границей, будет записана в следующем виде:
Экспорт товаров: кредит
Краткосрочный капитал: дебет
Учитывая принятое отражение кредита знаком плюс и дебета знаком минус и то, что каждая операция, в принципе, включает запись одинаковой суммы кредита и дебета, сумма всех записей должна быть равна нулю. Однако, на практике, информацию по дебитным и кредитным операциям обычно получают из различных источников. Недостаток записей, а также неодновременность записей и расхождения методов оценки операций, обусловливают введение в счета балансирующей статьи. Обычно она называется чистыми ошибками и пропусками.
Как же тогда можно говорить об активном сальдо платежного баланса или его дефиците, если сумма всех статей, включая чистые ошибки и пропуски, по определению равна нулю? Активное сальдо или дефицит платежного баланса включает суммирование подгруппы внешнеэкономических операций и разграничение операций в пределах группы («над чертой») от операций за ее пределами («под чертой»). Решение о том, где провести эту черту, отражает нормативную точку зрения на то, какой набор операций более всего указывает на необходимость корректировки платежного баланса.
До тех пор, пока существуют пределы изменения резервов, которые страны хотят или могут принять, общий дисбаланс является важным показателем необходимости в корректировании платежного баланса. Адекватность размеров часто рассматривается в валовом выражении, (т.е. исключаются краткосрочные обязательства) и в отношении к объему импорта страны. Тождество платежного баланса можно записать следующим образом:
(R = CAB + (FI
(9)
где
Уравнение (9) показывает, каким образом платежный баланс выступает в качестве фактора, сдерживающего использование ресурсов в экономике. А именно, дефицит текущего платежного баланса может поддерживаться лишь до тех пор, пока продолжается приток капитала, и/или пока не исчерпаются чистые международные резервы страны.
Дисбалансы текущего счета не всегда подразумевают необходимость изменения политики. Например, страна может пожелать осуществлять финансирование дефицита текущего счета долгосрочными притоками капитала, связанными с расходами на развитие. Важным фактором, определяющим такие потоки, является мнение кредиторов о способности страны обслуживать долг и о том, насколько эффективно будут использоваться заемные средства. Страна может также пожелать иметь активное сальдо текущих операций счета для того, чтобы финансировать внешние инвестиции или уменьшать внешний долг.
В течение 1994-1997 г.г. в Армении основным источником покрытия
дефицита текущего и капитального счетов, а также пополнения
государственных резервов явились кредиты, полученные от международных
финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк,
Европейский банк реконструкции и развития). В последние годы увеличилось
значение двухсторонних кредитов и торгового финансирования.
Согласно данным МВФ в течение 1994 - 1996 г.г. в валовом финансировании
26% составило участие международных финансовых организаций, тогда как
другие источники финансирования (двухсторонние и торговые кредиты)
составили 15%. В течение первых трех кварталов 1997 г. Эти показатели
соответственно составили 24% и 19%.
Увеличение дефицита текущего и капитального счетов привело к увеличению
внешнего долга. Внешний государственный долг (включая внешние обязательства
и внешние государственные гарантии правительства РА и центрального банка) в
конце 1997г. составил 694,25 млн. долларов. Ожидается, что в конце 1998 г.
он составит 840 млн. долларов. Начиная с 1991г. средний годовой рост
внешнего долга составил чуть больше 100 млн. долларов. Соотношение внешнего
государственного долга и ВВП в 1994г. было 30%, а в конце 1997г. более чем
40%. Источником внешнего финансирования явились международные финансовые
организации, их доля во внешнем долге составила 61,3%. В 1998г.
существенных изменений не предвидится. Обязательства по отношению к
основному кредитору (Международный банк, в частности Международный фонд
развития) составили 250 млн. долларов, что составляет 36% от общего долга.
В течение последних лет во внешнем долге увеличилась доля от льготных
кредитов и в 1996г. это составило 39%. Ожидается, что в 1997 будет 83% а в
1998г - 80%. Это относится как к двухсторонним, так и к многосторонним
кредитам.
Денежные и другие макроэкономические счета
Учреждения в рамках денежно-финансовой системы, подразделяются на два проспекта: денежно-финансовые органы и коммерческие банки. К финансовым органам обычно относится центральный банк в качестве учреждения, выпускающего валюту, хранящего внешние национальные резервы, получающего кредиты для целей платежного баланса и руководящего денежно-финансовой системой; если некоторые из этих функций выполняются другими государственными органами, то счета этих органов, в принципе, должны быть объединены со счетами центрального банка.
Типичный коммерческий банк получает средства из депозитов, обычно переводимых чеком или другими способами при расчетах по обязательствам вкладчика, а также от центрального банка и/ или внешних кредитов. Эти средства главным образом используются для представления займов.
Денежная статистика получается сведением данных на трех различных уровнях: это активы и пассивы денежно-финансовых органов, активы и пассивы коммерческих банков, и, наконец, обзор состояния денежной сферы. Последний является суммарным представлением сводных балансовых отчетов всей банковской системы за вычетом всех банковских операций.
Главной целью составления обзора состояния денежной сферы является анализ финансовых агрегатов, на которые играют важную роль в определении объема производства, цен состояния платежного баланса. Бюллетень состояния денежной сферы подчеркивает, что обязательства банковской системы перед частным сектором и государственными предприятиями - т. е. денежная масса, состоящая из наличных денег в обращении, депозитов и других инструментов, выпускаемых банковской системой, - соответствуют сумме чистых заграничных активов (оцененных в местной валюте) и чистого внутреннего кредита, предоставленного банковской системой:
M = FA + DC
(10)
где
M = пассивы банковской системы (денежная масса)
FA = чистые заграничные активы банковской системы, включая чистые международные резервы государственного сектора
DC = чистый внутренний кредит, предоставляемый банковской системой, включая другие статьи (чистые).
Каждая операция банковской системы с заграничными активами должна
быть соответственно введена в платежный баланс и отражена либо в общем,
балансе, либо над чертой в счете движения капитала. А именно, изменение
чистых заграничных активов должно быть равно (1) изменению чистых
международных государственных резервов, как это отражено общем балансе; и
(2) изменению чистых иностранных активов банковской системы, не включенных
в определение официальных резервов, отраженных в счете движения капитала.
Для согласования изменений в чистых заграничных активах, отраженных в платежном балансе, и соответствующих запасов чистых заграничных активов, следует принимать во внимание изменения стоимостной оценки (в местной валюте) в обзоре состояния денежной сферы активов и пассивов, оцененных в иностранной валюте, в результате колебаний валютного курса. Например, изменение валютного курса отразится на стоимости чистых заграничных активов в обзоре состояния денежной сферы. Так как это изменение не влияет на денежные показатели, то будет сделана соответствующая запись в других статьях (чистых). Счета платежного баланса, с другой стороны, не будут содержать оценки изменения стоимости, за исключением случаев, когда они составляют в местной валюте, кроме изменений стоимости резервов, вызванных изменениями валютных курсов между расчетной валютой и валютами, в которых оценены резервы.
Взаимодействие между состоянием денежной сферы, зарегистрированным в обзоре, и счетами национального дохода и продукта не подчиняется напрямую бухгалтерским тождеством. Скорее, их взаимоотношения отражают динамические связи, т.е. реакцию составных частей счетов национального дохода и продукта (таких, как потребление или инвестиционная деятельность) на изменения важнейших компонентов денежной сферы (таких, как внутренний кредит или денежная масса). Более того, изменения в объеме производства и расходах повлияют на счет текущих операций платежного баланса, что в свою очередь, приводит к изменениям чистых заграничных активов, тем самым компоненты, регистрируемые обзором, оказывают эффект вторичной "обратной связи".
Бюджетные и другие макроэкономические счета
Баланс бюджетных операций
Операции государственных органов - посредством купли товаров и услуг, финансовых трансфертов, мер, направленных на получение доходов и решений и решений о финансировании - оказывают влияние на уровень и рост экономической активности, определение ресурсов на различные цели и нужды и на распределение доходов. В настоящих семинарах внимание будет сосредоточено на макроэкономическом влиянии бюджетных операций на рост дохода, инфляцию и платежный баланс. Предварительная оценка состояния финансовой политики часто определяется на основе обзора основных бюджетных агрегатов и анализа различных понятий о сальдо бюджета.
По определению, сумма всех бюджетных поступлений должна равняться сумме всех видов расходов. Следовательно, как и в отношении платежного баланса, понятие сальдо бюджета включает выделение, в целях анализа, подсистемы бюджетных операций в целом. В схеме 1 дается сводка основных составляющих бюджетного отчета.
Схема 1
Активное сальдо или дефицит обычно определяется разницей между суммой
поступлений и дотаций (А+В+С) и суммой расходов и чистого кредитования (D
+ E + F). Поскольку налоги и другие доходы государственного сектора
абсорбируют покупательную способность частного сектора
(негосударственного), и расходы государственного сектора повышают
совокупный спрос, общий дефицит может указывать на стимулирование
экономического роста посредством бюджетной политики, направленной на рост
расходов. Подобным образом, активное сальдо бюджета может указывать на ее
ограничительный характер. Для такого объяснения, однако, потребуется
проведение анализа типа финансирования, структуры поступлений и расходов и
факторов, вызывающих избыток или дефицит. Несмотря на это, резкие колебания
общего сальдо баланса государственного сектора, в особенности, отнесенного
к производству, могут являться важным сигналом того, что влияние операций
государственного сектора на экономику должно быть тщательно просмотрено.
В бюджетном анализе также используется понятие текущего активного сальдо или дефицита. Оно определяется разницей между текущими доходами и текущими расходами бюджета и является показателем сбережений в сфере государственного управления. Иногда считается, что высокий уровень сбережений государственного сектора является показателем вклада в развитие, поскольку он допускает в значительной степени финансирование капиталовложений.
Правительственные операции, записанные в различных категориях
национальных счетов, могут быть напрямую связаны с бюджетными счетами.
Например, потребление государством может быть выведено из бюджетных счетов
суммированием текущих расходов на товары и услуги, включая доходы рабочих и
служащих. Однако, это сальдо может отличаться от потребления
государственного сектора, отраженного в национальных счетах, по нескольким
причинам.
(1) При оценке государственного потребления в национальные счета обычно включают стоимость вкладов в бесфондовые социальные льготы работников и потребление основного капитала. Это так называемый подход "со стороны издержек". Стоимость амортизации основных фондов включена с целью получения оценки "действительной" стоимости услуг, предоставляемых государственным сектором, методами, близкими к используемым в негосударственном секторе.
(2) Как указывалось ранее, национальные счета ведутся на основе метода начислений, а бюджетные - на основе наличности.
(3) В различных счетах могут использоваться различные определения государственного сектора. В национальных счетах, как правило, используется понятие государственного сектора в общем смысле, включая центральное правительство, политические подразделения федерации и местные органы власти на всех уровнях.
Государственные капиталовложения в системе национальных счетов равны приобретению государственным сектором новых и существующих основных фондов за вычетом продажи активов и с прибавлением покупки акций. За исключением различий, вытекающих из (2) и (3) пунктов, упомянутых выше в отношении потребления, определение реальных капиталовложений в бюджетных счетах будет отличаться от их определения в национальных счетах на размер продажи активов, например, в случае приватизации государственных предприятий. Это будет отражено в бюджетных счетах как поступление капитала.
Финансирование
Влияние данного общего активного или пассивного сальдо на совокупный
спрос зависит от типа финансирования сальдо. Финансирование включает в себя
все операции, в том числе, хранение валюты, депозиты, пассивы
государственного сектора, прежде всего для поддержания ликвидности, а не
для проведения государственной политики. Операции по требованиям,
производимые в интересах государственной политики, обычно классифицируются
как чистое кредитование и заносятся "над чертой". Примером подобного
кредитования является предоставление торговых и сельскохозяйственных
кредитов государственным предприятиям, часто по субсидируемым ставкам.
Финансирование операций государственного сектора обычно разделяется на
внутреннее и внешнее заимствование.
Внешнее финансирование определяется на нетто-основе. Например, оно
будет включать в себя выплату новых займов нерезидентами после вычета
амортизационных платежей по погашению оставшегося долга. Отметим, что
выплата процентов по внешним займам не заносятся как статья отрицательного
финансирования, но заносятся "над чертой" в текущие расходы. Каждой
операции государственного сектора, связанной с внешним финансированием,
будет соответствовать запись в капитальном счете платежного баланса.
Классификация этой операции будет зависеть от срока выплаты и типа
используемого финансового инструмента.
Внутренние источники финансирования обычно делятся на 2 типа:
банковские и небанковские займы. Данные о банковских займах могут быть
получены из бюллетеня о состоянии денежной сферы, хотя на практике,
разница в охвате и времени записи операций может помешать точному
согласованию бюджетных и денежных счетов. В особенности следует отметить,
что бюджетные счета ведутся на основе "выписанных чеков", а не на основе
"наличности". Банковские займы по определению равны изменению кредита
банковской системы, предоставленного государственному сектору, минус
изменения депозитов государственного сектора. В категорию небанковские
займы входят другие формы внутреннего финансирования, такие как продажа
инструментов государственного сектора (облигаций, казначейских векселей и
т.д.) небанковскому сектору экономики. Информация по такого рода займам
обычно поступает непосредственно из государственных источников.
Во многих развивающихся странах займы у банковской системы являются главным источником финансирования бюджета, следовательно, важным фактором, влияющим на события в денежной сфере. При таких обстоятельствах, меры денежной и бюджетной политики оказываются тесно связанными, и любая попытка контролировать рост денежных агрегатов не может увенчаться успехом без соответствующей бюджетной политики.
Финансовые операции: движение денежных средств
Сбережения экономики равняются использованному национальному доходу за вычетом потребления (уравнение 6). Разрыв между сбережением и инвестированием (включая изменения в запасах) называется балансом нефинансовых операций экономики с зарубежными странами или балансом внешнего текущего счета (уравнение 7). Этот баланс стараются финансировать за счет соответствующего движения капитала или изменения в резервах в платежном балансе (уравнение 9).
Когда счета национального дохода разделяются по секторам, и добавляется запись финансовых операций каждого сектора, тогда ведомость каждого
сектора похожа на отчет о состоянии платежного баланса. Примечательно, что
сальдо счета каждого сектора по нефинансовым операциям, определяемое как
разница между сбережением и инвестированием, должно, в принципе, равняться
изменению финансовых активов и пассивов этого сектора по отношению к другим внутренним секторам, а также к другим странам мира. Так операции между
внутренними секторами взаимно уравновешиваются, то и сумма секторных
балансов, определенная таким образом, также должна, в принципе,
добавляться к платежному балансу на текущий счет (уравнение 8). Если
изменения финансовых активов и пассивов сектора определяются таким же
способом, что и движение капитала в платежном балансе, тогда сумма
финансовых операций всех внутренних секторов должна снова в принципе
добавиться к международным движениям капитала внутри каждой категории.
Фраза "в принципе" должна указывать на то что, тождества могут быть не ясны
из-за ошибок и пропусков и других статистических проблем, обсуждавшихся
выше.
Схематически движение финансовых средств показано в таблице 2. Операции распределены между этими внутренними секторами (это - домашние хозяйства, предприятия, правительство и банковский сектор) и между этими внутренними секторами и зарубежными странами. Государственный сектор представлен органами государственного управления; в банковском секторе перечисляются те организации, чьи позиции указываются в бюллетене состояния денежной сферы; и сектор предприятий включает государственные предприятия и кооперативы, небанковские финансовые организации, и мелкие частные предприятия. Хотя можно утверждать, что частные предприятия должны быть включены в сектор домашних хозяйств, на практике это может привести только к небольшой разнице, так как объем их операций, регистрированный в официальной статистике, является очень незначительным и, скорее всего, будет значительно занижен.
Первая строка содержит балансы нефинансовых операций по секторам,
которые надо фиксировать. Для простоты баланс нефинансовых операций
валютного сектора предполагается равным нулю, т.е. операции в товарах и
услугах банковского сектора относят к другим секторам. Придерживаются
правила, что увеличение активов с точки зрения рассматриваемого сектора
имеет отрицательное значение, а увеличение пассива имеет положительное
значение, и наоборот. Таким образом, сумма всех строк и колонок должна
равняться нулю. Например, увеличение в денежных резервах сектора домашних
хозяйств, являющееся обязательством для банковского сектора и активом
сектора домашних хозяйств, будет внесено дважды в строке 3а, в колонках 1 и
4. Таким образом, увеличение в денежных резервах будет внесено со знаком
минус в колонку 1 и со знаком плюс в колонку 4. Тире в колонке 5 указывают
на то, что операции между внутренними секторами в соответствующих строках
не оказывают прямого влияния на платежный баланс.
Список литературы
«Пособие для семинаров по разработке финансовых программ и финансовой политике». Институт МВФ 1997.
«Доход наций» Студенский, Москва 1976г.
«Макроэкономика» Грегори Менкью, Москва 1997г.
“РіЫілпіЭ. пЭп»ліПіЭ ЩЗпбхЩЭ»с” РбхЭніс-Шісп,1998
Ереванский Государственный Университет Экономический Факультет
Курсовая работа на тему: «Взаимосвязи макроэкономических счетов»
Петросяна Тиграна, 3 курс
Руководитель: Абгарян
-----------------------
(R = изменение чистых международных резервов финансовых властей
(FI = изменения чистой внешней задолженности
резидентов страны, за исключением отнесенной к государственным резервам.
Y = величина продукции, производимой внутри страны
IM = импорт
C = расходы на потребление семей, предприятий и правительства
Ig = валовые капиталовложения домохозяйств, предприятий и государственного сектора (включая изменения товарно- материальных запасов)
X = экспорт
Сводка финансов государственного сектора
Доходы Расходы
A. Текущие доходы
D. Текущие расходы
B. Доход от капитала
E. Капиталовложения
C. Дотации
F. Чистое кредитование
G. Финансирование
Внешнее
Внутреннее
A + B + C + G = D + E + F
Таблица 2. Схема движения денежных средств
| |Домохозяйс|Предприя|Органы |Кредитн|Внешни|
| |тва |тия |гос. |о-денеж|й |
| | | |Управлен|ная |сектор|
| | | |ия |система| |
| |(1) |(2) | | | |
| | | |(3) |(4) |(5) |
|1. Балансы по |(SgH - |(SgE - |(SgG - |- |- CAB |
|секторам |IgH) |IgE) |IgG) | | |
| | | | | | |
|Финансирование | | | | | |
| | | | | | |
|2. Внешнее | | | | | |
|финансирование | | | | | |
| а. |* | | | |* |
|Домохозяйства | | | | | |
| б. | |* | | |* |
|Предприятия | | | | | |
| в. | | |* | |* |
|Правительство | | | | | |
| г. Кредитная | | | |* |* |
|система | | | | | |
| | | | | | |
|3. Банковский кредит| | | | | |
| а. |* | | |* |- |
|Домохозяйства | | | | | |
| б. | |* | |* |- |
|Предприятия | | | | | |
| в. | | |* |* |- |
|Правительство | | | | | |
| | | | | | |
|4. Внутренние | | | | | |
|небанковские | | | | | |
|займы правительства | | | | | |
| а. |* | |* | |- |
|Домохозяйства | | | | | |
| б. | |* |* | |- |
|Предприятия | | | | | |
| | | | | | |
|5. Общий размер | | | | | |
|денежной | | | | | |
|массы | | | | | |
| а. |* | | |* |- |
|Домохозяйства | | | | | |
| б. | |* | |* |- |
|Предприятия | | | | | |
Таблица 1. Использование ВВП Армении
(в млн. драм по текущим рыночным ценам)
| |1994 |1995 |1996 |1997 |
|ВВП |187 065 |522 256 |660 310 |798 555 |
|Конечное потребление |197 972 |613 392 |747 156 |909 487 |
|Инвестиции в основной |6 012 |11 859 |13 021 |12 084 |
|капитал | | | | |
|Изменение величины товарных|6 012 |11 859 |13 021 |12 084 |
|запасов | | | | |
|Чистый экспорт |-63 177 |-198 810|-216 543|-298 536|
|Статистическое расхождение |8 403 |12 451 |9 206 |18 680 |
Таблица 2. Платежный баланс Армении
| | |1994 |1995 |1996 |1997 |
|Товарный баланс |Млн. |-178.|-403.0 |-565.5 |-660.8 |
| |дол |4 | | | |
|Экспорт |Млн. |215.5|270.9 |290.1 |232.6 |
| |дол | | | | |
|Импорт |Млн. |393.9|673.9 |855.5 |893.4 |
| |дол | | | | |
| | | | | | |
|Текущий счет |/ВВП |-16.0|-22.0 |-18.0 |-18.7 |
| |(%) | | | | |
|Текущий счет без |/ВВП |-31.0|33.0 |-26.0 |-26.1 |
|правитель- ственных |(%) | | | | |
|трансфертов | | | | | |
|Внешний долг |/ВВП |3.8 |4.3 |12.2 |10.1 |
| |(%) | | | | |
| Валовые |Млн. |32.0 |111.0 |168.0 |239.8 |
|правительственные |дол | | | | |
|запасы | | | | | |
Таблица 3. Армения: Кредитно-денежный обзор
(в млн. драм)
| |12/95 |12/96 |12/97 |03/98 |
|Чистые иностранные активы |14823 |5569 |27595 |23824 |
|Чистые внутренние активы |25572 |49024 |43229 |47384 |
|Денежная масса |41109 |54593 |70824 |71208 |
|Деньги в обращении |24601 |34784 |37596 |34672 |
|Депозиты |16508 |19809 |33228 |36536 |
|В том числе в волюте |8219 |11429 |23567 |24376 |
Таблица 4. Счета Центрального Банка Армении
(в млн. драм)
| |12/95 |12/96 |12/97 |03/98 |
|Чистые иностранные |12678 |19748 |47451 |43933 |
|активы | | | | |
|Чистые внутренние активы|14447 |21508 |3099 |1917 |
|База денежной массы |29363 |41256 |50550 |45850 |
|Наличность вне ЦБ |25743 |37144 |42215 |37638 |
|Резервы ком. банков в ЦБ| | | | |
| портфельные счета|1228 |2964 |2885 |4032 |
| обязательные |2392 |1148 |5450 |4180 |
|резервы | | | | |
Таблица 4. Армения: Операции органов государственного сектора
(в млн. драм)
| |1994 |1995 |1996 |1997 |
|Всего поступлений и грандов |48921 |92806 |99580 |128698 |
|Всего поступлений |26774 |73775 |89909 |116250 |
| Доход от налогов |21595 |55778 |70334 |106348 |
| Неналоговый доход |5179 |17997 |19575 |9901 |
|Гранды |22147 |19031 |9671 |12448 |
| | | | | |
|Всего затрат |80472 |139125 |156398 |157256 |
|Текущие затраты |62028 |101167 |112686 |122535 |
| Оклады и зарплаты |34443 |13528 |18983 |25922 |
| Субсидии |24032 |4916 |815 |2828 |
| Платежи по процентам |3642 |16113 |172273 |19952 |
| Трансферты |5487 |17349 |15285 |23682 |
| Другие товары и услуги |25424 |49261 |60330 |50150 |
|Капитальные затраты и чистое |18444 |37958 |42857 |34722 |
|кредитование | | | | |
|Капитальные затраты |17913 |35383 |26795 |26999 |
| Внешние фин. капитальные |8734 |22927 |19183 |17034 |
|затраты | | | | |
| Внутренние фин. капитальные |9179 |12456 |7612 |9965 |
|затраты | | | | |
|Чистое кредитование |531 |2575 |16917 |7722 |
| | | | | |
|Общий дефицит (счетный) |-31551 |-46319 |-56818 |-28559 |
|Прирост платежных обязательств |11900 |-11274 |-4832 |-8293 |
|Общий дефицит (кассовый) |-19651 |-57593 |-61650 |-36852 |
| | | | | |
|Финансирование дефицита |19652 |57571 |61650 |36868 |
|Внутреннее финансирование |7414 |2494 |18547 |-3133 |
| Банковские займы |6378 |2245 |14541 |-16013 |
| Небанковские займы |1036 |249 |4006 |12879 |
|Внешнее финансирование |12238 |55077 |43103 |40002 |
Ереван 19???98