Основные принципы бухгалтерского учета
Бухучет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение деятельности
предприятия на основании документов в различных измерениях.
Сплошное – обязательный учет всего имущества, всех видов произ-х запасов,
ден. Средств и др.
Непрерывность – постоянное наблюдение и запись в документах совершающихся
на предприятии фактов о движении мат. Ценностей, ден. Средств и др.
Взаимосвязность вызвана зависимостью совершающихся м/у собой фактов
Основные принципы:
- предприятие рассматривается как обособленный объект учета. Имущество и
обязательство его учитываются отдельно от имущества и обязательств
владельцев идр. Предприятий
- использование метода начисления и разграничения деловой активности м/у
смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те
периоды, когда имел место факт совершения сделки;
- предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшее перспективе;
- имущество и обязательства имеют стоимостную оценку;
1. Цель, задачи и виды хозяйственного учета
В РФ действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три
взаимосвязанных вида учета: оперативный; статистический; бухгалтерский.
Оперативный (или оперативно-технический) учет осуществляется для
повседневного текущего руководства и управления предприятием, участками,
производствами, цехами и т. п. С помощью оперативного учета управленческому
персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на
предприятии, об объемах выпущенной продукции, ее отгрузке и реализации, о
наличии производственных запасов и т. д. Источником информации для
получения таких сведений могут быть как документы, так и данные, полученные
по телефону, телетайпу, факсу, в устной форме. Оперативно-технический учет
может прерываться во времени, и надобность в нем появляется по мере
необходимости.
Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий, массовый характер
в различных областях хозяйства, экономики, науки, образования и т. д.
Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, тенденциях
ее развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных
запасов, численности и составе населения по возрасту, полу, профессиям и т.
п. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения и регистрации,
осуществляет единовременный учет и переписи. Для этих целей она применяет
информацию бухгалтерского и оперативно-технического учета.
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в
неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной,
документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных
фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.
Из определения следует, что в бухгалтерском учете:
имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности
предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов
производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и
реализацию продукции, денежных средств, задолженности как предприятию, так
и другим предприятиям, организациям и т. п.;
осуществляется непрерывность во времени отражения происходящих
хозяйственных фактов. Предполагается, что происходят постоянное наблюдение
и отражение хозяйственных операций, связанных с движением основных фондов,
производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, расчетов, фондов,
кредитов и т. п.;
каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным
документом или машинным носителем информации, который имеет правовую
основу, т. е. согласно ему устанавливается ответственность за выполняемую
хозяйственную операцию, а следовательно, документ приобретает юридическую
силу;
все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном
выражении, обобщая натуральные показатели;
существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной
деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся фактов.
Так, при поступлении материальных ресурсов на склады предприятия
обязательно должно быть указано, откуда они поступили: от поставщиков или в
результате передачи их из цеха в цех и т. д. Выплата заработной платы
работникам предприятия из кассы наличными подтверждает уменьшение
задолженности предприятия работающим, а также уменьшение денежных средств в
кассе. Поступление выручки от реализации продукции увеличивает наличие
денежных средств в кассе или в банке, но подтверждает уменьшение готовой
продукции как на складах предприятия, так и в отгрузке потребителям и т. д.
Перечисленные особенности бухгалтерского учета отличают его от оперативно-
технического и статистического видов/учета. Но только использование
информации всех трех видов учета, т. е. хозяйственного учета как целостной
системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной
деятельностью, удовлетворять запросы потребителей продукции, выполнять
работы и оказывать услуги, оценить положение предприятия на рынке.
Задачи бух.учета:
Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствие с
установленными нормами, нормативами и сметами;
Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и
финансовых результатах деятельности организации, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для использования
инвесторами (учредителями, собственниками и лицами, вложившим средства и
капитал), поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими
органами;
Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное
использование, своевременное предупреждение негативных явлений в
хозяйственно-финансовой деятельности.
Бухгалтерский учет - экономическая наука. Впервые о бухгалтерском учете как
науке упоминается в трудах Бенедетто Котру-льи (1458 г. ) и Луки Пачоли
(1494 г.). Они положили начало рассмотрению бухгалтерского учета как орудия
управления отдельным предприятием, с одной стороны, и как универсальной
методологической науки - с другой.
Вместе с тем научное обоснование бухгалтерского учета как экономической
науки, его теоретических и методологических основ выполнено значительно
позже усилиями ряда ученых и практиков многих стран мира.
Функции бух.учета:
1. Наблюдение; 2. Измерение; 3. Регистрация; 4. Обработка и передача
информации.
2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории Российской Федерации. Полные товарищества, не являющиеся юридическими лицами, а также малые предприятия могут вести бухгалтерский учет по упрощенной системе.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит их документов четырех уровней: первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты
(указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в конкретной организации.
Основой правовой базы в области бухгалтерского учета является Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Также к этой группе можно отнести Гражданский Кодекс РФ Закон от 29.12.95г. № 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектом малого предпринимательства"
- второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету, в которых обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, излагаются основные понятия по отдельным участкам бухгалтерского учета, бухгалтерские приемы. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету определенного имущества. Например, Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика" (ПБУ 1/98), Положение по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/97), и т.д." Кроме этого в эту группу документов входит План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
(На сегодняшний день Минфин РФ утвердил новый план счетов, который вступил в действие с 1 января 2001 года, но может применяться по мере готовности организации)
- третий уровень документов раскрывает приемы бухгалтерского учета. К ним относятся методические указания по ведению бухгалтерского учета, инструкции, рекомендации и т.п. Например, методические указания по ведению бухгалтерского учета доверительного управления и совместной деятельности
- четвертый уровень занимают рабочие документы самой организации, детализирующие бухгалтерский учет в конкретной организации. К ним, например, относится учетная политика организации.
Такая многоуровневая система документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности.
3. Основные принципы ведения бухгалтерского учета на предприятиях
Основные принципы ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях следующие:
1. Использование теоретического понятийного аппарата, предусмотренного вышеперечисленными документами.
2. Оценка имущества и обязательств с целью их отражения в бухгалтерском учете в денежном выражении.
3. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.
4. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации.
5. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется с использованием метода двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета.
7. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
8. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать соответствующие обязательные реквизиты.
9. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, если это не предоставляется возможным, - непосредственно после ее окончания.
10. Обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
11. Первичные документы являются основой для записей в учетные регистры.
Последние предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, с целью отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
12. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
13. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
14. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из структуры отрасли и других особенностей деятельности. Формирование учетной политики организации осуществляется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными Федеральным Законом Российской Федерации
"О бухгалтерском учете", Положением о бухгалтерском учете и отчетности и
Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия".
Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета, его организация в Российской Федерации базируются на общепризнанных
Международных стандартах бухгалтерского учета, разрабатываемых и публикуемых Комитетом по международным бухгалтерским стандартам.
4. Предмет и объекты бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная
деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из
многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две
группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;объекты,
составляющие хозяйственную деятельность организации.
К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй
- хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных средств
организации включаются:
основные средства - здания, машины, оборудование, транспортные средства,
инвентарь и др.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности
длительное время (более года), не изменяя своего внешнего вида,
изнашиваются постепенно, что и позволяет включать их стоимость в
себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока
их полезного использования путем начисления износа (амортизации) по
разработанным нормам. нематериальные активы - объекты долгосрочного
вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся
вещественными ценностями. Нематериальные активы, как и основные средства,
переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение
срока их полезного использования путем начисления амортизации по
самостоятельно установленным организацией нормам;
материально-производственные запасы (МПЗ) - сырье, материалы, комплектующие
изделия, тара, топливо и другие используются в одном акте производства,
поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них
продукцию. К данной группе относятся также остатки незавершенного
производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров;
денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации,
свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих
счетах - в банке, аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги и прочие
денежные средства;
средства в расчетах (нам должны) - дебиторская задолженность за товары и
услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за
подотчетными лицами и др.
Все перечисленные виды хозяйственных средств организации составят актив
баланса.
Источники собственных средств (пассив баланса).
Уставный капитал- совокупность в денежном выражении вкладов учредителей,
акционеров в имущество, полученных при создании организации для обеспечения
ее уставной деятельности.
Прибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученных с
начала года до отчетного периода, от реализации продукции, работ, услуг,
материальных ценностей, основных средств, включая превышение
внереализационных доходов над расходами.
Добавочный капитал как источник собственных средств образуется за счет
переоценки основных средств в сторону увеличения их стоимости или по
договору дарения различных активов от юридических и физических лиц или в
результате приватизации, а также за счет разницы от продажи собственных
акций (превышения продажной цены над номинальной стоимостью акций -
эмиссионный доход).
Резервный капитал создается за счет прибыли организации и предназначен для
покрытия непредвиденных потерь и убытков или выплат дивидендов учредителям,
имеющим привилегированные акции, при недостаточности для этих целей
прибыли.
Нераспределенная прибыль - прибыль предшествующих лет после уплаты налогов,
оставленная собственниками для развития организации; является источником
выплаты дивидендов, средств капитальных и финансовых вложений организаций.
Специальные фонды предназначены для создания источников, обеспечивающих
расширение производственных площадей, обновление основных средств (фонд
накопления) или создающих базу для материального поощрения сотрудников, их
отдыха. Они образуются за счет прибыли, полученной в результате
хозяйственной деятельности и остающейся в распоряжении организации.
Резервы и финансирование. Резервы необходимы организации для покрытия
расходов и платежей (резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по
сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.
Финансирование - это средства, полученные от других юридических лиц на
выполнение определенного вида работ. Возврату не подлежат.
Кредиты и другие заемные средства - обязательства организации.
Кредиты банка, Заемные средства Расчеты и прочая кредиторская задолженность
(мы должны).
Процессы производственной (хозяйственной) деятельности организации:
Приобретение и заготовление материальных ценностей. Производство.
Реализация.
6. Методологические основы организации бухгалтерского учета как системы.
Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов, с помощью
которых реализуется функции бух.учета. Метод включает в себя отдельные
элементы, из которых главными являются:
1. Документация - это первичная регистрация хозяйственных операций с
помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация явл.
одной из основных отличительных особенностей бух.учета, т.к. позволяет
осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. От качества
первичных документов в значительной мере зависит качество всего
бухгалтерского учета.
2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с
целью обеспечения достоверности показателей -бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия.
3. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения
информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по
составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на
определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами
предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием
хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
4. Система счетов и двойная запись - прием, который означает, что
группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в
бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов
(синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах
бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая
хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в
равных суммах .
5. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении
имущества предприятия и его источников. В целях сопоставимости оценка
имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться
единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением
установленных положений и правил оценки.
6. Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости.
Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) - способ определения
фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции
(работ, услуг,).
7. Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему
показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую
деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц,
квартал).
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерская
отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на
основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния
предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих
управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.
7. Балансовое обобщение информации. Содержание и структура бух. Баланса и
влияние на нее хоз-х операций
Важнейшим элементом БУ является бух. баланс.
Баланс это способ обобщенной группировки и текущего учета имущества
предприятия по функцио-нальной роли и источникам его образования в денежной
оценке на определенную дату. Это таблица, которая состоит из двух частей.
|Актив | |
| |Пассив|
|Имущес|Имущес|
|тво по|тво по|
|видам |источн|
|и |икам |
|функци|образо|
|ональн|вания |
|ой |и |
|роли. |назнач|
| |ения. |
|Активы|Источн|
|: |ики |
|оборот|собств|
|., |енных,|
|необор|заемны|
|от., |х |
|фин., |средст|
|немате|в. |
|р. | |
|Итого:|Итого:|
Показатели в балансе называются статьями баланса. Итоги в балансе
называются валютой баланса. Особен-ностью баланса является то, что валюта
актива баланса = валюте пассива баланса. Баланс составляется на 1 число
отчетного периода в 1000-ах рублей.
Актив и пассив баланса состоит из отдельных раз-делов и статей.
Структура и содержание актива баланса.
Актив состоит из 3 разделов.
1) Основные средства и прочие внеоборотные активы: - нематериальные активы;
- основные средства; - незавершенные капвложения; - долгосрочные финансовые
вложения; - расчеты с учредителями и др.
2) Запасы и затраты: - производственные запасы; - МБП;
- незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая
продукция и др.
3)Ден. средства, расчеты и пр. активы: - товары отгруженные; - расчеты с
дебиторами; - авансы выданные; - денежные средства и др.
Пассив баланса.
1) Источники собственных средств: - уставной капитал; - добавочный капитал;
- резервный капитал; - фонд накопления; - резервный фонд; - целевое
финансирование; - прибыль отчетного года; - прибыль нераспределенная
отчетного года; - нерас-пределенная прибыль прошлых лет.
2) Расчеты и прочие пассивы (источники заемных средств): - долгосрочное
кредиты банков; - долго-срочные займы; - краткосрочные займы; - расчеты с
кредиторами по обязательствам по распределению; - расчеты с учредителями;-
доходы будущих периодов; - фонды потребления; - резервы предстоящих
расходов и платежей; - резервы по сомнительным долгам.
Все хоз. опер, являющиеся первичным объектом БУ, оформляются документально,
потом они учитываются на счетах БУ, а на основании учетных даных составля-
ется баланс. Так ББ органически связан со счетами текущего учета. При этом
каждая, отражаемая операция вносит опред. изменения в ББ. Все хоз. операции
по признаку их влияния на ББ сводятся к 4 типам:
1. Поступили деньги в кассу с расчетного счета для выплаты зарплаты
вразмере 10000 уе
1 тип изменений в балансе - изменения происходят в активе баланса; одна
статья увеличивается; вторая уменьшается на эту же сумму. Валюта баланса не
изменяется, равенство сохраняется А+Х1-Х2=П.
2. Часть прибыли присоединяется к фонду накоп-ления: 3000 уе
2 тип изменений в балансе - изменения в пассиве баланса: одна статья в
пассиве баланса увеличивается, другая уменьшается. Валюта баланса не
меняется, равенство сохраняется: А=П+Х3-Х4.
3. Поступили материалы от поставщиков на сумму 5000 уе
А+Х1=П+Х3
3 тип: Статья в активе баланса увеличивается, в пассиве статья
увеличивается на эту же сумму.Валюта увеличивается , равенство сохраняется
4. Выдана зарплата рабочим из кассы предприятия в размере 5000 уе
4 тип : Уменьшается статья в активе баланса, на эту же сумму уменьшается
статья в пассиве.Валюта баланса уменьшается, равенство сохраняется. А Х2=П
Х4
8. Синтетический и аналитический счета бух. Учета как способ текущего
отражения деятельности организации. План счетов
Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и
отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом,
источниками его формирования. По внешнему виду счет представляет собой
таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета -
наименование объекта учета. Левая часть счета называется дебетом, Правая
часть называется кредитом. Для обозначения остатков счет используется
термин "сальдо"(остаток счета). На счетах хозяйственные операции отражаются
как в количественном, так и в стоимостном выражении.
В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на
активные и пассивные. Исходя из этого имеются две схемы записи на счетах.
Активные - это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные
виды имущества, их наличие, состав, движение. На активных счетахсальдо
может быть только дебетовое.
Пассивные - это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются
источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также
обязательства. Например, уставный капитал, кредиты, займы, задолженность и
т.п. На пассивных счетах остатки могут быть только кредитовые.
но бывают также и активно-пассивные счета, которые имеют признаки как
активных, так и пассивных счетов.
Все счета бух. учета подразделяются на синтетические и аналитические .
Синтетические счета предназначены для обобщенной группировки имущества
предприятия. Учет на синтетических счетах ведется только в стоимостных
измерителях . Например, синтетические счета: Основные средства, Материалы,
Нематериальные активы, Касса, Расчетный счет.
Аналитические счета предназначены для детализи-рованной группировки
имущества предприятия. Они открываются в развитии синтетических счетов.
Учет на аналитических счетах ведется в натуральном и стоимостном выражении,
по отдельным счетам в количественно-суммовом выражении.
Между аналитич. и синтетич . счетами сущ. связь:
1) Начальный остаток синтетич. счета равен сумме нач. остатков аналитич.
счетов.2) Обороты по дебету синтетич. счета равны сумме оборотов по дебету
аналитич. счетов.3) Обороты по кредету синтетич. счета равны сумме оборотов
по кредиту аналитич. счетов.4) Конечный остаток синт. счета равен сумме ко-
нечных остатков аналит. счетов
5) Запись операций по синтеитч. счету и аналитич. счетам ведется в одну и
туже сторону.6) Аналитич. открывают в развитие синтетических
План счетов состоит из разделов:
1. Внеоборотные активы 2. Производственные запасы 3. Затраты на призводство
4. ГП и товары 5. Ден. Средства 6. Расчеты 7. Капитал 8. Фин. Результаты. А
также забалансовые счета.
9. Двойная запись и система счетов бух. Учета. Классификация счетов
(см. вопр. 8)
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета
дважды (методом двойной записи): по дебету одного и кредиту другого счета.
Исходя из содержания хозяйственных операций, необходимо открыть
соответствующие счета бухгалтерского учета, записать в них начальные
остатки, хозяйственные операции с использованием метода двойной записи,
определить обороты по дебету и кредиту каждого счета и вывести остатки на
конец хозяйственных операций. Следует иметь в виду, что в каждом
бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в
последовательности их совершения, т. е. в хронологическом порядке.
Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией
счетов. Она выражается записью данных хозяйственной операции по дебету
одного и кредиту другого счета.
Каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания,
обязательно затрагивает два объекта учета, и два счета, так как она имеет
двойственный характер. В самом деле, если организация приобретает
материалы, то, с одной стороны, увеличиваются материалы, а с другой -
уменьшаются средства, за счет которых они приобретены, т. е. обязательно
указывается, за счет каких источников они поступили: куплены за наличные
или на их приобретение был использован кредит, или образовалась
задолженность поставщикам.
Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она
должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой
сумме. Следовательно, при составлении корреспонденции счетов с
использованием метода двойной записи обязательно участвуют три
составляющие: содержание хозяйственной операции (ее описание); дебетуемый
счет; кредитуемый счет. В отечественной практике и теории сложились две
школы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический подход и
оперативно-балансовый.
Считается, что наиболее полное научное обоснование методу двойной записи
дает оперативно-балансовый подход.
Согласно этому подходу сущность двойной записи объясняется строением
баланса организации, в котором с двух позиций рассматривается его
имущество: по составу и размещению (актив баланса); по источникам
формирования этого имущества (пассив баланса). Поэтому итоги статей актива
и пассива баланса всегда равны. Каждая хозяйственная операция вследствие
этого затрагивает две статьи баланса, что характеризуется влиянием на
баланс четырех типов операций, которые изменяют или только имущество
организации (актив баланса), или только источники формирования этого
имущества (пассив баланса), или одновременно и имущество, и его источники
образования (актив и пассив баланса).
Следовательно, необходимость метода двойной записи вытекает из метода
балансовой группировки имущества организации.
Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и
та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды - по дебету
одного и кредиту другого счета. Поэтому в случае расхождения сумм по данной
операции выявляется допущенная ошибка и устанавливается ответственный за
нее.
10. Способы выявления и исправления ошибок в бухгалтерских записях
При заполнении учетных регистров могут быть сделаны ошибки. Ошибки могут
быть локальные - искажение информации только в одном учетном регистре
(например, неправильно поставлена дата), и транзитные - если ошибка
автоматически проходит через несколько учетных регистров (например,
искажение записи любой суммы в журнале регистрации операций ведет к ошибкам
на счетах, в оборотной ведомости и балансе).
Ошибки могут быть в тексте операции, тогда они приведут к неправильной
проводке, и в числах (наиболее распространенные).
Часто бухгалтер, записав сумму в дебет одного счета, забывает записать ее в
кредит другого счета или наоборот. Бывает, что, записав сумму в журнал, он
забывает разнести ее по счетам. Иногда, заполнив регистры синтетического
учета, бухгалтер забывает об аналитическом учете.
Для исправления ошибок обычно используют следующие способы.
1. корректурный ( неправильная запись зачеркивается и сверху ставится
правильная запись).
2. дополнительной записи (делается дополнительная корреспонденция счетов,
которая корректирует неправильную запись)
3. сторнировочной записи , или "красное сторно"(имеется ввиду обратные
записи на предмет уничтожения неправильной записи). При этом способе
ошибочная сумма повторяется красными чернилами - это означает, что она
вычитается из предыдущей. Затем пишут правильную сумму, но уже обычными
чернилами. Так исправляют обычно транзитные ошибки. Может быть сделана и
дополнится проводка, которая корректирует неправильную запись.
11. Методологические основы организации первичного учета
(см. в. 11)
Особенность б/у - сплошное и непрерывное отра-жение хоз. операций, что
достигается при помощи документации, являющейся источником учетной
информации.
Первичный документ - это бухг. документ, составленный в момент совершения
хозяйственной операции и являющийся свидетельством происшедшего факта.
Первичный документ подтверждает юридическую силу операции, устанавливает
ответственность исполнителя. Не одна операция не может быть учтена, если
она не оформлена надлежащим образом документом.
Учетные или бухгалтерские документы, используемые на предприятиях,
составляются на типовых бланках, соответствующих утвержденным формам,
которые содержат следующие обязательные реквизи-ты: наименование документа,
номер документа, подпись, дата, штамп организации, наименование операции,
измерители (кол-во, цена, сумма), фамилия составителя и ответственного.
Первичный учет - организованная система измерения и регистрации количества
мат. ценностей, труда и финансовых ресурсов, вовлекаемых в хоз. операции, а
также отражения признаков и показателей этих операций в мат. носителях
информации или непосредств. в вычислительной системе.
Учетная обработка документов состоит из: Таксировки, или расценки
(количество умножается на цену, проводится в тех случаях, когда они при
поступлении содержат натуральные количественные показатели); Группировки
(производится по определенным признакам. Результат - группировочные и
накопительные сводные ведомости, последние позволяют делать учетную
ведомость общими итогами); Контировки (форма разметки корреспондирующих
счетов, на которые зарегистрированная в данном документе операция должна
быть учтена. Контировка приводится в первичном документе, и составляется на
бланке того документа, которым оформлена операция).
После учетной обработки документов содержащиеся в них данные записываются в
системе счетов бухгалтерского учета.
12. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и ее виды
Она проводится в целях обеспечения достоверности данных БУ и отчетности.
Инвентаризация - это проверка наличия и состояния мат. ценностей, ден. ср-в
и расчетов.
Инвент. обеспечивает контроль за сохранностью матер. ценностей, ден. ср-в,
за работой матер. ответст-венных и должностных лиц.
Она используется для выявления фактов, не поддающихся документированию в
момент их совершения.
Различают след. виды инвент.:
1. полные и частичные,2. текущие и перманент-ные,3. плановые и внезапные.
Полная инвентаризация охватывает все виды имущества предприятия. Она
проводится один раз в год перед составлением годового отчета, как правило,
на 1.10 отчетного года.
Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества или
часьт имущества на опред. участках.
Текущая инвентаризация проводится для выявления фактического расходования
сырья и материалов в пр-ве.
Перманентная инв. состоит в том, что инв. мат ценностей проводится
постоянно в момент миним. остатка мат. ценностей.
Плановая - И. по плану.
Внезапная - вне плана, по различным причинам.
Инвентаризация проводится:
1. при передачи имущества организации в аренду, при пордаже и выкупе
имущества;2. перед составлени-ем годового отчета не ранее 1.10 отчетного
года; 3. при смене материально-ответственных лиц; 4. при установлении
хищений или злоупотреблений; 5. в случае стихийных бедствий; 6. при
ликвидации предприятия.
Отражение результатов инвентаризации имущества в бух.учете:
Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации
которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях
отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между
показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных
описей. Суммы излишков и недостач товарно - материальных ценностей в
сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в
бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, но
числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении,
арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные
сличительные ведомости. Сличительные ведомости могут быть составлены как с
использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так
и вручную.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с
данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем
порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое
имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению
соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение
финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением
причин возникновения излишка и виновных лиц;
убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном
законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя
организации соответственно на издержки производства и обращения у
организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной
организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления
фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм
определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В
том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном
порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли
должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому
установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как
недостача сверх норм;
недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а
также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех
случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц
отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки
производства и обращения у организации или уменьшение финансирования
(фондов) у бюджетной организации.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений
фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются
на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете
принимает руководитель организации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того
месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой
инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в
ведомости результатов, выявленных инвентаризацией
Напр инвентаризация кассы: Излишки приходуются как доход предприятия
(91.1), а недостача средств списывается на сч. 84 «Недостачи и потери от
порчи ценностей», с которого затем списываются в дебет сч. 73.3 «Расчеты по
возмещению материалного ущерба»
13. Правила оценки статей бухгалтерского баланса
Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для
отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке
в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату,
осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его
покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на
дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по
стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством
объекта имущества).
Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты,
связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных
средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других
затрат на изготовление объекта имущества.
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по
операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых
путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской
Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные
записи производятся в валюте расчетов и платежей.
ПРИМЕРЫ - Правила оценки статей бухгалтерской отчетности:
1. Незавершенные капитальные вложения - отражаются в бухгалтерском балансе
по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
2. Финансовые вложения - принимаются к учету в сумме фактических затрат
для инвестора.
3. Основные средства - отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной
стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и
изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисления
амортизации в течение срока их полезного использования.
4. Нематериальные активы:
Нематериальные активы - отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной
стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и
затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к
использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.
5. Сырье, материалы, готовая продукция и товары отражаются в бухгалтерском
балансе по их фактической себестоимости.
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или
нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты,
связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья,
материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на
производство продукции либо по прямым статьям затрат.
Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в
бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.
При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным
ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам
(скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей.
14. Формы бухгалтерского учета как совокупность учетных регистров
Форма бухгалтерского учета - это совокупность учетных регистров для
отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и
группировке соответствующими приемами записей. Учетные регистры - это
счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с
экономической группировкой данных об имуществе и источников его
образования. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации
и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных
документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской
отчетности.
Формы бухгалтерского учета непрерывно развиваются от простейших
бухгалтерских книг при мемориально-ордерной до современных рационально
построенных регистров автоматизированных систем.
Виды форм бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная,
таблично-перфокарточная, автоматизированная. Для малых предприятий получила
развитие упрощенная форма бухгалтерского учета.
При мемориально-ордерной форме учета синтетический учет ведется в книгах
или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги,
ведомости, карточки. На каждую операцию составляется мемориальный ордер.
Главное содержание ордера - это проводка (корреспонденция счетов), дата ее
составления и сумма. При мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета
бухгалтерский баланс организации составляется на основании оборотной
ведомости по синтетическим счетам.
При журнально-ордерной форме учета аналитический и синтетический учет
осуществляется в единой системе записей, при этом используются два вида
бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме
этого ведутся инвентарные карточки или книги учета объектов основных
средств, карточки или ведомости пот учету материалов, готовых изделий и
т.п. итоговые данные журналов-ордеров переносятся в конце месяца в Главную
книгу. По данным главной книги составляется сальдовый баланс.
При таблично-перфокарточной форме бухгалтерского учета применяется с учетом
использования вычислительных машин - перфораторов и табуляторов. Почти не
используется. При автоматизированной форме учета создаются специальные
программы для обработки данных первичных документов, подсчета итоговых
данных по определенному отчетному периоду и обобщение данных в определенных
учетных регистрах ( например, оборотно-сальдовая ведомость в "1С-
Бухгалтерия").
При упрощенной системе бухгалтерского учета , используемой малыми
предприятиями , не используется метод двойной записи. Ведется учет доходов
и расходов в специальной книге.
15. Законодательная основа бухгалтерского учета в РФ
(см. в. 3)
Цель законодательного регулирования бухучета: обеспечение доступа всем
заинтересованным пользователям к информации, представляющую собой
объективную картину фин.состояния и результатов д-ти орг-ции.
Нормативное регулирование бухучета в РФ состоит из 4-х уровней:
1-й Законодательный, 2- Нормативный, 3-Методический 4- Докуметы
предприятия.
Законодательный уровень регулирует постановку учета на предприятии
(Президент, СФ, Прав-во РФ, МинФин). Самый важный –ГК РФ. В 1-й части ГК
закреплены многие вопросы учета на пр-ии (наличие сам-го баланса, понятие
чистых активов, дочерних и зависимых обществ и др.) Нал. Кодекс. Кодекс
законов о труде Федеральные законы. Фед. Закон о бухучете, в котором
закреплены правила ведения бухучета и отчетности, ФЗ о малых предприятиях,
ФЗ о ООО, ФЗ об АО и др.
ФЗ о бух учете от 21.11.96г. №129ФЗ Распространяется на все орг-ии. Було 4
изменения. Последнее 31.12.2002г. Состоит из 4 глав и 19 статей.
1 гл Общие положения. Основные понятия, объекты бухучета, задачи идр.
2 Гл Основные требования к ведению бухучета, бухдокументации и регистрации.
3.Гл. Бухгалтерская отчетность. Понятие отчетного год. 5 форм.
4 гл. Закл.
Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ от 29 июля 98г №34н
1Гл: Общие положения; 2Гл:Основные правила ведения бухучета 3Гл: Основные
правила составления и предоставления бухотчетности; 4Гл: Порядок
предоставления бухотчетности 5Гл: Сводная бухотчетность 6Гл: Хранение
документов бухучета.
16. Учетная политика предприятия (ПБУ 1/98)
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность
способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной
деятельности.
Формирование учетной политики:
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером)
организации на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика
организации" ПБУ 1/98 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 9
декабря 1998г. №60н) и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в
соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов
хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы
первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней
бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, что:
активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и
обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других
организаций (допущение имущественной обособленности);
организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее
отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного
сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в
установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
принятая организацией учетная политика применяется последовательно от
одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения
учетной политики);
факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному
периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени
поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами
(допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей
организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями
и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при
формировании учетной политики, применяются с первого января года,
следующего за годом утверждения соответствующего организационно -
распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами,
представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные
на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Методические аспекты учетной политики:
На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета,
нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно
формировать следующие элементы учетной политики:
1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них
(формы бухгалтерского учета);
2. Составление рабочего плана счетов на основе типового Плана счетов;
3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их
оценки;
4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов,
готовой продукции, незавершенного производства;
5. Определение стоимостного предела отнесения предметов к основным
средствам и к МБП;
6. Установление порядка начисления износа по основным средствам;
7. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;
и др.
17 Учет инвестиций в основные средства
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам: В целом по
строительству и по отдельным объектам; По приобретаемым отдельным объектам
ОС. Бух учет долг. Инвестиций ведется на сч.08 «Вложения во внеоборотные
активы» Открываются субсчета: 1.Приобретение зем.участков 2. Приобретение
объектов природопользавания 3. Строительство объектов ОС 4. Приобретение
объектов ОС 5. Приобретение НМА На сч.80 отражается стоимость объектов
кап.строительства до ввода их в эксплуотацию. Если оборудование не требует
монтажа то делаются проводки: Д08 –сумма факт.затат Д19 НДС-на сумму НДС, К
60 –на сумму факт.затрат. И затем Д01 К08 на первонач.стоимость. При
оплате: Д60 К51
Если оборудование требует мотажа: Д07, Д19 К 60, Затем Д08.3 К07 В случаях
строительства, сооружения и приобретения ОС за счет кредитов банка
проценты, уплаченные банку до ввода в эксплуотацию включаются в
первоначальную стоимость ОС, а после учитываются в качестве операционных
расходов.
18. Учет поступления и движения ОС
Стоимость ОС, поступивщих в качестве вклада в УК, оформляют бух.записями:
Дт 08 "Вложения во внеоборотные активы" + Кт 75 "Расчеты с учредителями";
Дт 01 "ОС" + Кт 08 "Вложения во внеоборотные активы". ОС, приобретаемые за
плату у других орг-ий и лиц, а т.ж. созданные в самой орг-ии, отражают по
Дт 01 "Основные средства" и Кт 08 "Вложения во внеоборотные активы". С 1
янв.2000г. - по Дт 01 и Кт80 "Прибыли и убытки" в составе внереализационных
доходов. В соответствии с нов. Планом счетов безвозмездно принятые ОС
приходуют по Дт08 "Вложения во внеоборотные активы" и Кт98 "Доходы будущих
периодов", субсчет 98-2 "Безвозмездные поступления". Cт-ть безвозмездно
полученных ОС по мере начисления аморт-ии по ним списывается с субсчета 98-
2"Безв.поступления" в Кт 91"Прочие доходы и расходы". Следовательно, по
безвозмездно принятым ОС составляются след-ие б/записи: Дт08"Вложения во
внеоборотные активы"+ Кт счета "Доходы будущих периодов"и др. счетов {на
первоначальную ст-ть}; Дт01"ОС"+Кт 08"Вложения во внеоборотные активы"{на
первон.ст-ть}; Дт счетов учета затрат (25,26 и др.)+Кт02"Аморт-ия ОС"
{ежемесячно на сумму аморт-ии}; Дт98"Доходы будущих периодов"+Кт91"Прочие
доходы и расходы" {ежемесячно на сумму аморт-ии}.
При выбытии ОС накопленная аморт-ия по объекту списывается в уменьшение его
первоначальной ст-ти. При этом дебетуют счет02"Аморт-ия ОС" и кредитуют
счет01"ОС". При выбытии ОС вследствии продажи, по причине ветхости,
морального износа, безвозмездной передачи остаточная ст-ть объекта
списывается со счета 01"ОС" в Дт 91"Прочие доходы и расходы". Кроме того по
Дт91 отражаются все расходы, связанные с выбытием ОС, а по Кт - все
поступления, связанные с выбытием ОС (выручка от продажи объектов,ст-ть мат-
ов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.). На счете
91"Прочие доходы и расходы" формируется фин.рез-ат от выбытия ОС. Б/записи
по списанию ОС: Дт02" +Кт 01 {на сумму ам-ии объекта}; Дт 91+Кт 01 {на
остаточную ст-ть объекта}; Дт91+Кт70 "Расчеты с персоналом по оплате
труда"+Кт76"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"+Кт других счетов
{на расходы по демонтажу объекта}; При продаже ОС их продажную ст-ть
отражают по Дт62 или 76 и Кт91". ООстаточную ст-ть ОС списывают с Кт01"ОС"
в Дт91, а сумму ам-ии по проданным ОС - в Дт02 и Кт01. В Дт91 списывают НДС
по ОС (с Кт68) и расходы по продаже ОС с Кт44"Расходы на продажу". Для
учета выбытия ОС к сч.01 может открываться субсчет "Выбытие ОС". В Дт этого
субсчета переносят ст-ть выбывшего объекта, а в Кт - накопленной ам-ии.
Остаточная ст-ть объекта списывается со сч.01 на сч.91"Прочие доходы и
расходы".
19. Методы начисления амортизации и учет износа ОС (ПБУ 6/01)
ОС погашают свою стоимость по мере начисления омортизации. Для учета
амортизации исп-ся пасс. сч.02. Ам-ия ОС производится одним из следующих
способов: Линейный способ; Способ уменьшаемого остатка; Способ списания
стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; Способ списания
стоимости пропорц-но объему продукции. Ам. Отчисления по ОС начинают
начислятся с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к
бухучету. ПБУ 6/01
Линейный метод: А=ПС/Т; А –годовая сумма амортизации; ПС –первонач.сто-ть;
Т-срок полезного использования
Уменьшаемого остатка: А = ОС/Т; ОС –остат.стоим-ть на нач. тек. Года
Сумма чисел лет срока полезного исп-ия: Ам=((Т-м+1)*ПС)/SI; где Ам –сумма
ам. Отчислений за год м; м-номер года от начала срока исп-ия; SI-сумма
чисел лет срока полезного использования
Пропорционально объему пр-ии: Ам = (ПС* Ом)/Оплан; Оплан – предполагаемый
объем выпуска пр-ии; Ом-фактический
Делаются бух проводки: Д20,23,25,26,44 К02
20. Учет арендованных ОС
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущ-ва в
аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов
деятельности или в составе операционных доходов и расходов. При1 варианте
сдача имущ-ва в аренду признается обычным видом деят-ти. Расходы по этой
деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20,26,44 и
др.), а доходы - на счете учета выручки от продажи (90). При 2 вар.сдача
имущ-ва в аренду не явл-ся предметом деят-ти орг-ии и поэтому доходы и
расходы от сдачи имущ-ва в аренду учитывают на сч.91"Прочие доходы и
расходы" в составе операционных доходов и расходов. Произведенные затраты
на ремонт сданных в текущую аренду ОС арендодатель списывает в Дт91"Прочие
доходы и расходы" с кредита материальных, расчетных и денежных
счетов(10,70,69 и др.). Начисление ам-ных сумм по сданным в аренду ОС
арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет след.записью:
Дт91+Кт02. Начисление арен-ой платы за отчетный период отражается по Дт76 и
по Кт91. Выручка от услуг по сдаче в аренду имущ-ва, в т.ч. по лизингу,
облагается НДС. Начисление НДС отражают по Дт91 и Кт68. Ар-ая плата,
начисленная авансом за будущие периоды, отражается по Дт76 и Кт98.
Поступившие ар-ые платежи записывают в Дт51"Расчетные счета" с Кт76. На ст-
ть произведенных арендатором кап.вложений в арен-ые ОС производится
дооценка ОС, которая приходуется по Дт01"ОС" с Кт08. Арендатор учитывает
арен-ые ОС на забалансовом сч.001"Арен-ые ОС" по первонач.ст-ти,
обозначенной в договоре. Аналит.учет ведется по объектам, принятым в
аренду, и арендотателям. На ар-ой платы, начисленной арендодателем,
арендатор дебетует счета издержек произ-ва и обращения (25"Общепроиз-ые
расходы"и др.) и кредитует сч.76. Начисление ар-ой платы за будущие периоды
отражают по Дт97"Рас-ды будущ.периодов" и Кт76. Текущие начисления ар-ой
платы списываются с Кт97 в Дт счетов издержек произ-ва и обращения.
Договором аренды может быть предусмотренно осуществление кап.вложений
арендатором в арендованные ОС. Кап.вложения арендатора, осуществляемые за
счет арендодателя, списываются у него в Дт76"Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами". Если договором предусмотрены кап.вложения в арендованные ОС
за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно
передаются арендодателю. Передача оформляется б/записями на безвозмездную
передачу основных фондов.
21. Учет нематериальных активов их амортизация
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ НМА осуществляется на счетах 04"НМА", 05"Ам-ция НМА"
Учет НМА на сч.04 осуществляют в первоначальной оценке. По некоторым видам
НМА со сч.04 списывают на счет затрат начисленную ам-цию по этим активам..
На сч.05"Ам-ция НМА" отражают начисление и списание (при выбытии) ам-ции по
тем видам НМА, по которым погашение их ст-ти производится с использованием
сч.05. Расходы по приобретению и созданию НМА относятся к долгосрочным
инвестициям и отражаются по Дт08"Вложения во внеоборотные активы" с Кт
расчетных, материальных и др.счетов. После принятия на учет приобретенных
или созданных НМА они отражаются по Дт04"НМА" с Кт08. НМА, внесенные учред-
ми или уч-ми в счет их вкладов в УК, целесообразно отражать на сч.08(по
аналогии с ОС). При этом задолженность учредителя по вкладу в УК отражают
по Дт75"Расчеты с учред-ми" и Кт80"УК". На ст-ть поступивших в счет вклада
в УК НМА составляют б/записи: Дт08"Вложения во внеоборотные
активы"+Кт75"Расчеты с учред-ми"; Дт04"НМА"+Кт08"Вложения во внеобор-ые
активы". НМА, полученные по договору дарения или иным образом безвозмездно,
необходимо учитывать по рыночной ст-ти в составе внереализационных доходов
орг-ии. Безвозмездно полученные НМА приходуются по Дт08"Вложения во внеоб-
ые активы" с Кт 98"Доходы буд. периодов", субсчет98-2"Безвозмездные
поступления". Со сч.08 первоначальная ст-ть НМА списывается на сч.04. Ст-ть
безвозмездно полученных НМА, учтенная на субсчете 98-2, в дальнейшем
списывается ежемесячно в размере начисленных сумм аморт-ых отчислений по
объекту в Кт91"Прочие доходы и расходы". По приобретенным НМА орг-ии
уплачивают НДС по установленным ставкам. По безвозмездно поступившим НМА
налогооблагаемая прибыль увеличивается на ст-ть поступивших активов, но не
ниже их остаточной ст-ти, числящейся у передающей орг-ии.
23. Методы оценки и списания МПЗ
Материалы относятся к материально-производственным запасам и по виду
относятся в оборотным средствам. Материалы учитываются на счете 10
"Материалы", который является активным Материалы могут учитываться по
фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным
ценам.Фактическая себестоимость приобретения (заготовления) материалов
складывается из суммы, уплачиваемой поставщику или продавцу, расходов на
транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением материалов и т.д.
Перечень расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов
регулируется соответствующими нормативными актами (ПБУ5/98 "Учет
материально-производственных запасов") . Другой способ учета материалов
называется учет по учетным (плановым)ценам. Для этого применяются
дополнительные счета 15 "заготовление и приобретение материалов" и 16
"Отклонение в стоимости материалов". В этом случае на основании поступивших
на предприятие расчетных документов поставщиков делается запись по дебету
счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" и кредиту счетов 60
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными
лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в
зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности по плановым
ценам. Оприходование материалов, фактически поступивших на предприятие,
отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15
"Заготовление и приобретение материалов".Выявившийся на счете 15
"Заготовление и приобретение материалов" остаток списывается в конце месяца
в дебет счета 16. Один из этих способов закрепляется учетной политикой
предприятия.
Списание мат-ов, израсход-х при пр-ве продукции, а также для управленческих
нужд отражается: Д20,23,25,26 К10
Себестоимость реал-х МПЗ согласно накладным на отпуск матералов на сторону
отражается: Д91 К10, Д62 К91.1 «Прочие доходы»
24. Учет поступления и движения МПЗ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ведут на синтетич. счетах
10"Материалы", 11"Животные на выращивании и откорме", 14"Резервы под
снижение ст-ти матер-ых ценностей", 15"Заготовление и приобретение мат-ых
ценностей", 16"Отклонение в ст-ти материалов". На синтетич.счетах учет
матер.ценностей ведут по фактической с/с или по учетным ценам. При учете
материалов по факт.с/с в Дт матер-ых счетов относят все расходы по их
приобретению. При поступлении мат-ов дебетируют матер-ый счет 10"Мат-лы" и
кредитуют: *сч.60"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- на ст-ть
поступивщих мат-ов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и
снабженческих орг-ий и транспортно-заготовительными рас-ми, включенными в
счета поставщиков, включая оплату % за приобретение в кредит,
предоставленный поставщиком и суммовые разницы, возникающие до принятия на
учет мат-ов; *сч.66"Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и
67"Расчеты по долгоср.кред.и займам"-на начисленных % за кредиты и займы,
использованные на закупку мат-ов; *сч.76"Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами"- на ст-ть услуг,оплачиваемых чеками транспортным(ж/д-ым и
водным) орг-ям; * сч.71"Р-ты с подотчетными лицами"-на ст-ть мат-ов,
оплаченных из подотчетных сумм; *сч.23"Вспомогательные пр-ва"- на расходы
по доставке мат-ов собственным транспортом и на факт.с/с мат-ов собств-ого
пр-ва; *сч.20"Осн. пр-во"- на ст-ть возвратных отходов; *другие счета.
Матер-ые ценности, полученные от разборки списанных ОС, и излишки мат-ов,
выявленные при инвертар-ии, оценивают по рыночной ст-ти и приходуют по Дт10
с Кт91"Пр.доходы и расходы". Мат-лы, полученные по договору дарения и
безвозмездно, принимают на учет по рын-ой ст-ти по Дт10 с Кт98"Доходы
буд.периодов". По мере списания безвозмездно полученных мат-ов на счета
учета затрат и по др.причинам выбытия(на сч.20,23,25,26,97 и др.с Кт10) их
ст-ть списывается со сч.98 в Кт91. Списание мат-ов, израсход-х при пр-ве
продукции, а также для управленческих нужд отражается: Д20,23,25,26 К10.
Себестоимость реал-х МПЗ согласно накладным на отпуск матералов на сторону
отражается: Д91 К10, Д62 К91.1 «Прочие доходы»
25. Учет расходов с поставщиками и подрядчиками. Учет расходов по оплате
труда и подоходного налога с физических лиц.
К поставщикам относятся предприятия и организации, поставляющие сырье,
материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывают
различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и
выполняющие разные работы ( текущий и капитальный ремонт основных средств и
др.). расчеты с поставщиками осуществляются после отгрузки ими товарно-
материальных ценностей, выполнения и оказания услуг.Учет расчетов с
поставщиками ведется на активно-пассивном счете 60 "Расчеты м поставщиками
и подрядчиками". Этот счет по классификации относится к счетам
хозяйственных средств. При проведении операций с поставщиками по кредиту
счета фиксируются возникающие суммы задолженности перед поставщиками. При
этом счет корреспондируется со счетами учета материальных ценностей ,
затрат на производство в сумме фактической их стоимости. Счет дебетуется в
случае погашения задолженности поставщикам. При этом в корреспонденции с
ним могут быть отражены счета по учету денежных средств. (Д-т сч.60 - К-т
сч.51). Аналитический счет по счету 60 ведется по каждому поставщику. Учет
расчетов с поставщиками осуществляется на основании счетов, актов приема-
передачи и заключенных с поставщиками договоров.
Для учета расчетов по оплате труда используется Счет 70 "Расчеты с
персоналом по оплате труда" . Это пассивный счет. По классификации
относится к счетах хозяйственных средств. Счет предназначен для обобщения
информации о расчетах с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в
списочном составе предприятия, по оплате труда, по всем видам заработной
платы, премиям, пособиям и другим выплатам, а также по выплате доходов по
акциям и другим ценным бумагам данного предприятия.По кредиту счета 70
"Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы: оплаты труда,
причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на
производства (издержек обращения) и других источников; (Д-т сч.20, 26,88 -
К-т сч.70)
По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются
выплаченные суммы заработной платы, премий, пособий, доходов от участия в
предприятии, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным
документам и других удержаний (Д-т сч.70 _ К-т сч.50, 68).Начисленные, но
не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы
отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и
кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет
"Расчеты с депонентами").
Аналитический учет по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
ведется по каждому работнику предприятия. Счет 68 "Расчеты с бюджетом"
кредитуется на суммы, причитающиеся ко взносу в бюджет (в корреспонденции
со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного
налога и дебетуется на суммы, фактически перечисленные в бюджет.
Например: начислен подоходный налог Д-т сч.70 - К-т сч.68 перечислен подоходный налог Д-т сч.68 - К-т
сч.51
Аналитический учет по счету 68 "Расчеты с бюджетом" ведется по видам
налогов.Например 68-3 "Подоходный налог"
27. Учет затрат на производство
Затраты на производство продукции, работ, услуг классифицируются на
основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли". В себестоимость продукции (работ, услуг)
относятся только те затраты, которые непосредственно связаны с
производством продукции (работ, услуг). Затраты на производство продукции
(работ. услуг) складываются из нескольких элементов: -материальные затраты
(за вычетом возвратных отходов). К ним относятся материалы, МБП, топливо,
полуфабрикаты, запасные части, износ МБП и т. п.- износ основных средств.
-расходы на оплату труда -отчисления во внебюджетные фонды -прочие расходы.
К ним относятся арендная плата, командировочные расходы, отчисления в
резервные фонды, земельный налог, амортизация нематериальных активов и т.п.
В крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции
применяют счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные
производства", собирательно-распорядительные счета: 25
"Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Потери
от брака", 97 "Расходы будущих периодов",46 "Выполненные этапы по
незавершенным работам", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". По дебету
указанных счетов учитывают расходы, а по кредиту - их списание. По
окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26,
28, 97) затраты списывают на счета основного и вспомогательного
производств.С кредита счетов 20 "Основное производство" и 23
"Вспомогательные производства" списывают фактическую себестоимость
выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо, этих счетов характеризует
величину затрат на незавершенное производство.В малых организациях для
учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 "Основное
производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 97 "Расходы будущих
периодов" или только счет 20. Счет 46 целесообразно использовать в
организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных,
проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за
законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ. Счет 40
используется по необходимости и предназначен для учета выполненной
продукции (работ, услуг) и выявления отклонений фактической
производственнной себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной или
плановой себестоимости. Использование данного счета позволяет исключить
трудоемкие расчеты по определению отклонений фактической себестоимости от
плановой по готовой, отгруженном и реализованной продукции.
30. Учет издержек обращения в торговле
К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей [родукции
(работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. В состав расходов на продажу
включают: расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукций;
Расходы на транспортировку продукции;
Комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим
организациям, в соответствии с договорами; затраты на рекламу; прочие
расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и
т.п.).Расходы на рекламу списываются на счет 44 "Расходы на'продажу" в
сумме фактических расходов. Однако для целей налогообложения они
принимаются в пределах установленных нормативов. В при-o казе Минфина РФ от
15.03.2000 г. № 26н (в ред. приказа Минфина РФ от 01.03.2001 г. № 18н)
установлены предельные размеры расходов на рекламу в год. Организации,
осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров
расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.
Для учета коммерческих расходов используют активный счет 44 "Расходы на
продажу". По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита
соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов: .