Рефетека.ру / Теория государства и права

Реферат: Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения

ТАЛЛИННСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения
(Исследовательская работа)

Предмет: Экономическая политика

Студентка: Наталья Юргенс Преподаватель: Елена Матина
Группа: AZDA 930609
Дата представления: 04.12.1998 Дата проверки: ____________

Таллинн
1998

Оглавление

|Система народного образования в Эстонской Республике |2 |
|Министерство просвещения |3 |
|Финасирование учреждений народного образования |4 |
|Финансирование научной деятельности |6 |
|Сотрудничество с иностранными организациями |8 |
|Дополнения к Закону о народном образовании |10|
|Учебный кредит |12|
|Система здравоохранения в Эстонской Республике |13|
|Огранизация обязательного медицинского страхования |13|
|Основные финансовые показатели по государственному |16|
|медицинскому страхованию | |
|Основные финансовые показатели по государственному |18|
|медицинскому страхованию относительно предыдуших лет | |
|Бюджет кассы медицинского страхования |19|
|Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию |21|
|Ограничения по выплатам возмещений |23|
|Заключение |24|
|Библиография |25|

Система народного образования в Эстонской Республике

Закон Эстонской Республики «О народном образовании» является основным документом, главной задачей которого является правовое обеспечение формирования, функционирования и развития системы народного образования. В
Законе дано определение народному хозяйству, как системе предусмотренных учебными программами знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, усвоения которых подвергается контролю.

В зависимости от задач образование в Эстонской Республике делится на обшее, профессиональное и образование по интересам, а также, согласно международному стандарту, принятому ЮНЕСКО, народное образование имеет следующие уровни:

1. Дошкольное образование;

2. Начальное образование (первый уровень образования);

3. Среднее образование (второй уровень образования);

4. Высшее образование (третий уровень образования).
Государственные стандарты образования были определены для каждого из уровней и представлены в государственных учебных планах.

Образование в Эстонской Республике приобретается путем посещения, определенных в Законе, учреждений народного образования, каковыми являются дошкольные заведения, обшеобразоватльные школы, профессиональные учебные заведения, высшие прикладные школы, университеты, школы по интересам, курсы пофышения квалификации, а также научно-методические учреждения. Закон также определяет, что все учебные учреждения могут базироваться на всех формах собственности, не протеворечащих Закону «О собственности», где базирующиеся на государственной и муниципальной собственности, за исключением университетов, называются «открытыми».

В Эстонской Республике предусмотренна система всеобшего обязательного обучения, которое начинается с семилетнего возраста и продолжается до окончания основной школы. Государство и местное самоуправление обеспечивают возможность всеобшего обязательного обучения. Среднее образование в открытых учебных заведениях является бесплатным и материальное обеспечение отделено от педагогического руководства и контроля.

Каждый из уровней власти обладает должным обьемом компетенции в принятии решений сваязанных с народным образованием. Верховный Совет
Эстонской Республики определяет принципы формирования и развития системы народного образования. В компетенцию Правительства Эстонской Республики входит: принятие государственных программ развития образования и создания гарантий для их реализации; установление государственных льгот, в том числе льгот на получение крелита для учащихся, студентов и работников просвещения; установление основ оплаты труда работников открытых учреждений народного образования и государственных университетов. Органы местных самоуправлений, согласно Закону, обеспечивают хозяйственное обслуживание и финансирование, а также назначают на должность и освобождают от должности руководителей подведомственных им учреждений.


Министерство просвещения

Министерство просвещения является основным органом, заведущим вопросами образования в Эстонской Республике. Основной задачей министерства является разработка и реализация государственных программ развития народного хозяйства. В компетенцию министерства также входит составление и внедрение национального стандарта классификации народного образования, оссуществление координации, методического руководства, и консультации органов местного самоуправления по вопросам организации народного образования, участие в реализации политики Эстонской Республики в области науки, предоставление универститетам государственных заявок, а также разработка нормативов государственного финансирования народного образования. Кроме перечисленных основных положений министерство занмается широким рядом вопросов связанных с просвещением в Эстонской Республике.

Финансирование учреждений народного образования

Открытые учреждения народного образования и государственные университеты финансируются за счет государственных, муниципальных и собственных средств. В 1998 году деньги выделенные министерству просвещения из государственного бюджета составили 2 659 899, 1 тысяч крон. Это составило 17.8% от обшего государственного бюджета на тот же год. За последние пять лет расходы министерства увеличились в несколько раз, хотя средства выделяемые из государственного бюджета остались в пределах 16-18%.
Следующий график представляет динамику изменения величины расходов
Министерства просвещения.
[pic]
Однако пропорциональные состав по статьям расходов значительно не изменился. Большая часть расходов легла на муниципальные школы и университеты.

[pic]
Самая большая доля бюджета министерства предназначалась на заработную плату, коммунальные и административные расходы. Например, в 1996 году из средств министерства было выделено профессиональным школам 256 миллионов крон, что составило в среднем 12 170 крон на одно ученическое место.
Пропорционально расходы распределились следующим образом (в 1998 году не произошло значительных изменений).

[pic]

Как видно более 90% расходов связаны с заработной платой и административными расходами, что оставляет только около 6% или 680 крон на учебные пособия.

Недавно министерство просвещения опубликовало стратегию государства в отношение развития просвещения на следующие 10 лет. Финансирование образования рассматривается как одна из важнейших статей для дальнейшего развития просвещения в Эстонской Республики. На текущий момент затраты на образование составляют 4.3% от валового национального продукта (ВНП). В течение последующих пяти лет данная сумма должна составлять 5.3% от ВНП, что составило бы 0.2% в год. Оставшуюся сумму требуемую для развития народного образования планируется покрыть с помощью частных вложений, сотрудничества с Европейским Союзом и через повышение эффективности.
Министерство просвещения также предлагает освободить частные пожертвования в сферу образования от подоходного налога.

В 1999 году министерство планирует потратить 2% от государственных бюджетных средств на базовые науки и 4.5% на обучение в высших учебных заведениях. Также планируется увеличение этой суммы до 5.5% в течение последующих лет, что составит 0.1% в год. Это предполагается будет способствовать дальнейшему развитию высших учебных учреждений, а также позволит более детальное планирование государственной политики в отношение высших учебных заведений.

Финансирование научной деятельности

Кроме финансирования учреждений народного образования Министерство просвещения занимается проблемами научной деятельности в Эстонской
Республике. Крупнейшие университеты, как Тартуский университет и Таллинский технический университет, активно занимаются исследовательской деятельностью, что влечет за собой потребность в дополнительной поддержке со стороны государства. Такая поддержка может приходить как в виде государственных заказов так и в виде финансирования конкретных проектов, а также стипендий.

Так в 1998 году было принято совместное заявление Teaduskompetentsi
Nхukogu (TKN), Sihtasutuse Eesti Teadusfond Nхukogu (ETFN) и Sihtasutuse
Eesti Innovatsioonifond Nхukogu (IFN) о целевом финансирование научной деятельности в Эстонии. Само финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и через Министерство просвещения. В свою очередь министерство осуществляет финансирование путем консультаций с
Teaduskompetentsi Nхukogu. Финансирование исследовательской деятельности осуществляется из Sihtasutuse Eesti Teadusfond, которые берет на себя обязательства по финансированию проектов связанных с развитием экономики в
Эстонской Республике. Данный документ утверждает, что процесс целевого финансирования должен осуществляться на конкурентной основе и должен послужить гарантией для дальнейшего сохранения и развития науки в Эстонии.
Это также позволит эффективно разместить средства и обеспечить научных работников заработной платой и социальными гарантиями.

Гранты на исследовательские работы выделяются на конкретные проекты.
Их целью является повышение инициативы, развития новых идей и открытий.
Финансирование экономических проектов, как следствие, должно укрепить развитие экономической мысли и спонсировать конкретные разработки для текущих нужд экономики. Поддержка может осуществляться путем одним или комбинацией методов: грант, коммерческое кредитование, гарантия и капитальные инвестиции. Научные работы финансируемые из государственного бюджета должны покрывать конкретные темы и осуществляться самим научным работником либо с помощью конкретного руководителя проекта. Целевое финансирование может осуществляться сроком до пяти лет. Исследовательские проекты ETF должны иметь конкретную тему и сроки выполнения и могут финансироваться до 4 лет. Рассмотрение конкрентых проектов и размещение целевого финансирования происходит один раз в год во втором квартале. ETF рассматривает проекты в течение всего года и принимает решение в мае месяце. Конкурс по предоставлению экономических проектов проводится 5 января, 10 февраля, 5 апреля, 1 июня, 31 августа, 15 октября и 30 ноября.

В 1998 году из средств государственного бюджета на целевое финансирование научной деятельности было затрачено 116 952 029 крон, что составило 43.83% от денег заявленных на конкурс. Следующая таблица и график раскрывает распределение денег по конкретным областям науки и суммы выделенных средств.

[pic]
|Сфера науки |Количест|Количество |Заявленн|Выделенные|Процент |
| |во |финансируемы|ые |деньги |от |
| |заявлени|х заявление |средства| |заявленн|
| |й | |(ЕЕК) | |ых |
|Естественные |155 |141 |91 834 |42 781 113|46.58 |
|науки | | |918 | | |
|Технические |102 |88 |56 415 |25 491 483|45.19 |
|науки | | |540 | | |
|Художественны|66 |29 |40 370 |14 413 950|35.70 |
|е науки | | |529 | | |
|Экономические|39 |37 |23 417 |13 213 683|56.43 |
|науки | | |473 | | |
|Социальные |67 |40 |28 243 |9 974 000 |35.31 |
|науки | | |874 | | |
|Гуманитарные |42 |41 |26 574 |11 077 800|41.69 |
|науки | | |888 | | |
|Итого |471 |376 |266 857 |116 952 |43.83 |
| | | |222 |029 | |


Сотрудничество с иностранными организациями

Министерство просвещения также активно участвует и поощряет проекты с иностранными партнерами. При нем был создан специальный отдел для совместной работе с иностранцами. В его обязанности входит координация образовательного и научного процессов для работы с Европейским союзом,
Европейским советом и Юнеско, а также интегрирование Эстонии в систему европейского просвещения. На территории Эстонии действует ряд организаций которые тем или иным способом стимулируют развитие образования в республике и помогают в проведение реформ в сфере народного образования.

Международная организация PHARE одна их самых активных и начала свою деятельность на территории Эстонии в 1993 году. На текущий момент организация осуществляет следующие программы в сфере просвещения:
* Реформа образования в бизнес сфере (Business Education Reform). Начатая в

1993 года, программа орентирована на реформу бизнес образования на всех его ступенях. Активными партнерами здесь являются Niels Brock-Copenhagen

Business College ja Randers Business College из Дании.
* Реформа в сфере профессионального образования (Vocational Education and

Training Reform). Программа начата в 1995 году и содействует в улучшение интеграции профессионального обучения и рынка труда. Она также содействует в разработке новых пособий и материалов.
* Реформа в сфере высшего обоазования и научной деятельности (Higher

Education and Science Reform). Программа завершилась в 1996 году.
* Программа по изучению эстонского языка. Данная программа является частью пакта по стабилизации, выделенного Европейским Союзом. В цели входит разработка пособий и финансирование процесса изучения языка.
* Информационные системы в образование (Information Systems in Education).

Данна программа завершена в 1997 году. Она способствовала в повышение использования информационных систем в процессе учебы на университетском уровне.

Эстония также сотрудничает с Европейским Союзом в сфере просвещения.
Действующими являются такие программы как SOCRATES, European Youth и
LEONARDO DA VINCI. Основной задачей данных программ является обмен информацией, студентами и программами между Эстонией и Европейским Союзом.

Министерство просвещения уделяет значительное внимание на развитие таких программ. Так в уже упоминавшейся стратегии развития народного образования в Эстонии одним из пунктов является дополнительное строительство 2000-3000 мест в Таллинне и Тарту для осуществления обмена студентами. Эстония также собирается запросить Европейский Союз о повышение совместного финансирования образования в Эстонии до 50-75% в сфере высшего специального образования.

Кроме иностранные организации отдельно или совместно с министерством просвещения предлагают программы стипендий для успешных студентов.
Действующими являются стипендия в рамках сотрудничества в Европейским
Союзом, стипендия Visby и программа обмена в сотрудничестве с Швецией для магистров и докторов, программа обмена и стипендия Германской академии наук для студентов и преподавателей, программа обмена Robert Bosch Fund для преподавателей немецкого языка, а также степендии из Дании, Польши,
Венгрии, Швейцарии, Исландии и Японии.


Дополнения к Закону о народном образовании

За время действия основного Закона парламентом Эстонской Республики били приняты рад дополнений, поправок, а также новых законов напрямую связанных с темой образования.

Так 2 июня 1993 года Парламент принял «Закон о частных учебных заведениях». Были определены возможные типы частных учебных заведений, а также основное отличие от остальных учебных заведений. Согласно Закону частное учебное заведение основывается на собственности частного или юридического лица. Порядок использования имущества частного учебного заведения устанавливается владельцем данного заведения в уставе.
Финансирование происходит за счет получаемых денежных средств от уплат за учебу, поступлений из целевых фондов, пожертвований от учреждений, предприятий, организаций и частных лиц, выполнения договорных работ, а также пособий из государственного и местного бюджетов. Закон был дополнен и принят заново 3 июня 1998 года, однако он не несет в себе глобальных изменений предыдущей редакции.

9 июня 1993 года был принят «Закон о дошкольных детских учреждениях».
Закон определяет дошкольные детские учреждения как предоставляющие возможность присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и получения ими дошкольного образования.

Закон об основной школе и гимназии от 15 сентября 1993 года устанавливает правовой статус и порядок работы основной школы и гимназии, находящихся в собственности государства и местного самоуправления (в муниципальной собственности).

14 июня 1995 года был принят «Закон о профессиональных учебных заведениях», задачами которго являются установление порядка учреждения, объединения, разделения и прекращения деятельности профессиональных учебных заведений. Закон был пересмотрен и принят во второй редакции 17 июня 1998 года.

Прикладные высшие учебные заведения подчинены Закону принятому 10 июня
1998 года, который устанавливает основания учреждения, преобразования, деятельности и прекращения деятельности данного типа учраждений.

Парламентом были также проведены незначительные поправки к основному закону об образовании 9 февраля 1994 года и 4 ноября 1997 года. Обе поправки незначительные корриктировки текстов статей первой редакции.

Особого внимания заслуживают принятый 12 января 1995 года «Закон об университетах», с последующими дополнениями от 26 июня 1996 года. Он определяет схему финансирования определенную для Министерства образования и источники денежных поступлений. Закон также затрагивает новые понятия учебного кредита и бюджета университета. Бюджет университета составляется по всем расходам и доходам университета. Доходы, поступающие помимо государственного бюджета, направляются в бюджет университета и распределяются через него. Об исполнении бюджета составляется отчет, утверждаемый советом университета. Совет университета также одобряет проект боджета и представляет его Министерству образования.

Старейший университет Эстонии также не был обойден вниманием законодателей и 16 февраля 1995 года был принят соответствующий закон. Был определен правовой статус Тартуского университета в отношениях с государственными институтами. Законом была установлена автономия университета, а также особенности оснований и организации деятельности по сравнению с другими государственными университетами. Так в частности учреждения университета каковыми являются клиника, библиотека, ботанический сад, музеи обладают правами юридических лиц и действуют на основании уставов, утвержденных советом университета. Тартуский университет является собственником своего имущества распоряжается им в объеме и порядке установленных своим уставом. Однако имущество клиники при Тартуском университете отражается в отдельном балансе и университет не отвечаетпо имущественным обязательствам клиники. Финансирование учебной деятельности университета происходит из государственного бюджета, а также за счет платы за обучение и других поступлений. Лечебная деятельность клиникифинансируется на одинаковых с государственными больницами основаниях с учетом специфики, вытекающей из учебной деятельности. Отчет о выделенных из государственного бюджета средств на диагностику и лечение клиника представляет в Министерство финансов и в Министерство социальных вопросов.

Учебный кредит

Важным дополнением к Закону о народном образовании было принятием статьи 9 «Учебный кредит». В соответствие с этим студенты, магистранты и докторанты, обучающееся на территории Эстонии в дневной форме, имеют право на получения данного кредита. Особенностью его является то, что государство выступает в качестве гаранта по кредиту в объеме установленном
Правительством Эстонской Республики. Получатель кредита уплачивает кредитному учреждению с гарантированной государством суммы учебного кредита
5 процентов в год. Разность между указанным и коммерческим процентами уплачивает кредитному учреждению государство на условиях, установленных договором. Предоставляемый кредитным учреждением учебный кредит должен быть дополнительно гарантирован двумя гражданами Эстонии или находящимся в
Эстонии недвижимым имуществом.

Система здравоохранения в Эстонской Республике

Система здравоохранения в Эстонской Республике основана по принципу медицинского страхования. Медицинское страхование- это гарантированная государственная система целью которой является сохранение здоровья населения Эстонской Республики, выплату страхового пособия по беременности и родам, покрытие расходов в соответсвии с законом на лечение и в связи с временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеванием или увечьем.

Организация медицинского страхования

Медицинское страхование организуют Центральная больничная касса и региональные больничные кассы. Взносы обязательного медицинского страхования уплачивают все работодатели, хуторские семьи, частные лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на основании разрешения на трудовую деятельность. Из взносов обязательного медицинского страхования покрываются расходы на медицинское страхование работополучателей, работодателей, членов хуторской семьи, частных лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и остальных лиц приравненных к застрахованным (см. таблица 2).

Задачи больничной кассы:
* ведение учёта членов больничной кассы;
* оплата медицинских обследований и услуг;
* выплата возмещения (не полученной заработной платы) в результате временной нетрудоспособности из-за заболевания или увечья;
* выплата возмещения в случае беременности, родов и ухода за заболевшим членом семьи;
* компесация стоимости лекарств, выписываемых на льготных условиях.

Больничная касса оплачивает стоимость медицинских услуг, выплачивает возмещение и компенсирует лекарства, выписываемые на льготных условиях, только в случае действительного медицинского страхования.

Медицинским страхованием охвачены:
* лица, за которых работодатель платит социальный налог;
* предприниматели-физические лица, которые сами платят социальный налог со своих доходов;
* лица, приравненные к застрахованным (см. таблицу 2).

Медицинское страхование действительно, если застрахованный принят на учёт в больничной кассе по месту жительства.

Поскольку наличие гражданства Эстонской Республики необязательно, медицинским страхованием могут быть также охвачены работающие в Эстонии иностранцы, не имеющие гражданства Эстонской Республики, имеющие легальный источник дохода и/или временный вид на жительство в Эстонии, а также платящие социальный налог.


Таблица 1

Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной кассе

|1. Работник, занятый на |представленный работодателем список |
|основном месте работы или |работников; документ, подтверждающий|
|работающий по |постоянное или главное место |
|совместительству |жительства; паспорт |
|2. |заявление; копия выданной налоговым |
|Предприниматель-физическое|департаментом по месту жительства |
|лицо |справки о том, что предприниматель |
| |принят на учёт как плательщик |
| |авансовых платежей; документ, |
| |подтверждающий постоянное или |
| |главное место жительства; паспорт |

Работодатель предоставляет документы за работника.

Дети, моложе 18 лет и учащиеся/студенты, обучающиеся стационарно, могут быть приняты на учёт в больничной кассе на основании списков работодателя матери/отца или учебного заведения.

Если застрахованный не проживает по адресу, указанному в паспорте, на основании личного заявления он может определить постоянное или главное место жительства.

Об изменении личных данных больничную кассу следует ставить в известность в течение 15 календарных дней.

Выданная больничной кассой членская карточка подтверждает членство в больничной кассе. В случае окончания медицинского страхования членскую карточку следует вернуть больничной кассе.

Лица, приравненные к застрахованным:
* состоящие на иждивении застрахованного и проживающие вместе с ним члены семьи (супруг/а , родитель/прародитель);
* лица, приравненные к застрахованному на основании закона (см. таблицу2).


Таблица 2


|Лица, приравненные к |Документы, необходимые для |
|застрахованному на основании |принятия на учёт в больничной |
|закона |кассе |
|1. Супруг(а), состоящий(-ая) на |Членская карточка больничной |
|иждевении |кассы застрахованного; |
| |свидетельство о браке; паспорт; |
| |трудовая книжка; заявление |
|2. Родитель/прародитель, |Членская карточка больничной |
|состоящий на иждивении |кассы застрахованного; |
|застрахованного |свидетельство о рождении или |
| |иной документ, подтверждающий |
| |родство; паспорт; трудовая |
| |книжка; заявление |
|3. Ребёнок, в возрасте до 18 лет|Свидетельство о рождении или |
| |паспорт |
|4. Учащийся/студент, обучающийся|Паспорт; справка, выданная |
|стационарно |учебным заведением; заявление |
|5. Родитель, опекун или |Решение об оформлении опёки или |
|попечитель ребёнка –инвалида в |попечительства; свидетельство о |
|возрасте до 18 лет или инвалида |рождении ребёнка; документ, |
|с детства |подтверждающий инвалидность; |
| |заявление |
|6. Ухаживающий за инвалидом I |Паспорт; решение об оформлении |
|группы |ухода; документ, подтверждающий |
| |инвалидность; заявление |
|7. Неработающее лицо, |Свидетельство о рождении |
|воспитывающее ребёнка в возрасте|ребёнка; паспорт и трудовая |
|до 3 лет |книжка родителя или опекуна; |
| |заявление |
|8. Беременная |Паспорт; справка, выданная |
| |лечащим врачом; заявление |
|9. Пенсионер |Список, предаставленный |
| |пенсионным департаментом, или |
| |пенсионное удостоверение и |
| |паспорт |
|10. Лицо, зарегистрированное |Паспорт; карточка безработного |
|безработным | |
|11. Военнослужащий |Список, представленный |
| |соответствующим ведомством |

Источником дохода медицинского страхования является социальный налог.


Социальный налог платят:
* работодатели с выплаченной работникам зарплаты и иных выплат;
* предприниматели-физические лица с дохода, полученного от предпринимательства.

Ставка социального налога – 33 % от облагаемой налогом суммы. Ставка социального налога, перечисляемого в бюджет медицинского страхования, составляет 13 % .


Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию за 1992-1998


|(в тыс. ЕЕК) | | | | | | | |
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
| |факт |факт |факт |факт |факт |факт |факт |
|Часть соц.налога в |438861|104881|169218|213139|2563736|314277|342500|
|мед.страховании | |7 |8 |0 | |2 |0 |
|Часть соц.налога в |281 |677 |1092 |1421 |1737 |2129 |2397* |
|мед.страховании на жителя | | | | | | | |
|Купленные мед.услуги |324 |666 |983 |143333|1863979|206451|254761|
| |745 |279 |777 |4 | |5 |3 |
|Мед.услуги на жителя |208 |430 |635 |956 |1263 |1398 |1783* |
|Компенсация по лекарствам |5 498 |55 576|97 209|110 |146231 |254268|225000|
|застрахованным | | | |468 | | | |
|Компенсированные лекарства |3.52 |35.9 |62.72 |73.66 |99.05 |172.23|157,44|
|на жителя | | | | | | |* |
|Компесация болевшим (80%) |56 592|156 |246 |380 |460077 |552022|596600|
| | |311 |829 |238 | | | |
|Компесация болевшим на |36.23 |100.96|159.27|253.52|311.64 |373.92|417,47|
|жителя | | | | | | |* |


* начиная с 1998 года деньги насчитываются с расчёта на одного застрахованного

Как видно из данной таблицы поступления в доходов от медицинского страхования неуклонно росли. Так с 1992 года они выросли с 438 861 тысяч
ЕЕК до 3 425 000 тысяч ЕЕК, что составило чуть менее 800% за 6 лет. Это представляет собй чрезвычайно удачное развитие ситуации в республике. Хотя
Эстонии потребуется еще некоторое время для дого чтобы достичь показателей
Европейского уровня, однако уровень качества медицинских услуг, а также качества медицинских препаратов является одним из лучших в Восточной
Европе.


Динамика роста социального налога на одного человека

[pic]


Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию в сравнении относительно предыдущих лет


|(в тыс. ЕЕК) | | | | | | | |
| |1992|1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
| |факт|факт |факт |факт |факт |факт |бюджет|
|Часть соц.налога в |4388|104881|169218|213139|25637|31427|342500|
|мед.страховании |61 |7 |8 |0 |36 |72 |0 |
|Возрастание относительно | |609956|643371|439202|43234|57903|282228|
|предыдущего года | | | | |6 |6 | |
|в %-тах | |138.99|61.34 |25.95 |20.28|22.59|8.98 |
| | | | | | | | |
|Купленные мед.услуги |3247|666279|983777|143333|18639|20645|254761|
| |45 | | |4 |79 |15 |3 |
|Возрастание относительно | |341534|317498|449557|43064|20053|483098|
|предыдущего года | | | | |5 |6 | |
|в %-тах | |105.17|47.65 |45.70 |30.04|10.76|23.40 |
| | | | | | | | |
|Компенсация по лекарствам |5498|55576 |97209 |110468|14623|25426|225000|
|застрахованным | | | | |1 |8 | |
|Возрастание относительно | |50078 |41633 |13259 |35763|10803|-29268|
|предыдущего года | | | | | |7 | |
|в %-тах | |910.84|74.91 |13.64 |32.37|73.88|-11.51|
| | | | | | | | |
|Компесация болевшим |5659|156311|246829|380238|46007|55202|596600|
| |2 | | | |7 |2 | |
|Возрастание относительно | |99719 |90518 |133409|79839|91945|44578 |
|предыдущего года | | | | | | | |
|в %-тах | |176.21|57.91 |54.05 |21.00|19.98|8.08 |


Рост расходов за последние 6 лет можно рассматривать с разных сторон. С одной повышение расходов требует постоянного повышения поступлений от налога на медицинское страхование, а с другой стороны как уже упоминалось возможность покрывать более дорогие расходы приводит к тому что медицинские учреждения могут оказывать более качественные услуги своим пациентам и обеспечивать врачам более высокую компенсацию их труда. Как видно из следующего графика хотя наблюдался рост расходов на медицину однако структурно схема расходов не изменилась.


Динамика расходов кассы медицинского страхования

[pic]
Бюджет государственного медицинского страхования принимает парламент.

Государственный бюджет на 1998 год.

Бюджетный остаток на начало года 200 000 000
|I. Доход | |
|1. Социальный налог |3 425 000 |
| |000 |
|2. Прочие поступления |30 000 000|
|Всего приход |3 455 000 |
| |000 |
| | |
|II.Расход | |
|1. Лечение всего |2 552 613 |
| |000 |
|в том числе: | |
|1.1. улучшение здоровья |14 000 000|
|1.2. профилактика заболевания |60 000 000|
|в том числе: | |
|1.2.1. Тестор для диабетиков |2 000 000 |
|1.3. Медицинские услуги |2 452 613 |
| |000 |
|в том числе: | |
|1.3.1. Зарплата интернантам и соц.налог |9 600 000 |
|1.4. восстановительное лечение |20 000 000|
|1.5. послеоперационные вспомогательные средства|6 000 000 |
|в том числе: | |
|1.5.1.Ср-ва по уходу за раковыми больными |2 000 000 |
|1.5.2. Контактные линзы для новорожденных , а |500 000 |
|также больных керотопатией и кератоконусом | |
|1.5.3. Первичные протезы для ампутированных в |3 500 000 |
|ходе хирургических вмешательств рук и ног | |
|2. Компенсации |596 600 |
| |000 |
|3. Всего лекарства |234 000 |
| |000 |
|а именно: | |
|3.1 Компенсация по лекарствам застрахованным |225 000 |
| |000 |
|3.2 Компенсация по лекарствам больницам |9 000 000 |
|4. Расходы, связанные с внешними договорами по |3 000 000 |
|мед.страхованию | |
|5. Расходы по деятельности больничной кассы |33 837 000|
|а именно: | |
|5.1. Центральная больничная касса |3 384 350 |
|В том числе зарплата и соц.налог |1 788 000 |
|5.2. Региональные больничные кассы |30 452 650|
|В том числе зарплата и соц.налог |19 147 300|
|6. Инфотехнология |12 000 000|
|7. Бланки и печатные издания |5 000 000 |
|8. Развитие и выработка нормативных документов |500 000 |
|по медицинскому страхованию | |
|9. Надзор мед.страхования |500 000 |
|10. Извещения мед.страхования |250 000 |
|11. Расходы по переходу к системе выплат |2 700 000 |
|возмещаемых платежей через больничную кассу | |
|В том числе зарплата и соц.налог |1 520 000 |
|Всего расходы |3 441 000 |
| |000 |

Бюджетный остаток на конец года 214 000 000

Центральная больничная касса опубликовала также краткое пояснение к бюджету на 1998 год. Как упоминалось ранее размер взноса обязательного медицинского страхования работодателей, действующих на административной территории уезда или республиканского города, равен 13%. Он исчисляется со всех денежных сумм и натуральной платы, выплаченных работодателем частным лицам, а также со всех введённых в пользу частных лиц отчислений. Эта так называемая часть уплаченного социального налога поступает в доход бюджета государственной больничной кассы. Министерство финансов запланировало получить доход с налогооблажения около 27,320 миллиардов крон. Медицинского страхования предполагалось должно было слставить 96,43% от этой суммы.

Доходная часть бюджета государственного медицинского страхования варируется в течение всего года. Обычно денежная разница образовывается между расчётными счетами больничной кассы и медицинских учереждений, а также по причине предоплат, осуществляемых на основе договоров с аптеками.
Прочие поступления составляют банковские проценты, начисляемые на депозитные суммы денег на расчётных счетах больничной кассы, а также от возврата ссуд, выданных в прошлые года медицинским учереждениям для приобретения дорогостоящей аппаратуры.

Основная часть запланированных расходов, а точнее 74,2%, происходит из профилактики незастрахованных больных, а также из расходов, связанных с исследованиями в области здоровья и лечения.


Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию

Медицинское страхование Эстонии руководствуется принципом солидарности:
* стоимость медицинских услуг, необходимых человеку в случае заболевания, которые оплачивает больничная касса, не зависит от размера социального налога, уплаченного конкретным человеком;
* из социального налога, уплаченного работающим населением, больничная касса оплачивает также медицинские услуги, оказанные людям, не имеющим трудовых доходов ( лица, приравненные к застрахованным , см. таблицу 2 ).

При исчесление размера возмещения за основу берется исчисленный по утвержденной инструкции доход за один календарный день, полученный в течение шести календарных месяцев, предшествующих календарному месяцу первого оформленного врачом страхователю освобождения от работы.

Размер возмещения за доход одного календарного дня составляет:
* в случае стационарного лечения, карантина и протезирования в больнице –

60 процентов;
* в случае стационарного лечения – 65 процентов;
* в случае амбулаторного лечени или карантина – 80 процентов;
* в случае ухода за больным членом семьи на дому 80 процентов;
* в случае ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, если мать ребенка больна или находится в больнице в связи с родами – 80 процентов;
* в случае отсутствия на работе по сотоянию здоровья на основании личного заявления – 80 процентов;
* в случае трудового увечья по вине работодателя, связанного с работой, иного повреждения здоровья, профессионального заболевания, нетрудоспособности, возникшей в связи с защитой интересов государства или общества и с пресечением преступления, независимо от организации лечения

100 процентов;
* в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет – 100 процентов;
* в случае беременности и родов, а также усыновления ребенка в возрасте до одного года – 100 процентов.

С суммы возмещения, выплаченной в случае возникшего у страхователя по вине работодателя трудового увечья, связанного с работой с данного повреждения здоровья или сопровождающей профессиональное заболевание временной нетрудоспособностью, больничная касса взыскивает с работодателя помимо суммы взноса на обязательное страхование также ту часть суммы, которая отвечает степени виновности работодателя в возникновении нетрудоспосоности.

Ущерб, причененный вследствие профессиональной ошибки медицинского работника, возмещается страхователю больничной кассой. В случае необходимости больничная касса организует экспертизу для установления профессиональной ошибки и взыскивает сумму возмещения с причинившего ущерб учреждения здравоохранения или медицинского работника.

Возмещение по обязательному медицинскому страхованию, не полученное страхователем в связи с его смертью, выплачивается наследникам и в состав наследства не включается.

Ограничения выплаты возмещения

В случае временного перехода на другую работу по состоянию здоровья возмещение страхователю исчисляется и ваплачивается в размере, который вместе с зароботком за данный период не должен превышать размера заработной платы, полученного до перевода на другую работу.

Страхователю не исчесляется и не выплачивается возмещение в случае, если:
* Период временной нетрудоспособности начинается и кончается во время отпуска без сохранения заработной платы или частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска по беременности и родам или по уходу, оформленного листком нетрудоспособности.
* Болезнь, связанное с работой повреждение здоровья или несчастный случай, вызванный установленным судом злонамеренным поведением самого страхователя, зафиксированным врачом алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением, или игнорированием страхователем предписаний врача, в результате чего затруднено выздоровление;
* Страхователь в период нетрудоспособности без уважительных причин не явился в назначенное врачом время к нему на прием, хотя был осведомлен об этом. Врач делает в листке по болезни соответствующую отметку, и за дни, последующие за указанным днем возмещение не выплачивается;

Заключение

Данная работа исследует политико-экономическое отношение Эстонской
Республики к вопросам народного образование и медицины. После восстановления независимости Эстония достигла серьезных успехов в деле реформирования данных областей. Хотя были проведены многочисленные реформы в экономике и возрождение рыночных отношений, но была продолжена социально- ориентированная политика. Был и продолжает использоваться опыт европейских стран, а также основой всей политики является скорейшая интеграция Эстонии в Европейское Сообшество. Различные организации, как государственные так и частные, своими действиями стимулируют эту идею. Многие местные и зарубежные аналитики прогнозируют, что при дальнейшем проведении таклй политики и продолжении тесного сотрудничества с развитыми странами
Эстонская Республика сможет занять свое достойное место в мировом сообшестве.

Библиография


1. Закон о Тартуском университете, Парламентские Ведомости N. 21, 06.03.95
2. Закон о дошкольных детских учреждениях, Парламентские Ведомости N. 38,

23.06.93
3. Закон об университетах, Парламентские Ведомости N. 16, 31.01.95
4. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 32,

14.06.93
5. Закон об основной школе и гимназии, Парламентские Ведомости N. 41,

24.09.93
6. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N.42-43,

03.06.98
7. Закон о профессиональных учебных учреждениях, Парламентские Ведомости N.

46, 03.07.95
8. Закон о внесении изменений в Закон Эстонской Республики о народном образовании, Парламентские Ведомости N. 16, 21.02.94
9. Закон о дополнении Закона Эстонской Республики о народном образовании,

Парламентские Ведомости N. 60, 04.11.97
10. Закон о прикладных высших учебных заведениях, Парламентские Ведомости

N.44, 30.06.98
11. Закон о профессиональных учебных заведениях, Парламентские Ведомости

N.41, 17.06.98
12. Закон о внесении изменений ов Закон об университетах, Парламентские

Ведомости N.50-51, 10.07.96
13. Закон о внесении изменений в Закон о народном образовании, “Учебный кредит”, Парламентские Ведомости N.35, 21.05.97
14. Документы Министерства народного образования ЭР опубликованные на

Интернете, www.ee/HM/
15. Порядок исчисления и выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91 и постановление

Правительства ЭР от 20.05.97 об изменениях и дополнениях к основному порядку
16. Закон о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N. 23,

23.04.91
Постановление Верховного Совета Эстонской Республики о введении в Закона
Эстонской Республики о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N.
23, 12.06.91
Положение о больничной кассе, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91
Данные опубликованные Центральной Больничной кассой на Интернете, www.сsf.ee
17.

Похожие работы:

  1. • Основы политики Эстонского государства в отношении ...
  2. • Управление в сфере здравоохранения
  3. • Типы и виды прогнозов социально-экономического ...
  4. • Особенности занятости населения России на современном ...
  5. • Экономика здравоохранения
  6. • Социальная политика государства и здравоохранение
  7. • Система здравоохранения в России
  8. • Разработка мероприятий по совершенствованию системы ...
  9. • "Эстонское дело" 1949 - 1952 гг.
  10. • Предпринимательство в здравоохранении
  11. • Расходы на здравоохранение
  12. • Охрана здоровья и медицинское обеспечение ...
  13. • Организация здравоохранения
  14. • Реферат - Социальная медицина (ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ...
  15. • Государственное управление здравоохранением в ...
  16. • Социальная политика Республики Беларусь: основные ...
  17. • Анализ финансирования бюджетного учреждения ...
  18. • Экономическая деятельность здравоохранения
  19. • Деятельность здравоохранения по охране здоровья населения
Рефетека ру refoteka@gmail.com