Министерство образования РФ
Вятский Государственный университет
Электротехнический факультет
Кафедра Философии
ДОКЛАД
Тема: «Философия терроризма»
Подготовил:
Студент группы Э-22
Скулкин Д.В.
Приняла:
Матвеева М.В.
г. Киров 2003 г.
Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим.
Т. Гоббс
Актуальность терроризма, как явления современного мира, не вызывает
сомнения. Если XX век можно охарактеризовать с политической точки зрения –
веком войн и тоталитаризма (Сталин, Гитлер), то XXI уже включает в свою
характеристику слово «терроризм». Как явление терроризм существует более
чем долго. Можно вспомнить дореволюционную Россию, тогда это считалось
вполне нормальной формой политической борьбы, только против императора
Александра II было совершено с десяток терактов. В 70-ые годы двадцатого
века прокатилась волна террора по Западной Европе, выросшая из анархизма,
революционаризма, национального экстремизма1. Это старый терроризм. С более
совершенным – т.н. «новый» терроризмом Россия столкнулась в период
чеченской компании, но тогда мировое сообщество ей не поверило. Начало
терроризма на западе исчисляется с событий 11 сентября 2001 года.
Новый терроризм не исключает старый, он дополняет его. Став более
организованным, технически оснащенным новый терроризм стал более чем
серьезным и достойным противником цивилизованного мира. В каждой отдельной
стране, в разные периоды могут быть свои определения терроризма. Тем не
менее, попытаемся выделить нечто общее.. Терроризм – это форма
политической борьбы, при которой предельно упрощенная система координат
«друг-враг» лишена всяких государственных и дипломатических начал и взывает
к древнему инстинкту мести, отчасти родовой мести, что приводит к атакам
против населения, ради воздействия через граждан и СМИ на правительства
атакуемых стран для достижения рациональных политических целей1.
Давайте попытаемся разобраться в мотивационно-ценностной и социально- философской основе такой формы борьбы.
Компетентные в этой области люди, исследователи выделяют два основных типа – личностные и политико-идеологические мотивации. Личностные мотивы обращения к терроризму в свою очередь могут подразделяться на три вида: эмоциональные, невротичеко-психопатологические и корыстные (государства, организации или лица, спонсирующие террористическую деятельность)3.
Если смотреть в корень терроризма, то исходит в основном от стран третьего мира. Отсталость и бедность – вот мощный источник агрессии. Самое страшное, что отставание растет и усугубляется глобализацией. Мир раскололся на страны где высоко цениться жизнь, свобода и есть стремление к объединению, с одной стороны, и мир с низким уровнем и ценой жизни вообще – с другой. «Терроризм – есть месть отставшей части мира преуспевающей его части, вызванная окончательностью раскола и невозможностью “догнать” сегодняшний Запад»1, - заключает В.В.Никитаев. Но это не абсолютная причина, т.к. во главе терроризма стоят как раз таки далеко не бедные индивидуумы, способные выкладывать миллионы долларов на дестабилизацию обстановки и теракты.
Что касается невротичеко-психопатологических причин. Здесь доминирует
не психопатология, т.к. большинство террористов объективно вменяемы, а
невротические комплексы. Почему среди опрошенных шиитов старшего возраста
способны и готовы совершить теракт 34,37%, а среди респондентов в возрасте
15, 16 лет – 100%? Что это? Способ самоутверждения посредством насилия или
удовлетворения веры, что способствуют важному делу. Неужели их так
воспитывают – промывают мозги? А может просто многие боятся показаться не
такими как все – неполноценными, тогда у них появляется потребность
«принадлежать группе». «Сравнительные социальные исследования показывают,
что сильная потребность в принадлежности к группе является общей чертой
террористов во всем мире.»3
Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо-
сепаратистскими и религиозными. Мотивационная основа националистического и
сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально-
политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями,
передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще
более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические
мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко
приводит к особенному фанатизму. Известный специалист по терроризму
Б.Дженкинс считает, что "террористы могут рассматриваться как абсолютисты,
как "истинно верующие".3
Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту. "Чтобы стать террористом, - говорит К.Л.Оотс, - человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели... Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми.”3
Террористы Ирландии, Шри Ланки отличаются от исламских радикальных организаций более реальными и осязаемыми целями и требованиями. Исламские террористы делят мир на две части без середины: свои и неверные (сюда же входят и мусульмане лояльные западу) - «друг- враг».
Атака на Всемирный торговый центр показала, что нашлись такие религиозные группы, которые способны ударить прямо в сердце глобализма.
Но в современном терроризме, на мой взгляд, религия – форма
«рационализации» и объяснения, а не первопричина террора.
Наиболее варварский компонент социальной практики и социальной
философии терроризма - отрицание основного права человека - права на жизнь,
возведение убийства в принцип. Это, конечно, требует серьезных обоснований.
И вот, наряду с апелляциями к "высшей справедливости" прибегают к такому
приему как "обесчеловечивание" своих жертв. "Враг рассматривается
террористами не как человеческое существо". М.Тейлор приводит характерное
высказывание активиста Ку Клукс Клана на митинге членов этой организации,
смысл которого в оправдании убийства четырех детей. "Это были не дети, -
говорил он,- а маленькие мартышки, маленькие собаки и маленькие кошки,
маленькие бабуины, маленькие скунсы, а также маленькие черномазые. Да,
именно маленькие черномазые... Не стыдно, что они были убиты. Почему?
Потому, что когда я убиваю гремучую змею, я не делаю различия между
маленькой и большой змеей, так как знаю, что все змеи - враги и ужалят
меня, если смогут".3
Бедность, неравенство, психология фанатиков – почему это причины именно терроризм, а не революции или войны? Терроризм – как средство борьбы слабых с сильными (с государством), с которыми они не могут вступить в непосредственную схватку.
Как причину событий 11 сентября и наряду с ними теракт американца
Тимоти Маквея, взорвавшего дом в Оклахома-сити, можно расценить то
высокомерие США по отношению к другим народам, гегемонизм, триумфализм,
неоправданное использование вооруженных сил, убежденность в своем
превосходстве. Кроме того не надо забывать, что некогда террориста №1 –
Осама Бен Ладена, создали именно Соединенные штаты, который будучи героем в
конце 80-х стал для них сатаной в 2000-м. Из интервью французского философа
и публициста Андрэ Глюксмана: Вопрос – «Кто такой на самом деле бен Ладен?
Греческий философ, переодевшийся восточным анархистом?». Ответ: «Я бы
порекомендовал ЦРУ читать Достоевского (здесь «Преступление и наказание»-
прим.автора), если бы агенты этого управления прочитали романы русского
писателя раньше, их было бы не так-то легко обмануть. ЦРУ недооценило
своего противника. Агенты управления решили, что это лишь "сумасшедшие от
Аллаха", мистики. Из-за своего невежества они не смогли обнаружить в бен
Ладене и его сторонниках культовость, сводившуюся к тому, что эти люди
направили всю свою энергию на восстание против Запада, обучившего их.»
Как известно - «Зло провоцирует зло». Субъект, уверенный в своей
правоте, нуждающийся в самоутверждении и преследующий личные экономические
и политические цели, попадает под влияние той или иной радикальной
группировки «эволюционирует» по цепочке «радикализм – экстремизм – фанатизм
– терроризм».
Таким образом, рассмотренные нами идеи и мотивы современного терроризма дают возможность увидеть сложность проблемы при ее внешней простоте. В современном мире, будущее которого зависит от цивилизованного разрешения социально-политических, этнических и религиозных конфликтов, изучение, в частности, философии терроризма, может помочь понять, разрушить выше указанную цепочку, а значит и искоренить «пропаганду действием» - терроризм как явление.
Материал:
. Федотова В.Г. «Терроризм: от старого к новому.»; «Философские науки»,
№ 2, 2003 (с.5)
. Уткин А.И. «Исламский терроризм В США.»; «Философские науки», № 3,
2003 (с.11)
. Чурков Б.Г. «Мотивационные и идейные основы современного терроризма.»; http://conflictolog.isras.ru/93-4-1.html