Глава 1
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Прокуратуры РФ
Прокуратура является важной составной частью правоохранительной системы государства, ее деятельность направлена на охрану законности как основы его существования, условия реализации законных прав и интересов человека и гражданина, общественных и государственных.
Статья 3 ФЗ “О Прокуратуре РФ” устанавливает правовые основы организации и деятельности Прокуратуры РФ. Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяется Конституцией РФ, Федеральным законом “О Прокуратуре” и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
В соответствие со статьей 71 Конституции РФ (“пункт “о”)
законодательство о прокуратуре отнесено к исключительной компетенции
Российской Федерации. Общие вопросы организации и деятельности прокуратуры
определены статьей 129 Конституции РФ. В соответствие с ней, прокуратура РФ
составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация
и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом.
На основании и в развитии положений Конституции РФ 18 октября 1995 г.
Был принят Федеральный закон “ О прокуратуре Российской Федерации”. В нем в
комплексе регулируются все основные вопросы организации и осуществления
прокурорского надзора по всем его направлениям. Вместе с тем, с целью
избежать перегрузки основного нормативного акта о прокуратуре, ряд норм
Закона относит разрешение конкретных вопросов прокурорского надзора к
соответствующему отраслевому законодательству (ГПК, АПК, УПК, КоАП,
Таможенному кодексу, КЗоТ, Федеральные законы “Об оперативно-розыскной
деятельности “, “О внешней разведке”, “Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания” и некоторые другие).
Статья 31 выше указанного ФЗ регламентирует расследование преступлений органами Прокуратуры РФ. Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Прокурор вправе принимать к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Компетенция органов прокуратуры по расследованию дел об уголовных преступлениях определена статьей 126 УПК. К их числу отнесены дела о наиболее опасных и сложных для расследования преступлениях. Следователи прокуратуры и сами прокуроры могут осуществить расследование по любому уголовному делу независимо от его конкретной подследственности. Правомочия следователя установлены частью 1 статьи УПК. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. При этом отношение надзирающего прокурора и следователя основываются на принципе самостоятельности последнего. Следователь может не исполнять указания прокурора, в указанных процессуальным законом случаях, представив свои возражения вышестоящему прокурору, который либо соглашается с следователем и отменят полученные им указания, либо соглашается с ними, но тогда дело передается другому следователю.
Таким образом, главными законами, регулирующие деятельность
прокуратуры являются Федеральный закон “ О прокуратуре Российской
Федерации” и уголовно- процессуальный кодекс РФ.