БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
кафедра социологии
Франклин Гиддингс «Основания социологии»
Реферат
Студента 2 курса отделения социологии Шукаева Алексея
Минск
2000 г.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Вступление
2. Книга первая. Элементы социальной теории
3. Книга вторая. Элементы и структура общества
4. Книга третья. Историческая эволюция общества
5. Книга четвёртая. Социальный процесс, законы и причины
6. Заключение
Вступление
Франклин Гиддингс (1841 – 1913 г.г.) – известный американский социолог,
представитель парадигмы психологического эволюционизма; автор таких работ,
как «Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898),
«Индуктивная социология» (1901), «Дескриптивная и историческая социология»
(1904). Ввёл в науку понятие сознания рода (the consciousness of a kind).
В данном реферате рассматривается одна из первых работ Гиддингса –
«Основания социологии», изданная на русском языке в 1898 году. Это
фундаментальный труд, состоящий из четырёх основных книг: «Элементы
социальной теории», «Элементы и структура общества», «Историческая эволюция
общества», «Социальный процесс, законы и причины». Таким образом, книга
посвящена структуре и истории развития социума и социальных отношений.
Книга первая. Элементы социальной теории.
Глава первая данной книги посвящена, собственно, понятию общества,
трактуемому автором как «собрание живущих в общении и сотрудничестве
индивидов, соединившихся или организовавшихся для какой-либо общей цели»;
также :«союз, организация, сумма внешних отношений, связывающих вместе
соединившихся индивидов»[1]. Общества подразделяются на следующие виды:
временные и постоянные (по продолжительности существования), добровольные и
принудительные (по способу поддержания целостности), естественные и
политические (по способу возникновения; здесь автор следует Бентаму,
отвергая теорию общественного договора, но признавая возможность
возникновения общества естественным путём в виде развившейся группы
«сознательных существ, в которой простой агрегат переходит в определённые
отношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и прочную
организацию»[2]).
Значительная часть главы посвящена истории социологии. Так, Гиддингс
выступает с критикой экономических теорий возникновения общества ввиду
того, что, на его взгляд, разделение труда не может служить основой для
возникновения общества.
В этой же главе впервые упоминается сознание рода (the consciousness of a
kind), детерминируемое автором как «состояние сознания, в котором всякое
существо … признаёт другое сознательное существо принадлежащим к одному
роду с собою»[3], что является следствием явлений впечатления и подражания.
Это понятие является для Гиддингса центральным в его работе; именно на
основе него разумное существо выделяет живое и неживое, разумное и
неразумное, виды и расы. Сознание рода в сумме с агрегацией (совокупностью
людей, объединённых исключительно общим временем и местом пребывания) даёт
ассоциацию.
Также в этой главе автор представляет своё виденье внутрисоциальной
деятельности: физический процесс, опосредуемый волевым выбором, порождает
следующий физический процесс.
Глава заканчивается выделением основных задач социологии. К ним Гиддингс
относит открытие: условий возникновения ассоциаций; закона, управляющего
социальным выбором; закона, определяющего «переживание» выбора (фактически
– естественный отбор).
Глава вторая посвящена определению места социологии среди наук. Так, по
степени общности Гиддингс ставит её после биологии и психологии, но ниже
того, что сейчас получило наименование специальных социологических теорий.
Здесь же даётся и собственно определение социологии – «наука психических
явлений в их более высокой сложности и противодействии; она есть наука
творческой эволюции социальной среды, благодаря которой приспособления
жизни и окружающие условия становятся взаимными»[4]. Также автор называет
её наукой «о взаимном приспособлении жизни и её среды», которая есть суть
наука «конкретная, описательная, историческая и объяснительная».
Третья глава посвящается методам социологических исследований (фактически,
это общенаучные методы, и социология, будучи конкретной наукой, должна
использовать их все). К ним Гиддингс относит: наблюдение, ретроспекцию,
классификацию, обобщение, индукцию, дедукцию. Как мы видим, в его понимании
социология являлась чисто теоретической наукой, разительно отличающейся от
её нынешнего понимания.
Основным методом получения научного знания автор называет наблюдение,
результаты которого подвергаются дедуктивной проверке. Также подчёркивается
важность верной классификации на основе дифференциации как единственно
возможного критерия. В противоположность дифференциации ставится обобщение,
сравнительное (одновременные события) и историческое (события происходили в
разное время).
Наконец, четвёртая глава первой книги посвящена проблемам социологии.
Гиддингс предложил структурировать их следующим образом: существуют
вторичные и первичные социологические проблемы; последние включают в себя
описательные и исторические подвиды.
К описательным проблемам относятся проблемы агрегаций, ассоциаций,
социального характера населения и классов.
Исторические проблемы есть суть проблемы эволюции общества от животной
стадии через антропо- и этногеническую стадию к стадии демогенической,
когда на основе племён зарождаются государства.
Книга вторая. Элементы и структура общества.
Первая глава этого раздела повествует о структуре населения. Так, в ней
рассматриваются понятия агрегации и конгрегации (общность людей, связанных
или не связанных между собой, возникшая в результате миграции; бывает
первичная и вторичная, временная и постоянная), более полно раскрывается
понятие «ассоциация» («физический процесс, начинающийся в простых видах
чувства и развивающийся, путём многих отношений, в деятельность»[5]),
постулируется автогенетивность социальных групп.
Значительная часть главы посвящена также социальным конфликтам. Как писал
сам Гиддингс, «групповые отношения суть вид конфликта. Всякая деятельность
есть столкновение… мыслей»[6]. Через конфликты реализуются два основных
двигателя прогресса: разрушение (conquest) и взаимоизменение (contention);
из первого проистекает второе (характерный пример – завоевание варварами
Рима). В качестве факторов конфликта автор выделяет понятия удара/нападения
и ответного удара/нападения.
Затем следует возврат к понятию ассоциации. Утверждается, что она
возникает, когда индивиды убеждены в том, что «они слишком подобны между
собою, чтобы пытаться покорить друг друга». Принцип подражания императивно
вызывает ассимиляцию, при этом более сильные примеры подавляют менее
сильные. Однако, с другой стороны, навязывание примера ведёт к антагонизму,
будит в людях инстинкт войны, а как следствие, внутри общества зарождаются
союзы в целях восстановления равновесия, что создаёт новые ассоциации. В
ходе данного процесса изменяется индивидуальная природа, что со временем
приводит к возникновению социальной природы, основной характеристикой
которой является толерантность.
Далее Гиддингс переходит к проблеме сущности классов. По его мнению, они
возникают на основе неравенства физических, умственных и нравственных сил.
Классы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся
жизненные («возникают из комбинации различных элементов в наследственности
и положении каждого индивида»[7]; существуют классы высокой, средней и
низкой жизненности, что определяется соотношением уровня рождаемости и
смертности), личностные (гении и таланты, норма, уроды), социальные
(определяются различиями социальной природы; по данному критерию можно
выделить четыре вида классов: социальные, отличающиеся высокоразвитым
сознанием рода и полезностью обществу; не-социальные, характеризующиеся
стремлением к индивидуализму; псевдо-социальные, в которые входят бедняки с
выродившимся сознанием рода, подражающие социальному классу;
антисоциальные, т.е. преступники).
Глава заканчивается определением выделением девиации как одной из основных
проблем практической социологии.
Вторая глава посвящена эволюции понятия социального разума. Автор выделяет
две основных составляющих данного явления: социальное сознание,
существующее во всех индивидах социума, и социальное самосознание,
возникающее на основе социального сознания путём рационального рассуждения
и проявляющееся в обмене мнениями через свободное обсуждение мнений
индивидов; на последние активно влияют общественные собрания и пресса,
церковь.
Основной категорией социального разума является социальная память как «та
сумма переданного знания и верования, которая известна как традиция»[8]. Её
можно подразделить на первичную (сюда входит память экономическая,
юридическая и политическая), вторичную (характерна только для сложившегося
общества; охватывает личную, эстетическую и религиозную память) и третичную
(характерна только для цивилизации; включает память теологическую,
метафизическую и научную). Юридическая память фиксируется в кодексах
(законах), политическая – в политике, научная – в идеалах, эстетическая –
во вкусах, религиозная – в вере.
Ещё одной важной категорией являются ценности, возникающие как соотношение
желаний, материального объекта и общественного мнения. Социальные ценности
«определяют социальную волю, поскольку её действие разумно»[9], т.е.
детерминируют социальный выбор.
Третья глава полностью посвящена эволюции социального состава общества.
Здесь выделяются следующие стадии: семья (полиандрия, затем полигамия и
моногамия), орда (несколько семей, отсутствие власти), племя (выделение
вождя) и народ, на основе которого возникает государство с внутренней
территориальной структурой.
В четвёртой главе рассматривается устройство общества; в первую очередь
анализируется такое формирование, как государство. Устройство общества
определяется как «организация его индивидуальных членов в специальные
ассоциации для достижения разнообразных социальных целей»[10].
Государство же объединяет в себе ассоциации политических интересов
(революционные и законные), ассоциации юридических интересов (как правило,
стоящие вне закона), ассоциации «физических нужд» (тресты, концерны и т.д.)
и ассоциации «мысли, чувства и поведения» (церковь, братства). Индивиды
объединяются в государство как представители следующих категорий: подданные
власти, созидатели общей власти, созидатели законной власти, агенты
законной власти. Первичная идея государства состоит в усовершенствовании
социальной интеграции средствами армии, дипломатии, судов, полиции.
Книга третья. Историческая эволюция общества.
Третья книга посвящается явлению ассоциации, которая, по мнению Гиддингса,
проходит следующие стадии: зоогеническую, антропогеническую,
этногеническую, демогеническую. Соответственно, книга подразделяется на
четыре главы.
Глава первая посвящена доказательству того факта, что в процессе развития
мозга и нервной системы у людей возникли и развились такие свойства, как:
- подражание
- симпатия [возможно, в оригинале подразумевалось сочувствие]
- антипатия
- идентификация
- «различение»
- координация
- сознательный отбор
Вторая глава описывает зарождение первичных форм человеческого общества. На этом этапе отсутствуют племена и кланы, а есть только орды. В то же время наблюдаются зачатки развития нравственности, возникает речь как система абстрактных знаков, первичная расовая дифференциация (здесь Гиддингс высказывает фактически расистскую точку зрения, заявляя, что белая раса произошла от двух других, низших). Появляются первые экономические, юридические, политические, анимистические, тотемные, эстетические и традиционные идеи.
В третьей главе рассматривается дальнейший процесс развития общества,
которое проходит следующие стадии: после семьи и орды следуют клан
(возникновение тотемов), племя (развиваются хозяйство, торговля, традиция
и, главное, военная организация), народ (характеризуется возникновением
культа предков, рабства, наследования власти, военной службы).
Четвёртая глава посвящена высшей форме развития общества – цивилизации.
Гиддингс выделил три стадии прогресса цивилизации. На первой ступени
отмечается низкий уровень внешних контактов ввиду постоянных войн. В ходе
второй стадии государственная власть централизуется, развиваются законы и
духовная культура. Наконец, происходит экономический взрыв; за ним следует
явное улучшение жизни масс.
Соответственно, выделяется три типа цивилизации: военно-религиозный,
либерально-законный и экономическо-этический.
В первом случае миграции и завоевания со временем сменяются осёдлостью;
возникают города как центры торговли; происходит первичное разделение труда
на ремёсла и сельское хозяйство. Племенная организация порождает
государство. Возникает идея территориального единства.
С момента наличия торговли, рабства, единства земель, ограничения
консерватизма начинается вторая стадия. Она характеризуется активным
развитием законов. Церковь отделяется от светской власти. Зарождается
конституционность.
Наконец, третьей стадии характерно стремление к улучшению социальных
условий (при этом Гиддингс подчёркивает, что социализм является утопией,
т.к. население растёт всегда быстрее производства). В обществе
устанавливается демократия. Город становится не только центром развития,
но и обителью пороков, застоя и т.д. Деревня же даёт ему «новую кровь».
Этической реакцией на засилье пороков является «этическая семья», для
которой долг стоит выше любви.
В итоге, идея прогресса подаётся как расширение сознания рода.
Книга четвёртая. Социальный прогресс, законы и причины.
Первая глава четвёртой книги освещает физический социальный процесс
эволюции, предшествующий психическим социальным процессам. Также
рассматривается влияние на общество других физических процессов, например,
«социальное население распределяется в соответствии с физическими
условиями»[11] со времён начала совместного поиска пищи.
Выдвигается идея единства любой энергии, в том числе и социальной. Энергия
и материя общества постоянно перетекают в энергию и материю природы и
обратно. Всё, что делается в обществе или обществом, совершается физической
энергией. Нервную энергию автор также отнёс к физической энергии.
Также с физическими процессами связывается физический принцип движения по
линии наименьшего сопротивления (например, расселение в дельтах рек).
В конце главы постулируется, что «быстрый рост и поспешно проводимые
реформы оказываются неизбежно непрочными, неполными, неудачными» ввиду
дисбаланса энергии. Таким образом, автор показывает себя консерватором.
Вторая глава раскрывает психические аспекты социальных процессов.
Ассоциация присутствия (чувства) и деятельность выделяются в качестве
фактов социальной эволюции. Психическим результатом ассоциации является
сформировавшаяся личность как биосоциальный продукт.
Направленность эволюции определяется соотношение страдания/удовлетворения.
При этом следует учитывать, что удовольствия деятельности сильнее
пассивных.
Особый вид ассоциации – ассоциация волевая, когда предводительство внутри
неё сменяется властью. К этому уровню развития свобода, с точки зрения
Гиддингса, возможна лишь в рамках, заданных законом.
Глава третья посвящена основным социальным законам.
Во-первых, (здесь автор ссылается на Тарда) подражание распространяется в
геометрической прогрессии. Во-вторых, подражания преломляются средой. Эти
законы определяют социальный выбор, который, в свою очередь, определяет
социальное поведение. Также они в значительной степени взаимодействуют с
этикой, познающей блага и их критерии, субъективные и объективные.
На основе всего вышесказанного Гиддингс выводит свои социальные законы.
Первый из них гласит, что «общество постоянно стремится усовершенствовать
свой тип сообразно преобладающему понятию идеального блага»[12]. Второй
закон постулирует, что население с гармоничным сочетанием интересов будет
всегда консервативно, а население с несходящимися интересами – радикально.
Идеалом же является равновесие этих позиций.
В конце главы утверждается, что «социология является истолкованием
социальных явлений посредством психической деятельности, органического
приспособления, естественного отбора и сохранения энергии»[13].
Последняя глава, являясь своеобразной квинтэссенцией всего, что рассматривалось ранее, посвящена определению природы общества. Будучи представителем психологического эволюционизма, Гиддингс определил общество как психический организм на физическом основании. Задачей же социологии является «узнать, каким образом развились социальные отношения и как они действуют на развитие личности».
Заключение
Итак, мы рассмотрели работу Франклина Гиддингса «Основания социологии». Что же нового внёс он в социологическую науку? Во-первых, это была одна из первых работ по возникновению и структуре общества. Во-вторых, было введено понятие сознания рода. В-третьих, были названы новы критерии выделения классов: жизненный, личностный, социальный. Однако, на мой взгляд, данная работа дала не слишком много для дальнейшего развития социологии.
Список использованных источников:
1. Литература:
- Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898)
- «Американская социологическая мысль» под ред. Добренькова (МГУ-94)
2. ВЕБ-САЙТЫ:
- http://www.stlcc.cc.mo.us/mcdocs/users/tcravens/groups.html - Social
Groups
- http://psychclassics.yorku.ca/Baldwin/Dictionary/A2defs.htm - DICTIONARY
OF PHILOSOPHY AND PSYCHOLOGY
-----------------------
[1] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.3
[2] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.4
[3] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.19
[4] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.57
[5] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.108
[6] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.109
[7] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.134
[8] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.150
[9] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.160
[10] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.180
[11] Фр. Гиддингс «Основания социологии» (М. 1898), стр.373
[12] «Американская социологическая мысль» под ред. Добренькова (МГУ-94),
стр.309
[13] «Американская социологическая мысль» под ред. Добренькова (МГУ-94),
стр.314