Белорусский Государственный Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по общей теории государства и права на тему:
Формы государства
работу выполнил студент 1-го курса юридического факультета заочного
(параллельного) отделения
Малиновский В.Ю.
Минск 1996г.
Оглавление
Введение 3
Общие понятия 3
Форма правления 3
Монархические формы правления 3
Республиканские формы правления 6
Форма государственного устройства 10
Унитарное государство 10
Федеративное государство 11
Конфедеративное государство 12
Форма государственного режима 13
Антидемократические режимы 13
Демократические же режимы 13
Заключение 14
Список использованной литературы 14
Введение
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.
Общие понятия
“Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом”.[1]
Фома государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:
. форму правления;
. форму государственного устройства;
. форму государственного режима.
Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления
“Форма правления - принцип организации государственной власти”[2], выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними.
В зависимости от того:
. как создаются высшие органы государства и каково их строение;
. какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
. как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
. в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина, формы государственного правления подразделяются на:
. монархические;
. республиканские.
Монархические формы правления
“Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству”.[3]
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
. наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
. наследственный порядок преемственности верховной власти;
. юридическая безответственность монарха.
Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.
Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления:
Древневосточная монархия
Организация государственной власти в странах Древнего Востока
(Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной
деспотией.
“Деспотия - (греч. despot(ia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти”[4], реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.
Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:
. в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати;
. в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.
Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение:
Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.
Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)
Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода:
. принципат;
. доминат.
“Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)”.[5]
“Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная
монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора
Диоклетиана (кон. 3 в.)”.[6]
Феодальная (средневековая) монархия
Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:
. раннефеодальная монархия;
. сословно-представительная монархия;
. абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).
Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:
. раздробленность территории;
. слабость центральной власти;
. непрочность государственного устройства;
. наличие остатков родового самоуправления.
По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались
отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от
феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной
власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско,
сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное
властвование на своей территории и защищались от нападения извне.
Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого
были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.
Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли
разновидности раннефеодального государства, носящие название
раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).
Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и
поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность
таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в
большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в
собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.
Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые
становились соперниками центральной власти.
Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные государства.
“Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)”.[7]
Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:
. преодоления феодальной раздробленности;
. развития товарно-денежных отношений;
. создания централизованной монархии.
Сословно-представительные собрания, состоявшие из:
. духовенства;
. дворянства;
. представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:
. законодательской деятельностью;
. контролем за финансами.
Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные:
. аппарат центральной исполнительной власти;
. разветвленный аппарат местной исполнительной власти;
. постоянная армия, всецело подчиненные монарху.
“Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)”.[8]
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.
Основными признаками абсолютной монархии являются:
. отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
. ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
. юридически не ограниченная власть монарха;
. наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.
Конституционная монархия
Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.
Как форма правления конституционная монархия возникает в период
становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего
значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия,
Швеция, Япония и др.)
Конституционная монархия бывает:
. парламентской;
. дуалистической (практически изживает себя).
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
. правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;
. лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства;
. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует;
. законодательные акты принимаются парламентом;
. правительство ответственно только перед парламентом.
Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки:
. правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте;
. правительство не ответственно перед парламентом
Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.
Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с
1871 по 1918 гг.
Республиканские формы правления
“Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок”.[9]
Общими признаками республиканской формы правления являются:
. существование единоличного и коллегиального глав государства;
. выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
. осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;
. юридическая ответственность главы государства;
. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
. преимущественная защита интересов граждан государства;
. взаимная ответственность личности и государства.
Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного правления:
Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)
Основными органами Афинского государства являлись:
. народное собрание;
. Совет пятисот;
. гелиэя.
Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:
. принятие законов;
. избрание и проверка деятельности должностных лиц;
. решение вопросов войны и мира;
. издание постановлений частного характера.
Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило:
. обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;
. решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения);
Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:
. право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;
. контрольные функции.
Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись
Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие
уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре
Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения
властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на
которых там строилось республиканское правление:
. выборность;
. срочность полномочий;
. коллегиальность;
. подотчетность;
. возмездность за исполнение государственных функций.
Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.)
Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и вклюлчавшую в себя следующие основные органы:
. монархи;
. народное собрание;
. совет старейшин.
Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:
. являлись военачальниками;
. осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины;
. ведали делами культа.
Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось:
. принятием законов;
. избранием должностных лиц;
. решением вопросов войны и мира, союза с другим государством;
. определением порядка наследования должности царя.
Совет старейшин обладал следующими полномочиями:
. рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания;
. мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его;
. участие в переговорах с другими государствами;
. рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.)
Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:
. народные собрания;
. сенат;
. магистратура.
В компетенцию народных собраний в основном входило:
. принятие законов;
. избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);
. объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями:
. контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов;
. контроль избрания народными собраниями должностных лиц
(вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);
. право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы;
. утверждение договоров о мире и союзе;
. назначеине командующих войсками;
. принятие решения об установлении диктатуры.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило:
. высшая военная власть и право заключать перемирие;
. право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них;
. право издавать приказы и принуждать к их исполнению;
. право суда и назначения наказания.
Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала:
. выборность и срочность полномочий должностных лиц;
. их подотчетность народным собраниям;
. коллегиальное устройство государственных учреждений.
Города-республики (феодальные республики)
Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких городах в основном включала:
. городского главу;
. собрание жителей города;
. совет, состоящий из представителей аристократии.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция,
Генуя, Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии,
Франции, Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и
ремесленники.
Парламентская и президентская республики
Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно отобразить их общие и отличительные черты в одной сводной таблице:
|Признак |Парламентская республика |Президентская республика |
|Определение |“Разновидность современной |“Одна из разновидностей |
|термина |формы государственного |современной формы |
| |правления, при которой |государственного правления, |
| |верховная власть принадлежит|которая, наряду с |
| |парламенту”[10] |парламентаризмом, соединяет |
| | |в руках президента |
| | |полномочия главы государства|
| | |и главы правительства”[11] |
| | | |
|Какая ветвь |Законодательная |Исполнительная |
|власти сильнее | | |
| | | |
|Основные функции |Законодательная деятельность|Законодательная деятельность|
|парламента |и контроль за исполнительной| |
| |властью | |
| | | |
|Метод избрания |Глава государства избирается|Глава государства избирается|
|главы государства|парламентом или |всем население страны |
| |парламентской коллегией. |непосредственно (Франция, |
| |Реже - всем населением |Россия) или косвенно, т.е. |
| |страны (Австрия) |через коллегию выборщиков |
| | |(США) |
| | | |
|Полномочия главы |Имеет право роспуска парламента |
|государства |Назначает главу правительства |
| |Обнародует законы |Утверждает законы, |
| | |подписывая их |
| |Издает декреты |- |
| |Является главнокомандующим вооруженными силами |
| |- |Объявляет чрезвычайное |
| | |положение |
| |- |Председательствует в |
| | |правительстве |
| |- |Назначает глав судебной |
| | |власти |
| | | |
|Принцип |Правительство формируется |Правительство формируется |
|формирования |парламентским путем из числа|победившим на выборах |
|правительства |депутатов, входящих в те |президентом из лиц, входящих|
| |партии, которые располагают |в его партию |
| |большинством голосов в | |
| |парламенте | |
| | | |
|Ответственность |Правительство ответственно |Правительство ответственно |
|правительства |перед парламентом |перед президентом |
| | | |
|Неотъемлемые |Правительство правомочно |Президент либо совмещает |
|особенности |исполнять свои полномочия, |полномочия главы государства|
| |только пользуясь доверием |и главы правительства в |
| |парламента |одном лице (США), либо |
| | |непосредственно назначает |
| | |главу правительства |
| | |(Франция, Индия) |
| | | |
Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них.
Социалистическая республика
“Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией”.[12]
Особенности социалистической республики:
. законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
. ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу государственного аппарата;
. исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам законодательной власти;
. высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
. сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
. руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии.
Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления:
. Парижская коммуна;
. Республика Советов (Советская республика);
. народно-демократическая республика.
“Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса...”[13]
Считаясь примером новой формы государственного правления, прообразом будущего социалистического государства, она отличилась следующим:
. реализован принцип всеобщего избирательного права;
. отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва;
. осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;
. полностью разрушен старый государственный аппарат, и сформирован новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших десять комиссий);
. полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно судебный орган);
. церковь отделена от государства;
. принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев населения.
Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и
Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем
революций последователями марксистско-ленинского учения.
“Республика Советов - разновидность социалистической формы
государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в
России”.[14]
Разработавший теоретические основы советской республики В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет следующие ее признаки:
. слом старого государственного аппарата и образование таких органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;
. совмещение в Советах как в политической основе государственного строя функций законодательного и исполнительного органа;
. формирование Советов по принципу открытого классового представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;
. обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса.
В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая
собой по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-
исторического значения (В.И.Ленин), провозгласила себя в Конституции
СССР 1977г. обществом “развитого социализма”, а советское государство
“общенародным”, юридически наделила Советы более широкими полномочиями,
но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком
всемогущественной “партии рабочего класса”. Таким образом, Республика
Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на
принципах антидемократического управления обществом и где вся власть
принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным
руководителям.
Народно-демократическая республика - разновидность социалистической
формы государственного правления, возникшая в исторических условиях
Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при
решающем участии СССР и Советской Армии.[15]
Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу
осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под
влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе
соответствующих принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и,
естественно, руководящей и направляющей... Поэтому см. п. “Республика
Советов”.
Форма государственного устройства
“Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти”.[16]
Форма государственного устройства показывает:
. из каких частей состоит внутренняя структура государства;
. каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на:
. унитарные;
. федеративные;
. конфедеративные.
Унитарное государство
Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
. единые и общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы;
. на его территории действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство;
. единая экономика (обязательная для всех административно- территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика);
. его составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности);
. если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом);
. все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене.
То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:
централизованным,
если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
децентрализованным,
если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.
Федеративное государство
Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.[17]
Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.[18]
Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:
. территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
. верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной
(федеральной) конституцией;
. субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
. существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
. основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США,
ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:
. территориальные (союзное государство);
. национальные (союз государств);
. территориально-национальные.
Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.
Территориальная федерация
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
. центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации.
Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.[19]
. субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
. конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
. управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
Национальная федерация
Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:
. субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
. национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
. все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
. высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
. в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.
Территориально-национальная федерация
Существуют государственные устройства, где органически сочетаются
признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия).
Специфика такого государства состоит в необходимости не только
интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как
национальных, так и территориальных.[20]
Конфедеративное государство
“Конфедеративное государство (конфедерация) - (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”.[21] (Например: Швейцария)
Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов.[22]
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
. нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.);
. сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен;
. тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период существования конфедерации;
. конфедеративные государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-
1867гг., Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг.)
Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
Форма государственного режима
“Форма государственного режима - совокупность способов и методов осуществления власти государством”.[23]
В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть:
. демократическими;
. антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).
Не смотря на то, что идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности.
|Признак |Антидемократический |Демократический режим |
| |режим | |
|Соотношение личности и |Государство подавляет |Гарантия личных прав и |
|государства |личность, ущемляет ее |свобод личности и |
| |права, препятствует ее |гражданина (экономическая |
| |свободному развитию. |самостоятельность, |
| |Личность лишена |возможность выражать |
| |каких-либо субъективных |собственное мнение и т.д.) |
| |прав | |
| | | |
|Соотношение права и |Реально действует примат|Режим складывается в |
|государства |государства над правом |правовых государствах и |
| |(произвол, нарушение |базируется на законах, |
| |законности, ликвидация |которые отражают |
| |правовых начал в |объективные потребности |
| |общественной жизни) |развития личности и |
| | |общества |
| | | |
|Отношение к интересам |Игнорирует такие |Учитывает интересы |
|отдельных |интересы, лишает членов,|большинства и меньшинства, |
|государственных |например, национальных |индивидуальные и |
|образований |федераций прав в решении|национальные особенности |
|(национальные |своих внутренних дел |населения |
|меньшинства) | | |
| | | |
Антидемократические режимы, кроме того, характеризуются:
. полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой, идеологией, социальным строительством и др.);
. огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных объединений и др.);
. установлением диктатуры, как правило, одной партии, обладающей не ограниченными никакими законами полномочиями;
. всеохватывающей милитаризацией общественной жизни;
. наличием огромного бюрократического аппарата;
. наличие военно-промышленного комплекса, который довлеет над мирной экономикой.
Демократические же режимы обладают еще и следующими признаками:
. создание эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти
(избирательная система, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);
. реальное разделение властей;
. плюрализм и многопартийность как основной принцип деятельности.
Заключение
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.
Список использованной литературы
1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. -
М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”. 1995.
2. Слободчиков Н.А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие. - Мн., 1995.
3. Канстытуцыя Рэспублiкi Беларусь. - Мн.: Полымя, 1994.
4. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.
5. История государства и права зарубежных стран. Ч.1./Под ред. Н.А.
Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984.
7. Конституция Российской Федерации. - М., 1995.
-----------------------
[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.67.
[2] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1440.
[3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.101.
[4] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.382.
[5] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1071.
[6] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.410.
[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.104.
[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.105.
[9] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.107.
[10] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.110.
[11] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.112.
[12] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.113.
[13] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.981.
[14] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.115.
[15] см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.873.
[16] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.117.
[17] см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1417.
[18] см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.119.
[19] см.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.
М.,1984. С.193.
[20] см.: Конституция Российской Федерации. ст. 5, п. 3.
[21] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.631.
[22] см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.123.
[23] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.124.