КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
На тему:
"Инфляция в России: причины, характер, последствия. Антиинфляционная политика: теория и практика"
Калуга 2010
1. Инфляция
Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным.
Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития Российской экономики.
Словарь «Язык рынка» дает следующее определение: «Инфляция – процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся. «2) Словарь банковско-биржевой лексики определяет инфляцию как «чрезмерную экспансию денежной массы, сопровождаемую ростом цен и сокращением спроса. «3) «Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение», – так описывает этот термин толкователь русского языка С.И. Ожегов.
Суммируя все эти, в общем-то идентичные, определения, можно сказать, что инфляция – это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег – отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.
Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.
Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально – экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
В современном мире существует немало проблем, которые мы модем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция – одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т. к. появились новые и более сложные ее формы.
1.1 Инфляция в России
Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всё многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление.
Инфляция в экономике России возникла еще в 50-х – начале 60-х годов XX в. и была связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. С 1960 по 1988 г. стоимость рубля снижалась и составила 40 коп. к уровню 1960 г.
Начало 90-х гг. было ознаменовано проведением двух наиболее крупных акций Правительства:
а) повышение цен 2 апреля 1991 года;
б) либерализация цен 2 января 1992 года.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. – на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
Нагнетание инфляционной напряженности приходилось в основном на периоды, непосредственно предшествующие проведению вышеназванных акций. Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились, несмотря на проведенную в январе месяце этого года частичной конфискационной денежной реформы по обмену 50- и 100 – рублевых купюр. Временной лаг величиной в один месяц между Постановлением Кабинета Министров СССР о реформе розничных цен и моментом ее осуществления позволил наиболее полно реализовать себя накопленному неудовлетворенному спросу и самым худшим опасениям населения в отношении проводимой правительством денежной и ценовой политики. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен.
Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.
Момент проведения реформы значительно сократил темп роста инфляции, но сколько-нибудь кардинально не изменил ситуацию на потребительском рынке. В результате ее осуществления так и не было создано достаточно эффективных стимулов для расширения производства и услуг. Это объяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней, основывающейся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитных товаров цены не были повышены до равновесного, сформированного вольным рынком, ценового уровня. Это касалось таких товаров, как автомобили, бытовая электротехника и аппаратура, алкогольные напитки и др. Все это свидетельствует о том, что главной задачей предпринятой акции, если ее рассматривать вкупе с обменом денежных купюр крупного достоинства, было отнюдь не стимулирование производства потребительских товаров, а сокращение у населения избыточного денежного потенциала для того, чтобы свести лишнюю денежную наличность, находящуюся на руках у населения, по возможности, к наиболее меньшей величине.
Желание побороться с ростом цен при проведении реформы сильно нагнетало спрос в период, предшествующий этой акции, что привело к тому, что в послереформенный период резко сократился товарооборот. В натуральном выражении объем покупок населения в первом полугодии 1991 года сократился, по сравнению с дореформенным уровнем, на 50–60%. К середине мая запасы товаров в торговле выросли на 10 млрд. рублей. Это объяснялось не столько психологическим воздействием реформы на поведение потребителей, сколько накопленными в феврале-марте запасами товаров. Естественно для этого случая и неестественно для целей реформирования вновь стал активизироваться процесс образования избыточных сбережений из-за резкого сокращения текущих расходов.
Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть рынок. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992 г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу.
Пик инфляции в России пришелся именно на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).
Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.
Изучение динамики российской инфляции за три года после либерализации цен показывает наличие значительных «ножниц» в изменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.
Годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережали соответствующие индексы потребительских цен. Происходило это потому, что из сферы производства постоянно исходили особые импульсы повышения цен. Последние в свою очередь возникали по причине постоянного превышения индекса цен на ресурсы над индексом оптовых цен.
В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки производства последних, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В экономике возникает мультипликативный эффект возрастания издержек производства. В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется не только эффектом «ножниц» цен, но и «внешними» причинами, такими как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ. Таким образом, происшедший за годы реформ глубокий спад производства сыграл не последнюю роль в поддержании инфляции.
В период с 1992 по 1996 гг. основной задачей стабилизации обстановки в стране стало погашение инфляционных ожиданий населения и повышение доверия населения к рублю. Это было действительно необходимо, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась: 45% – инфляционными ожиданиями; 25% – повышением цен на топливо; 20% – увеличением совокупной денежной массы; 7% – удорожанием с/х продукции; 3% – прочими факторами.
Благодаря введению валютного коридора и других мер правительства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. – до 11%. До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.
За десятилетия господства командно-административной системы в нашей стране были созданы мощная промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью финансировались государством. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства государства.
Но доходная часть бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения, огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5–10% ВВП. Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне нерационально. Однако вместо реформ еще в 1995 г. был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпуск ГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетного дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов.
Вместо этого долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть «государственной финансовой пирамидой». И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса.
На этом фоне положительным фактором стало уменьшение бюджетного дефицита. Он был доведен до уровня (3,6% ВВП – в 1997 г., 5,5% – в 1998 г., 2,4% – в 1999 г.), приемлемого для Международного валютного фонда в качестве условия для предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестирования расходов и увеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетною дефицит – налоги, займы, инфляцию.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.
Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.
В 2000–2002 гг. темпы инфляции существенно снизились по сравнению с предыдущими двумя годами. Прирост потребительских цен составил 20,2 проц. в 2000 году, 18,6 проц. в 2001 году и 15,1 проц. в 2002 году против 36,5 проц. в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000–2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000–2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001–2002 гг. В 2002 году повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляцию повышающее давление оказывали также: значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий; рост издержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементов затрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.
Касательно оценки инфляции на 2004 г. большинство аналитиков говорят о превышении прогнозируемого уровня в 10%. Это подтверждают большинство монетарных структур РФ. Так 10 ноября Банк России последним признал очевидное: уровень инфляции в этом году будет выше прогнозного как минимум на 1%. С аналогичными заявлениями выступили также несколько представителей правительства. Но, по мнению экспертов, удержаться и в новых рамках – задача достаточно сложная, хотя и очень важная с политической точки зрения. О том, что уровень инфляции удержится в прогнозных рамках, вплоть до октября упорно твердили представители всех заинтересованных ведомств. И это несмотря на то, что ни в августе, ни в сентябре не произошло ожидаемой дефляции. Уже в октябре чиновники Минэкономразвития были вынуждены признать, что инфляция превысит 10% и составит 10.5–10.8%. Эксперты утверждают, что на ускорение инфляции в этом году повлияли краткосрочные локальные, а не фундаментальные факторы. Например, рост цен на мясо, хлеб, бензин. Динамика среднегодового уровня инфляции в России
Будут ли реализованы планы по сдерживанию инфляции в рамках 10.5–11%, пока сказать сложно. Проблема в том, что за январь-октябрь этого года рост цен уже составил 9.3% и в оставшееся время не должен превышать 0.5–0.7% в месяц. Что достаточно сложно, учитывая, что в ноябре-декабре инфляция традиционно удерживается на высоком уровне.
Однако некоторые экономисты зачастую не считают выход темпов инфляции за рамки прогнозов важным событием. ЦБ ежегодно прогнозирует инфляцию ниже реальных ожиданий экономических субъектов, скорее ориентируя своим прогнозом предприятия и население на долгосрочную перспективу, нежели предсказывая точные значения инфляции.
Уровень инфляции в 2004 году (январь-октябрь): 9,3%.
Уровень инфляции в 2003 году: 12%.
Подводя итог, можно выделить своеобразные черты инфляционного процесса в России, которые наряду с обычными формами проявляются в следующем:
1) нехватке платежных средств для товарно-денежного оборота;
2) неплатежеспособности государства, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Государство не оплачивает свои госзаказы, хозяйствующие субъекты нарушают денежные обязательства по сделкам, население задерживает и уклоняется в огромных масштабах от уплаты налогов. Регионы не выполняют своих обязанностей перед центром. Физические лица вовремя не получают зарплату, пособия, пенсии;
3) слабой собираемости налогов, вызванной не только уходом от обложения, но и обеднением определенных слоев населения и неполучением оплаты труда;
4) нарастании использования денежных суррогатов в обращении;
5) высоком уровне безработицы.
2. Причины возникновения инфляции в России
Специфика российской инфляции состоит в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.
Немонетарные причины:
1. Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы.
2. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса).
3. Малый экспортный сектор (в основном – сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.
4. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР.
5. Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП).
6. Инфляционные ожидания населения.
Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.
Монетарная причины:
1. Дефицит госбюджета.
2. На темпы инфляции влияет объем денежной массы. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары (сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.)
3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.
4. Особенность российской инфляции – временной лаг между проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен – с другой. С начала 1992 года до весны 1995 года его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага влияют уровень развитости финансовой системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики. В 1992 г. финансовая система России существовала в зачаточном виде. Поэтому ускорение роста цен произошло всего в течение трех месяцев. Уже в 1995 г. возникла более – менее развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело к тому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительского рынка гораздо дольше, задерживаясь на различных «этажах» финансовой системы, и лаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенно увеличился.
Традиционно инфляция определялась как переполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению с потребностями товарооборота, массой денег, отличных от золота и серебра. После второй мировой войны широкое распространение получило понятие инфляции как устойчивого повышения общего уровня цен. Переполнение каналов обращения обесценивающимися денежными знаками стало рассматриваться как одна из причин инфляции и получило название инфляции в результате избыточного предложения денег. Рост цен, обусловленный превышением платежеспособного спроса над предложением товаров, назван инфляцией со стороны спроса; вызванный увеличением издержек производства – инфляцией со стороны предложения.
Инфляция спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, и цены начинают расти.
Инфляция спроса обусловлена следующими денежными факторами:
милитаризацией экономики и ростом военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях и в результате денежный эквивалент, противостоящий ей, превращается в фактор, излишний для обращения. В нашей стране многими способами пытаются решить данную проблему – в основном, путем коммерческой продажи различных разработок оборонной промышленности;
дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие бюджетного дефицита происходит двумя путями: размещением гос. займов на денежном рынке или дополнительной эмиссией неразменных банкнот ЦБ. Использование последнего метода с 1 января 1995 года в России запрещено;
кредитной экспансией банков;
притоком иностранной валюты;
чрезмерными инвестициями в тяжелую промышленность.
Инфляция спроса может быть представлена следующим образом. Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые.
Разумеется, какими бы причинами ни был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемые фактическим объемом денежной массы. Другими словами, само по себе увеличение спроса порождает не столько инфляцию, сколько угрозу инфляции. И это становится проблемой для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинстве случаев – для государства (Правительства и Центрального банка). Если государство, с целью предотвратить грозящий спад производства, реагирует увеличением этого объема, то отсюда, собственно, и начинается инфляция:
в краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска;
в долгосрочном – только рост цен (инфляционная спираль).
Инфляция издержек – рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.
Инфляция издержек производства порождается неденежными факторами. Причины такой инфляции:
· снижение роста производительности труда, вызванное циклическими и структурными изменениями;
· расширение сферы услуг, большой удельный вес зарплаты по сравнению с производительностью труда, что ведет к росту цен;
· повышение оплаты труда под воздействием профсоюзов, что раскручивает инфляционную спираль;
· высокие косвенные налоги.
Инфляция издержек описывается следующим образом. При росте издержек производства (в расчете на единицу продукта) предложение при прежних ценах падает, что вызывает рост цен. При этом объем производства и занятость уменьшаются – признак недостаточного спроса. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на факторы производства и затем распространяется – в свою очередь, через повышение издержек – на конечный продукт.
Если в условиях инфляции издержек проводится политика смягчения ограничений роста денежной массы (в целях предотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно ожидать раскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса:
в краткосрочном периоде рост цен и реального выпуска;
в долгосрочном – только рост цен.
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.
К важнейшим инфляционным причинам роста цен также относят:
1. Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка», что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3. Отсутствие стремления к чистому свободному рынку и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).
4. «Импортируемая» инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
5. Инфляционные ожидания – возникновение «самоподдерживающегося» механизма инфляции. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
Исследования Кембриджской и Чикагской школ и их последователей исходят из первичности изменения количества наличных денег. Этот подход имеет давнюю традицию. В наиболее развитом виде теория количества денег в обращении представлена следующей триадой утверждений:
Издавна было известно, что баланс между количеством денег в обращении и выраженной в ценах товарной массой можно поддерживать множеством способов.
При малой величине обслуживающих товарооборот денег можно удерживать цены на высоком уровне. Это отмечал еще Джеймс Стюарт (1712–1780): «Пусть количество звонкой монеты в стране очень незначительно, но если существует реальная собственность того или иного рода и стремление владельцев ее к потреблению, то цены будут удержаны на высоком уровне при помощи меновой торговли, символических денег, взаимных платежей и тысячи других изобретений…».
Известное уравнение Кембриджской школы MV=PT, кроме цен Р, содержит еще два параметра, путем вариации которых экономика может приспособиться к изменению количества денег в обращении М. Это скорость обращения денег V и объем продаваемых товаров Т. Скорость обращения денег во многом зависит от состояния финансово-кредитной системы общества, возможности влияния на нее товаропроизводителей ограничены. А вот объем предлагаемых на внутреннем рынке товаров довольно эластичен. Его вариация и является одним из путей восстановления баланса между количеством денег в обращении и выраженной в ценах товарной массой. Именно через дополнительные затраты в производство и расширение на этой основе предложения товаров теория количества денег в обращении объясняет механизм снижения цен в ответ на увеличение денежной массы. При уменьшении количества денег вложения в производство сокращаются, и масштабы выпуска продукции падают, что обусловлено действием закона цен, требующего возмещения ценой издержек создания товаров.
Действительно, еще до того, как товар будет вынесен на рынок и получит рыночную цену, он уже имеет цену, которую стоило его производство. Если она выше рыночной, товаропроизводитель не возместит издержек производства. Невозмещение издержек производителям основной массы некоторого вида товаров неизбежно приведет к уменьшению общего объема выпуска продукции.
Уменьшать количество имеющихся в стране денег с целью заставить продавцов назначать цены ниже цен воспроизводства товаров – означает принуждать товаропроизводителей к суженному воспроизводству. Правда, при достаточном запасе накопленного капитала они могут, осуществив дополнительные затраты, перейти на прогрессивные технологии и сократить издержки производства. У российских товаропроизводителей после либерализации цен в январе 1992 г. таких накоплений не было, и капиталовложения в производство резко упали.
Работа в режиме суженного воспроизводства не устраняет необходимость реализации товаров по ценам, не меньшим, чем цены их воспроизводства. Последние при технологическом регрессе не могут снижаться, поэтому разрешение проблемы нехватки денежной массы без снижения цен и увеличения скорости обращения денег может пойти по двум направлениям. Либо товаропроизводители сворачивают выпуск продукции, поскольку он при данных ценах убыточен, либо находят не связанные со снижением цен и технологическим прогрессом способы возмещения затрат (экономия на оплате издержек, осуществление товарного обмена и продолжение производства без использования национальной валюты).
Опыт выживания российских предприятий после января 1992 г. выявил следующие основные пути реализации второго направления:
1. Работа на внешний рынок. Этот путь позволяет продавать продукцию по ценам, превышающим цены ее воспроизводства; организовать выпуск товаров на условиях толлинга, что дает экономию на издержках производства и обеспечивает гарантированный рынок сырья и сбыта изделий; с помощью иностранных партнеров обновить выпускаемую продукции и используемые технологии.
2. Сокращение масштабов производства при повышении цен. На этом пути предприятия экономят на переменных издержках производства и компенсируют уменьшение объемов выпуска ростом цен. Одновременное уменьшение размеров производства и вслед за ним предложения товаров позволяют увеличивать цены при отсутствии и даже убывании платежеспособного спроса.
3. Неплатежи за полученную продукцию и в финансово-кредитную систему. Неплатежи позволяют производить товары, не получая за них сполна, но и не оплачивая потребляемую продукцию. Первые устойчивые неплательщики в стране появились с началом так называемого «радикального этапа реформ», в феврале-марте 1992 г. К концу первого полугодия в их числе оказалось 80% государственных предприятий, и за полгода объем взаимных неплатежей в РФ увеличился в 82 раза. Неплательщиком было и государство: его задолженность по выплате только заработной платы, пенсий и пособий выросла с 1 апреля по 1 июня 1992 г. более чем в 3,7 раза. По оценке департамента валютного регулирования Центрального банка РФ, в 1995 г. неплатежами в России покрывалось около четверти товарооборота. Столь масштабное и длительное использование неплатежей позволяет рассматривать их не только как способ выживания экономических агентов в условиях острой нехватки платежных средств, но делает необходимым учет их величины при анализе денежной массы.
4. Осуществление товарного обмена с использованием платежных средств, отличных от национальной валюты. В качестве таких средств выступают некоторые товары и иностранная валюта.
Отмеченные способы снижения затрат относительно редко встречаются в экономике с отлаженным рыночным механизмом. Условия, в которых оказалась российская экономика в переходный период, породили массовое проявление описанной выше реакции производителей на повышение цен. В итоге попытки ограничения роста денежной массы с целью борьбы с инфляцией оказались неэффективными.
Сказанное не означает, что уменьшение денежной массы в принципе не способно сдерживать и снижать скорость инфляции. Оно, несомненно, может быть инструментом воздействия на инфляцию, когда последняя вызвана переполнением каналов обращения денежными знаками, когда есть стимулы и возможность осуществления технологического прогресса и когда реакция спроса и предложения товаров на изменение цен совпадает с принятой в традиционной экономической теории схемой. При этом не исключено существование и других условий, необходимых для практической реализации идей монетаризма в борьбе с инфляцией.
Экспертные оценки показывают, что от выпуска Центральным банком РФ денег в обращение до их поступления хозяйственным субъектам проходит максимум два – три месяца. Это дает основание весьма осторожно относиться к предположению о существовании содержательной связи между ростом цен и расширением денежной массы с лагом во времени свыше трех месяцев.
Основная причина неработоспособности идей монетаризма, причем не только в России, состоит не в том, что они, как обычно утверждают их сторонники, проводились непоследовательно, нерешительно и некачественно. Возможность реакции экономических субъектов на недостаток национальных платежных средств, которая наблюдалась в России и других странах, пытавшихся преобразовать экономику по рецептам Международного валютного фонда и Всемирного банка, заложена в основную формулу количественной теории денег.
Чтобы ее увидеть, достаточно расписать, из чего складывается количество предлагаемых для продажи на внутреннем рынке за национальную валюту товаров Т:
Т = запас продукции, предназначенной для использования в качестве товара, плюс объем предлагаемого для продажи импорта минус продукция, идущая на экспорт, товары, продаваемые на внутреннем рынке за иностранную валюту, и часть продукции, реализуемой на условиях безденежного обмена.
Все, что стоит со знаком минус, позволяет товаропроизводителям осуществлять продуктообмен и воспроизводство, не прибегая к услугам национальной валюты.
Классическая теория количества денег в обращении сосредоточилась на анализе влияния величины денежной массы на уровень цен, оставив без должного внимания взаимосвязь денежной массы с размером предложения товаров. Эта теория строилась при несформулированном явно допущении, что увеличение количества денег, влияя в основном на цены, не меняет объемы предложения товаров, и что скорость обращения денег достаточно стабильна. Но в реформируемых экономиках России, стран Африки, Латинской Америки, Восточной Европы эти допущения не выполнялись, и, естественно, декларированные результаты не были получены.
Следует также отметить, что увеличение денежной массы и вслед за ней размера платежеспособного спроса не гарантирует быстрого восстановления разрушенного производства и последующего роста объемов предложения товаров. За расширением платежеспособного спроса может последовать не наращивание объемов выпуска продукции, а все то же повышение цен.
Чтобы свернуть с пути роста цен при сокращении производства, требуется, с одной стороны, наличие системы, а не одного – двух рычагов сдерживания роста цен, необходимыми элементами которой, в частности, будут осуществляемая в рамках закона конкуренция, антимонопольное законодательство, общественный контроль за ценообразованием. А с другой стороны, ресурсы для капитальных вложений, стимулы и действенный механизм их эффективного применения, а также возможность и необходимость технологического прогресса.
Уравнение MV=PT содержит четыре параметра, и задание любых трех из них однозначно определяет четвертый. Сэр Джеймс Стюарт, работа которого вышла за 10 лет до знаменитой книги Адама Смита, был, по оценке К. Маркса, первым, кто поставил вопрос: определяется ли количество обращающихся денег товарными ценами, или товарные цены – количеством обращающихся денег? Сторонники теории количества денег в обращении полагают, что искомыми выступают цены, и обычно исследуют влияние увеличения денежной массы на уровень цен. Влияние цен на массу денег при этом специально не обсуждается.
Правительство России стало на практике применять выдвинутое теорией количества денег в обращении утверждение о том, что можно варьировать величину денежной массы и цены будут под нее подстраиваться. То, что и денежная масса должна подстраиваться под существующий уровень цен, учтено не было. Взаимообусловленность цен и денежной массы рассматривалась как односторонняя связь, идущая от количества денег к ценам.
Стремясь остановить инфляцию путем ограничения количества денег, правительство задерживало платежи по государственным заказам, выделение бюджетных средств на заработную плату и оклады занятых в государственном секторе, выплату пенсий. Когда денежной массы стало не хватать для обслуживания товарооборота, общество перешло на не связанные со снижением цен и технологическим прогрессом способы возмещения затрат – к экономии на оплате издержек, товарному обмену без использования национальной валюты. Частично на какое-то время это понизило обусловленный повышением цен рост спроса на деньги, но не остановило его. Повышение цен привело к увеличению эмиссии денег и расширению находящейся в обращении денежной массы.
Количество денег в обращении всегда стремится к равновесию с суммой цен вынесенных на рынки товаров. Поэтому с ростом цен должна, при прочих равных условиях, возрастать и наличная денежная масса. При этом скорость ее расширения замедляется при увеличении числа оборотов денег, развитии системы безналичных расчетов и сжатии объемов предложения товаров.
В результате нарушения нормальной работы финансово-кредитной системы в России и локализации товарных рынков скорость обращения денег не компенсировала потребность в увеличении их количества. Система безналичных расчетов оказалась неразвитой, кроме того, в условиях высокой неопределенности и неустойчивости общественно-политических и экономических процессов физические и юридические лица в России предпочли расчет за наличные. К тому же коммерческие банки и РКЦ чрезвычайно замедлили прохождение платежей, а сделки за наличные деньги давали шанс уклониться от уплаты налогов, которые также стали душить товаропроизводителей. Сокращение объемов производства и предложения отечественных товаров компенсировалось импортом. Неплатежи уменьшали доходы бюджета, содействуя росту его дефицита; покрытие последнего в известной мере осуществлялось за счет источников, стимулировавших инфляцию.
В результате действия всех этих факторов потребность в наличных деньгах не снижалась, а росла и приводила к расширению денежной эмиссии. Повышение цен на потребительские товары и услуги, тарифов на пассажирские перевозки, на тепло- и электроэнергию ведет к удорожанию стоимости жизни. Чтобы компенсировать стоимость жизни, работающие по найму добиваются увеличения оплаты труда. С января 1992 г. среднемесячная денежная заработная плата в народном хозяйстве России стремится догнать сводный индекс цен на потребительские товары и услуги, однако со временем разрыв между темпами их роста, рассчитанными нарастающим итогом, углубляется.
Дополнительная – обусловленная ростом стоимости жизни, а не увеличением объема, повышением качества и изменением структуры выпуска товаров, – оплата требует притока не обеспеченных соответствующей товарной массой новых денег, т.е. их эмиссии.
Сравнительный анализ сводного индекса потребительских цен на товары и услуги и темпов роста наличных денег в обращении с января 1991 г. по март 1995 г. показывает, что за взлетом потребительских цен неизбежно следует увеличение количества наличных денег в обращении, после которого каждый раз вновь повышаются цены.
Мощный импульс этому самовоспроизводящемуся процессу был дан «либерализацией» цен 2 января 1992 г. Анализ официальных данных Госкомстата показывает, что за 39 месяцев (январь 1992 г. – март 1995 г.) сводный индекс потребительских цен был выше индекса роста наличных денег в обращении в течение 24 месяцев, а индекс оптовых цен промышленности опережал рост денежного агрегата М2 на протяжении 26 месяцев.
Связь индекса цен производителей промышленной продукции с темпами роста денежной массы (денежный агрегат М2) аналогична взаимосвязи индексов потребительских цен и наличных денег в обращении. С января до июня 1992 г. цены производителей росли быстрее денежной массы, с июля по ноябрь расширение М2 обгоняло увеличение цен производителей, после чего цены вновь вышли вперед, потом опять скорость увеличения денежной массы была выше, и так далее. Словом, соотношение темпов роста рассматриваемых показателей в анализируемый период подобно движению маятника с затухающей амплитудой колебаний.
Объем промышленной продукции в России в сопоставимых ценах уменьшается с 1990 г. Сокращение производства при прочих равных условиях неизбежно влечет за собой уменьшение величины получаемой прибыли и денежных доходов работников. Однако при отсутствии ограничений на повышение цен есть возможность за счет их роста сдерживать на протяжении какого-то времени снижение денежных масс прибыли и заработков работающих. При этом в силу роста цен реальная покупательная способность этих денежных величин падает, поэтому поддержание или даже рост денежной величины ранее достигнутого уровня прибыли и заработков работающих оказывается сугубо номинальным и лишь создает иллюзию устойчивости.
Повышая цены при одновременном сокращении объемов выпуска продукции, товаропроизводители экономят на растущих вместе с ценами и устареванием технологий переменных издержках производства, закладывают в товарные цены рост постоянных издержек, увеличение размеров оплаты труда и желаемую прибыль. Более высокие цены сокращают платежеспособный спрос, что при отсутствии достаточного объема капитальных вложений и технологического прогресса стимулирует дальнейшее свертывание производства. Даже если рост цен не является первопричиной падения объемов выпуска, он его ускоряет. Снижение уровня производства и вслед за ним предложения отечественных товаров на внутреннем рынке способствует, при прочих равных условиях, повышению цен. В результате цепочка «сокращение объемов производства – повышение цен – сокращение объемов производства – …» развертывается во времени. Что и происходило в промышленности Российской Федерации в 1992–1995 гг. Опыт экономических преобразований в странах Восточной Европы также показывает отсутствие положительного влияния увеличения цен на темпы экономического роста.
Действующие в рамках международной группы «Адженда» ученые из Австрии, Венгрии, Германии, Индии, Италии, Словакии, Словении, США, Чешской республики отмечают, что «освобождение цен в условиях нынешних огромных диспропорций товаров и денежной массы вряд ли способно стимулировать рост производства продукции и ее распределение. Ввиду отсутствия устойчивых денег либерализация цен только увеличивает соблазн финансовых спекуляций и никак не способствует созданию новых ценностей».
Основными факторами, сдерживающими повышение цен и действующими в сторону их снижения, выступают технологический прогресс и платежеспособный спрос. Первый снижает средние издержки производства на единицу потребительной стоимости товара. Ограниченность же платежеспособного спроса сдерживает расширение масштабов продаж без адекватного размерам расширения и росту денежной массы снижения товарных цен. Результатом действия этих двух факторов является замедление темпов роста или даже снижение абсолютного уровня цен тех продуктов, выпуск которых растет.
Ни один из этих факторов в рассматриваемый период в России не действовал: происходил технологический регресс, а ограниченность платежеспособного спроса преодолевалась ростом неплатежей и задолженности (как внутренней, так и внешней).
Экономико-математические исследования взаимосвязи динамики цен и изменения физического объема валовых выпусков позволяют сформулировать следующие свойства рассматриваемой взаимосвязи.
1. Если цены на товары и удельные нормативы затрат на их производство не уменьшаются, сократить объем выпуска некоторого товара без уменьшения величины прибыли от его реализации можно, лишь увеличив его цену. При этом темп роста цены взаимосвязан с размером сокращения выпуска, зависит от величины; удельных материальных затрат на производство продукции, увеличения уровня оплаты труда и динамики цен других; товаров.
2. Если нормативы удельных затрат и / или величина денежной заработной платы повышаются, не уменьшающее размер прибыли фиксированное сокращение масштаба выпуска продукции достижимо лишь при более быстром, чем при неизменных нормативах и заработной плате, росте цены товара.
3. При неравномерном росте товарных цен может оказаться, что требуемое для поддержания прежнего объема прибыли увеличение цены некоторого товара приведет к убыточности производства других товаров. Это означает, что повышение цен и получение прибыли одной частью товаропроизводителей будет происходить одновременно с разорением другой их части.
Этот процесс мы и наблюдали в промышленности РФ: цены растут, объемы производства падают. При росте получаемой промышленностью прибыли, исчисленной в текущих ценах, абсолютно и относительно увеличивается число убыточных предприятий, происходит дифференциация производителей продукции.
Балансовая прибыль в промышленности выросла, доля убыточных в общем числе промышленных предприятий повысилась с 7 до 22,5%. В 1991–1995 гг. происходила дифференциация производителей промышленной продукции. Аналогичные процессы наблюдались и в других сферах производства.
Для реализации объема продукции, превышающего расчетный, да еще по более высоким, по сравнению с расчетными, ценам необходим больший платежеспособный спрос. При неизменной скорости обращения денег увеличение необходимой денежной массы может быть оценено величиной произведения скорости роста физического объема продукции и цен. Расхождение между необходимой для обслуживания товарных сделок и фактической денежной массой покрывается изменением скорости обращения денег и величиной задолженности предприятий и организаций.
Из сказанного следует важный для выработки политики экономического регулирования вывод. Поскольку в наших условиях повышение цен сопровождается не ростом, а падением объемов производства, не следует рассматривать дальнейшее увеличение цен в качестве средства стимулирования производства. При существующем ценообразовании они для этого либо принципиально не годятся, либо смогут работать лишь при определенных условиях, которые еще предстоит создать.
В любом случае на современном этапе основное значение имеют неценовые методы воздействия на структуру и динамику производства. И, видимо, не случайно промышленно развитые страны в последние годы менее активно применяют ценовое регулирование.
2.1 Характер инфляции в РФ
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. В нашей стране инфляционный процесс превратился в настоящее время в основное препятствие на пути поступательного развития экономики. По сути дела, инфляция стала в наших условиях формой выражения целого ряда явлений. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке.
Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к накоплению национальных денег, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты.
Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. В России последствия инфляции для социальной сферы были наиболее серьезными. Население СССР в основном не испытывало влияния инфляции на своем кошельке. Оказавшись в рыночных условиях и не имея при этом фактического опыта действий в условиях инфляции, россияне в большинстве своем потеряли значительную часть личных сбережений. За счет инфляционных процессов в России произошло обогащение небольшого слоя населения, владевшего более оперативной информацией и знаниями объективных экономических законов.
Негативное влияние инфляции на все стороны социально-экономического развития страны, на функционирование всех ее экономических и управленческих структур, на уровень жизни народа диктуют необходимость разработки и реализации антиинфляционной программы, которая включала бы меры по ограничению и преодолению инфляции, а также механизм защиты от инфляции различных звеньев экономики и защиты населения, в первую очередь, малообеспеченного.
Программа борьбы с инфляцией должна включать защитный механизм, который обеспечивал бы нормальное функционирование различных звеньев экономики в условиях инфляции и ограждал интересы населения. В этом механизме должны быть учтены и согласованы интересы всех звеньев и структур экономики в увязке с интересами населения. Например, система индексации издержек, цен и оценок основных и оборотных фондов предприятий и фирм должна быть увязана с индексацией заработной платы работающих. Такой механизм должен содержать определенные гарантии компенсации ущерба, возникающего в связи с инфляцией.
Однако мировая практика показывает, что размеры индексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег. Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивный характер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемого уровня.
Можно выделить три этапа в проводимой Банком России антиинфляционной политике в зависимости от используемых инструментов и методов её осуществления: 1992–1995 гг.; 1995 – сентябрь 1998 гг.; с 1998 гг. Для каждого из этих этапов характерны свои особенности в подходе к способам управления инфляционными процессами.
Первый этап можно представить как попытку внедрения в деятельность Центрального банка инструментов и методов управления денежным предложением и инфляционными процессами. Вряд ли в рассматриваемый период можно говорить о систематичном, целенаправленном и эффективном антиинфляционном регулировании. Начиная с 1990-х годов, Банк России с одной стороны, осуществлял финансирование дефицита бюджета через эмиссию, кредиты правительству, покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении, предоставлял централизованные кредиты экономике для стимулирования её развития, с другой, проводил жесткую ограничительную денежно-кредитную политику. Непоследовательная политика Центрального банка в сфере денежного обращения и кредита усугубляла и без того кризисное состояние экономики.
В 1995 г. с принятием новой редакции федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» начинается новый этап денежно-кредитного регулирования Банка России. Именно в 1995 г. происходят серьезные изменения в приоритетах, ориентирах и инструментах денежно-кредитной политики. Одновременно происходят изменения в механизме и инструментах осуществления антиинфляционной политики. Официально были определены цели и задачи деятельности Центрального банка РФ, приоритетные инструменты денежно-кредитного регулирования: переучет векселей, операции на открытом рынке, операции междилерского РЕПО, рефинансирование. Важным шагом в преодолении инфляционных процессов стало положение, согласно которому Центральному банку запрещалось предоставлять прямые кредиты правительству и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Таким образом, был перекрыт один из основных источников инфляционного давления на экономику.
В качестве основного направления денежно-кредитной политики в этот период Банк России выделил ограничение спроса для недопущения возможности раскручивания инфляционной спирали за счет инфляции спроса. При этом предусматривалось, что правительство предпримет меры по регулированию цен на продукцию естественных монополий для недопущения развития инфляции по спирали «издержки – цены». Основными задачами, вставшими перед Центральным банком в этот период, были обеспечение экономики деньгами в количестве, соответствующем достижению официально установленных целей по инфляции и производству реального ВВП, а также стимулирования инвестиционной активности в экономике.
Кризис 1998 г. положил начало нового этапа в развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились и подходы к антиинфляционному регулированию. Прежде всего, претерпела изменения система предложения денег Центральным банком. Основным каналом предложения денег в 1999 г. становится эмиссионное финансирование бюджета, а с 2000 г. – покупка иностранной валюты у экспортеров. Следует признать, что у Центрального банка по-прежнему отсутствует система управления денежным предложением. Используемая Банком России система управления денежной массой, опирающаяся на валютные интервенции и депозитные операции, не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей. Последняя определяется на сегодняшний день не столько политикой Банка России, сколько состоянием платежного баланса и бюджетных расходов, а набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые используются Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. Для управления инфляционными процессами Центральный банк, по сути, использует сегодня два монетарных режима: монетарное и инфляционное таргетирование.
Инфляционное таргетирование позволяет добиться стабильности цен и является важнейшим фактором экономического роста. Суть инфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банком прогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемыми значениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражает величину корректировки денежно-кредитной политики.
2.2 Последствия инфляции в России
При инфляционном таргетировании необходимо выполнение двух главных условий: первое условие – Центральный банк должен быть достаточно независимым, вследствие отказа от фискального доминирования; второе условие – отказ от таргетирования других экономических показателей. Кроме того, необходимо разработать методологию прогноза инфляции, подобрать инструментарий и определить степень его эффективности. Сегодня главными задачами финансовых органов России является сбор налогов и выплаты по внешнему долгу. Кроме того, наблюдается конфликт лоббирования целей – увеличение доходов населения, снижение инфляции, стабилизация курса рубля, увеличение ВВП, развитие банковской системы. Трудности при использовании валютного таргетирования заключаются в выборе ориентира инфляции в среднесрочной перспективе, что в современных российских условиях является довольно тяжелой задачей, ввиду наличия некоторой неустойчивости отечественной экономики.
Необходимо также отметить, что одним из препятствий является административное и государственное регулирование цен – Центральный банк должен оперативно корректировать инфляционный прогноз с учётом изменения цен, величину которых частично определяет государство. Использование механизма таргетиования в рамках долгосрочной перспективы будет наиболее эффективным лишь в условиях стабильной рыночной экономики, уровня инфляции менее десяти процентов, отсутствия внешних долгов, эффективной системы налогообложения, развитой банковской системы, эффективного и устойчивого производства.
Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
• оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
• разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
• усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
• изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
• стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
• совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
• формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;
• восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
• создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
• изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
• стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.
Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.
Одним из направлений регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика «слабого» рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.
В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам. В результате, поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.
В связи с вышеизложенным, основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики.
3. Антиинфляционная политика России
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
– сокращение инфляционного потенциала
– предсказуемость динамики инфляции.
– снижение темпов инфляции
– стабилизация цен
Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.
3.1 Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией
Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:
– Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
– Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
– Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.
– Таргетирование инфляции – установление целевых показателей. Получило в последние 5–6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.
Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:
– Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.
– Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.
– Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.
Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.
3.2 Политика цен и доходов
Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.
3.3 «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы
Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1–1,5%).
Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.
Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.
При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию – прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в годовом исчислении.
Месячные темпы прироста потребительских цен при переходе от централизованно управляемой к рыночной экономике в условиях шоковой терапии и градуирования.
Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защи-тить население от обнищания.
Заключение
Инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы – преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.
Как свидетельствует мировой опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплекса рыночных и государственных методов.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Специфическое для России направление регулирования инфляции – преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется. Регулирование денежных факторов инфляции – эмиссии денег и скорости их обращения – непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом критериев качества жизни активного населения, но и другие показатели.
Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.
Список литературы
Амосов А.Н. Особенности инфляции. М.: 2006
Булатов А.С. Экономика. М.: 2004
Волков В.Н. Финансовый кризис в России. Кемерово: 2005
Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: 2003
Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.: 1980
Красавина Л.Н. Регулирование инфляции. М.: 2005
Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: 2008
Лушин С.М. Проблема инфляции. М.: 2003
Макконел К., Брю С. Экономикс. М.: 2004
Сажина М.А. Чибрикова Г.Г. Основы экономической теории. М.: 2007
Самуальсон П. Экономика. М.: 2000
Сергиенко О.Д. Денежная масса и инфляция. М.: 2004
Слепов В.А. Финансы и цены. М.: 2003
Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. М.: 2002
Хейне П. Экономический образ мышления. М.: 2005
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: 1999
Шагинян Г.А. Общая экономическая теория. Ростов-на-Дону: 2001
Эклунд К. Эффективная экономика. М.: 2004
Курс экономической теории. Под ред. Киселевой Е.А. Киров: 1999
Финансы. Денежное обращение. Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: 2003