МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕФЕРАТ по ТЕМЕ №8:
Система органов налоговой полиции и ее правовой статус.
ВЫПОЛНИЛ: Слушатель 3-го курса 311 учебной группы заочной формы обучения
МА МВД России
лейтенант юстиции
Трофимов А.А.
МОСКВА 2001г
ПЛАН:
1. Органы налоговой полиции.
2. Система и структура федеральных органов налоговой полиции
3. Федеральная служба налоговой полиции
4. Территориальные органы налоговой полиции
5. Руководство и коллегия ФСНП России
6. Полномочия Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации
7. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
8. Обязанности и права федеральных органов налоговой полиции
9. Функции федеральных органов налоговой полиции России
10. Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми органами и иными государственными органами Российской Федерации
11. Служба в федеральных органах налоговой полиции
12. Прохождение службы в федеральных органах налоговой полиции
13. Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции
14. Ответственность сотрудников налоговой полиции за противоправные действия. Контроль и надзор за деятельностью федеральных органов налоговой полиции
15. Ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц
1. Органы налоговой полиции.
Органы налоговой полиции являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.
1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП
России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации, защиты ее экономических интересов и непосредственно
реализующим основные направления деятельности федеральных органов налоговой
полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными
органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации. ФСНП России возглавляет систему федеральных органов
налоговой полиции.
2. ФСНП России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской Федерации, а
также настоящим Положением.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами руководит деятельностью ФСНП
России, утверждает Положение о Федеральной службе налоговой полиции
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской
Федерации.
4. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСНП России.
5. В ФСНП России для выполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции задач и обеспечения их деятельности создаются главные управления, управления и другие структурные подразделения, а также организации.
6. ФСНП России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, бланки, а также текущие, расчетные, валютные и иные счета в органах федерального казначейства, в банках и других кредитных организациях.
2. Система и структура федеральных органов налоговой полиции
Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой
органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим
органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации (далее - Федеральная служба налоговой полиции); органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы; органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.
В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.
3. Федеральная служба налоговой полиции
Федеральную службу налоговой полиции возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов осуществляет Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Первый заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции (в
ранге первого заместителя председателя государственного комитета Российской
Федерации) и заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции
назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством
Российской Федерации по представлению Директора Федеральной службы
налоговой полиции Российской Федерации.
Начальники управлений Федеральной службы налоговой полиции по
республикам назначаются на должность и освобождаются от должности
Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по
согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации.
В качестве совещательного органа в Федеральной службе налоговой полиции
и управлениях налоговой полиции по республикам образуются коллегии,
персональный состав и порядок работы которых по представлению
соответственно Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации и начальников управлений Федеральной службы налоговой полиции по
республикам утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации
и Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Организация деятельности Федеральной службы налоговой полиции определяется положением о Федеральной службе налоговой полиции, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
4. Территориальные органы налоговой полиции
Управления (отделы) Федеральной службы налоговой полиции по краям,
областям, городам федерального значения, автономной области, автономным
округам возглавляются начальниками, назначаемыми на должность и
освобождаемыми от должности Директором Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации.
Управления налоговой полиции краев, областей образуют коллегии, персональный состав которых утверждается Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Местные органы налоговой полиции возглавляются начальниками, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности начальниками управлений (отделов) Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Руководители территориальных органов налоговой полиции во взаимодействии с начальниками государственных налоговых инспекций обеспечивают реализацию возложенных на них задач на соответствующих территориях, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.
5. Руководство и коллегия ФСНП России
ФСНП России возглавляет директор. Директор, первые заместители
директора, статс-секретарь - заместитель директора, заместители директора,
заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации по следствию назначаются на должность и освобождаются от
должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации.
Директор ФСНП России: несет ответственность за выполнение задач, возложенных на ФСНП России и
федеральные органы налоговой полиции; организует работу ФСНП России, осуществляет общее руководство
деятельностью федеральных органов налоговой полиции, образует в
территориальных органах налоговой полиции коллегии, утверждает их составы; устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности
между ними, устанавливает полномочия руководителей структурных
подразделений ФСНП России; информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства
Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных
органов налоговой полиции; утверждает в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты
труда штатное расписание и структуру центрального аппарата ФСНП России,
типовые структуры и типовые штаты территориальных органов налоговой
полиции, устанавливает нормативы их штатной численности в пределах средств,
выделяемых на эти цели, а также внутренний распорядок работы ФСНП России; разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации предложения об изменении штатной
численности федеральных органов налоговой полиции, по их финансированию и
материально-техническому обеспечению; утверждает положения о главных управлениях, управлениях и иных
структурных подразделениях ФСНП России, уставы организаций, а также типовые
положения о территориальных органах налоговой полиции; издает на основании и во исполнение федерального законодательства и
настоящего Положения обязательные для выполнения федеральными органами
налоговой полиции приказы, инструкции и указания, связанные с организацией
оперативно-служебной деятельности; отменяет противоречащие федеральному законодательству приказы,
инструкции и указания руководителей нижестоящих территориальных органов
налоговой полиции; вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых
актов и предложения по вопросам организации и деятельности ФСНП России; принимает решения об образовании, реорганизации и упразднении главных
управлений, управлений и других структурных подразделений ФСНП России и
организаций, необходимых для обеспечения деятельности федеральных органов
налоговой полиции, территориальных органов налоговой полиции; вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об
утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах
налоговой полиции Российской Федерации и соответствующих этим должностям
специальных званий, а также предложения об утверждении членов коллегии ФСНП
России, не входящих в нее по должности; вносит Президенту Российской Федерации представления о присвоении
специальных званий высшего начальствующего состава налоговой полиции
сотрудникам федеральных органов налоговой полиции; утверждает перечень должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и
старшего начальствующего состава органов налоговой полиции и
соответствующих этим должностям специальных званий; принимает в установленном порядке граждан Российской Федерации на службу
в федеральные органы налоговой полиции, назначает на должность и
освобождает от должности сотрудников и работников федеральных органов
налоговой полиции, а также осуществляет их увольнение со службы (за
исключением лиц, назначаемых на должность высшего начальствующего состава в
органах налоговой полиции Российской Федерации и освобождаемых от этой
должности); присваивает первое специальное звание среднего и старшего
начальствующего состава налоговой полиции, а также специальные звания до
полковника налоговой полиции включительно; принимает в соответствии с федеральным законодательством решения о
зачете выслуги лет по прежнему месту службы (работы) военнослужащих,
сотрудников правоохранительных органов, а также работников налоговых
органов, имеющих классные чины, в выслугу лет в федеральных органах
налоговой полиции; определяет порядок заключения контрактов о прохождении службы в
федеральных органах налоговой полиции с сотрудниками из числа
высококвалифицированных специалистов, достигшими предельного возраста
пребывания на службе, на период до достижения ими 60-летнего возраста; прикомандировывает в порядке и на условиях, определяемых Президентом
Российской Федерации, сотрудников федеральных органов налоговой полиции к
федеральным органам государственной власти и органам государственной власти
субъектов Российской Федерации; представляет ФСНП России в государственных органах и организациях, а
также в отношениях с правоохранительными и налоговыми органами, со
специальными службами других государств, подписывает в установленном
порядке международные договоры Российской Федерации о взаимодействии и
сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции ФСНП России; принимает в соответствии с федеральным законодательством решения о
выезде за пределы Российской Федерации сотрудников и работников федеральных
органов налоговой полиции для выполнения задач, возложенных на федеральные
органы налоговой полиции; является распорядителем средств, выделяемых ФСНП России из федерального
бюджета на финансирование федеральных органов налоговой полиции, включая
валютные средства, определяет нормы и порядок расходования финансовых
средств; устанавливает с учетом особенностей службы и в пределах
ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом, должностные оклады по
отдельным категориям начальствующего состава в федеральных органах
налоговой полиции, а также дополнительные выплаты; вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской
Федерации представления о награждении сотрудников и работников федеральных
органов налоговой полиции, а также лиц, оказывающих содействие этим органам
в решении возложенных на них задач, государственными наградами Российской
Федерации; вносит в установленном порядке предложения об учреждении знаков отличия
и различия, других официальных символов федеральных органов налоговой
полиции; учреждает нагрудные знаки для награждения сотрудников федеральных
органов налоговой полиции, утверждает в установленном порядке положения о
нагрудных знаках и их описание; имеет наградной и подарочный фонды, в том числе наградной фонд оружия,
для награждения сотрудников федеральных органов налоговой полиции, а также
военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций; применяет установленные федеральным законодательством формы поощрений и
дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников и работников федеральных
органов налоговой полиции; устанавливает в пределах своих полномочий порядок передачи федеральными
органами налоговой полиции оперативной информации правоохранительным и иным
компетентным органам, специальным службам иностранных государств.
В ФСНП России образуется коллегия в составе директора ФСНП России
(председатель коллегии), первых заместителей директора, статс-секретаря -
заместителя директора, заместителей директора, заместителя директора
Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по следствию и
иных руководящих сотрудников федеральных органов налоговой полиции, а также
сотрудников Администрации Президента Российской Федерации.
Коллегия ФСНП России рассматривает важнейшие вопросы деятельности
федеральных органов налоговой полиции. Решения коллегии принимаются
большинством голосов ее членов и, как правило, объявляются приказами ФСНП
России.
В случае разногласий между директором ФСНП России и коллегией директор
ФСНП России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях
Президенту Российской Федерации.
6. Полномочия Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации
Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации: организует деятельность Федеральной службы налоговой полиции и ее
коллегии по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений,
обеспечению деятельности федеральных органов налоговой полиции по
своевременному и полному поступлению в бюджетную систему и соответствующие
внебюджетные фонды Российской Федерации федеральных и местных налогов,
сборов и других обязательных платежей; разрабатывает и вносит для утверждения в Правительство Российской
Федерации предложения по штатной численности, финансированию и материально-
техническому обеспечению федеральных органов налоговой полиции; обеспечивает достоверность статистической отчетности о выявленных и
предотвращенных федеральными органами налоговой полиции преступлениях,
характере, объемах и результатах оперативно-розыскной работы, регулярное
обобщение и совершенствование практики деятельности федеральных органов
налоговой полиции, а также распространение и внедрение передового опыта; утверждает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты
труда перечень должностей, штатное расписание и структуру центрального
аппарата Федеральной службы налоговой полиции, ее структурных
подразделений, а также примерную структуру и штатную численность
нижестоящих органов налоговой полиции; определяет функциональные обязанности своих заместителей и руководителей
структурных подразделений Федеральной службы налоговой полиции; назначает на должность и освобождает от должности руководителей и
работников Федеральной службы налоговой полиции и ее структурных
подразделений, за исключением лиц, особый порядок назначения на должность и
освобождения от должности которых установлен настоящим Законом; представляет Федеральную службу налоговой полиции в государственных
органах, учреждениях и организациях Российской Федерации и республик в
составе Российской Федерации, а также в отношениях с правоохранительными
органами других государств; издает на основе и во исполнение настоящего Закона обязательные для
выполнения федеральными органами налоговой полиции приказы, инструкции и
указания, связанные с организацией оперативно-служебной деятельности; отменяет противоречащие настоящему Закону приказы, инструкции и указания
руководителей нижестоящих органов налоговой полиции.
7. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
1. Федеральные органы налоговой полиции (далее - органы налоговой полиции) выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
2. Органы налоговой полиции полномочны:
1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению;
2) проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях,
отнесенных к их подследственности;
3) осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно- розыскную деятельность;
4) по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
5) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления,
производить проверки в соответствии с законодательством Российской
Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке
налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого
органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений: в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки
состава преступления, - о возбуждении уголовного дела; в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков
состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о
направлении материалов в соответствующий налоговый орган; при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении
уголовного дела;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом Российской
Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
3. Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
8. Обязанности и права федеральных органов налоговой полиции
Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с поставленными
перед ними задачами обязаны:
Согласно Указу Президента РФ от 29 мая 1998 г. N 604 впредь до формирования службы судебных приставов меры, направленные на обеспечение взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, на основании решений судов, постановлений Правительства РФ и решений иных оргнанов, осуществляют федеральные органы налоговой полиции
1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба;
2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;
3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;
4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
5) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
6) оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;
7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;
8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового
законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов,
связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также
информировать высшие органы государственной власти и управления Российской
Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов
(прибыли) от налогообложения.
9) проводить дактилоскопическую регистрацию, осуществлять хранение, использование и уничтожение дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.
Права федеральных органов налоговой полиции Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право:
1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также обеспечения собственной безопасности;
2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
3) осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем;
4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель;
5) беспрепятственно входить в любые производственные, складские,
торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их
нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов
(прибыли), и обследовать их.
О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента проникновения;
6) в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;
7) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
8) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по
вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;
9) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная федеральными органами налоговой полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;
10) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении.
Федеральные органы налоговой полиции по требованию владельцев средств связи и транспортных средств возмещают убытки и расходы, понесенные владельцами в этих случаях;
11) составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
12) налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;
13) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы, проводить государственную дактилоскопическую регистрацию, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
14) осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Внедрение оперативных сотрудников санкционирует директор Департамента налоговой полиции или его первый заместитель;
15) осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов налоговой полиции;
16) вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений;
17) хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О милиции";
18) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений и нарушений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда;
19) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства;
20) выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10 процентов от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет.
Нарушение руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами положений пунктов 5 - 10 статьи 11 настоящего Закона влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере до стократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.
Решение о наложении штрафа и его размерах принимается начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем.
9. Функции ФСНП России
ФСНП России в соответствии с возложенными на нее основными задачами в
пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет основные направления деятельности федеральных органов
налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской
Федерации, защите ее экономических интересов, обеспечивает исполнение
федеральными органами налоговой полиции федеральных законов, иных
нормативных правовых актов Российской Федерации; обеспечивает получение, обработку и анализ информации об угрозе
экономической безопасности Российской Федерации, разрабатывает на основе
прогнозирования социально-экономической и криминогенной обстановки в стране
предложения по ее предупреждению и пресечению; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению экономической
безопасности Российской Федерации; участвует в разработке и реализации государственных программ обеспечения
экономической безопасности Российской Федерации; организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность по
выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, а также в порядке,
установленном федеральным законодательством, осуществляет внедрение своих
оперативных сотрудников в организации независимо от формы собственности; организует и производит дознание и предварительное следствие по
уголовным делам о преступлениях; организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления или
подозреваемых в их совершении, а также принимает меры по возмещению
нанесенного государству ущерба; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; привлекает граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов,
форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового
законодательства; разрабатывает и реализует во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти меры по борьбе с преступностью в сфере
экономической деятельности; осуществляет в установленном порядке документальное оформление
выявленных фактов сокрытия доходов от налогообложения, уклонения от уплаты
налогов, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также
фактов иной противоправной деятельности, направленной на причинение ущерба
экономике государства; использует права, предоставленные федеральным законодательством
должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля; организует и осуществляет выявление юридических и физических лиц,
уклоняющихся от постановки на учет в налоговые органы, а также не
представляющих в эти органы налоговые декларации и иные документы; организует и осуществляет применение предусмотренных федеральным
законодательством мер, направленных на обеспечение взыскания задолженности
по налогам, сборам и иным обязательным платежам на основании решений судов,
постановлений Правительства Российской Федерации, а также решений органов,
имеющих право принимать такие решения в соответствии с федеральным
законодательством; организует и осуществляет в целях предотвращения уклонения от уплаты
налогов мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений
установленного порядка обращения наличных денежных средств; организует и осуществляет в установленном порядке выявление,
предупреждение и пресечение нарушений федерального законодательства о
государственном регулировании производства и оборота товаров (продукции),
облагаемых акцизами; организует и осуществляет мероприятия по выявлению, предупреждению и
пресечению коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой
полиции; организует и осуществляет меры по обеспечению собственной безопасности,
безопасности деятельности налоговых органов, защите их должностных лиц от
противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей; обеспечивает государственную защиту должностных лиц налоговых органов и
федеральных органов налоговой полиции, участников уголовного
судопроизводства в случаях и порядке, предусмотренных федеральным
законодательством, а также организует и осуществляет меры по защите жизни,
здоровья и имущества сотрудников федеральных органов налоговой полиции и
лиц, оказывающих им содействие; обеспечивает в федеральных органах налоговой полиции защиту сведений,
составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляет
контроль за состоянием этой работы, реализует меры, связанные с допуском
граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с приемом
на службу (работу, учебу) в федеральные органы налоговой полиции; обобщает практику применения федерального законодательства об
обеспечении экономической безопасности Российской Федерации, разрабатывает
и вносит в установленном порядке предложения по его совершенствованию,
участвует в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации; заключает в порядке, установленном федеральным законодательством,
международные договоры Российской Федерации в целях выполнения задач,
возложенных на федеральные органы налоговой полиции; осуществляет сотрудничество с международными организациями, а также
правоохранительными и налоговыми органами, специальными службами
иностранных государств, обменивается с ними оперативной информацией; устанавливает порядок документооборота в федеральных органах налоговой
полиции, организует и осуществляет хранение оперативных, следственных,
архивных и других материалов, устанавливает требования к организации
архивного дела в этих органах, а также разрабатывает перечень дел
оперативного учета и определяет порядок их ведения; создает и использует оперативно-справочные учеты, информационные системы
и банки данных, осуществляет справочно-информационное обслуживание
федеральных органов налоговой полиции; разрабатывает, изготавливает (в том числе в интересах других
правоохранительных органов), а также приобретает и использует специальные
технические средства; осуществляет в установленном порядке закупку вооружения и специальной
техники, участвует в разработке технических требований к создаваемому
вооружению и специальной технике, обеспечивает накопление, хранение и
ремонт вооружения и специальной техники, а также размещение заказов на их
поставку и ремонт; проводит судебно-экономические и связанные с исследованием документов
криминалистические экспертизы, обеспечивает в установленном порядке
проведение федеральными органами налоговой полиции государственной
дактилоскопической регистрации; использует в установленном порядке в целях конспирации документы других
федеральных органов исполнительной власти, а также организаций,
зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов налоговой полиции,
принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств
к этим органам, личность граждан, оказывающих содействие федеральным
органам налоговой полиции на конфиденциальной основе, в том числе в
интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; определяет порядок применения действительных и условных наименований в
федеральных органах налоговой полиции; создает в установленном федеральным законодательством порядке
организации, необходимые для решения задач оперативно-розыскной
деятельности федеральных органов налоговой полиции; организует и осуществляет шифровальные работы, обеспечивает защиту
информации в системах и средствах информатизации и связи федеральных
органов налоговой полиции; осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по
информированию населения о деятельности федеральных органов налоговой
полиции в целях профилактики налоговых преступлений и правонарушений, а
также обеспечивает издательскую деятельность в целях выполнения задач,
возложенных на федеральные органы налоговой полиции; осуществляет прием граждан, принимает, регистрирует и рассматривает их
заявления, жалобы, сообщения и иную информацию; организует и осуществляет контроль за состоянием финансово-хозяйственной
деятельности в федеральных органах налоговой полиции; разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения федеральных
органов налоговой полиции, организует подготовку, переподготовку, повышение
квалификации кадров, осуществляет защиту прав и законных интересов
сотрудников федеральных органов налоговой полиции и работников этих
органов, не имеющих специальных званий (далее именуются - сотрудники и
работники федеральных органов налоговой полиции); организует мобилизационную подготовку и обеспечивает мобилизацию в
федеральных органах налоговой полиции; организует и осуществляет в установленном порядке воинский учет
сотрудников федеральных органов налоговой полиции, пребывающих в запасе; определяет порядок защиты сотрудников и работников федеральных органов
налоговой полиции от оружия массового поражения в военное время, а также
порядок их защиты при чрезвычайных ситуациях в мирное время; осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение
федеральных органов налоговой полиции; принимает меры по улучшению жилищных условий сотрудников и работников
федеральных органов налоговой полиции и членов их семей; использует имеющуюся материально-техническую базу для организации
общественного питания и социально-бытового обслуживания сотрудников и
работников федеральных органов налоговой полиции; организует медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение,
обеспечение лекарственными средствами сотрудников федеральных органов
налоговой полиции и лиц, уволенных со службы в этих органах с правом на
пенсию, и членов их семей, а также работников федеральных органов налоговой
полиции в период их трудовой деятельности в этих органах.
10. Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми органами и иными государственными органами Российской Федерации
Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными органами.
Основой взаимодействия федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, ее органы на местах и иные государственные органы обязаны оказывать содействие федеральным органам налоговой полиции в решении задач, определенных настоящим Законом.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции на местах и иные государственные органы по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют специалистов своих ведомств для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок правильности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами. Принятие решения о выделении специалистов по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции осуществляется в течение пяти дней с момента поступления запроса.
В те же сроки при возникновении оперативной необходимости органы налоговой полиции по мотивированному запросу Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных налоговых инспекций на местах, других государственных органов выделяют сотрудников налоговой полиции для проверки фактов налоговых правонарушений.
Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах обязаны в десятидневный срок направлять материалы в территориальные органы налоговой полиции для принятия по ним решения в соответствии с законодательством.
При принятии органом налоговой полиции решения о возбуждении уголовного дела в пределах предоставленной ему настоящим Законом компетенции материалы направляются в органы прокуратуры для определения подследственности или принятия их к своему производству.
В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между
федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по
результатам контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных
федеральными органами налоговой полиции, разрешаются вышестоящими органами
налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами. В случае разногласий
между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается
Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из
сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший
арбитражный суд Российской Федерации. Высший арбитражный суд Российской
Федерации принимает материалы по указанным спорам к своему производству в
первоочередном порядке.
Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогоплательщиков.
Федеральные органы налоговой полиции по мотивированному запросу
Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных
налоговых инспекций на местах обеспечивают личную безопасность сотрудников
налоговых органов и членов их семей.
Руководители налоговых органов, органов налоговой полиции, других государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, при нарушении положений частей четвертой, пятой и шестой настоящей статьи несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
11. Служба в федеральных органах налоговой полиции
Сотрудник налоговой полиции
На службу в федеральные органы налоговой полиции принимаются граждане
Российской Федерации, достигшие 20-летнего возраста, способные по своим
личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять
обязанности, возложенные на сотрудников налоговой полиции.
Сотрудником налоговой полиции является лица, занимающее должность в
федеральных органах налоговой полиции, которому в установленном порядке
присвоено специальное звание. Перечень должностей, по которым присваиваются
специальные звания сотрудникам налоговой полиции, утверждается
Правительством Российской Федерации.
В федеральных органах налоговой полиции учреждается нагрудный знак
"Почетный сотрудник федеральных органов налоговой полиции", награждение
которым производится приказом Директора Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации.
Сотрудникам налоговой полиции выдается форменная одежда, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Форменная одежда сотрудникам налоговой полиции предоставляется бесплатно за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
Сотрудники налоговой полиции подлежат обязательной государственной
дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
12. Прохождение службы в федеральных органах налоговой полиции
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции
регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции
Российской Федерации (далее - Положение о службе в налоговой полиции),
утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.
С сотрудниками федеральных органов налоговой полиции, достигшими
предельного возраста пребывания на службе и являющимися
высококвалифицированными специалистами, могут быть заключены контракты о
прохождении службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в
порядке, определяемом Директором Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации.
Сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях
оперативного состава, в следственных подразделениях, подразделениях
физической защиты, а также участвующим в оперативно-розыскной деятельности,
для назначения пенсий и надбавок за выслугу лет засчитывается в выслугу лет
один месяц службы за полтора месяца, а проходящим службу в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях - один месяц службы за два месяца.
В случае перевода сотрудника налоговой полиции на службу в органы прокуратуры, органы предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел стаж его службы в федеральных органах налоговой полиции (органах налоговых расследований) засчитывается в стаж службы в указанных органах.
Выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.
Для сотрудников налоговой полиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. При необходимости сотрудники налоговой полиции могут быть привлечены к исполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях сотрудникам налоговой полиции предоставляются компенсации в порядке, установленном законодательством о труде.
Сотруднику налоговой полиции предоставляются ежегодные очередной и дополнительный оплачиваемые отпуска, а также другие виды отпусков с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно, в соответствии с Положением о службе в налоговой полиции.
Сотрудникам налоговой полиции запрещается выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), заниматься индивидуальной либо предпринимательской деятельностью, а также быть поверенными у третьих лиц по делам государственного органа, в котором указанные лица состоят на службе.
13. Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции
Финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции
производится целевым порядком за счет республиканского бюджета Российской
Федерации.
Порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Имущество федеральных органов налоговой полиции является федеральной государственной собственностью. Правомочия собственника по управлению этим имуществом осуществляет Федеральная служба налоговой полиции. Указанное имущество приватизации не подлежит.
При приватизации объектов государственной собственности имущество, используемое исключительно для целей федеральных органов налоговой полиции, обособляется и передается на баланс федеральных органов налоговой полиции либо передается в бессрочное и безвозмездное пользование федеральным органам налоговой полиции. Собственник не вправе изменять условия пользования этим имуществом федеральными органами налоговой полиции.
14. Ответственность сотрудников налоговой полиции за противоправные действия. Контроль и надзор за деятельностью федеральных органов налоговой полиции
За противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.
Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции в пределах своих полномочий осуществляют Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Надзор за законностью деятельности федеральных органов налоговой полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
15. Ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц
1. Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов налоговой полиции несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N
146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря
2000 г.)
2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г.
N 7127/95
3. Закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции" (с изменениями от 17 декабря 1995 г., 7 ноября 2000 г.)
4. Указ Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272 "Вопросы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации" (с изменениями от 25 февраля 2000 г.)
5. Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272) (с изменениями от 25 февраля 2000 г.)