Министерство общего и профессионального образования РФ
Кубанский Институт Международного Предпринимательства и Менеджмента
Факультет Международного Предпринимательства и менеджмента
РЕФЕРАТ по предмету: «Концепции современного естествознания»
на тему: «Сущность и основные особенности научно-технической революции»
Выполнил: студент 1 курса
Хашиев И.И.
Научный руководитель:
Суятин Б.Д.
Краснодар
1998г.
План.
1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне
НТР. Предпосылки начала НТР. стр. 3
2. Научно-техническая революция и ее значение. Ускорение экономического роста. стр. 5
3. Проблема первая: Демографический взрыв. стр. 7
4. Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на демографический рост и пути решения. стр.10
5. Проблема третья: Война и Мир. стр.15
6. Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность. стр.16
7. Что же дальше? стр.18
Литература стр.20
1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне
НТР.
Предпосылки начала НТР.
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта:
самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми
паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых
стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и
отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно.
В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица
и кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому
же, ряд государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, и
начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-технический
прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все
более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в
локальных конфликтах (таких как русско-японская война), а затем применены
во время Первой Мировой Войны.
Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, понижения
уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и
голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,
падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только
Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.
Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия.
Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к
биржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот
кризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось на
треть, а каждый четвертый стал безработным. Все это привело к очередному
всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступила место
тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашистские режимы,
установившиеся в Германии и Италии, увеличив число военных заказов,
избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность в
народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднять
страну с колен. Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризацию
и был готов ликвидировать унизительные последствия Брестского мира. Таким
образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен .
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.
В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов
человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия
еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не
парадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-
1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии
человечества.
2. Научно-техническая революция и ее значение.
Ускорение экономического роста.
Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-
технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию
производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития
производства. Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших
научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой
и производством (к примеру, значительное продвижение в изучении структуры и
свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной
атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на
все стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная
автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого
применения ЭВМ (сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет
30 назад они привлекали всеобщее внимание); открытие и применение новых
видов энергии (начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных
электростанций и кончая новейшими разработками в области использования
энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли); создание и применение новых
видов конструкционных материалов (взглянув вокруг, мы можем увидеть,
что различные пластики активно вытесняют металл и древесину)
Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты: численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достигнет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70 миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний , что породило новую образовательную концепцию , известную как непрерывное образование . Также тенденцией в области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-
1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом
трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста
(см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли
построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении
демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам
гарантируется определенный уровень социального обеспечения и
благосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело к
росту роли государства, которое по мнению, сформировавшемуся в обществе
после войны должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя
| | | | | | |
|среднегод| | | | | |
|овые | | | | | |
|темпы | | | | | |
|роста | | | | | |
|ВНП, % | | | | | |
| |США |Германия|Япония |Англия |Франция|
|1900-1950|3,5 |1,9 |4,4 |1,4 |2,1 |
|1950-1970|3,9 |6,7 |9,6 |2,8 |5,3 |
Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевого жилья, пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но именно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТР привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления также стали спутником современного человека. Это создало дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду (к примеру, одноразовые пластиковые бутылки, которые просто не могут разложиться в природных условиях, оставаясь надолго лежать на многочисленных свалках) К числу отрицательных последствий НТР следует отнести существовавшую до распада СССР гонку вооружений: ведь именно благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить все живое на Земле. Однако следует признать, что бомбы сбрасывают политики и военные, а не ученые, и не их вина, что великие открытия используют в военных целях. К счастью, теперь вероятность атомной войны самая низкая за последние пять десятилетий .
Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, она породила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических проблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило большинство из них . В чем заключаются эти проблемы, в чем состоит их сложность и каковы наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсь объяснить далее. Итак:
3. Проблема первая:
Демографический взрыв.
В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных
препаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибиотиков), что было
успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией. Примерно
в то же время были предложены новые способы промышленного производства
вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными.
Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные
болезни как столбняк, полиомиелит и сибирская язва, значительно
сократилась заболеваемость туберкулезом и проказой .
После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовые дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности. Но в Европе смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века. Рождаемость приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей численности населения не очень сильно.
Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века.
Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в
странах третьего мира (а это, ни много ни мало, почти четыре пятых жителей современного мира) привело к небывалому за всю историю человечества
росту народонаселения (см. таблицу)
| Динамика | | | | |
|роста | | | | |
|населения по | | | | |
|категориям | | | | |
|стран, | | | | |
|млн.чел. | | | | |
| |1900 |1950 |1975 |2000(про|
| | | | |гноз) |
|Весь мир |1656 |2513 |4033 |6200 |
|Развитые |506 |751 |985 |1152 |
|страны | | | | |
|страны Азии |950 |1379 |2318 |3611 |
|Лат. Америка |64 |164 |323 |608 |
|Африка |130 |219 |406 |828 |
Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсов
Земли. Очевидно, что рост не может быть бесконечным в конечном
пространстве. Если темпы роста населения сейчас хоть медленно, но
снижаются, то абсолютный прирост населения растет : в 1988 году прирост
составил 86 млн. человек, а уже в 1991 90млн. В наше время переживает
второе рождение мальтусианство, которое рисует мрачные картины грядущего
истощения ресурсов и экологической катастрофы (Вот пример, подтверждающий
выводы мальтусианцев: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в
2.6 раза и достигший максимального значения на душу населения (346 кг), с
тех пор почти не растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т. А в расчете на душу
населения он упал на 9%)
Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего роста потребления ресурсов просто самоубийственно (этот путь ведет к экологической катастрофе), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты, необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь определенном уровне.
Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему
мнению, рано или поздно придется создать, к примеру, на базе ООН или другой
международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем более
что эффективную политику снижения рождаемости можно получить, изучив пример
Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать
деятельности этого комитета (им не выгоден рост нищеты в собственных
странах), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из
бедных стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могут
сыграть соображения религиозного и политического характера, так что очень
важно повышение уровня образования в развивающихся странах.
Существенной особенностью современной демографической картины мира является то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира, и, как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах. Но не надо думать, что все беды человечества происходят из-за быстро растущего населения развивающихся стран и, как следствие, роста давления на экосистему Земли. Если средний американец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец, кошка в Англии потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то виновниками возможных экологических и социальных катастроф будут, прежде всего, развитые страны (загрязняющие окружающую среду и не помогающие бедным странам) и отсталость стран 3-его мира. Именно нищета и отсталость порождают во многом демографический рост.
4. Проблема вторая:
Нищета и отсталость.
Их причины, влияние на демографический рост и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как
видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают,
что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,
регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира
совершенно иная, ибо более половины человечества живет в нищете и бедности,
а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в
день. От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой
страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП
Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными
странами составляет 10 - 20 раз. Вот некоторые данные характеризующие
диспропорции развития стран :
| | | | | | | |
|Показате| | | | | | |
|ли | | | | | | |
|социальн| | | | | | |
|о-эконом| | | | | | |
|ич. | | | | | | |
|развития| | | | | | |
|в конце | | | | | | |
|80-х | | | | | | |
|годов | | | | | | |
|Страна |ВНП на |продолжи|дет. |Грамотность|Потреблени|кг нефти|
| |душу |т. |смертность|взрослых, %|е калорий|на 1чел.|
| |населения,|жизни, |на 1000 | |на 1 чел. | |
| |дол |лет |рожд. | | | |
|США |17480 |75 |11 |99 |3682 |7193 |
|Бразилия|1810 |67 |60 |78 |2675 |830 |
|Индия |290 |57 |94 |43 |2126 |208 |
|Эфиопия |120 |51 |116 |5 |1704 |21 |
Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран?
Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими
факторами. Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны
третьего мира. Монокультурная направленность сельского хозяйства (к
примеру, выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане),
отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитие
инфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в
развитии бывших колоний. К тому же, весьма заметное влияние внешнего
фактора в лице США и СССР, а также проведение политики неоколониализма,
очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным
конфликтам (Корея, Вьетнам). Во всех развивающихся странах ( кроме стран
Латинской Америки ) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость,
когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценности
противоречили местным патриархальным устоям .
Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует, прежде всего, выделить перенаселенность. Прямая связь между нищетой и демографическим взрывом видна в глобальном масштабе. Африка - континент, находящийся в самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы роста населения, и, в отличие от других континентов, они там пока не снижаются. При среднегодовых темпах роста населения 3% производство продовольствия там растет лишь на 2% в год. Если учесть, что в большинстве стран не так давно закончились социалистические эксперименты, вызвавшие спад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий в африканском городе безработный, то становится понятна глубина кризиса охватившего континент.
Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население сокращается на 1 млн. человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызвать рост населения. Но дело в том, что Россия и Африка относятся к разным цивилизационным системам и уровню социально-экономического развития, и одни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположным результатам . В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь большее число детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они с малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы. Как это на первый взгляд ни странно, детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу, чем взрослым, так как их труд оплачивается гораздо дешевле. При отсутствии какого либо социального обеспечения со стороны государства ,дети- это единственная опора родителей в старости . Так замыкается порочный круг : нищета - быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения .
На момент обретения независимости отсталые страны не имели
технического и научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшем
случае, одной трети населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчас
неграмотность - одна из проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с
75% мирового населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых
затрат на эти цели. В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий фактор
развития производства ,низкий уровень образования, отсутствие инженеров,
врачей, учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие
промышленности и сельского хозяйства , медицины и культуры .
Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Для
сравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в
США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования,
связанные с применением удобрений, различной спецтехники и новейших
достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное
земледелие, то США являются крупнейшим в мире производителем и
экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки
могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии. Но НТР не
обошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер по
мелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х культур, получившему
название « зеленая революция », в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила угроза голода .
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на
сырье в долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию
высоких технологий, в результате чего страдают в первую очередь
развивающиеся страны. Впрочем, бывают и исключения: предпринятое
организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в 1973 и в 1979 годах
повышение цен на нефть привело к резкому росту доходов этих стран. Однако
более всего от « нефтяного кризиса » пострадали не развитые страны, а
другие страны 3-его мира, поскольку сокращение спроса на сырье больнее
всего ударило именно по ним. Это привело к тому, что внешний долг этих
стран начал расти. Огромная внешняя задолженность- одна из причин
отсталости, так как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на
выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны),
развивающиеся страны не могут
|Некоторые | | |
|страны с | | |
|крупным внешним| | |
|долгом (конец | | |
|80-х годов) | | |
|страна |Размер |отношение внеш. |
| |внешнего |долга к ВНП,% |
| |долга | |
|Бразилия |111 |32 |
|Мексика |102 |63 |
|Чили |21 |101 |
|Филиппины |28 |66 |
направить значительные средства на развитие медицины и образования, вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это подтверждает статистика: если в среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы экономического роста составили 3,9% то в странах с большой задолженностью этот показатель составил лишь 1,1% .
Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его мира, проблема внешней задолженности), по моему мнению, развивающимся странам можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации стран 3-его мира (например, они обладают лишь одной третью голосов в различных международных экономических организациях). Да, конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без благотворительности развитых стран, но чего бы стоили эти « азиатские драконы » без многомиллиардных иностранных инвестиций. Но, к примеру, большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать условия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность, дешевая, но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной экономики. То есть, без значительной помощи развитых стран не обойтись. В настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но, учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд. долларов, что равно всему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет ситуацию. И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то можно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и социальных диспропорций между странами.
5. Проблема третья:
Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено в пепел ,а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз.
Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью,
после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило
благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров
между США и СССР, а также по причине распада последнегo, угроза ядерной
войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю,
что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран
обладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже в
состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшую
угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у
власти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к
примеру ООН, за всеми разработками в этой области.
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и усовершенствованные « классические » виды вооружений. После второй мировой войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим жертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем введения в район нестабильности « голубых касок » пресекать набирающие обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.
Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются демократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные перевороты и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические методы борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политической культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .
6. Проблема четвертая:
Рукотворные катастрофы.
Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойные
ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора
,защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально
разрушены . На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные
элементы ,которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые
ветром и дождями ,они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв.
километров с населением не менее 800 тысяч человек !
Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики, инженеры ,создавшие далеко не совершенный реактор ,операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоря конкретнее , виноваты были все мы .
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными
катастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля
1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз
сильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам
метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую
человек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не
справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные
районы Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в
результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной
коры). Человек - царь природы. Это «мудрое » изречение привело к осушению
Арала и наступлению пустынь . В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5
плодородного слоя земли . Наступление пустыни привело к появлению
миллионов экологических беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1
миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении
природой. В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 году
во Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки
Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5
млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная
среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться.
Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании
АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал
«занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире.
Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же
чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России
на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек ,чем погибло за все годы
войны в Афганистане ! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах
и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе
взятых.
7. Что же дальше?
Так что же ожидает человечество далее: решение проблем НТР или их
усугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полной
уверенностью утверждать ,что будет продолжаться демографический взрыв,
благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . По
прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI
века на уровне 10 - 12 млрд. человек . Вопрос состоит в том ,выдержит ли
Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической
катастрофе.
Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровень жизни среди большинства жителей стран 3 - его мира, тем быстрее они перейдут от традиционного режима воспроизводства (высокая смертность - высокая рождаемость) к современному (низкая смертность - низкая рождаемость). А пока на переходный период следует ,во избежание необратимых последствий перенаселенности, ввести административно - репрессивный контроль за рождаемостью ( по китайскому образцу ) .
Следует также отметить, что выравнивания диспропорций в развитии различных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем. Причиной этого является то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных проблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается : темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихся стран, и пропасть между этими странами увеличивается .
По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа
межгосударственных конфликтов, но роста сепаратизма и конфликтов,
связанных с ним. Это во многом связано с ростом национального самосознания
народов. Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе
) также будут укрепляться . Эти два взаимообратных процесса приведут к
тому ,что вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций (
наподобие ЕЭС ) ,состоящих из стран объединенных в таможенный,
экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в вопросах
культуры ,религии и внутренней политики .
В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все
более, в связи с истощением ресурсов, будут использоваться
ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Компьютерные сети, все
более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного
общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже частично живое общение
( как это сделал не так давно телефон ) .
В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все же
представляющее более высокую ступень развития, чем сейчас. Но это при
условии, что мир не придет к экологической или социальной катастрофе.
Именно возможность таких катастроф, а также глобальность многих процессов -
вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытается
контролировать эти процессы, глобально означает, что мы сейчас находимся
на пути от традиционных взаимоотношений природы и общества их
противопоставления (Человек - царь природы) к ноосфере - взаимоотношениям
на основе разума и целостности всего мира.
Литература:
1) География. Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией С.Исмайловой
Москва. Аванта+. 1994
2)Биология. Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией
С.Исмайловой . Москва . Аванта+. 1994
3)Экономикс. Р.Макконнел, Л.Брю .11-е издание. Москва .Издательство
«Республика» . 1995
4)Д.Долан. Макроэкономика. Санкт-Петербург . Литера плюс .1996
5)Страны мира. Справочник под редакцией Р.Иванова .Москва .
Политиздат.1989
6)Человек и Общество. Современный мир .Учебник для 11 класса . Под редакцией В.И. Купцова .Москва . Просвещение .1994
7)Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997
8)Горелов А.А. Концепции Современного естествознания, Москва. 1997
9)Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания, Москва, 1997