Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус
самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и
разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы
догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие.
Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала
развиваться.
Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об
обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт,
крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях
— “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал
рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных
явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько
сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения
позитивистских взглядов и концепций , получило дальнейшее развитие в трудах
его последователей.
Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.
В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии,
являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная
структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное
мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной
исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология
возникла в ответ на потребности общественного развития.
Социология личности оперирует категориями, которые нередко
рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание,
социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности
социологического анализа.
Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в
виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс
становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей
совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной
деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно
говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и
поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека
определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые
осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и
заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется,
полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что
процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе
говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и
творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему
обществом.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По
Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии,
стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль
личности, на основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный
оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом
“развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого
происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом
процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связанна с
определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,
анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их
последующей перестройке в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная ( от рождения до 2 лет),
операциональная ( от 2
до7), стадия конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия формальных операций
( с 12 до 15 ). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс
социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что
социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими
моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то
время, как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с
мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой
социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы
детства: отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,
родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные
различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и
опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида
другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с
самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим
собой, контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс, с помощью которого усваиваются спецфические элементы культуры,
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального научения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в
семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии
обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института
долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за
воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи,
переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного
порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой
и общественно-социальной жизни.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают
характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое
представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения
жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс
социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов ,
отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу ?
Мощным инструментам социализации личности высту
пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими
осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его
формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как
созидательных, так и разрушительных задач.
И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно- политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-
первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости
намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует
постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в
обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и
ответственность человека при решении как общественных , так и личных
проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это
настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может
усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются
объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не
смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое
стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть
превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для
общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?
И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны
ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние
национальных особенностей оказывается решающим фактором, который во многом
определяет облик общественных и политических движений. Феномен
национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о
поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел
к необходимости более глубокого понимания социально-психологических мотивов
признания его особого места в общественной жизни каждого народа, каждой
нации и национальности и каждого отдельного их представителя.
Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт
сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и
т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и
поведении людей.
На путях социализации человека серьезным препятствием являются различные формы ложного сознания, проявляющегося в мифотворчестве, в извращенных формах реально функционирующего сознания.
Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных
коров”, которые были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось только их
неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения
, как “загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное
равенство” и “дружба народов”, а также такие перлы, как
“экономика должна быть экономной” , “единодушная признательность “ , “долгие, продолжительные
аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-
ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме принес
разочарование и утрату той перспективы, которая питала людей в их
стремлении к благополучию и счастью.
Не меньше бед принесла и показуха. В сознании работников распространилось стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” . работе. И чем больше бездельничал человек, тем больше он старался продемонстрировать видимость работы. Брались и провозглашались обязательства, которые никогда не доводились до конца, формировались рекламные группы для показа ”достижений”.
В этих условиях, как реакция на деформированные виды общественного сознания, не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от реальной жизни, экстремизм, мистика, паразитирование на тревогах и бесперспективности повседневной жизни.
Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий. Но именно знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации, пути к подлинной социализации человека.
Процесс социализации, и особенно такие его субъективные факторы как пропаганда и воспитание, требует тщательного анализа усилий всех организаций, причастных к его осуществлению.
В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие ( или происходящие) изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
В условиях противоречивых действий, путаницы идей и доктрин, взаимных обвинений и упреков общественное сознание не могло не прийти в состояние растерянности и замешательства, Перед человеком встали по существу две альтернативы — либо стать приверженцем одной из доктрин, либо прикрыться удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на его пути , отравлено пропагандой, Но данная ситуация не является выходом из создавшегося положения — она лишь усложняет его, создает серьезные помехи на пути социализации человека.
В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно переплетаясь и взаимодействуя с ней, выступает воспитание. Оно придает качественную определенность другим структурным элементам социализации, характеризует ее цель, направленность развития духовных процессов и явлений.
Если исходить из сущности воспитания, то оно связано прежде всего с субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой, ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание тем и сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.
В социологии накоплен большой опыт проведения социологических
исследований по проблемам воспитания. Некоторые из них, например по
трудовому , политическому, нравственному воспитанию, насчитывают сотни
наименований. Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные
исследования. Но всем им — даже самым лучшим — была присущна ориентация на
должное, а не на сущее , а это неминуемо рождало целую серию издержек,
ограничивало их результативность и действительность. Значительный вред
воспитанию нанесла односторонняя, однобокая ориентация только на
официальные установки, монополизм в определении ее ориентиров со стороны
КПСС .
Таким образом, изучение таких средств социализации, как пропаганда и воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры, науки, народного образования, семьи дают возможность обогатить наши представления о путях становления и развития личности.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при
достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется
обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе
социализации возможны сбои, неудачи.Проявлением недостатков социализации
является отклоняющееся (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии
чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу
нравственных пороков, отступление от принци пов, норм морали и права. К
основным формам отклоняющегося поведения принято относить
правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию,
самоубийства.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными интересами. Дивиантное
поведение — чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных
жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неувуренности и
напряжения через определенные компенсаторные формы.Однако дивиантное
поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со
стремлением личности к новому, передовому, попыткой определить
консервативное , мешающее двигаться вперед.
Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается неизменным. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение вперед.