Рефетека.ру / Право

Реферат: Правоведение

Вятский Государственный Технический Университет

Контрольная работа № 1

Студент Слобожанинов Ю.В. заочное отделение шифр 98-ТМ-595

Киров 2001

Вариант №5

1.Высшие органы законодательной власти Российской Федерации: структура, порядок формирования, компетенция, законодательный процесс.
2. Решить задачу:
Приказом директора рыбокомбината Саркисову, работающую кочегаром котельной бондарного цеха, перевели без ее согласия кочегаром общежития того комбината. Саркисова не согласилась с таким переводом, так как кочегары котельной бондарного цеха пользуются более продолжительным отпуском за вредность условий труда, чем кочегары общежития. Кроме того, общежитие находится на значительном удалении от ее дома, что также существенно ухудшает условия ее труда, так как Саркисова страдает рядом заболеваний и имеет предпенсионный возраст.
Вопросы:
1. Законен ли приказ директора о переводе Саркисовой?
2. Что здесь имеет место – перевод на другую работу или перемещение на другое рабочее место?
3. Каково будет решение суда, куда обратиться Саркисова, если директор не отменит приказ о ее переводе? Напишите проект искового заявления от имени Саркисовой.

Вопрос №1


Федеральное собрание - парламент, согласно Конституции Российской
Федерации 1993, является законодательным и представительным органом власти.
Федеральное Собрание, состоящее из двух палат Совета Федерации и
Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:
1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации;
2) Неодинаковая компетенция палат – к их ведению относится в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия;
3) разный порядок формирования палат.
Состав палат определяется Конституцией Российской Федерации. Совет
Федерации состоит из представителей от каждого из субъектов Российской
Федерации – по два от каждого из субъектов Российской Федерации. Согласно
Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации» от5 декабря 1995г., этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов федерации
(89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией Российской
Федерации, их 450.

Статья 95 Конституции Российской Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта

Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной
Думы устанавливается на основе Конституции Российской Федерации федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре
1993г. избраны на два года.

Статья 96 Конституции Российской Федерации.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов

Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
В дальнейшем Конституция не предусматривает избрание Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта Российской Федерации, естественно, может меняться при изменении персонального состава представителей законодательных органов и глав исполнительных органов субъектов. Вы боры же самого Совета Федерации, срок его полномочий
Конституцией не предусматривается.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин Российской
Федерации, достигший на день выборов 21 года. Государственная Дума формируется следующим образом:

225 человек избирается по мажоритарной схеме (МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА
(от франц. majorite — большинство), в государственном праве система определения результатов голосования, при которой избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.). На территории
Российской Федерации формируется 225 одномандатных округов, от каждого избирается 1 депутат Государственной Думы. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов.

Другие 225 человек избираются по пропорциональной избирательной схеме
(ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - порядок определения результатов голосования по выборам в представительные органы, при котором распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии с количеством полученных их кандидатами голосов.). На территории Российской Федерации формируется один общефедеральный округ, по которому выдвигаются общественные объединения и партии, а не отдельные кандидаты. Те из них, которые наберут 5% и более голосов избирателей получают определенное количество мест Государственной
Думы. Это количество мест пропорционально количеству полученных голосов избирателей, чем больше голосов, тем больше мест в Государственной Думе.

Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели – только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, причем на один субъект
Российской Федерации должно приходится не более 14 тысяч из этого числа.
Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

Статья 97 Конституции Российской Федерации.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин

Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета

Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной

Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Государственной
Думы. Это может сделать Президент Российской Федерации в случаях и порядке, установленных статьями 111, 117 Конституции Российской Федерации:

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается

Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской

Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом

Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской

Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя

Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент

Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской

Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке

Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству

Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству

Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской

Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской

Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской

Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает

Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской

Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства

Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской

Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Содержание компетенции Федерального Собрания обусловлено его положением в системе органов государства, его статусом как представительного и законодательного органа Российской Федерации. Палаты обладают важными правами. К числу характерных черт компетенции российского парламента относится четкое разграничение прав его палат, различный объем их полномочий, не одинаковый круг подведомственных им вопросов.

Компетенция Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия, парламентский контроль. Палаты наделены также полномочиями, касающимися формирования федеральных государственных органов, определения их персонального состава, назначения должностных лиц, и некоторыми другими правами.
Законодательные полномочия занимают особое место в компетенции
Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его конституционным статусом как законодательного органа – парламента Российской Федерации.
Законодательная деятельность по своему значению и объему – приоритетная.
Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Конституция
Российской Федерации определяет в общей форме пределы законодательной деятельности российского парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.
Федеральное Собрание не имеет права законодательствовать вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституцией Российской Федерации установлено еще одно ограничение законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть такое предложение согласно статье
135 Конституции Российской Федерации.
Конкретизируя компетенцию Федерации, Конституция Российской Федерации называет ряд отраслей права, по которым Федеральное Собрание может издавать законы:

Статья 71 Конституции Российской Федерации.

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно — процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Конституция Российской Федерации конкретизирует законодательные полномочия
Федерального Собрания и другим путем. Она в своих статьях называет федеральные законы по тем или иным вопросам, хотя и не устанавливает точного, полного их перечня, то есть не ограничивает полномочия парламента принятием лишь определенного круга законов.
Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе – основной и необходимой инстанции в этой работе. Статья 105 Конституции Российской
Федерации (часть 1) устанавливает, что федеральные законы принимаются
Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы. Конституция Российской
Федерации не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, однако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой.
Но такое отклонение закона не носит абсолютного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов – не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).
Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государственной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачественных, не взвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами. Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, принятые Государственной Думой (хотя и может это делать), и если тот или иной закон не был им рассмотрен в течение 14 дней, то он считается одобренным. Однако законы по вопросам, названным в статье 106 Конституции
Российской Федерации, Совет Федерации обязан рассматривать.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые

Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской

Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.
Более значительна законодательная роль Совета Федерации при принятии поправок к Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов.
К ведению Совета Федерации так же относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (при их взаимном согласии), указав
Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил
Российской Федерации за пределами ее территории. Среди полномочий Совета
Федерации – назначение выборов Президента Российской Федерации и его отрешение от должности. К правам Совета Федерации отнесены назначение должностных лиц: судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного
Судов Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и освобождение последнего от должности. Кроме того, эта палата назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Государственная Дума наряду с законодательными полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначений должностных лиц, ответственности
Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению Государственной
Думы (статья 103 Конституции Российской Федерации) отнесены следующие права, связанные с назначением должностных лиц: дача согласия Президенту
Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской
Федерации; назначение на должность Председателя Центрального банка
Российской Федерации и освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

Основное направление деятельности Федерального Собрания – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий, через которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.
1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладает Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета

Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также

Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду

Российской Федерации по вопросам их ведения. Определенные категории законопроектов, касающихся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводят прения, высказываются предложения и замечания.
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной

Думой федерального закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Если закон рассмотрен и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон считается одобренным. Но он может быть и отклонен.
5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона. Может быть создана согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии. Но она в этой ситуации может и не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда он ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае принятого федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом Российской

Федерации. Это заключительная стадия законодательного процесса.

Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. В течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых,

Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако президентское вето не абсолютно, а относительно и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов.

Вопрос №2 (задача)


Ответы:

1. В данном случае приказ директора рыбокомбината о переводе Саркисовой на другое Рабочее место, а точнее ее перемещение является законным, что подтверждается статьей 25 КЗоТ Российской Федерации.

2. В данном случае имеет место не перевод на другую работу, а перемещение на другое рабочее место (ст. 25 п.2 КЗоТ РФ):

Статья 25. Перевод на другую работу. Изменение существенных условий труда.

Не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом). Администрация не вправе перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

(в ред. Закона РФ от 25.09.92 N 3543-1)

2. Суд откажет в удовлетворении иска гражданки Саркасовой, так как уже было выше сказано, приказ директора рыбокомбината является полностью законным и не нарушает трудовых прав гражданки Саркасовой.

В случае дальнейшего отказа гражданки Саркасовой работать на новом рабочем месте трудовой договор (контракт) с ней может быть расторгнут согласно п.6 ст.29 КЗоТ Российской Федерации.

Проект искового заявления:

В ____________ районный (городской)

суд ____________ области (края)

ИСТЕЦ: Саркисова________________

_________________________________

ОТВЕТЧИК: Рыбокомбинат_____

_____________________________

Исковое заявление

Я работала кочегаром котельной бондарного цеха на рыбокомбинате

с ______________.

Приказом _______ от ______________ я перемещена на работу кочегаром

общежития.

Прошу

1. Восстановить меня на прежнее рабочее место.

Приложение:

1. Копия приказа о приеме на работу.

2. Копия приказа о перемещении.

3. Копия искового заявления.

Подпись ________

Дата____________
-----------------------
Ф.И.О.

адрес

адрес

число, месяц, год

номер

число, месяц, год

Похожие работы:

  1. • Сравнительное правоведение: общая характеристика
  2. • Функции сравнительного правоведения
  3. • Сравнительное правоведение XX века
  4. • Сравнительное правоведение и международное право
  5. • Правоведение в системе современных наук
  6. • Методология сравнительного правоведения
  7. • Историко-философское направление сравнительного правоведения ...
  8. •  ... как источник по истории советского правоведения
  9. • Классификация основных правовых систем современности
  10. • Место и роль общей теории права в правоведении
  11. • Право России в сравнительном правоведении
  12. •  ... школа философии права и задачи современного правоведения
  13. •  ... школа философии права и задачи современного правоведения
  14. • Сроки давности административных правонарушений ...
  15. • Правоведение. (Контрольная)
  16. • Система юридических наук
  17. • Предмет Правоведение
  18. • Видные российские юристы второй половины XIX века
  19. • Правоведение (Контрольная)
  20. • Правоведение
Рефетека ру refoteka@gmail.com