МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: ТРУДОВОЕ ПРАВО.
ТЕМА: «ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА.
ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ ТРУДОВЫХ».
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
СТУДЕНТА:
ТРЕТЬЕГО КУРСА, ГРУППЫ ЮД 2-00,
ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВИЧА
г. МОСКВА 2002 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятие и система правоотношений в трудовом праве
2. Трудовое правоотношение
3. Организационно-управленческие правоотношения
4. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству
5. Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации
кадров непосредственно на производстве
6. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства
7. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров
1. Правоотношения в сфере трудового права — это урегулированные нормами
трудового права трудовые и иные тесно связанные с ними (производные)
общественные отношения. Основным элементом системы правоотношений трудового
права являются трудовые правоотношения, которые определяют характер
производных правоотношений. Последние не имеют самостоятельного значения и
не могут существовать без трудовых правоотношений. Все производные
правоотношения можно разделить на предшествующие, сопутствующие и
вытекающие из трудовых правоотношений.
Таким образом, система правоотношений трудового права выглядит следующим
образом:
• трудовые правоотношения;
• организационно-управленческие правоотношения;
• правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству;
• правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации
кадров непосредственно на производстве;
• правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства;
• правоотношения по рассмотрению трудовых споров.
2. Под трудовым правоотношением понимают урегулированное нормами трудового
права общественное отношение, складывающиеся между работником и
работодателем, в силу которого работник обязуется выполнять определенную
трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а
работодатель — оплачивать труд работника и обеспечивать условия труда в
соответствии с законодательством, коллективным договором и соглашением
сторон.
Субъектами трудового правоотношения выступают работник и работодатель.
Обязательной предпосылкой возникновения трудового правоотношения является
наличие у субъектов трудовой правосубъектности (трудовой право- и
дееспособности). Содержание трудового правоотношения составляют
субъективные права и обязанности его участников. Объективные
обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение,
изменение или прекращение трудовых правоотношений, называются юридическими
фактами. Как правило, основанием возникновения трудового правоотношения
является трудовой договор (контракт). В некоторых случаях возникновение
трудовых правоотношений связывается со сложным юридическим фактом, когда
кроме трудового договора требуется другой юридический акт (утверждение в
должности, избрание на должность, направление службы занятости в счет квоты
(брони) и т.д.). Изменение трудового правоотношения возможно по соглашению
сторон. Законодатель также предусматривает случаи, когда не требуется
согласия одной из сторон (перевод на другую работу в случае
производственной необходимости или простоя, по состоянию здоровья и др.).
Основанием прекращения трудового правоотношения может быть как соглашение
сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них. В случаях,
установленных законом, основанием прекращения трудового правоотношения
может быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной этого
правоотношения (призыв или поступление на военную службу, требование
профсоюзного органа и т.д.).
3. Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда складываются
в процессе организации и управления трудом между трудовым коллективом или
представляющим его профсоюзным органом, с одной стороны, и работодателем,
администрацией организации — с другой.
Полномочия трудовых коллективов, права профкома и обязанность
администрации по их обеспечению предусмотрены трудовым законодательством, а
также коллективными договорами, соглашениями и уставами организаций.
Основаниями возникновения данной категории правоотношений являются:
коллективные переговоры, коллективный договор, правила внутреннего
трудового распорядка, другие локальные акты.
Прекращение организационно-управленческого правоотношения связывается с
такими юридическими фактами, как истечение срока действия локального акта,
отмена ранее принятого акта (решения) и принятие нового акта (решения).
4. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают,
когда гражданин нуждается в работе и обращается по этому поводу в
государственные органы по трудоустройству. Правовые, экономические и
организационные основы государственной политики содействия занятости
населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных
прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от
безработицы, определены Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости
населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.04.96 №
36-ФЗ, 21.07.98 № 117-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 №
195-ФЗ).
Среди правоотношений по обеспечению занятости и трудоустройству можно
выделить:
• правоотношение между органом занятости и гражданином, обратившимся с
заявлением о помощи в подыскании подходящей работы;
• правоотношение между органом занятости и работодателем;
• правоотношение между гражданином, получившим направление от органа
занятости, и работодателем.
Правоотношение между гражданином и органом службы занятости возникает с
момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в
устройстве на работу.
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение
информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности,
трудоустройства, возможности профессионального обучения. Несовершеннолетние
граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную
консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в
целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.
Безработные граждане также имеют право на бесплатные профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации по направлению органов службы занятости.
Орган занятости обязан принять заявление гражданина и оказать ему
содействие в получении подходящей работы. При невозможности предоставления
работы гражданин приобретает право на получение пособия по безработице.
Основанием прекращения данных правоотношений является, как правило, прием
гражданина на работу.
Правоотношение между органом занятости и работодателем возникает с момента
появления работодательской правоспособности у организации и прекращается с
ликвидацией организации. Содержанием правоотношения являются права и
обязанности его участников.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»
работодатель обязан представлять органам службы занятости:
• своевременно, не менее чем за три месяца, информацию о возможных
массовых увольнениях трудящихся;
• ежемесячно сведения о применении в отношении данной организации процедур
о несостоятельности (банкротстве); информацию, необходимую для
осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию
занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест
(должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении
обязательных страховых взносов и др.
Работодатель имеет право:
• принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на
равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы
занятости;
• получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии
рынка труда;
• обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы
занятости, а также в суд и т.д.
Органы службы занятости обязаны бесплатно информировать работодателя о
состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан,
обращающихся за помощью в трудоустройстве. При необходимости органы службы
занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты
на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях
обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на
работу граждан, высвобожденных из других организаций.
Правоотношение между гражданином, получившим от органа занятости
направление на работу, и работодателем возникает с момента передачи данного
направления работодателю.
Содержанием правоотношения является обязанность гражданина представить
работодателю направление на работу и право (обязанность) работодателя
принять гражданина на работу по направлению службы занятости. Обязанность
принять на работу возникает у работодателя в случае, если гражданин
направлен в счет установленной квоты (брони).
Работодатель обязан вернуть направление в орган занятости с указанием в
нем дня приема гражданина на работу. Если работодатель отказывает в приеме
на работу, то в направлении он делает отметку о дне явки к нему гражданина
и причине отказа и возвращает его гражданину.
5. Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации
кадров непосредственно на производстве складываются из трех групп
правоотношений:
• правоотношения по ученичеству;
• правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров,
обучению смежным профессиям;
• правоотношения по руководству обучением.
Правоотношение по ученичеству возникает между гражданином, принятым для
обучения определенной специальности (профессии) и дальнейшей работы по ней,
и работодателем. Основанием возникновения данного правоотношения является
ученический договор. Субъектами правоотношения по ученичеству выступают
ученик и работодатель. Содержание правоотношения составляют обязанность
ученика овладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь
правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя
организовать обучение ученика (индивидуальное, бригадное или курсовое),
оплачивать время обучения в установленном договором размере и по окончании
обучения обеспечить ученика работой согласно полученной специальности.
Правоотношение по ученичеству прекращается с момента окончания обучения и
сдачи учеником квалификационного экзамена.
Правоотношение по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению
смежным профессиях возникает между работником и работодателем, которые уже
состоят в трудовом правоотношении. Основанием возникновения
рассматриваемого правоотношения является соглашение сторон, в соответствии
с которым работник направляется на повышение квалификации. Данные
правоотношения могут носить как краткосрочный, так и длительный характер.
Правоотношение по повышению квалификации прекращается с окончанием
обучения работника.
Правоотношение по руководству обучением возникает между обучающим лицом и
работодателем. Основанием его возникновения является договор, согласно
которому обучающее лицо, как правило, это высококвалифицированный работник,
обязуется подготовить прикрепленных к нему учеников к самостоятельной
работе по определенной специальности. Данное правоотношение возникает как
дополнительное к трудовому правоотношению обучающего лица или как основное,
когда обязанность по обучению других лиц является трудовой функцией
работника.
Правоотношение по руководству обучением прекращается с момента сдачи
учеником квалификационных экзаменов.
6. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства.
Общий государственный надзор за соблюдением законодательства осуществляют
органы прокуратуры. Государственный надзор и контроль за соблюдением
требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда —
единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Непосредственно государственный надзор и контроль осуществляют
государственные инспекторы труда и иные должностные лица Федеральной
инспекции труда.
Кроме этого, существуют специализированные органы, осуществляющие надзор
за охраной труда: Государственный энергетический надзор, Федеральный горный
и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России
по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и др.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников
в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными
представительными органами, которые вправе создавать в этих целях
собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по
охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками
представительных органов.
Субъектами данных правоотношений также выступают должностные лица
администрации, работодатели, которые обязаны обеспечить охрану труда и
соблюдать трудовое законодательство. Содержание правоотношения составляют
обязанность органов надзора и контроля осуществлять соответствующие надзор
и контроль за охраной труда, а также за соблюдением трудового
законодательства и обязанность работодателей, должностных лиц администрации
обеспечить условия для осуществления прав этих органов по надзору и
профсоюзному контролю.
7. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров возникают при наличии
разногласий между работником, трудовым коллективом и администрацией
предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных
и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других
соглашений о труде, условий трудового договора (контракта) и др.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам
и районными (городскими) судами, коллективные трудовые споры —
примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.
Основанием возникновения данных правоотношений является заявление о
разрешении трудового спора.
Содержание правоотношений зависит от вида рассматриваемого трудового спора
(индивидуальный или коллективный), а также от органа, рассматривающего спор
(Комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж и т.д.).
Правоотношение по рассмотрению трудовых споров прекращается вынесением
уполномоченным органом решения по трудовому спору.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н, Трудовое право России. Изд. 2-е, испр. и доп.
М.: Юристъ, 1999.
2. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации / Под ред.
В.И. Шкатуллы. М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Российское трудовое право / Отв. ред. А.Д. Зайкин. М.: НОРМА-ИНФРА-М,
1999.
4. Сыроватская Л,А. Трудовое право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,
1999.
5. Трудовое право / Отв. ред. О.В. Смирнов. 3-е изд., перераб. и доп. М.:
Проспект, 1999.