Рефетека.ру / История

Реферат: Экономических учений

1. Древний Египет. Памятником экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением.
2. Месопотамия. Здесь было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хамураппи. Основная тема законов – создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого».
3. Крупнейшим памятником общественной мысли Древней Индии является

«Артхашастра» – тракт об искусстве политики и управления государством.

Слово «артха» означает польза, а «шастра» – наука, научное произведение.
4. Основные течения общественной мысли Древнего Китая оформились в VI –

III вв. до н.э. Огромную роль в истории Китая сыграло конфуанство. Его основоположником был Конфуций. Основной источник его учения – сборник

«Лунь юй». Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.
1. Экономическая мысль Древней Греции. Она выражается в её ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции проявлялись в экономических взглядах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
2. Экономическая мысль Древнего Рима. В отличие от Древней Греции, в которой рабы эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем

Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели к возникновению колоната. Идеологом римских рабовладельцев был Катон Старший.
1. В крупных странах Востока феодальные отношения стали формироваться в

III – VIII вв. н.э. Происходило дальнейшее смягчение рабовладельческих отношений. Важной предпосылкой феодализации стали мероприятия государственной власти по раздаче земель в частное владение и пользование.
1. В эпоху феодализма в развитии экономической мысли Западной Европы был сделан шаг вперед по сравнению с античностью. Господствующей формой идеологии в странах Западной Европы в эпоху феодализма был католицизм.

Поэтому все рассуждения средневековых авторов по экономическим вопросам были облегчены в религиозно-этическую форму. Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся французский ученый Никола

Орем.
1. Восточные славяне уже в IX в. образовали феодальное государство.

Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. Экономическая мысль ещё не стала самостоятельной ветвью идеологии, а была составной частью общественной мысли. Представителем Экономической мысли XVII в. являлся А.Л. Ордин-Нащёкин. Он был крупным государственным деятелем, политиком, инициатором ряда мероприятий в области укрепления абсолютизма, покровительства русскому купечеству, укрепления самостоятельности и независимости России и её экономического прогресса.
1. Доктрина торгового баланса. Ведущие принципы научного мировоззрения меркантилистов хорошо известны: золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства; регулирование внешней торговли для обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путём импорта дешёвого сырья и др. Сердце меркантилизма – доктрина торгового баланса как непременного условия национального благосостояния.
2. Механизм золотоденежных потоков. Страна получает доход от международного обмена посредством: 1. зримого экспорта товаров; 2. незримого экспорта услуг; 3. экспорта драгоценных металлов или 4. импорта капитала в форме либо иностранных инвестиций внутри страны, либо прибылей на свои инвестиции за рубежом, либо иностранных займов.

Страна расходует на международный обмен: 1. зримый импорт; 2. незримый импорт; 3. импорт драгоценных металлов; 4. экспорт капитала в виде заграничных активов. Эти четыре статьи в совокупности всегда уравновешены.
1. Физиократы. Значение физиократов определялось тем, что они перенесли исследование из сферы общения в сферу производства и этим заложили основы для дальнейшего научного анализа капиталистической системы производства.
2. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. В «Экономической таблице» общество рассматривается как единый организм, объединяющий три основных класса

(класса производительного, собственников и класса бесплодного).
1. Смит выполнил исторически назревшею задачу – привёл в систему накопленные ранее знания об экономической базе общества и изложил их, руководствуясь общими теоретическими принципами. В экономическом учении

Смита большое значение придаётся накоплению капитала.
1. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Рикардо занимает теория стоимости.
1. Сэй продолжал труды Смита. Он завершает поражение идей физиократов.

Производить – значит просто создавать полезности, увеличивать способность вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания.
1. Мальтус известен своим законом о народонаселении. Он представляет рост населения геометрической прогрессией, а рост производства арифметической. Мальтус предполагает, что каждый член прогрессии соответствует периоду в 25 лет.
1. Великие утописты (Шарль Фурье, Роберт Оуэн и др.) внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически преходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными.
1. Постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений и процессов составляют одну из сильных сторон марксистской методологии, подхода к познанию многосложной и противоречивой действительности.
1. Экономисты-историки делали классической политической экономии три главных упрёка, ставя ей в вину: 1. «универсализм»; 2. рудиментарную, основанную на эгоизме психологию; 3. злоупотребление дедуктивным методом.
1. А.И. Чупров подчёркивал, что изменения меновых пропорций товаров совпадают с переменами в количестве труда, потребного для производства тех же товаров. А.А. Исаев считал неверным мнение субъектистов о том, что «чем более предмет полезен, тем он и более ценен». Н.А. Каблуков подчёркивал, что приложение труда составляет главнейшею особенность материального производства.

Похожие работы:

  1. • Экзаменационные вопросы и билеты по истории экономических ...
  2. • История экономических учений
  3. • История экономических учений 22 вопроса
  4. • Экономические учения Древней Греции: Ксенофонт ...
  5. • Экономическое учение Дж. С. Милля
  6. • История экономических учений
  7. • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  8. • История экономических учений
  9. • История экономических учений
  10. • История экономических учений
  11. • Экономическое учение Дж. Б. Кларка
  12. • Доклассические экономические учения
  13. • Сравнительная характеристика экономических учений
  14. • Контрольное задание по курсу "История экономических учений"
  15. • Экономическое учение Дж.М. Кейнса
  16. • Экономических учений
  17. • Экономическое учение Ж.Б. Сея
  18. • Экономическое учение П. Прудона
  19. • Экономическое учение физиократов
  20. • Предмет и методы истории экономических учений
Рефетека ру refoteka@gmail.com