В статье рассматриваются особенности организации и управления вертикально интегрированных корпораций и связанные с этим проблемы противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений в сфере их деятельности
В современной российской экономике объективно все большую роль играет деятельность многоотраслевых холдингов. Под контролем финансово-промышленных групп, вертикально интегрированных корпораций (ВИК) и естественных монополий находится до 70-80% всех финансовых и товарных потоков страны, ими обеспечивается значительная часть налоговых и иных поступлений в бюджет.
Вертикально интегрированной корпорацией (ВИК) принято считать корпорацию, группу или холдинг, организованную обычно по отраслевому признаку и имеющую во главе центральную компанию, которая непосредственно управляет группой дочерних предприятий. В качестве ключевых структур таких холдингов, как правило, выступают наиболее рентабельные предприятия, специализирующиеся на добыче, переработке и экспорте сырьевых ресурсов. Предприятия холдинговой компании обычно являются звеньями единой технологической цепочки (например, добыча и обогащение руды, ее транспортировка, производство электроэнергии, производство металла, производство изделий из металла, производство автомобилей, торговые, кредитно-финансовые и иные обеспечивающие структуры и т.д.). Взаимоотношения между предприятиями при этом устанавливаются на основе жесткого контроля над всем циклом производства от добычи сырья до реализации конечной продукции.
Распространенной также является форма интеграции, когда формально не оформленные в единую структуру предприятия (в том числе зарубежные), фактически образуют «неформальный» вертикально интегрированный холдинг в силу тесных партнерских отношений и единых управленческих принципов.
Объединение материальных, финансовых и иных ресурсов в рамках ВИК используется, прежде всего, для формирования рациональных технологических и кооперационных связей (построение цепочки от источников сырья до конечной продукции, включая все технологически взаимоувязанные участки), благоприятного инвестиционного климата, ускорения расчетных операций, а также создания более сильных позиций не только на отечественном, но и мировом рынках.
В качестве объективных экономических предпосылок к образованию вертикально интегрированных структур в России в последние годы можно выделить следующие:
- перераспределение прав собственности в ведущих отраслях производства;
- усиление конкуренции на мировых рынках, что предполагает снижение издержек производства, необходимость его модернизации и
инвестирования в целях развития производства;
- необходимость оптимизации системы взаиморасчетов и концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях;
В настоящее время можно отметить три ключевых направления активной деятельности ВИК:
- добыча и переработка естественных природных ресурсов (алюминиевые, медные и прочие холдинги, объединившие в конечном итоге весь производственный цикл - от добычи и переработки сырья до производства конечной продукции);
- машиностроение (производство продукции высоких переделов - авиапром, сельхоз- и энергетическое машиностроение);
- иностранные инвестиции в производство товаров повседневного спроса, с ориентацией на розничную продажу и быстрый оборот "живых денег (Philip Morris, Procter & Gamble, British American Tobacco и др.).
Несмотря на то, что каждая из компаний, составляющих ВИК, неизбежно ограничена в выборе партнеров, стоимости сырья и цены реализации товара, полученная экономия затрат, ускорение движения денежных потоков и возможность осуществления крупных инвестиционных проектов за счет концентрации больших финансовых ресурсов предоставляют ВИКам неоспоримые преимущества перед отдельными производителями.
Управленческая политика ВИК отличается следующими характерными особенностями: предприятия основного профиля лишаются возможности самостоятельно распоряжаться своей продукцией. Поставщиками сырья и продавцами готовой продукции выступают структуры-посредники, подконтрольные ВИК и расположенные, чаще всего, за пределами данного региона, в том числе в оффшорных зонах. Эти посредники не несут значительных затрат по добыче сырья или производству продукции, однако основная масса прибыли концентрируется именно на их счетах (как правило, открытых в банке, входящем в состав ВИК либо аффилированным с ним).
Наличие таких посредников, «выходящих», в конечном счете, на центр управления корпорацией (находящийся, как правило, в Москве или ином крупном городе), неизменно приводит к увеличению расходов местных бюджетов (связанных, в частности, с необходимостью всевозможных компенсаций при росте тарифов), снижению доли налоговых поступлений.
В качестве принципиальных схем объединения предприятий в вертикально интегрированную структуру можно выделить следующие:
1. По распоряжению властей образуется группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора. Подобным образом были образованы самые первые нефтяные компании.
2. Холдинг создает собственный банк для обслуживания, в первую очередь, своих собственных расчетов ("АвтоВАЗ").
3. Банк создает холдинг, «обрастая» промышленными и торговыми структурами, как правило, через приобретение долей в их капитале (МДМ-банк, как центральное звено интегрированной бизнес-группы "МДМ").
Таким образом, структура ВИК неизменно включает банк или сеть банков и группу наиболее прибыльных предприятий. Причем, если в первых двух случаях банк, по сути, является расчетно-кассовым центром, то в последнем формирование многоотраслевого холдинга происходит под контролем банковской структуры, которая и задает, в конечном счете, ориентацию производства на те или иные рынки.
Влияние деятельности ВИК на экономику можно охарактеризовать двояко. В ряде случаев "приход" крупных компаний имеет положительное влияние на улучшение экономического и социального положения территорий. Крупный капитал, пришедший в ведущие отрасли территориального образования, способствует ускорению внедрения современных технологий управления, формированию корпоративных структурх, замыкающих технологических цепочек и повышению инвестиционной деятельности и конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Необходимо отметить, что новые собственники обеспечивают выплату части долгов предприятий перед бюджетом и частично инвестируют производство.
В то же время деятельность ВИК может в корне изменить политико-экономическую ситуацию в том или ином регионе не самым лучшим образом, вследствие, прежде всего, жесткого и негативного характера ценовой политики, проводимой руководством ВИК, что приводит к завышению цен предприятий, входящих в состав ВИК, а также, если речь идет о продукции, потребляемой населением - например, электроэнергии – увеличению цен и тарифов для населения.
В результате может сложиться парадоксальная ситуация, когда, например, имея крупнейшие залежи угля, потребители вынуждены закупать уголь в других регионах или за рубежом. В свою очередь, снижение поставок угля на внутреннем рынке и его невостребованность на внешнем ведет к фактической остановке угольных предприятий.
Вместе с тем, в отношении некоторых предприятий, вошедших в ВИК, проводится так называемая "политика освобождения от долгов". Новые собственники договариваются с местными властями о реструктуризации долгов или самого предприятия. Далее создается стопроцентная "дочка" предприятия-должника, в которую переводят все ликвидные активы. Таким образом, возникает новая фирма, начинающая работу "с чистого листа". Одновременно активно банкротится материнская компания со всей ее кредиторской задолженностью. При этом, естественно, происходит сокращение регионального и федерального бюджетов.
Зачастую снижение прибыли происходит на фоне одновременного увеличения сумм возврата НДС по экспортным операциям и использовании главным образом давальческого сырья, что приводит к уменьшению объектов налогообложения и соответственно сокращению поступления налогов.
Практика показывает, что признаками подготовки предприятий к процедуре банкротства можно считать наличие следующих действий собственников:
- нецелевое использование полученных бюджетных кредитов на обновление оборудования;
- вывод ликвидных активов во вновь созданные и подконтрольные общества;
- постепенное сворачивание фактической самостоятельной деятельности;
- снижение заработной платы работников, сокращение рабочих мест;
- отсутствие инвестиций в производство.
Кроме того, активизация деятельности крупных компаний на территории того или иного региона зачастую приводит к изменению сложившегося финансового и потребительского рынка, формированию новых схем финансово-хозяйственных взаимоотношений, а также перераспределению денежных потоков, вследствие возникновения фактического доминирующего положения ВИК на том или ином рынке.
Как показывает практика деятельности федеральных органов налоговой полиции, наиболее распространенными способами ухода от налогообложения в рамках ВИК на сегодняшний день являются следующие:
- "запутывание" расчетов, путем использования в цепочке реализации подконтрольных ВИК сбытовых предприятий и посредников, зарегистрированных в других регионах и оффшорных зонах. Это не только в несколько раз повышает цены для конечных потребителей продукции, но и «выводит» значительную часть налогооблагаемой базы с территории региона;
- создание искусственной дебиторской задолженности на предприятиях с последующим ее списанием на финансовые результаты деятельности (убытки);
- использование договоров комиссии и поставки в целях необоснованного завышения затрат, относимых на себестоимость продукции;
- неправомерное использование льготного ж/д тарифа при отражении в отчетности полного тарифа;
- преднамеренное банкротство предприятий;
- создание ситуаций, связанных с неправомерным возмещением НДС из бюджета либо невозвратом части выручки за реализованную на экспорт продукцию;
- создание неучтенных складов для хранения продукции (угля) без последующего отражения проведенных через них операций в бухгалтерском учете;
- использование взаимозачетных операций с использованием векселей предприятий другой сферы (например, энергетической).
Основные проблемы, возникающие в ходе выявления и пресечения налоговых преступлений и правонарушений в сфере функционирования ВИК связаны с тем, что ВИК представляет собой, как правило, очень динамичную «сетевую» структуру, характеризующуюся большой информационной закрытостью от «внешнего мира», высокой степенью мобильности информации и денежно-материальных ресурсов, четкой исполнительской дисциплиной и высокой оперативностью в реализации решений руководства ВИК по всей производственной «цепочке» на всех уровнях. Кроме того, составляющие элементы ВИК обладают свойством «взаимозаменяемости» и интегрированы между собой не только по вертикали, но и на всех уровнях, что позволяет структуре в целом оперативно видоизменять взаимосвязи, задачи, состав и объем ресурсов внутренних элементов, при том, что в целом структура сохраняет свою целевую ориентацию.
Это определяет необходимость развития аналогичной, «динамически- сетевой» организации механизма противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений в сфере функционирования ВИК силами федеральных органов налоговой полиции. В настоящее время уже предпринят ряд важных шагов в этом направлении, в том числе – создание Главных управлений ФСНП России по федеральным округам, в рамках основных задач которых предусмотрена разработка крупных «межрегиональных» дел.
При организации проверочных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении структур, подконтрольных ВИК, необходимо учитывать, что сотрудникам налоговой полиции противостоит значительный финансовый, политический, кадровый, материально-технический и информационный потенциал управляющих компаний, включая противодействие хорошо организованных и оснащенных служб безопасности, укомплектованных лицами с опытом оперативно-розыскной деятельности. Благодаря высокой доходности, предприятия ВИК (в особенности, предприятия экспортоориентированных отраслей) обеспечивают себе стабильность кадрового состава и хорошую защищенность внутренней, в т.ч. финансовой информации.
В разработке схем минимизации налоговых отчислений с использованием легальных возможностей, предоставляемых действующим законодательством, а также т.н. "узких" мест в нормативно-правовой базе участвуют высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции, экономики и финансов.
Разработка предприятий, расположенных на территории отдельных округов и входящих в ВИК, силами отдельных территориальных органов затруднена в силу характерной особенности управления ВИК – как, правило, органы управления и собственно производственные структуры расположены на территории различных регионов (например, компании, управляющие финансами, расположены главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных центрах). При этом отследить движение финансовых и товарных потоков бывает сложно из-за наличия целой цепочки посредников, расположенных вне зоны оперативного обслуживания ТОНП округа. Довольно часто данные о фактически отгруженной продукции находятся на предприятии, а данные о платежах сосредоточены в управляющих компаниях.
Все эти обстоятельства препятствуют осуществлению действенного контроля за деятельностью многоотраслевых холдингов.
Кроме того, чрезвычайно затруднено проведение мониторинга финансово-хозяйственной и иной деятельности наиболее значимых российских предприятий и их структурных подразделений на уровне территориальных органов налоговой полиции и Главных управлений ФСНП России по федеральным округам, т.к. по-прежнему территории не имеют доступа к информационным ресурсам Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Государственного Таможенного Комитета, Федеральной Комиссии по ценным бумагам, Госкомстата, Банка России и ряда других ведомств. Организация такого доступа - первоочередная задача, без решения которой сложно не только собрать полноценную доказательную базу аффилированности структур, но и установить действенный контроль за направлением денежных потоков с целью определения ключевых пунктов аккумулирования денежных средств, необходимых для перечисления в бюджет.
Тем не менее, органами налоговой полиции накоплен определенный опыт выявления, пресечения и доказывания преступлений и правонарушений, связанных с лжеэкспортом и неправомерным возмещением НДС из бюджета, преднамеренным банкротством, оформлением сделок через "подставные" фирмы и т.д. В отношении предприятий, образующих ВИК, возбуждаются уголовные дела и возмещаются крупные суммы установленных ущербов.
С учетом вышеизложенного в числе задач первоочередной важности видится разработка и реализация комплекса организационных, правоохранительных и методических мер по усилению оперативного контроля со стороны органов налоговой полиции за деятельностью и процессом развития ВИК. В числе этих мер целесообразно предусмотреть:
- сбор и обобщение информации по наиболее крупным предприятиям, контролируемым ВИК;
- разработку и внедрение системы мониторинга финансово-хозяйственных связей и деятельности наиболее значимых российских предприятий и их структурных подразделений с использованием ресурсов других государственных органов;
- дальнейшее изучение опыта зарубежных правоохранительных и контролирующих структур по выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, связанных с деятельностью крупнейших компаний и возможностей его применения в российских условиях.
Важное значение для пресечения противоправной деятельности вертикально-интегрированных структур в сфере внешнеэкономической деятельности имеет также разработка механизма предупреждения использования оффшорных зон для уклонения от уплаты налоговых платежей и оттока капитала из Российской Федерации. При этом главное внимание необходимо уделить устранению существующих законодательных, финансовых и экономических условий для осуществления внешнеторговых операций по практикуемым в настоящее время схемам уклонения от уплаты налогов.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru