ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственного устройства , политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.
Введение
Для постижения такого сложного социального института , как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .
Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в общей теории государства и права открывается возможность не только решения новых проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие аспекты.
Во - первых , форма в связи с сущностью государства как общественного явления .В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов , “машина” , посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым , неполитическим ,негосударственным способам .Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах , армии , администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют специфическую и постоянную форму бытия государства .
Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как
обнаружение сущности проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление”
выступает внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной
его организации (устройства) . Различают организацию верховных органов
власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти
с населением , территориальную структуру государственной власти .
В третьих , форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя
форма государства как форма вполне определенного , данного классового
содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих
принципах организации властвования , в которых выражается специфика
классового господства определенного типа на определенных этапах его
развития . Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-
экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического
господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие
принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание”
выражается также и политический режим как внутренняя форма государства ,
охватывающая главным образом две стороны : механизм государства (
внутренняя структура власти , связь элементов власти в данной
государственной системе) и функции государства ( методы и формы
осуществления функций данной государственной власти).
“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство
, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и
формы . Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент
содержания государства и как таковая непосредственно и органически связана
с сущностью государства в данном историческом этапе его развития .
Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства выступает как
определяющая специфику ее содержания , т.е. играет роль взаимосвязи
сущности , содержания и формы государства.
“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”: она изменчива , текуча , соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов. кроме того , политический режим , как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может рассматриваться в качестве внешней формы .
Четкого соотношения между типом и формой государства нет . С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой государство. Другими словами , категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень
народа , его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений ,
национальные особенности , природные условия проживания и другие факторы .
Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений
государства и его органов с негосударственными организациями партиями ,
профсоюзами , общественными движениями , церковью и другими организациями
).
В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу
как внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под формой
государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы
правления , формы государственного устройства и политического режима, т.е.
соответственно основным , узловым моментам этой организации. Таким образом
можно дать следующее краткое определение формы государства :
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними .
Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны ; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на : монархические ( единоличные , наследственные ) республиканские ( коллегиальные , выборные )
2.1. Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит , как правило , по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются : существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король , император , шах ) ; наследственный порядок преемственности верховной власти ; представительство государства монарха по своему усмотрению ; юридическая безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления .
В свою очередь монархия делится на : абсолютную ограниченную ( парламентскую ) дуалистическую теократическую парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .
По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным
признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо
государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха .
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных
отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых
феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии
относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных
учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его
непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и
развитого бюрократического аппарата .
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а
чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма
приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление
, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории
такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789
года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления ,
при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом
. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой
парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .
Как форма правления , конституционная монархия возникает в период
становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего
значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия ,
Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :
6. правительство формируется из представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент
;
7. лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
8. в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической;
9. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
10. правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом , а перед парламентом .
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,
Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит
двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между
правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в
дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в
парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает
преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и
другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской
Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические ( Саудовская Аравия ).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления .
2. Республика
Республика - это такая форма правления , при которой верховная власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный срок .
Общими признаками республиканской формы правления являются :
11. существование единоличного и коллегиального главы государства ;
12. выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти ;
13. осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению народа
14. юридическая ответственность главы государства в случаях , предусмотренных законом ; обязательность решений верховной государственной влас- ти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием .
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на : парламентарные президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .
Как правило , глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями
: обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства ,
является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета
министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует
возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .
Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что
любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление
государством , когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный
бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития
страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти, которая реально
обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает
справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах
правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,
Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и
др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства .
Наиболее характерные черты президентской республики :
17. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства ;
18. ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом ;
19. более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия главы государства .
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты
Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит
принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть
принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному
суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного
голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков
должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (
конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,
из лиц принадлежащих к его партии .
Президентская форма правления в различных странах имеет свои
особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием .
Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов .
Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик , несмотря на их разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве , назначает членов Верховного суда .
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских республиках , способствует возможности гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .
III. Форма государственного устройства .
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства ; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов ; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .
По форме государственного устройства все государства можно
подразделить на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
9. унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;
10. на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно гражданство ;
11. составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;
12. унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;
13. все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые официально представляют страну на международной арене
;
14. имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,
Турция , Япония , Финляндия .
3.2. Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов
: штатов , кантов , земель , республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы
.
3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .
4. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая интересы членов федерации.
5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США ,
Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .
3.3. Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств
, созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами : конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ; конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ; сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе ; государства могут договориться о единой денежной системе , о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они
распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867
) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была
законодательно утверждена конфедерация .
1.Формы государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством .
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима , существующего в обществе . Политический режим -понятие более широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).
Государственные режимы могут быть демократическими и
антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому
основным критерием классификации государств по данному признаку является
демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для
рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для
феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание
; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует . В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности государственного режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :
15. определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности ;
16. антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным строением ;
17. ему свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
18. личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких- либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях ;
19. реально действует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;
20. всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
21. игнорируют интересы государственных образований , особенно национальных меньшинств ;
22. не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов парламентаризма , он не согласуется с парламентарной монархией и республикой . Приводя к сильной централизации государственной власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они
характеризуются методами существования власти , которые реально
обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав
, интересов . Конкретно режим демократической власти выражается в
следующем : режим представляет свободу личности в экономической сфере , которая
составляет основу материального благополучия общества ; реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность
выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в
культурных , научных и других общественных организациях ; создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на
характер государственной власти ; в демократическом государстве личность защищена от произвола , беззакония
, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и
меньшинства ; основным принципом деятельности демократического государства является
плюрализм ; государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные
потребности развития личности и общества .
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии , основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально- демократический режим.
V.Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима
Политические формы современных государств складывались в течении
нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим
строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства
оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании ,
Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства (
федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и особенности
современного развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате
распада колониальной системы , когда на политической карте мира появился
ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят
во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением законо -
мерной зависимости классовой сущности государства и права от
экономических отношений , которые господствуют в классовом
обществе на определенном этапе его развития .
Заключение.
Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма государственного устройства , политический режим ) хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии , т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского
Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства .
Таким образом , взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой .
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль , является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .
С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение содержания этого государства . Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.
VII. Библиография
1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.
3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
Учебник Москва 1988 г.
4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.
5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “
1997 г.
6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное
( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.
7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.
1993 г.