Потребность устойчивого развития и успешной конкуренции за мобильные экономические, в том числе инвестиционные, ресурсы вынуждает территории в настоящее время уделять внимание анализу состояния и эффективности функционирования всех своих подсистем. Ведь общее рыночное равновесие, требующееся для обеспечения экономического роста, выступает продуктом кооперации и сопряженного развития всех субъектов рынка, в том числе субъектов региональных финансовых систем, а основой роста ВВП страны и ВРП региона является экономический потенциал, охватывающий все уровни экономики, а не только ресурсы реального сектора.
Особенно актуальным становится решение проблем создания рыночной среды, обеспечивающей благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, и перераспределения финансовых потоков в реальный сектор экономики, и на этой основе выхода на траекторию устойчивого экономического роста. Как справедливо замечает О.С. Пчелинцев, «при анализе экономического роста внимание исследователей концентрируется обычно на его «анатомии» - структуре факторов роста и ресурсных источниках. Однако в условиях интенсивного взаимодействия экономики с другими общественными подсистемами все большее значение приобретает внешний контекст экономического роста: условия, в которых он протекает, и воздействия, которые он оказывает». Перефразируя эту идею, отметим, что в условиях усиления взаимодействия реального и финансового секторов для экономического роста и вообще устойчивого развития всей экономики и ее реального сектора, в частности, все большее значение будет приобретать состояние, функционирование финансового рынка во всем его сегментационном многообразии, как условия, в которых этот рост протекает. С другой стороны, продуктивно и целесообразно оценить социально-экономический потенциал как фактор обратных воздействий, которые он оказывает на состояние и функционирование всей финансовой системы страны и любого ее сегмента.
По нашему мнению, эффективное государственное регулирование сложных социально-экономических процессов, имеющее целью активизацию факторов экономического роста для обеспечения устойчивого развития, невозможно без постоянной «надстройки», корректировки параметров на основе обработки больших информационных потоков, т.е. без мониторинга. В этих условиях комплексный сравнительный анализ инвестиционной привлекательности регионов, совершенствование методической базы такого анализа в целях повышения информационной прозрачности социально-экономических процессов, протекающих на региональном уровне, приобретает особое значение. По нашему мнению, инвестиционная привлекательность должна включать в себя оценку состояния, функционирования всех подсистем общества, в том числе и финансовой системы. Это внешняя среда для предприятий реального сектора экономики, и насколько она сама будет эффективно реформироваться, синхронно развиваться в соответствии с потребностями реальной экономики, будет зависеть минимизация инвестиционных рисков, а следовательно, долговременный стабильный и устойчивый экономический рост, устойчивое гео-эко-социо-экономическое развитие всей страны и ее регионов. Сегодня слишком высоки риски вложения капитала, а дифференциация регионов России по интегральной величине инвестиционных рисков и инвестиционных потенциалов велика и сглаживается очень медленно.
Одним из основных подходов в методологии экономических измерений является построение интегрированных социально-экономических индикаторов. Использование таких индикаторов очень важно при межотраслевых и межрегиональных сравнениях. Межотраслевые сравнения отдельных сегментов финансового рынка с помощью интегральных оценок в настоящее время особенно актуальны, с одной стороны, в условиях усиления конкурентной борьбы различных финансовых институтов за привлечение клиентов и усиления их взаимозависимости и взаимодействия, с другой, - вследствие возможного проявления эффекта синхронного развития и оптимального взаимодействия на данной территории разнообразных пропорционально развитых рыночно ориентированных финансовых субъектов - в связи с их непосредственной несравнимостью. Исследование же региональной «окружающей среды» становится важным направлением анализа экономического роста. При этом система интегральных оценок способна характеризовать состояние и динамику развития отдельных составляющих национальной экономики в целом и ее финансовой системы. В результате возможно показать, какой сектор экономики, сегмент финансового рынка или его территориальная подсистема имеет тенденцию к быстрому, динамичному росту, а какой находится на грани стагнации или кризиса. С другой стороны, снижение интегральной оценки финансового рынка региона может свидетельствовать об общем ухудшении позиций региональной экономики в стране. Таким образом, интегральные показатели входят в систему экономического мониторинга состояния национальной и региональных социально-экономических систем.
Крупным странам с федеральным государственным устройством, в том числе и России «присущи элементы реальной конкуренции между регионами, объективно обусловленные относительным обособлением их интересов - социальных и экономических. Выражая последние, региональные власти ведут на федеральном уровне борьбу за предоставление своим регионам по возможности более благоприятных экономических условий...». При этом конкурентоспособность регионов в решающей степени зависит от меры воплощения в жизнь их конкурентных преимуществ, связанных с объективным многообразием, с различиями региональных народнохозяйственных комплексов. Естественно, что главным императивом экономической политики региональных властей по повышению конкурентоспособности регионов является создание всевозможных предпосылок для нормального рыночного развития прежде всего потенциально наиболее эффективных отраслей, видов производства, предприятий, выступающих в качестве территориально структурообразующих. Однако большое значение имеет и синхронное развитие тех организаций, институтов рыночной инфраструктуры, которые направляют финансово-денежные потоки, опосредующие производственные отношения. Это предполагает формирование самостоятельных субъектов рынка, «заинтересованных в накоплении капитала и расширенном воспроизводстве». При эффективной реализации государственной политики в данной области появляется возможность рационально использовать финансовые ресурсы, направляемые в реальный сектор.
В перспективе развитость финансового рынка, его инфраструктурной и ресурсной составляющих может стать важным долговременным фактором устойчивого социально-экономического развития территории. Поэтому территориальные финансовые системы требуют изучения не только их внешних характеристик, но и механизмов взаимодействия входящих в них элементов. Высказывается мнение, что территории являются предметом изучения особой науки - маркетинга регионов, как составной части региональной экономической политики.
В этой связи комплексная количественная оценка региональных сегментов этого рынка с учетом практически всех аспектов их формирования и функционирования, включая и оценку их участия в решении важнейших социально-экономических проблем территории, приобретает особую актуальность. Последняя усиливается интересом к региональной политике, направленной на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Процесс становления рынка в России происходит достаточно бурно, и многие представители рыночной инфраструктуры насчитывают уже более чем десятилетнюю историю. Появление конкуренции ведет к необходимости выработки участниками рынка своей политики для определения выгодных объектов и сфер инвестирования.
При разработке методики интегральной оценки региональных финансовых рынков мы использовали имеющиеся в литературе наработки в данной области, в частности, методики ранжирования территорий и определения групп депрессивных территорий, расчета показателей дифференциации, идею «вложенных» интегральных оценок и иерархической системы анализа, фундаментальный принцип региональной классификации - проблемную группировку, идею учета экономического потенциала региона, влияющего на емкость соответствующего рынка, на обеспеченность изучаемого регионального комплекса ресурсами, и уровня региональных рисков, воздействующих на инвестиционную привлекательность региона вообще и данного его сектора, в частности.
С помощью комплексной интегральной оценки региональных сегментов финансового рынка решаются задачи классификации и типологизации территорий и определения регионов с депрессивным и отсталым состоянием финансового рынка, что можно рассматривать как фактор депрессивности или отсталости развития самого региона; оценки улучшения конкурентных позиций региональных сегментов финансового рынка, определения перспективности и сравнительной конкурентоспособности регионов и отдельных их отраслевых секторов, как сфер деятельности и дальнейшего освоения; оценки инвестиционного и предпринимательского климата региона, для решения задачи рационального распределения капитала между отдельными сферами финансовой системы.
Интегральная оценка состояния и развития региональных сегментов финансового рынка распадается на ряд самостоятельных задач, объединенных общим алгоритмом: формулирование важнейших аспектов функционирования этого рынка, определение количественных индикаторов для их описания, способов их приведения к сопоставимому, сравнимому виду, степени значимости их для целей интегрирования, выбор способа интегрирования и расчет результирующего интегрального показателя оценки, анализ его пространственного распределения и динамики, исходя из расчетных результатов предшествующих процедур. Исходя из степени обобщения новой получаемой информации, выделяются интегральные индексы, характеризующие в целом состояние исследуемого рынка одним синтетическим показателем, и частные, дополняющие интегральный показатель характеристикой отдельных элементов, параметров, аспектов функционирования этого рынка.
В самом общем виде используемые нами методические подходы можно сформулировать следующим образом:
1) оценка ситуации или проблемы в региональном сегменте предполагает наличие таких важных укрупненных обобщающих параметров, которые можно корректно количественно описать совокупностью исходных численных показателей и их интегральным значением. Число укрупненных оценочных параметров и набор исходных показателей должны удовлетворять требованиям полноты и неизбыточности. Следует подчеркнуть, что выбор и количество как исходных, так и результирующих интегральных показателей определяются целями диагностики состояния и функционирования региональных систем. В случае необходимости, это количество может быть расширено либо консолидировано в соответствии с заданной степенью детализации оценки. Предложенный алгоритм оценки позволяет реализовать любую степень детализации функционирования региональных рынков, зависящую только от полноты исходных данных;
2) для оценки берутся относительные и к тому же обязательно нормированные показатели, что обеспечивает их сопоставимость и сравнимость, в частности, возможность межтерриториальных сравнений: доли в общероссийском, региональном итоге, индексы показателей по отношению к уровню, принятому за базу - среднероссийскому, среднере-гиональному, среднерыночному, какому-либо нормативному или условно аналогичному уровню. Сведение исходных показателей в группы с их последующим интегрированием позволяет получить частные интегральные оценки отдельных сторон функционирования региональных секторов в качестве факторов общего потенциала развития изучаемого регионального комплекса в целом; на завершающем этапе частные интегральные оценки сводятся в единый итоговый обобщающий показатель. Таким образом, реализуется идея «вложенных» интегральных характеристик: исходные параметры, частные интегральные показатели, интегральные обобщенные показатели;
3) исходные показатели, взятые для оценки, обобщаются по формулам простых или взвешенных средних;
4) исходные показатели могут «взвешиваться» с учетом их значимости, роли в характеристике состояния финансового сектора региона. Для различных задач целесообразно использовать различные «веса» исходных показателей. Чтобы избежать волюнтаризма при определении весовых коэффициентов для расчета интегральных показателей, иногда в качестве варианта предлагается использовать среднеквадратические отклонения показателей, учитывающие их разброс, а также характеристики взаимосвязи показателей;
5) по каждому показателю определяются ранги регионов в соответствующих ранжированных рядах. В данном исследовании больший ранг означает худшее состояние территории, и наоборот, лучшему значению показателя присваивается меньшее значение ранга; соответственно наивысший рейтинг присваивается региональной системе с минимальными значениями рангов и максимальными значениями интегральных показателей. Для сравнения берется средний ранг по регионам России.
Применение данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество используемых показателей и сравниваемых регионов не накладывает.
Необходимость создания собственной методики была вызвана отсутствием адаптированной к локальным финансовым рынкам отечественной либо зарубежной методики их анализа и ранжирования, которая позволяла бы всю совокупность экономической информации о финансовых институтах свести к интегральной оценке, однозначно определяющей позиционирование соответствующих региональных рынков, по крайней мере, нам подобные источники не известны. Наша работа является как бы логическим продолжением интересных исследований Дворецкой А.Е., делая следующий шаг - к интеграции финансовых институтов в финансовые рынки, от функционирования финансовых институтов на территории к функционированию территории, ее финансовой системы с соответствующими подсистемами в лице ее финансовых рыночных институтов, т.е. к целостному функционированию территориальных финансовых рынков в лице их субъектов. Мы осуществили попытку использования количественной оценки в целях «экстраполяции» классификации и позиционирования отдельных институтов финансовой инфраструктуры в классификацию и позиционирование региональных финансовых подсистем. Была обоснована система показателей для описания региональных финансовых рынков как самостоятельных систем с их внутренними взаимосвязями и зависимостями и как открытых подсистем единой экономической системы с соответствующими взаимосвязями и зависимостями, иерархией и подчинением. При этом учитывались их взаимосвязи с макроэкономической ситуацией и социально-экономическим потенциалом региона, чтобы дать оценку их вовлеченности в экономическую и социальную жизнь каждой данной территории, а также важнейшие факторы функционирования финансовых рынков.
По нашему мнению, для комплексного, всестороннего описания любого сегмента финансового рынка, как некоего организма, состоящего из многих элементов, опосредующих сложные взаимосвязи в экономической системе, необходима характеристика его институциональных единиц и опосредуемых ими финансовых потоков с точки зрения объемов, структуры, динамических характеристик, результативности функционирования, а также их взаимосвязей, обусловливающих различные композиционные сочетания, соотношения первичных факторов региональных систем, оценка места конкретного регионального сегмента на общероссийском фоне и как части общеэкономической региональной системы. В итоге получаются сравнительные характеристики отдельных пространственных сегментов финансовой системы, как особых объектов исследования. При этом для корректного выбора возможных групп показателей процесс функционирования региональных финансовых подсистем подробно структурировался.
Опуская подробное обоснование системы показателей, разработанной в рамках данной методики, ограничимся лишь их перечислением, снабдив некоторыми важными, на наш взгляд, замечаниями.
Прежде всего, важнейшими аспектами функционирования региональных финансовых рынков являются:
1. «Факторы локализации», описываемые группой показателей, которые характеризуют долю региона в общем объеме соответствующего рынка. Поскольку одной из целей интегральных оценок отдельных региональных подсистем финансового рынка являлось определение синергического эффекта их функционирования на соответствующих территориях, для банковской и страховой сфер брались идентичные показатели общего числа действующих организаций и объема аккумулируемых ресурсов, а также такой комплексный показатель, как общий объем нетто-поступлений, или разность положительных и отрицательных денежных потоков, для данного регионального сегмента финансового рынка.
2. «Факторы динамики» институтов и потоков, характеризующие динамизм развития данного сегмента, способность приумножать свои и привлеченные денежные средства. Введение динамических параметров в интегральную оценку является новым и, по нашему мнению, конструктивным, так как дает возможность оценить способности той или иной территориальной системы по изменению своего состояния в динамике, на перспективу, что также является измерителем ее конкурентоспособности.
3. «Структурные факторы» распадаются на две подгруппы: а) характеристики, отражающие инфраструктуру экономики данной территории; б) характеристики, отражающие структуру деятельности финансовых институтов на данной территории.
4. Мощность институциональных единиц финансовой инфраструктуры территории характеризуется их средними размерами, обусловливающими их временную и деловую жизнеспособность.
5. Факторы, отражающие результативность функционирования финансовой системы в целом и ее отдельных сегментов, характеризуются показателями соотношения «поступления» и «оттока» средств и величиной положительного или отрицательного «чистого» денежного потока с контрагентами экономической системы.
6. Факторы места финансовой системы в целом, отдельного ее сектора в экономической и социальной жизни территории, т.е. относительные масштабы их функционирования - по отношению к общеэкономической деятельности и потенциалу населения данной территории. В первом случае объемные показатели финансовой подсистемы относятся к произведенному ВРП и осуществленным инвестициям в основной капитал, как наиболее важным макроэкономическим характеристикам общеэкономической деятельности на данной территории. Во втором случае объемные показатели функционирования финансового рынка сопоставляются с численностью населения и объемом его денежных доходов, скорректированных на величину прожиточного минимума.
Данная группа характеристик имеет большое значение, поскольку позволяет оценить, способствует ли финансовый рынок успешному решению социально-экономических проблем территорий или еще более усиливает огромную дифференциацию их по уровню и качеству жизни населения и по другим индикаторам. С другой стороны, такая характеристика отражает экономическое и социальное поведение населения данного региона, его вовлеченность в деятельность финансовых институтов, стратегии сберегательного поведения.
7. В отдельную группу нами выделяются показатели, характеризующие регион как поле деятельности финансовых структур, т.е. с позиции характеристики спроса территории в лице ее основных субъектов на те или иные финансовые услуги. Сюда включаются показатели, характеризующие клиентуру региона, обслуживаемую данной рыночной инфраструктурой, и ее платежеспособный спрос. Таким образом, учитывается влияние социально-экономического потенциала региона на емкость соответствующего изучаемого регионального рынка и обеспеченность этого комплекса ресурсами, что имеет важное значение с точки зрения углубления и объективизации анализа.
Использование достаточно агрегированных показателей делает предлагаемую методику универсальной, хотя при этом мало учитывается специфика того или иного сегмента финансового рынка, то, что банки и страховые компании занимаются различными видами хозяйственной деятельности, и целевые рынки этих секторов являются разными несмотря на известное пересечение по отдельным группам клиентов-потребителей, по отдельным видам размещения средств. На следующем этапе углубленного анализа можно рассмотреть основные факторы, обусловливающие выбранные исходные показатели: показатели уровня жизни и инвестиционного поведения населения, его возрастной структуры и образовательного уровня, показатели, характеризующие состояние производственного аппарата и качество экономического потенциала территории в целом, степень обследованности имущества предприятий и организаций, поскольку эти характеристики обусловливают различные потребности в тех или иных финансовых услугах и влияют на условия их предоставления. Это позволяет учесть основные составляющие инвестиционной привлекательности региона и его финансового сектора, в частности.