Введение
Общая теория государства и права – фундаметнальная методологическая наука, изучение которой предшествует усвоению всех других юридических дисциплин. Познанию этой науки способствуют появившиеся в последние годы научные издания, учебники, учебные пособия. Трудно переоценить значение теории государства и права в осмыслении всей юридической науки. Она закладывает прочный фундамент для дальнейшего успешного усвоения всех других юридических дисциплин.
В то же время, озабоченность вызывает недооценка, а подчас и игнорирование мировоззренческих основ исследования государства и права и допускаемая в связи с этим подмена методологии изучения соответствующих закономерностей методикой проводимых научных изысканий. В первую очередь это связано с отказом от марксистско-ленинской концепции государства и права, отягощенной политическими догмами и игнорировавшей происходящие в мире социальные преобразования. Некоторые авторы прямо признают, что в настоящее время происходит эволюция отечественной теории государства и права – переход ее от марксистско-ленинского содержания и формы к одному из немарксистских направления научного изучения государства и права.
В нашей стране требуется переосмысления фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится и предмет общей теории государства и права, ее методология.
В условиях разнообразия мнений по поводу предмета теории государства и права, разразившейся полемики о необходимости дуалистического подхода к изучению государства и права возникают все новые предложения по отнесению того или иного социального явления к предмету данной науки. Из всего многообразия мнений перед автором курсовой работы стоит непростая задача по вычленению из многочисленных мнений и суждений действительно правильного для наиболее точного и полного раскрытия понятия общей теории государства и права как науки, определения ее места в системе других наук и роли в развитии юридических наук и подготовки профессиональных высококвалифицированных юристов.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность теории государства и права, определить ее предмет и методологию познания, а также установить ее значение в современной науке.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
– раскрыть сущность и содержание понятия общей теории права как науки;
– охарактеризовать предмет изучения общей теории государства и права;
– проанализировать методологию познания государства и права,
– установить место общей теории государства и права в системе наук;
– определить роль общей теории права в процессе подготовки высокопрофессиональных юристов.
Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными-правоведами Республики Беларусь и Российской Федерации.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе, следует отнести формально-юридический метод.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть сущность общей теории государства и права, определить ее роль в процессе подготовки высокопрофессиональных юристов, установить ее место в современной системе наук.
1. Понятие и предмет теории права
1.1 Понятие и сущность теории государства и права
У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки – философии. Наряду с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Необходимо подчеркнуть, что период зарождения государственности и связанных с этим политических и правовых идей осуществлялся на почве религиозной мифологии. Общественные воззрения носили условно-правовой характер. Они еще не приобрели обособленную форму специальных знаний о месте и роли человека в окружающем его мире.
Постепенно процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер. Достаточно отчетливо это проявлялось уже в I тысячелетии до н.э.1 Мифические представления о мироустройстве, сыграв огромную роль в развитии человечества, стали заменяться приобретаемыми эмпирическим путем и теоретическими обобщениями научными познаниями. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит выдающимся мыслителям, чьи идеи имеют непреходящее значение и по настоящее время.
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы. В то же время при помощи права обосновывалось подневольное положение рабов.
Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук. Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению. Впоследствии римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах (рецепция римского права).
Исторический анализ становления и развития юридической науки по казал, что ее развитие идет сложным путем, составляя переход от одной парадигмы к другой, от одного уровня знаний к другому.
Определяется динамика юридического знания вечно живым, развивающимся, изменяющимся во времени характером таких социальных институтов как государство и право. Сохраняя свою незыблемую основу и характерные признаки, свое социальное назначение и социальную ценность, государство и право на протяжении тысячелетий выступает перед учеными во всем многообразии политических, структурных, территориальных устройств, способов осуществления власти, во всей многовариантности взаимодействия с личностью, коллективами, обществом. Уровень юридических знаний все более повышается, он наполняется новыми данными о государственно-правовых явлениях и процессах, изменяя и углубляя многие привычные научные положения и представления. Юридическая наука имеет и свою собственную структуру, опять же организованную по предмету изучения. Ее можно представить следующим образом:
1. Общетеоретические и исторические науки. Сюда относятся теория и история государства и права, история политических и правовых учений, политология.
2. Отраслевые юридические науки. Это науки конституционного права, государственного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, семейного права, гражданско-процессуального права, торгового права, налогового права и т.д.
3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов. Например, судоустройство, прокурорский надзор и др.
4. Науки, изучающие международное право международное публичное право, международное частное право, международное гуманитарное право, космическое право, право, регулирующее новые способы мировых коммуникаций, основанных на современных информационных технологиях, средствах массовой информации и т.д.
5. Прикладные юридические науки. К ним относятся судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология и т.п.1
Следует обратить внимание, что к юридическим наукам относятся не государственное право, а наука государственного права, не гражданское право, а наука гражданского права, не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические знания о государстве и праве.
Как видно из схемы, к общетеоретической части юридической науки относится теория государства и права, которая имеет свой собственный самостоятельный предмет занятий, сферу собственных научных интересов. Этот предмет – прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
В последнее время по всему спектру общественных наук происходит дальнейшая дифференциация научного знания. Затронула эта тенденция и теорию государства и права. В рамках этой тенденции в относительно самостоятельные части выделились теория государства и теория права.
Здесь представляют интерес подходы к исследованию государства и права с учетом их соотносимости. Вопреки традиционному, сложившемуся в результате многолетних исследований и во многом оправдавшему себя представлению о теории государства и права как о единой науке и учебной дисциплине высказываются разнообразные и во многом субъективные мнения относительно деления ее на две самостоятельные отрасли знания и учебные дисциплины – теорию государства и теорию права (каждую со своим объектом и предметом исследования).1 Предлагается также переименовать теорию государства и права в теорию права и государства с тем, чтобы подчеркнуть и обосновать приоритет права перед государством. Высказываются и суждения о том, что теория государства представляет собой составную часть особой науки – политологии, а общая теория права, которая исследует общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее теоретическую основу.2
Учитывая прежде всего объективные факторы, определяющие предмет науки, нельзя игнорировать и субъективные устремления глубже понять исследуемую материю путем расчленения целого и последующего анализа составляющих его элементов. Тем не менее при исследовании государства и права следует исходить из понимания их неразрывного диалектического единства.
Именно такой точки зрения придерживаются большинство белорусских и российских научных деятелей, исследовавших эту проблему.3
По их мнению государство и право возникают одновременно, в результате одних и тех же причин, развиваются взаимозависимо и выполняют единые экономические и социальные функции. Их исторические судьбы неразрывны.
Государство не может выполнять свое социальное назначение без того, чтобы не предписывать в нормативной форме индивидам, государственным органам и различным организациям определенного поведения, не обеспечивать использования юридических прав и исполнения обязанностей. Иными словами, государство оказывает прямое воздействие на право независимо от того, какие факторы в конкретных исторических условия являются определяющими – политические, социальные или научные. В то же время и право оказывает принципиальное влияние на государство. Оно связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит ее в законное русло.
Характерно, что те исследователи, которые настаивают на выделение из одной науки науку общей теории права не могут обойти вопросы теории государства. В соответствующих учебниках и пособиях содержатся разделы о происхождении государства и права в их неразрывном единстве, о сущности государства, его формах и функциях и даже о его месте в политической системе общества.1
По этим причинам я позволю себе согласиться с мнением тех специалистов, которые ратуют за изучение государства и права в их неразрывном единстве. Теоретическим и практическим подтверждением данной точки зрения является широкое общественное признание концепции правового государства и его формирование в современных цивилизованных государствах.
В системе юридических наук теория государства и права – общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки.
Функции теории государства и права соответствуют функциям всего правоведения (теоретико-познавательной, идеологической, практически-прикладной) и связаны в основном с проблемами юридической науки, решением главных стратегических задач в сфере государственно-правовой политики. В этой связи к функциям теории государства и права относятся:
1. Познавательная функция – выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку. Еще она объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.1
Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Таким образом, рассмотрев взгляды указанных исследователей можно дать определение понятия теории государства и права как науки.
Итак, теория государства и права – это отрасль научного познания, изучающая наиболее общие, исторически складывающиеся закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их неразрывном единстве.
Для наиболее полного усвоения данного определения необходимо определить предмет исследования общей теории государства и права как общетеоретической части юриспруденции.
1.2 Предмет теории права
Общая теория права – это система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях существования и развития права. Общая теория права как наука исследует социальную природу права, дает объяснение сущности права, показывает социальное назначение права в жизни общества. Научные положения, выводы и основные категории этой науки занимают самостоятельное место в системе социальных наук.
Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль обществоведения, состоит прежде всего в том, что только она имеет главным и основным объектом своего исследования правовую и государственную организацию общества.
Особенности общей теории права как науки состоят в том, что она является, во-первых, общественно-гуманитарной наукой, предмет которой составляют общественные явления – право и государство. Этим теория права отличается от ряда других наук (естественных, технических).
Во-вторых, политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области права, политики, властной деятельности государства. Этим теория права отличается от других общественных наук, непосредственно не изучающих правовые явления.
В-третьих, общетеоретической наукой, изучающей основные и общие закономерности и общие черты функционирования и развития права.
В-четвертых, наукой философского (методологического) характера. Освещая общие закономерности функционирования и развития правовых явлений, она конкретизирует положения философии в области права, разрабатывает методы (т.е. способы) изучения правовых явлений.1
Каждая наука имеет свой предмет исследования – круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т.е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.
Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).
В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.2
1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:
– возникновение государства и права;
– смена их исторических типов;
– развитие их сущности;
– эволюция форм государства и права;
– построение системы органов государства и системы права;
– осуществление функций государства и права;
– пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;
– расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты;
– укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;
– развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;
– соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;
– развитие юридической науки теории государства и права.
Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.
К тому же словосочетание «наиболее общие закономерности» означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.
2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии, пробелы в законодательстве, юридическая практика, правонарушение, законность и правопорядок, субъективные права и обязанности, дозволения и запреты, юридическая ответственность и наказание, правовые льготы и поощрения, правовые привилегии и иммунитеты, правовые стимулы и ограничения, механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, правовой режим, правовая политика и т.д.
Исследуя право в целом, теория государства и права определяет этапы его создания и развития, сущность, социальное назначение и роль в жизни отдельной личности, коллективов людей, общества в целом, перспективы дальнейшего совершенствования. Потребность такой науки связана с тем, что в реальной жизни существуют такие общие во всем мире закономерности государственно-правовой действительности, без познания которых невозможно проанализировать основные черты законодательства отдельных государств, предмет отраслевых и иных специальных юридических наук. Ни одна из таких наук не способна обеспечить исследование права как единой и целостной системы, как самостоятельного и специфичного по своим признакам социального феномена.1
Закономерности создания и развития государства, как и иных институтов политической системы общества, изучаются специальной наукой – политологией. Однако такие закономерности в определенной и даже значительной своей части исследуются также и теорией государства и права. Это касается тех из них, которые непосредственно связаны с правом, без которых право, будучи инструментом государственного руководства обществом, не может быть глубоко понято как самостоятельная социальная категория. Государство изучается правоведением как правообразующая и правообеспечительная сила.2 Теория государства и права анализирует его правовые свойства и аспекты. Те же закономерности государства, которые не связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества и др.), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.
Право и государство существуют в тесной связи друг с другом и органическом единстве. Они неразрывны в реальной жизни, возникают в силу одних и тех же причин и переходят от одного исторического типа к другому одновременно и параллельно. Их раздельное существование практически немыслимо.
В отличие от догмы права (юридической догматики), изучающей и решающей практические юридические задачи и проблемы, теория права изучает общие и специфические свойства и тенденции права вообще, независимо от того, где бы, когда бы оно ни существовало.
Теория права изучает не только принципы и нормы права, не только правоотношения, правомерное и неправомерное поведение, не только правосознание и правовую культуру, но и природу объективного и субъективного права, систему естественных прав и свобод личности. Для теоретика и практика-юриста первостепенное значение имеет знание природы и сущности прав и свобод человека и гражданина, их законодательное признание, соблюдение и защита.
Научное исследование правовых проблем дает возможность более детально и реально прогнозировать развитие правовых институтов и адекватно их применять в юридической практике. Выводы и положения общей теории права служат теоретической основой при разработке отраслевыми юридическими науками положений и практических рекомендаций. Тем самым общая теория права служит методологической основой для всех юридических дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методологические подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исследования для всех юридических наук. Научно обоснованная разработка методологии юридической науки способствует повышению ее познавательного потенциала, увеличивает эффективность исследования правовых явлений.
Научные познания в процессе анализа правовых явлений и юридической практики позволяют выявить сущность и закономерности существования и развития права, иными словами – раскрыть предмет общей теории права.
Таким образом, предмет общей теории права в юридической литературе определяется по-разному.
Во-первых, теория права изучает закономерности, присущие праву как особому явлению: закономерности функционирования права на определенном этапе исторического развития (онтологический аспект).
Во-вторых, теория права изучает закономерности познания права (гносеологический аспект).
В-третьих, теория права строит весь процесс познания права в зависимости от того, какой тип понимания права положен (лежит) в основу правопонимания (теории права), то или иное построение курса.1
Предмет теории государства и права не стоит на месте. Он все время расширяется в силу динамики общественных отношений, объективного повышения роли государства и права, усиления во всех странах мира государственно-правового вмешательства в различные сферы социальной жизни. Общественная практика ставит перед наукой все новые и новые задачи, требующие теоретического анализа и осмысления. Для углубленного исследования и решения необходимы такие вопросы, как пути дальнейшего развития демократии, совершенствования форм взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, формирование правового государства и гражданского общества в нашей стране, совершенствование организации и форм деятельности аппарата государства, укрепление законности и пути преодоления правового нигилизма, право и экология, эффективность действующего законодательства, проблемы борьбы с международным терроризмом, глобализации государственно-правовых институтов, международная защита прав личности и ряд других, не менее важных и актуальных проблем.
2. Методология познания государства и права
2.1 Понятие методологии
Научная теория содержит в себе не только сложившуюся систему знаний об объективном мире, но и способы, методы получения и преумножения знаний. Предмет науки, как известно, не остается неизменным. Напротив, он находится в постоянном развитии и изменении. Знание общих закономерностей позволяет заблаговременно распознать главные тенденции в развитии правовых явлений. Тем самым в качестве метода изучения новых знаний выступает сама теория, познанные закономерности. Но на конкретные вопросы повседневной жизни нельзя ответить, располагая только знанием общих законов. Поэтому наука должна разрабатывать разнообразную и широкую систему методов исследования объективной реальности во всем многообразии ее закономерных и случайных проявлений, способную чутко и быстро реагировать на все изменения быстротечной жизни.
Наряду с предметом у каждой науки есть также и свой самостоятельный метод. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает соответствующая наука, то ее метод представляет собой совокупность приемов, способов, с помощью которых этот предмет исследуется. Методология юридической науки – это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки – это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.1
Методология науки – специфическая область знания, она занимает промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией.1 Поэтому методология науки не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин. Более того, исследователи в конкретных областях знания могут быть не только вне рефлексии своей области, но и неадекватно воспринимать ее природу, характер и особенности даже при плодотворной деятельности в деле становления научного знания
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Учение о методе – методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. Учение о методе появляется впервые в Новое время. До этого не проводилось различия между наукой и научным методом. 2
Метод (от греч metbodos – путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой3.
Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.
Таким образом, в предельно кратком определении, методология – это учение о путях познавательной деятельности. Здесь будет не лишним еще раз пояснить, что методология науки способна только обозначить общие принципы эффективной познавательной деятельности, но не может предсказывать конкретные пути познания исследуемого объекта. Методология вырабатывает общие подходы и принципы, но не является методическим знанием, «рецептурой» и «технологией» получения нового знания. Полезное функционирование методологии в конкретных областях познавательной деятельности выражается в критическом анализе возможных вариантов решения проблемы и дискредитации заведомо тупиковых путей исследования.
2.2 Методология познания государства и права
Общей теории государства и права присуще использование не одного отдельно взятого приема, способа исследования, а их системной совокупности. Многие из них используются и в других сферах научных изысканий. В первую очередь это касается мировоззренческого подхода, который справедливо расценивается как общенаучный метод. В этом смысле системная совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений представляет собой методологию общей теории государства и права.1
Многовековые научные исследования становления и развития государства и права во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций – материализма и идеализма, метафизики и диалектики.
Ряд теоретиков связывали государственно-правовые явления с волей бога либо так называемого объективного разума, другие – с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи – с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми, о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы.1
Неодинаково отвечают ученые также на вопросы о познаваемости всех социальных, в том числе политико-правовых явлений. Если одни уверены, что такие явления, будучи созданы человеческой волей и разумом, вполне познаваемы, их сущность и назначение могут быть полностью раскрыты, то философские идеи агностицизма исходят из идей, что человеческий разум неспособен до конца уразуметь сущность этих явлений, отстаивают теории примата веры над разумом, идеалистической «основной идеи» над свободной волей людей.
В отечественной юридической науке за все время существования советского строя господствующим был марксистско-ленинский взгляд на государство и право как единственно правильный. Классовая природа этих социальных феноменов, их принудительный характер, обусловленность экономическими условиями развития общества провозглашались непреложными истинами. Другие теоретические идеи обычно отвергались как идеалистические, не отражающие интересы прогресса, волю людей труда.
Очевидно, что такое положение не способствовало развитию научной мысли, не позволяло максимально использовать достижения различных теоретических направлений, мировой опыт правоведения. Не подлежит сомнению, что каждая серьезная научная работа, любая теоретическая мысль вносят определенный вклад в сокровищницу мировых знаний, способствуют поступательному развитию юридической теории.
Ныне белорусское национальное правоведение рассматривает марксистские идеи как одно из направлений теоретической мысли, отмечая в ней как позитивные черты, так и существенные недостатки.
Методология науки вообще и правоведения в частности не стоит на месте. По мере развития и углубления теоретических исследований она все время обогащается, совершенствуются ее приемы и методы, вводятся в научный оборот новые категории и понятия, что обеспечивает прирост научного знания, углубление представлений о закономерностях политико-правовой надстройки и перспективах ее совершенствования.
Методы, используемые в юридической науке, многообразны. Обычно они разделяются на три самостоятельные группы. Это философский (общемировоззренческий) метод, а также общенаучные и частнонаучные (специальные) методы (Приложение А).
Будучи обобщающей категорией всех наук, охватывая изучение всех объектов окружающей действительности единой системой понятий, принципов, законов и категорий, философия выступает в качестве мировоззренческой основы познания всех явлений природы и общества. Она представляет собой своеобразный ключ к исследованию, в том числе и государства и права. Только используя такие диалектические категории, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно и глубоко осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений.1
Всеобщий философский метод – метод диалектического материализма используется во всех науках, на любых этапах, стадиях научного исследования. Он исходит из основополагающих идей, что мир в целом, в том числе и государство и право, материален, существует вне и независимо от воли и сознания людей, т.е. объективно, что окружающая действительность, закономерности ее развития доступны человеческому познанию, что содержание наших знаний объективно предопределяется существованием реального, независимого от сознания людей окружающего мира. Материалистический подход определяет, что государство и право – не самодовлеющие категории, независимые от окружающего мира, не нечто выдуманное великими мыслителями и правителями, что их сущность объективно предопределяется социально-экономическим строем общества, уровнем его материального и культурного развития.
Сущность диалектического подхода к научному исследованию, обоснованного великим немецким философом Г. Гегелем и развитого дальше К. Марксом и Ф. Энгельсом, применительно к правоведению означает, что государственно-правовая действительность должна изучаться в тесной связи и взаимообусловленности с другими явлениями экономической, политической и духовной жизни общества (идеология, культура, мораль, национальные отношения, религия, менталитет общества и др.), что элементы политико-правовой надстройки не стоят на месте, а все время изменяются, находятся в постоянном движении, что принцип историзма, постоянная динамика развития сущности государства и права, их перехода через постепенное накопление количественных изменений из одного качественного состояния в другое – это необходимые закономерности познавательной деятельности человека.1
Диалектика предполагает постоянную борьбу между новым и старым, отживающим и нарождающимся, отрицание отрицания как этапы движения элементов природы и общества (настоящее отвергает определенные элементы прошлого, а зародыши будущего в свою очередь отрицают неоправдавшее себя настоящее), понимание того, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна, что истинность выводов науки проверяется практикой, что законом поступательного развития всех элементов окружающей нас действительности, в том числе и государства и права, является единство и борьба противоположностей.
Общенаучные методы – это те, которые используются во всех либо во многих отраслях науки и распространяются на все стороны, разделы соответствующей науки. Среди них обычно выделяются следующие методы: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, методы конкретно-социологических исследований.
Логический метод основан на использовании при изучении государственно-правовых явлений логики – науки о законах и формах мышления. В процессе научного исследования применяются, например, такие логические приемы, как анализ, под которым понимается процесс мысленного разложения целого, в частности государства и права, на составные части, установление характера взаимосвязи между ними, и синтез – воссоединение целого из составных частей, входящих в него и взаимодействующих друг с другом элементов (например, определение системы права, состоящей из отдельных отраслей). В число таких приемов можно отнести также индукцию – получение обобщающего знания на базе познания отдельных (первичных) свойств, аспектов предмета, явления (так путем характеристики отдельных органов государства определяется понятие его механизма) и дедукцию – получение знания в процессе перехода от общих суждений к более частным, конкретным (например, характеристика составных частей правовой нормы на основе умозаключений об общем ее понимании, правонарушений на базе познания понятий преступления и проступка).
Логический метод использует также такие приемы формальной логики, как гипотеза, сравнение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и, наоборот, аналогия и др.
Исторический метод сводится к необходимости изучения главных событий истории того или иного государства, правовой системы, этапов их становления и развития, учета менталитета народов, их исторических традиций, особенностей культуры, религии отдельных стран и регионов.
Системно-структурный метод исходит из того, что каждый объект познания, в том числе и в государственно-правовой сфере, будучи единым, целостным, имеет внутреннюю структуру, разделяется на составные элементы, отдельные части, и задача исследователя заключается в том, чтобы определить их число, порядок организации, связи и взаимодействие между ними. Только после этого возможно полно и всесторонне познать объект как целостное образование. Вместе с тем каждый изучаемый объект является составным элементом более общей структуры (суперструктуры) и необходимо изучить его место в суперструктуре, функциональные и конструктивные связи с другими ее элементами. Так, для изучения понятия и сущности права в целом следует первоначально исследовать его составные элементы – отрасли, юридические институты, отдельные нормы. Кроме того, важно определить место права в общей системе нормативного регулирования общественных отношений, взаимоотношение с другими частями этой системы.
Точно так же механизм государства складывается из определенной системы органов, различных по функциональному назначению (законодательные, исполнительные, правоохранительные и др.). В свою очередь, государство входит в качестве составной части в политическую систему общества наряду с партиями, общественными объединениями и другими организациями и выполняет в этой системе свои специфические функции.
Всеми отраслями правоведения, в том числе и теорией государства и права, активно используется также и сравнительный метод, под которым обычно понимается поиск и обнаружение общих особенных и индивидуальных черт в том или ином политико-правовом явлении, сопоставление государственных и юридических систем, их отдельных институтов и иных структурных компонентов (формы правления, политический режим, источники права, основные правовые семьи мира и т.д.) с целью установления сходства и различия между ними. В юридической литературе отдельно говорится об историко-сравнительном методе, который предполагает сравнение различных государственных и правовых институтов на конкретных этапах исторического развития.
Широкое использование сравнительного метода в правоведении послужило основанием для создания особого направления юридических научных исследований во всем мире – правовой компаративистики, которую в силу своего серьезного научного и практического значения некоторые исследователи считают самостоятельной отраслью юридической науки.1
Очевидно, что активное использование сравнительного метода не должно превращаться в простое заимствование, механический перенос опыта других стран на политико-правовую действительность Республики Беларусь без учета ее социально-экономических, исторических, национальных и культурных особенностей.
Наконец, к числу общенаучных методов следует отнести также и метод конкретно-социологических исследований. С помощью этого метода осуществляется отбор, накопление, обработка и анализ достоверной информации о состоянии законности в стране, эффективности работы законодательных и исполнительных структур власти, практики деятельности судов и иных правоохранительных органов по применению законов.
Этот метод предполагает использование большого числа конкретных приемов исследования. Главные среди них – это анализ письменных в первую очередь официальных документов, информационных обобщений, материалов судебной и прокурорской практики, анкетирование, тестирование, организация интервью, опросов и собеседований, разные способы получения данных об оценке общественной деятельности правоохранительных органов и др. При использовании этого метода активно применяется математическая и компьютерная обработка данных.
Конкретно-социологические исследования нацелены на изучение социальной обусловленности государственно-правовых институтов, эффективности их действия, раскрытие их взаимодействия с другими социальными институтами, определение оптимальных путей совершенствования политико-правового механизма в стране.
С помощью частнонаучных (специальных) методов исследования, свойственных конкретным отраслям научного знания, можно достигнуть определенного углубления познания государственно-правовых явлений1. Они обогащают всеобщий и общенаучные методы, конкретизируя их применительно к особенностям изучения политико-юридической действительности. Среди них можно выделить следующие наиболее важные виды:
1) метод социального эксперимента – организация практической проверки действия на конкретной территории либо в ограниченный период времени новых, проектируемых норм, обновленной системы регулирования для определения целесообразности и эффективности предполагаемых мер. Он применялся, например, для проверки действенности введения свободных экономических зон с льготным таможенным и налоговым режимами;
2) статистический метод – системно-количественные способы получения, обработки, анализа и обнародования количественных данных о состоянии и динамике развития тех или иных государственно-правовых явлений.
Среди форм обработки количественных материалов можно отметить массовые статистические наблюдения, методы группировок, средних величин, индексов и другие приемы сводной обработки статистических данных и их анализ.
Статистический анализ особенно эффективен в тех сферах государственно-правовой жизни, которые характеризуются массовидностью, устойчивым характером и повторяемостью (борьба с преступностью, учет общественного мнения о действующем законодательстве и практике его применения, правотворческий процесс и др.). Его цель – установление общих и устойчивых количественных показателей, исключение всего случайного, второстепенного;
3) метод моделирования – исследование государственно-правовых категорий (норм, институтов, функций, процессов) с помощью создания моделей, т.е. идеального воспроизведения в сознании объективно существующих объектов, подлежащих изучению. Он может существовать как самостоятельный метод, а также входить в систему приемов, используемых в процессе конкретных социологических исследований государственно-правовых явлений;
4) структурно-правовой метод;
5) метод толкования правовых норм;
5) ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельного метода так называемый кибернетический. Он сводится в основном к использованию как технических возможностей кибернетики, компьютерной технологии, так и ее понятий – прямая и обратная связь, оптимальность и т.д. Такой метод применяется для разработки автоматизированных систем управления, получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, определения эффективности правового регулирования, систематизированного учета нормативных актов и т.д.1
При всей научной и практической значимости этой градации научных приемов, способов исследования она в определенной степени условна, ибо методы применяются во взаимодействии и взаимообусловленности. Так, философский, мировоззренческий метод реализуется не сам по себе, а посредством общих и частных методов. Последние дают желаемый эффект только в том случае, если опираются на определенную мировоззренческую базу. Частнонаучные методы, кроме того, формируются и реализуются на основе и с учетом требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т.п.
Озабоченность вызывает недооценка, а подчас и игнорирование мировоззренческих основ исследования государства и права и допускаемая в связи с этим подмена методологии изучения соответствующих закономерностей методикой проводимых научных изысканий. В первую очередь это связано с отказом от марксистско-ленинской концепции государства и права, отягощенной политическими догмами и игнорировавшей происходящие в мире социальные преобразования. Некоторые российские авторы прямо признают, что в настоящее время происходит эволюция отечественной теории государства и права – переход ее от марксистско-ленинского содержания и формы к одному из немарксистских направления научного изучения государства и права.1
Как видно, методы научного познания государства и права многообразны и все они в совокупности складываются в цельное системное образование, называемое общим методом юридической науки. Все методы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и лишь в совокупности, тесном взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы государства и права.
3. Значение теории права для подготовки высокопрофессиональных юристов
3.1 Место теории государства и права в системе наук
Теория государства и права находится в тесной связи и взаимодействии с многими другими, в первую очередь общественными, науками, поскольку в той или иной степени они также изучают различные системы государства и права, исследование определенных их черт входит в предмет таких наук. Совершенствование взаимодействия с ними является одной из важнейших задач, стоящих перед теорией государства и права.
Необходимо прежде всего проследить взаимоотношение этой науки с близкими по содержанию и предметами изучения неюридическими науками. При этом такие связи могут быть различными по своему характеру. Выводы одних наук служат методологической, принципиальной базой для изучения государства и права, кладутся в основу их теоретического осмысления. Теория государства и права опирается на такие выводы. Это касается философии, экономической науки, социологии.
Философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого познания, физического, социального и духовного бытия направляет теоретическую мысль, определяет основные выводы в процессе исследования проблем возникновения, сущности и путей развития государства и права. Все юридические науки базируются на материальных основах познания мироздания, на таких основополагающих идеях философии, как материальность мира, его принципиальная познаваемость, приоритет материальных условий существования общества. Активно используется в государственно-правовых исследованиях диалектический метод познания, такие философские категории, как сущность и явление, содержание и форма, целое и единичное, анализ и синтез, система и структура и др.
Экономическая наука, изучающая закономерности материального базиса общества, формы собственности, средства и способы производства, формулирует фундаментальные идеи о приоритете экономических факторов в трактовке государственно-правовых явлений, о роли производства, товарно-денежных отношений, форм собственности и распределения общественного продукта в формировании государства и права, в определении их сущности и роли в общественной жизни.
Социология – это наука об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах, о личности как основной ценности современного общества. Она помогает рассматривать государство и право в качестве составных частей организации социальных связей и взаимоотношений, образующих материю общественной жизни, определяет формы и функции таких связей и взаимоотношений. Ряд теоретиков выдвигают идеи о существовании особой отрасли юридической науки, называемой «социология права». Ее предмет – проблемы взаимосвязи права с другими социальными явлениями в процессе его действия, осуществление нормативно-правового регулирования общественных отношений, правовая социологизация личности.
Существует также ряд других гуманитарных юридических наук, которые находятся как бы на одинаковом уровне с теорией государства и права, сотрудничают с ней, взаимовлияют и обогащают друг друга. Среди них можно назвать такие науки, как политология, психология, этика, герменевтика и ряд других.
Наряду с неюридическими науками теория государства и права непосредственно связана и активно взаимодействует также с другими отраслями правоведения, причем такие связь и взаимодействие носят принципиально иной характер. Для всех юридических наук теория государства и права представляет собой фундаментальную, методологическую основу их существования и развития, снабжает их основными понятиями юриспруденции, главными закономерностями создания и развития права и государства.
В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место (см. Приложение В). Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод – это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).1
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.
Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).
В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.
Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.
Теория государства и права тесно связана и взаимодействует также и с технико-прикладными науками, которые находятся на стыке между юриспруденцией и другими отраслями знания и помогают правовой практике правильно, законно и обоснованно решать конкретные юридические дела (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая информатика, судебная статистика и др.). И в отношении этих наук теория государства и права является основополагающей, методологической, снабжающей эти науки базовыми понятиями и концепциями. Она помогает правильно юридически оценивать выводы таких наук, связывать их с потребностями укрепления законности и повышения уровня юридической культуры общества, с общими тенденциями развития всей государственно-правовой надстройки в целом.1
Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:
– гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);
– политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);
– теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). По сравнению со специальными юридическими науками теория государства и права изучает государство и право в целом (как и положено теории).
3.2 Роль и значение общей теории права в процессе подготовки высокопрофессиональных юристов
Теория государства и права – одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.
Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.
Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома».1
Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы – понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.
Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.
Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще К.А. Гельвеций, французский философ, заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.
Заключение
Проведя исследование на тему: «место и роль общей теории права в правоведении», сделаем выводы.
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Без предмета, как замечал еще Гегель, не может быть и самой науки. Предмет определяет самостоятельность науки, ее право на существование.
Наряду с предметом науковедение выделяет объект науки. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками, и каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенный участок, «срез», сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Таким образом, предмет науки – это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.
Для общей теории права и государства в качестве объектов выступают право и государство, которые в то же время изучаются и другими науками – как юридическими, так и неюридическими (философией, политической наукой, социологией и др.).
В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.
В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство.
Методы, используемые в юридической науке, многообразны. Обычно они разделяются на три самостоятельные группы. Это философский (общемировоззренческий) метод, а также общенаучные и частнонаучные (специальные) методы.
Теория государства и права находится в тесной связи и взаимодействии с многими другими, в первую очередь общественными, науками, поскольку в той или иной степени они также изучают различные системы государства и права, исследование определенных их черт входит в предмет таких наук. Совершенствование взаимодействия с ними является одной из важнейших задач, стоящих перед теорией государства и права.
В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
Теория государства и права – одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.
Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.
По этой причине трудно переоценить значение теории государства и права в осмыслении всей юридической науки. Она закладывает прочный фундамент для дальнейшего успешного усвоения всех других юридических дисциплин, что является необходимым фактором для подготовки высококвалифицированного юриста, способного понимать и правильно оценивать любые изменения, происходящие в государстве и системе права, что позволит ему вовремя сориентироваться в окружающей обстановке, скоординировать свои действия и не выйти за рамки дозволенного.
Как сказал профессор права Поль Френд: «самый полезный курс – курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение».
Список использованной литературы
Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учеб. пособие, 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004.
Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.
Морозова Н.А. Теория государства и права. Учеб. пособие. – М., Норма, 2002.
Проблемы общей теории права и государства: [Текст] Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. – М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003.
Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. – М., Проспект, 2002.
Философский энциклопедический словарь. – М., Наука, 1983.
Философский энциклопедический словарь. – М., Мысль, 1994.
Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. – Н. Новгород, типография «Вектор – ТиС», 2007.
Шермухамедов Н. Философия и методология науки. Учеб. пособие. – Ташкент, Институт философии и права АН РУз, 2003.
1 - См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С.15.
1 - См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С.6.
1 - См.: Венгеров А.Б. Указ. соч. С.7.
2 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003. С.4-5
3 - См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С.20; Теория государства и права. Учебник. Под общ. ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М. Юристъ, 2004.С.7; Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004.С.1-5; Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права:учеб. пособие, 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004. С.11-12.
1 - См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С.13-154; Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003. С.29-63.
1 - См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С.21.
1 - См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004. С. 11.
2 - См.: Теория государства и права. Учебник. Под общ. ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М. Юристъ, 2004.С.6.
1 - См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004. С. 17.
2 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003.С.6.
1 - См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004. С. 18.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003.С.10.
1 - См.: Шермухамедов Н. Философия и методология науки.Учеб. пособие. – Ташкент, Институт философии и права АН РУз, 2003. С.151.
2 - См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 471.
3 - См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1994. С. 266.
1 - См.: Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права:учеб. пособие, 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004. С.14.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003.С.10.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. - М., Проспект, 2002. С. 9.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003.С.13.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003.С.14.
1 - См.: Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права:учеб. пособие, 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004. С.15.
1 - См.: Морозова Н.А. Теория государства и права. Учеб. пособие. - М., Норма, 2002. С. 21.
1 - См.: Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права:учеб. пособие, 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004. С.15.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник. Под общ. ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М. Юристъ, 2004.С.14.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003.С.9.
1 - См.: Теория государства и права. Учебник. Под общ. ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М. Юристъ, 2004.С.15.