смотреть на рефераты похожие на "Современная налоговая система России"
Тема: Современная налоговая система России.
Содержание
|Введение. |2 |
|I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития |4 |
|рыночной экономики | |
|1.1. Сущность налога |4 |
|1.2. Функции налогов |7 |
|II. Налоговая система России |9 |
|2.1. Основные принципы построения налоговой системы |9 |
|в экономике России. | |
|2.2. Структура действующей налоговой системы Российской |12 |
|Федерации | |
|III. Основные налоги собираемые на территории России. |22 |
|3.1. Подоходный налог с физических лиц |23 |
|3.2. Налог на прибыль предприятий и организаций |26 |
|3.3. Добавленная стоимость. |30 |
|3.4. Акцизы. |32 |
|IV. Противоречия действующей налоговой системы России |34 |
|4.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы |35 |
|4.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской |39 |
|Федерации | |
|4.3. Нестабильность налоговой системы России |40 |
|V. Пути реформирования налоговой системы |42 |
|Заключение. |46 |
|Литература. |49 |
|Приложения |50 |
Введение.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в
1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о
налоговой системе.
Среди них:
V «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,
V «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,
V «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие.
Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
В данной курсовой работе предпринята попытка, разобраться в действующей налоговой системе России, выделить её основные противоречия и пути её реформирования.
Содержание курсовой работы изложено на 50 листах машинописного текста.
При подготовке курсовой работы изучалась литература, список которой
представлен на
странице 49.
I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
1.1. Сущность налога
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как
известно, налоги появились с разделением общества на классы и
возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания
... публичной власти ... »[1].
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность, уплачивать налоги»[2].
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.
Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы
(прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными
ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты,
установленные законодательными актами.
По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующая льгота:
V необлагаемый минимум объекта налога;
V изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
V освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
V понижение налоговых ставок;
V вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
V целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
V прочие налоговые льготы.
Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».
Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
1.2. Функции налогов
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и
функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.
Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции -
фискальную, стимулирующую и регулирующую. В настоящее время налоговой
системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет
реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём
участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого
директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в
отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в
различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного
спроса населения. Однако между стимулирующей и регулирующей функциями
налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на
отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические
процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к
микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.
Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на
спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста
производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие
достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и
санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
II. Налоговая система России
«Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему» [3].
2.1. Основные принципы построения налоговой системы
в экономике России.
Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.
Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа, т.е. обязательность уплаты налогов.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и
удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическим потребностям.
Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого
ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Этими принципами должно руководствоваться любое государство при
построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех
функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации
не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно
оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия
существующего налогового законодательства выявились многочисленные
противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия
многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою
очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности.
Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и
положительные моменты.
На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на
следующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям
приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В
условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного
(постепенного) переноса налогового бремени на граждан.
Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходами предприятия.
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в
России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были
подразделены на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги
взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным
относятся следующие налоги: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельности; д) налог от биржевой деятельности; е) налог на операции с ценными бумагами; ж) таможенные пошлины; з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в
специальный внебюджетный фонд РФ; и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в
федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в
краевые, областные бюджеты краёв, областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в
порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ; к) подоходный налог с физических лиц; м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды; н) гербовый сбор; о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.
Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р"
зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л"
являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним,
зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе
РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет
автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других
уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в
составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных
бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах «н» - «п» зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т.ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте «с» зачисляются в
соответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актом
Российской Федерации об этом налоге.
Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся: а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков; б) местный доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги, указанные в подпунктах «а», «б» и «в», устанавливаются
законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории.
При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или
решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной
области, автономных округов, если иное не установлено законодательными
актами РФ.
Сборы, указанные в подпункте «г», Зачисляются в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставки этого сбора не могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций. Они устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области и автономных округов.
К местным относятся следующие налоги: а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу
зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта
налогообложения; б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в
соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле. в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по
месту их регистрации; г) налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими
(без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими
органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения
разового талона или временного патента и полностью зачисляются в
соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций,
независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на
благоустройство территорий и другие цели. Ставка сборов в год не может
превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной
оплаты для физического лица, а для юридического лица - размера 1% от
годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного
Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и
районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а
в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей; з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг
по рекламе; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и
персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические
лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы
сделки; к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в
городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год; л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор
вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия
населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров
минимальной месячной оплаты труда год, с физических лиц - 20 установленных
законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле
этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и
другие мероприятия - половины установленного законом размера месячной
оплаты труда за каждый день торговли; м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.
Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости
заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные
билеты; н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами
при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не
превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты
труда в зависимости от общей площади и качества жилья; о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и
физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого
местах в размере, установленном местными органами государственной власти; п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят
производители продукции, на которой используется местная символика (гербы,
виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой
продукции; р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и
физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого
характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной
власти, на территории которых находится ипподром; с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на
тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша; т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор
вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в
игре, в размере, не превышающем 5% этой платы; у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,
предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с
ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем
0.1% суммы сделки; ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят
коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от
местных органов государственного управления осуществления организационных
мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной
власти; х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят
юридические и физические лица, в размере, установленном органами
государственной власти; ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются
юридические и физические лица - собственники указанных средств и
оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его
взимания устанавливается местными органами власти; ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы в размере, не превышающем 1,5% объёма реализации продукции (работ,
услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными на
соответствующей территории.
Налоги, указанные в пунктах
"а" - "в" устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решением органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводится городскими органами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.
Налоги и сборы, предусмотренные пунктами "з" - "х" могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах «ж», «з», «о», «ф», «х» и «ч» относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:
V налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
V налоги с имущества (предприятий и граждан);
V налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:
V подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
V на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу
(так называемые социальные налоги, социальные взносы);
V поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
V налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги:
V налог на добавленную стоимость;
V акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
V на наследство;
V на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от
степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на
потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога
перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В
долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя
перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
III. Основные налоги собираемые на территории России.
Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.
Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.
Основная доля поступлений в федеральный бюджет обеспечена:
V НДС - 48,3%,
V акцизами - 23,3%,
V налогом на прибыль - 19%,
V подоходным налогом с физических лиц - 2,7%,
V платежами за пользование природными ресурсами - 3,5%,
V прочими налогами и сборами - 3,2%.
Распределение налогов по видам по субъектам Федерации таково:
V НДС - 15,9%,
V акцизы - 3,1%;
V налог на прибыль - 24,1%;
V подоходный налог с физических лиц - 19,2%;
V платежи за пользование недрами и природными ресурсами - 5,1%;
V прочие - 32,6%.
Рассмотрим эти налоги подробнее.
3.1. Подоходный налог с физических лиц[4]
- является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.
Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства.
Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в
денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.
Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым
ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы,
полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения
в рубли по официальному курсу.
Если физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.
Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности), а также другие виды в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экономических фондов, зарегистрированных в установленном порядке. Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц.
Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста.
Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец).
Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.
Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Сравним ставку подоходного налога в нашей стране и в экономически развитых странах. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых странах
в 1993 году:
|Страна |% |
|Канада |29 |
|США |31 |
|Великобритания |40 |
|Австралия |47 |
|Япония |50 |
|Италия |51 |
|Германия |53 |
|Франция |57 |
|Швеция |72 |
В России высшая ставка этого налога составляла, впрочем как и сейчас,
40%.
Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран высшая ставка этого налога выше, чем у нас, но в этих странах налоговый пресс производителей (различных фирм, предприятий и т.д.) намного меньше, чем в нашей стране. Поэтому в России не выгодно регистрировать своё дело и производить что-либо. В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога.
Многие российские экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.
3.2. Налог на прибыль предприятий и организаций
- основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Законодательство «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не
распространяется на:
V банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок;
V предприятия - по доходам страховой деятельности;
V предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:
V направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа
(амортизации) на последнюю отчетную дату;
V в размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия;
V затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;
V взносов на благотворительные цели, в различные фонды социально- культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужащих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прибыли.
Особые льготы помимо общих, установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:
V исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;
V освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительных, ремонтно-строительных и по производству строительных материалов - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает
70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Важном моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.
Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории Российской Федерации.
Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из нормы рентабельности 25%.
Международные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталовложений и обеспечении идентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран.
Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.
Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели,
являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации,
включая созданные на территории России предприятия с иностранными
инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере
0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых
услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой
торговли) и снабженческо-сбытовые организации в размере 0,03% от оборота.
Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе:
V фонд социального страхования - 5,4%;
V государственный фонд занятости населения - 2%;
V обязательное медицинское страхование - 3,6%;
V в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.
Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость.
3.3. Добавленная стоимость.
включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиками налога с оборота являются:
V предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы;
V предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью;
V индивидуальные (семейные), частные предприятия;
V различные международные объединения и иностранные юридические лица.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.
Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию
России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая
гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от
налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской
Федерации.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.
Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
3.4. Акцизы.
Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской
Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными
инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные
подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо
от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.
Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
IV. Противоречия действующей налоговой системы России
Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г.
Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика
не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами
хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным
регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной
налоговой системы является кризис экономики.
Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического
кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.
Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов.
Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов
производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы
государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество,
завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства.
Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов,
отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней. Во
многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере, по
форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание
внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе,
который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем
легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана
непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и
снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС,
первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на
то, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему является
одним из факторов роста цен. К серьезным недостаткам налогового режима,
ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его
нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным,
если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение
иностранного капитала в российскую экономику.
Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.
4.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной
стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало кто
понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы
по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых
инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими.
Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от
специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом
свидетельствует и мировой опыт.
Первая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата.
Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем
Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2
этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж
дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной
логики. (Приложение 1)
Определение понятия «плательщик налога» неполно. (Приложение 2).
А определение объекта налогообложения дано путем перечисления
возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению
(Приложение 3).
Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.
Определить понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.
Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на
прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер
налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права:
установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже
совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и
неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениями
Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми
суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и
размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к
сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.
Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.
Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой
подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его
спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни
Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в
разработке и издании правоприменительных актов по налогам.
Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налогового
кодекса, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.
Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны
осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально
регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных
недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато
откровенным произволом.
Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.
Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.
Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система
ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.
Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости
от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины
в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций,
отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до
конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к
решению проблемы.
4.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации
Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.
В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС этот налог стал
сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в
связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти
на четверть и так уже выросшие многократно цены. Его роль проявляется в
том, что реализуется только 65-70% произведенной продукции, а также
катастрофических размеров достигла взаимная задолженность предприятий и
организаций. Так как этот налог несомненно очень перспективен в рыночной
экономике, то согласиться с предложениями о его ликвидации нельзя. Нужно
отрабатывать его механизм, имея ввиду существенное снижение ставки.
Снижение ставки НДС, в свою очередь, нацелено на увеличение объемов
производства, работ и услуг, что, как показывают расчеты, может значительно
расширить ограниченные возможности бюджета. Кроме того, этого же можно было
бы добиться при оправданном увеличении ставок налога на имущество
предприятий.
Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.
4.3. Нестабильность налоговой системы России
В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодом возрождения и становления налоговой системы России.
Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.
В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом «Об основах налоговой системы в Российской федерации». В результате, как грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз товаров за пределы региона.
Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
V. Пути реформирования налоговой системы
Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения
экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских
граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За
последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие
дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными
экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере
соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка
долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы
России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития,
обоснована налоговая политика.
Пути реформирования правовой базы налоговой системы
На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя
эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может
быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская
налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о
«корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их
проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне,
как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при
наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики,
проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при
«совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами,
которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство,
возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является
важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в
конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних
стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же
возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы
сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным
изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой
формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании
налоговых отношений.
Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ. Принятие Налогового кодекса РФ позволит в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить общепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. Несмотря на критику, он соответствует основным требованиям, предъявляемым к налоговым кодексам стран с рыночной экономикой. При этом в нём, в основном, сохранена преемственность с уже действующей в стране налоговой системой. Высказываемые критические замечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и её нужно «разрушить до основания». Нет, механизм нужно попросту отладить и заставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образом изменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной крен сделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т. д.
Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная,
налоговая система в принципе соответствует налоговым системам стран
Западной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намерена
участвовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполне
уместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органы
привыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоже
немаловажно. К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нём
значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд «родственных»
налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного
медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь
объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет
«расщеплять» и направлять денежные средства в соответствующие сферы.
Укрупняются налоги, имеющие сходную базу.
Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления
налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как
налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между
выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом
предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои
материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно,
позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет,
что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях (а в ряде
отраслей и того больше) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять. К
сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно высокой - 35%.
Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в
частности, для стимулирования малого бизнеса.
Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.
Однако любая система безжизненна и не выполняет поставленных задач без
соответствующего кадрового обеспечения. История развития цивилизации
наглядно показывает, что действительно «кадры решают всё». Следовательно,
на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки
профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации.
Анализ качественного состава работников налоговой службы свидетельствует о
том, что сформировалась отдельная самостоятельная отрасль, требующая
особого подхода к профессиональной подготовке и переподготовке
специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в механизме
рыночных преобразований.
Заключение.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в
период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема
реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы:
V размеров ставок;
V предоставляемых льгот и привилегий;
V объектов налогообложения;
V усиления или замены одних налогов на другие.
Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной
концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты
любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных
коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового,
профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач,
налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный
Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже не лишён недостатков
и сейчас находится на доработке. Проблем в сфере налогообложения накопилось
слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они
решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть
будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь
будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового
кодекса.
А до этого времени наша налоговая система будет,практически, не способна
выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет
препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно
скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.
Литература.
1) Закон Российской Федерации « Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года). - М.:
1997.
2) Налоговый Кодекс. Проект. - Внесён Правительством Российской Федерации в
Государственную Думу Федерального Собрания 30 апреля 1997 года.
3) Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 1993.
4) Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 1995.
5) Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 1997. - №
2. С. 67.
6) Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования.
// Финансы. - 1997. - № 4. С. 22-24.
7) Камаев В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. - М.: 1991.
8) Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 28-33.
9) Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Бек, 1994.
10) Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 1996.
11) Пепеляев С. Г. Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. - 1996. -
№ 1. С. 43-52.
12) Слом В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. - 1996. - №
1. С. 3-6.
13) Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. -
1997. - № 4. С.29.
Приложения
Приложение 1
Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации».
Глава 1: «Общие положения».
Статья 2. Понятие налога, другого платежа и налоговой системы
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Приложение 2
Статья 3. Плательщики налогов
Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщики налогов, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются налогоплательщиками.
Приложение 3
Статья 5. Объекты налогообложения
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными
актами.
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171
[2] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
С изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3
[3] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
[4] Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется
законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с
физических лиц».