смотреть на рефераты похожие на "Франческо Петрарка"
Я – пока еще один из многих, хоть и всеми силами стараюсь стать одним из немногих.
Франческо Петрарка
Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В Авиньоне Петрарка провел все свое детство.
Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями
Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле
да Прато. Позже он говорил об этом: «Такая ладность и звучность слов сама
собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал,
казалось мне грубым и далеко не таким стройным». Несомненно, сочинения
Цицерона запомнились ему на всю жизнь.
В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.
Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни
Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю
жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор
достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои
первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки
любви», но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей
Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был
не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается
родоначальником итальянской национальной поэзии.
В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.
В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об
этом так: «Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно
великими мне показались его развалины». Можно подумать, что мыслитель
говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом
прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке
Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества.
Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340
года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта:
первое поступило от Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка,
поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был
увенчан лаврами на Капитолии.
Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.
В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни
Боккаччо
(известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с
официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда
были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него
университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять
это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию,
он поселился не во Флоренции, а в Милане.
Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от государя Милана Галеаццо Висконти.
Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от людей, от дел, уставший до крайности от самого себя», отправился из Милана в Прагу, следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.
В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета
Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план
устроения публичной библиотеки, говорилось, что «на человеческой памяти не
было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с
ним». В своем завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской
республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки,
устроенной по его плану.
По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила завидующая моим трудам фортуна».
Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы смерть застала меня или
молящимся, или пишущим». Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в
Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь
одного дня.
Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений: комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и песен, героическая поэма «Африка», «Лекарства от превратностей судьбы», сборники сонетов «На жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей» и неоконченная поэма «Триумфы».
Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.
Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его «Канцоньере»
надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода
непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших
последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором
классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и
литературе, то, начиная с 1501 года, когда стараниями типографщика Альдо
Мануцио Ватиканский кодекс «Канцоньере» был предан широкой гласности,
началась эпоха т. н. петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области
эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии.
Свидетельством тому – творчество таких известных поэтов, как Гонгора (в
Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в Англии), Кохановский (в
Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас, но и
попросту невозможной.
Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания поэта.
В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в
глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть
любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре,
главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих
«Канцоньере». Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество
ученых произведений. Лаура - фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это
часто бывает в настоящей поэзии, романтическая и стремительная, концу
жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о
любви райской, идеальной.
Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой
(особенно на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле,
однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом
связано с творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило
Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе,
стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она
вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем
«Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед
смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.
Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский поэт Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так называемого итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел один из самых его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I канцоны, названной им «Вечер». Огромнейшая заслуга в ознакомлении с творчеством Петрарки принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная заслуга Иванова как переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных русских литераторов подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии основательнейших филологических и историко-культурных познаний, оставаясь при этом изрядным стихотворцем.
Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие философии и литературы в целом, прежде всего – как основоположник истинного гуманизма, который, возможно, и оказался тем, что привлекало последователей и подражателей Петрарки в его творчестве.
Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце бог, тайком разящий нас!
Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!
Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, -
Дум золотых о ней, единой, сплав!
Мысли и изречения Франческо Петрарки
V Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.
V Личное присутствие вредит славе.
V У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если хоть раз в жизни видел автора.
V Любовь великолепно умеет побеждать.
V Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души - оказывать помощь слабым.
V Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.
V Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда верилось в настоящее и ближайшее будущее.
V Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной погоды.
V Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых нет укрытия, нет умолчания.
V Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.
V Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.
V Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.
V Все становится весомей, тяготея к концу, самая гибельная ошибка последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам жизни.
V Многословие спорщика обычно сродни гневу.
V Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.
V Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее утешит другого, чем себя.
V Всякий век должен довольствоваться своими талантами.
V Мир гибнет, и осталось утешаться только тем, что не пришлось родиться позже, когда его состояние будет хуже.
V Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и с трудом отрываемся от них.
V Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания.
Список литературы:
1. П. С. Таранов. «Анатомия мудрости: 120 философов». 1997 г., издательство «Таврия», г. Симферополь.
2. П. С. Таранов. «Эмоции ума». 1997 г., издательство «Реноме», г.
Симферополь
3. Большая Советская энциклопедия