Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет
Кафедра океанотехники и морских технологий
Курсовая работа по дисциплине:
Технологии природопользования
на тему:
Защита окружающей среды от подвижных источников выбросов.
Выполнил: студент 13КТ1 группы
Иванов И.В.
Проверил : доц. Силина Н.И.
Санкт-Петербург
весенний семестр
2000-2001
Оглавление
Введение........................................................................................................................... 3
1. Автомобильный транспорт........................................................................................ 4
2. Наземный транспорт.................................................................................................. 7
2.1. Трамвай................................................................................................................ 7
2.2. Троллейбус........................................................................................................... 7
3. Железнодорожный транспорт................................................................................... 9
4. Воздушный и космический транспорт.................................................................... 11
5. Водный транспорт................................................................................................... 13
5.1. Речной транспорт............................................................................................ 13
5.2. Морской транспорт.......................................................................................... 14
6. Трубопроводный транспорт................................................................................... 16
Заключение..................................................................................................................... 17
Список использованной литературы........................................................................... 18
ВведениеРоссийская Федерация располагает всеми видами современного транспорта, образующими единую транспортную систему. Современный транспорт сделал доступным для человека и колоссальные скорости, и отдаленнейшие уголки планеты, позволил ему вырваться из околоземного пространства. Благодаря развитой транспортной сети стало возможным быстрое перемещение грузов и пассажиров в нужном направлении.
Однако какова плата за эти несомненные успехи человеческого гения?
Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и сферы обслуживания. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль - один из главных факторов шумового загрязнения. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоемы, страдает растительный и животный мир.
Негативное влияние на окружающую среду и население оказывают и другие виды транспорта. Так, от авиационных шумов страдает население, проживающее вблизи аэропортов.
Слово «океан» всегда ассоциировалось с безграничностью, безбрежностью, неисчерпаемостью. Технический прогресс сместил масштабы явлений. Миф о неисчерпаемости возможностей Мирового океана распался. Сейчас мореплаватели сравнивают некоторые его участки с замусоренными и захламленными внутренними водоемами. Основную лепту в загрязнение океана опять-таки внесли современные транспортные средства и особенно танкеры.
Преимущество трубопроводного транспорта перед многими традиционными средствами перемещения очевидны. Вместе с тем трубопровод может оказывать негативное влияние на окружающую среду (например, оттаивание грунта на Крайнем Севере).
Развитие транспортных средств является частью общего научно-технического прогресса, оно необходимо и не может быть приостановлено. Конфликты между транспортными средствами и средой обитания человека серьезны. Однако эти конфликты вызваны целым комплексом разнородных факторов и в принципе поддаются устранению.
Важную роль в решении этой проблемы играет комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в области эксплуатации транспортных средств. К ним относится: совершенствование структуры парков подвижного состава, преимущественное развитие в городах малотоксичных видов транспорта, улучшение технического обслуживания, ремонта и контроля за техническим состоянием транспортных средств.
На основе широкого использования новейших достижений научно-технического прогресса появляется возможность создания новых прогрессивных технологий, которые по самому своему существу становятся экологическими чистыми, не наносят ущерба окружающей среде, а также возможность одновременного решения экологических, технических, организационных и экономических проблем развития общественного производства при меньших затратах.
1. Автомобильный транспортАвтотранспорт является одним из основных источником загрязнения атмосферы, количество автомашин непрерывно растет (диаграмма. 1.1), особенно в крупных городах; а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.
Диаграмма 1.1
Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном сгорании топлива. В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержится свыше 170 вредных компонентов (основные из которых приведены в таблице 1.1.), из них 160 – производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе.
Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо).
Анализ данных приведенных в таблице 1.1, показывает, что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nox , CnHm и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ на человека.
Состав отработавших газов и количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, зависит от рода применяемого топлива, присадок и масел, режимов работы двигателя, условий движения, общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы CO увеличиваются в 4 – 5 раз.
Таблица 1.1
Компоненты | Содержание компонента, об. Доли, % | Примечание | |
Карбюраторные ДВС | Дизельные ДВС | ||
N2 O2 H2O (пары) CO2 H2 CO NOx CnHm Альдегиды Сажа Бенз-а-пирен | 74 – 77 0,3 – 8 3,0 – 5,5 5,0 – 12,0 0 - 5,0 5 – 10 До 0,8 0,2 – 3,0 До 0,2 До 0,04 г/м3 10-20 мкг/м3 | 76 – 78 2-18 0,5-4,0 1,0-10,0 - 0,01-0,50 0,0002-0,5 0,009-0,5 0,001-0,009 0,01-1,1 г/м3 до 10 мкг/м3 |
Нетоксичен
Токсичен
|