1. Введение
Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли. Это положение тем более очевидно в наше время, когда решающими ресурсами являются уже не столько запасы нефти или газа, подземные кладовые черных или цветных металлов, плодородные почвы или густые леса, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Доступ же к мировым ресурсам научно-технической информации и новых технологий как условия развития собственных возможностей в этих областях обеспечивается активным участием страны в системе международных экономических и научно- технических связей.
Способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство призваны таможенное дело и таможенная политика России. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности. Только высокоорганизованное таможенное дело страны, ее продуманная и сбалансированная таможенная политика могут оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.
Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы взимания таможенных платежей и таможенной стоимости как основы начисления таможенных платежей,
Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию приемов работы таможенных органов и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой. По мнению людей, так или иначе связанных с процедурами таможенного контроля, особого внимания заслуживали проблемы: определения таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу России товаров и ее влияние на величину взимаемых таможенных платежей. Предметной областью изучения явились технологические схемы и порядок производства таможенных процедур, практика обеспечения таможенного контроля.
Методологической основой работы стали таможенное законодательство и
иные правовые акты, содержащие нормы таможенного права; монографии, учебные
пособия и публикации по истории и настоящей практике таможенного дела;
ведомственные инструкции Государственного таможенного комитета и
Центрального Банка России, Западно-Сибирского таможенного управления,
подразделений Томской таможни. Одним из методов работы стало изучение на
практике работы отдела контроля таможенной стоимости и валютного контроля
Томской таможни.
2. Таможенная стоимость
2.1. Таможенная стоимость товаров как основа применения таможенного тарифа
Как определено Таможенным кодексом Российской Федерации, для целей
обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики;
применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических
отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного
контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации применяется таможенная
стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом
Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлась сложной процедурой в таможенной практике.
В настоящее время большинство стран, участвующих во внешней торговле, применяет одну из двух международных систем определения таможенной стоимости: "Брюссельская" или ГАТТонская. Брюссельская Конвенция о создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ была заключена в 1950 году. К этой Конвенции присоединилось свыше 70-ти государств западноевропейского региона .
Дальнейшее развитие внешнеторговой практики потребовало определенных
изменений в этой системе, в результате чего в рамках Токийского раунда
торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году двадцатью
восемью странами было подписано Соглашение о применении ст. VII ГАТТ
"Оценка товаров для таможенных целей". Соглашение определяет таможенную
стоимость товара, как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за
товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с
учетом установленных доначислений к этой цене.
Россия, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ, сохраняет в нем статус
наблюдателя. Первым шагом на пути создания национального Российского
законодательства по таможенной стоимости в свете требований Соглашения по
применению ст. VII ГАТТ было принятие в соответствии с Указом Президента РФ
от 4.06.92 N 630 "О временном импортном тарифе Российской Федерации",
постановления Правительства РФ от 05.11.92 года N 856 "Об утверждении
Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию
Российской Федерации в котором зафиксированы основные методы определения
таможенной стоимости и порядок их применения. В соответствии с
Постановлением возможно применение следующих методов определения таможенной
стоимости:
1 метод - по цене сделки с ввозимыми товарами;
2 метод - по цене сделки с идентичными товарами;
3 метод - по цене сделки с однородными товарами;
4 метод - на основе вычитания стоимости;
5 метод - на основе сложения стоимости;
6 метод - резервный метод.
Приказом ГТК России от 03.12.92 N 577 предписано поэтапное введение в
действие Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.11.92
N 856:
• с 1 января 1993 года определение ТС ввозимых товаров в соответствии с
указанным Порядком осуществлялось на ограниченный перечень, товаров, а на
остальную
номенклатуру товаров - в случае значительного колебания цен;
• распространение Порядка определения ТС на всю номенклатуру ввозимых
товаров
производилось последовательно соответствующими приказами ГТК.
Принципиальной особенностью введенной Порядком системы таможенной оценки является принятие по сделкам, заключенным на стоимостной основе, в качестве таможенной стоимости фактически оплаченную или подлежащую оплате цену товара, а не какой-либо нормативной теоретической цены сделки, заявленные декларантом по определению таможенной стоимости, должны быть достоверными и документально подтвержденными.
В дополнение к своему приказу от 03.12.92 N 577 ГТК России Указанием от 18.12.92 N 01-12/248 расширил перечень товаров, по которым предлагается осуществлять декларирование таможенной стоимости и разработал "Временные методические положения по практическому применению Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ".
Методические положения содержат комментарии и разъяснения по основным пунктам Порядка, дают их трактовку и конкретизацию для целей практического применения при осуществлении таможенной оценки товаров.
С 1 июля 1993 года Порядок определения таможенной стоимости, введенный
приказом ГТК России от 03.12.92 N 557 распространился на весь перечень
подакцизных товаров, номенклатура которых утверждена Приказом ГТК России от
30.01.93 N 49.
Окончательное закрепление в Российском законодательстве принципов ГАТТ
по таможенной оценке товаров осуществилось с принятием Закона РФ "О
таможенном тарифе", который вступил в действие с 1 июля 1993 года. В
разделе IV данного Закона установлена организационно правовая сторона
системы определения таможенной стоимости. Методологии определения
таможенной стоимости товаров посвящен раздел IV Закона "Методы определения
таможенной стоимости товара и порядок их применения" (ст. 18 - 24). Как уже
отмечалось выше, в основу этой методики положены принципы Соглашения о
применении ст.7 ГАТТ.
Закон РФ "О таможенном тарифе" заложил основополагающие методологические и
организационные принципы системы определения таможенной стоимости товаров,
ввозимых на территорию РФ. Таможенный кодекс России определил правовые,
экономические и организационные основы таможенного дела. Однако ярко
выраженные функции таможенных органов по определению и контролю таможенной
стоимости в ТК РФ
не зафиксированы в отличии от целей валютного контроля, хотя определение
ТС, как базы таможенного налогообложения, является приоритетным
направлением в деятельности
таможенных органов. Но, исходя из конечной цели контроля таможенной
стоимости как
базы начисления таможенных платежей и сборов наиболее приемлемыми функциями
таможенных органов является ст. 10:
п. 6 - "взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей";
п. 10 - "осуществление и совершенствование таможенного контроля и
таможенного
оформления..."
Исключительно важное значение для осуществления контроля таможенной
стоимости имеют установленные Таможенным кодексом:
1) Формы и методы проведения таможенного контроля в рамках контроля
правильности определения таможенной стоимости (ст. 180 ТК РФ):
• проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
• проверка системы учета и отчетности;
• устного опроса должностных и физических лиц.
2) Нормы о правах таможенных органов при осуществлении такого контроля, а
именно:
• право таможенных органов получать от банков, правоохранительных органов,
налоговых и иных контролирующих органов сведения, необходимые для
таможенного контроля (ст. 182 ТК РФ);
• право привлечения специалистов и экспертов для оказания содействия в
проведении таможенного контроля (ст. 183 ТК РФ);
• право доступа должностных лиц таможенных органов на территорию и в
помещении любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства,
подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного
контроля (ст. 184 ТК РФ);
• право таможенных органов назначать либо проводить в пределах своей
компетенции
проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и
транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации (ст.
186 ТК).
Если в результате таможенного контроля выявляются нарушения, связанные с неправильным определением или заявлением таможенному органу сведений по таможенной стоимости товаров, то в соответствии с ТК РФ это классифицируется как нарушение таможенных правил (ст.282 ТК РФ) и влечет применение соответствующих штрафных санкций с взысканием в бесспорном порядке неуплаченных таможенных платежей, независимо от срока обнаружения факта неуплаты (ст. 124 ТК РФ).
В развитии Закона РФ "О таможенном тарифе" 05.01.94 ГТК России были утверждены "Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" и "Инструкция по контролю таможенной стоимости импортируемых товаров". Положение, введенное в действие с 17.02.94 (со дня опубликования в газете "Российские вести"), обязательно к исполнению при таможенном оформлении ввозимых товаров всеми лицами, за исключением физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей.
Таким образом, рассмотренные выше акты таможенного законодательства создают нормативную основу системы регулирования процедуры определения, заявления и контроля таможенной стоимости, как базы для исчисления таможенных платежей и сборов.
Реализация нормативных актов по определению таможенной стоимости рассмотрена на примере Томской таможни.
2.2. Анализ практики применения нормативных актов по определению таможенной стоимости
Статьей 13 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и
разделом V ГК РФ регламентировано, что таможенный орган Российской
Федерации, осуществляет контроль за правильностью определения таможенной
стоимости (далее - ТС). В целом функции контроля за правильностью
определения ТС можно разделить на два этапа:
1 этап - в ходе таможенного оформления в соответствии с требованиями
Приказа ГТК
от 05.01.94 N 1 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ"
и в
развитии данного приказа, последующими специальными нормативными актами
регламентирующими особенности определения, заявления и контроля таможенной
стоимости в отношении отдельных видов товаров.
2 этап - после выпуска товаров в свободное обращение в ходе проверок
финансово хозяйственной деятельности участников ВЭД в соответствии с
Указанием ГТК РФ N 01 12/994 от 24.11.93 "О мерах по организации проверок
финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД".
На первом этапе в соответствии с технологическими схемами должностные
лиц контролируют процедуру заявления и осуществляют проверку правильности
определена ТС:
а) декларант в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (п.2 ст. 13)
определяет и заявляет таможенную стоимость ввозимых товаров по методам,
установленным этим Законом;
б) таможенный орган производит:
• проверку правильности применения выбранного метода оценки (п.2 ст. 13);
•проверку включения всех элементов, установленных Законом, в соответствии с
условиями поставки товара и предусмотренными контрактом условиями сделки;
• проверку полноты представленных декларантом документов и проверка
достоверности заявленных в них сведений (п.2 ст. 15);
• при необходимости корректировку произведенных декларантом расчетов
таможенной стоимости (п.2 ст. 16).
Для заявления таможенной стоимости введена форма декларации таможенной
стоимости (далее - ДТС), причем ДТС-1, используется при заявлении
таможенной стоимости, определяемой по методу 1 и по методу 6, базирующегося
на применении методе
1, а ДТС-2 - при определении таможенной стоимости по одному из методов 2-6.
Декларация таможенной стоимости представляется таможенному органу
вместе с
соответствующей грузовой таможенной декларацией (далее - ГТД). Формы ДТС-1
(ДТС-2) КТС-1 (КТС-2) являются унифицированными таможенными документами,
необходимыми для целей таможенного оформления и таможенного контроля.
В соответствии со ст. 174 ТК РФ определен конкретный перечень
основных н дополнительных документов, который должен представляться
декларантом при заявлении сведений по таможенной стоимости (пп.1, 2 ст. 15
Закона). Такая подробная детализация документов позволяет на практике
своевременно снять необоснованные претензии ее стороны декларантов,
удостоверяющих достоверность заявленных сведений.
ДТС, заполненная самостоятельно декларантом, кроме граф,
предназначенных для отметок таможни, проверяется таможенным органом. Все заявленные
декларантом сведения должны быть подтверждены документально (п.1 ст. 15
Закона). Если таможенная стоимость определена правильно и в соответствии с
выбранным методом и условиями поставки, должностным лицом таможенного
органа делаются соответствующие отметки в графах ДТС.
Статьей 16 Закона "О таможенном тарифе" таможенным органам дано право
самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара,
последовательно применяя методы ее определения:
• при отсутствии данных, подтверждающих правильность заявленной декларантом
таможенной стоимости;
• при наличии достаточных оснований полагать, что заявлены недостоверные
сведения, и производить на основе вышесказанного корректировку в
соответствии с настоящим Законом.
При этом акцент делается на корректировку таможенной стоимости
товаров, определяемых по методу 2 (с идентичными товарами) и методу 3
(однородными товарами). Корректировка в данном случае должна производиться
с учетом расходов, регламентированных ст. 19, т.е. по компонентам, ранее
включенным в таможенную стоимость (ст.20 п.З, ст.21, п.2 Закона "О
таможенном тарифе"). s
По остальным методам определения таможенной стоимости (4 - 6) понятие
корректировки, как термина, отсутствует по тексту, тем не менее, описание
данных методов с учетом различных "вычитании" из цены товара, "сложения" к
цене товара и применения ценовой информации в качестве цены товара
предполагает изменение первично заявленной таможенной стоимости, т.е. ее
корректировку.
Более конкретно применение процедуры корректировки таможенной
стоимости определено в приказе ГТК N 1 от 05.01.94, которая рассматривается
с точки зрения ее завершенности в 2-х вариантах:
1. Корректировка таможенной стоимости в связи с окончательной таможенной
оценкой.
2. Корректировка таможенной стоимости в связи с временной (условной)
оценкой.
После приема документов к таможенному оформлению, все произведенные
корректировки таможенной стоимости рассматриваются как таможенная оценка. О
своем намерении произвести корректировку, в том числе на основании
достаточно представленных сведений, должностное лицо таможенного- органа
делает расчет и соответствующие записи в специальной графе ДТС "Для отметок
таможни", с указанием даты, подписи и оттиском личной номерной печати
-должностного лица. На основании произведенной корректировки декларантом
дополнительно производятся соответствующие изменения в графах ДТС, при этом допускается заполнение нового бланка при
наличии большого количества исправлений. О своем согласии с исправлением,
декларантом заполняется графа "10.6.".
При отсутствии разногласий по корректировке таможенная стоимость считается скорректированной окончательно с заполнение формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1, КТС-2), которая может быть заполнена как декларантом, так и должностным лицом таможенного органа.
Не исключены варианты, когда декларант не согласен с корректировкой
таможенной стоимости и с внесением изменений в ДТС, при этом, оставляя за
собой право, отказаться от подписи на бланках ДТС. За ним оставлено право
письменно запросить у таможенного органа разъяснения причин, по которым не
принята заявленная им таможенная стоимость. Независимо от сроков и вопросов
обжалования, клиент обязан во всех случаях произвести оплату всех
начисленных (доначисленных) таможенных платежей, т.е. в соответствии со ст.
119 ТК РФ - платежи уплачиваются до или одновременно с принятием ГТД.
В п.2.10. Положения определены условия обеспечения уплаты начисленных
таможенных платежей, что соответствует п. 3 ст. 15 Закона "О таможенном
тарифе" и ст. 122 ТК РФ:
• под залог имущества,
• под гарантии уполномоченного банка,
• с внесением сумм на депозит таможенного органа.
Отсутствие необходимых документов на дату таможенного оформления в подтверждение - заявленной таможенной стоимости дает право должностному лицу таможенного поста произвести условную (временную) таможенную оценку товаров и запросить дополнительные сведения в пределах установленного срока (но не более 60 дней). Данное право таможенного органа закреплено Таможенным кодексом РФ: "...для проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, должностное лицо таможенного органа вправе запросить дополнительные сведения и установить сроки для их представления".
В качестве согласия, принятым решением таможни, декларант
предоставляет письменное заявление по конкретным ГТД с просьбой
предоставить товар в свое пользование, и указывает гарантию уплаты
доначисленных платежей под конкретные условия обеспечения (т.е. залог
имущества, гарантию банка или депозит таможни). Данное заявление,
подписанное распорядителями кредитов предприятия, является официальным юридическим документом, поскольку в заявлении указываются согласованные
сроки представления документов, от которых зависит принятие окончательного
решения по оценке товаров. В случае если клиент не предоставляет документы
в определенные сроки,
таможня оставляет за собой право считать таможенную оценку окончательной и
не
возвращать доначисленные в связи с этим платежи.
Как показала практика работы Томской таможни и по мнению декларантов,
наибольшее количество корректировок с условным выпуском товара впоследствии
становятся окончательными без предоставления декларантом дополнительных
документов в течение определяемого срока.
Данную ситуацию можно объяснить следующими причинами:
а) нежелание участника ВЭД затрачивать дополнительное время для повторной
работы с таможенным учреждением;
б) предположение, что декларируемая таможенная стоимость даже с учетом
условно-
таможенной оценки удовлетворяет клиента, т.к. часто в действительности
реальная стоимость товара несколько выше. Однако данные факты можно
подтвердить только в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности
участников ВЭД по данным бухгалтерского учета. Поэтому подобные участники
ВЭД ставятся на особый учет для последующей проверки силами таможенной
инспекции;
в) элементарная халатность лиц, уполномоченных организацией - декларантом,
при исполнении своих обязательств перед таможенными органами.
В случае условного выпуска товаров по заявлению клиента в соответствующих графах ДТС, КТС И ГТД таможенным органом делается отметка о сроке корректировки и форме обеспечения уплаты таможенных платежей. После представления всех дополнительных документов, но до истечения установленного срока, осуществляется пересчет таможенной стоимости и, соответственно, таможенных платежей с заполнением нового бланка КТС.
Установленный порядок ориентирован на предотвращение необоснованного
увеличения общих сроков таможенного оформления товаров и задержку их
выпуска, чем может быть нанесен значительный ущерб коммерческой
деятельности. При этом вся процедура таможенной оценки должна укладываться
в сроки в соответствии со ст. 194 ТК РФ не позднее 10 дней с момента
принятия ГТД к таможенному оформлению.
На практике основными причинами корректировки являются не включение в
расчет таможенной стоимости транспортных расходов в соответствии с
условиями поставки, коммерческих услуг, предусмотренных по контракту, а
также технические ошибки. Во всех случаях оплата доначисленных сумм
таможенных платежей и сборов производилась путем внесения денежных средств на депозит таможни в ходе таможенного
оформления.
Другие формы обсечения уплаты таможенных платежей не пользуются популярностью среди участников ВЭД, что объясняется: во-первых, недостаточным знанием нормативной базы таможенного дела и полной неосведомленностью о существовании подобных форм, особенно "под залог имущества"; во-вторых, незначительностью доначисленных сумм таможенных платежей и сборов в ходе корректировок, которые оплачивались клиентами тотчас в ходе таможенного оформления; в-третьих, до сегодняшнего дня в перечень уполномоченных банков, имеющих право выдавать гарантии по согласованию с ГТК РФ, входили, в основном, столичные банки, что затрудняет использование этой формы, к примеру, участниками ВЭД г. Томска.
Как показывает, анализ документов, представленных к таможенному
оформлению в Томской таможне, чаще всего случаи проведения корректировки
таможенной стоимости и таможенных платежей встречаются:
• при выявлении и исправлении в форме ДТС-1, ДТС-2 арифметических ошибок,
повлиявших на цену сделки;
• при выявлении несоответствия величины и структуры таможенной стоимости
предъявленным в подтверждение документам и уточнении цены;
• при необходимости осуществление временной условной оценки;
• при окончательном определении таможенной стоимости в случае
предоставления декларантом дополнительной информации.
• при проведении таможенной оценки таможенным органом.
Следует отметить, что нормативными документами ГТК строго определено проведение корректировки только в процессе таможенного оформления. В частности, указанием ГТК РФ' № 01-12/835 запрещено таможенным органам принимать к рассмотрению документы по вопросу корректировки таможенной стоимости в связи с отклонением по количеству и качеству после выпуска товаров в свободное обращение и предписано руководствоваться только пунктами, оговоренными в приложении N 3 и приказе N 1, т.е. только в ходе таможенного оформления. Однако п.3.1 в "типе корректировки" указано на возможность проведения корректировки после выпуска товаров в свободное обращение, что возможно в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, по результатам которой возможна корректировка таможенной стоимости с начислением платежей. В других случаях разрешение подобной ситуации возможно только по решению ГТК РФ, куда предоставляется весь пакет документов для принятия окончательного решения.
Отделом таможенной стоимости и валютного контроля Томской таможни,
особое внимание уделяется определению условно-таможенной оценки ввозимых
физическими лицами транспортных средств. При наличии оснований полагать,
что заявленная стоимость не является достоверной, отдел самостоятельно
определяет стоимость ввозимых транспортных средств на основании имеющейся в
отделе ценовой информации и каталогов "Super Schwacke" с учетом времени
изготовления транспортного средства, страны его происхождения, пройденного
километража и других технических характеристик.
В отделе, на таможенных постах ведется сбор ценовой информации по
переоцененным
транспортным средствам. Получаемая ценовая информация по новым и
подержанным автомашинам необходима и полезна в работе, постоянно
используется при переоценке автомашин.
Однако названный каталог и ряд других каталогов иностранных фирм- поставщиков транспортных средств, которые рекомендованы ГТК России как базовые для определения таможенной стоимости автомобилей , определяет продажную цену автомобилей с учетом стоимости предпродажной и сервисной подготовки, вследствие чего в отдельных случаях в 2-4 раза завышается таможенная стоимость товара по сравнению с реальной таможенной стоимостью.
В целях применения методов определения ТС необходимо уточнить, что в
нормативных документах понимается под определением "стоимость". Ранее, в
соответствии с Приказом ГТК N 283 понятие "фактурной" и "таможенной"
стоимости были идентичны, что создавало проблемы для целей валютного
контроля. С введением в действие с 01.08.94 Приказа ГТК России N 162 в
таможенном отношении стали применяться два принципиально разных термина:
• таможенная стоимость;
• фактурная стоимость - цена товара фактически уплаченная или подлежащая
оплате. Следовательно, фактурную стоимость можно расценивать, как цену
сделки. Основой для таможенной стоимости является цена, документально
подтвержденная счетом-фактурой (или счетом-проформой для условно
стоимостных целей). При этом счет-фактура должен быть уплачен или
предъявлен к оплате. Тем не менее, анализ применения метода 1 убеждает, что
для полной достоверности применения данного метода необходимо иметь
однозначно оплаченный счет и выписку из лицевого счета (подтверждение
оплаты). В противном случае неоплаченные счета в дальнейшем могут вызывать
сомнения в полноте оплаченной суммы. Поэтому, при определенных
обстоятельствах, здесь для определения таможенной оценки товара наиболее
применим метод 6 на базе гибкого использования метода 1.
При определении ТС в цену сделки включаются все расходы, связанные с доставкой товара до границы РФ, если они не были ранее в нее включены (п.1 ст. 19 Закона) в зависимости от условий поставки.
На цену могут оказывать существенное влияние:
• скидки;
• несоответствие по количеству и качеству;
• косвенные платежи, о которых наиболее подробно расписано в титульном
листе ДТС.
При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить
между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от
продавца к покупателю, о чем указывалось выше. Для унификации понимания
прав и обязанностей сторон контракта и были разработаны базисные условия
поставки, которые определяют распределение обязанностей между продавцом и
покупателем по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска
случайной гибели и порчи товара с продавца на покупателя.
Базисными эти условия называются потому, что они устанавливают базис
(основу) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке
товара или нет.
В отношении стран СНГ допускается представление, вместо счета-фактуры,
подробной товарной сертификации и платежного поручения. Однако, оба
документа должны содержать все необходимые реквизиты для таможенного
оформления (наименование товара, цена за единицу, общая стоимость, дата
платежа, банковские реквизиты и др.). Но в любом случае, при оценке товара
в таможенных целях, в таможенной стоимости должны быть учтены установленные
Законом дополнительные начисления к цене:
• комиссионные и посреднические услуги;
• расходы на упаковку и тару;
• стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по
сниженным ценам;
• лицензионные и иные платежи;
• расходы по доставке товара до места ввоза или места назначения в
соответствии с предъявленными документами.
По практике работы ОКТСиВК Томской таможни, преобладающими дополнительными начислениями являются только транспортные расходы и страхование.
Возможны исключения из цены сделки расходы по доставке товара при
транспортировке его по таможенной территории РФ. Главное требование
-документальное подтверждение, а в отношении транспортных расходов -
вычитание возможно только при условии официальных расчетов, произведенных
специализированными транспортными организациями. Основными вычитаниями из
ТС являются:
• расходы по монтажу, сборке и наладке оборудования или оказанию
технической помощи после ввоза;
• расходы по доставке товара после ввоза до места назначения;
• расходы по уплате таможенных платежей и сборов при определенных условиях
поставок.
В случаях, когда невозможно определить стоимость сделки по методу 1, таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" по методам 2-6, последовательно их применяя. При этом заполняется бланк по форме ДТС-2. Нормативными документами ГТК России подробно описаны процедуры реализации других методов определения таможенной стоимости товаров.
Условиями использования метода 2 (по цене сделки с идентичными
товарами) являются:
• товары проданы для ввоза в РФ,
• товары ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза
оцениваемых товаров,
• товары ввезены на тех же коммерческих условиях,
• товары ввезены примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары.
Наиболее влияют на цену сделки с идентичными товарами, при прочих равных
условиях, сохранение коммерческих условий и количественных элементов.
Поэтому корректировка цены сделки для придания ей идентичности производится
с учетом этих двух характеристик.
В качестве объективных доказательств целесообразности и точности
корректировок для таможенных органов могут служить действующие прейскуранты
производителя, относящиеся к различным условиям и различным количествам.
При этом должны производиться все дополнительные доначисления, связанные с
условиями поставки.
При использовании метода 3 (по цене сделки с однородными товарами) в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается условная единица по товарам, однородным импортируемым. Применение метода 3 основано на тех же принципах, что и применение метода 2, но различие между ними в физических характеристиках. Поэтому однородные товары имеют только сходные характеристики (а не одинаковые во всех отношениях) и состоят из схожих элементов, что помогает их использовать в качестве однородных.
Практически сложность применения второго и третьего методов при их
однотипности применения заключается в следующем:
• ограниченность по времени в применении оцениваемых товаров в качестве
идентичных или однородных;
• жесткие параметры определения идентичности или однородности товаров.
Согласно п.2 ст. 18 Закона при невозможности использования методов 2-3 при
определении таможенной стоимости можно перейти к применению методов 4 или
5. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой
последовательности в системе иерархичности применения методов.
Суть метода 4 (на основе вычитания стоимости) заключается в том, что
за основу
определения таможенной стоимости берется продажная цена, по которой
идентичные или
однородные товары продаются на внутреннем рынке в неизменном состоянии.
В основе продажной цены лежит цена единицы товара:
• по которой идентичные и однородные оцениваемые товары продаются
наибольшей партией на территории РФ;
• ввезенного не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемого товара;
• при которой продавец и покупатель не взаимозависимы относительно друг
друга. Для возможного применения внутренней цены из нее необходимо выделить
те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, т.е. затраты,
произведенные после импорта данных товаров, а именно:
• комиссионные вознаграждения, погрузка, разгрузка, страхование,
транспортировка на территории РФ после выпуска товаров в свободное
обращение;
• взимаемые импортные таможенные пошлины, сборы и налоги подлежащие уплате
в
РФ в связи с ввозом и продажей товаров.
Особенностью применения приемлемых продажных цен является то, что при
ее расчете необходимо выйти на первую перепродажу импортных товаров.
Сложность применения данного метода на практике заключается в том, что:
• аналогично с методами 2-3 имеется ограниченность по времени использования оцениваемых товаров;
• имеется сложность в определении первичного звена перепродажи при наличии
целой цепи посредников в реализации сделки;
• имеется проблематичность в поиске полной продажной цены на внутреннем
рынке особенно в неизменном состоянии и вычитании из нее компонентов,
которые специфичны для каждого региона в зависимости от их удаленности.
Применение метода 5 (на основе сложения стоимости) регламентировано
ст.23 Закона и основывается на цене товара, рассчитанной сложением
компонентов, характеризующих все издержки и затраты на производство
оцениваемых товаров с учетом предполагаемой прибыльности получаемой
иностранным партнером в результате экспорта товаров в Российскую Федерацию.
Данная информация базируется на бухгалтерских отчетах производителя-
экспортера, соответствующего общепринятым принципам учета и применяемым в
стране производителе. В отличии от ранее рассмотренных методов определения
таможенной стоимости, данный метод нормативными документами слабо
комментируется в части практики применения, в этом просматривается
проблематичность его использования. Иностранными. партнерами вся
предоставляемая в адрес российских участников ВЭД информация расценивается
как коммерческая тайна, не говоря уже о получении конкретных бухгалтерских
отчетов, особенно касаемых вопросов прибыльности.
Для полноправного применения данного метода, даже допустив, что клиент
предоставит интересующую таможенный орган информацию необходимо знать:
1. Правила международной торговли.
2. Общепринятые мировые принципы ведения бухгалтерского учета.
3. Специфику таможенного законодательства, используемые меры тарифного
регулирования в разрезе конкретной страны.
Метод 6 (Резервный метод) (ст.24 Закона) применяется в том случае,
если таможенный орган аргументировано считает невозможным использование
методов 1 -5. Таможенная стоимость определяется с учетом мировой практики,
но на базе гибкого применения методов 1-5.
Данный метод не устанавливает какую-либо исходную базу оценки. В качестве
таковой для определения таможенной стоимости могут использоваться:
а) цена сделки с оцениваемыми товарами (на базе метода 1, например,
отсутствие некоторых доказательств, подтверждающих таможенную стоимость).
Практически широко используется применение метода 6 на базе метода 1 при
условном выпуске товаров с проведением корректировки таможенной стоимости
и. определении условной (временной) таможенной стоимости.
б) таможенная стоимость идентичных, однородных товаров (товары одного
класса и вида - это товары, относящиеся к одной отрасли промышленности и
имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке) или товаров того же класса
и вида, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям
(метод 6 на базе методов 2,3).
В данном варианте допускается гибкость в отношении:
• срока ввоза товаров;
• ввоз другим производителем;
• производство в другой стране.
в) цена оцениваемых идентичных или однородных товаров или товаров того же
класса и вида, по которым они продаются на рынке РФ и скорректированная с
учетом необходимых вычетов (метод 6 на базе метода 4).
Гибкая трактовка требований допускается в отношении:
• сроков продажи товаров на внутреннем рынке:
• страны, в которой производились, так и другой страны;
• наличие взаимозависимости с учетом поправок.
г) результаты товарно-стоимостной экспертизы;
д) ценовые данные из нейтральных источников информации. К ним можно отнести
каталоги, издания, содержащие торговое описание товаров и их цены,
прейскуранты, прайс-листы, биржевые котировки. Но при обращении к данным
источникам необходима строгая -адресность получаемой ценовой информации.
Необходимо отметить, что в качестве основы для определения таможенной
стоимости по методу 6 не могут быть использованы:
• цена товара на внутреннем рынке;
• цена товара российского происхождения;
• цена товара, поставляемая из страны вывоза в третьи страны;
•. произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена. Таким
образом, наиболее реальное применение метода б выразилось через гибкое
применение метода 1, что наиболее документально подтверждено и не вызывает
конфликтных ситуаций с клиентами.
В развитие настоящего приказа ГТК России N 1 от 5.01.94 на основании обращений из таможен и от участников ВЭД, по линии ГТК России подготовлены комментарии и разъяснения отдельных пунктов, рассматриваются частные ситуации, например, по вопросам применения метода 6 для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, которым определены единообразные подходы в отношении гибкого применения метода 6 на базе других методов и конкретные примеры расчетов или порядок контроля за стоимостной квотой, в пределах которой отдельным организациям предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты таможенных платежей по ввозимым товарам.
Таким образом, ужесточается контроль со стороны таможенных органов за исполнением выделенных стоимостных квот с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Одним из проблематичных вопросов при определении таможенной стоимости является ценовая информация, которая используется для, оценки товаров по методам 2-6
Основными источниками всей ценовой информации является внутренняя
таможенная база, состоящая из данных ГТД и ДТС. Обязательность сбора
ценовой информации рекомендуется Таможенно-тарифным управлением ГТК РФ.
Отдел КТСиВК таможни формирует собственную справочно-информационную базу
данных, ориентированную на номенклатуру товаров, характерных в таможенном
оформлении для Томской области.
Во всех нормативных документах по накоплению различного рода ценовой информации особо обращается внимание на то, что цены, содержащиеся в информационных справочниках, не должны применяться для замены цены сделки, указанной в контракте и счете фактуре. Данные цены могут использоваться таможенными органами в процессе контроля таможенной стоимости только в качестве ориентировочной справочной информации для осуществления предварительного сравнения с заявленной ценой сделки.
Обычно частные ситуации по линии таможенных органов возникают уже в ходе таможенного оформления с использованием нормативных документов на практике.
Так, для Томской таможни была актуальна проблема определения
таможенной стоимости бывшего в употреблении оборудования Сибирского
химического комбината при его экспорте. Высокотоннажные изделия
электротехнической промышленности (мощные трансформаторы и
электродвигатели, теплообменники), которые экспортировались в целях их
переработки как лома черных и цветных металлов, по ряду причин могли
классифицироваться по Товарной номенклатуре ВЭД только как оборудование.
Однако
стоимость бывшего в употреблении аналогичного оборудования по справочной
информации в 5-6 раз превышала как их остаточную стоимость, так и стоимость
металлического лома из соответствующих металлов. В результате этого,
изменялись таможенная и фактурная стоимости, что приводило к неправильной
оценке величины необходимой к репатриации экспортной валютной выручки. С
целью обеспечения достоверности информации была введена процедура
корректировки таможенной и фактурной стоимости с использованием бланков
формы КТС-1, КТС-2, согласованная с отделом таможенной стоимости и
валютного контроля Западно-Сибирского таможенного управления. Данная схема
устраивала как экспортера, так и уполномоченные банки, так как позволяла
достоверно оценивать как фактурную, так и таможенную стоимость товара, и
тем самым избежать объяснений по поводу недопоступления валютной выручки.
На практике встречаются случаи, когда ценовая информация "отстает" по
времени от реальной величины таможенной и фактурной стоимости. Особенного
это касается сезонных цен на ввозимые в Россию фрукты и овощи, которые
могут значительно отличаться в зависимости от уровня цен (т.е. от урожая),
времени их ввоза. Так, таможенная стоимость яблок, ввезенных в г. Томск из
Венгрии в октябре 1998 г., составляла лишь 30 процентов от справочной цены
на аналогичную продукцию, которая была зафиксирована в июле того же года.
В системе таможенного оформления также не предусмотрена процедура
корректировки таможенной стоимости, а тем более фактурной стоимости по
количеству после вывоза товара за рубеж. Она разработана только для
ввозимых товаров и утверждена приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.94.
Конечно, практически невозможно подготовить идеальный документ,
учитывающий все аспекты внешнеэкономической деятельности в свете требований
таможенного законодательства. Но на сегодняшний день, несмотря на действие
.Закона РФ "О таможенном тарифе", в Таможенном Кодексе РФ понятие
определения и контроля (корректировки) таможенной стоимости официально не
фигурирует, а только косвенно увязывается в части полноты начисления
таможенных платежей, осуществления таможенного контроля. Однако она
рассматривается, только как объективная сторона правонарушений при
заведении дела о НТП (ст.282 ТК РФ). Участниками ВЭД в некоторых случаях
справедливо ставится под сомнение правильность принятых решений
должностными лицами таможни.
Последующий контроль за правильностью определения таможенной стоимости
после выпуска товаров в свободное обращение в ходе проверок финансово-
хозяйственной деятельности участников ВЭД, т.е. второй этап осуществления
контроля, осуществляется
следующим образом:
• плановые проверки, которые проводятся на основании плана работы,
утвержденного руководителем таможни, по фактам возможных нарушений
таможенного законодательства, полученным в результате анализа
"сомнительных" сделок, выявленных как в ходе таможенного оформления, так и
из других источников оперативной информации;
• внеплановые проверки:
а) оперативные проверки, которые проводятся по факту выявления нарушений,
или перепроверки имеющейся информации;
б) тематической проверки по заданию регионального таможенного управления
или ГТК России.
Для расследования "сомнительных" сделок проводятся проверки после
выпуска товаров силами отдела КТСиВК, таможенной инспекции с привлечением
сотрудников отдела таможенных расследований в наиболее сложных случаях.
Проверкам финансово-. хозяйственной деятельности предшествует анализ
контрактов внешнеторговой деятельности участников ВЭД, который в свою
очередь позволяет выявить возможные нарушения таможенного и валютного
законодательства РФ.
Как показывает практика, основным видом нарушения при определении ТС, заявленной декларантом, является ее несоответствие данным бухгалтерского учета, что приводит во всех случаях к занижению ТС.
Например, оприходование товара в бухгалтерском учете производится, как
рекомендовано Федеральной службой по осуществлению контроля за "...
полнотой и своевременностью...". На практике оприходование производится по-
разному в зависимости от утвержденной системы бухгалтерского учета и от
опыта бухгалтера. В основном, оприходование производится на основе
выставленных счетов (ТТН), т.е. фактурной стоимости без учета всех
дополнительных расходов, которые определяют таможенную стоимость.
Списание дополнительных расходов по доставке товара (в основном.
транспортные расходы, страховка и др.) относится сразу же на издержки
предприятия (себестоимость).
Таким образом, при сравнении стоимости товаров по данным бухгалтерского учета и данным по ГТД (гр.12, 45) происходят несовпадения, которые расцениваются как занижение таможенной стоимости, т.е. нарушение таможенных правил по ст.282 ТК РФ. При этом необходимо "выискивать" в бухгалтерских проводках суммы соответствующих дополнительных расходов, относящихся к данному товару, что при большой номенклатуре товаров, сложно, не говоря уже о предприятиях с большими производственными оборотами.
Для единообразного толкования понятия "оприходование товаров в целях
бухгалтерского учета" необходимо параллельное согласование данного вопроса
с Государственной налоговой службой и Министерством финансов путем
разработки методологии с указанием конкретных бухгалтерских проводок в
зависимости от различных условий поставок, что подчеркивают как участники
ВЭД, так и сотрудники таможни.
2.3. Особенности взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации (на примере транспортных средств)
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет особый порядок
перемещения через таможенную границу России транспортных средств. Причем
для осуществления таможенного контроля важны цели такого перемещения,
которые можно разделить на две группы:
1. Перемещение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров
и товаров (ст.ст.18, 107 ТК РФ).
2. Перемещение транспортных средств в качестве товара (ст. 107 ТК РФ).
Перемещение, например, автомобиля как средства международных перевозок
осуществляется в соответствии с таможенными режимами, как правило,
временного ввоза (вывоза) или транзита. Их таможенное оформление проводится
в общем порядке за исключением одной особенности: лицо, перемещающее
транспортное средство, берет на себя обязательство об обратном вывозе
(ввозе) транспортного средства в установленные таможенным органом сроки.
Не вызывает затруднений таможенный контроль транспортных средств, перемещаемых юридическими лицами, поскольку их таможенное оформление осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применяемыми как к транспортным средствам, так и к любым другим товарам. Положениями о применении таможенных режимов порядок перемещения этого товара достаточно полно урегулирован.
Особые проблемы в трактовке требований нормативных документов возникают при осуществлении таможенного оформления транспортных средств физическими лицами, что послужило поводом для более полного анализа его особенностей.
В развитие норм Таможенного кодекса РФ, регулирующих порядок
перемещения транспортных средств через таможенную границу России
физическими лицами, в последнее время были приняты ряд подзаконных актов:
Постановление Правительства России от 18 июля 1996 г. N 808 "О порядке
перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской
Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной
коммерческой деятельности" , а также Приказы ГТК России от 18 октября 1996
года № 645 и от 30 января 1997 года № 35. Установленные этими документами
правила определяют порядок ввоза и вывоза транспортных средств,
перемещаемых физическими лицами в качестве товара.
Прежде всего. Постановление № 808 формализует отнесение ввозимого транспортного средства в качестве товара либо к торговому, либо к неторговому обороту, т.е. определение условий таможенного оформления в зависимости от цели перемещения и предназначения транспортного средства.
Физическое лицо может заявить к таможенному оформлению в торговом
обороте любое транспортное средство только после подтверждения статуса
индивидуального
предпринимателя. Вследствие этого на физическое лицо возлагаются те же
обязанности, что и на юридических лиц:
• декларировать товар с использованием грузовой таможенной декларации;
• выполнять общий порядок и условия тарифного (т.е.выплачивать совокупный
таможенный платеж) и нетарифного регулирования (например, представлять
сертификат соответствия на партию товара). Вместе с этим предприниматель
получает права:
• поместить транспортное средство под любой таможенный режим, если
выполняются условия такого помещения (например, заявить режим реимпорта
можно только для товаров, экспортировавшихся из России или СССР не ранее,
чем за десять лет до ввоза);
• воспользоваться таможенными льготами, если таковые предоставляются в
отношении заявленного таможенного режима (например, освобождение от уплаты
таможенных платежей при ввозе автомобилей российского производства,
зарегистрированных на территории бывших республик Союза ССР до 31 декабря
1991 года, не выплачивать таможенные пошлины, НДС и акцизы при реимпорте
российских автомобилей);
• после завершения таможенного оформления в режимах "Экспорт", "Выпуск для
свободного обращения" использовать транспортное средство в производственных
или иных коммерческих целях.
В случае неподтверждения физическим лицом статуса предпринимателя, как
это бывает в большинстве случаев, предполагается, что транспортное средство
предназначено для неторгового оборота, т.е. ввозится для личных целей. В
этом случае физическое лицо получает право:
• осуществить таможенное оформление в упрощенном порядке (путем подачи
таможенному органу краткого заявления);
• воспользоваться рядом льгот при уплате таможенных платежей.
Российские вести, N 47, 13.03.97
Вместе с тем, физическое лицо, не подтвердившее статус индивидуального
предпринимателя:
• теряет право перемещать транспортное средство под большинство таможенных
режимов, за исключением режимов уничтожения и отказа в пользу государства,
поскольку упрощенный порядок таможенного оформления фактически является
"внережимным";
• в ряде случаев теряет право использовать транспортное средство для
производственной или иной коммерческой деятельности, а также право
отчуждать это транспортное средство.
На порядок таможенного оформления в неторговом обороте существенно
влияет вид транспортного средства. Порядок таможенного оформления любых
транспортных средств, ввозимых в личных целях, регулируется "Общими
правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу
Российской Федерации". Для легковых же автомобилей (товарная группа 8703 по
ТЫ ВЭД СНГ) установлен особый порядок таможенного оформления (что
объясняется отнесением их к перечню подакцизных товаров), который
регулируется "Общими правилами перемещения через, таможенную границу
Российской Федерации транспортных средств физическими лицами. В дальнейшем
при анализе особенностей таможенного оформления транспортных средств
сравнение удобно вести в отношении групп 8703 (легковые автомобили) и 8704
(грузовые автомобили).
Поскольку процедура упрощенного порядка таможенного оформления для
всех видов транспортных средств одинакова, предметом анализа стала величина
таможенных платежей и условия предоставления льгот при таможенном
оформлении -транспортных средств в неторговом обороте. Льготы по уплате
таможенных платежей при ввозе легковых автомобилей предоставляются в
описанных ниже случаях:
• если физическое лицо стало владельцем транспортного средства на
территории бывшего Советского Союза до 31 декабря 1991 года;
• физическим лицам, переезжающим на постоянное место жительства в
Российскую Федерацию;
• беженцам и вынужденным переселенцам;
Те же категории физических лиц получают льготы по уплате платежей и при ввозе в Россию прочих транспортных средств. Кроме того, различной степени льготы (от-полного освобождения от уплаты платежей до уплаты платежей по единой ставке от 30 до 50 процентов от таможенной стоимости транспортного средства) предоставляются, если стоимость таких транспортных средств не превышает 10 тысяч долларов.
В настоящее время льготы по уплоте таможенных платежей стараются
получить граждане имеющие статус, ссылаясь на соответствующие законы: “О
статусе Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеры орденов
Славы” Некоторые суды общей юрисдикции на основании исков от данных лиц
обязывают таможенные органы оформлять транспортные средства на льготных
условиях. Однако ГТК РФ разослал в таможни телефонограмму от 24.01.2000 № Т-
1492 “О приостановке выдачи паспортов транспортных средств”, на основании
которой таможня временно не выдает ПТС на растаможенные на таких основаниях
автомобили. Однако это лишь полумера которая не закрывает полностью прореху
в нашем законодательстве. Это может исправить либо постановление Верховного
суда либо новый закон который вправе принять только Государственная Дума.
Как показывает анализ заявлений на таможенное оформление транспортных
средств, самыми "дорогими" с точки зрения уплаты таможенных платежей
являются легковые автомобили, минимальные платежи за которые составляют
64,3 процента таможенной стоимости.
Совокупный таможенный платеж при ввозе легковых автомобилей расчитывается
по следующей схеме:
1. Определение таможенной стоимости.
2. Исчисление таможенного сбора за таможенное оформление:
Величина таможенного сбора при оформлении автомобиля в личных целях
составляет 0,1 % таможенной стоимости. Таким образом сбор за таможенное
оформление на 100 условных единиц таможенной стоимости (100 у.е.) составит
0,001 100= 0,1 у.е.
3. Исчисление ввозной таможенной пошлины:
Ставка ввозной таможенной пошлины для товарной группы 8703 составляет 30 %
таможенной стоимости (но не менее 0,4...2,5 ЭКЮ за 1 куб. см объема
двигателя для различного класса автомобилей - так называемая,
комбинированная ставка таможенного тарифа). Таким образом минимальная
величина ввозной таможенной пошлины на 100 у.е. составит 30 у.е.
4. Исчисление акциза.
Ставка акциза по легковым автомобилям составляет 5% .
Сумма акциза исчисляется по формуле:
А
С = Н ————————, где 100%-А
100% -А
С- сумма акциза,
Н - объект обложения (таможенная стоимость, увеличенная на таможенную
пошлину и таможенные сборы),
А - ставка акциза в процентах. Таким образом сумма акциза составит:
(100 у.е. + 30 у.е. + 0,1 у.е.) х 5 : (100-5)= 6,847 у.е.
5. Исчисление НДС.
Ставка налога 20 %. В облагаемую базу включаются: таможенная стоимость,
ввозная пошлина, акциз.'
Таким образом, сумма НДС составит: 0,2 (100+30+6,847)= 27,369 у.е.
6. Исчисление суммы таможенного платежа.
Сумма таможенного платежа: 0,1 + 30 + 6,847 + 27,369 = 64,316 у.е. Кроме
того, процедура подтверждения заявленных в декларации на таможенное
оформление сведений постоянно усложняется. Так, если раньше не требовалось
предоставление сертификатов, подтверждающих страну происхождения
автомобиля, то с появлением в государствах СНГ совместных предприятий по
производству автомобилей для получения льгот необходимо выполнить ряд
условий.
Например, при ввозе автомобилей узбекского производства (моделей
"Нексия", "Тико и "Дамас"), выпускаемых на совместном предприятии
"UzDAEWOO", необходимо, чтобы одновременно:
• товар экспортировался резидентом Республики Узбекистан и ввозился
резидентом Российской Федерации с таможенной территории Республики
Узбекистан. При этом под резидентом понимаются организации, созданные на
территориях этих государств, либо физические лица, постоянное проживающие
на территориях этих государств;
• импортером представить декларацию-сертификат о происхождении товара по
форме СТ-1, выданный уполномоченным органом Республики Узбекистан, и
экспортную декларацию, оформленную таможенным органом Республики
Узбекистан.
Государственный таможенный комитет России неоднократно выходил с предложениями в Правительство Российской Федерации об упрощении процедуры таможенного оформления автомобилей, ввозимых физическими лицами для личных целей и об уменьшении величины полагающихся к оплате платежей, однако данное предложение отклоняется по мотивам поддержки российских производителей транспортных средств.
3. Определение таможенной стоимости в условиях работы Томской таможни.
3.1. Взаимодействие между структурными подразделениями Томской таможни при
доначислении и довзыскании таможенных платежей.
Основным направлением работы таможенных органов является совершенствование технологии взимания таможенных платежей и безусловное выполнение заданий по формированию ФБ.
В условиях снижения объёма производства и объёма внешнеторговых операций трудно выявить новые резервы роста доходов, поэтому всё большую значимость приобретает создание оптимальных схем таможенного оформления и таможенного контроля, слаженность и тесное взаимодействие всех структурных подразделений таможни.
Рассматривая проблему доначисления и довзыскания таможенных платежей в
Томской таможне, следует, прежде всего, отметить, что наиболее успешное
решение этой задачи зависит от того как налажена работа по профилактике и
предупреждению возникновения задолженности. И именно это направление в
Томской таможне в настоящее время отлажено наиболее четко. Это подтверждают
следующие цифры.
Так, за 1999год не было ни одного случая доначисления ТП, выявленных в ходе 100%-го вторичного контроля отделом таможенных платежей и отделом тарифного и нетарифного регулирования.
Отделом таможенной инспекции за 1999 год проведено 54 проверки ФХД участников ВЭД и не выявлено ни одного случая необоснованного предоставления льгот и других нарушений, повлекших доначисление ТП.
В ходе вторичного контроля отделом таможенной стоимости было выявлено несколько случаев занижения таможенной стоимости, однако в этих случаях доплата доначисленных ТП была произведена ещё на стадии проведения КТС.
Напротив, до выпуска товара, в процессе таможенного оформления произведено за 1999г. 153 КТС по 350 товарам, доначислено и полностью взыскано 660 тыс.руб. Принято более 100 решений по определению кода товара и признанию действительными сертификатов страны происхождения товаров, доначислено и взыскано 18 тыс.руб. Во всех случаях предоставления льгот, кроме товаров медицинского назначения, решение также принималось до выпуска товара коллегиально несколькими отделами.
Всего в 1999году включено в список должников по уплате ТП всего 2
организации. В обоих случаях задолженность образовалась в результате
предоставления освобождения от уплаты ТП по решению начальника таможни при
ввозе на территорию РФ товаров образовательного характера. Письменное
обязательство этих организации о предоставлении подтверждений
Минобразования России о характере изданий не было предоставлено в
установленный им срок. В результате составлен акт на бесспорное взыскание и
выставлено инкассовое поручение. Одна из задолженностей в настоящее время
уже погашена.
Большую помощь в распределении функций по учету и взысканию задолженности между структурными подразделениями таможни оказал ГТК, разработав, наконец, методические рекомендации, т.к. раньше всё, в том числе и розыск реквизитов и юридического адреса должника было на ОТП. И дело даже не в трудоёмкости этой работы, а в том, что задолженность обнаружена, акт оформлен, передан в ОТП, а пока появится возможность разыскать реквизиты, сроки уходят.
Очень сложно решался в Тоской таможне вопрос по передаче документов
для обращения взыскания через судебных приставов. В настоящее время схема
взаимодействия согласована со всеми структурными подразделениями таможни,
что позволяет организовано и слажено работать.
В результате, случаев возникновения задолженности практически нет, а если
она вдруг и выявляется, то часто взыскание производится отделом
обнаружившим недоимку путём добровольного погашения долга.
Проблема признания задолженности безнадёжной неоднократно поднималась
и может быть решена только на правительственном уровне, но тем не менее...
Затронув тему, имеющихся но этому направлению нашей работы проблем, хочется
остановиться ещё на одной из них. Почему очень сложно, а зачастую и
практически невозможно довзыскать доначисленные после завершения
таможенного оформления ТП? Просто предусмотренный действующим
законодательством порядок взыскания задолженности предусматривает
применение процедуры бесспорного взыскания только после уведомления
должника о необходимости погашения недоимки путём направления требования об
уплате. Естественно, если должник не собирается погашать задолженность, он
быстро обнуляет счета, да и имущество старается ликвидировать и, в
результате, взыскивать не с чего. Понятно, что какой-то срок для
добровольного погашения задолженности перед применением бесспорного
взыскания должен быть. Однако, можно было бы применить пока хотя бы
приостановление операций по счетам должника или арест имущества.
Это безусловно тоже компетенция правительственного уровня, но решение
этого вопроса могло бы снять массу проблем и позволило бы хоть немного
сдвинуть с мёртвой точки взыскание недоимок. А ведь это действительно
резерв увеличения собираемости ТП.
Далее хочется ещё высказать пожелание попробовать ЗСТУ своими силами или с
помощью ГТК разработать порядок взыскания недоимок по уплате ТП.
образовавшихся по незадекларированным товарам ( недоставка товаров,
реализация без ведома таможни и, т.д.). Ведь непонятна не только сама
процедура такого взыскания, но и не очень ясно. какие действия в этом
направлении законны, а какие нет.
Проблем, конечно, предостаточно, но резервы для успешной экономической
деятельности есть. Теперь важно использовать их с наибольшей отдачей.
Уровень организации работы постоянно совершенствуется и сегодня он уже
достаточно высокий. Но впереди еще многое можно и нужно сделать и, при
понимании этих проблем вышестоящими организациями это конечно возможно.
3.2. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара -которая используется в качестве базы налогообложения.
В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых товаров - это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.
С учетом этого становится понятным, почему в международной торговой
практике использование различных национальных методик определения
таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного барьера.
Это дает властям страны реальную возможность для усиления
протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.
В связи с этим правомерно встает вопрос: какая же стоимость товара
может быть принята в качестве базы для расчета таможенных платежей? Как
известно, экономика оперирует различными стоимостными категориями начиная
от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он продается
конечному потребителю, Очевидно, что на различных этапах продвижения
товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна, т.к.
будет включать различные ее составляющие. При этом каждая из этих
стоимостей рассчитывается по вполне определенным правилам и имеет свое
функциональное назначение.
1. Стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей
при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на
определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю. включает
соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и
рассматриваются в качестве таможенной стоимости товаров.
Так в случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму
выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров - к
таможенному режиму экспорта, применяется таможенная стоимость действующая
на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза).
При этом не учитывается фактическое состояние товара, то есть. изменения
его физических и других характеристик, которые мог претерпеть данный
товар, помещенный под таможенный режим «временного ввоза (вывоза)». Нужно
учитывать, что амортизационные издержки в зависимости от вида товара могут
составлять разный процент от таможенной стоимости данного товара.
Таможенная стоимость - это та стоимость, которая используется в целях
таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для
исчисления таможенных платежей. При изменении таможенного режима раннее
освобожденные от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость
и акцизов временно ввозимые (вывозимые)товары и транспортные средства будут
проводить таможенное оформление с полной уплатой вышеперечисленных
таможенных платежей. Поэтому необходимо учитывать амортизационные издержки
для более точного определения таможенной стоимости.
2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» закладывает основы для
обеспечения «справедливой, единообразной и нейтральной системы оценки
товаров». Установление единых для всех участников ВЭД , методов определения
таможенной стоимости, не зависящих от субъекта, их применяющего, ставит
всех участников ВЭД .в равные конкурентные условия. На практике обеспечение
нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено действующей схемой
подтверждения таможенной стоимости. Так, при наличии сделки купли-продажи и
соблюдения условий применения первого метода определения таможенной
стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), цены на товары в ряде
случаев остаются весьма низкими. Такие случаи характерны для участников
ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей. Анализ
наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на цену
сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и последующие проверки
финансово-хозяйственной деятельности полностью подтверждают принятую цену
сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен
на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет. При
существующей и развивающейся системе различных способов взаиморасчетов,
такие как, расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов,
которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения
данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД
появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля в
свою очередь не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены. В данном
случае считаем необходимым либо расширить перечень товаров с уровнем
минимальной их стоимости, либо предусмотреть обязательный перечень
дополнительных документов, необходимых для таможенного оформления при
определении таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами
(метод № 1). :
3. Следующим проблемным вопросом является определение таможенной стоимости
товаров, перемещаемых в качестве вклада в уставной фонд предприятий с
иностранными инвестициями или в качестве гуманитарной и технической
помощи, а также поставки товаров по сделкам купли-продажи в адрес
-взаимозависимых лиц. Письмом ГТК РФ от 05.05.97r, №07-11/8354 дано
разъяснение, что таможенная стоимость таких товаров определяется с помощью
методов 2-5. Затруднение вызывает оценка методами 2-6 товаров
технологического характера единичного производства, когда идентичных и
однородных товаров практически не калькуляция цен изготовителя данного
товара также не может быть представлена, экспертное заключение, в силу
специфики товара затруднено, соответственно изменить таможенную стоимость,
заявленную на основания предоставленных документов не представляется
возможным. В данном случае считаем необходимым ввести представление при
таможенном оформлении обязательного перечня дополнительных документов,
которые предусматривали бы экспертное заключение уполномоченных
Компетентных организаций.
4. Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при
предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок,
которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах.
Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при
таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Нелбходимо
законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых
скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для
применения при определении таможенной стоимости.
5. При поступлении товаров в результате досмотра обнаруживается его
несоответствие по количеству и качеству. Причем, как правило, между
покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления
отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений,
предусматривающих несоответствие по. количеству и качеству. Возникает
вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности
отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного
несоответствия при расчете таможенной стоимости. Особенно остро встает
вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло после
ввоза на таможенную территорию РФ. Следовательно необходимо внести
изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения
таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству
с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для
признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.
6. Проблема курсовой разницы, возникающая при несовпадении валюты цены и
валюты платежа. Если условиями контракта предусмотрены две валюты ( валюта
цены и валюта платежа), которые отражены в ПС ( ПСи ), при таможенном
оформлении товара в ГТД необходим) заявив фактурную и таможенную стоимость
в валюте цены. Однако при пересчете таможенной стоимости по курсу на дату
таможенного оформления в валюту платежа полученная величина будет
отличаться от суммы , подлежащей оплате по контракту , так как валютная
оговорка предусматривает иной курс пересчета . Таким образом , происходит
искажение информации, которое влечет за собой в некоторых случаях
занижение таможенной стоимости и, следовательно, уменьшение суммы
таможенных платежей . В данном случае возможно заявлять фактурную
стоимость в валюте, цены в соответствии с контрактом , счетом-фактурой и
ПСи , а при расчете таможенной стоимости использовать сумму в валюте
платежа . подлежащую уплате продавцу . пересчитанную в валюту цены по курсу
на дату таможенного оформления .
7. В счете, выставленном контрактодержателем при ввозе товаров, указана
сумма в нескольких валютах. Кроме того, к таможенному оформлению предъявлен
счет от непосредственного производителя, сумма которого превышает сумму,
указанную в счете контрактодержателя, Возникает вопрос на основе какой
суммы необходимо произвести определение таможенной стоимости товара.
Следует привести в соответствие суммы указанные в счетах-фактурах
контрактодержателя непосредственного производителя товаров. Декларирование
производится в валюте цены контракта .
Таким образом, дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, что безусловно даст возможности расширения реализации основных принципов исчисление базы налогообложения ввозимых товаров.
Таковы наиболее часто встречающиеся проблемы по определению таможенной стоимости, возникающие у сотрудников отдела таможенной стоимости и валютного контроля в процессе таможенного оформления товаров.
Литература
1.Конституция Российской Федерации.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации..
3. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»:
Федеральный закон от 10.01.97 № 12-ФЗ.
4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности': Закон РФ
от 07.07.95.
5. О закрытом административно – территориальном образовании: Закон РФ от
14.07.92 № 3297-1.
6. О таможенном тарифе : Закон Российской Федерации от 25.05.93.
7. О Государственном таможенном комитете РСФСР: Указ Президента Российской
Федерации от 25.10.91 № 161
8. О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР:
Указ
Президента РСФСР от 15.11.91. с изменениями, внесенными Указом Президента
РФ от
27.10.92.
9. О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской
федерации:
Указ Президента РФ от 18 июля 1992 года.
10. 0 неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной
границе
Российской Федерации: Постановление Совета Министров – Правительства РФ от
24 мая
1993 года.
11. О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу
Российской
Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной
коммерческой
деятельности: Постановление Правительства РФ 18 июля 1996 г. №808
12. 0 товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении
внешнеэкономической деятельности, и . о таможенном тарифе Российской Федерации: Постановление.
Правительства РФ от 27.12.96 № 1560
15. Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров,
ввозимых на территорию Российской Федерации: Постановление Правительства РФ
от 05.11,92 года № 856
16. 0 порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на
территорию
Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 3 декабря 1992 г. № 577
17. О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в
отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых
с территории Российской Федерации: Инструкция ГТК РФ № 01-20/741,
Госналогслужбы РФ № 16 от 30.01. 93.
18. О справочниках по различным видам автотранспорта: Письмо ГТК РФ от
14.12.94 № 01-13/14164
19. О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской
Федерации»:
Приказ ГТК РФ от 05.01.94 № 1
20. Об определении страны происхождения легковых автомобилей, производимых
в республике Узбекистан: Указание ГТК РФ от 19.12.96 № 01-14/14QQ29.
21. Об утверждении реестра банков и иных кредитных учреждений, которые
могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами: Приказ ГТК
РФ от 4 марта 1996 г. № 120
22. Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров,
ввозимых на территорию Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 05.01.94 №
1, приложение 1.
23. Но вопросу корректировки таможенной стоимости товаров по количеству и
качеству:
Указание ГТК РФ от 5 августа 1994 г.№ 01-12/83535.
24. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. – М.: Автор,
1995.- 288 с.
25. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. – М. Юрид.
лит.1996.- 384 с.