Введение
Понятие и признаки нормы права
Структура правовой нормы
Классификация правовых норм
3.1 Классификация международных правовых норм
Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов
Заключение
Список литературы
Введение
Изучая предмет «Теория государства и права» я поняла, насколько велика социальная ценность права. Право обеспечивает устойчивый порядок в общественных отношениях. Основное назначение права – служить обществу и человеку. Право противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.
Важным атрибутом любого общества являются социальные нормы. Право – совокупность (система) общеобязательных социальных норм, выражающих волю государства и охраняемых его силой. Такое представление о праве распространено не только в отечественной, но и в зарубежной юридической литературе. Право представляет собой не случайную, а строго выверенную совокупность определенных правил поведения. Как и любая система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Связи, возникающие между её отдельными структурными элементами – нормами, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Право – система норм, установленных или санкционированных государством. Существует множество различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства.
Правильность норм права и нормативных правовых актов обеспечивается их соответствием следующим сферам научного знания:
- правилам законодательной техники, и, прежде всего требованиям точности и определенности нормативно-правовых предписаний, научной обоснованности, соответствия нормативно-правовых актов Конституции РФ и иным актам высшей юридической силы, принятия актов в пределах нормотворческой компетенции соответствующего органа государства;
- положениям юридической науки, а также экономической теории, политологии и иных отраслей обществознания, раскрывающим объективные закономерности функционирования и развития общественных отношений, учет которых необходим при подготовке нормативных правовых актов;
- логике и грамматике, поскольку качественно совершенный нормативно-правовой акт должен быть безупречным как по содержанию, так и по форме.
Там, где законодатель допускает отступление от требований, проектируемые нормы права содержат законотворческие ошибки: пробелы, противоречия, нечеткие или недостаточно ясные формулировки, декларативные предписания и др., что недопустимо, т.к. вносит дисбаланс в правовую систему - основной и лучший регулятор общественных отношений.
В данной работе будет рассмотрена тема с точки зрения юридической науки.
Норма [лат. norma] – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо1.
Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.
Юридическая норма — первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.
Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право — это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему.
В то же время норма права — относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.
Поскольку нормы права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.
Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие.
1. Норма права — единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.
Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т.п.), она всегда представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей1.
2. Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, обязательное для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государства, поскольку имеют государственно-властный характер. Неважно, касается ли это создания условий для того или иного способа жизнедеятельности, т.е. для возможного, дозволенного поведения, или же это направлено на строго и четко обозначенное обязательное поведение. Закон гласит, и его адресатам следует исполнять государственно-властное предписание. нормативный право международный
Но надо обратить внимание и на то, что признак общеобязательности предполагает и учет юридической силы соответствующей нормы права, т.е. ее места в системе, иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта2.
3. Юридическая норма — предписание общего характера. Она рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия.
Правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Например, отношения по поводу собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, борьбы с преступностью.
Устанавливая для участников регулируемых отношений охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности, норма права придает данным отношениям характер правоотношений. При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическая модель правоотношения, которое при наступлении предусмотренных в данной норме условий и обстоятельств может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования того или иного вида общественных отношений.
4. Юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.
Тем самым норма права, и в этом также ее существенная отличительная особенность, выступает одновременно и как модель, мера, эталон, масштаб соответствующего выраженной в ней государственной воле должного или возможного, разрешаемого или запрещаемого поведения людей, и как мерило оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения.
5. Норма права - единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения.
Однако в отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их соблюдению.
Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений — специфический признак юридической нормы.
6. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется, прежде всего, в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в формезакона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая1.
Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие юридическую норму, можно сформулировать ее определение. Норма права в юридической литературе характеризуется обычно единообразно с небольшими нюансами. Например, профессор В.И. Червонюк определяет норму права как общеобязательные, формально определенные предписания и принципы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений и выступающие критерием правомерности такого поведения.
Профессор О.В. Мартышина в своем учебнике «Теория государства и права» говорит, что норма права – это установленное (санкционированное) государством общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений силой государственного аппарата.
Профессор А.В. Мицкевич дает следующее определение нормы права: это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, - в письменной форме и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применением предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.
На мой взгляд, в определении А.В. Мицкевич наиболее полно раскрыты признаки, которыми обладает норма права.
Все признаки правовой нормы удачно корреспондируют и с её структурами, сосредоточены в этих структурах. Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: юридическую, логическую и социологическую.
Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы, диспозиции, санкции. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.
Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту.
Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует.
Санкция нормы права — указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция государства на такого рода деяния.
Санкции содержат меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, например отмена административного акта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсационные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение морального вреда, возмещение причиненного вреда и др.
В юридической литературе разработана классификация элементов структуры нормы права.
Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтернативные.
Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия, например, ч. 1 ст. 461 ГК РФ указывает: «При изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если происходит изъятие товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи.
Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий. Например, ст. 86 СК РФ устанавливает, что каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных следующими обстоятельствами: при отсутствии соглашения и при наличии исключительных, перечисленных в статье обстоятельств.
Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, ч.2 ст. 19 СК РФ устанавливает, что расторжение брака по заявлению одного из супругов производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы расторгнуть брак по заявлению одного из супругов.
Диспозиции нормы права по степени их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные.
Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе формулируют правила поведения, например ст. 23 Конституции РФ (ч. 1) — «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», ст. 36 — «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю».
Относительно-определенные, устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 42 СК РФ, брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
Здесь супругам предоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий.
Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте, например ст.25 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". То есть, процедура государственной регистрации прав на землю установлена Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Санкции нормы права по степени юридической определенности делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воздействия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорится: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция — отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи.
Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках — «от — до». Это характерно для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет.
Альтернативные санкции содержат указание на несколько возможных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.
Наконец, существуют так называемые кумулятивные санкции, которые допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, лишение права занимать какую-либо должность или заниматься определенным видом деятельности1.
Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.
Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.
Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если—то—иначе». «Если» — это условие действия нормы права, «то» — само правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.
Например, установленная ст. 25 Конституции РФ норма «жилище неприкосновенно» означает, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Какова логическая структура этой нормы? Если кто-либо проживает в жилище, даже если это комната в общежитии (гипотеза), то против воли проживающего никто не вправе проникать в жилище, даже комендант общежития, кроме указанных случаев (исключения, установленного федеральным законом, например, законом о чрезвычайном положении) или на основании судебного решения (диспозиция), иначе к нарушителю могут быть применены административная, дисциплинарная, даже уголовная ответственность (санкция). Следовательно, норма «жилище неприкосновенно» также имеет логическую структуру «если—то—иначе», и адресату нормы в случае неправомерного вторжения в его жилище надо отыскивать содержание этих трех логических компонентов «если», «то», «иначе» для того, чтобы защитить свое право на неприкосновенность жилища. Зная о логической структуре нормы, мы, во-первых, всегда должны структурировать любую норму права по этим трем компонентам, выделять их для этого и, во-вторых, наполнить эти компоненты конкретным содержанием.
Вот в этих практических действиях и заключается ценность выделения теорией права логической структуры нормы права.
Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично.
Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению. И эта структура выделяется в практических целях — для четкого определения, что от адресата нормы требует правовое предписание.
Наконец, о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами, но определяется в социологических понятиях — смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации.
Норма права всегда «упакована» в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т.д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать — большая научная и прикладная задача.
Теория права помогает этому процессу, рассматривая способы изложения нормы права и отличие нормы права от индивидуальных предписаний.
Выделяют несколько способов изложения правовых норм в нормативно-правовых актах, иных источниках права. Норма права и статья нормативно-правового акта полностью совпадают (так обстоит дело в уголовном праве). Несколько норм права содержатся в одной статье, либо одна норма права (ее элементы) содержится в нескольких статьях.
Способы изложения правовых норм в разделах, статьях, главах, параграфах, пунктах, абзацах, частях нормативно-правовых актов имеют информационную природу. Некоторые ученые вообще определяют результаты изложения норм права в актах как информационную структуру нормы права. Но дело, конечно, не в обозначениях, а в том, что информационная структура помогает в поисках элементов нормы права для ее практической реализации. Поэтому конструкция «информационной структуры» также имеет важное научное и прикладное значение1.
Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет: во-первых, четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права; во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.
Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.
По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.
Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определительно-установочные нормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определение правовых понятий и категорий (например, ст. 17 и 21 ГК РФ, в которых даются определения понятий гражданской правоспособности и дееспособности; ст. 14 УК РФ, содержащая определение понятия преступления).
С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженные в ст. 46, 47, 48, 51, 53, 54, 123 Конституции Российской Федерации — для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).
Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.
Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые — «как?». Процессуальные правовые нормы — правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.
По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.
Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:
1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.
Императивные нормы — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.
Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.
Поощрительные нормы — это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты-адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.
По субъекту правотворчества, т.е. в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, все конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормы ограниченного действия — это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие и т.п.).
Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.
Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм. Однако следует иметь в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества1.
Классификация международных правовых нормПравовая система России является подсистемой для международно-правовой системы права, поэтому в данной работе будет интересным уделить внимание также нормам международного права. Статьёй 15 Конституции Российской Федерации установлено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Международно-правовая норма1 — это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, регулирующее межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемое юридическим механизмом охраны. Под формальной определенностью понимается отличительная черта международно-правовых норм, состоящая в особой четкости и определенности, в точности понятий и конструкций.
В своей совокупности международно-правовые нормы являются моделью международной системы. Юридическая функция норм заключается в нормативном регулировании отношений между субъектами международного права.
Как считают многие авторы, международно-правовая норма должна отвечать следующим требованиям: 1) регулировать отношения между субъектами международного права; 2) быть обязательной для субъектов этого права; 3) носить общий характер. Первое требование является общим для всех, а не только для правовых международных норм. Во втором - под обязательностью следует понимать юридическую силу, поскольку собственной обязательной силой обладают и неправовые нормы. Третье требование означает, что норма должна быть рассчитана на неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное решение. Усложнение выполняемых международным правом функций предопределяет растущее многообразие нормативного инструментария.
Классификации норм международного права весьма сложна и многопланова. Существует множество критериев, на основании которых такая классификация может быть осуществлена. Поэтому, взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно рассмотреть следующую общую классификацию норм международного права:
по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
по юридической силе - императивные и диспозитивные;
по функциям в механизме международно-правового регулирования -материальные и процессуальные;
по способу создания и форме существования, т.е. по источнику -
обычные, договорные.
Универсальные нормы являются нормами общего международного права, обязательными для всех его субъектов. В национальном законодательстве они обычно именуются общепризнанными нормами международного права.
Универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт более развитых региональных систем и универсальной системы в целом. Существование региона выводится из обстоятельств, среди которых на первом месте стоят соглашения, заключенные образующими регион государствами. К этому добавляется, что регионы создаются государствами, объединяемыми прежде всего общими интересами, а также национальной общностью и общностью учреждений.
Доктрине и практике известна также категория партикулярных, локальных норм, под которыми понимаются международно-правовые нормы, имеющие более ограниченную сферу действия, чем универсальные.
Источником локальной международно-правовой нормы являются, как правило, двусторонние, трехсторонние и другие групповые, региональные договоры.
Одна из характерных черт современного международного права заключается в наличии в нем довольно крупного массива императивных норм, которые наделены особой юридической силой. Эти нормы определяют главные цели и основное содержание международного права, а также характер его функционирования. Императивная норма создается так же, как и иные нормы универсального международного права, т.е. путем общего согласия государств. Однако это согласие обладает спецификой. Оно касается не только содержания нормы, но и придания ей императивной силы. Последняя заключается в недопустимости отклонения от нормы даже путем двусторонних, групповых или многосторонних договоров. Противоречащий ей договор будет недействительным с самого начала. Вновь возникающая императивная норма делает недействительными противоречащие ей договоры. Первостепенную роль в создании императивных норм призваны играть общие многосторонние договоры. Однако заключение общих многосторонних договоров и особенно обеспечение их широкого принятия оказались сложным делом. Поэтому практика избрала иной путь особенно при формировании императивных норм общего характера. Сначала они облекаются в форму политических актов (резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и международных совещаний), что обеспечивает им четкость содержания, а в дальнейшем они получают признание в качестве правовых норм. Такой метод облегчает принятие новых норм, дает возможность проверить их в действии, постепенно внедрить в практику, соответствующим образом подготовить международно-правовое сознание. В этом заключена одна из причин того, что основной формой существования императивных норм является обычай. Другая, надо полагать, главная причина того, что основной формой существования императивных норм служит обычай, заключается в том, что эти нормы закрепляют исторически достигнутый уровень цивилизованности и демократии международного сообщества и потому прекращение действия содержащего их договора не может вести к их отмене, даже если речь идет об Уставе ООН.
К императивным нормам общего международного права можно отнести следующие виды норм:
основные цели и принципы международного права; принципы и нормы, закрепляющие исторически достигнутый нравственный стандарт мирового сообщества и международного права (особое место среди них занимают принципы справедливости, добросовестности, незлоупотребления правом);
2) принципы и нормы, закрепляющие достигнутый уровень гуманности(о правах человека, народов, национальных меньшинств, о защите жертв войны, о запрещении применения определенных видов оружия, о преступности пиратства, работорговли, апартеида, геноцида);
принципы и нормы, запрещающие массовое загрязнение атмосферы, земной поверхности, морей;
5) принципы и нормы, определяющие режим международных пространств, открытого моря, космоса, Антарктики.
Основную массу как универсальных, так и партикулярных норм составляют диспозитивные нормы. Под диспозитивными нормами понимаются такие, которые допускают отступление от них во взаимоотношениях определенных субъектов в результате соглашения между ними. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять предписание диспозитивной нормы, а в случае ее нарушения несут полную ответственность. Диспозитивность нормы заключается не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.
В международном праве, как и во всякой правовой системе, существует особая разновидность норм, предназначенных для регулирования функционирования этого права. По аналогии с национально-правовыми системами их условно можно назвать процессуальными нормами. Следует, однако, иметь в виду, что в национальных системах нормы создаются и применяются в значительной степени специальными законодательными и правоприменительными учреждениями, деятельности которых посвящена большая часть процессуального права. В международной системе нормы принимаются и в основном осуществляются самими субъектами права. Поэтому здесь процессуальные нормы не столь существенно отличаются от материальных, поскольку они главным образом также регулируют взаимодействие субъектов. Тем не менее, регулируется особая область такого взаимодействия, касающаяся создания и осуществления норм. Как и в национальном праве, оба процесса протекают в юридически закрепленных формах, что служит одним из отличительных признаков права. Кроме того, имеются нормы, регламентирующие деятельность таких правоприменительных органов, как Международный Суд, Совет Безопасности ООН. Наконец, существуют нормы, определяющие соотношение нормативных предписаний, их действие во времени и пространстве, порядок осуществления, правила толкования, реализацию ответственности, применение принудительных мер и др.
В современном международном праве существуют два вида обычных норм. Одни представляют собой сложившееся в практике неписанное правило, за которым субъекты признают юридическую силу. Другие также являются неписанными правилами, за которыми признается высшая юридическая сила, но создаются они не в результате длительной практики, а путем признания нескольких или даже одного предшествующего акта.
Договорная или конвенционная норма представляет собой правило поведения, которое сформулировано и наделено юридической силой международно-правовым договором. Договор является воплощением соглашения участников относительно содержания и обязательной силы содержащихся в нем постановлений. Сущность договорных норм та же, что и обычных – соглашение о её содержании и обязательной силе.
Правильное понимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права.
Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мыслительного процесса. Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других — санкция.
Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения. Сообразно этому в тексте статей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элементы полностью или частично подразумеваются. Например, в словесной формулировке диспозиций многих норм нередко указываются либо только субъективные права, либо только юридические обязанности одной из сторон, но при этом необходимым образом подразумеваются соответствующие им обязанности или права другой стороны.
Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядом причин:
1. Правилами юридической техники, требующими лаконичного, экономного изложения юридического текста. Если диспозиция ряда норм совпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона. Например, ч.4 ст. 162 УК РФ — разбой, санкции за который в виде наказания лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового — содержит перечисление способов такого разбоя: а) организованной группой; б) в целях завладения имуществом в особо крупном размере; в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Здесь диспозиция одна — разбой, а гипотезы — разные. Во избежание повторения диспозиции более экономно излагаются все составы в одной статье, и даже в одной структурной единице статьи. То же относится к совпадению санкций, гипотез. В таких случаях совпадающие части структуры норм права или нормы, обслуживающие ряд правовых институтов, например, гражданского права, формулируются в Общей части Гражданского кодекса или Уголовного кодекса. Например, ст. 8 ГК РФ — основания возникновения гражданских прав и обязанностей или ст. 44 УК РФ — виды наказаний. Положения этих статей относятся к нормам, содержащимся в Особенных частях Кодексов.
Необходимостью совпадения духа и буквы закона, т.е. мысль законодателя и словесное ее выражение должны совпадать. Но современем текст акта может устаревать, поэтому формулировки, содержащиеся в статьях акта, требуют толкования. И здесь используется анализ всех трех элементов нормы права. Отыскание этих элементов и позволяет правильно проанализировать и применить адекватное, распространительное или ограничительное толкование.
Удобство пользования актом также служит причиной, когда в статье акта содержится не одна норма, а несколько или, напротив,одна норма размещается в нескольких статьях.
Итак, существует несколько способов изложения норм права в статьях нормативного правового акта.
Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Например, статья 462 ГК РФ - обязанности покупателя и продавца в случае предъявления иска об изъятии товара – устанавливает, что если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара (гипотеза), покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле, а продавец обязан вступить в это дело на стороне покупателя (диспозиция), продавец, привлеченный покупателем к участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильность ведения дела покупателем (санкция).
Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда.
Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 18 СК РФ указывается: «Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке». А в ст.ст. 21-23 говорится о том, что в судебном порядке брак расторгается, если: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса (опять же отсылочный способ изложения), или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.
При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения», ст. 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин».
Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.
Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.
При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ч. 21 ст. 48 ГК РФ формулирует понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки. Например, в ст.304-309 УПК РФ указаны реквизиты, которые должны сдержаться в приговоре суда.
Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всех случаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какое поведение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствах требуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.
Заключение
Юридическая норма ключевое звено права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы, обладающий, специфическими признаками, характерными чертами: 1) единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли; 2) это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, обязательное для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государства, поскольку имеют государственно-властный характер; 3) предписание общего характера, рассчитанное не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия; 4) как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений; 5) единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства; 6) отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью.
Все признаки правовой нормы удачно корреспондируют и с её структурами, сосредоточены в этих структурах. Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: юридическую, логическую и социологическую. Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы, диспозиции, санкции. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.
Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтернативные. Диспозиции нормы права по степени их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные. Санкции нормы права по степени юридической определенности делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.
Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение. Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если—то—иначе». «Если» — это условие действия нормы права, «то» — само правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.
Социологическая структура нормы права раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации.
Классификация правовых норм позволяет: определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права; уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов. Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.
По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права. По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия, ограниченного действия, локальные.
Поскольку правовая система России является частью международно-правовой системы права, поэтому в данной работе уделено внимание общей классификация норм международного права и приведено следующее их деление:
по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
по юридической силе - императивные и диспозитивные;
по функциям в механизме международно-правового регулирования - материальные и процессуальные;
по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные.
В данной работе также рассмотрены три способа изложения норм права в статьях нормативного правового акта: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены.
Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Земельный кодекс Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними сделок с ним"
Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. № 1
Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Глава V. М., 1995
Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997
Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2009.
Сырых В.М Воистину ли нормы законов истинны? // Государство и право.1996. №7
Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус.яз., 1992.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
Теория государства и права: учеб. (для юридических вузов) / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2007.
Юридический энциклопедический словарь / отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
1 Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус.яз., 1992. – 414 с.
1 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.-314 с.
2 Теория государства и права: учеб. (для юридических вузов) / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2007. - 420 с.
1 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.-314 с.
1 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 248 с.
1 Теория государства и права: учеб. (для юридических вузов) / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2007 -431с.
1 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.- 324 с.
1 Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997 – 112 с.