Введение
Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи. Теория государства и права имеет двуединый предмет — государство и право. Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государство и право имеете с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития. Государство немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения фундаментальных своих функций. Без права государство существовать и функционировать не может.
Актуальность изучаемой темы состоит в том, что знание юристом теории государства раскрывает для него государственные механизмы, формулирующие и охраняющие право, позволяет эффективнее использовать в своей работе государственные рычаги правового регулирования общественных отношений.
1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки
1.1 Философия права
У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки – философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей мироощущения. Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Так, древнегреческий мыслитель Демокрит (ок. 460–360 до н. э.) считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству.
Со временем в системе философских знаний обособляется философия права. Предметом ее становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Философия права является методологической базой юриспруденции.
Общая философия и философия права соотносятся как часть и целое. Будучи составной частью философии, философия права не отличается от целого ни по функциям, ни по методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как полагают многие ученые и практики, заключается в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, лежащих в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции служит право, которое представляет собой явление общественной, или государственной, жизни общества, поэтому его научное понятие может быть раскрыто только на фоне государства, которое, в свою очередь, предполагает понятие об обществе. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) не сомневался не только в том, что философия права – это наука, но и в том, что наука о праве – это философия. В противоположность ему русский юрист Н. М. Коркунов (1853–1904) выступал против сверхъюридической правовой научности, однако допускал использование словосочетания «философия права» для обозначения тех высших уровней теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют осмысленную связь с правовым материалом. Популярностью пользуется также интерпретация философии права как методологии и гносеологии юриспруденции.
Со второй половины XIX в. обозначилась тенденция сосредоточения под названием «философия права» разнообразных фрагментов философских соображений и подходов, по тем либо иным мотивам импортируемых, а затем «легализуемых» в правоведении. Так, немецкий юрист Густав Гуго (1764–1844) утверждал, что не наука о праве есть часть философии, а философия права – часть юридических теоретизаций.
Для России 1970-1980-х гг. философско-правовое самосознание особенно ярко появилось у правоведов: они принимали лишь такую философию права, которая «вырастает на фундаменте всего юридического знания». Современные отечественные трактовки философии права можно свести к двум типам: юридическому и интегративному. В решениях первого рода, предлагающих различные версии философии как юриспруденции, игнорируется тот факт, что основанные на юридической территории философские мысли либо «мумифицируются», либо сами трансформируются в юриспруденцию, либо перерабатывают ее в философию, либо синтезируются в особый тип знания. Наиболее правдоподобной нам представляется интегративная двухуровневая модель, предложенная в работах С. С. Алексеева и В. С. Нерсесянца. На первом уровне философия права выступает в качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения универсальной философской системы или историко-философских разработок. На втором уровне она является интегрированной философско-правовой областью знаний, «когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется научная проработка правового материала». Следовательно, философия права – это особая область двунаправленного движения к пункту конкретности истины о праве: от философского всеобщего через правовое особенное и от правового особенного через философское всеобщее. До недавнего времени у российских ученых наибольшим авторитетом пользовалась интерпретация философии права как конституции правопознания: «Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, общей философией и комплексом юридических наук». В последние годы в отечественной литературе очевиден и закономерен перенос акцента с логики познания права на познание логики самого права. Философию права начинают характеризовать как науку о праве в человеческом бытии; ожидают от нее мировоззренческого, ценностного объяснения права, его смысла и предназначения, возвращаются к классическому положению, согласно которому «цель разума – истина, и философия права занята поисками истины о праве». Так мы подходим к современному пониманию объекта философско-правовых изысканий. На втором их уровне он обозначен как «действительность в тех пределах, в которых существует право», Гегелевская философия права и государства – это философское учение об объективном духе, т. е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства. Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли. В гегелевской философии права это понятие употребляется в следующих основных значениях: право как свобода (идея права); право как определенная ступень и форма свободы (особое право); право как закон (позитивное право). Государство, по убеждению философа, «есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Государство есть разумное в себе и для себя. Таким образом, гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, выступает как правовое.
Основополагающим принципом воззрений другого немецкого философа, Иммануила Канта (1724–1804), является утверждение о том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, пусть даже благородных. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», – советовал мыслитель. Иными словами, поступай так, чтобы относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели – и никогда только как к средству.
Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания явствует, что право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Что же касается отношения к государству, то мыслитель связывает необходимость государства – объединения множества людей, подчиненных правовым законам, – исключительно с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Под благом государства он понимает состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права.
В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических дисциплин, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Поэтому функции философии права возлагаются на теорию права, которая концентрирует внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни.
Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего мира, чрезвычайно актуальна с точки зрения общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека. Философия как «наука наук» – в представлениях Аристотеля, Канта, Гегеля – может быть таковой лишь на основе интеграции всех современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Выявление закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщения отдельных научных знаний, и в частности науки о государстве и праве, которая придает ему юридическую значимость. Как в философии, так и в любой другой науке существует специализация – относительное обособление знаний определенной части дисциплины, которая имеет самостоятельную жизнь. Однако вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.
Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки? В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права. Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать философские основы общей теории государства и права – объективная потребность общественной жизни. Игнорировать теорию государства и права как общетеоретическую науку невозможно хотя бы из практических соображений. В то же время современная российская философия права непоследовательна и противоречива, пестрит расхождением мнений практически по всем вопросам, включая предмет и природу самой дисциплины.
Итак, дисциплина «Философия права» посвящена, во-первых, подробному изучению основных философских правовых учений великих мыслителей от Античности до наших дней и, во-вторых, анализу оснований юриспруденции как отдельной науки, ее смысла, значения и основополагающих принципов. Это определяет важное место курса в учебном процессе, поскольку, дополняя такие дисциплины, как «Всеобщая история государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства и права в России», «Римское право», «Теория государства и права», она позволяет сформировать целостное представление о теоретической юриспруденции и выработать у студентов сознательную гражданскую позицию.
1.2 Политология права
Современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.
Политика – это многообразное и универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная. Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества: в них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.
В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживаются единство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития. Следовательно, политология права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.
Искусство политологов права состоит в том, чтобы отобрать, систематизировать, представить точные научные данные о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций, что нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику.
1.3 Энциклопедия права
Подобной науки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедия права кратко освещает весь круг правовых наук, не анализируя их внутреннее единство.
Энциклопедические взгляды на государство и право складывались под влиянием философских воззрений немецких ученых Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814) – один из главных представителей немецкой классической философии. В основании его теории лежит философская доктрина «наукоучения» (Wissenschaftslehre). Для Фихте фундаментальной философской данностью является этическая («практическая») творческая деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность – мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. Немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854), отталкиваясь от идей И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней, характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Одним из первых в России профессоров юридической энциклопедии был юрист, правовед немецкого происхождения Ф. Г. Баузе (1752–1812). Первым печатным курсом энциклопедии является сочинение русского юриста П. И. Дегая «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права» (1831), в котором изложены общие воззрения автора на задачи правоведения. Большое научное значение в свое время имел труд русского историка, последователя Гегеля, К. А. Неволина (1806–1855), названный им «Энциклопедия законоведения» (Киев, 1839–1840). Эта работа содержит философское введение, где объясняются понятие права, история философии законоведения и история положительного законоведения. Сочинение Н. Ф. Рождественского «Энциклопедия законоведения» (Санкт-Петербург, 1863) отличается догматическим характером; оно включает философское введение в духе учения Фихте и обозрение содержания отдельных юридических наук. Позднее русские юристы отожествляли энциклопедию права с его общей теорией. Так, труды М. Н. Капустина «Юридическая догматика» (1868), Н. К. Ренненкампфа «Очерки юридической энциклопедии» (1880) и «Курс юридической энциклопедии» (2-е изд., Киев, 1898) излагают только общее учение о праве. С философской точки зрения они имеют эклектический характер. Наиболее влиятельным профессором энциклопедии права был российский правовед, историк философии и педагог П. Г. Редкин, который стремился поставить свою науку в живое соприкосновение с современностью; он издал семь выпусков «Из лекций по философии права» (1889–1891).
Самостоятельными исследователями в области общего учения о праве являются Н. М. Коркунов (1853–1904) и С. А. Муромцев (1850–1910). Первый написал «Энциклопедию права» (1883) и «Лекции по общей теории права» (1898); второй – «Определение и основное разделение права» (1879), «Учение немецких юристов об образовании права» (1886) и др. Оба они в изучении права отводили значительное место историко-социологическим элементам.
Ряд блестящих страниц по общим вопросам права содержится во введении к лекциям по гражданскому праву Н. Л. Дювернуа (Санкт-Петербург, 1889), являющегося противником иеринговской теории права. Немецкий юрист Рудольф фон Иеринг (1818–1892) трактовал право как юридически защищенный практический интерес. Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда правовых доктрин XX в.: юриспруденция интересов в Германии, юридический прагматизм в США и т. д. Антагонистом иерин-говских воззрений выступил также С. В. Пахман в своей речи «О современном движении в науке права» (Санкт-Петербург, 1882), на которую С. А. Муромцев ответил этюдом «Что такое догма права?». Эта полемика обратила на себя внимание за границей.
В «Очерках энциклопедии права» П. Деларова (1878, не окончено) право рассматривается как один из элементов общественной жизни, а статья профессора Н. А. Зверева «Энциклопедия права в ряду юридических наук», опубликованная в «Юридическом вестнике» за 1880 г., в противоположность господствующему среди русских юристов мнению проводит мысль о необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права. Как видим, на фоне столь различных философских воззрений создание цельной науки, которая охватывала бы всю совокупность юридических знаний, оказалось в тот период невозможным. В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу о том, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, т. е. того, что присуще любой науке.
Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в ее современном понимании, однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, информацию о действующем законодательстве, весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знания о государстве и праве нужны в том числе и будущим юристам.
Таким образом, энциклопедия права, которую стали преподавать в Московском университете еще в конце XVIII в., ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием «Введение в юридическую специальность». Она изучается во многих юридических учебных заведениях страны.
1.4 Общая теория права
Научно-педагогическое произведение российского религиозного философа и правоведа князя Е. Н. Трубецкого (1863–1920) «Лекции по энциклопедии права» представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это уже теория, а не энциклопедия юриспруденции.
Общая теория права как наука сформировалась в России в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковско-го, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражиц-кого, В. П. Сергеевича, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов (В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Еллинека, Р. Иеринга, И. Канта, А. Лас-сона, Г. Майера, К. Стенберга, Ф. Шеллинга, Ф. Ю. Шталя, Р. Штаммлера, А. Шютце), создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день. Русская юридическая наука конца XIX – начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью. Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в главном: и государство, и право – это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Учебники, изданные в нашей стране в советский период, как правило, назывались «Теория государства и права». По мнению авторов данного учебника, такое название необходимо сохранить. В наше время дискуссии о том, что первично – государство или право, – не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Ведь очевидно, что право как явление общественной жизни, мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях сформировалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства право приобретает лишь новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой; приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством. Государство и право трактуются ныне как важнейшие элементы цивилизации; ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм.
Изучение теории государства и права на базе данного учебника направлено на усвоение комплекса общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях; получение представлений об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности; развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости; уяснение основных принципов права, умения правильно толковать и применять его.
2. Развитие науки теории государства и права
2.1 Вехи развития науки теории государства и права
Теория государства и права в российской высшей школе до последнего времени читается как единая учебная дисциплина. Главная причина этого — неразрывная связь и взаимозависимость государства и права в реальной действительности и отсутствие другой науки, которая бы их отражала, изучала и обобщала. Вместе с тем государство и право достаточно автономны, и в системе юридических наук они были представлены и как объекты двух относительно самостоятельных теорий.
Следует также отметить, что государство и право являются не только юридическими, но и социальными феноменами. Это объекты изучения и политической науки, и социологии, и экономической теории, и философии. В связи с этим ограничить изложение чисто юридическими вопросами очень трудно.
Несколько слов об истории развития самой теории государства и права. Прямыми предшественниками теории государства и права как науки и учебной дисциплины были философия и энциклопедия права. Возникновение науки о государстве и праве под названием общая теория права относится к двадцатым годам XIX в. Именно тогда немецкий ученый Фальк предложил заменить философию права об щей теорией права. Основоположником этой юридической науки считается английский юрист Д. Остин, издавший в 1832 г. цикл своих лекций под названием «О предмете науки права». В начале 60-х гг. XIX в. вышел его итоговый труд «Лекции о юриспруденции или философии положительного права».
Д. Остин полагал, что в системе юридических наук должно существовать общее правоведение, ставящее своей за дачей исследование понятий, лежащих в основе позитивно го права различных государств.
В 70-х гг. XIX в. эту линию продолжил немецкий юрист А. Меркель. Обосновывая необходимость замены теории естественного права общей теорией права, он по-новому определил исходные начала новой науки. Нужна специальная наука, которая бы свела воедино и систематизировала общие части всех юридических наук. Такой наукой и должна стать общая теория права, имеющая своим объектом исключительно положительное право.
Ко второй половине XIX в. относится и возникновение отечественной теории государства и права, когда общее учение о праве сначала излагается М.Н. Капустиным в сочинении «Теория права. Общая догматика» (1868), а затем и Н.М. Коркуновым в «Лекциях по общей теории права» (1886).
Именно в книге Н.М. Коркунова, переиздававшейся в нашей стране до 1924 г., нашли отражение не только проблемы права, но и государства. В сущности, «Лекции» — это первый отечественный учебник по теории государства и права, в котором в систематизированном виде изложены основные положения общетеоретической государственно-правовой науки, во многом сохранившие свое значение до настоящего времени.
Н.М. Коркунов пришел к выводу о том, что философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное значение и являются подготовительными стадиями к образованию одной обобщающей дисциплины — общей теории права.
Еще более «современным» оказался курс Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права». Согласно мнению, бытовавшему в 40—50-х гг. XX в., советский курс теории государства и права был не чем иным, как курсом Г.Ф. Шершеневича, лишь слегка «причесанным» под марксизм.
Сходство трактовок основных вопросов теории государства и права, данных Г.Ф Шершеневичем и советскими авторами, были обусловлены общим для них пониманием права как закона. Правда, в советской юридической литературе утвердился тезис о том, что право и государство подчинены классовым интересам, и по мере того, как классовое деление общества утрачивает смысл, государство и право будут отмирать. Однако классовый подход не менял сути позитивистских трактовок права.
Сведение права к позитивистскому закону освобождало юристов в СССР от обязанности изучать связи и зависимости права, лежащие за пределами действующего законодательства. Сказанное, однако, не умаляет заслуг советских теоретиков права в разработке и углублении проблем системы права, законодательной техники, систематизации законодательства, правоотношений, правоприменения, законности и правопорядка, понятий правонарушения и юридической ответственности.
К концу советского периода в России сложилась целая плеяда видных юристов, теоретиков государства и права. Следует назвать такие имена, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, Д.А. Керимов, В.Н. Карташов,В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, А.В. Малько, Г.В. Мальцева,М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, М.М. Рассолов, А.Х. Саидов, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, В.А. Четвернин, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич.
Развитием их основных идей является концепция, исходящая из того, что эволюция общества и всех его институтов, включая государство и право, — это естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам.
2.2 Развитие теоретической науки о государстве и праве
Историческое развитие любой науки, включая теорию государства и права, связано с усложнением, увеличением масштаба задач, которые жизнь ставит перед данной наукой. Такое положение приобретает особую остроту в переломные периоды развития общества, государства. Зачастую от академических трудов по теории права и государства требуют немедленного действенного эффекта, радикального улучшения в области правового регулирования или решительного поворота в борьбе с преступностью.
Фундаментальные дисциплины, конструирующие теоретико-познавательные модели действительных процессов, на самом деле являются абстрактными, но не оторванными от жизни. Рыночная реформа, новые факторы социального динамизма ставят на повестку дня проблемы, ранее неизвестные юридической науке. Общественная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности академических разработок. Юридические исследования, выполненные в рамках отраслей прикладного, описательного, эмпирического характера, не в состоянии в полной мере удовлетворить запросы социально-экономического и политического развития, поиска выхода из затянувшегося кризиса, решения национальных, этнических, региональных конфликтов. Жизнь заставляет юридическую науку все в большей мере обращаться к исследованию фундаментальных проблем, на основе которых и появляются возможности удовлетворения растущих общественных потребностей. К этому следует добавить, что теория государства и права в силу особенностей своего предмета включает в себя и мировоззренческие аспекты государственно-правовой реальности. Мировоззренческий характер науки «выталкивает» юриста-теоретика в реальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную позицию в решении практических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые или общегосударственные интересы.
2.3 Функции теории государства и права
Развитие теории государства и права не только обусловлено стоящими перед ней задачами, но и связано с выполняемыми ею функциями. Перечислим их.
Гносеологическая функция (от греч. gnosis – познание и logos – слово, учение; теория познания). Эта функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет закономерности, лежащие в основе данных процессов, определяет их сущность и содержание. Онтологическая функция (от греч. on, род. п. ontos – сущее и logos – слово, учение; учение о бытии). Термин «онтология» был введен немецким философом Р. Гоклениусом в 1613 г. Данная функция заключается в нахождении и исследовании материала о государственно-правовых явлениях, его систематизации и анализе.
Эвристическая функция (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). Она связана с развитием науки. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывает динамику ее развития.
Методологическая функция (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение). Как фундаментальная наука теория права и государства выполняет данную функцию в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин. Это способ исследования правовых и государственных явлений, планомерный путь научного познания и установления истины. Понятия и концепция теории государства и права заимствуются отраслевыми и специальными юридическими науками.
Организаторская, или практически-организаторская, функция теории государства и права связана с заинтересованностью юриста любого направления в осуществлении на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей, в разработке которых он принимал участие. Юридическая наука еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующие соответствующего реагирования. Практически-организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске решений и подходов к массе насущных проблем, с которыми столкнулись различные государства на рубеже XX–XXI вв. Необходимы варианты научно обоснованных решений, но теория государства и права занимается не сиюминутными проблемами, а пытается предвидеть их появление.
Прогностическая функция (от греч. prognosis – предвидение, предсказание), именуемая также социальной или прикладной, призвана определить, что произойдет с тем или иным явлением в будущем, как оно трансформируется, какое воздействие будет оказывать на другие социальные явления. Таким образом, теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Степень сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук.
Идеологическая функция (от греч. idea – понятие, представление и logos – слово, учение). Под идеологией понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Таким образом, данная функция есть лишь признание того факта, что государство и право играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в ее культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора ими своего поведения, осознания своих субъективных прав и обязанностей, а также правового статуса.
Таким образом, теория государства и права имеет самостоятельные направления в исследовательской деятельности. Выполняя указанные функции применительно к предмету исследования, теория государства и права опирается на собственные результаты и данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Успешное развитие теоретической науки о государстве и праве предполагает тесную связь всех функций между собой, ибо открытия и прогнозы могут основываться только на практике, а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической функций, которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической функций, не могут достичь своих целей.
3. Современное состояние науки теории государства и права
3.1 Общая характеристика современной теории государства и права
Универсальное значение теории государства и права заключено в той сумме объективных значений, которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщения важнейших закономерностей государственно-правовой реальности мира. Однако теория государства и права не столько владеет этим огромным арсеналом юридических знаний, монопольно заключая их в собственном информационном «сейфе», сколько щедро делится ими с другими науками, изучающими определенные стороны государственных и правовых явлений.
Непосредственно в юриспруденции находят свое закрепление значительное число юридических наук, каждой из которой от ведено достойное ее ранжира место. Их располагают в соответствии с предметом изучения, особенностями, характерными чертами и качествами. Таким образом, юридическая наука в целом представляет собой систему следующих отраслей и разновидностей:
а) базовая, общетеоретическая наука, которая и является теорией государства и права;
б) историко-правовые науки, к которым следует отнести историю правовых учений, историю государства и права зарубежных стран, историю национального государства и права, римское право;
в) отраслевые правовые науки, которых объединяют по принадлежности к отраслевым семьям (публичное, частное и смешанное право; материальное и процессуальное право);
г) компаративистские юридические науки, обращающиеся на основе сопоставления к государству и праву различных стран (конституционное право зарубежных стран, сравнительное уголовное право, сравнительная теория закона и т. п.);
д) специальные (прикладные) правовые науки, основанные на использовании данных отраслевых и иных, в том числе неюридических наук (среди них, в частности, прикладные науки, конкретизирующие такие ведущие отрасли права, как уголовное право и уголовный процесс: криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психология и т. п.);
е) науки международного права, в силу особенностей пред мета регулирования имеющие собственную систему отраслей (основные из них: международное публичное право и международное частное право).
Приведенная градация системы юридических наук, объединенных объектом познания и регулирования, свидетельствует об особой роли теории государства и права, обладающей в силу этого и специфическим предметом изучения. Последний определяется тем, что непосредственно изучает данная общетеоретическая юридическая дисциплина, какие процессы и явления государственно-правовой жизни охватывает.
Складывающаяся на протяжении долгих столетий базовая наука юриспруденции обращалась и обращается, прежде всего, к самому существенному в государстве и праве:
- к проблемам, связанным с образованием государства и права, процессам правового оформления государственности и государственной закрепленности права, проявлениям их дальней шей взаимосвязи;
- к вопросам, характеризующим государство в совокупности его признаков, сходства и различия с иными государственными образованиями, единства и несовпадения функций и форм устройства, в его связях с политической системой и гражданским обществом;
- к тенденциям, определяющим сущность права и правопонимание, место права в системе социальных норм, его идеалы и на правления воздействия на общественные процессы, пути формирования и формы внешнего выражения и закрепления, внутреннее строение и принципы построения в определенные системы;
- к проблемам, связанным с осуществлением права в реальной жизни, с социально-юридическими связями, поведением и ответственностью в правовой сфере.
Исследуя и познавая самые различные стороны и процессы, связанные с государством и правом, общетеоретическая юридическая наука вырабатывает понятия и категории, которые становятся руководящими началами как для юриспруденции в целом, так и для иных юридических наук. Все науки о государстве и праве оперируют понятиями, в общем адекватно (различия фиксируются в правовых учениях и доктринах) трактующими самую суть государства и права, их основные признаки и институты, важнейшие проявления в процессе социально-юридического освоения окружающей действительности.
Приведенный перечень проблем является далеко не исчерпывающим, поскольку в поле зрения базовой теоретической науки находятся и иные стороны и процессы, связанные с государством и правом. Обобщая изложенное, возможно отнести к государства и права предмету теории следующие составляющие:
а) самые общие закономерности зарождения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных явлений;
б) основные процессы современного проявления государства и права в реальной жизни;
в) понятийно-категориальный аппарат юридической науки в целом, т. е. совокупность понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве и праве;
г) юридическую (правотворческую) технику как искусство и систему принципов и правил оформления правового материала.
Причем предлагаемые общетеоретической наукой основные юридические понятия и категории, принципы и определения, носят, на что специально обращается внимание в современной теории государства и права, идеальный характер, который в действительности направлен на государство и право как на достижение мировой цивилизации. Абстрактно выведенные государство и право являются не отпечатком развития конкретно взятой страны или сходной правовой семьи, они отражают юридический опыт, при надлежащий всему человеческому сообществу.
Это позволяет базовой теории дистанцироваться от специфических процессов становления и проявления государства и права, однако она отнюдь не игнорирует такие и им подобные особенности. И поэтому вряд ли можно разделить мнение об отстраненности общей теории от рассмотрения конкретных отличий между государственными и правовыми явлениями различных государств. Так, высказывается мнение о том, что в задачу теории не входит описание специфики государства и права в отдельной стране, что она не занимается страноведением. Либо обосновывается существование общей теории государства и права, предметом которой должны быть закономерности развития государственных и правовых явлений вообще, и специальной теории государства и права, ставящей целью изучение национального государства и права, в частности, отечественной теории государства и права.
В этой связи целесообразно вновь подчеркнуть существование единой общетеоретической юридической науки, которая, конечно же, не может не фиксировать в своих анналах особенности как той страны, в которой она формируется в качестве научной и учебной дисциплины, так и специфические черты определенного региона, организационно объединенного в соответствующую группу правовых семей. В то же время важно отметить, что она представляет собой совокупность общих закономерностей проявления государства и права.
В современном мире насчитывается почти 200 государств со своими собственными, подчас весьма своеобразными, правовыми системами. Национальные юридические науки не могут не отражать реальности бытия того конкретного государства и права, в котором они взрастают и «оперяются», и потому в действительности найти кристально очищенную от «страноведческих примесей» теорию государства и права практически не возможно. Важнее другое: в новое тысячелетие она должна входить как действительно фундаментальная юридическая наука, повсеместно снимающая с себя налеты идеологических догм и политизированных установок. Именно на таком основании возможно вести речь об общей теоретической научной дисциплине о государстве и праве, которая, несмотря на различия отдельных государств в юридической действительности, формах правления и территориального устройства, источниках права и процессе их практической реализации, носит универсальный характер для большинства стран с демократическими режимами осуществления власти.
Не менее важным представляется вопрос о структуре теории государства и права, ее содержании. Вряд ли стоит оспаривать, что в рамках единой общетеоретической юридической науки существуют два важнейших ее компонента, которые в реальной жизни весьма тесно переплетены: теория государства, заключающая в себе важнейшие закономерности формирования, развития и функционирования государства, и теория права, включающая общие и специфические закономерности познания социально-правовой реальности. Между ними множество неразрывных связей, поскольку государство и право в действительности весьма тесно соприкасаются, тем не менее представляя собой различные явления жизни, которые познаются как в рамках общего процесса, так и в отдельности.
В свою очередь, каждая из составляющих единую теорию государства и права содержит ряд специфических систем знаний, сформированных на основе изучения определенных сфер проявления государства и права.
Так, в теории государства объединяются:
а) юридическое государствоведение, которое вбирает в себя комплекс общих государствоведческих проблем, рассматриваемых через призму юридических подходов к сути и назначению государства, его признакам и функциям, соотношению с иными социальными институтами и явлениями, формами выражения и т. п.;
б) политологическое государствоведение, в предмет которого входят выявление общего и особенного в политических ре жимах различных государств, изучение проблем осуществления принципа разделения властей и соотношения государственной и политической власти, исследование роли и места государства в политической системе общества, взаимосвязей государства и гражданского общества и т. д.;
в) сравнительное государствоведение, предполагающее ис следование моделей государственности и различных институтов государств с учетом их типологии и форм (правления и государственного устройства, в их числе), выделяемых в зависимости от способов организации, устройства и функционирования государственной власти на основе мирового опыта.
В теории права представляется возможным выделить:
а) философию права как науку, познающую суть права, его смысл и социальную ценность, содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическое значение для общетеоретической юридической науки;
б) юридическую догматику как науку, вырабатывающую общеправовые понятия на основе познания права в качестве специфической формы общественных отношений, науку о том, каково действующее в данном обществе официальное право, что оно есть с точки зрения должного, а не сущего;
в) социологию права, имеющую предметом изучения права сущего, т.е. процессов его фактического функционирования в обществе, исследования общих социальных закономерностей, обусловливающих действие права, и механизмов взаимодействия права и общества;
г) сравнительное правоведение, изучающее общие и специфические закономерности в праве различных государств и юридических семей путем сопоставления определенных аспектов правовых систем и их проявления в целом.
Структура теории государства и права не ограничивается приведенным списком. Так, в литературе указывается на возможность включения в содержание академической юридической дисциплины таких составляющих элементов, как политическая компаративистика, политология права, психология права, этнология права, юридическая деонтология, антропология права (юридическая антропология) и др.
Не исключается, что в обозримом будущем в качестве компонентов теории государства и теории права появятся другие частные дисциплины, которые будут представлять собой системы знаний, отражающие иные спектры и стороны взаимосвязи государства и права, их взаимодействия с личностью и обществом.
Определенные структурные элементы базовой юридической науки могут быть рассмотрены (и нередко рассматриваются) как прикладные дисциплины других общественных наук и в то же время как самостоятельные научные направления, имеющие собственный предмет исследования и специфический категориальный аппарат.
В частности, сравнительное государствоведение признается не только как вспомогательная прикладная наука в рамках теории государства и права, но и как создаваемое коллективными усилиями специалистов ряда отраслей знания «новое направление в исследовании государственности».
А современная политология как наука о политике во всех ее проявлениях традиционно отводит ведущее место в учении о политических институтах политологическому государствоведению, т. е. исследованиям государства как ядра политической организации общества, анализу его сущности, причин возникновения, современного устройства и типологии, возможных путей дальнейшего развития и проявления публичной власти и ее правового оформления.
Продолжает оставаться дискуссионным как в философской, так и в юридической науке вопрос о соотношении философии и теории права. Помимо признания существования философии права как составной части теории права, специализирующейся на проблемах юридической мысли и методологии юридической науки в целом, отстаиваются взгляды на философию права как части общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику. А также акцентируются ее самостоятельные функции как особого направления исследования на стыке правоведения и философии.
Столь же полифонично расцениваются значения современной социологии права, которая в специальных исследованиях представлена как наряду с теорией права, так и «внутри» ее в качестве вспомогательной дисциплины; также отстаивается ее место в рамках общей социологической науки или же социология права признается новым научным направлением, которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, социальной практикой.
В настоящее время сравнительное правоведение все чаще заявляет о себе не только как составная часть теории права или метод социально-правового показания реальности, но и как научная дисциплина в целом, и как практическая юридическая компаративистика. Сравнительное правоведение как наука представляет собой совокупность знаний, дающих возможность, сопоставляя различные правовые системы, получить поливекторную картину современной юридической реальности, увидеть и проанализировать то правовое многообразие, которое как отличает, так и сближает страны и регионы. Нахождение государств в мировом юридическом сообществе вызывает актуальную необходимость исследований общего и особенного в правовых процессах стран, вступивших в новое тысячелетие, попыток преодоления различий, которые препятствуют сходному правовому регулированию, и в то же время поисков путей сохранения национально-специфического в собственном законодательстве.
Внутренняя дифференцированность теории государства и права, включение в нее целого ряда более частных дисциплин, изучение собственно «ее» проблем другими науками служат общему делу - обогащению знаний о предмете базовой юридической науки и расширению системы концептуальных подходов к анализу 1й объяснению государства и права, форм и способов их познания.
3.2 Современное состояние и перспективы развития теории государства и права
Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с правом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. Вместе с тем именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений.
Теория права и государства и политическая наука (политология) контактируют по поводу, прежде всего, государства. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм и т. п.), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политической науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для теории права вопросы политической власти.
Серьезное значение для теории права и государства имеют ее связи с экономической теорией. Без анализа экономической структуры общества, материальных факторов понять природу права и государства невозможно. В этом марксистская теория, безусловно, права.
Интересный материал дают теории права и государства археология и этнография.
Развитие теории государства и права необходимо и для того, чтобы совершенствовать правовой механизм государства с учетом мирового опыта, накопленного в области государствоведения; совершенствовать практическое законодательство, с тем, чтобы оно соответствовало уровню демократического правового государства; создать подлинно самостоятельную ветвь судебной власти, способной решать юридические дела на основе справедливости; справедливости такой ветви исполнительной власти, которая функционировала бы только на основе законов и стала бы эффективным инструментом исполнения и обеспечения соблюдения законов; организовать правопросветительскую работы со всем населением в целях обучения граждан свободно пользоваться своими правами и защищать свои интересы.
Заключение
Теория государства и права стоит особняком в общей системе юридических наук. Она не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран.
На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.
Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкое использование в проводимых преобразованиях метода "проб и ошибок", бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии И тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием.
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.
Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.
Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.
Список использованной литературы
Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. – М.,2001
Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова.- Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2008
Нарсесянц В. С.Общая теория права и государства: учебник для ВУЗов.- М., 2001
Теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003
Теория государства и права: учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2002
Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2004