МИНИСТЕРСТО ТОРГОВЛИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ: «УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ», ВЫПОЛНЯЛАСЬ ПО МАТЕРИАЛАМ ОАО «УНИВЕРСАМ
НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: Гришкина Г.Н. РУКОВОДИТЕЛЬ:
ФДПО Курс 4, группа БАУ98-4
КРАСНОЯРСК - 2000
План.
1. Значение и задачи денежных средств на предприятии. 3
2. Учет денежных средств в кассе. 4
3. Учет денежных средств на расчетном счете. 7
4. Учет денежных средств на валютном счете. 13
5. Учет денежных средств на других счетах в банках. 18
6. Учет денежных документов и переводов в пути. 27
7. Выводы и предложения. 29
Список использованной литературы. 30
1. Значение и задачи денежных средств на предприятии.
В процессе осуществления своей деятельности торговые предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами: поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме.
Большая часть расчетов осуществляется в безналичном порядке. Наличные
расчеты применяются при реализации товаров населению, мелким оптом
некоторым учреждениям, оплате труда и в некоторых других случаях.
Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных
средств со счета плательщика на счет получателя. При этом посредником при
расчетах между предприятиями и организациями вступают соответствующие
учреждения банка. Отношения между банками и клиентами носят договорной
характер. Клиенты (предприятия, фирмы и др.) самостоятельно выбирают банки
для кредитно-расчетного обслуживания.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных
средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных
бумаг в кассе предприятия; использованием денежных средств по их целевому
назначению; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями
(заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования,
рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и
кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.
2. Учет денежных средств в кассе.
Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией банка
России от 04.10.93 г. №18 О Порядке ведения кассовых операций в РФ.
Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, устанавливаемым кредитным учреждением по согласованию с предприятием. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течении трех дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.
Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 50 ”Касса”. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.
Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.
В кассе предприятия могут храниться, кроме денежных средств, ценные бумаги и бланки строгой отчетности. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий причиненный в связи с неправильным их хранением ущерб предприятию.
Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.
Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом (ф. № инв. 15).
На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет
объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией,
а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации.
Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в
доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия:
Д-т сч.50 ”Касса”
К-т сч.68 ”Расчеты с бюджетом”, 80 ”Прибыли и убытки”.
В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:
1. Д-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”
К-т сч.50 ”Касса”
2. Д-т сч.73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”
К-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”.
При наличии у предприятия валютного счета и средств в валюте других государств может возникнуть необходимость в использовании наличной инвалюты. Отдельного счета для этих целей не предусмотрено, поэтому в составе счета 50 ”Касса” открывается субсчет, например субсчет 50-2 ”Касса в иностранной валюте”. Учет операций организуется по видам валют. Банк выдает предприятию наличную инвалюту только на определенные цели: командировочные расходы и приобретения строго ограниченного круга. При получении в банке:
Д-т сч.50-2 ”Касса в иностранной валюте”
К-т сч.52-2 ”Текущий валютный счет”.
При выдаче под отчет:
Д-т сч.71-2 ”Расходы с подотчетными лицами по загранкомандировкам”
К-т сч.50-2 ”Касса в иностранной валюте”.
В любом случае, так же как и по счету 52 ”Валютный счет”, учет движения
наличной инвалюты производится в двух оценках: по видам валют и в рублях.
Синтетический учет ведется только в рублях. Используются учетные регистры:
журнал-ордер №1/1 и ведомость №1/1.
Остатки кассовой наличности в инвалюте подвергаются переоценке при изменении курса рубля по отношению к имеющейся у предприятия иностранной валюте. Результат переоценки отражается в корреспонденции субсчета 50-2 со счетом 80 ”Прибыли и убытки”.
3. Учет денежных средств на расчетном счете.
Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др.
Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).
При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком
на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них
наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек
(денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование -
поручение.
Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному
счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все
приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно
зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63
”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для
внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в
бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах
проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”,
а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке.
Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств,
автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения
документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их
поступления.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2.
Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и,
кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих
регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.
Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.
4. Учет денежных средств на валютном счете.
Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия. С
этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение (лицензию) от
Центрального банка России на совершение операций в иностранной валюте,
текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются
уполномоченными банками.
Работая по договорам-контрактам, заключенным российскими предприятиями
- участниками внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится
в иностранной валюте, предприятия обязаны 50% выручки продавать на валютном
рынке, через уполномоченные банки, в течении 14 дней со дня ее зачисления.
Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей
выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счет. Банк
сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от
него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счет.
Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк
может проводить ее самостоятельно.
К поручению на обязательную продажу валюты прилагается платежное поручение для возмещения рублевого эквивалента проданной валюты и ее зачисления на расчетный счет предприятия. Таким образом, вся выручка в иностранной валюте делится на две части: 50% в виде инвалюты зачисляется на текущий валютный счет, остальные 50% в рублевом эквиваленте (по курсу, установленному ЦБ РФ) - на расчетный счет.
Для учета движения средств в иностранной валюте в плане счетов
предусмотрен счет 52 ”Валютный счет”. Согласно указаниям по заполнению
квартальной бухгалтерской отчетности предприятия в 1993 г. (п.11)
рекомендовано открывать к этому счету следующие субсчета: 1 ”Транзитные
валютные счета”, 2 ”Текущие валютные счета”, 3 ”Валютные счета за рубежом”.
Наименование субсчетов дано во множественном числе потому, что
аналитический и синтетический учет в разрезе субсчетов организуется по
кодам валют. Предприятия имеют право не только на обязательную, но и на
самостоятельную продажу инвалюты через уполномоченные банки. Продажа
инвалюты отражается на счете 48 ”Реализация прочих активов”. Обязательная
продажа оформляется следующим образом:
1. Д-т сч.57 ”Переводы в пути” Списание инвалюты
К-т сч.52-1 ”Транзитные валютные счета”. с транзитного счета
2. Д-т сч.48 ”Реализация прочих активов” Проданная инвалюта в
К-т сч.57 ”Переводы в пути”. рублевом эквиваленте на день списания
3. Д-т сч.51 ”Расчетный счет” Оприходована выручка
К-т сч.48 ”Реализация прочих активов”. на день зачисления
4. Д-т сч.48 ”Реализация прочих активов” Списание положительной
К-т сч.80 ”Прибыли и убытки”. курсовой разницы (прибыль)
5. Д-т сч.80 ”Прибыли и убытки” Списание отрицательной
К-т сч.48 ”Реализация прочих активов”. курсовой разницы (убыток)
При реализации, продаже излишней инвалюты записи на счетах идентичны, кроме отсутствия счета 57 ”Переводы в пути”:
1. Д-т сч.48 ”Реализация прочих активов” Списание проданной валюты
К-т сч.52 ”Валютный счет”. по курсу последней пере- оценки (балансовой) стоимости
2. Д-т сч.51 ”Расчетный счет” Зачисление выручки от
К-т сч.48 ”Реализация прочих активов”. продажи валюты по курсу на день продажи
3. Д-т сч.48 ”Реализация прочих активов” Списание положительной
К-т сч.80 ”Прибыли и убытки”. курсовой разницы (прибыль)
4. Д-т сч.80 ”Прибыли и убытки” Списание отрицательной
К-т сч.48 ”Реализация прочих активов”. курсовой разницы (убыток)
Согласно закону о валютном регулировании предприятие имеет право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определенные ЦБ РФ, через уполномоченные банки. Такими целевыми направлениями могут быть: командировочные расходы, операции по выполнению обязательств по договорам-контрактам и др.
В бухгалтерском учете эти операции находят следующее отражение на счетах:
1. Д-т сч.76 ”Расчеты с разными дебиторами Перечисление денежных и кредиторами” средств банку или не-
К-т сч.51 ”Расчетный счет”. посредственно валютной бирже
2. Д-т сч.52 ”Валютный счет” Зачисление инвалюты на
К-т сч.76 ”Расчеты с разными дебиторами текущий валютный счет и кредиторами”.
3. Д-т сч.26 ”Общехозяйственные расходы” Сумма комиссионного
К-т сч.76 ”Расчеты с разными дебиторами вознаграждения отно- и кредиторами”. сится на расходы пред- приятия
В любых случаях, учет инвалюты отражается в двух оценках: в валюте иностранного государства и в валюте РФ (национальной).
При покупке иностранной валюты она зачисляется, минуя транзитный счет,
на текущий валютный счет (52-2). Превышение курса покупки над курсом ЦБ РФ
записывается по дебету счета 81 ”Использование прибыли” и кредиту счета 51
”Расчетный счет”.
Отделение банка уведомляет предприятие о движении инвалюты по его лицевому счету выпиской как из транзитного, так и из текущих счетов. На основании выписок из текущих валютных счетов ведется журнал-ордер №2/1 для оборотов по кредиту и ведомость №2/1 - по дебету. По валютному счету необходимо также вести карточки аналитического учета по наименованиям валют.
5. Учет денежных средств на других счетах в банках.
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения
(магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по
ходатайству владельца основного счета могут быть открыты расчетные субсчета
для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения
нехозрасчетных подразделений.
Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими возможность открыть расчетный счет: производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений; другим хозрасчетным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.
Следует отметить, что вопрос о количестве расчетных счетов в одной
организации решался в разные годы по-разному. В соответствии с Указом
Президента РФ от 23 мая 1994г. №1006 (18, п.2) организация могла иметь в
банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления операций по
основной деятельности.
Указом Президента РФ от 21 марта 1995г. №291 п.2 Указа Президента от
23 мая 1994г. №1006 отменен. Организации снова получили возможность иметь
неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов,
рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного
счета.
При этом нужно иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ
№1006 с целью контроля за первоочередностью платежей в бюджет
налогоплательщики обязаны предоставлять ежеквартально, начиная с отчета за
IV квартал 1994г., сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также
ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных
учреждениях.
Порядок открытия расчетного счета. Для открытия расчетного счета организация должна предоставить в учреждение выбранного ею банка следующие документы: заявление на открытие счета установленного образца; нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства; справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика; копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования; карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.
В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.
В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.
Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительств и филиалов в порядке, установленном специальной инструкцией.
При временном отсутствии печати у созданной организации руководитель банка разрешает в течении срока, необходимого для изготовления печати, предоставлять в банк документы без оттиска печати.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения
организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает
средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по
зачислению сумм на расчетный счет или списаний владельцев расчетного счета
(денежных чеков, объявлений на взнос наличными, платежных поручений) или с
их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).
Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению
Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых
органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списываются платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды специального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных
средств со счета осуществляется в последовательности, определенной
Гражданским кодексом РФ (ст.855):
1) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
3) по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и в внебюджетные фонды;
4) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
5) по другим платежным документам и в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Особый порядок расчетов по расчетным и текущим счетам установлен
Указом Президента РФ от 18 августа 1996г. №1212 для организаций-
недоимщиков. Организациями-недоимщиками считаются организации, имеющие
задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и
др.).
Указанные организации обязаны зарегистрировать в налоговом органе, в
котором они состоят на учете, счет недоимщика. Он выбирается организацией
из числа уже имеющихся рублевых расчетных или текущих счетов, в которых в
течение последнего месяца не было нарушений сроков исполнения платежных
поручений организации-недоимщика по вине кредитной организации или РКЦ
Банка России.
Не позднее следующего рабочего дня организация-недоимщик письменно информирует всех своих дебиторов и кредиторов о реквизитах счета недоимщика, на который необходимо зачислять средства.
На счет недоимщика перечисляются платежными поручениями остатки средств, имеющихся на любых других счетах организаций, кроме счетов по учету средств бюджетов всех уровней и счетов по учету бюджетных средств внебюджетных организаций, за исключением средств, направляемых на оплату расчетных документов первой и второй групп очередности платежей, установленных ст.855 Гражданского кодекса РФ.
При отсутствии или недостаточности средств на рублевых счетах организация-недоимщик вправе конвертировать валютные средства в рубли в пределах сумм, необходимых для погашения недоимки, и зачислить их на зарегистрированный счет недоимщика.
Организация-недоимщик может заключить дополнительный договор банковского счета с кредитными организациями, в которых открыты другие счета недоимщика, о ежедневном перечислении кредитной организацией соответствующей суммы средств со счетов недоимщика на зарегистрированный счет недоимщика.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с
организацией, банк выдает выписки из его расчетного счета с приложением
оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки
на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете.
Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при
обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут
быть опротестованы в течении 10 дней с момента получения выписки.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетном счете, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.
Помимо счетов 50 и 51 новым Планом счетов предусмотрено использование счета 55 «Специальные счета в банках».
На счете 55 учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 могут быть открыты субсчета:
1 «Аккредитивы»;
2 «Чековые книжки» и др.
Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется Центральным банком РФ.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета
55, субсчет 2, и кредиту счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 90
«Краткосрочные кредиты банков» и других счетов.
По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращаются в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 90 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 55-1 ведут по каждому выставленному аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.
Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и
кредиту счетов 51, 52, 90 и других подобных счетов. При использовании
чековых книжек соответствующие суммы списываются со счета 55 в дебет счета
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов
(согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком
(не предъявленным к оплате) остаются на счете 55-2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 90 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.
Филиалы, структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
6. Учет денежных документов и переводов в пути.
На счете 56 «Денежные документы» учитывают денежные документы, находящиеся в кассе организации (почтовые и вексельные марки, марки государственной пошлины, оплаченные авиабилеты, оплаченные путевки в санатории и дома отдыха и др.). Денежные документы учитывают по номинальной стоимости. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам.
Акционерные общества могут открывать к счету 56 специальный субсчет
«Собственные акции, выкупленные у акционеров», на котором учитывают
указанные акции, выкупленные для последующей продажи или аннулирования.
Иные хозяйственные товарищества могут использовать этот субсчет для учета
доли участника, приобретенной в установленном порядке самим товариществом
для передачи другим участникам или третьим лицам.
При выкупе акционерным обществом (товариществом) у акционера
(товарищества) принадлежащих ему акций (долей) дебетуют счет 56 «Денежные
документы» и кредитуют счета учета денежных средств (51, 52 и др.).
Аннулирование выкупленных акционерным обществом акций отражают по дебету
счета 85 «Уставный капитал» и кредиту счета 56.
Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для учета денежных средств
(переводов) в отечественной и иностранной и иностранной валютах в пути,
т.е. внесенных в кассы банков, сбербанков или почтовых отделений для
зачисления на счета организаций, но еще не зачисленных по назначению.
Основанием для принятия на учет по счету 57 сумм являются квитанции учреждений банка, сберегательной кассы и почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами банка и др.
Движение денежных средств, (переводов) в иностранных валютах учитываю на счете 57 обособленно.
7. Выводы и предложения.
1. Своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
2. Использованием денежных средств по их целевому назначению.
3. Своевременность расчетов с поставщиками, покупателями
(заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования,
рабочими и служащими и др.;
4. Своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.
Список использованной литературы.
1. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.
Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Бухгалтерский учет :Учебник/ П.П. Новиченко, Т.Н. Шеина, Ф.П. Васин и др.; Под. ред. П.П. Новиченко - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1990.
3. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятии. - М.: Дело и
право, 1992.
4. Грабова Н.Н. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: УЧЕТИНФОРМ, 1997г.
5. Завгородний В.П. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в системе
управления предприятием. - М.: Финансы и статистика, 1997г.
6. Савлук Н.В. Бухгалтерский учет. М.: ЛИБРА, 1997г.
7. Ткаченко Н.М. Бухгалтерский учет на предприятиях с разными формами собственности. - М.: Финансы и статистика 1996г.