Рефетека.ру / Финансовые науки

Отчет по практике: Налоговая полиция

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


ОТЧЕТ

О производственной практике


Студента IV курса

Юридического факультета

СУМСКОГО ИВАНА АНДРЕЕВИЧА


Место проведения производственной практики:


Управление по Западному АО г.Москвы УФСНП России


Руководитель: ЩЕРБАКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ


МОСКВА 2002


Я проходил практику в Управлении по Западному АО г.Москвы УФСНП России с 5.08.02 по 30.08.02.. Для начала я хотел бы дать краткую характеристику этой организации.


Адрес
Ул. Удальцова, дом 67 А
Телефоны

431-99-33; 432-59-65; 431-98-97; 432-88-52

Дeжурная часть

431-99-57


Налоговая полиция создана и действует на основании Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (далее Закон).

Согласно ст. 5 Закона систему федеральных органов налоговой полиции составляют:


Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее в статье ФСНП) на правах государственного комитета Российской Федерации;


органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам

федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы;


органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.


Определенные в ст. 2 Закона задачи указывают на основные направления деятельности полиции.


Этими задачами являются:


выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;


обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;


предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.


Таким образом, первая из задач ограничивает непосредственный предмет деятельности полиции налоговыми преступлениями и правонарушениями. О каких, в частности, преступлениях, идет речь?

Ранее в подследственность налоговой полиции входило только два состава: ст.ст. 198, 199 УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах, сокрытие доходов, (прибыли) или иных объектов налогообложения.

Однако высказывалась и иная точка зрения. Например, при расследовании преступной деятельности, выражающейся в присвоении руководителем частного предприятия части выручки его действия при определенных условиях могут охватываться признаками таких составов преступления как незаконное предпринимательство в сфере торговли, то есть осуществление торговли, подлежащей регистрации или лицензированию без регистрации или специального разрешения (лицензии), а равно с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии), или с иными нарушениями правил предпринимательства в сфере торговли (незаконное предпринимательство) с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ), а также статьей о причинении имущественного ущерба путем обмана при отсутствии признаков хищения.

В сфере же интересов налоговой полиции лежат лишь действия, в которых усматриваются признаки именно уклонение от уплаты налогов. Хотя, безусловно, состав ст.171 - так как в нем говорится об извлечении дохода, который затем и будет сокрыт - следовало бы отнести к налоговым, а не просто "экономическим" преступлениям.

Однако в момент создания в декабре 1995 года в органах налоговой полиции следственных подразделений к их ведению отнесены не только такие преступления собственно налоговые, но незаконное предпринимательство, незаконное предпринимательство в сфере торговли, а также валютные преступления: незаконные сделки с валютными ценностями и сокрытие средств в иностранной валюте.

Тем не менее, следует констатировать, что настоящее время внимание налоговых полицейских привлечено главным образом не только к налоговым нарушениям.

В 2000 году в российское законодательство, регламентирующее деятельность налоговой полиции, были внесены существенные изменения и дополнения. После того как 14 апреля 2000 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, органы налоговой полиции получили право расследовать практически весь спектр экономических преступлений. Число статей Уголовного кодекса РФ, по которым налоговая полиция может вести расследования и возбуждать уголовные дела, увеличилось с трех до двадцати семи. Налоговые преступления в 98 случаях из ста связаны с другими правонарушениями в экономической сфере или же являются их следствием. Изменения в законе привели к тому, что налоговые полицейские получили возможность работать не только по чисто налоговым статьям, но и по делам о незаконном предпринимательстве, о незаконных сделках с недвижимостью, "отмывании" "грязных" денег. По своей сути ФСНП России де-факто уже стала полицией финансовой. Необходимо закрепить такое положение де-юре. Это позволит выработать единую государственную политику в отношении "теневого" бизнеса, скоординировать следственные и оперативно-розыскные мероприятия.

Вместе с тем, полиция начинает в полной мере применять данное ей законодательством, образно говоря, оружие в виде возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий следствия по уголовным делам названных категорий. В связи с этим большие надежды возлагаются на ФСНП как на антикоррупционный орган: там, где трудно доказать должностное хищение или иное преступное злоупотребление, совершенное чиновником, на помощь в ряде случаев могут прийти налоговые статьи уголовного закона.

Налоговая полиция наделена достаточно широкими возможностями для выявления и пресечения правонарушений. Имеет смысл подробно привести весь комплекс предоставленных полицейским прав, поскольку в ближайшие годы все большее число проблем у хозяйственников и бизнесменов будет возникать именно с работниками данного ведомства. И нелишне знать, дабы не заваливать жалобами прокурора, что в своей работе они могут применять полномочия, одно перечисление которых займет немалую часть данной работы.

В соответствии с тремя основными видами деятельности (не считая обеспечения собственной работы, то есть физической охраны сотрудников и борьбы с коррупцией в аппарате): оперативно-розыскной, проверочной и проведением дознания работники налоговой полиции могут использовать права перечисленные в ст. 11 "Закона о федеральных органах налоговой полиции''. Первым здесь указано право органов налоговой полиции проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание по которым отнесено законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также обеспечения собственной безопасности.

Налоговая полиция может пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля, осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы РФ, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок.

Полиция может приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Таким образом, здесь, на мой взгляд, указано на возможность достаточно эффективной санкции за противодействие налоговым проверкам. Пункт 5 статьи 11 Закона предоставляет возможность полиции беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли) и обследовать их. Законным ограничением конституционного права на неприкосновенность жилища является то положение пункта 5, что о всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан, орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течении 24 часов с момента проникновения.

Таким образом, налоговой полиции фактически предоставляется едва ли не большие права, чем следователю по возбужденному и расследующемуся уголовному делу, который может попасть в жилище гражданина только вынеся постановление о производстве обыска.

Некоторая опасность использования указанных формулировок заключается в том, что отсутствует длительная устоявшаяся практика толкования и применения этой нормы. Поэтому понимать слова "жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности" можно довольно широко. Ведь независимого от того, дан ли коммерческой организации в качестве юридического адреса адрес квартиры, полиция может решить, что в этом жилом помещении все равно каким-то образом предпринимательская деятельность осуществляется, например, работает бухгалтер частного предприятия и хранится документация (на практике у меня был один похожий случай). Думается, что по этому поводу и прокуратура и суд должны будут занять должную конституционную позицию, дабы при всей необходимости эффективности этого мероприятия, исключить произвол.

Полицейские могут при исполнении служебных обязанностей проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции.

Полиция вправе безвозмездно получать от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (составляющей банковскую и коммерческую тайну). Полученная полицией информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.

Здесь надо сказать, что, конечно, такая в высшей степени конфиденциальная информация может представлять большой интерес для тех, к кому она попасть не должна и одним из мест возможной утечки информации как раз и явятся те организации, которые достаточно легко (без возбуждения уголовного дела, составления документов, предусмотренных УПК) могут ею завладеть. Вероятно, поэтому деятельность по борьбе с коррупцией в самой системе полиции, внутри этой системы выделена в особое направление. Это является определенной гарантией соблюдения требований о неразглашении предпринимательских тайн.

Надо сказать, что работа по выявлению коррупционеров в собственных рядах активно осуществляется в ФСНП России. В соответствии с законодательством, запрещающим государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, в 1999г. году управлением собственной безопасности выявлено более трех сотен таких нарушений, из которых около 80 совершили работники налоговой полиции, а остальные сотрудники налоговых органов. Все допустившие нарушения налоговые полицейские уволены.

Законодательством предусмотрены меры поощрения граждан, сотрудничающих с налоговой полицией. Лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, может быть выплачено вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет. Но на применение этой ссылки закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” на практике мне неизвестно.

Надо указать еще на два направления оперативной работы, предусмотренных и даже специально выделенных законодателем. Разрешено привлечение граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства. Попросту говоря, речь идет о проведении агентурной работы.

Но возможна также и разведка, то есть работа налоговых "штирлицев" в ближайшем окружении недобросовестных налогоплательщиков. Пункт 14 статьи 11 Закона говорит об этом как о праве полиции осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о способах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Такое внедрение происходит с санкции директора Федеральной службы или его первого заместителя, что предполагает, в общем-то, достаточно исключительный характер этой меры.

Полиция может использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а в исключительных случаях - принадлежащие общественным объединениям и гражданам. Органы налоговой полиции возмещают расходы, понесенные в этих случаях владельцами средств связи и транспортных средств, по требованию владельцев.

Пункты 11 и 12 статьи 11, регламентирующее административное производство, осуществляемое налоговой полицией, содержат ссылки и на иные нормативные акты, которыми следует руководствоваться полицейским. Здесь говорится, что полиция может составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществлять административное задержание применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а также налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.

С 1 января 1999г. , с ведением в действие подразделений службы судебных приставов, ФСНП РФ лишена права накладывать административные аресты на имущество неплательщиков налогов.

Если до декабря 1995г. налоговая полиция была вправе производить необходимые первоначальные следственные действия в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, то есть могла, будучи только органам дознания (но не следствия), возбудить уголовное дело о сокрытии прибыли в особо крупных размерах, а затем передать это дело в органы внутренних дел, в компетенции сотрудников которых находилось его расследование, то с указанного времени по делам перечисленной выше категории полицейским разрешено проводить предварительное следствие самостоятельно.

Результаты деятельности налоговой полиции могут выражаться не только в возбуждении и расследовании дел, выявлении налоговых нарушений и применении налоговых санкций, но и направлении определенных предписаний.

Следует сказать, что, вероятно, имело бы смысл более конкретно, со ссылкой на возможные санкции, изложить пункт 6 с 11 Закона, который предусматривает право требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать их выполнение, а также (п. 16) вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений.

Наверное, практика пойдет по тому пути, что наряду с реализацией данного права в каждом случае неисполнения предписания будут применяться положения о налоговых санкциях поскольку невыполнение требования об устранении нарушений и налогового законодательства означает, что такое наказуемое нарушение продолжает совершаться и по старым следам его выявить даже проще.

В целом ознакомление с перечнем прав налоговой полиции, реализация которых и составляет суть их деятельности многоцелевой направленности, подтверждает сделанный выше вывод о создании довольно мощного правоохранительного ведомства, которое в силу не только широких полномочий, но и существа поставленных перед ним задач оказывает серьезное воздействие на хозяйственную, а, быть может, и политическую (имея ввиду выявление фактов уклонения от уплаты налогов, коррупции – если учесть все изменения Уголовно процессуального кодекса) деятельность в стране.

К тому же, работа различных подразделений налоговой полиции не разделена ведомственными барьерами: оперативные мероприятия могут сочетаться с проверочными и завершаться легализацией материалов в уголовное дело. Так, собственно, происходит и в милиции, однако сильным связующим эту цепь звеном в полиции служит проводимая собственными силами налоговая проверка, в общем-то особое производство, завершающееся принятием строгих мер "налоговой ответственности".

Налогоплательщику также нужно знать, что в соответствии со ст. 20 Закона за противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную Закона ответственность. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством. Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.

Закон предусматривает порядок разрешения споров, связанных с решениями, принимаемыми органами налоговой полиции при проведении проверок исполнения налогового законодательства, если выводы полицейских противоречат заключениям, сделанным сотрудниками налоговой службы (и такое бывает!). В соответствии со ст. 9 Закона в целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по результатам контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных федеральными органами полиции, разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами.

В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации, который принимает материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном порядке.

Для осуществления надзора за деятельностью ФСНП в Генеральной прокуратуре созданы специальные подразделения. Так, в частности, за расследованием уголовных дел надзирают сотрудники одного из отделов управления по надзору за расследованием преступлений Генпрокуратуры.

Жалобу на действия следователей органов налоговой полиции городского, областного уровня следует подавать соответствующему прокурору.


Теперь я хочу отметить тот факт, что, как показала моя практика в УФСНП РФ , наиболее крупные суммы доходов скрываются от налогообло­жения фирмами, занимающимися производством и реализацией алкогольной и иной подакцизной про­дукции.

Анализ оперативной обстановки, складывающейся в сфере водочного бизнеса, свидетельствует о том, что во всех случаях лица, непосредственно занимающиеся незаконным производством фальсифицированных крепких напитков, действуют в непосредственном контакте с криминогенными группировками. По имеющимся данным, значительные суммы неконтролируемых доходов, получаемых от производства водки, уходят на развитие и расширение преступных сообществ, так называемый "подогрев общака", подкуп нужных должностных лиц. На криминогенную обстановку в сфере производ­ства и реализации алкогольной продукции оказыва­ет влияние несколько факторов:

— высокая доходность данного вида правонару­шений; фальсифицированная алкогольная продук­ция по-прежнему остается одним из самых доход­ных криминальных товаров.

— высокий уровень латентности данного вида незаконной деятельности;

— большая рентабельность производства фаль­сифицированной водки. Из одного литра техничес­кого спирта в подпольных цехах разливают 5 буты­лок поддельной водки;

—“псевдоэкспортная” ликероводочная продук­ция, произведенная вполне легально, благодаря про­белам в налоговом законодательстве приобретается организованными преступными группировками и в дальнейшем реализуется на внутреннем рынке по бо­лее высокой цене. Доходность этих операций — 200 и более процентов.

Наиболее распространенной схемой уклонения от уплаты налогов является следующая: крупные партии спиртного поступают от несуществующих предприя­тий в адрес несуществующих фирм. Так как алкоголь­ная продукция является очень высоко ликвидным товаром, ее реализация в своем подавляющем боль­шинстве происходит за наличный расчет без отра­жения в документах бухгалтерского учета. После реализации все поддельные сопроводительные до­кументы уничтожаются. Этот фактор является одним из самых существенных в пополнении “черного” оборота наличных денег, выводимых из налогооблагаемой базы.

Следует отметить, что в настоящее время подде­лывается практически весь спектр имеющейся на рынке алкогольной продукции: водка, коньяк, мароч­ные и шампанские вина и даже пиво.

В 1998 году только московский алкогольный рынок оце­нивался в 250 млн. литров продукции в год, теневой оборот составлял 50 % от реального. Таким образом, по самым приблизительным подсчетам государствен­ный бюджет в 1998 году недосчитался более 7 млрд. руб.

По оценкам специалистов московских правоохра­нительных органов контрафактный рынок алкоголя в 2000 году составлял 8-—12 %, то есть ежедневно минует московский и федеральный бюджеты около 4,5 млн. руб.

По данным ГУП “Московское качество”, за 1998— 1999 годы в столице переработано 463 тысячи кон­фискованных бутылок алкогольной продукции (983 литра), изъято из незаконного оборота 11,5 млн. бутылок алкогольных напитков и более 660 тыс. лит­ров спирта.

Опыт работы налоговой полиции показывает, что существующая нормативная база не позволяет должным образом пресекать налоговые преступления в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции. Это связано с тем, что производство, хранение и оборот спиртосодержащей продукции с денатурирующими добавками, выпускаемая гидролизными заводами, не подлежат лицензированию, и, как следствие, механизм контроля теряет всякий смысл, а бюджет недополучает средства от не начисленных акцизов и неуплаченных сборов за выдачу соответствующих лицензия. В конечном итоге указанная спиртосодержащая продукция используется как сырье для производства фальсифицированных алкогольных напитков..

Еще одной стороной производства фальсифици­рованной алкогольной продукции является исполь­зование поддельных акцизных марок. На рынке обо­рота алкогольной продукции обращается огромное количество поддельных марок, что значительно сни­жает эффективность контроля за объемом выпуска­емой алкогольной продукции.

Так в ходе совместной операции УФСНП ЗАО и налоговой инспекции была пресечена проти­воправная деятельность ИЧП “Макаренко С.Ю.”, кото­рое осуществляло маркировку алкогольной продукции осе­тинского производства фальсифицированными акцизными марками.

В ходе мероприятий в помещениях, арендуемых ИЧП “Макаренко С. Ю”, сотрудниками Управления обнаружены и изъяты поддельные акцизные марки для ликероводочной продукции в количестве 150 000 штук, готовая фальсифицированная алкогольная продукция в количестве 10 100 бутылок, неучтенные денеж­ные средства в сумме 120 000 руб., а также поддельные печати с оттисками крупнейших российских производи­телей алкогольной продукции, таких как АООТ Московс­кий завод “Кристалл”, 000 “Ост-Алко”, 000 “Компания Юджин”, и 100 поддельных сертификатов этих органи­заций.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступле­ние, предусмотренного ч. 2 ст. 171 У К РФ.

Как правило незаконный оборот алкогольной продукции сопряжен с занятием предпринимательской деятельностью без регистрации, без лицензии, либо с нарушением условий лицензирования. За изготовление и реализацию фальсифицирован­ной алкогольной продукции российское законода­тельство предусматривает административную и уго­ловную ответственность. Предусмотрена ответственность за действия по осуществлению деятельности по изготовлению и реализации фальсифицирован­ной алкогольной продукции:

— без регистрации;

—без специального разрешения (лицензии) в случае, если такое разрешение (лицензия) обяза­тельно;

—с нарушением условий лицензирования.

Общественно-опасными последствиями этих дей­ствий являются причинение крупного ущерба граж­данам, организациям или государству (свыше 200 ми­нимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а также извлечение дохода в крупном (свыше 200) или осо­бо крупном размере свыше 500 МРОТ). Данные деяния подподают под действие ст.171 УК РФ.

Нарушением условий лицензирования при изготовлении и реализации алкогольной продукции считается осуществление указанной деятельности:

— по просроченным лицензиям, так как они вы­даются строго на определенный срок;

— на другом территориально обособленном объекте, если он неуказан в лицензии, то есть в слу­чае, если лицензируемый вид деятельности осущест­вляется на нескольких территориально обособлен­ных объектах. Лицензиату одновременно с лицензи­ей выдаются заверенные копии с указанием место­положения каждого объекта. Эти копии регистриру­ются органом, уполномоченным на ведение лицен­зирования;

— на территории субъекта Российской Федера­ции по лицензии, выданной органом исполнитель­ной власти другого субъекта Российской Федерации и не зарегистрированной на территории, где осущест­вляется эта деятельность;

с нарушением условий действия лицензии, на­пример: при отсутствии необходимой техники, с на­рушением технологии и санитарных правил, без сертифицирования качества и т.п. Необходимо отметить, что осуществление деятельности по изготовлению и реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий лицензирования не в во всех случаях приводит к уклонению от уплаты налогов. Изготовление и реализация алкогольной продукции без регистрации практически всегда сопутствует уклонение от уплаты налогов. Статья 171.1 УК РФ (со значком 1) устанавливает, что за произ­водство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продук­ции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подде­лок, и совершаются в крупном размере (стоимость немаркированных товаров и продукции, в 200 раз превышающая МРОТ), наступает ответственность в виде штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от 2 до 5 месяцев либо лишения свободы на срок до 3 лет. этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Те же деяния, совершенные организованной груп­пой неоднократно, в особо крупном размере (сто­имость немаркированных товаров и продукции, в 500 раз превышающая МРОТ) наказываются лише­нием свободы на срок от 2 до б лет с конфискацией имущества или без таковой. Так органами налоговой полиции ЗАО была проведена проверка фирмы 000 “Фимком”, расположенной на территории одного из рын­ков г. Москвы. В результате проведенных мероприятий было задокументировано два факта оптовой реализации алкогольной продукции за наличный расчет покупателям-магазинам, причем выручи от реализации в сумме 117,2 тыс. руб. была незаконно переведена продавцом в категорию “черного нала” и заведомо выведена из офи­циальной бухгалтерской отчетности. При осмотре на складе были обнаружены свыше 20 тысяч бутылок раз­личных спиртных напитков, на большей части которых отсутствовали марки акцизного сбора. Было установлено, что срок действия лицензии 000 “Фимком” на реализацию алкогольных напитков истек три месяца назад. Образцы реализуемого спиртного были арестова­ны, склад опечатан и передан на ответственное хране­ние администрации рынка. После проведения доследственной и налоговой проверок в отношении руководи­телей 000 “Фимком” было возбужден о уголовное дело по ст. 199 и 171 УК РФ.

В результате проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО “ВВЗ “Усовный” установлено, что в нарушении ст. 2; 3;4 Федерального Закона “ О сборах за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции” от 8.01.98 г. № % ФЗ- предприятием был не начислен и не уплачен лицензионный сбор в размере 166980 рублей и не представлен расчет в инспекцию по лицензионному сбору, который уплачивается организациями, получившими в установленном порядке лицензии на право осуществление соответствующего вида деятельности один раз в год не позднее введения в действие указанной лицензии, в размере 500 минимальных размеров труда.

Действия руководителя ОАО “ВВЗ“Условный” квалифицированы как незаконное предпринимательство. По результатам проведенной проверки было возбуждено уголовное дело по ст. 171 ч. 1 УК РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Переход к рыночной экономике вызвал необходимость в создании нового государственного органа, который в соответствии с законодательством обеспечивал защиту финансовых интересов государства. Таким государственным органом стала налоговая полиция, которая за восемь лет своего существования пережила существенные преобразования, и по сути в настоящее время, после принятия 14 апреля 2000г. изменений и дополнений к УПК Российской Федерации, стала финансовой, получив право расследовать практически весь спектр преступлений в сфере экономики, в том числе и финансовых преступлений- связанных с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений основная часть из которых составляют налоговые.

Основными способами уклонения от уплаты налогов являются: полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета; использование необоснованных изъятий и скидок; искажение экономических показателей; искажение объекта налогообложения; маскировка объекта налогообложения; нарушение порядка учета экономических показателей; использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами.

Основными, приоритетными направлениями в деятельности федеральной службы налоговой полиции, на которых необходимо активизировать деятельность по выявлению и пресечению финансовых преступлений являются: легализация (отмывание) и вывоз денежных средств, преступления в сфере внешне экономической деятельности связанные с лжеэкспортными операциями, направленными на незаконное возмещение НДС из бюджета; преступления в сфере оборота фальсифицированной продукции.


Налоговые преступления и наказания за их совершение в соответствии с действующим Уголовным Кодексом Российской Федерации


Вид преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом Российской Федерации

Ответственность

(Наказание)

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194)



Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (свыше 1000 МРОТ)

Штраф в размере от 200 до 700 МРОТ или заработной платы (иного дохода) осужденного за период

от 2 до 7 месяцев




Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов



Лишение свободы на срок до 2 лет


То же деяние, совершенное:


группой лиц по предварительному сговору


лицом, ранее судимым по ст. 194, 198 или 199 УК

Штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ или заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 5 месяцев до 1 года


неоднократно


в особо крупном размере (свыше 3000 МРОТ)

Лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового


Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст.198)



Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере (свыше 200 МРОТ)

Штраф в размере от 200 до 700 МРОТ или заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 5 до 7 месяцев


Арест на срок от 4 до 6 месяцев


Лишение свободы на срок до 2 лет



То же деяние, совершенное:


в особо крупном размере


Штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ или заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 7 месяцев до 1 года


лицом, ранее судимым по ст.194, 198 или 199 УК РФ Лишение свободы на срок до 5 лет

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст.199)




Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере (свыше 1000 МРОТ)

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет


Арест на срок от 4 до 6 месяцев


Лишение свободы на срок до 4 лет



То же деяние, совершенное:


группой лиц по предварительному сговору


лицом, ранее судимым по ст. 194, 198 или 199 УК


неоднократно


в особо крупном размере (свыше 3000 МРОТ)


Лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Похожие работы:

  1. • Органы налоговой полиции
  2. • Налоговая полиция: задачи и функции
  3. • Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми ...
  4. • Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных ...
  5. • О правомерности административных штрафов, налагаемых налоговой ...
  6. • Налоговая полиция в системе субъектов правоохранительной ...
  7. • Отчет по учебно-производственной практике (в ФСНП по ...
  8. •  ... федеральной службы налоговой полиции по выявлению и ...
  9. • Отчёт по учебно-производственной практике (в ФСНП по ...
  10. • Надзор прокурора за соблюдением законов
  11. • Система налоговых органов, их функции и задачи
  12. • Проблемы банковской тайны
  13. • Финансовая полиция РК
  14. • Федеральный закон "О полиции"
  15. • Правовое регулирование налоговых отношений
  16. • Контроль Гос. Налоговой Инспекции за деятельностью граждан
  17. • Правовые акты управления
  18. • Субъекты налоговых отношений
  19. • Налоговый контроль
Рефетека ру refoteka@gmail.com