План
Введение
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия.
1. Понятие рентабельности.
2. Система показателей рентабельности.
2. Анализ показателей рентабельности производства в ОАО Гайский завод
«Электропреобразователь» за 1999-2001г.
3. Методы повышения рентабельности предприятия. Ликвидации убыточности и малорентабельности.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, используя финансовую отчетность ОАО Гайского завода « Электропреобразователь » .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО Гайского завода «Электропреобразователь»;
- дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
- сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ОАО
Гайского завода « Электропреобразователь ».
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия.
1.1. Понятие рентабельности.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности.
Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от
нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель
экономической эффективности производства на предприятиях, который
комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных
ресурсов.
По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса .
Рентабельность бывает следующих видов :
а) общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле :
П * 100
R = Оф + Об
( 1.3 ) где R – уровень рентабельности , %
Р - прибыль
Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов
Об - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств б) фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой
прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных
фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных банком.
Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из
их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным
платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не
отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся
предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.
Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.
в) расчетная рентабельность представляет собой , отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым'' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:
( О – С ) (100
R = C
( 1. 4 ) где R – уровень рентабельности , %
О – оптовая цена предприятия на изделия
С – полная себестоимость изделия.
Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:
Ф Rф
Rм = С – М
( 1. 5 )
где Rм – расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат
Ф – производственные фонды отрасли
Rф – норматив рентабельности к производственным фондам
С – М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.
Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
1.2 Система показателей рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной
среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при
проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния
предприятия. При анализе производства показатели рентабельности
используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал
(собственные средства + долгосрочные обязательства) ; акционерный
(собственный) капитал :
[pic]
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
[pic][pic]
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
[pic]
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,
[pic]
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного
([pic]) и отчетного ([pic]) периодов. Например, рентабельность продукции по
прибыли от реализации
[pic];
[pic]; или
[pic];
[pic];
[pic],
где - [pic] -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
[pic]- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
[pic]- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
[pic]- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
[pic]
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
[pic]
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
[pic]
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
[pic]ЧПДС -чистый приток денежных средств
[pic]
Данные показатели дают представление о степени возможности
предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными
средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока.
Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств,
широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она
приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие
платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
2. Анализ показателей рентабельности производства в ОАО Гайский завод
«Электропреобразователь» за 1999-2001г.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия ОАО « Электропреобразователь » в целом, доходность производственной , предпринимательской , инвестиционной деятельности , окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль , характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Рассмотрим динамику показателей рентабельности за три анализируемых года , которые представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Динамика показателей рентабельности в ОАО
« Электропреобразователь » за 1999 – 2000 гг , %.
|№ п|Показатели |1999 г .|2000 г .|2001 г .|0тклонение |
|/ п | | | | | |
| | | | | |2000 |2001 |
| | | | | |1999 |2000 |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1 |Прибыль от реализации |3145 |1732 |4289 |- 1413|2557 |
|2 |Себестоимость |28580 |38113 |69478 |9533 |31365 |
| |реализованной продукции | | | | | |
|3 |Выручка от реализации |31725 |39845 |73767 |8120 |33922 |
|4 |Среднегодовая стоимость |50647 |50641 |50642 |- 6 |1 |
| |капитала | | | | | |
|5 |Балансовая прибыль |3434 |2201 |3493 |- 1233|1292 |
|6 |Рентабельность |11,0 |4,54 |6,17 |- 6,46|1,63 |
| |производства | | | | | |
| |
|Продолжение таблицы 2. 11 |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|7 |Рентабельность продаж |9,91 |4,35 |5,81 |- 5,65|1,46 |
|8 |Рентабельность капитала |6,78 |4,35 |6,9 |- 2,43|2,55 |
Как было отмечено выше, рентабельность хозяйственной деятельности характеризует норму возмещения, или вознаграждения, на всю совокупность источников, используемых предприятием. Поэтому анализ хозяйственной деятельности ОАО « Электропреобразователь » станем осуществлять с расчета уровней рентабельности производственной деятельности .
Рентабельность производственной деятельности исчисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.
Уровень рентабельности производственной деятельности исчисляется в
целом по предприятию и видам продукции и зависит от трех основных факторов
: изменения структуры реализованной продукции , ее себестоимости и средних
цен реализации .
Способом цепных подстановок произведем расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию , и полученные данные внесем в таблицу 1.2 .
Таблица 1.2
Результаты факторного анализа общей рентабельности в
ОАО « Электропреобразователь» за 1999 – 2001 гг , % .
|Показатели |1999 г . |2000 г . |2001 г. |
|А |1 |2 |3 |
|Изменение рентабельности за счет : |6,7 |1,49 |- 0,18 |
|Структуры реализованной продукции |- 0,1 % |0 |+ 0,01 % |
| |
|Продолжение таблицы 2. 12 |
|А |1 |2 |3 |
|Удельного веса рентабельных видов |0 |0 |0 |
|продукции | | | |
|Средних цен реализации |+ 1,4 % |0 |+ 59,13 % |
|Себестоимости реализованной продукции |+ 5,4 % |+ 1,49 % |- 59,32 % |
|Общая рентабельность |+ 6,7 % |+ 1,49 % |- 0,18 % |
Полученные данные свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности в 1999 и 2000 годах перевыполнен , а в 2001 году наоборот не довыполнен на 0,18 % . Перевыполнение плана произошло в 1999 году за счет повышения среднего уровня цен на 1,4 %, в 2001 году – 59,13 % . Рост себестоимости реализованной продукции вызвал повышение уровня рентабельности в 1999 году на 5,4 % , в 2000 году на 1,49 % .А в 2001 году рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 59,32 %.
Проанализировав общую рентабельность производственной деятельности ОАО « Электропреобразователь » проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции . Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции .
Производство данного предприятия направлено в основном на выпуск различных видов трансформаторов . Поэтому для данного анализа возьмем три основных вида , так как они занимают наибольший удельный вес в выпуске товарной продукции .
Определив влияние этих факторов , полученные данные внесем в таблицу
1.3.
Таблица 1.3
Рентабельность отдельных видов продукции
ОАО « Электропреобразователь » за 1999 – 2001 гг.
|Вид |Цена единицы |Себестоимость |Рентабельность, % |
|изделия |продукции |единицы продукции | |
| |план |факт |план |факт |план |факт |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Прибыль от реализации |1066 |3145 |1080 |1732 |2834 |4289 |
|Внериализационные |+ 18 |- 25 |- |- 218 |- |- 276 |
|финансовые результаты | | | | | | |
|Сумма балансовой прибыли |1084 |3434 |1436 |2201 |2899 |3493 |
|Среднегодовая сумма |50728 |50647 |50647 |50641 |50641 |50642 |
|основного и оборотного | | | | | | |
|капитала | | | | | | |
|Объем реализации продукции |25079 |28580 |35875 |38113 |43150 |44573 |
|в оценке по плановой | | | | | | |
|себестоимости | | | | | | |
|Коэффициент оборачиваемости|0,49 |0,56 |0,71 |0,75 |0,85 |0,88 |
|капитала | | | | | | |
|Расчетная потребность в |- |57809 |- |53806 |- |52311 |
|основном и оборотном | | | | | | |
|капитале | | | | | | |
Используя данные таблицы 1.4 сделаем расчет влияния факторов на
уровень рентабельности инвестированного капитала ОАО
«Электропреобразователь», и полученные данные внесем в таблицу 1.5 .
Таблица 1.5
Результаты факторного анализа рентабельности инвестированного капитала в ОАО « Электропреобразователь за 1999 – 2001 гг.
|Показатели |1999 г. |2000 г. |2001 г. |
|Изменение рентабельности за счет : |4,68 |2,22 |1,48 |
|Структуры реализованной продукции |- 0,09 |+ 0,01 |0 |
|Средних цен реализации |+ 5,54 |0 |+ 0,16 |
|Себестоимости реализованной продукции |- 2,11 |+ 1,08 |+ 2,62 |
|Финансовых результатов |+ 0,5 |+ 0,87 |- 1,52 |
|Ускорения оборачиваемости капитала |+ 0,84 |+ 0,26 |+ 0,22 |
Данные расчеты таблицы 1.5 позволяют сделать вывод о том, что лишь
благодаря повышения ускорения оборачиваемости капитала в 1999 году план по
уровню капитала выполнен .Положительно повлияли также внериализационные
финансовые результаты на 0,5 % и повышение цен на 5,54 % . Повышение
себестоимости продукции привело к снижению доходности капитала на 2,11% .
На увеличение доходности капитала в 2000 году на 2,22 % положительно
повлияли все факторы - это и структура реализованной продукции на 0,01 % ,
ускорения оборачиваемости капитала на 0,26 %, внериализационные финансовые
результаты на 0,87 % . Уровень рентабельности капитала в 2001 году составил
1,48 % , в том числе за счет , повышения цен товарной продукции на 0,16 % ,
снижения себестоимости товарной продукции на 2,62 %, ускорения
оборачиваемости капитала на 0,22%. Отрицательно сказалось на доходности
капитала снижение внериализационных результатов на 1,52 % .
3. Методы повышения рентабельности предприятия. Ликвидации убыточности и малорентабельности.
Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние
внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и
ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции,
прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в
тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь
этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:
|Объем продукции в| | | | |
|стоимостном | |Объем продукции в | | |
|выражение (N) |= |физических единицах(q)|[p|Цена единицы продукции(Ц)|
| | | |ic| |
| | | |] | |
|Затраты на | |Объем использованных | | |
|производство в |= |ресурсов( в |[p| |
|денежном | |натуральном |ic|Цена единицы ресурса(С) |
|выражение(S) | |выражение)(z) |] | |
|Доходность | |Производительность |[p|Возмещение затрат в цене |
|(N/S) |= |ресурсов (q/z) |ic|продукта (Ц/С) |
| | | |] | |
|Прибыль (N-S) |= |Объем продукции в | |Затраты на производство в|
| | |стоимостном выражении |- |денежном |
| | |(q[pic]Ц) | |выражении(z[pic]C) |
Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью ( дефлятором ) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.
Имеем :
[pic] или в развернутом виде
[pic],
где J- индекс роста соответствующего показателя;
1;0- означают что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.
Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок
[pic],
Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности
[pic]
В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями
[pic].
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств ( машин, оборудования и т. д.)
Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его
производственной деятельностью) является .анализ безубыточности. Целью
анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
. Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?
. На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?
. Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?
. И т.д.
Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.
Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских предприятий:
• Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.
• Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности
погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных
вложений.
• Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.
• Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.
• Анализ эффективности использования имущества.
• Оценка рискованности деятельности предприятия.
• Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.
Заключение
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.
Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Список использованной литературы
1. Финансы предприятий. А.Д. Шеремят, Р.С. Сайфуллин, - М. : ИНФРА, 2002г.
2. Финансы предприятий. Под редакцией проф. Колчиной Н.В.- М.: Изд-во
ЮНИТИ, 2001г.
3. Справочник финансиста предприятия.- М.: ИНФРА- М,1999г.
4. Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. –
М.: Финансы и статистика,1998г.
5. Клецкий В.И, Страх И.В. Прибыль в хозяйственном механизме, - Минск,
1986г.
6. Финансы ( учебное пособие) под редакцией Ковалева А.М.- М.: Изд-во
Финансы и статистика 1999г.
7. Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.:
ЮНИ-ГЛОБ, 1992г.
8. Справочник финансиста предприятия.-2-е изд. доп. и перераб.-М.:ИНФРА –
М, 1999.-559с.
9. Верещака В.В. Экономический анализ финансового положения предприятия
// Экономист.-2000.-№12.- 12с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд,-
Мн.: ИП «Экоперспектива»; «Новое издание», 1999.-498 с.
11. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред.проф.
Н.А.Сафронова.- М.: Юристъ, 1998.-584с.