Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская медицинская академия И. М. Сеченова
Кафедра организации и экономики фармации
Реферат
по экономике
Тема: Налоговая политика в России. Реформирование налоговой политики.
Москва
2009
Содержание
Определение плательщиков налогов и сборов в соответствии с НК РФ
Права и обязанности плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов и сборщиков налогов и сборов
Налоговая политика государственных органов на валютном рынке
Введение
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
Налоговую политику осуществляют президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Минфин РФ, а за е выработку и осуществление, - ФНС России. Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:
- управления;
- информирования (пропаганды);
- воспитания;
- консультирования;
- льготирования;
- контролирования;
- принуждения.
Современная налоговая система России берет свое начало с 1 января 1992 г., когда стал действовать пакет из 15 законов о налогообложении. За прошедший с тех пор период времени законодательство претерпело множество изменений, касающихся состава налогов, порядка определения налоговых баз, размера ставок, налоговых изъятий и скидок, сроков уплаты. Перечень нормативных документов, регулирующих налогообложение в России, насчитывает сотни наименований. Наличие громоздкой, сложной, во многом противоречивой нормативной базы по налогообложению привело к необходимости разработки Налогового кодекса Российской Федерации.
Первая часть Налогового кодекса, введенная в действие с 1 января 1999 г. и представляющая основы налогообложения в России, частично упорядочивает сложный процесс расчета и взимания налогов. С 1 января 2001 г. были введены в действие четыре главы части второй НК РФ, с 1 января 2002 г. стали действовать еще три главы, с 1 января 2003 г. – еще три главы. Однако отсутствие второй части в полном объеме, где должен быть представлен порядок налогообложения по каждому конкретному налогу, приводит к тому, что постоянно происходят изменения законодательства, связанные как с решением назревших проблем в области теории налогообложения, так и с бюджетными проблемами. При этом и введенные в действие главы второй части НК РФ претерпевают существенные изменения.
Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих – валютной и налоговой политике.
Особенность ситуации России состоит в том, что до конца 1999 г. не было достаточно определённых приоритетов экономической политики. В конце 1999 г. в статье В. Путина "Россия на рубеже тысячелетий" были обозначены основные направления деятельности государства в области экономики. В отношении внешнеэкономических связей в ней в качестве одного из приоритетов названа "последовательная интеграция России в мировые хозяйственные структуры", прежде всего с помощью "активной поддержки государством внешнеэкономической деятельности российских предприятий, компаний, корпораций".
Совсем недавно, можно сказать, в России, экономический рост был объявлен как основная государственная стратегия.
Возрастающая открытость экономики России и других стран членов СНГ в условиях либерализации их внешнеэкономической деятельности увеличивает значение валютной политики как одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования.
При выработке политики валютного курса того или иного государства, оценке её рациональности анализу должны подвергаться большое число факторов и показателей, характеризующих воздействие того или иного варианта курсовой политики на развитие национальной экономики.
В последние десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами всё большее значение приобретает движение капитала в различных формах.
В отличие от мировой торговли, которая имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в движении прямых, портфельных и ссудных инвестиций на общем фоне увеличения размеров экспорта и импорта капитала существуют значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния и развития мировой общехозяйственной конъюнктуры.
Однако в целом динамика роста объёма зарубежных капиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира. Так, начиная с середины 80-х годов темп прироста прямых инвестиций в 4 раза превышал рост стоимости мирового ВВП.
Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение всё большего числа стран в процесс ввоза в вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортёрами, либо импортёрами капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно ввозит и вывозит капитал.
С начала 90-х годов стремление привлечь иностранных инвесторов становится одной из важнейших тенденций в международной политике. Завершение "Уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ, создание Всемирной торговой организации (ВТО), подписание соглашения НАФТА (Зона свободной торговли стран Северной Америки), создание единого европейского рынка, а также увеличение числа двусторонних переговоров по инвестициям способствовали росту импорта иностранного капитала.
Понятие налога и сбора
К определению понятия «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.д. Налог следует рассматривать как средство упорядочивания финансовых отношений налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности (должностного поведения), а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий. С этой позиции можно предложить следующее определение налога.
Налог – единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязанности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Законодательное определение налога дано в ст. 8 части 1 НК РФ. Под налогом понимается обязанный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного введения хозяйственных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В своем определении понятия «налог» Конституционный суд Российской Федерации указал, что налоговый платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязанности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
Признаки налога
Односторонний характер его установления.
Налог является индивидуально безвозмездным.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности.
Денежная форма.
Императивно-обязательный характер.
Пошлина и сбор – это плата, взыскиваемая государством и его органами в обязательном порядке за оказание определенных услуг. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешения на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества с интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное раздражающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, нотариальные и др.
В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одном из условий совершения плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п.2 ст.8).
Функции налогов
Выделяют, как правило, три основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и воспроизводственного назначения.
Фискальная (или бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач.
Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла. Таким образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения, отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит налогам.
Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками - агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.
Итак, налоги: 1) влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его; 2) размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи; 3) от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей для предпринимателей); 4) налоги влияют на инвестиционные решения предпринимателей. На уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли после уплату налогов, а затем облагаются налогом на уровне акаунеров.
Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение от двойного налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и различные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема стимулирования инвестиционной активности при обложений налогом на процентный доход и дивиденды, а также налогом на прирост капитала. На уровне международных инвестиционных потоков обращают внимание на налоги, которыми облагаются иностранные инвесторы.
Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налоговр-финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Классификация налогов
Наиболее распространенным является деление налогов на прямые и косвенные. Кроме того, налоги подразделяются по источникам их возмещения и делятся на следующие группы:
- налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
- налоги, учитываемые в составе внереализационных расходов;
- налоги, выплачиваемые из прибыли;
- налоги, включаемые в цену продукции (работ) или тарифы на услуги.
Определение плательщиков налогов и сборов в соответствии с НК РФ
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту их нахождения. Следует отметить, что до введения НК РФ уплату налогов осуществляла как головная организация, так и ее подразделения, имеющие отдельный баланс. Подобная практика игнорировала гражданское законодательство. Так, согласно ст. 55 ГК РФ обособленные подразделения юридического лица сами не являются юридическими лицами, следовательно, не могут быть участниками налоговых правоотношений.
Практика налогообложения показывает, что уклонения от налогов и другие налоговые правонарушения часто вызваны отношениями, складывающимися между юридическими и физическими лицами. В этой связи НК РФ вводит такое понятие, как взаимозависимые лица. Между взаимозависимыми лицами могут складываться имущественные, семейные отношения, а также отношения административной подчиненности.
Права и обязанности плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов и сборщиков налогов и сборов
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:
Получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях и их должностных лиц;
Получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пани, штрафов;
Предоставлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично через своего представителя;
Предоставлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислениям и уплате налогов, а также по актам проведения налговых проверок;
Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
Получить копии акта налоговой проверки и решении налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
Не выполнять неправомерны акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;
Требовать соблюдение налоговой тайны;
Требовать в установленном порядке возмещать в полном объему убытков, причинными незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны:
уплачивать законно установленные налоги;
вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплатить, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Предоставлять налоговым органам и их должностным лицам в случае, предусмотренных НК РФ, документы, необзодимые для исчисления и уплаты налогов;
Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своим служебных обязанностей;
Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и производственные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
Об открытии и закрытии счетов – в десятидневный срок;
Обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
Обо всех обособленных подразделениях, создаваемых на территории Российской Федерации – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
Об объявлении несостоятельности – в срок не позднее трех дней принятия такого решения;
Об изменении своего местонахождения или места жительства – в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
Рассматривая обязанности налогоплательщиков, следует отметить, что в ст. 23 выделяются обязанности, выполнение которых обязательно с соблюдением определенных сроков.
Права налоговых органов
Налоговые органы вправе:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ4
проводить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующие о совершении правонарушений, в случае, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в других случаях;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ;
осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные. Складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщика в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике в случаях отказа его допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных и иных помещений, используемых налогоплательщиком, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение требований4
Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК Р;
Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;
Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков;
Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
В соответствии со ст. 24 НК, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Следует отметить, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Прием средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет могут осуществлять не только налоговые агенты, но и государственные органы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы и должностные лица – сборщики налогов и (или) сборов.
Налоговая политика государственных органов на валютном рынке
Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.
В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.
Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.
Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.
Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо понижение исходя из валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика.
Так называемый преобразованный валютный режим и присущий ему порядок установления валютного курса, в значительной степени способствовали "долларизации" российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.
Налоговая политика
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.
Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.
Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.
Следует отметить ещё, что развитие нормативной базы по налогообложению иностранных юридических лиц проходит в основном за счёт принятия большого числа подзаконных актов, которые по сути не являются нормативными документами, а носят рекомендательный характер. Их множественность и постоянное изменение создаёт у иностранных партнёров, кроме того, ощущение хронической нестабильности налогового регулирования.
Между тем, применение существующих норм законодательства и международных договоров на практике затруднено, ввиду недостаточного уровня образования налоговых инспекторов на местах по этим вопросам.
Пока экспортёры страдают, как и вся экономика от плохого налогового режима и высоких страховых рисков, но всё же в состоянии благополучно существовать благодаря включённости в мировую экономику и финансовую систему. Условно, они могут продолжать жить при нынешней системе, успешно лоббируя свои налоговые интересы в законодательной и исполнительной власти.
Высказываются более пессимистические мнения. Сожалеют о том, что Россия значительно отстала в своём понимании вопросов международного налогообложения. И что весь положительный опыт, накопленный российской налоговой системой на данном этапе, сводится лишь к одной из сторон международного налогообложения – к налогообложению нерезидентов России. Сама же налоговая система России не интегрирована в совокупность мировых налоговых систем. А наличие значительного числа соглашений само по себе не означает готовность налоговой системы существовать на равных с налоговыми системами других стран.
Налоговая полиция вернула в бюджет за 2000 год 45 миллиардов рублей. На один вложенный рубль налогоплательщика на содержание налоговой полиции как бы отработано 24 рубля.
В целом характеризуя законодательство в области налогообложения иностранных компаний, можно сказать, что с каждым годом оно становится всё более приближённым к западным стандартам. Однако при всём приближении к западным стандартам в российском законодательстве существуют уникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например, положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговым контрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).
В прессе встретил такой интересный вопрос и не менее интересный ответ на него:
Не связано ли бегство капитала с ослаблением налогов на физические и юридические лица?
- Деятелю инвестиционной сферы положено читать налоговое законодательство и знать, что программа Правительства предусматривает серьезное снижение налогового давления именно на юридические лица. Во-первых, это изменение системы расчета себестоимости. Раньше многие жизненно важные для производства расходы принудительно загонялись в прибыль. Сейчас государство сделало очень большой шаг к тому, чтобы относить их на себестоимость и тем самым снижать налогообложение предприятий. Во-вторых, социальный налог по пониженной ставке очень серьезно снижает налогообложение предприятий. В-третьих, отмена налогов с оборота очень серьезно снижает налогообложение очень большой массы предприятий, которые потребляют мало бензина. Поэтому бегство капитала связано с общей неразумностью политики. В этом автор вопроса прав, потому что не от инфляции и бюджетного дефицита, а от глупости они бегут в первую очередь.
Вот ещё одно из многочисленных чиновничьих высказываний, показавшееся мне заслуживающим внимания.
Что нужно сделать? Я хотел поддержать Георгия Бооса по налоговой реформе. Налоговый кодекс - это венец, это финальная часть налоговой реформы. Кодифицировать нужно только то, что совершенно. А мы занимаемся, в некотором смысле, профанацией, кодифицируя несовершенное налоговое законодательство, которое требуется тут же менять и потребуется менять уже в ближайшие месяцы. Пожалуй, единственное свидетельство решительности правительства в экономике, заметное всем - и бизнесу, и гражданам, и мировому сообществу - это действительно резкое сокращение налогов. Под это можно обращаться и к Международному валютному фонду, поскольку в программе кредитования на эти благородные цели трудно отказывать России. Только при этом условии можно добиться и возврата капиталов, бегущих из страны. Только при этом можно решить и проблему бедности.
На Западе сейчас интенсивно обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения, вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которой обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно-полезные и поддерживаемые государством.
Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы идут практически во всех странах (может быть за исключением России), и страны, наиболее продвинувшиеся в этом направлении, добиваются наибольших успехов в экономическом и социальном развитии. Если же говорить об условиях международной конкуренции, то сейчас на мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную сдержанную налоговую политику. Эти страны привлекают значительную долю иностранных инвестиций, поскольку инвесторы принимают решения, не в последнюю очередь ориентируясь на размер налоговых ставок; в них ускоренно формируется широкая прослойка состоятельных собственников, что является основой благосостояния страны, её политической и экономической стабильности. Анализ по этому показателю приводит к заключению, что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:
¦ установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;
¦ установление таких правил расчёта налогооблагаемой массы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождается от налогообложения.
Налоговые стимулы могут создаваться центральными, региональными или местными органами власти. Они представляют собой специальные ставки, налоговые каникулы или освобождение от налогов для новых инвестиций.
Ставка налога с корпораций. Некоторые правительства предлагают снижение ставки корпоративного налога для иностранных инвесторов. Снижение ставки корпоративного налога может применятся ко всем инвестициям из-за границы или только по вкладам в конкретных регионах или отраслях.
Отдельные отрасли. С целью ускорения развития или укрепления позиций отдельных отраслей правительства могут предлагать налоговые стимулы для инвестиций в этой отрасли.
Содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта прибылей корпораций.
Кроме этого, я думаю, что важную роль в стимулировании экспорта может стать, скажем, создание федерального агентства по предоставлению гарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института по страхованию экспортных кредитов.
Налоговые каникулы. Так называются периоды времени, в течение которых компания освобождена от тех или иных налогов.
Международные расчётно-кредитные отношения РФ с зарубежными государствами осуществляются в российских рублях, национальных валютах ряда стран, международных денежных единицах и клиринговых валютах.
Рубли, использовавшиеся ранее в международных экономических связях с рядом стран дальнего зарубежья (их принято называть инвалютные рубли) применялись для выражения размера предоставляемых нашей страной долгосрочных кредитов иностранным государствам, установления цен на поставляемые товары и в других случаях, а в настоящее время являются "основой" для пересчёта причитающегося долго со стороны этих стран России в американские доллары.
Во внешнеэкономических связях России с рядом стран ближнего зарубежья в расчётно-кредитных отношениях используются российские рубли, находящиеся во внутреннем обороте страны, а также по договорённости сторон применяются национальные валюты этих государств.
Помимо долларовых инвестиций, иностранные компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой — о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.
Продолжающийся незаконный отток капиталов из страны, достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает необходимость расширения направлений государственного регулирования и контроля за расходованием иностранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целях Центральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ - Указание № 721-У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".
Согласно этому Указанию, покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке России для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.
Неуклонное выполнение требований указанных инструктивных документов будет содействовать рациональному расходованию иностранной валюты российскими предприятиями, фирмами и организациями.
Объявление правительством в одностороннем порядке отсрочки погашения иностранных кредитов коммерческим структурам России имело крайне отрицательные последствия. Хотя не все банки потеряли ликвидность, оно подорвало доверие населения и инвесторов ко всей финансовой системе России и затруднило проведение инвестиционных проектов, имеющих определяющее значение для развития народного хозяйства, сделало невозможным участие российских финансовых структур в совместных проектах в области развития малого и среднего бизнеса, ипотеки и высокотехнологических инвестиционных проектов.
Налоговая политика и цены
Налоговая политика напрямую влияет на уровень цен на лекарственные препараты. Сегодня налоговое законодательство на федеральном уровне не учитывает особенности фармацевтической деятельности и социальной направленности аптек, что ставит государственные аптеки в неравные экономические условия по сравнению с коммерческими аптеками и организациями розничной торговли. Кроме того, система налогообложения нестабильна, постоянно меняется, невозможно спрогнозировать деятельность на текущий год, не говоря уже о долгосрочных прогнозах. К классическим принципам налогового законодательства относятся: - принцип справедливости, согласно которому каждый подданный обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям; - принцип экономической обоснованности, который гласит, что при установлении налога должны учитываться макро- и микроэкономические последствия, т.е. последствия как для бюджета, так и для определенной отрасли экономики, а также и для конкретного налогоплательщика. Эти принципы по отношению к нашей отрасли ни в одном налоге не отражаются, и только на уровне регионов, в рамках данных им прав по установлению налоговых льгот, можно добиться ряда льгот и преференций для субъектов фармацевтического рынка. Аптечные учреждения Омской области в 2002 г. работали в особых экономических режимах: произошло введение НДС, аптеки были переведены на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), изменилась система ценообразования. Перевод аптек на новый налог упростил существующую систему налогообложения, так как данный налог объединяет ряд существующих налогов (на прибыль, единый социальный налог, НДС и др.). Аптеки не платят НДС, что в конечном итоге упрощает порядок ценообразования, способствует сдерживанию роста цен и в какой-то мере облегчает налоговое бремя государственных аптек.
Вывод
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей пришедшие в выборочные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается – постоянный и неизбежный спутник российских налогов.
Используемая литература
1. Налоговое право: Курс лекций. – 2-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2007. – 176 с.
2. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов/под ред. Д. Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422 с.
3. http://www.rusconsult.ru/glossary/?word=%D4%F3%ED%EA%F6%E8%E8+%ED%E0%EB%EE%E3%EE%E2
4. http://nalog.akcentplus.ru/politika.html
5. http://www.rosapteki.ru/arhiv/detail.php?ID=1453