Содержание:
I. Cоциально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета._____________________________________________стр. 2
1. Социально-экономическая сущность бюджета государства____________________________________________стр. 2
2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета_______________________________________________стр. 5
II. Денежные доходы предприятий, и финансовые результаты их деятельности_________________________________________стр. 8
III. Расчётно-аналитическое задание _______________________стр. 11
IV. Список литературы ___________________________________стр. 12
I. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета.
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходов.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.
Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) –
главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные
отношения, опосредствующие процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается
Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет
мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично
доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на
содержание органов государственного управления, финансовую поддержку
бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание
государственных материальных и финансовых резервов и другие.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решаящих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Основными функциями бюджета являются:
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения
национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30%
ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального
перераспределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее
рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и культуры
на всей территории России, включая республики, края, области, районы.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным имструментом
регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения
эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым
отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной
промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка
связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.
Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая
политика путём применения соответствующего налогового механизма.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных
средств. Культура в широком смысле – один из центральных компонентов
экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей –
главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты
– поддержка наименее защищённых слоёв населения (пенсионеров, инвалидов,
студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений
здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены
гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводится
активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально
слабых слоёв населения, обеспечено эффективное использование денежных
средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.
В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:
1) удержать экономику от спада производства;
2) обеспечить финансовую стабилизацию;
3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
5) укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным использованием государственных расходов;
7) усилить контроль за величиной государственного долга.[1]
2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам в целях обеспечения полноты поступлений
доходов от уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации
разъясняют следующее.
Доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации
формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством
Российской Федерации.
Налоговым законодательством Российской Федерации установлена
исключительно денежная форма исполнения налогоплательщиком обязанности по
уплате налогов и сборов.
Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации формирование
доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации
осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов.[2]
Виды доходов бюджетов:
1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
4. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы.[3]
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
- по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
- по функциональному назначению – на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и другие. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и капитальный ремонт.
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения – резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.
Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:
- Общегосударственное управление (обеспечение деятельности Президента
РФ, федеральных органов власти и их территориальных органов);
- Функционирование федеральной судебной системы
- Осуществление международной деятельности
- Национальная оборона и обеспечение безопасности государства
- Фундаментальные научные исследования
- Исследование и использование космического пространства
- Обслуживание и погашение государственного долга
- Проведение выборов и референдумов РФ
- Прочие расходы
II. Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их деятельности.
Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности предприятия за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для: определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода; разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности; разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на: основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия); финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.); чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:
Показатели доходов и прибыли:
чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка
от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов,
возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является
реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки
рентабельности предприятия;
валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом
производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель
позволяет анализировать эффективность производственной деятельности
предприятия;
прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или
операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по
управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов
по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по
финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить
прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких
источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием,
операции с иностранной валютой и др.
прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной
хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
чрезвычайные прибыли;
прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода
от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или
отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями
бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли –
показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период.
Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать
информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате
его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды.
После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты
налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым
законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это
бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;
чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях
рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия.
Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых
рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие
места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.
III. Рассчитать налогооблагаемую и чистую прибыль предприятия и направления её использования.
Расчётно-аналитическое задание выполнено в виде аналитического отчёта о прибылях и убытках на примере ОАО «Уренгоймонтажпромстрой», сотрудником которого я являюсь. Основная деятельность общества – промышленное строительство.
IV. Список литературы:
1. П.р. Дробозиной Л.А. – «Финансы, денежное обращение, кредит», М.,
«ЮНИТИ», 1997 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ.
3. Мазур И.И. – «Реструктуризация предприятий и компаний», М.: Высшая школа, 2000 г.
4. Терехин В.И., Моисеев С.В. – «Финансовое управление фирмой»,М.:
«Экономика», 1998 г.
5. П.р. Дробозиной Л.А. – « Общая теория финансов», М.: «ЮНИТИ», 1995 г.
-----------------------
[1] П.р. Дробозиной Л.А. – «Финансы, денежное обращение, кредит», М.,
«ЮНИТИ», 1997 г.
[2] Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 08 сентября 2000 г.№№ 83н, БГ-
6-09/723 «О не денежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и
сборов»
[3] Статья № 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998
года № 145-ФЗ.