смотреть на рефераты похожие на "Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции"
Балтийская Государственная Академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции»
Выполнил: студент группы МГ-22
Щербаков Антон
Проверил:
Калининград 2001
План
Введение
1. Необходимость и сущность интеграции 4
1.1 Этапы интеграции 7
2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 9
2.1 Европейский союз 9
2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 14
2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле 15
2.4 Европейский экономический валютный союз 17
3. Будущее Европы 22
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейской экономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союз и другие, менее крупные европейские интеграционные объединения.
В первой главе моей курсовой работы речь пойдёт об экономической интеграции как о явлении, я попытаюсь раскрыть сущность этого понятия, ведь не поняв смысла явления невозможно объективно его оценить.
В последующих главах будут приведены наглядные примеры европейских интеграций. На основании которых (примеров) будет сделан вывод о проблемах и перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции.
1. Необходимость и сущность интеграции.
В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.
Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трёх основных условий:
Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу.
Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.
В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом
лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно
укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать
экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.
В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются
спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны
других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие
таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической
политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий
такой политики.
Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из
участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные
интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин
существует великое множество, в частности желание, получить доступ на
зарубежный рынок сбыта, а также доступ к более дешёвым производственным
ресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабе
производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые
зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее
важны и неэкономические цели: налаживание более дружественных
взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в
культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своего
влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению
подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.
Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ
приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых
соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в
процессе рыночных реформ.
Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько
эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.
Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в
государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются
положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и
занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что
окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами
интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить
разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС,
заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с
Мексикой после её вступления в НАФТА.
Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.
Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.
1 Этапы(уровни) интеграции.
Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на углубление интеграционного процесса. Торговые соглашения возникли в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться США в 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о таможенной политике США после окончания Второй мировой войны появились первые многосторонние торговые соглашения.
Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли
(ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц соглашения, но
при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной
политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины
происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского
хозяйства. На этом уровне возможно также создание небольшого
координационного совета.
К зонам свободной торговли относятся:
- Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия,
Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;
- Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза, Исландия,
Лихтенштейн), существующая с 1994г.;
- Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада),
существующая с 1994г. и др.
Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он
характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные
таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных
пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам.
Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную
свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих
координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.
К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.
Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При
экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения
ресурсов проводится координация движения макроэкономической политики в
ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают
часть своих функций созданным межнациональным органам.
На этом уровне интеграции находятся:
Европейский союз, в который входят: Австрия, Бельгия, Великобритания,
Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды,
Португалия, Финляндия, Франция, Швеция;
Содружество Независимых Государств СНГ в составе которого на данный момент:
Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия,
Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.
По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30
интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировки полностью
выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют её отдельные
стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ,
Центральноамериканский общий рынок и т.д.). Однако большинство из них еще
находится на ранних подступах к поставленным целям (СНГ, Африканское
экономическое сообщество и т.д.).
Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является Европейский союз.
2. Особенности развития западноевропейской экономической
интеграции.
Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет
собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом
(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Объективные причины
обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и
интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали
движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды.
Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные
европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой
экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других
европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т.
п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены
торгово-экономическому влиянию ЕС.
2.1 Европейский союз.
Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)
начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском
объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция,
ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода
предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения
и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о
создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского
сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с
высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их
экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие
западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени
протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и
задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно
последовательно и успешно.
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.
Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг.) считается «золотым веком»
в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,
сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в
ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего
рынка», были:
V постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами- участницами;
V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
V создание валютного союза;
V унификация налоговой системы;
V сближение законодательства;
V разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая
структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,
Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка
товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был
создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках
таможенного союза были:
V ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц
V установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
V достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
V обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно
делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления
коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и
финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС
базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой
минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран – членов
ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных
монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в
экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран
– участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике
открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,
что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества,
создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся
негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису
западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название
«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между
странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция
проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась
на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками
Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание
Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический
альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их
экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и
согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.
Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания
единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭС
составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились
интеграционные процессы стран – членов Сообщества в области микро- и
макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития,
социальных отношений. В начале 90-х гг. страны – члены ЕС практически
завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к
формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. – начало XXI в.). В соответствии
с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное
передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в
рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало
вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.
ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц,
возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого
внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного
сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами
эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского
пространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов,
Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире
производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится
57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировой
торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа
членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом
паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3
тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС,
его население составляет лишь 7% мирового.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и
трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые
диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.
Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой
аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды
сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение
конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках,
сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации
и др. С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со
вступлением в него новых членов. В марте 1998 г. начались активные
переговоры с группой стран – претендентов на вступление в ЕС. ЕС
поворачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми членами ЕС могут
стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в ее
стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение о
таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на членство в ЕС, за
исключением Кипра и Турции, представляют еще только реформирующийся на
рыночный и демократический лад постсоциалистический регион Центральной и
Восточной Европы. Переговорный процесс по вступлению новых «восточных»
членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным и
длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут
весьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели выделять
около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается. В
основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,
развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды,
на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики
западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития
экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических
кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то
интеграционные процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти
скоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут
Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся
от введения евро. За ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11
претендентов, последним из которых является Турция.
2.2 Европейская ассоциация свободной торговли.
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только
территорией ЕС: с начала 60-х гг. существует Европейская ассоциация
свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных
функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла
ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала
либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны – члены
ЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х гг. – четыре – Норвегия,
Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или
иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждый
из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любые
таможенные тарифы. В торговле между странами – членами ЕАСТ режим
свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении
промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется
на сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее в
ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно
были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.
Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных
правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за
отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной
торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах.
В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого
экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран
не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения – свободное
перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц. Следует
подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него
государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой
политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭП
возглавляет Совет, состоящий из министров государств – участников
соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств
и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной
интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным
«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время
многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной
торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.
ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейской
зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти
государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым
шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и
сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, в
ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо
вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато
воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться
в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Западной
Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.
2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле.
После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших
социалистических государств – Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.
В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку – «Вышеградскую
тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада
Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1
марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центрально-
европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее
постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что,
несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС каждой из стран
«Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются в
целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и преумножения
наработанных за последние десятилетия торгово-экономических связей
Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все
таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее
было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств
(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены
активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела
статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то,
что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять
друг друга». К договору может присоединиться любое государство при условии
его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и
каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА
могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,
проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только
30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже
сейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит
свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В
той или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальные
рынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков
(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и
капитала. Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранее
обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС.
2.4 Европейский экономический валютный союз.
(экономическая ситуация в странах еврозоны)
Деятельность Экономического и валютного союза (ЭВС) в 1999 году нельзя
назвать удачным: евро не удалось потеснить доллар и обеспечить себе позиции
резервной валюты. Впрочем, такой результат не стала неожиданностью.
Введение единой европейской валюты происходило в условиях ухудшения мировой
экономической конъюнктуры, с одной стороны, и роста американской экономики,
с другой. В то же время во второй половине 1999 года наметился ряд
позитивных сдвигов, позволяющих прогнозировать успешное развитие
европейской экономики в будущем. Реализация механизма проведения единой
кредитно-денежной политики стала новым этапом на пути европейской
интеграции, тогда как введение единой валюты стимулировало развитие
финансовых рынков и обострило проблему структурных дисбалансов.
Экспортная ориентированность Германии, Франции и Италии, на долю
которых приходится более половины ВВП еврозоны, стала одной из причин
замедления темпов её экономического роста во второй половине 1998 – начале
1999 года в связи с усилением негативных тенденций в мировой экономике и
сокращением мирового спроса. Ситуация заметно улучшилась во втором квартале
1999 года, когда прирост ВВП составил 0.5%. Одновременно происходило
сближение темпов экономического роста стран еврозоны. В третьем квартале
ВВП увеличился на 0.9% по сравнению с предыдущим кварталом и на 2.3% по
сравнению с аналогичным периодом 1998 года. Темпы роста ВВП на четвёртый
квартал составили 0.9%.
Стабилизация европейской экономики во второй половине 1999 года была
обусловлена рядом факторов. Среди них: проведение Европейским центральным
банком стимулирующей денежной политики, улучшение мировой экономической
конъюнктуры, восстановление объёмов экспорта, расширение внутреннего спроса
и ослабление евро. Наибольшие темпы роста были характерны для стран второго
эшелона – Ирландии, Люксембурга, Испании, Финляндии, Нидерландов. Впервые
за семь лет средний уровень безработицы в еврозоне был ниже 10%, тогда как
реальный доходы населения увеличились. В то же время, согласно данным
Евростата, темпы роста промышленного производства в конце 1999 года
несколько замедлились, составив 1.1% в четвёртом квартале по сравнению с
1.4% в третьем. Тем не менее, показатель доверия предпринимателей,
публикуемый Европейской комиссией, в последние месяцы 1999 г. продолжал
уверенно расти. По оценкам прирост ВВП европейских стран в 1999 году
превысил 2%.
В 2000 году доля еврозоны в общем объёме мирового экспорта достигла
19.5%, превысив аналогичные показатели США (15%) и Японии(8.5%). Но,
несмотря на заметное расширение объёмов экспорта во второй половине 1999
г., одновременный рост импорта и дефицита в торговле услугами вызвал
сокращение положительного сальдо торгового баланса с 1.1% ВВП в 1998 г. до
0.9% в 1999г.
Сразу же после введения курс единой европейской валюты по отношению к
доллару начал снижаться. Несколько укрепившись в июле и августе, евро
продолжал терять свои позиции в конце 1999 г., а в начале 2000 г. опустился
ниже психологически важного уровня – 1 долл. за евро. Ослабление евро в
значительной степени объясняется стабильным развитием американской
экономики, её высокими темпами роста на фоне подавленной инфляции. Несмотря
на то, что темпы экономического роста в ЭВС почти вдвое ниже американских,
а безработица – в два раза выше, Европейский центральный банк (ЕЦБ), так же
как и Федеральная резервная система (ФРС) в США, дважды повысил процентные
ставки в конце 1999 г. – начале 2000 г. Дело в том, что слабый евро может
угрожать ценовой стабильности. В целом с момента своего введения до марта
2000 г. евро потерял около 18%. Тем не менее, в результате снижения его
курса относительно доллара европейские компании получили некоторые
конкурентные преимущества, обусловившие, в свою очередь, рост европейской
экономики. В противном случае замедление экономического роста могло быть
ещё больше и продолжительнее. По оценкам ОЭСР, удержание курса евро на
первоначальном уровне – около .17 долл. – привело бы в 1999 г. к снижению
темпов роста ВВП еврозоны с 2 до 1%.
Ослабление евро имело и отрицательные последствия: цены на импортные товары повысились, что в свою очередь, может привести к росту потребительских цен. В январе годовые темпы роста инфляции составили 2% по сравнению с 0.8% годом ранее. Усиление инфляционного давления стало в основном результатом роста цен на нефть, тогда как уровень инфляции без учёта на энергоносители составил 1%. Тенденция к повышению инфляции во второй половине 1999 г. наблюдалась в большинстве стран еврозоны, за исключением Нидерландов и Португалии, при этом уровень инфляции варьировался от 1% в Австрии и Франции до 3% в Ирландии.
Следует отметить, что годовые темпы роста денежного предложения
остаются довольно высокими, существенно превышая установленный ЕЦБ уровень
в 4.5%. Рассматривая высокую ликвидность банковской системы в качестве
потенциального фактора усиления инфляционного давления в среднесрочном
периоде, в условиях оживления экономической активности ЕЦБ перешёл к
ужесточению кредитно-денежной политики. Впрочем, подобная реакция на
улучшение мировой экономической конъюнктуре была характерна для
центробанков практически всех ведущих стран. Это отражало общий взгляд
банкиров на перспективы мировой экономики, стабилизация которой является
одним из факторов повышения цен. Учитывая временной лаг в реакции рынков на
изменение направления кредитно-денежной политики, в ноябре 1999 г. ЕЦБ
повысил основную ставку рефинансирования до 3%, в начале февраля 2000 г.
установил её на уровне 3.25%, а в середине марта поднял до 3.5%. Ответная
позитивная реакция рынков на повышение ставок свидетельствовала об
уверенности инвесторов в том, что ЕЦБ удастся удержать инфляцию в пределах
2%.
Средний уровень безработицы, достигший максимума в 11.7% в сентябре
1997 г., снизился в декабре 1999 г. до минимального за последние семь лет
уровня – 9.6%.
В то же время различные количественные и качественные характеристики рынков
труда, такие как расходы на оплату труда, трудовое законодательство,
временная занятость, размеры и сроки выплаты пособия по безработице,
обусловливают значительный разброс по этому показателю между странами – от
2.8% в Нидерландах до 15.4% в Испании. В 1999 г. в двух европейских странах
– Люксембурге и Нидерландах – уровень безработицы был ниже, чем в США,
тогда как в четырёх странах – Испании, Франции, Италии и Финляндии –
превышал 10%. Общеё тенденцией последних лет стало создание новых рабочих
мест преимущественно в сфере услуг, в меньшей степени подверженной
изменениям мировой экономической конъюнктуры. Необходимо также отметить,
что сокращение безработицы в еврозоне в 1999 г. произошло в основном за
счёт существенного снижения этого показателя в Испании – с 18.5% до 15.4%.
В 1999 году в европейских странах наметились явные позитивные сдвиги в
решении задачи бюджетной консолидации, хотя уровень государственного долга
всё ещё значительно превышает установленные Маастрихтским договором
критерии конвергенции. По оценкам Европейской комиссии, уровень
государственного долга в странах ЭВС в 1999 г. снизился на 0.9 проц. пункта
и составил 72.9% ВВП, а бюджетный дефицит сократился на 0.5 проц. пункта,
до 1.6% ВВП. Единственной страной, в которой дефицит бюджета превысил 2%
ВВП, оказалась Австрия, тогда как Ирландия, Финляндия, Люксембург и
Нидерланды завершили год с профицитом. Несмотря на то, что в разных странах
показатели бюджетного дефицита и государственного долга существенно
различаются, в среднем они выше, чем в США, но ниже чем в Японии.
Государственный сектор в европейских странах заметно отличается от американского и японского по размерам и структуре. Так доля государственных расходов в ВВП в еврозоне достигает 49%, тогда как в США и Японии составляет 39 и 34% соответственно. Текущие государственные трансферты домохозяйствам в европейских странах существенно выше в силу различий в системах социального страхования. Основу доходной части бюджетов в Европе составляют косвенные налоги, в то время как в США и Японии бюджеты формируются в основном за счёт прямых налогов.
Введение евро оказало значительное влияние на европейские рынки капиталов. В 1999 г. резко возросла по сравнению с предыдущими годами эмиссия корпоративных облигаций. Усилившаяся конкуренция активизировала слияния и поглощения в банковской сфере внутри стран, однако уже в ближайшее время можно ожидать, что этот процесс выйдет за пределы национальных границ. В 1999 г. значительно расширились объёмы операций в электронной системе торговли акциями «Neue Markt» во Франкфурте, открытой в марте 19997 г. и представляющей собой европейский аналог американской системы NASDAQ.
Европейская финансовая система продолжает ориентироваться на банковские
займы, объём которых летом 1999 г. достиг 100% ВВП, объём же внутренних
долговых обязательств, выпускаемых в основном госсектором, составил 89%.
Несмотря на то, что европейская финансовая система в отличие от
американской характеризуется меньшей ролью акций и облигаций как источников
финансирования и форм сбережений, введение единой валюты активизировало
развитие фондового рынка, капитализация которого в октябре 1999 г.
составила 71% ВВП.
3. Будущее Европы.
В этой части своей курсовой работы я остановлюсь на проблемах и перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции.
Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков.
В условиях замедления темпов промышленного роста резко обострилась проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы. В результате снижение деловой активности в Германии, Франции или Италии приводит к повышению уровня безработицы без заметного уменьшения реальной заработной платы.
Реформирование европейского рынка труда может оказаться длительным
процессом, тем не менее, определённый прогресс в этом направлении уже
достигнут. Это подтверждает опыт Нидерландов, где безработица составляет
около 3%, и Испании, где введение механизма индексации заработной платы
позволило снизить уровень безработицы с 24% в 1994 г. до 15% к концу
1999г. Ряд позитивных шагов предприняты во Франции, снизившей налоги на
заработную плату для низкооплачиваемых рабочих. Хотя эти изменения едва ли
способны кардинально изменить ситуацию на европейском рынке труда, на фоне
ускорения темпов экономического роста уровень безработицы может несколько
снизиться.
Краткосрочные перспективы развития экономики в целом представляются благоприятными. Страны ЭВС, успешно справившиеся с последствиями мировых финансовых потрясений, обладают достаточным экономическим потенциалом для обеспечения стабильного роста. К концу 1999 г. сформировались все необходимые для этого предпосылки.
Во-первых, улучшилась мировая экономическая конъюнктура, что имеет первостепенное значение для ориентированных на экспорт стран. Преодоление азиатского кризиса и устойчивый рост американской экономики, представляющей собой крупнейший рынок сбыта товаров и услуг из Европы позволит расширить внешний спрос и тем самым стимулировать промышленное производство.
Во-вторых, уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ, в первую очередь в сфере регулирования рынка труда, государственного пенсионного обеспечения и либерализации сектора услуг.
В-третьих, растёт объём заказов на продукцию европейских
производителей, в первую очередь на товары производственного назначения.
Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной
активности.
В-четвёртых, представленные в Европейскую комиссию «программы
стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей
большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не
препятствующую экономическому росту. Более того, в бюджетных программах
Германии и Нидерландов не предусматривается сокращение государственных
расходов с целью компенсации снижаемых налогов, что, фактически, означает
стимулирование деловой активности в этих странах.
В-пятых, из-за сохраняющегося высокого уровня безработицы требование профсоюзов о повышении заработной платы представляет в основном германское, а не европейское явление и в краткосрочном периоде не станет фактором риска для ценовой стабильности в еврозоне. Кроме того, наличие резервных производственных мощностей будет ограничивать рост инфляции, что должно удержать Европейский центральный банк от резкого повышения процентных ставок.
Но, несмотря на благоприятные краткосрочные перспективы, существует ряд
проблем, без решения которых дальнейшее развитие интеграционных процессов в
Европе просто не возможно. Это проблемы реформирования системы социального
обеспечения, которая складывалась в 50-60-е гг., когда число нуждающихся в
государственной поддержке было относительно невелико. Теперь под эту
категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый. На людей старше 65 лет
приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% – на безработных. В
то же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, а
пособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душу
населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственных
расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают
увеличивающейся с каждым годом нагрузки.
Также это проблемы государственного долга, который превышает половину
годового ВВП почти во всех странах ЕС, кроме Люксембурга, а Бельгии, Греции
и Италии он достигает 110–130% ВВП. Крупная государственная задолженность
«оттягивает» средства из реального сектора и подталкивает вверх процентные
ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и,
следовательно, препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться из
замкнутого круга, западноевропейским странам не остается ничего другого,
как «затянуть пояса». В противном случае ЕС не только потеряет свои позиции
в международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольным
нарастанием социальной напряженности.
Отметим, что очень много проблем связано с введением евро в наличное
обращение. Ведь переход на евро - удовольствие не из дешёвых. Аналитики
корпорации Gartner Group полагают, что предприятиям предстоит выложить от
150 до 400 млрд. долл. (по расчетам специалистов IBM - 175 млрд. долл.). Но
и это еще не все. Нет точных правил пересчета. Как поступить, например, с
округлением в случае с лирой и испанской песетой? Цифры здесь в несколько
раз больше, чем при подсчете в немецких марках или голландских гульденах.
Экономический и Валютный союз требует проводить все подсчеты с точностью до
шестого знака после запятой, однако это может привести к весьма забавным
ошибкам после округления. Даже когда все необходимые мероприятия по
введению в оборот евро останутся позади, разрекламированные преимущества
единой валюты (в частности, возможность путешествовать, не меняя деньги и
не оплачивая каждый раз банковский комиссионный сбор) будут восприниматься
жителями континента с определенной долей скептицизма. Каждый кассовый
аппарат и торговый автомат придется перенастраивать под новые банкноты и
монеты. Это достаточно обременительно, поэтому Экономический и Валютный
союз принял решение: с 1 января 1999 года все обязаны выставлять цену на
предлагаемые товары и услуги одновременно в евро и местной валюте.
Также непрост вопрос расширения Евросоюза, так как очень велики
затраты на подготовку стран-кандидатов, потому что экономические и
общественные структуры этих стран сильно отличаются от экономической и
общественной структуры стран-членов ЕС. На присоединение к ЕС претендуют:
Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия,
Словения, Чехия и Эстония. Принципы, которыми руководствуются страны ЕС во
время подготовки стран-кандидатов к вступлению:
1. Все реформы должны быть осуществлены до вступления в ЕС (Дело в том, что страны-члены имеют право голоса), чтобы не было вмешательства в так называемое достояние ЕС.
2. Переговоры ведутся с каждой отдельной страной, в то же время, каждая страна вправе сама выбирать порядок и скорость реформ.
Последним результатом Берлинского саммита (по итогом Еврокомиссии 1999
года) стало то, что переговорный процесс может начаться со всеми странами,
которые желают стать кандидатами для вступления в ЕС. Но есть два
предварительных условия, касающихся Болгарии и Румынии, при выполнении
которых ЕС начнёт переговоры с этими странами: Румыния должна решить вопрос
о детях-сиротах (причём Евросоюз готов предоставить помощь в решении этого
вопроса), а Болгария должна предоставить окончательную дату закрытия своей
АЭС.
Заключение.
В финальной части своей работы я постараюсь подвести итог и сделать некоторые выводы.
В начале работы была рассмотрена сущность интеграции как процесса,
этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция.
Приведём три основных условия:
V нужен достаточно высокий уровень развития промышленности;
V экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной;
V наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.
Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Можно выделить основные:
V желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта;
V желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам;
V желание улучшить условия торговли;
V желание сократить издержки на масштабе производства;
V желание добиться устойчивого экономического роста;
V желание привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки.
Также не менее важны и неэкономические цели:
V налаживание более дружественных взаимоотношений со странами- соседями;
V укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;
V увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.
Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.
Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.
Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС.
Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.
Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.
В следующих главах были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения, так как сложно говорить о проблемах и перспективах развития интеграций, не зная истории их образования и принципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, так как в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.
Конкретными целями создания ЕЭС были:
V устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
V создание валютного союза;
V унификация налоговой системы;
V сближение законодательства;
V разработка принципов согласования экономической политики.
Эти цели достигались созданием таможенного, валютного союзов, созданием единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образованием единого западноевропейского пространства без внутренних границ.
Также были охарактеризованы такие объединения как: Европейская
ассоциация свободной торговли, которая в отличие от ЕС не имеет
наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.
ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь
она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.
И Центрально-европейское соглашение о свободной торговле. В рамках которого
вступило в силу Центрально-европейское соглашение о свободной торговле
(СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин.
Но ЕАСТ и СЕФТА не стали полноценными интеграционными группировками.
Фактически они являются своеобразными «подготовительными классами» для
новых членов ЕЭС/ЕС.
Далее в работе был охарактеризован Европейский экономический валютный союз, который состоит их стран ЕС, которые с 2001 года вводят в наличное обращение евро.
Но, так как в своей курсовой работе я должен был не просто описать европейские интеграционные группировки, а определить перспективы и проблемы развития европейской интеграции в целом, то в третьей части я привёл основные из них. В заключительной части приведу некоторые из них:
-- перспективы: перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков.
> уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ;
> растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности;
> представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.
-- проблемы:
> проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;
> проблемы реформирования системы социального обеспечения;
> проблемы государственного долга;
> проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение
> большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС
Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.
Список использованной литературы:
V Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва.
1994 г.
V Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г.
V Воронов К. «Четвертое расширение ЕС» МЭМО 1996 г. М.
V Глухарев Л.И. «Европейские Сообщества: в поисках новой стратегии». -
Москва. 1990 г.
V Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» МЭМО
№9 М. 1998 г.
V Крайний В. «Валютный союз по-европейски». - Интерфакс-АиФ. - 1996 №16
V Подколзина И. «Единая Европа: Эксперимент в реальном времени». - МЭМО
2000 г.№8.