Рефетека.ру / Экономическая теория

Реферат: Система рынков. Классификация рынков

смотреть на рефераты похожие на "Система рынков. Классификация рынков "

П л а н.


|Введение. |2 |
| | |
|Рынок: понятие, его цели, основные функции. |3 |
|Условия функционирования рынка. |6 |
| | |
|Классификация рынка. |7 |
| | |
|Заключение. |9 |
| | |
|Список использованной литературы. |10 |

Введение.

Учение об экономике началось еще в рабовладельческом обществе.
Древнегреческий философ Аристотель (III век до н.э.) ввел понятие науки
«экономия», в которой рассматривалась организация хозяйства в поместье рабовладельца.

Экономическая теория как наука (система знаний о существовании экономики) возникла в 17–18 вв. Ее основной задачей было выяснить как создать богатство в государстве. Первоначально возникла школа экономистов- меркантилистов. Представители этой школы считали, что основное богатство общества – деньги, золото. Поэтому главный упор они делали на развитие торговли и накопление золота. Ярким представителем этой школы является
Антуан д`Монкретьен.

В след за этой школой появилось учение физиократов («физио»-природа;
«крат»-власть). Эта школа признавала в качестве источника богатства производство, но ограничивала его одной отраслью – сельским хозяйством.
Ярким представителем этой школы является Франсуа Кенэ.

Наиболее обоснованные ответы на все вопросы дала классическая школа английских экономистов Уильяма Петти и Адама Смита, Давида Рикардо. Они установили, что богатство государства возникает во всех отраслях материального производства. Источниками богатства являются природные ресурсы и труд людей. Согласно их теории природа – «Мать богатства» снабжает людей средствами жизни и производства – уголь, нефть и т.д.
«Отцом богатства» является труд людей. Экономический и социальный прогресс в обществе зависит от количества и качества продуктов, создаваемых трудом.

Опираясь на теоретические основы различных экономических школ, можно сформулировать определение современного производства - это две взаимосвязанные сферы:

. Материальное производство, которое создает благо, продукты в отраслях промышленности и сельского хозяйства, строительства и т.д. и оказывает материальные услуги (транспорт, торговля...)

. Нематериальное производство, в котором создаются духовные, нравственные ценности (здравоохранение, культура, образование, спорт…)

В настоящее время понятие экономики рассматривается в нескольких аспектах:

1. Совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

2. Экономика – способ взаимодействия отраслей народного хозяйства.

3. Экономика – совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающая общество жизненно необходимыми благами и услугами. Экономика как народное хозяйство (национальная экономика) состоит из отдельных отраслей, комплексов отраслей, экономических районов и инфраструктуры.

4. Экономика – наука о хозяйственных связях и отношениях.

Рынок: понятие, его цели, основные функции.

Ресурсы, которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому каждое государство должно выбирать, как использовать эти ресурсы, на производство каких товаров и услуг их направить. Каждое общество решает для себя три проблемы экономической организации:

1. Что производить?

2. Для кого производить?

3. Как и сколько производить?

Эти вопросы решаются путем организации экономической системы. Принято различать 4 основных типа экономических систем:

. Плановая (административно-командная, централизованная)

. Смешанная

. Традиционная (натуральное хозяйство)

. Рыночная.

Рыночная экономика – такая экономическая система, в которой решение относительно того что, как и для кого производить является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Рынок ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Однако рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование
(исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

Рынок – понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок – совокупность процессов торговли, актов купли- продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли- продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

. Государство. Оно действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки товаров (рабочую силу, товары народного потребления, государственного пользования, вооружение, научные исследования, разработки, проекты, духовные и культурные ценности и т.д.). В качестве продавца государство продает услуги, землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например, продукцию государственных предприятий.

Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.

. Предприятие, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных услуг и товаров. Они могут продавать принадлежащее им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудования. Приобретают предприятия в основном рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

. Домашнее хозяйство – единица, состоящая из 1 и более человек, функционируя в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги, финансовые активы, недвижимость.

Все участники рыночной деятельности заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

В разных странах рынок проявляется по-разному. Это связано с тем, что в разных странах не одинаковый удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы к методам регулирования, национальные традиции. Поэтому часто говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность: российский рынок, американский рынок.

Цели, которые преследует рынок.

1. Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

2. Удовлетворение потребностей покупателей;

3. Достижение оптимального уровня цен;

4. Экономическая свобода субъектов

Рынок выполняет следующие функции:

. Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

. Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

. Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Большую часть своей истории человечество прожило при натуральном хозяйстве. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием нескольких предпосылок:

. Автономность товаропроизводителей (самостоятельность производства, свобода конкурентного поведения, свобода характера и форм хозяйствования в интересах конкретного производителя)

. Распределение труда между производителями: связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе специализации и кооперации производства.

На определенном этапе стало ясно, что при возрастающих потребностях сообщество людей не может обеспечить себя всем необходимым, поэтому различные группы стали специализироваться на выпуске определенных видов товаров и обменивать их на все остальное необходимое для жизни.

Наличие этих предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок, с присущей ему конкуренцией, создает прочную основу товарного хозяйства (производства).

Условия функционирования рынка.

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

. свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;

. свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;

. конкуренция, которая является основой рынка;

. гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;

. устойчивые денежная и финансовая системы;

. стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

1. многообразие форм собственности;

2. товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;

3. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

4. четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;

5. поддержание здоровой конкуренции;

6. развитая инфраструктура.

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

. Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.

. Всеобщность рыночных отношений.

. Равноправие рыночных субъектов.

. Свободное ценообразование.

. Саморегулирование хозяйственной деятельности.

. Договорный характер отношений.

. Экономическая ответственность субъектов.

. Самофинансирование.

. Конкуренция.

. Государственное регулирование экономики.

Классификация рынков.

Рынок имеет свою структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

. тесные связи между ее элементами;

. определенная устойчивость этих связей;

. целостность, совокупность данных элементов.

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.

. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).

. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.

. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца.

Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.

2. Пространственный признак

. Местный рынок

. Региональный рынок

. Национальный рынок.

. Рынок покупателей;

. Рынок продавцов;

. Рынок государственных учреждений;

. Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)

. Рынок товаров и услуг

. Рынок труда

. Финансовый рынок

. Информационный рынок

. Рынок недвижимости

. Валютный рынок

Помимо этого рынок делится:
По характеру продаж:

. Оптовый

. Розничный

. Фьючерсный

По степени регулируемости:

. Регулируемый

. Не регулируемый

По уровню насыщения:

. Равновесный

. Избыточный

. Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:

. Легальный

. «Черный»

По товарным группам:

. Рынок товаров производственного назначения;

. Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

. Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:

. Неразвитый рынок;

. Развитый рынок;

. Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

. Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

. Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

. Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

. Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

. Рынок автомобилей;

. Рынок нефти;

. Рынок компьютерной техники и т.д.

Выделяют также следующие виды рынков:

. Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

. Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

. Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

. Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли- продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

. Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.

Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.
Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:

1. С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.

2. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:

. приобретение товаров носит случайный характер;

. поиск выгод при покупке товаров;

. статус постоянного клиента;

. эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.

4. Потребителей также можно разделить на группы:

. по социальному составу (с различной степенью достатка),

. стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),

. личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать, что рыночная система наиболее эффективна и гибка для решения экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, скорее всего, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Список использованной литературы:

1. Лекции по курсу «экономика». Сочинский Политехнический колледж, 1996 г.

2. Книги по экономике и бизнесу: Аннотированный справочник, изданный на русском языке; М. «Солсистем»; Финансы и статистика. 1996 г.;

3. Курс экономики; Учебник. Под редакцией Б.А. Райзеберга – 3-е издание, дополненное и доработанное – М.; «Инфра-М», 2000 г.

4. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-

Пресс, 2000 г.


Похожие работы:

  1. • Основные вопросы регулирования рынка ценных бумаг
  2. • Финансовые рынки: понятие, сущность, виды
  3. • Финансовый рынок ссудных капиталов
  4. • Исследование сегментов рынка
  5. • Исследование внешнего рынка
  6. • Обзор рынка корпоративных систем управления
  7. • План первоначального продвижения товара на рынок
  8. • Сегментация рынка
  9. • Становление рынка ценных бумаг в России
  10. •  ... операций на внутреннем внебиржевом валютном рынке
  11. • Управление банковскими рисками
  12. •  ... на региональном рынке компьютеров и комплектующих на ...
  13. • Разработка программы маркетинга на предприятии (на ...
  14. • Методология проведения маркетинговых исследований
  15. • Место маркетинга в управлении организацией
  16. • Методические проблемы интегральной оценки региональных ...
  17. • Управление маркетинговой деятельностью
  18. • Фондовая биржа
  19. • Характеристика монополизма в России
  20. • Формирование конкурентной стратегии предприятия
Рефетека ру refoteka@gmail.com