Предмет, цели и задачи теоретической экономики
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выво- дились экономические закону, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетари- ата и господства административно-командной системы хозяйствования.
Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Это самая общая характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что произ- водственные отношения есть необходимая сторона общественного производства. “В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе имеет место производство”.([1]
Мысль о том, что предметом политической экономии (теоретической
экономики) являются обществен-
ные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была
высказана еще в XVIII веке
рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение
она получила среди русских
экономистов начала XX века. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов.
Он не только определил предмет
политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но
и внес существенное уточ-
нение, различая собственно производственные отношения – отношения
социально-экономические, иму-
щественные, отношения собственности, и отношения производственно-
организационные, относящиеся к
общественной организации производственных сил, выделяя противоречия
внутри системы общественных
отношений производства.
Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и по- следующих периодов. Так, в “Очерках политической экономии” В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, то есть усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребнос- тей материальными средствами.[2] Н.И.Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве все- общей категории и определял их как “отношения между людьми в процессе общественного труда и распре- деления продуктов этого труда”, включая техническую организацию труда.
На рубеже 20-30-х годов на страницах экономической литературы
развернулась дискуссия по вопросу о
предмете политической экономии, в которой приняли участие
Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин,
Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие.
И.И.Рубин отмечал, что “политэко-
номия сложилась как наука о системе производственных отношений”.
А.А.Богданов и И.И.Степанов пред-
ложили различать предмет политической экономии в узком смысле, то есть
социально-трудовые отноше-
ния людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в
производстве, кооперацию, разде-
ление труда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношения
присвоения, распределения…
К сожалению, сегодня среди сторонников понимания предмета политической экономии как производст- венных отношений нет полного единства. При этом, так как политическая экономия сложилась как наука о капиталистических производственных отношениях, ее объявили политэкономией в узком смысле; а поли- тическая экономия в широком смысле, считалось, изучает экономические отношения не только капитализ- ма, но и других способов производства.
Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим еще большее раз- личие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).
Так например, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское хозяйство.
Представители английской классической школы политической экономии
расширили предмет полити-
ческой экономии до исследования условий производства и накопления
(Смит), а также распределения
(Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях
материального производства, куда
включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное
хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития эко- номической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание
политической экономии как науки о
народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и
К.Бюхнер объявили предметом
политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются
отношения людей к внешней
природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в
учебники определение полити-
ческой экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и
ненаучно”, ибо “в поня-
тие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”,
последнее же не включается в пред-
мет политэкономии.[3]
В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди множества определений предмета теоретической экономики (политэкономии) указывается, что экономикс – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.
Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается роль человека в экономике.
В современной экономической литературе распространено понимание
предмета теоретической эконо-
мии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так,
Дж.Робинсон пишет, что политическая
экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между
целями и ограниченными средст-
вами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской
экономической литературе появляют-
ся определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся
использовать ограниченные
ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и
обменивая их, пытаясь удовлетворить
свои безграничные потребности с целью всестороннего развития
способностей и расширения возможнос-
тей человека.
Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, дума- ется, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том, что все определения теорети- ческой экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различ- ные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.
И все-таки, если принять во внимание, что большинство современных экономистов мира признает тео- ретическую экономику универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение теоретической экономики, данное доктором экономических наук, профессором А.И.Добрыниным.
Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя он имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конку- ренцию за их использование.
Характеристика предмета общей теоретической экономики как
изучение поведения людей и их групп
не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же
производственные отношения,
где акцент делается не на объект отношений (средства производства,
предмет потребления), а на субъект
этих отношений – человека. Такой акцент чрезвычайно важен для
социально ориентируемого рыночного
хозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования в
России.
Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику
(поведение отдельных экономи-
ческих субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование
национальной экономической
системы в целом), а также можно выделить мезоэкономику (поведение
определенных подсистем нацио-нальной экономики или отраслей народного
хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-
номики в целом).
При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого
его осмысления целесообразно
выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой
осуществляется хозяйственная
деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект
исследования – человек, группа лю-
дей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического
человека”, группы людей и
государства, их экономическое поведение в связи с той экономической
средой, в которой они находятся.
При этом важно подчеркнуть, что основная задача теоретической
экономики – дать не просто описание
экономических явлений, а показать их взаимосвязь и
взаимообусловленность, то есть раскрыть систему
экономических явлений, процессов и законов.
Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что
экономическое знание дает не
одна теоретическая экономика, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин с
особыми задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные
экономические дисциплины выра-
батывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а
потому относятся не к области
общей теории, а искусства в хозяйственной практике. Важнейшая задача
теоретической экономики – быть
“несущей конструкцией” не только всей системы экономических наук, но и
учебных дисциплин, что явля-
ется основой всей высшей экономической школы.
Взаимосвязь теоретической экономики с другими науками и
экономической политикой
Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целого
комплекса наук: отраслевых
(экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства);
функциональных (менеджмент,
финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк. география,
демография, статистика).
Теоретическая экономика – одна из общественных наук наряду с
историей, философией, правом. Она
призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности
человека, наука права – другую,
наука нравственности – третью и так далее, и только общая совокупность
всех теоретических, социальных
и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь.
Поэтому неправильно требо-
вать проверки положений теоретической экономики на фактах действительности.
Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей и другими науками, без учета которых полученные теоретичес- кой экономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
Практическая значимость теоретической экономики (известная формула
Огюста Конта) в том, что зна-
ние ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Теоретическая
экономика должна лежать в основе
экономической политики, а через нее пронизывать область хозяйственной
практики. Действие (практика)
ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному
действию.
Теоретическая экономика – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все проблемы. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владе- ние этим инструментом, знание основ теоретической экономики могут помочь каждому человеку сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.
У.К.Митчелл в своей основной работе “Лекции и типы экономической теории” (1935 год) настаивал на взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности, с проблемами социологии, культу- ры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.
Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой, ибо экономическое развитие имеет имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наслед- ственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития. Передача экономической наследственности всегда осмыслена разумом человека и опосредована его трудом.
От теоретической экономики следует отличать экономическую политику.
Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной по- литикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозиро- вания ее динамики.
Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области обществен- ного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и при- ведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь теоретической экономикой, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последу- ющем развитии теоретической экономики (политэкономии).
Курс теоретической экономики – это научное руководство к познанию экономической действительнос-ти без претензий на монополию истины.
Методология теоретической экономики
Методология теоретической экономики – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономичес- ких явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое пони- мание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности теоретическая экономи- ка добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономичес- кой системы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколько главных подходов:
. субъективный (с позиции субъективного идеализма);
. неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
. рационалистический;
. диалектико-материалистический;
При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа
экономических явлений берется хо-
зяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное
“я” абсолютно независи-
мо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение
субъекта экономики (“гомо-
экономикса”), и теоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о
человеческой деятельности,
определяемой ограниченностью потребностей. Главная категория при таком
подходе – потребность, полез-
ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого
хозяйствующим субъектом из различных
вариантов.
Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном
изучении явлений и их оценках.
Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из
инструмента превращения в пред-
мет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и
т.д.), а результатом исследования
выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются
главными категориями. Этот
подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на
уровне фирмы и отрасли,
и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.
Рационалистический подход ставит целью открытие “естественных”
или рациональных законов циви-
лизации. Это требует исследования экономической системы в целом,
экономических законов, регулирую-
щих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества.
Экономические таблицы Кенэ – это
вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека
является стремление получить
пользу, а целью теоретической экономики – не изучение человеческого
поведения, а изучение законов,
регулирующих производство, распределение общественного продукта,
именно того, как это происходит
(Д.Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на
классы, в отличие от субъективис-
тов, представляющих общество как совокупность равных субъектов. Главное
внимание при таком подходе
уделяется стоимости, цене, экономическим законам.
Диалектико-материалистический подход считается единственно
правильным решением научных проб-
лем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного
анализа, характеризующего внут-
ренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии.
Экономические процессы и явления
постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в
постоянном движении.
Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного познания.
Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений
является метод научной абстракции.
Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить
то, что в них существенно и
постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как
производство вообще, потребности, рас-
пределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом
происходит раскрытие сущ-
ности экономических явлений, что требует формирования определенных
логических понятий, более или
менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее
развитии.
Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни об- щества, называются экономическими категориями.
Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и многие другие.
В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в
природе, сквозь внешне кажущий-
ся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь
необходимость, закономерность развития.
Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им
законами – законами об-
щественных действий людей или экономическими законами. В книге
“Философия права” Гегель писал о
политэкономии как науке, которая делает “честь мысли”, потому что она,
имея перед собой массу случай-
ностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность
того или иного явления. Закон и
сущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубление
познания человеком явле-
ний, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю
сущность явления.
Чтобы дать определение экономическому закону, необходимо вспомнить философское определение закона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося явления и как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количествен- ной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.
Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону.
То, что не случайно, а типично,
постоянно и выражает внутреннюю сущность экономических явлений и
процессов, отражают экономичес-
кие законы. Не следует смешивать экономические законы с законами
природы, так же как и с законами
естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:
1. Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
2. Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер;
3. Открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил общества.
Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития об- щества, которая включает в себя различные группы и виды законов.
Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, использу- емый в теоретической экономике. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индук- ция и дедукция, исторический и логический, экономико-математическое моделирование и другие.
Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследо- вание каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину явлений и процессов.
Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции
(наведения) обеспечивается
переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.
Дедукция (выведение) делает
возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической экономике в единстве.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов
занимает исторический и логичес-
кий методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в
единстве, поскольку историчес-
ки исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического
исследования. Однако логи-
ческое (теоретическое) исследования экономических явлений и процессов не
является зеркальным отраже-
нием исторического процесса. В конкретных условиях той или иной
страны могут возникнуть экономи-
ческие явления, которые не являются обязательными для господствующей
системы хозяйствования. Если
фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе
подобные явления могут игнори-
роваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать.
Он должен их описать.
Используя исторический метод, теоретическая экономика исследует
хозяйственные процессы и явления
в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали,
развивались и сменялись одни другими.
Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все
особенности различных экономических
систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие
описательного материала и частных
исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение
хозяйства.
Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. При- менительно к предмету теоретической экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким эконо- мическим явлением является обмен товаров.
Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и
количественная определенность. По-
этому теоретическая экономика широко использует математические и
статистические приемы и средства
исследования, которые позволяют выявить количественную сторону
процессов и явлений хозяйственной
жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется
вычислительная техника, в том числе и
ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического
моделирования. Данный метод, являясь
одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной
форме определить причины
изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их
последствия, возможности и из-
держки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование
экономических процессов. С
помощью этого метода создаются экономические модели.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, струк- тура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в политэкономии.
Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.
Функции встречаются в повседневной нашей жизни, и мы чаще всего не
осознаем это. Они имеют место
в технике, физике, химии, экономике и так далее. Применительно к
экономике, например, можно отметить
функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если
повышается цена на товар, то
величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При
этом цена является независимой
переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией.
Таким образом, можно крат-
ко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут
меняться местами. Чем выше спрос, тем
выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть
функцией спроса.
Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое рас- пространение в XX веке. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал в 1989 году, что в течении сорока лет эконо- мическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что пред- ставляет собой по сути дела большой шаг назад.
В зарубежной экономической литературе зачастую термины “теория”,
“модель”, “принципы”, “законы”
используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю).
Большинство моделей, принципов теоретической экономики могут быть выражены географически и в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.
При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходи- мы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть их все вероятные результаты.
Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или про- цесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.
Сознательное массовое экономическое экспериментирование на
микроуровне связано с деятельностью
Р.Оуэна, П.Ж.Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда, а на макроуровне – с именами
Дж.Кейнса и М.Фридмена. Ши-
рокие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.
В заключение уместно привести слова Дж.Кейнса о том, что “идеи
экономистов и политических мысли-
телей – и когда они правильны, и когда ошибаются – имеют гораздо больше
значение, чем принято думать.
В действительности только они и правят миром”. [4] Отсюда проблемы
экономической организации общест-
ва – это серьезные вещи, которые требуют усердных занятий и к которым
нельзя относиться легкомыслен-но.
-----------------------
(
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.441.
[2] Железнов В.Я. Очерк политической экономии. М., 1918. С.10.
[3] Богданов А., Степанов И. Курс политической экономии. Т.1. С.4-5.
[4] Дж.М.Кейнс, Общая теория занятости, процента и денег. Избр. Произвед.
М.: Экономика, 1993. С. 517.