Содержание.
Введение: «Общие принципы организации учета производственных
запасов»……………..2
1. Классификация производственных запасов…………………………………………………..4
2. Оценка производственных запасов ………………………………………..…………………7
3. Документация и документооборот по движению ПЗ………………………………………10
4. Учет поступления ПЗ…………………………………………………………………………15
4.1 Особенности учета тары…………………………………………………………….18
5. Учет расхода ПЗ………………………………………………………………………………20
6. Сортовой (аналитический) учет ПЗ………………………………………………………….23
7.Особенности учета МБП………………………………………………………………………27
7.1 Поступление МБП;…………………………………………………………………..28
7.2 Учет износа МБП;……………………………………………………………………31
7.3 Особенность учета временных нетитульных сооружений;……………………….32
8. Инвентаризация и переоценка ПЗ……………………………………………………………34
Заключение: «Совершенствование использования и учета материальных
запасов»……….36
Приложение 1: Первичные документы по материалам……………………………………….37
Приложение 2: Первичные документы по МБП………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………………………..52
Вступление: "Общие принципы организации учета производственных запасов".
Все средства производства участвующие в процессе производства подразделений на средства и предметы труда. Такое деление вытекает из различия их роли в производственном процессе.
Средства труда - объекты, неоднократно участвующие в процессе производства, постепенно переносящие свои стоимости, возобновление натуральной формы происходит только после полного износа.
Предметы труда (ПТ) - объект воздействия человека для получения продуктов труда. В отличие от орудий труда они целиком потребляются в производственном процессе и полностью перенос. свою стоимость. После каждого цикла производства их приходится заменять.
В целях обеспечения непрерывности определенная часть ПТ должна
находиться в запасе. ПТ, находящиеся на складе, но не в производстве и
образуют производственные запасы (ПЗ), которые условно называют
"материалы".
В хозяйственной практике и бухгалтерском учете ПЗ относятся к оборотным средствам. В состав ПЗ включают часть орудий труда, которые из-за своей специфики относятся к оборотным средствам. При создании ПЗ предприятие определяет объем и структуру материалов.
Но нельзя считать, что чем больше объем запасов, тем выше гарантия непрерывности производства. Это может привести к нерациональному использованию запасов, т.к. ПЗ пока находятся на складе, не участвуют в процессе производства – это приводит к снижению эффективности. Кроме того, на запасы уходит часть средств, которая не может быть использована на другие цели. Первоочередная задача - оптимизация размеров ПЗ, исходя из особенностей заготовления, производства и рационального использования в производстве. Установка оптимального уровня ПЗ имеет важное значение для контроля за сохранением материальных ценностей, направленных на экономическую заинтересованность предприятия в экономии материальных ресурсов.
Сохранность и рациональное использование обусловлено тем, что материальные ресурсы - часть национального баланса страны. Добыча обходится дорого, а запасы полезных ископаемых невосполнимы.
Экономическая стратегия должна исходить из реализации курса на ресурсные сбережения. Особое внимание надо уделить снижению материальных затрат и материальной емкости продукции путем принятия новых решений, внедрения новых технологий, норм переработки и т.д.
Серьезные требования предъявляются к учету ПЗ. Данные учета должны
содержать всю необходимую информацию для осуществления контроля за полезным
движением и рациональным использованием производственных запасов.
Отсутствие четкого учета приводит к срывам контроля за наличием и расходом
ПЗ. Они должны находится в сфере влияния руководства предприятия. Учет
должен быть оперативным и точным, а объем информации достаточным для
принятия управленческих решений.
Эти основоположные требования конкретизируются в индивидуальных задачах:
- получение достоверных данных об остатках ПЗ, по их объему и структуре, необходимых для управления и обеспечения бесперебойной работы;
- контроль за сохранением ПЗ как в местах хранения так и в местах потребления;
- выявление и отражение фактической себестоимости приобретения материальных ценностей;
- контроль за использованием ПЗ в процессе производства и эксплуатация в соответствии с установленными нормами;
- своевременное и правильное начисление фактической себестоимости израсходованных материальных ресурсов и их отнесение на себестоимость продукции.
К основным способам ведения учета производственных запасов относятся:
- методы групп и оценки материальных ценностей;
- система документации и документооборота по оформлению оперативного движения производственных запасов;
- использование счетов БУ и системы учетных регистров для ведения синтетического и аналитического учета производственных запасов;
- порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в регистрах БУ;
- порядок обработки учета информации.
Важное значение имеет организация системы снабжения предприятия материальными ценностями, наличие хорошего складского хозяйства, оснащение учебных подразделений и мест хранения материалов современной вычислительной техникой, средствами регистрации и передачи информации.
Для правильного учета ПЗ на предприятии надо установить список личной ответственности за приемку/выдачу материальных ценностей, оформление операций и хранение материалов. С такими лицами должны заключаться письменные договоры о материальной ответственности. Должны быть определены лица, которым можно подписывать документы на выдачу материалов и т.д.
1. Классификация ПЗ.
В процессе производства и образовании вновь изготовленного продукта
отдельные виды ПЗ имеют различное значение. Для правильной организации БУ
ПЗ важное значение имеет их экономически обоснованная классификация и
увязка ее с системой счетов БУ.
Исходя из назначения и роли ПЗ в образовании продукта труда они подразделяются на:
- сырье и основные материалы;
- вспомогательные материалы;
- покупные полуфабрикаты;
- отходы;
- топливо;
- тара и тарные материалы;
- запасные части;
- малоценные быстроизнашивающиеся предметы (МБП).
Сырье и основные материалы образуют вещественную основу созданного
продукта: они полностью потребляются, изменяя свою первоначальную форму.
Основные материалы - это продукция обрабатывающей промышленности, черные и
цветные металлы, продукты промышленности и сельского хозяйства (сырье),
ткани и т.д.
Вспомогательные материалы в отличие от основных не образуют вещественной основы продукта: они могут присоединиться к основным материалам для придания ему определенного. качества, они могут потреблять орудия труда для поддержания их в рабочем состоянии; могут использоваться для обеспечения нормального хода процесса производства: для ремонта и т.д.
Подразделение материалов на основные и вспомогательные носит условный характер, не определенный физико-химическими свойствами. Одни и те же материалы в разных производствах могут быть основными или вспомогательными материалами.
В ряде отраслей промышленности в силу специальных свойств вообще трудно определить основные и вспомогательные материалы. Ни один из прим. материалов не выступает в качестве основы продукта.
Покупные полуфабрикаты - материалы, которые подвергаются определенной
обработке по закон. технолог. переделе, но не являются готовой продукцией.
Эти полуфабрикаты и комплектующие изделия могут считаться основными
материалами.
Отходы производства - остатки сырья и материалов, образующиеся в результате раскроя материалов и их обработки. Одни отходы полностью утрачивают свои потребительские свойства, другие могут вновь пройти обработку.
В отдельные группы выделены: топливо, запасные части, которые по своей роли являются вспомогательными материалами, но учитывая, что они имеют значительный удельный вес, они выделяются в отдельную группу.
Топливо в производстве подразделяется на энергетическое и технологическое, а также для хозяйственных нужд.
Тара предназначена для хранения, упаковки, транспортировки, сохранности качества материалов с тот. продукцией - инвентарная тара - предметы обслуживающего производства в качестве тары длительного (многократного) пользования. Тара в зависимости от стоимости и срока службы может учитываться в составе основных средств, либо в составе МБП.
Неинвентарная тара учитывается вместе с тарными мат-ми и предназначена для упаковки реализуемой готовой продукции.
Условиями поставки товаров предусматриваются определенные виды тары,
подлежащие обязательному возврату, либо сдачи ее тарособирательным
организациям или тароремонтным предприятиям. Возвратная тара - тара
многократного пользования. С целью возврата за некоторые виды тары с
покупателей взимается залог., который возвращается после сдачи тары
(залоговая тара).
Запасные части используются для ремонта основных средств и имеют, как правило, строго целевой характер. Они нужны для поддержки оборудования в рабочем состоянии.
МБП по своей природе относится к средствам труда, но и частое пополнение и их приобретение за счет оборотных средств обуславливает их учет в составе ПЗ.
Приведенная экономическая группировка ПЗ положена в основу выделенных счетов и субсчетов. Для формирования показателей о наличии и движении в настоящее время используются два счета: 10 - "Материалы" и 12 - "Малоценные быстроизнашивающиеся предметы".
Материалы на счете 10 отражаются на отдельных субсчетах по соответствующим классификационным группам:
1. Сырье и материалы;
2. Покупные полуфабрикаты;
3. Топливо;
4. Тара и тарные материалы;
5. Запасные части;
6. Прочие материалы;
7. Материалы, переданные в переработку на сторону;
8. Строительные материалы.
Перечень субсчетов для предприятий носит рекомендательный характер и может уточняться.
На используемых счетах и субсчетах МЦ учитываются по каждому наименованию. Для правильного планирования потребности ПЗ, рациональной организации аналитического учета и контроля за использованием ПЗ предприятие применяют более детальную группировку по технологическим признакам. Все материалы подразделяются на группы (по свойствам), а внутри групп на сорта, типы и т.д.
Каждому сорту, наименованию и т.д. приписывается номенклатурный номер, который заносят в номенклатурный справочник, представляющий собой систематизированный перечень материалов. В этом справочнике содержится полностью техническая характеристика каждого поименно в соответствии с действующими стандартами.
Если в номенклатурном справочнике указана учетная цена за единицу каждого вида материалов, то его называют номенклатурой-ценником.
Аналитический учет ПЗ организуется в соответствии с построением номенклатуры-ценника, а зарезервированный номенклатурный номер обязательно проставляется во всех приходных и расходных документах по учету материальных ценностей. Использование в учете ВТ позволяет ввести в номенклатуру-ценник дополнительно такие показатели как норма запаса, естественная убыль, синтетический счет и т.д.
Вся информация содержащаяся в номенклатурах-ценниках, является условно постоянной и может храниться в памяти ВТ.
2. Оценка производственных запасов.
Для организации учета ПЗ важна оценка.
От выбора метода оценки ПЗ в значительной мере зависит точность определения материальных затрат на производства, а также величина баланса и налогооблагаемой прибыли. все запасы в синтетическом учете и бухгалтерском балансе отражаются по фактической себестоимости их приобретения/заготовления и включают след. элементы:
- стоимость по счетам поставщиков (без налога по НДС),
- также включается оплата % за пользование кредитов,
- предоставляемых поставщиком наценки,
- комиссионное вознаграждение, уплачиваемое снабженческим или внешнеэкономическим организациям,
- стоимость услуг товарных бирж,
- таможенные пошлины,
- расходы на транспортировку, хранение и доставку материальных ценностей, осуществляемую сторонними организациями.
Другие расходы, связанные с приемкой/складированием также должны включаться. в себестоимость запасов, но сложное распределение доходов по отдельным видам, обуславливает учет этих затрат в составе общехозяйственных расходов.
Исчисление фактической себестоимости каждого приобретенного вида
ресурсов осуществляется в конце отчетного периода, т.к. не все слагаемые
этой себестоимости могут быть известны в момент поставки ПЗ предприятию.
Одни и те же материалы в течение отчетного месяца могут приобретаться по
разным ценам.
Расход материалов происходит ежедневно, поэтому определить их себестоимость в момент их отпуска невозможно.
Технический учет МЦ, согласно действующему законодательству, разрешается вести по учетным ценам. В качестве учетных цен могут быть средне-номенклатурные цены или плановая себестоимость приобретения/заготовления.
Средне-номенклатурные цены рассчитываются по сложным уровням цен на начало и конец отчетного месяца по конкретным наименованиям ПЗ.
План себестоимости определяется по сложному уровню покупных цен и расходов по заготовлению и доставке их на предприятие.
Оценка МЦ по учетным ценам предполагает обособленно учитывать разницу
(отклонение) между фактической себестоимостью приобретенных различных видов
МЦ и стоимостью по учетным ценам. Присоединение таких отклонений к учетным
ценам даст факт себестоимости. Отклонение фактической себестоимости от
учетных цен в аналитическом разрезе учитывается по видам/группам однородных
МЦ.
В конце каждого отчетного периода установленную сумму отклонений распределяют между израсходованными и оставшимися на складе МЦ пропорционально их стоимости по учетным ценам.
Действующее положение о БУ и отчетности предусматривает возможность использования методов оценки ПЗ:
1) по себестоимости первых по времени закупок (FIFO);
2) по себестоимости последних закупок (LIFO);
3) по средней себестоимости.
Концепция этих методов, основаны на том, что себестоимость израсходованных материалов исчисляется по себестоимости их приобретения в определенной последовательности.
1. При FIFO (First In First Out - "первый в приход - первый в расход") себестоимость МЦ, приобретенных первыми, должна быть списана на издержки производства первой.
2. При LIFO (Last In First Out - "последний на приход - первый в расход") себестоимость МЦ, приобретенных последними, используется для определения себестоимости списания на производство материалов в первую очередь.
Оценка ПЗ по LIFO и FIFO требует организации учета ПЗ по отдельным партиям.
3. При оценке ПЗ по методу средней себестоимости производится ее расчет каждого вида МЦ. Расчет производится, исходя из себестоимости имеющихся в наличии и приобретении ценностей с делением полученной суммы на количество единиц МЦ. В результате средняя себестоимость единицы конкретного вида материалов используется для определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на издержки производства и оставшихся в наличии.
Оценка материалов по методам ФИФО и ЛИФО таблица
|Показатели |количество |Цена за ед. |Сумма, руб. |
| |единиц |в руб. | |
|1. Остаток материлов на |100 |10 |1000 |
|01.01.2000 г. | | | |
|2. Поступили материлы: | | | |
| первая партия |10 |10 |100 |
| вторая партия |20 |13 |260 |
| третья партия |30 |16 |480 |
|Итого приход за месяц |60 |- |840 |
|3. Расход материлов за | | | |
|месяц: | | | |
|а) по методу ФИФО | | | |
| первая партия |110 |10 |1100 |
| вторая партия |20 |13 |260 |
| третья партия |10 |16 |160 |
|Итого расход за месяц |140 |- |1520 |
|а) по методу ЛИФО | | | |
| первая партия |30 |16 |480 |
| вторая партия |20 |13 |260 |
| третья партия |90 |10 |900 |
|Итого расход за месяц |140 |- |1640 |
|4. Остаток материалов на | | | |
|01.02.2000 г. | | | |
|а) по методу ФИФО |20 |16 |320 |
|б) по методу ЛИФО |20 |10 |200 |
Предприятие при формировании учетной политики имеет возможность выбора метода оценки ПЗ любой вариант может быть выбран, но ни один из этих вариантов не является идеальным.
Использование FIFO позволяет показывать ПЗ по себестоимости наиболее
близкой к затратам на их приобретение, так как оценка производится по
времени последних закупок. В условиях инфляции, повышения цен использование
FIFO не обеспечивает должное соответствие текущих расходов и доходов. т.к.
занижает себестоимость материальных ресурсов и завышает прибыль от
реализации продукции.
Метод LIFO наоборот дает большую себестоимость материальных затрат и
при сопоставлении доходов от реализации с себестоимостью позволяет
показывать меньшую прибыль в отчетности. Оценка оставшихся материалов по
LIFO приводит к занижению их стоимости при существующем росте цен.
Оценка ПЗ по методу средней себестоимости или на основе учетных цен с отклонениями в большей мере сглаживает колебания цен, но эти цены менее эффективны при принятии решений.
Основная проблема при выборе метода - как точнее увязать издержки производства с доходами от реализации и оценить производственные запасы на конец периода по стоимости, соответствующей рыночной конъюнктуре.
Выбранный метод должен последовательно применяться из года в год, и не может в течение года изменяться. Только при наличии серьезных оснований предприятия может изменить метод, указав причины и последствия в прилагаемой записке.
МЦ, на которые в течение года снизилась стоимость либо они морально устарели или потеряли первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной цены, а разница списывается на финансовые результаты.
3. Документация и документооборот по движению ПЗ.
Согласно Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (ред. от
11.11.1999) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных
активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в
капитальном строительстве" с 01 ноября 1997 года по движению
производственных запасов применяются следующие бланки первичных документов:
1) по учету материалов (см. Приложение №1):
- М-2 "Доверенность",
- М-2а "Доверенность",
- М-4 "Приходный ордер",
- М-7 "Акт о приемке материалов",
- М-8 "Лимитно-заборная карта",
- М-11 "Требование-накладная",
- М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону",
- М-17 "Карточка учета материалов",
- М-35 "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при
разборке и демонтаже зданий и сооружений";
2) по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (см.
Приложение №2):
- МБ-2 "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов",
- МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов",
- МБ-7 "Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных
приспособлений",
- МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов";
Доверенность (формы № М-2 и № М-2а) - применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не
допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец
подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней.
Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых
платежей может быть выдана на календарный месяц.
Приходный ордер (форма № М-4) - применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.
Графа "Номер паспорта" заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.
Акт о приемке материалов (форма № М-7) - применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе "Другие данные".
Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа "Номер паспорта" заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) - применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу.
Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения.
Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.
Отпуск материальных ценностей производится с тех складов, которые обозначены в лимитно-заборной карте. Кладовщик отмечает в лимитно-заборной карте дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. Сдача складом лимитно- заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита. Бланк лимитно-заборной карты с частично заполненными реквизитами может быть оформлен с помощью средств вычислительной техники.
Требование - накладная (форма № М-11) - применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.
Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.
Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) - применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
Карточка учета материалов (форма № М-17) - применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) - форма применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика.
Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.
Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-
2) - применяется для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
выданных под расписку работнику для длительного пользования.
Заполняется в одном экземпляре кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы, или выдается материально ответственным лицам.
Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма №МБ-4)
- применяется для оформления поломки и утери малоценных и
быстроизнашивающихся предметов. Акт составляется в двух экземплярах. Один
экземпляр остается в структурном подразделении, а второй - направляется в
бухгалтерию.
При предъявлении акта выбытия работнику взамен негодного или
утерянного предмета выдается годный. Об этом делается соответствующая
запись в карточке учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма
№ МБ-2). Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание
(форма № МБ-8).
Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7) - применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)
Заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения.
Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика.
Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма №
МБ-8) - применяется для оформления списания изношенных и непригодных для
дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.
-----------------
Все указания по применению и заполнению форм были приняты в редакции
Постановлений Госкомстата РФ от 25.01.1999 № 5, от 02.07.1999 № 51 и
Постановления Росстата от 11.11.1999 № 100.
4. Учет поступления ПЗ.
Для обеспечения производства сырьем и материалами на предприятии осуществляется постоянное пополнение производственных запасов: за счет поставщиков, собственного производства, от ликвидации основных средств и т.д.
Основной источник - закупка у поставщиков. Предприятие заключает договоры с поставщиком, где указаны:
- номенклатура;
- качество;
- сроки и размер поставок;
- порядок расчетов;
- права и обязанности сторон и т.д.
Оперативный учет заключения договоров и контроль за из выполнением осуществляется отделом материально-технического снабжения. Поставщик высылает расчетные и сопроводительные документы: счета-фактуры, транспортные документы и другие документы.
Для контроля за поступлением материальных ценностей все расчетные и товарные документы регистрируются в отделе снабжения в журнале учета поступления грузов. Расчетные документы либо акцептуются либо дается мотивированный отказ. После проверки и регистрации расчетные документы передаются в бухгалтерию. Дается распоряжение экспедитору на доставку материальных ценностей. На получение грузов у поставщика экспедитору выдается доверенность. Все данные о выдаче и расписке в получении доверенности фиксируются на корешке доверенности или в журнале.
Прибывшие грузы сверяются по весу и количеству в соответствии с документами. При обнаружении повреждений пломб, тары и т.д. составляется коммерческий акт, что является основой для претензий к поставщику.
При приобретении ПЗ возможны случаи неотфактурованных поставок - по которым расчетные документы не выданы. Если документы акцептованы, а материалы не поступили, они считаются как "материалы в пути". Ошибочно привезенные материалы или материалы не по договору принимаются предприятием на ответное хранение.
Экспедиторы привозят материалы и сдают их заведующему складом, который проверяет соответствие товара сопроводительным документам и оформляет приемку выпиской приходных ордеров, где указывается наименование поставщика, № склада, наименование и номенклатура материалов, количество, цена, сумма.
В целях сокращения количества первичных документов разрешается
оформлять приемку без выписки приходных ордеров при отсутствии расхождений.
На документах поставщика проставляется штамп, содержащий основные реквизиты
приходного ордера. Также может использоваться товарно-транспортная
накладная как приходный документ.
МЦ, имеющие количественные или качественные расхождения оформляются актом о приемке материалов, который составлен комиссией с участием зав. складом, поставщика или третьего лица. В акте указывается наименование поставщика, № склада, наименование материалов, их номера, количество, качество фактических материалов и материалов по сопроводительным документам. Расхождения показываются в этом же акте. Акт составляется в двух экземплярах: первый используется для оприходования фактически принятых материалов, второй передается отделу снабжения для оформления претензий поставщику. Этим же актом оформляются неотфактурованные материалы.
При переходе к рыночным отношениям увеличился объем сделок, совершаемых между юридическими и физическими лицами по поводу приобретения МЦ за наличный расчет. МЦ, приобретенные за наличные деньги в магазинах и т.д., подотчетное лицо передает заведующему складом, который выписывает приходные ордера в общем порядке. При составлении авансового отчета должны быть приложены документы, подтверждающие покупку: чеки магазинов, торгово- закупочные акты при приобретении материалов и т.д.
Поступление материалов от собственных цехов, а также оприходование отходов производства, возврат неиспользованных материалов и поступление материалов от ликвидации основных средств оформляют накладными на внутреннее перемещение в двух экземплярах - первый остается в цехе, второй направляется на склад в качестве приходного документа.
После оприходования МЦ все документы передаются заведующим складом в бухгалтерию. Данные приходных документов используются для формирования показателей по поступлению материалов и отражения их в БУ.
При журнально-ордерной форме учета при операциях по приобретению МЦ в зависимости от источников поступления применяют журнал-ордер №6 (от поставщиков), №7 (через подотчетных лиц) и №10/1 (собственное изготовление, отходы и т.д.).
В учетных регистрах от поставщиков записи ведут линейно-позиционным способом от каждого поставщика: наименование и номер счета поставщика, общая сумма по расчетному документу и дается разбивка этой суммы по дебетуемым счетам, в отдельной графе отражается сумма НДС, указанная в расчетных документах, стоимость МЦ по учетным ценам, а на основании банковских выписок делается отметка об оплате счетов поставщиков.
Поступившие в отчетном месяце материальные ценности, по которым не предъявлены расчетные документы, отражаются по учетным ценам. Вместо номера счета проставляется буква "Н" - неотфактурованные поставки. При поступлении расчетных документов произведенные записи сторнируются и делаются новые записи в соответствии с полученными документами.
В учетных регистрах также отражаются материалы в пути. Их стоимость определяется на основании акцептованных и оплаченных документов поставщиков. В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а при поступлении груза производятся обычные бухгалтерские записи.
Могут быть выявлены излишки или недостачи. Излишки материалов приходуются по акту и показываются отдельными строками как неотфактурованные поставки. Суммы по недостачам грузов по предъявленным претензиям отражаются в отдельной графе.
В зависимости от принятой организации учета поступление производственных запасов может быть отражено: а) с использованием счетов 15 и 16 и б) без них. а) При использовании счетов 15 и 16 процесс снабжения отражается по Дт сч 15 на стоимость материалов и по Дт 19 на сумму НДС и на всю сумму Кт 60.
Если материальные ценности поступили от подотчетных лиц, то: Дт15 - Кт
71.
Если у населения: Дт 15 - Кт 76
Если материалы поступили от собственных цехов: Дт 15 - Кт 23, 20
Запись по Дт 15 и по Кт 60 производится независимо от получения расчетных документов и времени поступивших материалов.
Оприходование ПЗ, фактически поступивших на предприятие, осуществляется по учетным ценам и отражаются: Дт 10 - Кт 15.
Сумма разницы в стоимости списывается на счет отклонения в стоимости материалов сч. 16.
Аналитический учет по сч. 16 ведется по группам МЦ с приблизительно одинаковым уровнем отклонений. Остаток по сч. 15 показывает стоимость МЦ, находящихся в пути. При составлении бухгалтерского баланса, он отражается в подразделе запасы: сырье, материалы и т.д. в разделе оборотные активы.
Допускается списывать остаток на сч. 10. б) Иной порядок отражения процесса снабжения без использования 15 и 16.
Оприходованные МЦ отражается сразу по сч. 10: Дт 10 - Кт 60, 76, 71 -
на стоимость материалов. Налог на добавленную стоимость отражается на сч.
19: Дт 19- Кт 60,76,71.
Поступившие материалы приходуются независимо от момента получения расчетных документов. Стоимость материалов, находящихся в пути, отражается на счете 10 - Материалы обычной записью с выделением их в аналитическом учете как "Материалы в пути". В начале следующего месяца эта запись сторнируется.
Важная особенность - на сч. 10 формируется фактическая себестоимость
МЦ, а объем их поступления - по учетным ценам, и суммы расходов по
заготовлению и доставке отражается в аналитическом учете.
Независимо от принятой организации учета поступаемых ПЗ суммы предъявляемых претензий поставщикам на счетах БУ отражаются: Дт 63 - Кт 60.
В расчетных документах поступившие суммы НДС фиксируются по Дт 19 - Кт
60 .
В случае отказа от оплаты поставщику МЦ принимаются предприятием на ответственное хранение и учитываются на забалансовом счете 002. Такие МЦ хранятся на складе обособленно и до поступления указаний поставщика не могут быть использованы.
Особенности учета тары.
Прежде всего, тара, используемая для упаковки продукции, учитывается в составе материалов на отдельном субсчете "Тара и тарные материалы". При этом, в соответствии с действующей классификацией этой тары, учет ее ведется по видам (деревянная, из картона, из металла, из пластмассы, из стекла, из ткани и нетканых материалов). Тара, постоянно используемая для хранения материалов либо готовой продукции на складах, либо используемая в цехах для внутризаводской транспортировки, т.е. инвентарная тара, учитывается в зависимости от ее стоимости либо в составе основных средств, либо в составе МБП.
Тара, используемая для упаковки и транспортировки готовой продукции
(счет 10), может приобретаться у поставщиков, либо изготовляться на самом
предприятии (тогда затраты на ее изготовление учитываются на счете 23).
Стоимость тары, используемой для упаковки готовой продукции, включается в
цену реализуемой продукции и применяется корреспонденция счетов Дт 20 - Кт
10 субсчет "Тара и тарные материалы". Если упаковка - после сдачи продукции
из цеха на склад, то Дт 43 - Кт 10 субсчет "Тара и тарные материалы". Учет
упаковочной тары на складах предприятия такой же, как учет материалов.
Аналитический учет тары в бухгалтерии происходит в количественном и
денежном выражении.
Суммы НДС по многооборотной таре, имеющей залоговые цены, учитываются и уплачиваются при реализации этой тары предприятиями-изготовителями продукции. Если готовая продукция затаривается в тару одноразового пользования, включенную в цену готовой продукции, или эта продукция затаривается в транспортную тару, оплаченную сверх цены, то стоимость этой тары включается в налогооблагаемый оборот.
Предприятия, использующие для своей готовой продукции многооборотную
тару, имеющую залоговые цены, учитывают эту тару по залоговым ценам без
предъявления к зачету, включая НДС на счет 10 субсчет "Тара и тарные
материалы". При этом предъявления НДС к зачету при приобретении такой тары
осуществляется вместе с продукцией или ТМЦ (не выдается отдельно). Сумма
НДС за одноразовую тару предъявляется к зачету в общеустановленном порядке
в составе общей суммы НДС. При предъявлении суммы НДС, подлежащей уплате в
бюджет по транспортной таре, оплачивается сверх цены готовой продукции, к
зачету принимается сумма налога, начисленная от той стоимости тары, которая
оплачена сверх цены. Следует помнить, что стоимость стеклянной посуды в
розничных торговых предприятиях (в магазинах) и на предприятиях
общественного питания в розничный товарооборот не включается.
5. Учет расхода ПЗ.
ПЗ предприятия используются на изготовление продукции, на обслуживание производства, хозяйственные нужды. Материалы могут быть переданы сторонним организациям в переработку, ненужные запасы могут быть реализованы.
Производственное потребление - основной вид расхода. Отпуск ресурсов
осуществляется, исходя из объема выпуска продукции, и устанавливаются нормы
расхода на единицу выпускаемой продукции (лимиты на отпуск материалов).
Установление лимитов отпусков - первый этап предварительного контроля.
Отпуск материалов производится заведующими складами по расходным документам с обязательным взвешиванием, измерением и подсчетом. Списки лиц, уполномоченных получать материалы с образцами подписей заранее передаются на склады. Должностные лица, имеющие права подписи на выдачу дефицитных и дорогих материалов, определяются руководителем и согласовываются с главным бухгалтером.
Документальное оформление отпуска и осуществление на этой основе оперативного учета расхода материалов зависит от характера производства, назначения материалов, периода и порядка выдачи и т.д. Основными документами, используемыми при оформлении отпуска являются лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону.
Все первичные документы группируются в разрезе синтетических счетов и
субсчетов, отдельных групп материалов по местам использования и направления
затрат; заверенная группировка составляется в разработанной таблице
распределения расхода материалов - основание для распределения материалов.
На основании этой таблицы и первичных документов производится отражение на
счетах БУ. На стоимость материалов, отпущенных в производство и на
хозяйственные нужды делается проводка Дт 20, 23, 25, 26 - Кт 10.
Текущий учет МЦ на больших предприятиях ведут по учетным ценам и в течение отчетного месяца расходование отражается по учетным ценам. Для формирования фактической себестоимости израсходованных МЦ к их стоимости по учетным ценам присоединяется соответствующая доля отклонений.
Отпущенные материалы в производство нельзя считать израсходованными. На предприятии осуществляется контроль за расходованием МЦ. Контроль за расходованием материалов в процессе производства организуется с учетом особенностей материалов и технологией производства. Многообразие видов породило множество способов контроля за соблюдением нормированием расходов, что отражено в отраслевой инструкции.
Основные методы контроля:
- документальное оформление отклонений от норм;
- партионный раскрой материалов;
- технический расчет с применением инвентаризации.
1. Способ документирования основан на документальном оформлении отклонений фактического расхода материальных ресурсов от установленной нормы расхода. Такие отклонения возникают из-за замены материалов, а также в результате неправильного их использования в производстве и т.д. Различные виды отклонений от нормы по разному оформляется в первичных документах.
При отпуске материалов, для соответствующих технологических процессов,
отклонения определяются в документах на отпуск материалов. В документах
указаны размеры отклонений по количеству, стоимости и причины отклонений.
При разовых заменах при использовании полноценного материала взамен отходов
рекомендуется материалы отпускать по специальным сигнальным документам,
которые могут быть другого цвета или с яркой полосой. При замене материалов
удорожается их себестоимость, увеличивается трудоемкость обработки, что
ведет к увеличению себестоимости. В документах отражаются причины замены,
расчет по количеству и стоимости относительно первоначальных материалов.
2. Метод "партионного раскроя" основан на документировании результатов раскроя и выявлении отклонений от действительных норм расходов материалов, подвергнутых раскрою на детали, другие заготовки. Этот метод применяется как правило, в крупносерийных и массовых производствах, в которых подача материалов осуществляется партиями и продукцию получают путем обработки полученных заготовок и изготовленных из них деталей, узлов, а затем их механической сборки в готовую продукцию Здесь важен контроль за использованием материалов на первой операции. Сущность этого способа заключается в том, что на каждую партию материалов, поданных на эту операцию, выписывается раскройный лист, в котором кроме характеристики материала указывается задание на получение заготовки и норма расхода на каждую заготовку. После раскроя материалов работник отдела технического контроля (ОТК) или мастер проверяет количество полученных заготовок и записывает его в раскройном листе. Если полученные материалы для заготовки детали не полностью израсходованы, то на это количество происходит уменьшение фактических расход материалов. Сопоставив фактический и нормированный расход определяются отклонения.
Раскройные листы используются иногда для учета выработки.
3. Инвентарный метод контроля состоит в выявлении разницы между отпуском материалов в производстве с учетом остатков материалов на начало отчетного периода и остатков материалов по инвентаризации. После определения фактического расхода материалов он сопоставляется с нормативным расходов материалов на фактический выпуск продукции.
Сущность инвентарного метода контроля заключается в том, что на
участках предприятия, где расход. сырье, в зависимости от характера
производства и потребления материалов невозможно применить другие методы
контроля. Сложность метода: инвентаризацию остатков материалов для
обеспечения действующего контроля следует проводить в конце каждой смены.
Инвентаризацию проводят как правило один раз в месяц.
Для учета, систематизации и анализа норм независимо от метода многие предприятия разрабатывают перечни причин отклонений с применением соответствующих кодов для машинной обработки. Коды используются в документах на дополнительный отпуск материалов, замену и т.д. Список причин составляется, исходя из особенностей действия каждого предприятия.
Информация об отклонениях имеет большое значение для определения себестоимости продукции.
6. Сортовой (аналитический) учет ПЗ.
Для оперативного управления, а также управления производственным процессом характеристики состояния и движения ПЗ в показателях по данным синтетического учета недостаточно, т.к. они дают информацию о движении каждого вида материальных ценностей.
Наиболее полно о МЦ можно судить по данным сортового аналитического учета, который призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально-ответственному лицу. Методика ведения учета ПЗ предусматривает группировку показателей по складам и материально-ответственным лицам по группам, подгруппам и номенклатурным номерам МЦ, по источникам поступления и направления расхода и использования материальных ресурсов.
Основой служит исходная информация приходных и расходных документов, подвергнутых тщательной проверки, как с точки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правильно отраженных операций. Итоговые данные сортового аналитического учета и контроля МЦ соответствуют показателям синтетического учета. Информация о поступлении и расходовании материальных ресурсов на склад, формируется на этих складах. Структура складского хозяйства на каждом предприятии определяется объемом ПЗ и порядком их хранения. На предприятиях могут быть различные склады, где хранятся МЦ или ПЗ. С использованием средств механизации и ВТ облегчается ведение складского учета и контроля за запасами. В отдельных структурных подразделениях могут быть созданы кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Приказом каждому складу дается номер, что должно быть указано во всех документах.
Правильная организация учета ПЗ на складах зависит от роли различных материалов по секциям. Применение различных ярлыков, содержащих информацию о материалах, предупреждает ошибки, ведущие к пересортице и помог. быстро найти нужные материалы.
Учет наличия и движения ПЗ ведут кладовщики или заведующие складами.
Учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выражении. Именно
такой учет и называется сортовым.
Сортовой учет ПЗ на складах предприятия ведется на карточках складского
учета. При этом, в случае небольшой номенклатуры допускается использование
книг сортового учета. На каждую номенклатурно-учетную позицию МЦ
бухгалтерия открывает отдельную карточку, где указывается номер склада,
наименование материала, его номенклатурный номер, размер, сорт, учетная
цена и норма запаса. Оформленные карточки передаются на склад, где
кладовщик указывает место хранения материалов в соответствии с ярлыками.
Карточки размещаются в картотеке в порядке номеров.
Вся информация, полученная по первичным документам, отраженная в карточках складского учета в день совершения операции по приемке/выдаче материалов с обязательным выведением остатков после каждой операции.
Сопоставление остатка материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием запасов. На основе этих данных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов. В установленные сроки кладовщик все приходные и расходные документы передает в бухгалтерию по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. К этому же времени все отделения передают вторые экземпляры карт. На сдачу приходных и расходных документов кладовщики составляют реестры в двух экземплярах: первый - в бухгалтерию, а второй с распиской бухгалтерии остается на складе.
Складской учет отличается трудоемкостью, т.к. велики затраты труда на ведение карточек. Использование средств вычислительной техники позволяет отказаться от ведения карточек складского учета, а вместо них составлять машинограммные ведомости, где полностью получают отражение все данные оборота и итоговые данные по каждому номенклатурному номеру.
В бухгалтерии ведется также аналитический учет. Бухгалтерия осуществляет контроль за состоянием сортового учета:
- проверка правильности заполнения первичных документов;
- проверка записи остатков в карточках;
- проверка фактического наличия производственных запасов.
Итоговые данные контролируют соответствием показателей аналитического и синтетического учета.
Аналитический учет ПЗ на предприятиях может вестись различными методами:
- количественно-суммовой;
- сальдовый (оперативно-бухгалтерский).
Количественно-суммовой метод имеет два варианта. При первом варианте в бухгалтерии на каждый вид МЦ открываются карточки аналитического учета, которые в основном идентичны карточкам складского учета, но остатки МЦ в них ведутся не только в натуральном выражении, но и в денежном. Записи производятся на основании приходных и расходных документов. Карточки хранятся по номенклатурным номерам. В карточках подсчитываются итоги прихода, расхода и выводят остатки на начало следующего месяца. Ежемесячно составляются сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости. Итогово- суммовые данные сверяются с данными синтетического учета, а натуральные показатели сверяются с данными складского учета. Недостаток: дублирование данных в карточках сортового и аналитического учета. Этот вариант применяется. на отдельных предприятиях с ограниченной номенклатурой.
При втором варианте в бухгалтерии карточки не ведутся. Сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости составляются непосредственно на основе первичных документов по номенклатурным номерам, видам, группам материалов по каждому цеху в отдельности. Суммовые итоги сверяются. с сальдо синтетического учета, а натуральные показатели сверяются по каждому номенклатурному номеру в карточках складского учета. Этот вариант тоже условный.
Наиболее распространенный метод - сальдовый, обеспечивающий единство оперативного, складского и бухгалтерского учета (оперативно-бухгалтерский метод). При этом методе учета на складе учет в карточках ведется только в натуральном выражении, а в бухгалтерии - выражаются в разрезе групп по каждому складу индивидуально.
Контроль осуществляется бухгалтерией. Работник бухгалтерии систематически проверяет правильность оформления первичных документов, полноту и своевременность записей. Остатки МЦ, выводятся в карточках складского учета, подтверждаются подписью бухгалтера и производится приемка бухгалтером первичных документов.
Количественные остатки в карточках складского учета по окончании месяца переносятся материально-ответственными лицами в ведомость учета остатков материалов на складе - сальдовую книгу, после проверки которой производится таксировка ПЗ по учетным ценам для получения стоимости по каждой группе МЦ и общего итога по складу.
Регистрами аналитического учета движения ПЗ при этом методе являются накопительные ведомости по приходу и расходу материалов и групповые оборотные ведомости, которые ведутся в стоимостном выражении. Ведомости ведутся по каждому из складов в разрезе субсчетов и групп МЦ. В конце месяца они используются для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу. Правильное ведение складского учета проверяется путем сопоставления стоимостных итогов по каждой группе материалов в сальдовой книге с аналитическими остатками в групповой оборотной ведомости.
При обнаружении расхождений составляется сортовая оборотная ведомость по тем материалам, по которым выявлено расхождение.
Периодически итоговые данные накопительных ведомостей по приходу и
расходу записываются в соответствующие разделы ведомости движения МЦ. Для
выявления поступления ПЗ (включая материалы собственной выработки) в конце
месяца составляется справка, в которую переносятся дебетовые обороты из
других учетных регистров. Данные этой справки о фактической себестоимости
ПЗ переносятся в приходную часть ведомости о движении МЦ. Сюда же из
ведомости предшествующего месяца переносятся остатки на начало месяца по
учетным ценам и фактической себестоимости.
По окончании месяца в ведомости движения МЦ выводятся конечные остатки
ПЗ по учетным ценам и фактической себестоимости. Остатки МЦ выводят в
итоговые данные сальдовой книги (ведомости). А те же остатки по фактической
себестоимости должны соответствовать счету материала главной книги. Так
увязываются данные сортового аналитического учета и синтетического
бухгалтерского учета ПЗ.
Сальдовый метод получил широкое распространение и является наиболее рациональным в различных условиях. Применение этого метода дает возможность ликвидировать параллелизм в БУ. В условиях использования современной ВТ этот метод учета дает наиболее точные данные о наличии, использовании и движении МЦ.
7. Особенности учета МБП.
Малоценные быстроизнашивающиеся предметы (МБП) представляет собой особую группу ПЗ - это средства труда и предметы, которые по своему назначению и характеру участия в производственном процессе близки к категории основных средств.
Для МБП характерно многократное участие в процессе производства, сохранение своей формы и постепенное изнашивание. В связи с ограниченной стоимости или непродолжительностью срока действия эти средства труда и предметы выделяются из состава основных средств и учитываются в составе оборотных.
В соответствии с Положением о БУ и отчетности в состав МБП включены: а) предметы, служащие менее 1 года независимо от их стоимости; б) предметы, стоимостью не более 50 минимальных месячных зарплат за единицу на дату приобретения, независимо от срока службы, кроме с/х машин и орудий, строительных механизированного инструмента, рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам. в) орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и др.) независимо от их стоимости и срока службы) г) бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до 2-х лет; д) специальные инструменты и приспособления независимо от стоимости; е) сменное оборудование независимо от стоимости; ж) спецодежда, обувь, постельные принадлежности независимо от стоимости и срока службы; з) форменная одежда для выдачи работникам, одежда в организациях здравоохранения, просвещения, которые находятся на бюджетном финансировании; и) временные нетитульные сооружения, приспособления и устройства, затраты на возведение которых относятся на себестоимость строительных работ в составе накладных расходов; к) тара на складах при осуществлении технологических процессов; л) предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости; м) многолетние насаждения, выращенные в питомниках как посадочный материал.
Для учета МБП предназначен активный счет 12, где обобщается информация
о наличии и движении МБП. На этом счете МБП могут учитываться или по
фактической себестоимости, если по учетным ценам. Временные или нетитульные
сооружения учитываются только по фактической себестоимости их возведения.
Если учет ведется по учетным ценам, то отклонение учитывается на счете 16.
Аналитический учет по сч. 12 ведется по однородным группам в соответствии с их составом и функциональной ролью в процессе производства.
Длительность МБП в эксплуатации и постепенное перенесение стоимости на
изготавливаемую продукцию предопределяют своеобразие организации текущего
учета, исчисления стоимости предметов, включение в издержки производства
(обращения).
Организация БУ МБП в целях обеспечения контроля за своевременным пополнением запасов, использованием и соблюдением нормативных сроков службы, предполагает раздельный учет движения предметов на складе и в эксплуатации. Для этого к сч. 12 открываются соответствующие субсчета:
12-1 "МБП в запасе";
12-2 "МБП в эксплуатации";
12-3 "Временные нетитульные сооружения"
Выделение третьего субсчета связано с особенностью их возведения при выполнении строительных работ, а также с тем, что при законченном строительстве объектов временные нетитульные сооружения либо прекращают свою деятельность, либо, если они еще могут использоваться, то учитываются в составе МБП и их стоимость погашается путем начисления износа и включается в состав накладных расходов (у предприятия-застройщика). Суммы начисленного износа МБП в эксплуатации и включение этой суммы в издержки отражаются по сч. 13 "Износ МБП".
Бухгалтерский учет и контроль за движением и сохранностью МБП предусматривает организацию учета операций, связанных с приобретением, использованием и ликвидацией МБП.
Поступление МБП.
Для непрерывной работы необходимо иметь определенные запасы МБП.
Пополнение происходит за счет поставщиков, либо за счет средств
вспомогательных цехов и т.д. Порядок приобретения МБП, документарное
оформление и отражение в учете такой же, как при покупке материалов.
НДС по МБП учитывается на отдельном субсчете 19/4.
МБП передается со склада в пользование подразделения предприятия или в раздаточные кладовые или в личное пользование работникам. Передача МБП в эксплуатацию оформляется выпиской - требованием или на основе лимитных карт. В БУ это отражается внутри счета 12: Дт 12/2 - Кт 12/1.
Отпуск МБП со склада в эксплуатацию еще не означает, что они уже
израсходованы. Эти предметы используются на протяжении длительного времени.
Необходимо обеспечить контроль за использованием этих предметов до моментов
их полного использования на основе оперативного учета в местах
использования.
Документарное оформление выдачи МБП для использования их на рабочих
местах и организация оперативного учета МБП в местах эксплуатации зависит
от назначения и характера пользования, от периодичности и порядка выдачи
этих предметов. Наиболее специфичен учет инструментов и приспособлений.
Приобретенные или изготовленные, они как и другие ПЗ, поступают на
центральный склад. Затем в соответствии с потребностями их передают в цех
раздаточные кладовые, из которых выдаются на рабочие места.
Передача МБП в кладовые является передачей их в эксплуатацию и оформляется обычными, первичными документами. Дальнейший учет ведется в карточках складского учета по номенклатурным номерам, аналогичным учету на складе. Негодные инструменты списывают в расход на основании акта о списании с отражением операции. Недостающий инструмент восполняется в кладовых с центрального склада. В кладовой должен быть запас инструментов и приспособлений.
На пришедшие в негодность и потерянные инструменты составляется акт, по предъявлении которого кладовщик получает новый или обменивает негодный инструмент. Никаких дополнительных документов не оформляется. После выдачи инструментов заведующий складом предъявляет акты в бухгалтерию, где на их основании происходит списание в расход по карточкам складского учета центрального склада, а негодный инструмент списывается за счет износа. В материальном учете кладовой это движение инструмента не отражается. Такой порядок позволяет иметь в эксплуатации неснижающийся запас инструментов и приспособлений.
Инструменты выдаются из раздаточных кладовых в пользование на рабочие места.
Контроль за сохранностью инструментов организуется в зависимости от
продолжительности пользования этими предметами и условий закрепления этих
инструментов за исполнителями. Выдача инструментов из кладовых на рабочие
места в длительное пользование записывается в карточку инструментов,
которая открывается на каждого работника, получившего инструменты. Если
принят порядок, при котором инструмент выдается на бригаду, то карточка
открывается на бригадира. Карточки хранятся в раздаточной кладовой.
Последующие выдачи производятся на основании актов выбытия, поломки/утери
инструментов, составляемых мастером. Если это произошло по вине рабочего,
этот акт составляется в 2-ух экземплярах, один из которых передается в
бухгалтерию для удержания в установленном порядке стоимости испорченного
или утерянного инструмента. На основании предъявленного акта выбытия ему
выдается годный инструмент и производится соответственная запись в
инструментной карточке рабочего. Акты прикрепляются к акту по списанию
негодных инструментов.
Контроль за сохранением инструментов, выдаваемых в кратковременное пользование, осуществляется по инструментным маркам или жетонам, где указан номер цеха, раздел, склад и табельный номер рабочего. Выдача инструментов никакими дополнительными документами не оформляется. Существуют различные марочные системы выдачи инструментов:
1) Одномарочная система: каждому рабочему выдается определенное количество инструментных марок на получение из кладовой необходимого инструмента. За каждый экземпляр инструмента рабочий передает одну инструментную марку, которая помещается в ячейку, где хранился выданный инструмент. При возвращении инструмента возвращается и марка.
2) Двухмарочная система: кроме инструментных марок используются контрольные марки с номерами инструментов, которые до выдачи инструмента находятся вместе с инструментом в ячейки стеллажа. Порядок получения инструмента аналогичен, только марка с номером инструмента вешается на контрольную доску (напротив табельного номера рабочего). Такая система выдачи инструментов позволяет контролировать сколько и каких инструментов выдано каждому рабочему.
Предметы хозяйственного инвентаря передаются в эксплуатацию и хранятся в местах непосредственного использования и числятся на материально- ответственном лице, на которого возложен контроль за их сохранением.
Учет хозяйственного инвентаря ведется в подразделениях предприятия.
Составляются описи в двух экземплярах: один находится в бухгалтерии, другой
у материально ответственного лица. Для контроля на каждом предмете должен
быть поставлен штамп или бирка, а наиболее ценным предметам - присвоены
инвентарные номера.
Списание пришедших в негодность инструментов оформляется актами на списание МБП - на основании этих актов вносятся изменения в описи. Передача хозяйственного инвентаря от одного ответственного лица другому оформляется накладными.
Контроль за выданной одеждой и обувью, соблюдение действующих норм выдачи и сроков нахождения предметов в эксплуатации, соблюдение сроков службы и возвращение по увольнении. Выданную обувь и одежду записывают в специальные карточки, в которых показан вид предметов, сроки службы, а также отмечено списание их по основным актам выбытия. Карточки хранятся у кладовщика. Одежда и обувь для пользования выдается под материальную ответственность мастеров/бригадиров и записывается в специальных карточках с пометкой "дежурная". Сдача рабочей спецодежды, обуви в случае увольнения/перемещения оформляется накладными.
Контроль за сохранением и использованием МБП в эксплуатации предусматривает организацию ремонта и технического надзора, включающего систему проверки точности использования инструментов, их заточки и восстановление.
Все расходы по ремонту и восстановлению МБП в зависимости от места включаются в состав расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, либо в состав общецеховых или общехозяйственных расходов.
Учет износа МБП.
Переданные в эксплуатацию МБП участвуют в нескольких циклах производственного процесса и постепенно изнашиваются. Их стоимость погашается путем начала износа. В соответствии с Положением начисления износа МБП за исключением специального инструмента и спецприспособления и сломанного оборудования может быть произведено двумя способами.
1. Начисление износа в размере 50% их стоимости при передаче со склада в эксплуатацию, а остальные 50% за вычетом цены возможного использования при выбытии их из эксплуатации вследствие полной непригодности.
2. Начисление износа в размере 100% стоимости с учетом возможного получения отходов по цене возможного использования.
Предприятия при формировании учетной политики на отчетный год имеют возможность выбора любого их этих способов износа, но при этом следует исходить из конкретных условий хозяйствования, чтобы не допускать резких колебаний производственных затрат и себестоимости выпущенной продукции по отчетным периодам.
В целях упрощения исчисления и учета износа МБП, стоимость за единицу
не более 1/20 части лимита, установленного для их отнесения к МБП (1/20*100
МЛОТ), могут списываться в расход по мере их передачи в эксплуатацию и
износ по таким предметам не начисляется, а их стоимость сразу списывается
на издержки производства (обращения), но для обеспечения контроля за
сохранением этих предметов в период нахождения их в эксплуатации на
предприятии должен быть организован оперативный количественный учет таких
предметов. При их возврате из эксплуатации на склад в БУ производится
уменьшение затрат, на которые была списана стоимость предметов (по цене
возможного их использования).
Особый порядок устанавливается для спецприспособлений и сменного оборудования. Стоимость этих предметов погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой, рассчитываемой исходя из сметы расходов на их приобретение/заготовление.
Стоимость специнструментов для индивидуальных заказов или использовании в массовом производстве разрешается погашать полностью в момент передачи в эксплуатацию.
Учет износа ведется на сч. 13. Сумма начисленного износа включается в
состав производственных затрат по месту использования этих предметов. Износ
инструментов относится к прямым затратам производства, а износ всех
остальных МБП - к косвенным затратам. Начисление износа МБП: Дт 20, 23, 25,
26 - Кт 13.
Основанием для отражения записей на счетах БУ является разработанная таблица по расчету износа МБП. Рассчитывают износ исходя из фактической себестоимости затрат приобретения. По МБП, приобретенным за счет целевого финансирования, износ начисляется единовременно в момент передачи в эксплуатацию в размере 100%: Дт 96 - Кт 13.
Списание НДС по МБП осуществляется в том же порядке, как и по материалам.
МБП, пришедшие в негодность подлежат списанию. Непригодные МБП
определяет постоянная действующая комиссия на предприятии, которая после
осмотра составляет акт на каждый испорченный или износившийся предмет.
Акты, составленные по месту использования с указанием причин и виновников.
Вместе с актами выписывается накладная на сдачу лома, полученного от
ликвидации этих предметов на стоимость выбывших из эксплуатации МБП за
вычетом их стоимости по цене возможного использования.
Дт 13, 10 - на стоимость получения лома,
Кт 12.2 - на общую стоимость отходов.
Вместе с этим производится отчисление износа по выбывшим МБП, если был принят порядок износа по 50% (за минусом стоимости отходов). Доначисление износа оформляется той же бухгалтерской записью.
При списании МБП, которые были приобретены за счет специальных
источников, всю первоначальную стоимость относят в уменьшение износа, а на
стоим. полученных отходов:
Дт 10 - Кт 80 - внереализационный доход.
В случае поломки/недостачи МБП по вине работников взыскивается сумма ущерба с виновных лиц: Дт 13, 10, 73 - Кт 12/2 - на всю сумму. Доначисление идет за минусом сумм удержания и получения отходов.
Особенность учета временных нетитульных сооружений.
К временным сооружениям относят приобретенные кладовые, конторки,
навесы, заборы и др. ограждения, а также др. объекты, которые возводят
предприятия-застройщики, выполняющие строительство хозяйственным способом
(сами).
Все затраты по возведению временных сооружений предварительно
учитываются на счете 30, либо на счете 23, а по окончании работ эти
сооружения и приспособления учитываются в составе МБП на 3-ем субсчете: Дт
12/3 - Кт 23, 30
В процессе эксплуатации начисляется износ, который рассчитывается
исходя из их стоимости за вычетом примерной стоимости возвращенных
материалов, полученных при разборке. Износ начисляется ежемесячно в
пределах предполагаемого срока службы и на сумму начисления износа: Дт 25 -
Кт 13.
При ликвидации этих сооружений их стоимость погашается за счет начисления износа за минусом стоимости отходов, а полученные отходы приход. на счет материалы, а на всю сумму кредитуют сч. 12/3.
8. Инвентаризация и переоценка ПЗ.
Важнейшим средством контроля за сохранностью имущества
(производственных запасов), за условиями его хранения и состоянием
складского учета является инвентаризация. Ее сроки и количество
устанавливается руководителем предприятия. Она обязательна перед
составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года. При
передаче имущества в аренду, при смене материально-ответственного лица
инвентаризация обязательна, равно как и при порче, хищениях ценностей, в
случае стихийных бедствий, при ликвидации предприятия и др. Для проведения
инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия
(представители администрации, бухгалтерии и т.д.).
Проверка фактического наличия производственных запасов проводится при обязательном участии материально-ответственного лица. К началу инвентаризации материально-ответственные лица расписываются в том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на склад, - оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. По материальным ценностям, хранящимся в неповрежденной упаковке, количество их можно определить на основании документов с обязательной проверкой на выборку.
Данные инвентаризации о фактическом наличии по каждому виду
материальных ценностей фиксируется в инвентаризационных описях или актах
(два и более экземпляров). При проведении инвентаризации материальных
ценностей учитываются специфические особенности их движения. Так, по ТМЦ в
пути, или переданным (полученным) в переработку другим предприятиям; на
ответственное хранении составляется отдельные инвентаризационные описи.
Сведения в эти описи заносятся по документам, на основании которых эти
ценности учитываются на счетах бухгалтерского учета По МБП, выданным в
индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых
инвентаризационных описей с указанием ответственных лиц.
Материальные ценности, поступившие в период проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов комиссии и заносятся в отдельную опись. На приходных документах в этих случаях делается отметка за подписью председателя комиссии. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях с письменного разрешения руководителя материалы могут быть отпущены со склада в присутствии членов комиссии. Они также заносятся в описи. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально- ответственными лицами, которые в конце описи дают расписку, подтверждающую правильность проведения инвентаризации и принятие ценностей на ответственное хранение. Составляются сличительные ведомости, в которых приводятся показатели по данным бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей (актов). Суммы выявленных расхождений указываются в соответствии с оценкой материальных ценностей в бухгалтерском учете Во всех случаях выявления излишков или недостач устанавливаются причины и виновники, а материально-ответственные лица подробно в письменном виде отчитываются.
Порядок регулирования выявленных при инвентаризации расхождений
устанавливается статьей 12 Закона о бухгалтерском учете. Все выявленные
излишки производственных запасов подлежат оприходованию с зачислением этих
сумм на финансовые результаты:
Дт 10 - Кт 80. При выявлении недостач используем счет 84: Дт 84 - Кт 10,
12.
Недостачи в пределах норм естественной убыли в установленном
законодательством порядке списываются на издержки производства: Дт 25, 26 -
Кт 84. Если недостачи по вине материально-ответственных лиц, то
соответственно предъявляются суммы по взысканию с виновников: Дт 73.З - Кт
84.
Сумма для взыскания определяется по рыночным ценам, а разница между балансовой и рыночной стоимостью: Дт 73.З - Кт 83 субсчет "Разница в ценах по недостачам". При погашении задолженности: Дт 83 - Кт 80.
Если у предприятия выявлены недостачи, виновники, которые не установлены, либо отказано судом во взыскании этих недостач, то они относятся на финансовые результаты предприятия. Все суммы недостач сверх норм естественной убыли списываются на финансовые результаты предприятия.
При порче ТМЦ вследствие стихийных бедствий, относим на убытки за минусом суммы страховых организаций (возмещения).
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца,
в котором была закончена инвентаризация или в годовом бухгалтерском отчете
(за год). В связи с изменением цен и тарифов производят переоценку
производственных запасов. Устаревшие морально ТМЦ также подлежат переоценке
и отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене
возможной их реализации.
Обобщение информации по переоценке на счете 14: увеличение стоимости: Дт 10,12 - Кт 14; уценка: Дт 14 - Кт 10,12.
Результаты от переоценки производственных запасов относятся на счет 80.
Аналитический учет по каждому случаю переоценки, виду ТМЦ, подвергается
переоценке.
Заключение: "Совершенствование использования и учета материальных запасов".
Производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях достигают 90% и более в себестоимости продукции. Поэтому усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансового положения.
Основным направлением повышения эффективности использования производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.
Существенное значение для сохранности производственных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными высокоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
Существенно улучшить учет производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко используя накопительные документы (лимитно-заборные и комплектовочные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на ЭВМ, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам (бездокументальную систему оформления расхода материалов) и др.