Контрольная работа по дисциплине “Финансы”
Тема: Управление финансами
1. Раскрыть сущность понятия “финансовый механизм” в управлении финансами
Финансовый механизм является неотъемлемой частью системы управления финансами. Посредством финансового механизма обеспечивается организация финансовых отношений. Финансовые отношения по своей природе объективны и они возникают, существуют, развиваются постольку, поскольку обусловлены потребностями общественного воспроизводства. В наиболее общем виде управление определяется как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления. В сфере финансов объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, в совокупности образующие финансовую систему. В качестве субъектов управления выступают соответствующие органы управления финансами, так называемый финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на основе соответствующей финансовой политики с применением определенного финансового механизма (см. рис. 1.).
Финансовая политика является многогранной по содержанию, и связана с целенаправленной деятельностью экономических субъектов по реализации своих экономических интересов в сфере распределения материальных и нематериальных благ. Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к надстроечным отношениям. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями и общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и закономерности развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, в том числе, на состояние финансов. Финансовая политика основывается на глубоком и всестороннем изучении закономерностей развития производительных сил и производственных отношений, оценке условий и перспектив функционирования экономики, понимании необходимости и последовательности практических действий по реализации целей, соответствующих потребностям и интересам экономических субъектов в сфере распределения экономических благ.
Рис. 1 - Схема управления финансами
Реализация потенциальных свойств финансов в конкретных социально-экономических условиях развития общества зависит от того, каким образом они организованы, т.е. в каких формах, какими методами, в каком виде осуществляется формирование и использование финансовых ресурсов экономических субъектов. Воздействие на любой из указанных элементов финансового механизма изменяет характер и содержание финансовых взаимосвязей между экономическими субъектами и обеспечивает управление финансами. Процесс управления финансами включает такие функциональные элементы как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль.
2. Дать определение понятиям “финансовое планирование”, “оперативное управление”, “финансовый контроль”, цели управления финансами
Финансовое планирование является важным функциональным элементом управления финансами. Оно предполагает оценку состояния финансов на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу, с определением источников формирования ресурсов и направлений их использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, от качества которой зависит обоснованность управленческих решений.
Оперативное управление направлено на реализацию принятых планов. На основе оценки складывающейся финансовой ситуации осуществляется маневрирование финансовыми ресурсами с целью достижения запланированных целей с максимальным эффектом при минимуме затрат.
Финансовый контроль как элемент управления обеспечивает сопоставление фактически полученных результатов с запланированными результатами с целью анализа причин возникших отклонений, поиска финансовых резервов и разработки мероприятий по эффективному использованию финансовых ресурсов.
Управление финансами имеет целью их использование в качестве инструмента воздействия на общественное производство:
для обеспечения расширенного воспроизводства;
для регулирования социально – экономических процессов;
для стимулирования эффективности общественного производства.
В целом, управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения в целях обеспечения расширенного воспроизводства, регулирования социально - экономических процессов, стимулирования эффективности общественного производства.
Обеспечение расширенного воспроизводства является важнейшим направлением использования финансов. Расширенное воспроизводство создает необходимые условия стабильного функционирования хозяйственной системы, укрепления экономического потенциала страны, увеличения ее национального богатства, роста благосостояния граждан и социального развития общества.
Обеспечение расширенного воспроизводства непосредственно связано с финансовым обеспечением деятельности экономических субъектов, которое основывается на применении различных способов покрытия воспроизводственных затрат и аккумуляции финансовых ресурсов в их распоряжении. В условиях рыночных отношений применяются следующие способы финансового обеспечения деятельности экономических субъектов:
самофинансирование;
налогообложение;
кредитование;
бюджетное финансирование;
страхование.
3. Показать способы покрытия воспроизводственных затрат в хозяйственной практике
Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов экономических субъектов для осуществления их деятельности. При недостаточности собственных доходов и накоплений, финансовые ресурсы привлекаются иными способами, как правило, посредством кредитования.
Налогообложение является способом финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Характерной особенностью финансового обеспечения деятельности государства всегда является то, что оно осуществляется на принудительной и безвозмездной основе. В условиях рыночной экономики изъятие доходов хозяйствующих субъектов и населения в распоряжение государства осуществляется преимущественно за счет налогообложения их доходов.
Кредитование предполагает покрытие воспроизводственных затрат экономических субъектов за счет ссуды полученной на условиях срочности, платности и возвратности. Наиболее распространенным видом является банковское кредитование, являющееся универсальным с точки зрения его доступности для экономических субъектов и эластичности предлагаемых услуг.
Бюджетное финансирование обеспечивает формирование финансовых ресурсов, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе за счет предоставления средств из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Этот способ применяется при финансовом обеспечении деятельности хозяйствующих субъектов и населения.
Все рассмотренные выше способы покрытия воспроизводственных затрат в хозяйственной практике применяются не изолированно, а как правило – в комплексе, с учетом характера деятельности экономических субъектов. Но, даже при идеальном сочетании, их применение не обеспечивает бесперебойного кругооборота финансовых ресурсов, в случаях непредвиденных сбоев, связанных с чрезвычайными ситуациями. Поэтому, в системе финансового обеспечения предусматривается формирование финансовых ресурсов на основе страхования различного рода рисков, обусловленных деятельностью экономических субъектов.
4. Особенности финансового регулирования финансово-экономических процессов страны
Финансовое регулирование социально-экономических процессов является еще одним важным направлением использования финансов. Экономика страны – это сложный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств, организационные структуры) функционируют и развиваются неравномерно, прежде всего, ввиду того, что общественное производство объективно зависит от постоянно изменяющихся общественных потребностей. Неравномерность развития экономики приводит к нерациональному размещению производительных сил, деформации установившихся пропорций, опережающему росту одних звеньев общественного производства и отставанию других, что, в конечном счете, создает предпосылки для разбалансирования общественного хозяйства. Для обеспечения непрерывности воспроизводства и динамичного развития общественного хозяйства, необходимо поддерживать его макроэкономическое равновесие. Это достигается на основе регулирования экономики, в том числе - за счет финансового регулирования - с участием всех сфер и звеньев финансовой системы.
Основными объектами финансового регулирования выступают воспроизводственная, отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.
Регулирование воспроизводственной структуры осуществляется в первую очередь, на основе использования финансов хозяйствующих субъектов. В процессе их функционирования формируются первоначальные пропорции распределения стоимости общественного продукта, которые уже затем, в результате перераспределения субъектов формируется основная часть финансовых ресурсов хозяйствующих денежных доходов, поступлений и накоплений экономических субъектов, уточняются, изменяются и окончательно трансформируются в пропорции потребления и накопления стоимости общественного продукта. Регулирование воспроизводственных пропорций экономики осуществляется непосредственно хозяйствующими субъектами, заинтересованными в максимальном извлечении прибыли, используемой в различных целях.
Наряду с хозяйствующими субъектами, в этих процессах активно участвует государство. Цели и направления, методы и формы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов определяются многими факторами, в первую очередь, особенностями экономической системы, определяющей характер взаимосвязей между экономическими субъектами и способы реализации их экономических интересов. Вместе с тем, государство объективно заинтересовано в стабильном и динамичном развитии общественного производства, определяющем благосостояние всего общественного хозяйства. Поэтому, методами прямого и косвенного воздействия, государство регулирует процессы формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений хозяйствующих субъектов.
5. Разновидности государственного регулирования финансов
Прямое государственное регулирование реализуется в различных формах, в том числе, в виде государственных и муниципальных заказов на поставку продукции, производство работ, оказание услуг, размещаемых на конкурсной основе среди коммерческих и некоммерческих организаций с оплатой заказов за счет средств соответствующих бюджетов; предоставления бюджетных кредитов, субвенций, субсидий; применения налоговых льгот и санкций; лицензирования и запрета отдельных видов хозяйственной деятельности; квотирования и установления таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям и т.д.
Косвенное регулирование, также обеспечивается в разнообразных формах, в первую очередь, в виде нормативно-правового регламентирования основ организации финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, формирования и поддержания конкурентной среды в экономике, ограничения монополизации рынка, содействия развитию рыночных институтов и т.д.
Регулирование отраслевых пропорций также осуществляется с использованием финансов хозяйствующих субъектов и государственных и муниципальных финансов. Финансовый механизм коммерческих организаций предоставляет самые широкие возможности хозяйствующим субъектам для диверсификации капитала, гибкого межотраслевого перемещения финансовых ресурсов. Воздействие бюджетного механизма реализуется, как через систему налоговых и неналоговых платежей, включая льготы и санкции по ним, так и посредством предоставления бюджетных средств. При этом целью воздействия государства является регулирование процессов перераспределения финансовых ресурсов между отраслями и видами производств, модернизация промышленной и социальной инфраструктуры, создание предпосылок и условий для развития новых производств и технологий и т.д.
Территориальное регулирование осуществляется на основе государственных и муниципальных финансов, в первую очередь за счет перераспределения ресурсов в рамках бюджетной системы, с целью выравнивания уровней социально – экономического развития регионов, сглаживания территориальных диспропорций в размещении производительных сил, комплексного развития вновь осваиваемых территорий, рационального использования природных богатств.
Регулирование социальных пропорций осуществляется главным образом, за счет государственных и муниципальных финансов, обеспечивающих функционирование социальной сферы и социальную защиту населения. В настоящее время задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечения социальной защиты, возведена в разряд основных задач государства. Вместе с тем, в последнее время становится все более важным использование в этом процессе финансов домашних хозяйств. Финансовыми методами воздействия на социальные пропорции являются финансирование социальных трансфертов, налоговое регулирование доходов граждан, бюджетное финансирование учреждений социальной сферы, содействие занятости населения, регулирование рынка жилья, государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости и т.д.
Стимулирование эффективности общественного производства также является важным направлением использования финансов. Уровень развития общественного производства всегда выражается в его эффективности. На любом этапе обществу небезразлично, с какими затратами достигнут результат производства. Так как для создания продукта необходимы предметы труда, средства труда и живой труд человека, то использование этих факторов производства и определяет основные направления повышения эффективности производства. Оно обеспечивается широким внедрением научно-технических достижений в производство, созданием и использованием новых видов техники и технологий, рациональной организацией и управлением производством, развитием и совершенствованием его отраслевой и территориальной структуры, повышением квалификации и профессиональной подготовкой кадров и т.д. В составе финансовых стимулов обеспечения эффективности общественного производства можно выделить государственную поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышения квалификации и переподготовки кадров, налоговые льготы, направленные на поддержку инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, программно-целевое бюджетное финансирование и т.д.
6. Сущность и специфика финансовой политики государства
Финансовая политика - это основополагающий элемент в системе управления финансами. В экономической литературе существуют различные определения понятия «финансовая политика», что обусловлено ее многогранным содержанием, использованием разнообразных критериев для ее характеристики.
В наиболее общем виде финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий государства по использованию финансов в целях обеспечения расширенного воспроизводства, регулирования социально-экономических процессов, стимулирования эффективности общественного производства.
Финансовая политика включает:
выработку научно обоснованной концепции развития финансов;
разработку основных направлений использования финансов;
определение конкретных задач и действий по реализации основных направлений использования финансов.
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективных предпосылок изменения действующей финансовой политики и финансового механизма как одного из условий дальнейшего социально-экономического развития общества. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. Разработка основных направлений использования финансов базируется на общей оценке внутреннего и внешнего положения государства, целях и задачах экономической политики государства, объявленных приоритетах экономического и социального развития и, вытекающих из этого, особенностей финансовой политики и финансового механизма.
Определение конкретных задач и действий по реализации основных направлений использования финансов предполагает разработку мероприятий обеспечивающих осуществление основных направлений финансовой политики. Финансовая политика характеризуется по различным критериям и признакам. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает долгосрочные и среднесрочные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет продолжительный характер. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия, которые относятся к текущему этапу экономического развития и должны быть реализованы в ближайшей перспективе. Финансовая политика классифицируется по уровням управления. В зависимости от этого выделяют федеральную, региональную и местную финансовую политику. Применительно к объектам воздействия выделяют финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов, а также в сфере финансов хозяйствующих субъектов и т.д.
Финансовая политика государства включает бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и социальную политику. В свою очередь, финансовая политика, наряду с денежной, кредитной и ценовой политикой является составной частью экономической политики государства.
Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она непосредственно воздействует на всю систему распределительных отношений. Бюджетная политика определяет характер и содержание взаимосвязей государства с другими экономическими субъектами по поводу формирования и использования ресурсов, предназначенных для финансирования расходов социального характера, расширения общественного производства, регулирования межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики, финансового обеспечения деятельности органов власти, обеспечения безопасности, правопорядка, международной деятельности и т.д. Бюджетная политика оказывает огромное воздействие на экономические процессы через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета, предопределяет особенности налоговой, таможенной, инвестиционной и социальной политики.
Налоговая политика определяет систему взаимоотношений, связанных с мобилизацией доходов в бюджет в распоряжение государства. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Переход к рыночным отношениям определяет преимущественное использование налоговых методов изъятия доходов в бюджет. Они призваны, с одной стороны, обеспечить органы власти достаточными денежными средствами для выполнения возложенных на них задач и функций, а с другой стороны стимулировать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, как условия роста валового внутреннего продукта и доходов государства. Эффективность налоговых методов изъятия доходов зависит от видов налогов, включенных в налоговую систему страны, их структуры, изменения размера ставок налогов, их дифференциации, обоснованности применяемых правил определения налогооблагаемой базы, использования налоговых льгот и т.д.
Таможенная политика государства значительно влияет на распределительные процессы, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг, поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров из страны. Ее можно рассматривать как часть налоговой политики, учитывая фискальный и регулирующий характер воздействия таможенной политики на взаимоотношения государства с другими экономическими субъектами.
Инвестиционная политика как составная часть финансовой политики государства призвана обеспечить накопление финансовых ресурсов для развития общественного производства, обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса, способствовать внедрению научно-технических достижений в производство, содействовать повышению производительности труда и повышению конкурентоспособности производимой продукции и т.д.
Социальная политика государства нацелена на обеспечение социальной справедливости в распределении экономических благ и обеспечение устойчивости социальной системы как важного условия экономического развития. Социальная политика направлена в первую очередь, на реализацию основных жизненно важных гарантий граждан, таких как право на труд и защиту от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или при потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование.
Значение финансовой политики определяется ее результатами. Финансовая политика оценивается тем, насколько она соответствует интересам общества и способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, экономические интересы всех слоев и групп общества, текущее состояние экономики и финансовой системы.
7. Охарактеризовать действие финансового механизма в системе управления финансами
Финансовый механизм является неотъемлемым элементом в системе управления финансами. Реализация финансовой политики, успешное претворение ее целей и задач обеспечивается за счет организации финансовых отношений посредством соответствующего финансового механизма.
Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений и включает в качестве основных элементов виды, формы и методы организации финансовых отношений.
Состав и структура финансового механизма являются сложными ввиду исключительного многообразия финансовых взаимосвязей, складывающихся в процессе распределения и перераспределения общественного продукта. Основными элементами финансового механизма являются виды доходов и расходов, посредством которых осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта, формы аккумуляции и использования финансовых ресурсов, методы проведения финансовых операций и т.д. Сочетание указанных элементов - видов, форм и методов организации финансовых отношений образует «конструкцию» финансового механизма, которая приводится в действие установлением параметров каждого элемента. Построение финансового механизма осуществляется с учетом особенностей функционирования финансов в различных подразделениях общественного хозяйства на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений. С учетом указанной специфики в составе финансового механизма выделяются финансовый механизм хозяйствующих субъектов, финансовый механизм государственных и муниципальных финансов, финансовый механизм домашних хозяйств. В свою очередь, в каждой сфере последовательно выстраиваются более частные звенья. Например, финансовый механизм государственных и муниципальных финансов строится на основе бюджетного механизма, в составе которого функционируют механизм мобилизации бюджетных доходов, механизм финансирования бюджетных расходов, механизм межбюджетного перераспределения ресурсов. Каждое перечисленное звено также имеет свой внутренний механизм. Например, механизм мобилизации бюджетных доходов строится на основе различных видов бюджетных доходов, основными среди которых являются налоговые. В свою очередь, механизм взимания налогов базируется на определении всех необходимых для их мобилизации элементов в виде субъекта налога, предмета и объекта налога, источника налога, единицы налогообложения, налоговой ставки и т.д. При построении финансового механизма учитывается необходимость воздействия финансов на общественное производство. Это обеспечивается применением различных способов финансового обеспечения деятельности экономических субъектов, финансовых регуляторов, финансовых стимулов, также являющихся составными частями механизма. Отдельным специфическим звеном финансового механизма является правовое регламентирование. Для функционирования финансового механизма очень важна правовая регламентация финансовых отношений, особенно в сфере взаимоотношений государства и других экономических субъектов. Введение юридических норм в область финансов позволяет обеспечить порядок в их организации и стабильное функционирование финансового механизма.
Каждая сфера, звено и отдельный элемент финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья финансового механизма функционируют относительно самостоятельно. Это вызывает необходимость постоянного согласования всех его составляющих. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является непременным условием его действенности.
Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на общественное производство.
Количественное воздействие финансового механизма выражается в объемах аккумулируемых и используемых финансовых ресурсов. Именно величина мобилизуемых финансовых ресурсов и направления их использования влияют на пропорции распределения общественного продукта и его результаты. Например, за счет снижения уровня налогового изъятия доходов хозяйствующих субъектов, создания стимулов производительного использования оставшихся в их распоряжении доходов, использования финансовых ресурсов в соответствии с объявленными приоритетами финансовой политики, общество может воздействовать на развитие производства и социальную сферу, стимулировать прирост валового внутреннего продукта, обеспечивать укрепление экономического потенциала.
Качественное воздействие финансового механизма определяется влиянием конкретных форм и методов организации финансовых отношений на интересы экономических субъектов. При качественном воздействии важна не столько величина финансовых ресурсов, сколько условия и порядок их формирования и использования. Так, например, эффективное функционирование социальной сферы в условиях рыночных отношений, обусловливает необходимость изменения организационно-правовых форм деятельности бюджетных учреждений. Без решения указанной задачи, только за счет непосредственного прироста объемов финансирования социальной сферы, невозможно обеспечить в равной степени эффективное функционирование разных секторов общественного хозяйства - сектора предпринимательства и государственного сектора, и соответственно, баланс экономических интересов всех субъектов общественного хозяйства.
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным и комплексным функционированием всех его сфер, звеньев и элементов. Основными условиями эффективности финансового механизма являются:
соответствие финансового механизма требованиям, формируемым в процессе познания объективных закономерностей функционирования финансов в общественном производстве;
соответствие финансового механизма целям и задачам проводимой финансовой политики, ее содержанию;
соответствие финансового механизма хозяйственному механизму, частью которого он является.
Литература
1. Альвианская Н.В. Финансы современной России. Учебное пособие. - М: «ЮНП» 2006 г. – 190 с.
2. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. – С. 66.
3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: «Финансы и статистика», 2005.