Контрольная работа
Охрана здоровья и медицинское обеспечение населения – обязанность государства
Содержание
Введение
Государственный статус здравоохранения в РФ
Современные тенденции государственного регулирования здравоохранения
Законодательное обеспечение системы российского здравоохранения
Государственное управление системой здравоохранения
Направления развития российского здравоохранения
Заключение
Список литературы
Введение
Здравоохранение любого государства представляет собой комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и других мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. В этом смысле существующие в мире системы здравоохранения по целому ряду признаков подпадают под определение института — наличие целей, статусно-ролевые взаимодействия индивидов и т.д. Здравоохранение, будучи таковым, обеспечивает возможность членам общества и различных социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизировать социальные отношения, вносит согласованность, солидарность, интегрированность в жизнь общества. Тем не менее, характер здравоохранения определяется, прежде всего, социальным строем общества и государства, хотя цель здравоохранения единая - изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности.
Общей тенденцией, проявляющейся в настоящий момент в системах управления здравоохранением в разных государствах, становится тенденция использования этических принципов в данном процессе. Для российского здравоохранения в настоящее время является важным фактором определение аспектов этического регулирования, их соотношение с международной практикой и последующее внедрение в повседневную практическую деятельность.
Многосторонний механизм функционирования структуры здравоохранения требует особого внимания к его организации, а также высокого профессионализма и разносторонней подготовки специалистов.
Источниками информации для написания работы послужили: законодательные и нормативные акты РФ, базовая учебная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Государственный статус здравоохранения в РФ
Институциональный статус российского здравоохранения определяется его легитимностью, встроенностью (в большей или меньшей степени) в социально-политическую систему государства, которое вносит в эту сферу определённые регламентации. В частности, законодательство регулирует поведение участников по линии медицинского страхового процесса. Речь идёт о Конституции РФ, Гражданском Кодексе РФ, Законе «О медицинском страховании граждан в РФ», Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, разного рода ведомственные нормативные акты Министерства здравоохранения РФ и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.
Под развитием здравоохранения следует понимать комплекс управленческих мероприятий, которые необходимо реализовать с целью перевода отрасли в новое качество, позволяющее обеспечить максимально возможный уровень медицинской помощи населению при соответствующем уровне правовых, финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, с учётом существующих в каждый определённый период времени фактор внешней среды.
Медицина, здравоохранение - это отрасль, которая рельефно, отчетливо и конкретно показывает не только суть социальной политики государства, но и суть социального государства вообще, которая есть результат не только воли самого государства, но и апелляции к нему со стороны гражданского общества.
Собственно именно в своей социальной политике, включая отношение к здравоохранению, государство реально показывает и подтверждает, чьи интересы и как оно защищает. Поскольку становится ясно:
регулирует ли государство экономическую жизнь страны в интересах всего общества;
поддерживает ли социальную справедливость и гражданское равенство перед законом;
осуществляет ли государство социальные функции,
является ли при этом гарантом основных гражданских прав, касающихся именно социального обеспечения.
Социальная сфера медицины, здравоохранения дает обществу перспективу в виде восстановления и поддержания здоровья. Последнее, как и культура в целом, редко связано напрямую с экономическими показателями оптимальной нормы прибыли краткосрочного плана. Но от этого не менее значимо для общества. Об этом пишут многие исследователи, но косвенно - в работах, посвященных увязыванию показателей здоровья с профессией, ролевым, половым, возрастным, образовательным статусами и т.д. Все это придает и особый вид ответственности перед обществом – социальную ответственность медицинской отрасли.
Поскольку медицинские учреждения осуществляют социально-экономическую деятельность, реформирование отечественного здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике должно сопровождаться научными исследованиями, направленными на формирование критериев (стандартов) медицинской деятельности, в том числе и этических.
Одним из этапов их эффективного применения является создание модели механизмов для проведения непрерывного мониторинга условий и результатов финансирования, распределения ресурсов, регулирования информационных потоков, а также для установления их взаимосвязи с оказанием медицинской помощи и уровнем здоровья населения. Такая ситуация требует подхода к деятельности управленческих структур в сфере здравоохранения на системном уровне. Это обстоятельство свидетельствует, что понятие социальной ответственности здравоохранения является особенно актуальным.
Кроме того, в силу своей специфики, медицинская отрасль в рамках развития общества приобретает социальную ответственность, выражающуюся в ответственности за уровень здоровья граждан, что является показателем и экономическим и социальным.
Уникальной попыткой приблизить и реализовать идеал справедливости как распределения благ, в данном случае медицинской помощи, «по потребностям», а не «по труду», явилась система государственного (народного) здравоохранения в СССР. Известно, что в СССР охрана здоровья граждан осуществлялась «через общественные фонды», т. е. независимо от трудового вклада каждого. По мнению специалистов того времени, народное здравоохранение выполняет свои социальные функции охраны и укрепления здоровья трудящихся, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, места жительства и других факторов. Речь в данном случае идет о социальном равенстве и однородности в охране и укреплении здоровья всех граждан, обладающих равными правами и достоинствами. В силу этого можно сказать, что в советском здравоохранении достигнуто социальное равенство возможностей всех членов общества, равенство, которое ориентировано на принцип коммунистического распределения по потребностям». Тем не менее, обеспечение бесплатной медицинской помощью всех граждан не было столь справедливым относительно объема медицинских услуг и их качества.
Изменение формы государственного правления в России послужило со временем и основой для перемен в системе здравоохранения. К основным причинам перехода от государственной (бюджетной) к бюджетно-страховой системе здравоохранения специалисты относят: «коренные изменения системы общественного хозяйства, утрату государством множества своих функций и возможностей, уменьшение внутреннего валового продукта, дефицит государственного бюджета, отказ от жесткого регулирования цен на товары и услуги».
2. Современные тенденции государственного регулирования здравоохранения
В настоящее время в современном обществе сосуществуют следующие формы организации медицинской помощи:
платная (частная) медицина,
добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование,
обязательное (всеобщее) медицинское страхование
национально-государственная система здравоохранения.
Одним из современных критериев оценки благополучия общества (или государства) является то, в состоянии ли оно и каким образом оно обеспечивает охрану здоровья своим гражданам.
Принцип справедливости в здравоохранении сегодня, с одной стороны, непосредственно связан с правом человека на охрану здоровья в рамках социального института здравоохранения и, с другой стороны, является основанием оценки достигнутого уровня социальной защиты человека в данном обществе в области здравоохранения.
История ХХ века свидетельствует, что устойчивой тенденцией является вытеснение платной медицины системами обязательного медицинского страхования и национально-государственного здравоохранения, обнаруживает, что нравственная идея справедливости, проникнув в область здравоохранения, сделала в ней значительные завоевания.
Так, например, переход от страховой медицины к национальным системам здравоохранения происходит в Италии, Португалии. Переход к обязательному (всеобщему, национальному) медицинскому страхованию от добровольного (частного, коммерческого) страхования происходит в США, Южной Корее, на Кипре, в Израиле, в Нидерландах.
В конце прошлого века в Испании было принято решение о почти 100% охвате населения медицинской помощью против 85% имеющегося. Другие страны — Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, страны Северной Европы — сохраняют действующие у них системы национально-государственного здравоохранения и обязательного медицинского страхования, внося определенные изменения.
Для развивающихся стран более характерна ориентация на всеобщее обязательное медицинское страхование на основе государственного управления. Однако эти процессы не должны заслонять собой всю неоднозначность и сложность решения проблемы справедливости в здравоохранении.
Практическая реализация преодоления неравенства в уровне медицинской помощи — сложный и длительный процесс. В настоящее время, пожалуй, нет страны, которая была бы окончательно удовлетворена состоянием своего здравоохранения, финансированием научных исследований и оплатой труда, механизмами распределения ресурсов между отраслями здравоохранения, обеспечением доступности медицинской помощи. Неудивительно, что практически в каждой стране осуществляется коррекция системы здравоохранения, проводятся различные преобразования, реформы. Тем не менее в большинстве стран мира не вызывает сомнение одна из основных задач этих преобразований — справедливость и равенство для всех граждан в доступности медицинской помощи высокого качества.
Целям осуществления данных преобразований служит деятельность международных медицинских организаций.
Сложившиеся экономические отношения в системе здравоохранения в разных странах фактически отличаются и определяются национальной культурой, политикой и ведомственными интересами. Однако общей чертой является влияние государственного сектора на систему здравоохранения в целом или обеспечение ее финансирования, что позволяет распространить медицинское страхование на все слои населения. Главный ориентир — улучшение здоровья населения, поэтому медицинская помощь доступна для всех и в то же время существует гарантия оплаты всех медицинских затрат.
Перед правительствами всегда вставал вопрос о необходимости финансирования здравоохранения государством. Идея активного привлечения средств пациентов и других частных источников исходит из Всемирного банка и направлена на то, чтобы побудить пациента или застрахованного нести большую долю ответственности за расходы на здравоохранение, т.е. переложить это бремя с общественного сектора и общественных фондов на частное лицо. В качестве общественных фондов могут выступать средства государственного и местного бюджетов, национальных программ обязательного социального или медицинского страхования, общественных, религиозных и других организаций.
Следует отметить, что большинство западных стран в наши дни находятся в поиске «новой структуры равновесия» между государственным финансированием и медицинским страхованием, особенно не рассчитывая на личные средства граждан. Текущие реформы во многих Европейских странах направлены на ограничение государственного влияния на управление здравоохранением. В то же время должно быть достигнуто определенное равновесие с тем, чтобы избежать растущего социального неравенства и гарантировать осуществление прав граждан на получение медицинской помощи.
Государственные программы основываются на принципе обязательного членства и предоставляют стандартное страховое пособие. Негосударственные страховые компании, как правило, строятся по принципу добровольного членства и предоставляют свободу выбора той или иной страховки в соответствии с индивидуальными пожеланиями. Принцип разделения ответственности между негосударственным и государственным секторами в каждой отдельно взятой стране свой.
Программы государственного страхования в здравоохранении финансируются за счет специальных взносов или общего налогообложения; взносы иногда подсчитываются как процент от индивидуального дохода, являясь, таким образом, элементом финансового перераспределения.
Государственное страхование поддерживается правительством либо в форме прямых субсидий из центральных фондов, либо путем контроля за ценами на медицинские услуги, либо посредством льготного налогообложения. Негосударственное страхование также иногда получает льготы по налогообложению.
Тем не менее, в каждом государстве деятельность системы здравоохранения регулируется законодательными и нормативными актами.
3. Законодательное обеспечение системы российского здравоохранения
Законодательное обеспечение охраны здоровья российских граждан направлено на достижение одной из главных целей государственной политики - сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранения должна быть построена на основе прогрессивного законодательства, впитавшего в себя передовой опыт отечественной мировой науки и практики в области охраны здоровья и права.
В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.
В качестве одного из основных прав человека данное право включено в Основной закон Российской Федерации – Конституцию РФ, которая является базовым документом для формирования законодательной основы современного российского здравоохранения. Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей Российского государства. В области охраны здоровья Конституция исходит из положений Всеобщей декларации прав человека Генеральной ассамблеи Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), Конвенции о защите основных прав и свобод человека, Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины и др.
Законодательная база российского здравоохранения обеспечивается Федеральным Собранием Российской Федерации, в основном Государственной Думой, в структуре которой сформирован Комитет по охране здоровья, обеспечивающий проведение и принятие законодательных актов в области охраны здоровья и Правительством Российской Федерации.
В настоящее время основным законодательным документом, регулирующим российское здравоохранение является ФЗ «Основы законодательства об охране здоровья» №5487-1 от 22.07.1993 с последующими изменениями и дополнениями.
Настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья. Закон включает 12 глав, в числе которых: полномочия государства в области здравоохранения, права граждан, гарантии медицинской помощи, права медицинских работников, ответственность за причинение вреда и др.
На основании данного закона, в Российской Федерации приняты и другие законы и подзаконные акты, связанные со здравоохранением и обеспечением здоровья населения. Такими законами являются, например, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Федеральный закон от 18 июня 2001 г., Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Законы РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральный закон N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др.
Положительную роль в формировании (реформировании) системы здравоохранения РФ сыграл свод нормативных правовых актов, посвященных медицинскому страхованию. Наиболее важным из принятых в этой сфере законов является Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". С его принятием с 1 января 1993 г. была введена система страховой медицины как формы социальной защиты граждан РФ. Благодаря этому Закону здравоохранение как система получило один из основных источников финансирования (помимо бюджетов всех уровней) - средства обязательного и добровольного медицинского страхования.
Особое место в системе нормативных правовых актов в сфере здравоохранения отводится подзаконным нормативным правовым актам. К ним относятся акты Президента и исполнительных органов власти, Указы Президента РФ, например Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" и др. Правоотношения в области медицины регулируются также ведомственными нормативными актами: приказами, инструкциями, методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
4. Государственное управление системой здравоохранения
Государственное управление системой здравоохранения РФ и полномочия Правительства РФ в социальной сфере, в том числе в сфере здравоохранения предусмотрены ст. 16 ФКЗ «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями), где отмечается, что Правительство РФ:
обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения,
способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства,
принимает меры по реализации молодежной политики;
взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Государственным органом, координирующим и регулирующим систему российского здравоохранения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, на которое и возложено исполнения вышеперечисленных функций.
Возглавляет министерство министр и его заместители. Центральный аппарат министерства включает 21 департамент по различным вопросам. В общую структуру министерства включены также соответствующие службы, агентства и фонды (всего 7 подразделений), а также совещательные и координационные органы – коллегии, комиссии, советы, рабочие группы (всего 19 структур), предусматривающие сотрудничество с общественными медицинскими организациями.
В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья государственные органы тесно сотрудничают с общественными медицинскими организациями. В настоящее время на территории РФ функционируют более 50 общественных медицинских организаций, образованных как по территориальному признаку, так и по профессиональной специализации.
5. Направления развития российского здравоохранения
По своей сути стратегическое развитие здравоохранения - это сбалансированный комплекс управленческих стратегий политического, экономического и социально-культурного характера, осуществление которых позволит реализовать институциональные преобразования российского здравоохранения с целью его совершенствования, приобретая таким образом социологическую окраску, выводя управление отраслью в плоскость социального управления.
Здравоохранение, являясь существенным компонентом социальной политики государства, также подлежит реформированию в целях устойчивого развития нашей страны. Основными направлениями развития реформ в области здравоохранения являются:
Разработка и осуществление стратегии развития здравоохранения органами государственной власти и местного самоуправления,
Предание организационно-правового статуса лечебным учреждениям, адекватного новым экономическим отношениям,
Расширение форм самостоятельного хозяйствования и предпринимательства лечебных учреждений,
Введение адекватной и стимулирующей системы налогообложения лечебных учреждений,
Развитие на национальном уровне программ, обеспечивающих общественное здоровье.
Возможные пути реализации стратегии реформирования здравоохранения представлены на рисунке 1. (источник: Тогунов И. Стратегия реформирования отраслей социальной сферы. medtema.ru/organizacija-zdravookhranenija)
На рисунке наглядно видно, что главной задачей реформирования российского здравоохранения является обеспечение хорошего качества лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений, а также внедрения эффективных методов медицинской помощи. Для этого на государственном уровне принят ряд стратегических документов.
Важным шагом в направлении реформирования российского здравоохранения является реализация Национального проекта Здоровье, регулируемого Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Основные цели данного проекта:
Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
Повышение доступности и качества медицинской помощи.
Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Развитие профилактической направленности здравоохранения.
Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
В целях обеспечения современного уровня развития российского здравоохранения предпринято включение направлений развития медицинской науки в Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Данная Стратегия предусматривает работу совместных рабочих групп Россия - Европейский Союз по развитию сотрудничества в 4-х приоритетных областях, одной из которых является «Исследования в области здравоохранения»..
Проблемы системы здравоохранения и вызовы для отрасли в ближайшие десятилетия стали основой для реформирования отечественного в рамках реализации "Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года". В ходе обсуждения данного документа специалистами были высказаны следующие положения:
1) улучшение здоровья населения осуществимо только при увеличении финансирования здравоохранения из государственных источников и повышении эффективности деятельности системы;
2) вложения в здравоохранение экономически эффективны;
3) в условиях экономического кризиса увеличение финансирования будет способствовать экономическому росту, социальной и политической стабильности в стране;
4) ключевыми направлениями Стратегии должны стать: справедливое распределение ресурсов здравоохранения между субъектами РФ, повышение квалификации медицинских кадров и их мотивации к качественному труду, адаптация системы организации медицинской помощи к современным условиям, повышение эффективности управления и формирование здорового образа жизни у населения РФ.
Изучение нормативно-законодательных и теоретических источников о состоянии социальной политики в нашей стране позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время в социальной сфере России, в том числе в здравоохранении, существует ряд проблем, нуждающихся в последовательном решении. Правительством РФ предпринимаются конкретные шаги, выражающиеся в принятии, разработке и реализации национальных программ и стратегий, в числе которых Национальная программа Здоровье, Стратегия развития здравоохранения РФ, Стратегия развития науки и инноваций.
Заключение
В ходе написания контрольной работы были подробно изучены вопросы развития российского здравоохранения и обязанностей государства в данном вопросе. Также были рассмотрены современные тенденции, существующие в разных странах и направления деятельности российского государства в развитии здравоохранения и медицинского обеспечения населения.
Изученные вопросы регулируются в РФ целым рядом основополагающих законов и нормативных актов. Все эти документы должны быть изучены соответствующими специалистами системы здравоохранения и использоваться в повседневной работе. Обязанность государства в медицинском обеспечении граждан закреплена в Основном государственном законе – Конституции Российской Федерации.
Под развитием здравоохранения следует понимать комплекс управленческих мероприятий, которые необходимо реализовать с целью перевода отрасли в новое качество, позволяющее обеспечить максимально возможный уровень медицинской помощи населению при соответствующем уровне правовых, финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, с учётом существующих в каждый определённый период времени фактор внешней среды.
Одним из современных критериев оценки благополучия общества (или государства) является то, в состоянии ли оно и каким образом оно обеспечивает охрану здоровья своим гражданам.
В настоящее время, пожалуй, нет страны, которая была бы окончательно удовлетворена состоянием своего здравоохранения, финансированием научных исследований и оплатой труда, механизмами распределения ресурсов между отраслями здравоохранения, обеспечением доступности медицинской помощи. Неудивительно, что практически в каждой стране осуществляется коррекция системы здравоохранения, проводятся различные преобразования, реформы. Тем не менее в большинстве стран мира не вызывает сомнение одна из основных задач этих преобразований — справедливость и равенство для всех граждан в доступности медицинской помощи высокого качества.
В Российской Федерации в настоящее время разработаны и осуществляются национальные стратегические программы, направленные на улучшение здоровья и медицинского обеспечения населения.
Список литературы
Конституция Российской Федерации
ФКЗ «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (№ 5487-1 от 22.07.1993)
Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
Национальный проект Здоровье
Стратегия развития здравоохранения РФ до 2020 года
Н.Ф. Герасименко, И.Ю. Григорьев, О.Ю. Александрова, О.В. Андреева Обязательное медицинское страхование: что нужно знать медицинскому работнику - Изд-во Международный центр финансово-экономического развития, приложение к журналу «Здравоохранение», 2003 г. 272 с.
Галкин В.В. Медицинский бизнес. - Изд-во: КноРус, 2007 г.
Ерохина Т. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации. – М.: Медиа, 2007 –252с.
Лисицин Ю. П., Стародубов В. И., Гришин В. В., и др.. Медицинское страхование. — М., 2004. — 190с.
Шейман И. М. Бюджетно-страховая система здравоохранения. — М., Финансы и статистика, 2003. — 216 с.
Страхование здоровья за рубежом: проблемы, опыт, перспективы. — М., Финансы и статистика, 2004. — 274 с
Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. – М., Гэотар-Медиа, 2010. - 190 с.
Тогунов И. Стратегия реформирования отраслей социальной сферы. medtema.ru/organizacija-zdravookhranenija
http://www.minzdravsoc.ru/ - официальный сайт Министерства здравоохранения и социального обеспечения РФ
http://rost.ru/projects/health/health_main.shtml - официальный сайт Приоритетного Национального проекта Здоровье
21