Введение
В данной курсовой работе я постарался рассмотреть особенности взаимоотношений государства, права и морали. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.
Государство и право как социальные институты существовали не
всегда . Если «естественное общество» возникает вместе с появлением
древнего человека ( homo habelis- “человек умелый” ) около 2 млн. лет
назад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа
( homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад , то
впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.
Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права
, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали.
Возникновение государства и права было следствием действия закона
возрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели
реализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие
потребностей и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так,
на смену примитивным формам организации и регуляции жизни человека,
какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили более
совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки
зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью
которых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека можно
выделить два этапа в развитии человеческого общества: 1) общество без
государства (догосударственное общество и 2) общество с государством (
государственно организованное общество) . Необходимо также отметить что,
каждое исторически конкретное общество требует строго определенной
меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы -- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и
социальным характером нравственных требований, поскольку в них
органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что
любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она
адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой
группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир
человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из
виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном
счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека,
прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его
индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие
индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые
направляют поведение человека в русло социальной нравственности.
Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную
значимость.
Элементами морального регулирования являются:
- идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
- система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.
I . Определение государства , права и морали
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что такое право и мораль. Интересовал, прежде всего, потому, что государство ,право и мораль как и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -
"общество и власть".
Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы: a) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества); b) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).
Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила – в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является «аппаратной», т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе – постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простого, из «просто» организации политической власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может
быть отличен и ряд других:
«уход» государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника;
развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий
правовой режим;
все большее преобладание республиканской формы правления;
эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все
большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни. В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни все большее значение приобретают
такие тенденции:
1. государство все больше становится «государством человека», в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
2. все общество, а не только государство , выступает в качестве правового;
3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии – парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;
4. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
5. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо- обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны, государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Развитие государства, его совершенствование и укрепление,
осуществляется , так, чтобы во всем комплексе его институтов все более
реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности
– это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно
представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.
Юридические права – это права четко определенные, записанные в законе,
устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.
Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие
значения этого слова: 1) в смысле обычных прав – свободы или возможности
поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанной
на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемой
субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.
Но и в юридическом смысл «право» имеет два значения:
1. субъективное юридическое право – свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение.
2. объективное право – здесь термин «право» близок к терминам «закон»,
«законодательство», и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто «объективное» в обществе – юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право).
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличие от естественного права, право в юридическом значении
предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.
Как позитивное право оно: создается людьми, общественными образованиями, законодателями, судами,
самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества,
целенаправленной волевой деятельности. существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной
реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.
Право судей – судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право.
Право законодателя (право закона) – формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии – представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права – гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы: регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов. охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
1. Общеобязательная нормативность – нормы права распространяют свое
действие на территорию всей страны, на все население.
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках –
юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от
усмотрения отдельных лиц.
3.Действие через дозволение через субъективные права – признак, который
раскрывает особенности права как «права» выделяет его из других норм,
действующих в обществе.
Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что
общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют
поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти. Из всего
вышеперечисленного можно сделать вывод, что Право - это система
общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством
источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного
(а также запрещенного и предписанного) поведения.
Мораль также динамическая регулятивная система как и право. Ее исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб( и более крупно –«кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до начал неэквивалентных - « ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал терпимости ( толерантности , как определяют эти начала ) , прощения, покаяния, воздаяния за зло добром т.д.
Существует несколько научных определении понятия морали:
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов,
оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих
их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и
поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой
общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной
группы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра,
зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются
моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и
действий людей. Другое определение морали даёт известный российский
правовед С.А. Комаров: Мораль (нравственность) - это взгляды, представления
и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной
жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости,
добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом,
чести, совести, долга, достоинства и т.д.
II. Соотношение государства и морали
Вопрос о соотношении государства и морали очень сложен, потому что во
многих случаях это совершенно противоположные вещи. С самого возникновения
самого понятия «государство», как властью, так и учеными занимающихся
проблемой теории государства и права, старательно подчеркивалось, что
основа любого государственного устройства – это моральные нормы
общества. И ярким примером таких утверждений может служить
теократическая теория возникновения государства. Она рассматривает
государство как Божий промысел, как Божий дар человечеству. И что законы
государства должны основываться на Божьих законах. А что такое Божьи
законы ? Если рассматривать это понятие с христианской точки зрения, то они
, а в частности Христовы заповеди, и есть нормы морали – своеобразный
кодекс нравственного поведения посланный Богом для спасения людей, но к
сожалению почти во всех случаях это не соответствовало действительности и
прикрываясь высокими словами власть строила и развивало государство и
право совсем другими методами, совершенно далекими от морали.
К сожалению и наше до недавней поры могучее государство не избежало
такого пути в своем развитии, прикрываясь высокими словами о
коммунистической морали, возведя почти в положение закона « Моральный
кодекс строителя коммунизма » , на деле проводило политику сильно
отличающеюся от провозглашенных приоритетов. Что и привело в конце концов к
появлению двойной морали в обществе и как следствие к гибели государства
, потому что государство основывающееся на нормах ложной морали не может
существовать бесконечно долго. Но также существует и совершенно
противоположный взгляд на проблему взаимоотношения государства и морали.
Многие известные политические деятели вообще отрицали взаимосвязь
государства и морали. В частности У. Черчиль говорил «Государство не
имеет морали а только интересы» , но я считаю что это не совсем правильная
точка зрения , хотя и не лишенная основания. К сожалению авторы материалов
, которыми я пользовался при написании данной курсовой работы уделяют мало
внимания, такой я бы сказал важной теме как соотношение государства и
морали, больше подчеркивая взаимосвязь между государством и правом,
правом и моралью. Но все же прежде чем перейти к более детальному
рассмотрению этих положений, я бы хотел подчеркнуть , что если государство
действительно хочет благоденствия для своих граждан, оно должно ставить
моральные нормы в основу своей политики, придерживаясь положений
христианско-демократической концепции государства, которые основаны на
уникальности и самоценности каждого человека, его уважения со стороны
государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и
государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто
самостоятельно не может себя обеспечить : инвалидам, безработным, детям,
пожилым людям.
III. Соотношение и взаимодействие государства и права
Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права
различались два подхода. Первый исходит из приоритета государства над
правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт
государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой
подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе.
Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к
государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая
практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической
предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как
совокупности норм, издаваемых государством.
Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.
Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.
Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.
Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.
IV. Воздействие государства на право
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере
правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном
участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько
завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные
юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или
административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является
его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на
институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в
материальном способе производства, характере экономического развития
общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка
этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и
определяющим источником права признается государственная деятельность.
Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма.
Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось,
что оно творит право.
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.
1) В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.
2) В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.
3) В признании юридически обязательными регуляторами поведения, фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей
(соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, которые признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.
Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.
Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.
Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.
Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых
отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей
гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет
государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право.
Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего
благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях.
Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.
V. Воздействие права на государство
В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.
1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.
С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев
государственной машины.
2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще- социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.
Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству: a) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований, в свою очередь и граждане воздействуют на государство с помощью права.
Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу праву . b) Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства.
Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму. c) Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. d) Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями. e) Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. f) Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом. g) Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.
Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.
В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.
VI. Взаимосвязь права и морали
Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
В регулировании общественных отношений право также взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не
только их всесторонний анализ с учетом требований идей
правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с
принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества.
Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку
жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически
значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Как
форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль
зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше
государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали
взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены
представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести,
милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества.
Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра,
человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали
оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы
общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной
мере определяются также социально-экономическими условиями жизни
общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс,
возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие
человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания,
происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней
оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело
выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так,
как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип
морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие
общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде
норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях.
Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного
поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании,
приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные
права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства.
Фактическая реализация этих прав является условием обретения
человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его
устремление к счастью, признанное законом. На тесную взаимосвязь
права и морали указывают исторические памятники права Древнего
мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует
применение морально-этических понятий в оценке содержания законов,
других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et
aegui»- «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает
органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля
«Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с
вопросами морали и нравственности. Связь права и морали находит
выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических
проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права
и закона можно верно понять и решать, исходя из органической
взаимосвязи права и морали. В познании качества закона
аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона
применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться
не соответствующим этим социально-филосовским и этическим категориям.
В этом случае закон не может быть признан подлинным правом.
Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять
их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни
общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры
воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания.
Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет
положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования
общественной морали становятся убеждением, составной частью
самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом
сознательности граждан возрастает эффективность правового
регулирования общественных отношений, выполнение требований ном права
воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством,
расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.
Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений.
Противоречия между правосознанием и моральным представлением
могут быть в определении преступления, административного проступка,
мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд
коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще
всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении
других медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в
последнее время широкую огласку дело «доктора Смерти» является
показательным примером «столкновения» между нормами морали и права.
Умерщвляя безнадежно больных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны
избавляет больных, как от физических, так и психических мучений,
что, несомненно, соответствует морали и нравственности
VII. Общие черты права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Что же общего между правом и моралью?
Право и мораль:
- и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
- имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
- они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
- представляют собой средства активного воздействия на поведение людей
VIII. Отличительные особенности права и морали
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, из норм установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах , то есть в отличии от морали право существует в письменном виде. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи.
В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал знаменитый древнеримский политик и оратор Цицерон.
Право, мораль имеют в качестве специфической гарантии исполнения, авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны.
В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения
лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения
человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки
зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном
случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.
С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его
намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
Заключение
С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль выше всего, но честь выше прибыли». В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости
в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при
определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы
непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими
санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных
устоев.
Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем,
на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы
работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали.
Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.
Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.
В заключении хочется выразить надежду, что в новом веке Россия наконец то станет правовым государством на деле, а не на словах, где государство, право и мораль будут находится в тесном взаимодействии и в котором высшей ценностью станет человек и его права.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Теория государства и права. Учебник /под ред. М.М. Рассолова, В.О.
Лучина,Б.С. Эбзеева М. : Юнитидана 2000 г.
2. Венгеров А.В. Теория государства и права. Т.1. М.: Юристъ., 1996
3. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева –
М. Юрист, 1996
4. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.
5. Агешин Ю.А. Политика, Мораль, право. М., 1982
6. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк М., 1974
7. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.