Нормы права
Введение
Сложность таких объектов как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнообразных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. В отличии от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы.
Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно к разным типам государства и права или же остаются неизменными?
Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и государства. Имея в виду неразрывную связь государства и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально- классовая роль в обществе государства, таковой будет и роль права.
Следует отметить также, что государство и право не только зависимы друг от друга, но в то же время они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Независимо от типа, формы или просто привходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношении. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.
В этом заключается одна из его функций и назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.
Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно в таких фундаментальных юридических актах, как Кодекс Наполеона, особо указывается на то, что «законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории». Что «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы». И что судья, который откажется судить «под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии».
Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали огромное нравственное и воспитательное значение праву.
Цицерон, например, считал, что «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого — укрепить «божественный авторитет закона» и использовать страх божьего наказания для предотвращения его нарушения.
Рассматривая место теории государства и права в системе общественных наук, можно заключить, что теория государства и права не обладает монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде всего, проблема определения самого понятия государства, проблема постижения сущности государства, проблема понимания происхождения государства, проблема определения понятия права, проблема постижения сущности права, проблема понимания происхождения права. Поэтому в теории государства и права представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ. Но у теории государства и права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем. В теории государства и права особый акцент делается на изучение политического компонента в праве и на изучение юридического начала в функционировании государства
Так, только с учетом связи права с государством в отечественной теории государства и права разрабатываются такие понятия, как понятие нормы права, закона и подзаконных нормативно-правовых актов, правоотношения, законодательного процесса, законности и правопорядка, правонарушения и юридической ответственности и др
В свою очередь, с учетом юридической составляющей государства, в отечественной теории государства и права вырабатывается понятие государства, государственного аппарата, государственной власти и др.
ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА
В юридической науке существуют различные понимания права
(нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет
свои обоснования. Для правоприменения и других форм реализации права
первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм.
Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В- третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы — обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.
Рассмотрим существенные признаки правовых норм подробнее.
1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.
Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от
внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня
культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности
общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).
Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при
совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих
и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности
общественных отношений.
2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно- обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.
3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.
5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.
Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав
граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности
права.
6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
. Норма — это правило должного, обращенное в будущее. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц; действие нормы не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев; она продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведения людей. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.
Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.
Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного
отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права
(решений государственных органов по конкретным делам), договоров,
индивидуальных распоряжений. В решении по делу, представляющему собой вывод
из правовой нормы применительно к индивидуальному случаю и отношению,
всегда обозначено конкретное лицо, содержание его прав или обязанностей.
Правовая норма адресована кругу лиц определенных видовыми признаками
(граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, кооператив, прокуратура,
районный суд и др.). В отличие от распоряжения, адресованного точно
обозначенным лицам и действующего до его исполнения (распоряжение о
строительстве здания, о проведении этой осенью прививок против гриппа и
дифтерии, о передаче точно определенного имущества, о выплате премии, об
увольнении и т.п.), правовая норма не исчерпывается исполнением. Она
обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный случай
(отношение), а на вид, неопределенное число определенных в общей форме
случаев и отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в
брак, рождение ребенка и др.) и реализуется каждый раз, когда возникают
предусмотренные ею обстоятельства и ситуации (возникновение конкретных прав
и обязанностей, предоставление работнице отпуска по рождению ребенка и др).
Правовая норма, как и право в целом, рассчитана на регулирование
поведения людей посредством особого рода отношений, связь участников
которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность
определенного поведения) и обязанностях (необходимость определенного
поведения, нарушение которой влечет применения мер государственного
принуждения). Такой способ регулирования общественных отношений и поведения
людей составляет специфическую черту реализации права. Нормы права носят
предоставительно-обязывающии характер: когда в развитии общественных
отношений создаются или возникают предусмотренные нормой условия ее
реализации, у участников этих отношений возникают конкретные права и
обязанности, образующие правоотношение. Норма как модель правоотношения в
общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношения
(работник имеет право на ежегодный отпуск, автор имеет право на
неприкосновенность созданного им произведения) и юридическую обязательность
каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого
отношения (администрация обязана предоставить каждому работнику ежегодный
отпуск; при использовании произведения запрещается без согласия автора
вносить в это произведение изменения).
Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Выраженная в норме государственная воля направлена на регулирование определенного вида общественных отношений, адресована воле участников этих отношений, лиц, которые должны сообразовывать свое поведение с содержащейся в норме обязанностью или запретом. Норма всегда рассчитана на возможные жизненные ситуации, при которых существует выбор разных вариантов поведения; именно поэтому участникам общественных отношений, которые могут поступить по-разному, указывается требуемый, должный вариант.
Специфическим признаком правовых норм является их охрана государством. Нарушение обязанности или запрета (правонарушение) влечет применение мер государственного принуждения. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.
Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной
связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь
этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее
структуру: «если — то — иначе». Структура правовой нормы является
применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено
таким образом: «находясь на территории государства (или: будучи гражданином
государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном
случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения».
Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает
возможность определить: кто, и при каких условиях должен следовать норме,
что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного
принуждения она охраняется от нарушений.
СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ГИПОТЕЗ, ДИСПОЗИЦИЙ, САНКЦИЙ
Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием наиболее общих правил, охватывающих суть правовой материи.
Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.
Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов- гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза: Определяет круг лиц, которым адресована норма. Гипотеза
указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или
отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества
обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.
Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним
из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция: содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция: указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).
Структура правовой нормы существует как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция). В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право .
Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.
Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона.
Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся
порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые,
специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей
права.
Норма права не выполнила бы своей регулярной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.
Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.
НОРМА ПРАВА И СТАТЬЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.
При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются
специфические признаки правовых норм (общий характер,
неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура
(каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться
государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье
закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы.
Это определяется рядом обстоятельств.
В одной статье нормативного акта (и даже — в одном нормативном акте)
не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит
правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта
правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким
образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы.
Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст
делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах — на главы, разделы
или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов
обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам,
связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение
близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел
нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот. Изложение одной
правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием
компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. В разных
статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-
правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно
размещаются в разных статьях нормативных актов, и наоборот, одна статья
может содержать части нескольких норм.
Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями. Правовые предписания направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.
Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре
(«если — то — иначе») близки к правовой норме, но и они не могут
применяться без учета общих и других положений законодательства, в
соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые
предписания логически строятся по форме: «если — то»; есть и такие, что не
имеют другой структуры, кроме грамматической.
Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемы ими диспозиции.
Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той
причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному
произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое
правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного
законодательства традиционны условные, как бы неправильные формулировки:
«преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство,
разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и
т.д.) наказывается...», хотя на самом деле наказывается не преступление, а
преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В
законодательстве используются условные термины. Например, «молодой
специалист» может оказаться по возрасту далеко не молодым работником,
осваивающим новую для него же целях (для смыслового усиления образного
выражения непререкаемости закона) запрещенное порой характеризуется как
вообще невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни»,
«Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам
общества, правам других граждан». Для повышения эффективности правового
регулирования немалое значение имеет совершенствование законодательства,
его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое
применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно
руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных
актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не
всегда общеизвестны. Серьезные преграды на пути реализации права создают
противоречия в текстах нормативных актов, дающие основание логически
конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и
тому же случаю, отношению. Особенно опасны для практики правового
регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов,
если последним отдается предпочтение государственными органами и
должностными лицами, применяющими правовые нормы (преимущество инструкции
перед законом).
Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником
права, существует проблема соотношения «буквы» и «духа закона». Это
обусловлено тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно
точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со
временем почти неизбежно устаревает и содержащиеся в нем термины,
определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения
новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы
реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер. во-
первых, в процессе изучения текстов нормативных актов конструируется
правовая норма с ее тремя элементами — при анализе конкретного правового
материла определение гипотезы, диспозиции, санкции только и дает
возможность определить — кто, когда, при каких условиях — к чему обязан, на
что имеет право — какие меры государственного принуждения применяются в
случае нарушения правовой нормы; во-вторых, в процессе конструирования
правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте
нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться,
что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения
(«порядок обжалования незаконных актов», «молодой специалист», «никто не
может быть произвольно лишен жизни» и т.п.) и потому текст нормативного
акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному
толкованию.
Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе - на законодательные и подзаконные; по степени систематизации – на простые и кодифицированные; по сфере действия – на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени - на постоянные и временные.
КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА
Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации.
На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм
основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия.
Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового
регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые
регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы
права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой
классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к
данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании
законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы
систематизации).
Наиболее крупным является деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). Развитие отношений гражданского общества, основанного на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, на защите законных интересов, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а так же охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота неизбежно возникновение новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).
Различия между гражданским обществом и государством определяют ряд существенных отличий правовых норм, регулирующих их существование и деятельность. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности. они наделены компетенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы. Существование членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность дающую им возможность совершать любые сделки, кроме запрещенных.
К частному праву относятся нормы гражданского, брачно-семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное, и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц к публичному праву относится большинство норм уголовного права (исключение – нормы так называемого «частного обвинения», по которым обвинение возбуждается и прекращается по инициативе потерпевших).
Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся
жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на
происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно
разнообразны Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм,
обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.
Основания классификации могут быть самыми различными.
1 По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от
государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это
нормы органов представительной государственной власти, исполнительной
государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах,
где имеет место прецедент) Во втором случае нормы принимаются
непосредственно населением конкретного территориального образования
(сельский сход и т д.) или населением всей страны (всенародный референдум)
Так, 12 декабря 1993 г всенародным голосованием была принята Конституция
Российской Федерации.
2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно
подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы —
правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные
(нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-
определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-
инструменты).
[pic]
Учредительные нормы отражают исходные начала правового
регламентирования общественных отношений, правового положения человека,
пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и
общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан,
основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.
Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие
целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям
общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в
основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2
Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства».
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование
фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем
предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от
характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида
регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право
на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность
совершения определенных положительных действий); запрещающие
(устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые
определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм
состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий
характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском
(фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и
обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения,
которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также
условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч.
1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в
связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.
[pic]
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие
осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового
регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно
они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной
реализации права. Эта нормы могут располагаться в различных нормативных
актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий
для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21
Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11—18, 35
Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного
характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов
общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2
ст. 1 Конституции РФ говорится:: «Наименования Российская Федерация и
Россия равнозначны».
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между
правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае
противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления
Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону
применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам
(участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса
реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных
случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-
правовых отношениях.
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т п ).
Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, что право формируется при непременном участии
государства. Государство непосредственно устанавливает общие нормы,
является фактором, формирующим право. Здесь, правда, нужна оговорка.
Государство не является основным и определяющим фактором в этом процессе.
Точнее было бы сказать, что оно не формирует право, а завершает
правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы
(нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и
др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной,
глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.
Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях.
Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.
Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлении было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства — необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.
Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти.
Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.
С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого целостного государства. Правовая неупорядоченность внутриструктурных связей федеративного государства чревата серьезными последствиями. И, напротив, четкое юридическое оформление организации государства способно поставить прочный заслон, с одной стороны, произволу федеральных властей, а с другой — распространению сепаратизма в любых его проявлениях.
Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядочивая внутриорганизационные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.