Содержание
Введение…………................................................................
.......................3
1 Природа инфляции и антиинфляционная политика…………………. 5
1.1Сущность и причины инфляции……………………………………5
1.2 Виды инфляции…………………………………………………......9
1.3 Современные методы инфляционного регулирования
Монетарский и кейнсианский подходы……………………………...12
2 Инфляционный процесс в российской экономике…………………...18
2.1 Исследование особенностей развития инфляции в реальном секторе российской экономики………………………….18
2.2 Антиинфляционная политика в России…………………………..27
2.4 Сценарий развития российской экономики с 2004 г…………….31
2.5 Основные показатели социально-экономического развития на 2003-2004г.г……………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………36
Введение
Трудно с определенностью сказать, когда проблема инфляции начала впервые будоражить умы человечества. Возникновение этого феномена принято связывать чуть ли не с первым появлением денежного обращения. Причем феномен этот является универсальным. Инфляцию иногда называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности. В период после второй мировой войны она была типичным явлением даже для развитых капиталистических стран мира.
В конце 20 века экономика нашей страны также претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек и пришла в состояние значительного спада. До начала рыночных реформ в нашей стране имела место директивно-плановая система хозяйствования с контролируемыми ценами, стабильной, хотя и низкой заработной платой, запретами на забастовку, избыточным спросом со стороны населения, что гарантировало полную занятость. Планово-централизованное хозяйствование с появлением товарно-денежных отношений подверглось разрушению, что привело к появлению негативных явлений, фатально связанных с инфляцией. Поэтому в последние годы проблема борьбы с инфляцией обычно выдвигается правительством на первое место. И хотя определенные успехи в борьбе с ней очевидны, сама проблема еще не решена. Важность же ее настолько очевидна, что любой гражданин нашей страны, не обладая специальными экономическими знаниями, на обыденном уровне познания ощущает все те негативные последствия, которые влечет за собой инфляция.
Инфляционный процесс, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном итоге сказывается на состоянии материального производства и сферы обслуживания. В социальной сфере он приводит к люмпенизации огромных слоев населения.
Инфляция отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Она
обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц,
препятствует инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих
обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая
инфляция разрушает денежную систему, что в свою очередь усиливает отток
финансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу и ускоряет “бегство”
капитала, приводит к вытеснению на внутреннем рынке национальной валюты
иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной
сфере, снижая мотивацию к труду. Она выступает самым эффективным средством
перераспределения национального дохода от наиболее бедных к наиболее
богатым, усиливая тем самым социальное неравенство общества. Инфляция
подрывает социально-политическую стабильность общества, способствуя
развитию в нем авторитарных, диктаторских тенденций. Для России последних
лет высокая инфляция является, несомненно, проблемой номер один.
Исходя из всего вышесказанного, задачей данной работы ставится, прежде всего, понимание сущности и особенностей инфляционного процесса в отечественной экономике.
Прежде всего, в работе указаны основные причины появления данного явления, а также выделены типы инфляции по различным критериям. Кроме того, в теоретической главе рассмотрены основные концепции и методы регулирования инфляции.
Целью практической главы выступает попытка разобраться в том, какие факторы вызвали развитие инфляционного процесса в экономике России. Потому как единого мнения по этому поводу нет. Одни ученые считают, что развитие инфляции в экономике связано только с монетарными факторами, другие придерживаются мнения, что инфляция вызвана немонетарными или, по крайней мере, не только монетарными факторами.
Второй целью выступает рассмотрение антиинфляционных мер, которые были
бы эффективны, исходя из специфики развития инфляционного процесса в
России.
1. Природа инфляции
1.1Сущность и причины инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное
время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом
возникновения денег. Само понятие “инфляция” (от лат. Inflatio - вздутие)
было заимствовано из медицины. Оно впервые стало употребляться по отношению
к денежному обращению в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно некий
процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это
понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в среде
финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале
20в.
Инфляция – тонкое социально-экономическое явление, вызванное диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция – наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как категория.
В отечественной литературе слово “инфляция” чаще всего связывается с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается “дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен”[1].
Понимание инфляции в отечественной литературе исходя из дисбаланса спроса и предложения появилось, видимо, вследствие того, что в условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике считалось, что инфляции нет, поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота. При этом не учитывалось, что инфляция может носить и скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците.
Трактовка же инфляции как “процесса переполнения каналов денежного
обращения избыточной по сравнению с потребностью, массой денег, вызывающей
их обесценение”[2] в нашей науке обусловлена, очевидно, тем, что когда в
1992г. государство прибегло к либерализации цен и они резко возросли,
возросла и потребность в деньгах. Кроме того, правительству нужно было
больше денег для погашения бюджетного дефицита. Тогда правительство
включило печатный станок. Именно в этот период наблюдался самый резкий
скачок цен.
Не привносят ничего нового в понятие инфляции такие объяснения, как “
долговременный процесс падения покупательной способности денег”[3] или
“обесценение денег”[4]
Для западной экономики формула “инфляция – рост цен” оказалась
неприемлемой, потому что “там” инфляция означает рост цен при сохранении
баланса спроса и предложения. В популярном на Западе учебнике К. Маконелла
и С. Брю “Экономикс” указывается что “инфляция – это повышение общего
(среднего) уровня цен” или “процентное изменение уровня цен”[5] Это,
конечно, не означает, что повышаются все цены. Даже в периоды быстрого
роста инфляции цены на некоторые товары могут оставаться относительно
стабильными или даже снижаться. Действительно, одно из больных мест
инфляции – это то, что цены имеют тенденцию повышаться неравномерно.
Наиболее близка к этим определениям трактовка инфляции в отечественной
литературе, согласно которой инфляцию можно определить как “непрерывный
общий рост цен”[6]
Итак, для Запада главное в этом вопросе – это цены, их общий уровень.
В отечественной науке понятие инфляции также связано с ценами, но в другом
ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего. Понятие инфляции в нашей
стране имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического
представления. Инфляционная ситуация, когда спрос превышает предложение,
распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий
производственно-технического назначения. Отсюда популярное определение
инфляции: переполнение денежного обращения бумажными деньгами и их
обесценение, т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в
обращении количеством товаров. Эта точка зрения доминирует в отечественной
литературе.
Трактовка понятия “инфляция” как переполнение каналов бумажно- денежного обращения представляется односторонней и не раскрывает всю палитру причин возникновения этого сложного явления. Инфляция – это многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты.
Однако во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:
- нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
- явный или скрытый рост цен;
- натурализацию процессов обмена;
- снижение жизненного уровня населения.
Цены – лишь вершина айсберга, представляющего собой конгломерат факторов, оказывающихся в качестве первопричины такого явления, как инфляция. Вообще в науке можно выделить две группы концепций развития инфляции: монетарные и немонетарные. Сторонники монетарных концепций считают, что рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости денежного обращения является основной причиной инфляции. Виновниками инфляции в этом случае являются банковская система, ослабившая контроль за денежной эмиссией, или население, увеличивающее использование своих долговых обязательств в качестве средств платежа.
Инфляция может возникнуть и при неизменном количестве денег в обращении, если скорость их обращения растет быстрее, чем производство. Это может иметь место при сокращении спроса на реальные кассовые остатки вследствие усовершенствования техники расчетов, вследствие недоверия к национальной валюте и переключения спроса на ценные бумаги как средства сбережения.
Когда же инфляция высока, то она сама становится причиной сокращения спроса на деньги ввиду высокой альтернативной стоимости держания реальной кассы. Тогда обе вышеперечисленные причины начинают взаимодействовать, еще больше усиливая инфляцию.
Причиной инфляции кроме монетарных факторов может быть также рост затрат производства вследствие роста заработной платы, не компенсируемой ростом производительности труда, или превышение роста налогов над ростом реальных доходов.
Причиной инфляции может послужить также увеличение совокупного спроса.
Если при полной занятости у предпринимателей растет спрос на инвестиции
вследствие оптимистичной оценки будущей конъюктуры, то уровень цен будет
повышаться до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие спроса и
предложения.
К немонетарным факторам развития инфляции относят также структурные сдвиги спроса. Ассортимент товаров постоянно изменяется и спрос может переключиться с традиционных товаров на новые и престижные, повышая их цены. Если бы при этом цены на традиционные товары понижались, то общий уровень цен остался неизменным. Но в современной экономике за сокращением спроса следует сокращение предложения.
Источником инфляции может выступать рыночная власть монополий, олигополий и государства, выражающаяся в повышении цен.
Исходя из того, что инфляция – это многогранный и многофакторный процесс, его нельзя рассматривать с точки зрения какой-то одной из существующих теорий. В этой связи гипертрофированная оценка одних факторов, влияющих на инфляцию, как бы ни была велика их роль, и недооценка других не могут служить методологической основой для изучения инфляции.
В целом, изучив мнения различных авторов, факторы развития инфляции можно классифицировать в виде двух групп – внешние и внутренние.
К внутренним факторам относят:
1) Несбалансированность бюджета, проявляющаяся в его дефиците или кризис государственных финансов. Этот фактор выделяется всеми изученными авторами. В частности, один из крупнейших ученых в нашей стране, занимающийся проблемой инфляции, А. Илларионов, называет этот фактор первопричиной инфляционного процесса;
2) Чрезмерные военные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создает дополнительный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;
3) Чрезмерные инвестиции;
Некоторые авторы (доцент кафедры экономической теории МГИМО МИД РФ Г.
Котов) объединяют последние два фактора в один. Чрезмерные военные расходы
– это и есть по существу инвестиции государства в ВПК.
4) Необоснованное повышение цен и заработной платы. Этот фактор может быть сформулирован иначе. Это есть результат проявления в первом случае монопольной власти фирм, определяющих свои издержки и цены, а во втором случае профсоюзной монополии, задающей размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы. Такая трактовка встречается у В.
Камаева, С. Мирзабалаева.
5) Кредитная экспансия – расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;
6) Чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной формах, увеличение скорости их обращения;
7) Инфляционные ожидания. Этот фактор особо выделяется некоторыми учеными, в частности, Г. Котовым.
Внешние факторы обусловлены ростом цен на экспортируемые и импортируемые товары, обменом банком иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами.
К внешним факторам относятся:
1) Структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, топливо, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями. Воздействие этого фактора усиливается при росте открытости экономики.
2) Обмен банками национальной валюты на иностранную, что вызывает потребность в дополнительной эмиссии денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции.
Как правило, инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе выше возможностей их товарного обеспечения. Это касается не только доходов населения, но и доходов предприятий и организаций. Поэтому в качестве основной причины инфляции можно выделить нарушение натурально- стоимостной сбалансированности, а расширение бумажно-денежного обращения - ее основного условия.
Таким образом, инфляцию следует рассматривать как многофакторный процесс, но все же органично связанный с ростом цен. Но несмотря на то, что инфляция вызывает рост цен, цены тоже в свою очередь влияют на инфляцию. В этой связи можно отметить два варианта развития спирали инфляции:
- После переполнения каналов денежного обращения бумажными деньгами наступает период роста цен;
- Пол влиянием ряда факторов, действующих на товарных рынках, цены вначале ползут вверх, после чего происходит увеличение бумажно-денежной массы, которая продолжает подталкивать рост цен.
Цены же могут возрасти по многим причинам: вследствие улучшения потребительских свойств и качества товаров, переключения спроса на более качественные товары, вследствие монополизации экономики и др.
1.2.Виды инфляции
Инфляция как явление может быть классифицирована по нескольким критериям.
Большое распространение получила классификация инфляционного процесса по его интенсивности. Однако границы между различными видами инфляции по данному критерию достаточно условны и подвижны.
Нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3-5% в год; масштаб инфляции поддается контролю.
Умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают 10% в год; такая инфляция признается в целом безвредной и соответствующей нормальному экономическому развитию; масштабы ее приводят к непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между различными социальными группами.
Галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 200% в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.
Гиперинфляция – начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного срока (полгода или более); за год цены повышаются не менее, чем в 130 раз; деньги вытесняются из оборота и уступают место бартеру; расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии всех слоев населения даже обеспеченных.
Большинство ученых выделяют только умеренную, галопирующую и
гиперинфляцию. В. Усов в своей работе “Деньги. Денежное обращение. Инфляция
.” выделил такой вид, как нормальная инфляция. Основанием для этого,
очевидно, послужило то, что в ряде стран с высокоразвитой рыночной
экономикой, например, страны ЕС инфляция играет роль своеобразного рычага,
балансирующего спрос и предложение и исправляющего ценовые диспропорции.
Для этого ее уровень не должен превышать 5% в год.
Все изученные авторы различают открытую (ценовую) или скрытую
(подавленную) инфляцию. Основанием для этого послужило сравнение опыта
стран с переходной экономикой, в частности России и стран с рыночной
экономикой. Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом,
систематическом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляция
проявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с
непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен, обеспечиваемой
централизованно (замораживание цен, заработной платы). Возможна также
комбинация этих двух типов инфляции.
Подобная классификация встречается и у В. Гальперина, и у В. Камаева, и у Л. Абалкина. Л. Гайгер склонен даже разделять подавленную и скрытую инфляцию. У него скрытая инфляция – это инфляция в странах с административно-командной экономикой, но официально зарегистрированная.
По источникам возникновения выделяют инфляцию спроса (существует избыточный спрос, под давлением которого повышаются цены) и инфляцию издержек (вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию).
Вышеприведенная классификация может быть дополнена иным критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. Данная типология приведена у В. Усова, В. Камаева. В этой связи выделяют следующие виды инфляции:
Сбалансированная инфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуация выравнивается и балансируется как ситуация со стабильными ценами. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только производители, сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки.
Несбалансированная инфляция означает, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Это касается как отраслевых, так и территориальных диспропорций. Рост цен на сырье превышает рост цен на конечную продукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия. Это вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможно составить прогноз роста цен. Товарные группы – лидеры роста цен сегодня могут не являться таковыми завтра. Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнить прибыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеет возможности развиваться.
В соответствии с критерием ожидаемости можно также выделить два вида инфляции: ожидаемую и неожиданную. Данная классификация представлена у всех изученных авторов
Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действий правительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен, адаптироваться к нему. Даже в случае гиперинфляции прогнозируемый рост цен может нанести экономическим субъектам ущерб менее значительный, чем неожиданный скачок цен пусть даже на небольшое количество процентов.
Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что
отрицательно отражается на налоговой системе и системе денежного обращения.
Возможный вариант развития этого вида инфляции основывается на инфляционных
ожиданиях населения. При наличии их у покупателей возникает резкое
увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного
спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно. При
отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” -
резкое сокращение спроса, так как люди надеются на скорое снижение цен.
Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация
возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на
большом бизнесе: психологическая стабильность бизнесменов сменяется
депрессивным ожиданием, что сковывает их инновационный потенциал.
К вышеприведенной классификации можно добавить еще несколько видов инфляции.
Структурная инфляция – это по существу перемещение спроса. На товары,
пользующиеся повышенным спросом, цены растут. В то же время на товары,
спрос на которые невелик, цены либо не снижаются, либо снижаются
несущественно (из-за неэластичности предложения по отношению к спросу,
слабой мобильности факторов производства и др.). Это может произойти в
таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки.
Вследствие этого происходит: рост средних цен, сокращение или полное
прекращение выпуска дешевых товаров, снижение качества товаров при
стабильных ценах на них.
Данный вид инфляции выделен Л. Гайгером, и его точка зрения представляется обоснованной. Ассортимент товаров постоянно растет, они модифицируются, усовершенствуются, поэтому спрос действительно может переключиться на более современные и престижные товары.
Л. Гайгер также склонен выделять в рамках инфляции издержек несколько ее подвидов в зависимости от источника растущих издержек. По этому критерию он выделяет:
Инфляция роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы может инициировать инфляцию.
Инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.
Инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой для инфляции.
“Товарная” инфляция – это ситуация, когда резко дорожают сырье и материалы.
Тот факт, что деятельность естественных монополий, особенно в России,
в значительной степени регулируется государством, позволил В.
Андрианову выделить такой тип инфляции, как административная.
Административная инфляция – воля государственных органов, союзов и объединений. Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные перевозки, плата за почтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта инфляция стимулирует инфляцию издержек.
1.3 Современные методы антиинфляционного регулирования.
Монетаристский и кейнсианский подходы
Теоретики современной экономической мысли по-разному подходят к методам борьбы с инфляцией. Рассмотрения заслуживают те методы борьбы, которые наиболее часто используются в практике. Можно выделить несколько таких теоретических подходов.
Кейнсианская теория. Сторонники этого направления признают в качестве методов борьбы с инфляцией параллельное проведение дефляционной политики и политики доходов. Большая роль в проведении антиинфляционной политики отводится государству.
Монетаристская теория признает действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба только с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.
Сторонники теории “экономики предложения” признают только один антиинфляционный путь – стимулирование развития производства и предложения товаров.
Сторонники теории “структурной инфляции” в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структуру экономики.
Не смотря на многообразие факторов, вызывающих инфляцию, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитых стран позволяет выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политики укладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения.
Методы управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы совокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение спроса и предложения на товары и на деньги.
Для управления агрегатным спросом применяются инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение государственных расходов, например, путем урезания различных социальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.
Органами реализации дефляционной политики после принятия соответствующих программ высшими государственными органами являются прежде всего финансовые органы. Однако недостатком этой политики является ее прямолинейность и отсутствие избирательного воздействия. К тому же применяться она может только на стадии подъема экономики, т.е. эти методы являются краткосрочными.
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Их отличие от дефляционной политики состоит в том, что использоваться они могут вне зависимости от фазы циклического развития экономики. Кроме того, их применение может быть дифференцировано и предусматривает отмену для отдельных отраслей и секторов экономики. Однако максимальная эффективность политики доходов, по мнению экспертов, достигается тогда, когда основной причиной инфляции является увеличение издержек.
Суть политики доходов состоит в том, что государство ограничивает рост цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов. В то же время ограничение роста цен на товары и заработной платы определяет динамику доходов лиц наемного труда и в какой-то части предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используется в сочетании с дефляционной политикой.
Существуют различные варианты политики доходов по степени жесткости принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самый экстремальный вариант – это “замораживание” цен и заработной платы. В современных условиях он не используется, т.к. приводит к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается гибким формам регулирования, таким как политика ограничения зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введение дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен на производимую продукцию и заработной платы.
Для проведения политики доходов создаются временные органы, например управления Министерства финансов или используются традиционные. Однако считается, что для эффективного проведения этой политики необходимо сотрудничество трех сторон: государства, профсоюзов и предпринимателей. Так же как и дефляционная политика доходов может применяться на ограниченном временном периоде, поскольку для нормального развития рыночной экономики необходима свобода ценообразования.
Вышеперечисленные варианты антиинфляционной политики направлены на ограничение совокупного спроса. И в этом смысле использование политики стимулирования предложения является новым вариантом борьбы с инфляцией. В качестве методов антиинфляционного регулирования предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Налоговая политика позволяет дифференцированно подходить к различным источникам и суммам дохода. Сокращение ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, позволяет ограничить рост бюджетного дефицита. В основе налоговой политики может лежать также политика доходов. Решения о повышении цен на продукцию и заработной платы принимаются предпринимателями. В основе же этих решений лежат налоговые льготы и стимулы, предлагаемые государством.
Наибольшее распространение в мире получили два принципиально различных подхода к преодолению последствий инфляции в переходной экономике, кейнсианский и монетаристский.
Монетаристская концепция инфляции настаивает на том, что инфляция – сугубо денежное явление, т.е. причиной усиления инфляционного процесса является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с объемом производимой продукции.
?P=?M??V/?Q
?P- прирост цен
?M- темпы прироста денежной массы
?V- темпы прироста скорости обращения денег
?Q- темпы прироста объема реального продукта
Данное уравнение показывает, что темпы инфляции прямо пропорциональны росту денежной массы и скорости обращения денег и обратно пропорциональны приросту реального продукта.
Денежная масса создается ЦБ. Сначала ЦБ увеличивает свои активы: он предоставляет кредиты государству, коммерческим банкам, отдельным предприятиям, а также увеличивает свои золото-валютные резервы. На второй стадии ЦБ увеличивает свои пассивы, т.е. создает денежную базу из количества наличных денег в обращении, обязательных и необязательных резервов коммерческих банков.
Соотношение между денежной массой и денежной базой называется денежным мультипликатором, т.е. это отношения денежной массы к общему размеру резервов банковской системы. Мультипликатор показывает, какое количество денег создается в результате “разрастания” денежной базы.
Поскольку основной причиной инфляции в монетаристском подходе является избыток денежной массы, то последователи данной концепции ставят во главу угла жесткий контроль за денежной массой, который должен привести к изменению совокупного спроса.
Например, когда Федеральная Резервная Система США проводит продажу ценных бумаг либо окончательную, либо с правом последующего выкупа, то в банковской системе резервные депозиты уменьшаются на величину произведения мультипликатора на объем продаж. Таким образом, наблюдается уменьшение предложения денег.
Другим инструментом регулирования денежной массы может стать номинальная ставка ссудного процента.
Последовательные монетаристы опираются исключительно на проведение
жесткой политики по отношению количества денег в обращении. Часть
последователей этой школы считает, что чтобы сделать этот процесс менее
болезненным для экономики необходимо сочетать его с политикой доходов.
Последовательные монетаристы же отвергают подобную возможность, т.к. верят
в свободный рынок и считают, что политика доходов препятствует
рациональному распределению ресурсов, и экономика начинает “задыхаться”.
Ключевым пунктом монетаристской стратегии преодоления инфляции является установление ЦБ некоторого определенного темпа прироста денежной массы. Таким образом, банк как бы направляет инфляцию в более спокойное русло, появляется надежда, что резкого скачка цен не будет.
Провозглашая эту концепцию, монетаристы, тем не менее, видели ее недостаток. Размер денежной массы очень сложно установить, т.к. постоянно появляются новые типы платежных средств: платежные и кредитные карточки, новые типы банковских счетов и государственных ценных бумаг. Поэтому, сложно решить какие типы платежных средств следует включать в состав денежной массы и отдавать под косвенный контроль ЦБ.
Кейнсианская теория инфляции исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения как непроизводительного явления приводит к росту инфляции. Избавиться от этого негативного явления можно:
- стимулированием частных и государственных инвестиций;
- ограничением заработной платы.
Кейнсианцы видели способ разрешения инфляционных кризисов в активной политике государства. Именно государство призвано было обеспечить такой прирост инвестиций, который обеспечит прирост прибылей. Стимулировать потребление можно только после того, когда достигнута стадия инвестиционного насыщения.
Сам процесс государственного регулирования должен включать четыре
основных пункта. Таковыми являются: а). Денежно-кредитная политика. Она должна способствовать
экономическому подъему такими путями, как обеспечение достаточного
количества денег в обращении, предельное снижение процентной ставки. б). Расходы государственного бюджета. Кейнсианцы считали, что
бюджетная политика является главным инструментом государственного
регулирования, в том числе увеличения расходов на государственные
капиталовложения. в). Перераспределение государственных доходов. Согласно взглядам
кейнсианцев национальный доход должен распределяться в пользу классов с
наибольшими доходами, а также предпринимателей, осуществляющих
производственные капиталовложения. К тому же эта теория ни в коем случае не
рекомендует повышать шкалу заработной платы. Эти меры, предпринимаемые
государством, способствовали бы увеличению склонности к потреблению, и
следовательно, увеличению эффективного спроса.
Протекционизм.
Таким образом, создавая систему государственного регулирования экономики, основоположник этой теории во главу угла ставил спрос. Он считал, что в экономике всегда существует отложенный спрос в виде сбережений, а также пассивов. По Кейнсу сбережения должны превратиться в элемент эффективного спроса. И управлять этим спросом должно государство, используя инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Модель этого процесса предельно проста: центральный банк размещает займы, распределяет льготные кредиты. Одновременно проводятся государственные закупки товаров и услуг.
Теория Кейнса создавалась в период тяжелейшей депрессии. К тому же направлена она только на создание дополнительного спроса и не учитывает появления других возможных форм, связанных с развитием производства, инфраструктуры, изменением пропорций экономики. С точки зрения сегодняшнего дня государственное вмешательство в процесс подавления инфляции представляется правильным. Но само государственное вмешательство порождает ряд противоречий, основным из которых является возможное несовпадение интересов государства и собственников капитала в условиях свободы принятия хозяйственных решений.
Основополагающее отличие изложенных выше теоретических подходов к преодолению инфляции состоит в том, что сторонники монетаристской концепции и прежде всего М. Фридман отводят государству в этой области пассивную роль, в то время как кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство государства. Однако и кейнсианцы, и монетаристы сходятся в одном – в период инфляции необходимо придерживаться правила сокращения денежной массы в обращении, чтобы достичь умеренной инфляции.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные методы регулирования инфляции, наиболее часто используемые в практике. Все они в конечном итоге сводятся к управлению элементами совокупного спроса, совокупного предложения или факторами денежного обращения.
2 Инфляционный процесс в Российской экономике
2.1 Исследование особенностей развития инфляции в реальном секторе российской экономики
Теоретический аппарат изучения динамики цен в рыночной экономике исходит из предпосылки о жестких финансовых ограничениях для производителей и значит, их постоянном стремлении сформировать цены таким образом, чтобы они отражали равенство предельного дохода предельным издержкам. Изменение затрат или потребительского спроса воздействует на объем производства и цены таким образом чтобы оптимальное для производителя условие не нарушалось. В случае роста издержек ответной реакцией производителя становится повышение цен и снижение объема производства (модель инфляции издержек), а в случае роста потребительского спроса – увеличение объема производства и цен (модель инфляции спроса). И это правило соблюдается всеми предприятиями, что позволяет использовать для характеристики инфляционных процессов индекс потребительских цен, поскольку последний в силу неизменности правил ценообразования объективно отражает ценовые процессы во всех секторах национальной экономики.
Однако для переходной экономики справедливость подобной предпосылки представляется необоснованной. Это связано с тем, что при преобразовании плановой системы в рыночную, происходят изменения на микроэкономическом уровне. Происходит коренная трансформация мотиваций хозяйствующих субъектов как необходимого условия для создания нового механизма координации в экономике.
Важным элементом плановой системы была государственная поддержка предприятий, производящих убыточную продукцию, более того, ее выпуск даже планировался. Целью предприятий являлось не получение прибыли, достижение запланированных показателей сбыта. В результате они старались придерживаться неоправданного с точки зрения рыночной экономики объема сбыта (правее точки пересечения индивидуальных кривых спроса и предложения). Из-за высокой напряженности планов, в которые закладывались жесткие ограничения материальных ресурсов, необходимых для выполнения плана, в административной системе сложился несколько иной, чем в рыночном хозяйстве тип ограничений. Директивному хозяйству была присуща высокая жесткость ресурсного лимитирования, а не финансового.
Главным в процессе трансформации планового механизма в рыночный стало
отделения финансов государства от финансов предприятий. Общее сокращение
финансирования на макроуровне привело к обострению конкуренции на
микроуровне за право пользования внешними финансовыми ресурсами. Стоимость
их привлечения резко возросла. Непосредственным следствием этого должно
было стать сокращение убыточного производства. По опросу руководителей
предприятий на конец 1992г. – середину 1993г. хозяйствующие субъекты
осуществили переход, по крайней мере, формально к новой системе
лимитирующих их деятельность факторов. Опрос показал, что все меньше
директоров предприятий склонны считать факторами, ограничивающими их
деятельность, нехватку сырья, материалов и полуфабрикатов и все большее
количество руководителей признают ограничительную роль недостатка
финансовых средств. Однако создание формальных условий для возникновения
рыночного поведения предприятия еще не означает, что они функционируют
идеально согласно рыночным критериям. Объем выпуска убыточной продукции с
1990 до 1996г. возрос с 8% до 14%[7]. В этой ситуации можно предположить,
что субъекты экономики нашли способ, позволяющий нейтрализовать жесткость
финансовых ограничений, возникших после разрушения административной
системы. Таким инструментом являются низколиквидные денежные обязательства
предприятий, благодаря которым они имеют возможность приобретать
необходимые им комплектующие, оплата которых “живыми” деньгами
осуществляется далеко не всегда, а следовательно, изменение цен на них не
может оказать сколько-нибудь существенного влияния на уровень цен
продукции, производимой ими.
Взаимное кредитование предприятий в переходной экономике становится средством борьбы отечественных производителей за рынок. Они получают возможность увеличивать издержки, не увеличивая цен и при неизменном характере производства. Это нетипично для рыночных экономик: производитель, функционирующий при увеличивающихся издержках, вынужден сокращать их или закрывать производство. Взаимное кредитование предприятий российской экономики позволило сохранить им свою ориентацию на объем продаж как на главную цель своей работы.
При почти полном отсутствии у производителей мотивации к повышению цен
на их продукцию из-за возможного сокращения сбыта возникает вопрос о тех
факторах, которые в конечном итоге вызывают повышение цен на продукцию в
реальном секторе экономики. В этой связи можно выделить две группы
предприятий в экономике: находящиеся в условиях жестких спросовых
ограничений (большинство предприятий) и не испытывающие ограничений спроса
(естественные монополии и экспортоориентированные предприятия).
Предприятия первой группы придерживаются в основном модели поведения,
описанной выше. Важнейшим их приоритетом является сохранение сбыта
безотносительно к тем убыткам, которые могут быть с этим связаны.
Повышение цен в данной группе инициируется только спросом. Процесс же
повышения цен происходит следующим образом. Увеличение покупательной
способности конечных потребителей приводит к смягчению спросовых
ограничений для предприятий, замыкающих технологическую цепочку. Это
стимулирует последних к расширению сбыта и увеличению цен на продукцию в
пределах, соответствующих увеличению покупательной способности
потребителей. Такая сбытовая политика вынуждает предприятия, производящие
конечные продукты обращаться за дополнительными объемами комплектующих.
Чтобы стимулировать предприятия, производящие промежуточные товары,
наращивать выпуск конечные производители вынуждены либо предлагать более
высокую цену, либо увеличить объем “живых” денег в платежах. Процесс
увеличения цен таким образом захватывает всю технологическую цепочку. Так
продолжается до тех пор, пока весь “прибавок” ликвидности не распределится
между предприятиями согласно их неформальному положению.
При этом изменение цен на всех стадиях технологической цепочки зависит от повышения цен на конечную продукцию. Это связано с ориентированностью предприятий на сохранение сбыта. Причем эта установка действует на всех стадиях, т.к. прекращение работы одного предприятия повлечет за собой остановку всей технологической цепочки. Поэтому групповые интересы рассматриваются наравне с личными.
Таким образом, увеличение большинства цен в промышленности России представляет собой не инфляцию издержек в чистом виде, а эффект распространения на реальный сектор ценовых импульсов инфляции спроса.
Иная ситуация наблюдается на предприятиях второй группы, спрос на продукцию которых не только не сократился в ходе рыночной трансформации, но в ряде случаев даже возрос. Ввиду того, что спрос на их продукцию относительно неэластичен и увеличение цен на нее обычно не приводит к уменьшению выручки, такие предприятия могут выступать в качестве источника инфляции издержек. Однако таких процессов не наблюдается, что обусловлено значительной вовлеченностью этих предприятий в процессы взаимного кредитования.
Возможности данных предприятий увеличивать цены на свою продукцию ограничены нехваткой у потребителей ликвидных денежных средств. В результате повышение цен происходит в несколько иной форме, чем в рыночной экономике: в поступающих к предприятиям платежах увеличивается доля низколиквидных платежных инструментов.
Таким образом, в переходной экономике можно выделить три структурных
элемента инфляции: спросовая инфляция в потребительском секторе, открытая
инфляция в реальном секторе, вызванная изменением потребительских цен и
скрытая форма инфляции издержек в виде прироста задолженности предприятий.
Спецификой инфляции в переходной экономике являются две особые формы
реализации инфляции издержек. Первая отражает рост цен в реальном секторе
под воздействием факторов спроса и может рассматриваться как квазиинфляция
издержек. Вторая порождается на производствах, чья продукция является
“дефицитной” на внутреннем рынке, и проявляется в скрытой форме: увеличении
в обращении низколиквидных платежных средств, что выступает превращенной
формой инфляции издержек, т.е. рост задолженности предприятий.
Данные выводы подтверждаются статистическим материалом. В статье Н.
Райской, Я. Сергиенко и А. Френкеля “Исследование инфляционных процессов в
условиях переходной экономики” приводятся результаты исследования.
Последнее заключалось в том, что были построены взаимокорреляционные
функции между месячной динамикой потребительских цен, цен на промежуточную
продукцию и динамикой оптовых цен, т.е. цен производителей конечных
продуктов. Полученные в ходе исследования коэффициенты корреляции показали,
что цены на потребительском рынке и цены на основные производственные
ресурсы изменяются практически синхронно. Наличие временного лага от 1 до 4
мес. может быть объяснено неравным положением предприятий в рамках одной
технологической цепочки. Самое большое отставание в динамике цен
наблюдается в ценах на электроэнергию. Объяснением этому служит, очевидно,
то, что в отраслях естественных монополий преобладает административное
ценообразование, а также то, что электроэнергетика сильно зависима от
производителей. В свою очередь, цены на конечную промышленную продукцию
также не отстают от изменения цен на ресурсы, что подтверждается
полученными коэффициентами корреляции.
Во второй части исследования таким же способом получены данные, которые подтверждают факт влияния цен естественных монополий на рост взаимной задолженности предприятий, а не на уровень цен на конечной стадии доведения товара до покупателя.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Инфляция в переходной экономике России – сложное социально- экономическое явление. В этой связи нельзя с уверенностью утверждать, что оно вызывается только лишь монетарными или исключительно затратными факторами. В конечном итоге эти группы факторов оказываются взаимосвязанными. Рост денежной массы, обусловленный необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также возросшей потребностью хозяйствующих субъектов в деньгах (вследствие выросших цен), вызывает повышение уровня инфляции и ускорение ее темпов. Быстрое обесценение денег приводит к переориентации предприятий и отдельных граждан на расчет наличными средствами. Рост же удельного веса высоколиквидных активов в денежной массе, как известно из практики, подпитывает инфляцию.
В то же время растущие издержки производства в условиях финансового
ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между
ними. Возникает кризис неплатежей и увеличение количества низколиквидных
платежных средств в сфере обращения. Сфера обращения принимает безденежный
характер. Этот факт позволяет некоторым специалистам говорить о снижении в
переходной экономике значения монетарных факторов инфляции. Это
представляется не совсем верным. Поскольку кризис неплатежей означает
уклонение от уплаты налогов, недопоступления в бюджет и как следствие,
появление бюджетного дефицита – первопричины инфляции. Неплатежи придают
инфляции скрытый характер, т.к. сопровождаются ростом цен, с которыми
заинтересованным сторонам приходится считаться из-за безысходности.
Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и
включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается
вследствие роста денежной массы.
Возможен и другой вариант развития инфляции. При повышающейся
внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок,
отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги не растет, а
уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость
денежного обращения, что больше усиливает инфляцию.
Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в
развитии инфляционного процесса в экономике России.
2.2 Антиинфляционная политика в России
Антиинфляционная политика экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на подавление инфляции. Для этого же сначала необходимо выстроить “дерево целей” для сдерживания ее основных факторов.
Общеэкономические меры
Необходимо завершить начатые реформы предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем в целях формирования цивилизованной рыночной инфраструктуры.
Но реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем
невозможно без подъема национального производства. Поэтому первоочередной
антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем
оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных
проектах. Россия должна, во что бы то ни стало выбраться из “ловушки
ликвидности”, о которой говорил Кейнс. Мировая практика показывает, что
возможно добиться максимального привлечения капиталов из частного сектора
благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.
“Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций в экономику России” предусматривала рост доли
государственных инвестиций с 1,5 до 5%. Но жесткий контроль за ее
исполнением отсутствовал и за 6 лет не заработала ни одна схема по
поддержке инвестиций и НТП.
Важную роль в регулировании инвестиций должны сыграть комиссии по инвестиционным конкурсам, рассматривающие проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%)
Потенциальным источником инвестиций остается репатриация капиталов, переведенных за рубеж по нелегальным и легальным каналам.
Традиционно делается ставка на иностранные инвестиции. Но здесь Россия не может рассчитывать на их большой приток, т.к. во-первых, мало реально свободных капиталов ,во-вторых инвесторы обеспокоены социально- экономической обстановкой в стране и заняли выжидательные позиции, и в- третьих нас интересуют прямые вложения капиталов, а иностранные инвесторы предпочитают портфельные инвестиции.
Сдерживание финансовых факторов инфляции
Ключевое место в антиинфляционном регулировании должно занимать оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм бюджетного кризиса в России. Последний проявляется в неисполнении бюджета, секвестировании расходов незащищенных статей бюджета ради “пожарных” мер по выплате пенсий и заработной платы, нецелевом использовании бюджетных средств (предвыборная “черная касса”), слабом контроле за исполнением бюджета. С 1995г.в Росси преобладала политика по покрытию бюджетного дефицита, но за счет выпуска не денег, а государственных ценных бумаг, которые размещались как среди резидентов, так и среди нерезидентов. Это привело к тому, что Россия кроме внутреннего долга по ГКО приобрела и внешний.
Поскольку чрезмерный внешний и внутренний долг выступают факторами инфляции при отсутствии возможности для их погашения, то необходимо не только устанавливать, но и соблюдать его лимит.
После финансового кризиса 1998г. возникла необходимость к возврату к эмиссии денег в целях покрытия бюджетного дефицита. Поэтому встает необходимость соблюдения лимитов денежной эмиссии и установления возврата кредитов, выдаваемых государству ЦБ.
Неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита должна стать разумная налоговая политика. Последняя должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. В российской же налоговой системе сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющих уклониться от уплаты налогов.
Специфической для России мерой антиинфляционного регулирования является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. В этой связи актуальной задачей является нормализация денежных расчетов путем ликвидации задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем клиринговых многосторонних зачетов.
Регулирование денежных факторов инфляции
В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются
деньгами, поэтому диспропорции в экономике приобретают денежную форму.
Поэтому одним из элементов антиинфляционной политики является регулирование
эмиссии денег и скорости их обращения.
Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. “Коэффициент монетизации (М2/ВВП) составляет 12-19% (против 80-120% на Западе)”[8]. Для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты.
Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии,
очистить денежный оборот от суррогатов сомнительного юридического
происхождения и рассчитывать М2 с учетом реальных потребностей
хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Не менее важно
совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В нашей
стране велика доля наличных средств в обращении (30-40% против 5-10% на
Западе)[9]. Снижению потребностей оборота в наличных деньгах может
способствовать развитие различных платежных карточек, совершенствование
безналичных расчетов, выплата заработной платы через банкоматы.
В антиинфляционных мерах большая роль принадлежит также регулированию скорости обращения денежной единицы, т.к. ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии при прочих равных условиях.
Оздоровление банковской системы
Важным направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. С 1998г. деятельность крупных банков была парализована вследствие “замораживания” 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО. Это в свою очередь привело к кризису неплатежей в банковской системе, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства. Все средства хлынули на валютный рынок.
Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры, В итоге многие банки стали оказались банкротами, количество их сократилось в 2 раза.
Для восстановления платежеспособности банков ЦБ принял меры. В их числе проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательных резервов, стабилизационные кредиты, создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.
Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ РФ за деятельностью других звеньев банковской системы в целях ее ориентации на обслуживание реального сектора экономики.
Банкирам предстоит провести трудную работу по возвращению доверия вкладчиков особенно валютных. Для этого необходимо ввести реальные гарантии вкладов с учетом мирового опыта.
Регулирование цен и заработной платы
Эта мера – составная часть многофакторной политики по преодолению инфляции. Шоковая либерализация цен в 1992г. раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен. Предприятия- монополисты предпочитают увеличивать цены, а не расширять производство. Лишь с 1997г. наметился позитивный сдвиг в этом направлении. Под давлением государства произошло добровольно-принудительное снижение тарифов и ограничение роста естественных монополий.
Учитывая зарубежный опыт подобное регулирование необходимо
распространять и на другие сферы хозяйственной деятельности в сочетании с
регулированием заработной платы в целях сдерживания инфляции издержек.
Практика же России еще раз показала, что в условиях несовершенной
конкуренции рыночное регулирование цен недостаточно и должно дополняться их
государственным лимитированием.
Состояние фондового рынка
Оно также влияет на инфляционный процесс. На российском фондовом рынке особую опасность представляет пирамида ГКО, которая сравнялась с объемом денежной массы. Бесспорно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия дефицита госбюджета. Но в 1998г. выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 часть бюджетных расходов. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.
Выход российских правительственных облигаций позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам, но не было обеспечено применение этих денег для “латания” бюджета. И отсутствие реальных возможностей для погашения этих заимствований еще более усугубили кризис
Только с октября 1998г. росли торговые обороты и ликвидность на этом рынке. Проведены переговоры о реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам. Предстоит преодоление кризиса на фондовом рынке и налаживание контроля за его деятельностью.
Нейтрализация внешних факторов инфляции
Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику – все это открыло шлюзы для внешних факторов инфляции.
Снижение курса рубля стало активным фактором роста цен, т.к. импортные товары составляют половину потребительского рынка России. “Импортируемая” инфляция проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С расширение валютных прав граждане и юридические лица активно обменивают рубли на доллары. Практически это означает кредитование экономики США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков.
Долларизация экономики – объективный процесс в условиях, когда национальная валюта поло выполняет свои функции. Поэтому отменить хождение доллара невозможно. Но возможно и целесообразно ограничить его функции, оставив за ним функцию сбережения и накопления. Что касается функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа, то их должна выполнять национальная валюта. Поэтому, вместо фиксирования цен в условных единицах необходимо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и валютного рисков.
Для сдерживания “импортируемой” инфляции необходимо регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Безусловно предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат устоям рыночной экономики. Но в мировой практике преобладает регулируемое плавание валютного курса. Поэтому целесообразно восстановить валютный коридор с большей амплитудой колебаний курса рубля.
Инфляционным фактором является не только внутреннее “бегство” от рубля к доллару, но и внешнее “бегство” российского капитала за рубеж. Таким образом наша страна лишается одного из источников инвестирования.
Поскольку западные кредиторы угрожают арестовать известные им банковские счета должников, то настало время для разработки программы по сдерживанию бегства капиталов и их частичной репатриации. Программа сдерживания бегства капиталов за рубеж и их частичной репатриации должна включать меры против отмывания “грязных” денег(оставление части экспортной выручки за рубежом, контрабанда, уплата авансов по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты налогов в инвалюте и др.), а также меры против бегства капитала по легальным каналам (чрезмерное увеличение зарубежных активов российских банков, приобретение недвижимости за рубежом).
Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, принятие мер против долларизации экономики.
Разработка валютной стратегии страны предполагает установление
минимума золотовалютных резервов. В России на конец 1998г. они были ниже
международного стандарта их достаточности (размер трехмесячного импорта).
Источником пополнения золотовалютных резервов может быть скупка золота
государством у производителей.
В ряду мер антиинфляционной политики особое место занимает проблема урегулирования ситуации вокруг кредитов международных финансовых институтов. Установленные этими организациями высокие ограничения и условия для заимствования средств Россией снижает возможность использования этих заимствований для оздоровления денежного обращения. К тому же международные кредиты используются в основном для “латания” бюджетных дыр.
Разработка эффективного законодательства
Принятые в нашей стране законы обеспечивают лишь половину потребностей
экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности
необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением.
Законодательство должно быть рационально, устойчиво, не противоречиво,
вызывать доверие у предпринимателей и населения.
Восстановление доверия к рублю
Прописная истина гласит, сто доверие к правительству, выпускающему деньги во многом определяет и доверие к национальной валюте. Поэтому для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности в стране. И прежде всего необходимо повысить профессионализм управленческих структур, которые в недостаточной степени обладают методами регулирования рыночной экономикой с учетом мирового опыта.
Например, нигде, кроме нашей страны не принято в условиях инфляции реклама повышения цен, курса доллара, изменений в денежной системе, т.к. это ослабляет доверие к национальной валюте.
Сочетание государственного регулирования с рыночными механизмами
Как показал мировой опыт, инфляция может быть регулируемым и контролируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования в сочетании с рыночным. Как известно монетаризм, утверждающий, что рынок лучше осуществит экономическое регулирование, в чистом виде потерпел фиаско и ни в одной стране, кроме России не был возведен в ранг официальной доктрины. Его постулаты сочетаются с кейнсианскими методами регулирования.
2.3 Уровень инфляции и динамика цен на 2004 г.
В феврале 2004 г. темпы инфляции на потребительском рынке составили 1%, закрепив тенденцию снижения инфляции для аналогичных периодов предшествующих лет (в феврале 2002 г. – 1.2%, в феврале 2003 г – 1.6%).
Динамика инфляции на потребительском рынке
Основным фактором темпа роста потребительских цен в феврале 2004 г. стало повышение цен на платные услуги населению на 1.6%.
В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары составили 1.1%, изменив тенденцию роста последних трех месяцев (ноябрь 2003 г. - 1.24%, декабрь 2003 г. – 1.47%, январь 2004г. – 1.6%). На непродовольственные товары сохранилась тенденция медленного снижения темпов прироста цен до 0.4%.
Сравнительная динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка
Структура индекса инфляции в разрезе основных групп товаров и услуг за
январь-февраль 2004 г. изменилась по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года. Так, увеличился вклад в общую инфляцию роста цен на
продовольственные товары до 50% или 1.4 процентных пункта (за январь-
февраль 2003 г. – 46% или 1.9 п.п.), на платные услуги населению - до 39%
или 1.1 п.п. (за январь-февраль 2003 г. – 37% или 1.5 п.п.) и снизился - на
непродовольственные товары до 11% или 0.3 п.п. (за январь-февраль 2003 г. –
17% или 0.7 п.п.).
Вклад в инфляцию на потребительском рынке отдельных групп товаров и услуг
Уровень индекса базовой инфляции потребительских цен (БИПЦ) после повышения в сентябре и октябре 2003 года, с ноября 2003 г. плавно снижается. В феврале 2004 г. базовая инфляция составила 0.8% (при 0.9% в январе 2004г. и 0.9% в феврале 2003 г.).
Динамика базового индекса потребительских цен и денежного агрегата М2
Снижению темпов базовой инфляции способствовало ужесточение денежно- кредитной политики во II полугодии 2003 года и продолжающееся укрепление курса рубля, влекущее рост предложения импортной продукции.
В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары в основном, продолжали увеличиваться, что было связано с сохранением относительно высокого роста цен на хлеб и другие изделия из зерновых культур, ростом цен на муку на 6.6% (в январе 2004 г. – 2.9%), на макаронные изделия на 2.6%. На остальные продукты темпы роста цен были низкими (сохранились на уровне января) за счет высокой насыщенности товарных рынков.
Прирост цен на плодоовощную продукцию в целом незначительно превысил общее изменение цен на остальные продовольственные товары. В феврале 2004 г. отмечалось замедление динамики роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия до 3% (в январе 2004 г. - 4.5%).
Темпы роста цен на непродовольственные товары в феврале 2004 г. сохранились весьма низкими - 0.4%.
На большинство товаров повседневного спроса (одежда и белье,
трикотажные изделия для взрослых, обувь и др.) темпы прироста цен в феврале
2004 г. сохранились на уровне января 2004 г., составив 0.3-0.9%. Снижение
темпов прироста цен отмечено на моющие средства (0.4%), электротовары
(0.2%), медикаменты (0.4%).
Рост цен на платные услуги населению составил в феврале 2004 г. 1.6%,
что значительно меньше за аналогичный период 2003 г. (февраль 2003 г. -
4.2%). В феврале 2004 г. сохранились высокие темпы роста регулируемых
тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Средний рост тарифов на услуги
ЖКХ составил 2.8%.
В феврале 2004 г. заметно выросла плата за проезд в пригородном поезде
(на 4.3%). Увеличились темпы прироста цен на услуги дошкольного воспитания
– 4.4% (в январе – 2.7%).
В промышленности прирост цен производителей на внутреннем рынке в феврале 2004 г. составил 3.4%.
В отраслях естественных монополий после увеличения в январе 2004 года оптовых цен на газ для промышленных потребителей на 20%, тарифов на грузовые железнодорожные перевозки – на 12.6% и на электроэнергию, отпущенную с ФОРЭМ, - на 10%, в феврале и до конца 2004 года изменения этих цен и тарифов не будет.
По данным Федеральной службы государственной статистики, прирост
тарифов на электроэнергию, отпущенную для всех категорий потребителей, в
среднем по России составил 7%, в том числе для промышленных потребителей –
7.8%. Существенно выросли тарифы для льготных категорий - на 3.6% для
населения и на 9.1% для сельскохозяйственных потребителей.
Средний прирост тарифов в электроэнергетике составил 6.5%. Тарифы на теплоэнергию увеличились на 4.8%.
В остальных отраслях промышленности динамика цен была крайне неоднородной и неравномерной ввиду существенного влияния на ее характер динамики цен мировых рынков.
В феврале сохранилось увеличение темпов роста цен в отдельных энергоемких производствах – в промышленности стройматериалов (2.4%), в химической и нефтехимической промышленности (4.7%). Значительно увеличились темпы прироста цен швейной промышленности (4.1%) и мукомольно-крупяной промышленности (9.1%).
Сохранился с января 2004 г. значительный темп роста цен в легкой и пищевой промышленности (1,6-1.9%) и в машиностроение (2.1%), что в значительной мере связано с ростом цен на потребляемое ими сырье.
В нефтеперерабатывающей промышленности в феврале 2004 года цены продолжали снижаться в среднем на 1.2%.
В феврале 2004 года прирост тарифов на грузовые перевозки в среднем по
всем видам транспорта был нулевым (с начала года прирост тарифов составил
2.9%).
Прирост цен в капитальном строительстве в феврале 2004 г. составил
1.5% (с начала года – 2.0% против 1.5% за соответствующий период 2003
года).
Динамика цен в январе-феврале 2004 года в отдельных секторах экономики
[pic]
2.4 Сценарий развития российской экономики с 2004г.
Чиновники разработали новый сценарий развития российской экономики.
Авторы сценария из Минэкономразвития прогнозируют снижение инфляции
с 10% в 2004 г. до 8–9 % в 2005 г., 7–7,5% в 2006 г. и 5,5–6,5% в 2007 г.
Этого снижения власти собираются достигнуть за счет двух факторов –
ограничения роста тарифов естественных монополий и финансовой политики
Центрального банка.
Ежегодное снижение роста тарифов на электроэнергию и
железнодорожные перевозки действительно позволило правительству добиться
уменьшения инфляции. Подобная политика должна быть продолжена, если власти
хотят достигнуть обозначенных в сценарии целей. Тем не менее правительство
Михаила Фрадкова, похоже, собирается ее изменить. Впервые за последние
несколько лет чиновники поддались давлению “Газпрома” и хотят повысить
тариф на газ не на 20%, как решили еще в мае, а на 23%.
Тарифы на газ всегда были исключением из правила антиинфляционной политики. В то время как у других монополий потолок роста цен постепенно понижался (для РАО, например, 14% в 2003 г., 13% в 2004 г., 9,5% в 2005 г.), у “Газпрома” он был стабильным и высоким – 20%. Это объясняется стратегическим желанием властей увеличить внутреннюю цену на газ.
“Газпрому” мало этого исключения. Каждый год монополия требует значительно более высокого роста, чем 20%, ссылаясь на необходимость финансирования своей инвестпрограммы. Сложно сказать, почему менеджеры монополии не в состоянии составить инвестпрограмму, которая исходит из роста тарифов на 20%.
Но на этот раз им удалось убедить Минэкономразвития, что 20% – мало.
Тут же проснулись и остальные монополии, которые потребовали симметричного
роста своих тарифов, что может негативно сказаться на темпах инфляции.
Анекдотичен аргумент, которым “Газпром” убедил чиновников. Власти повысили налоги на монополию, изымая пресловутую природную ренту ради снижения налоговой нагрузки на остальные секторы экономики, а “Газпром” потребовал компенсации. Тем самым выплата природной ренты перекладывается на потребителей, ради которых она якобы изымается. Правительству следует быть более последовательным в выполнении собственных планов. Иначе неясно, зачем планировать.[10]
2.5 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 2003-2004год.
|Показатели |2003 год |2004 год |
| |февраль|январь-ф|февраль |январь-ф|Справочн|
| | |евраль | |евраль |о: |
| | | | | |январь |
|Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
|ВВП1 |106.8 |106.6 |108.7 |108.3 |107.9 |
|Объем промышленной |106.5 |105.7 |108.7 |108.1 |107.5 |
|продукции | | | | | |
|Инвестиции в основной |110.9 |109.5 |113.2 |113.4 |113.7 |
|капитал | | | | | |
|Инфляция, прирост в % (на конец периода) |
|Потребительские цены |1.6 |4.1 |1.0 |2.8 |1.8 |
|Цены производителей в |1.4 |1.8 |3.4 |7.8 |4.2 |
|промышленности | | | | | |
| |
|Номинальная начисленная |4700.9 |4699.4 |59922) |59622) |5932.2 |
|среднемесячная зарплата,| | | | | |
|в руб. | | | | | |
|Реальная зарплата, в % к|110.7 |110.4 |113.92) |113.02) |112.1 |
|соответствующему периоду| | | | | |
|предыдущего года | | | | | |
|Реальные располагаемые |116.8 |115.7 |110.32) |115.32) |121.1 |
|денежные доходы, в % к | | | | | |
|соответствующему периоду| | | | | |
|предыдущего года | | | | | |
|Федеральный бюджет, в % к ВВП |
|Доходы |16.9 |17.5 |15.9 |17.0 |18.2 |
|Дефицит(-), профицит(+) |0.6 |4.4 |-4.7 |2.2 |9.6 |
|Первичный профицит(+) |4.6 |7.3 |-1.6 |4.3 |10.7 |
|Деньги и кредит |
|Денежная масса (М2) |+4.0 |-0.5 |+3.41) |+3.41) |0.0 |
|(изменение за период), в| | | | | |
|% | | | | | |
|Обменный курс, в руб. за|31.6983|31.7550 |28.5154 |28.7204 |28.9253 |
|1 долл. США (средний за | | | | | |
|период) | | | | | |
|Индекс реального курса |101.2 |103.3 |101.9 |105.1 |103.1 |
|рубля к доллару США, в | | | | | |
|%1) | | | | | |
|Внешнеэкономическая деятельность, в млрд. долл. США |
|Экспорт товаров3) |9.8 |19.4 |11.91) |22.71) |10.8 |
|Импорт товаров3) |5.2 |9.9 |6.21) |11.41) |5.3 |
|Золотовалютные резервы |+3.787 |+5.268 |+2.328 |+9.380 |+7.052 |
|(изменение за период) | | | | | |
1)Оценка Минэкономразвития России
2) Предварительные данные
| 3)По методологии платежного баланса |
Заключение
В современном мире существует немало проблем, которые мы можем
со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Инфляция
как негативное явление распространяется на все сферы жизни общества,
затрагивая не только экономику России, но прежде всего российский социум.
Результатом этого влияния оказывается деградация общества. Нарушается его
нормальная структура. Огромные темпы роста цен привели к люмпенизации и
маргинализации больших слоев населения. Отсюда пораженческие настроения,
социальная напряженность, неприятие реформ и снова дальнейшая деградация
российского общества. В таком состоянии последнее не может стать опорой для
проведения последующих рыночных преобразований. Поэтому в последние годы
проблема борьбы с инфляцией обычно выдвигается правительством на первое
место.
Какие выводы можно сделать из данной работы?
Во-первых, исходя из причин инфляции, можно без особых затруднений ответить
на вопрос, реально ли вообще избавиться от этой глобальной проблемы? В
современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, ибо
невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:
1. значительная монополизация экономики;
2. структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обстоятельствами;
3. военно-промышленный комплекс;
4. долгосрочные инвестиции;
5. локальные войны;
6. государственный бюджетный дефицит и др.
Стало быть, остается одно: вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе говоря, более реально сделать инфляцию управляемой, а её уровень - умеренным.
Во-вторых, необходимо проводить твёрдую антиинфляционную политику со
стороны правительства и эффективных совместных действий Центробанка и
Минфина по связыванию излишней рублевой массы. А также, необходимость
сочетания рыночных методов регулирования инфляции с государственными, а
именно сочетание монетаристского подхода с кейнсианским. Поскольку
недостаточность только лишь рыночного подавления инфляции уже сполна себя
проявила в первые годы российских реформ.
В-третьих, за последние годы отмечена тенденция снижения уровня
инфляции начиная с 2003г. – 12% , планируется , что уровень инфляции за
2004г. будет составлять 10% и в перспективе тоже будет снижаться, в 2005г.
– 8-9%. На сегодняшний день, условно достигнут уровень умеренной
(ползучей) инфляции, т.е. в целом является безвредной и соответствующей
нормальному экономическому развитию, но масштабы ее приводят к
непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между
различными социальными группами.
Список используемой литературы
1. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования//ЭКО. – 1999. - №7.
2. Афанасьев М., Вите О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация//ВЭ.
- 1995. - №3.
3. Беккер А., Федорин В. Сценарий развития российской экономики с
2004г.//Ведомости. – 2004. - № 146(1186).
4. Белоусов Д., Клепач А. Монетарные и немонетарные факторы инфляции в российской экономике//ВЭ. - 1995.- №3.
5. Березина М. О взаимосвязи платежной системы и инфляции в
России//Финансы. - 1999. - №6.
6. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.:
Инфра -М, 1996.
7. Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л.
Макроэкономика.- С-Пб.: Экономическая школа. - 1994.
8. Дж.Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.: Дело. –
1999.
9. Гранвиль Б. Инфляция: высокая цена и никакой отдачи//ВЭ. - 1995. - №3.
10. Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика в России как многофакторный процесс//АБЖ. - 1998. - №11-12.
11. Райская Н., Сергиенко я., Френкель А. Исследоание инфляционных роцессов в условиях переходной экономики//ВЭ. – 1997 - №10.
12. Экономическая теория/Под ред. Булатова А. - М.: Бек, 1997.
13. Экономическая теория /Под ред. Камаева В. – М.: Владос,1999.
-----------------------
[1] Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.414
[2] Экономическая теория/Пол ред. Хаустова Ю. Воронеж: Издательство
Воронежского государственного университета, 1998г.,с. 465
[3] Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Макроэкономика.
С.-Пб.: “Экономическая школа”, 1994г.,с. 210.
[4] Экономическая теория/Под ред. Булатова А. М.: “Бек”, 1997г., с. 381.
[5] Дж. Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: “Дело”,
1999г., с.364.
[6] Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.415
[7] Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А. Исследование инфляционных
процессов в условиях переходной экономики//Вопросы экономики.
1997г.,№10,с.154
[8] Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный
процесс//Аналитический банковский журнал. 1998г.,№11-12,с.17
[9] Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный
процесс//Аналитический банковский журнал. 1998г.,№11-12,с.18
[10]“Ведомости” №146(1186) от 17.08.2004